Мост это линейный объект или нет
Перейти к содержимому

Мост это линейный объект или нет

  • автор:

Линейные объекты

Сооружения, физически занимающие часть земной поверхности, отражение которых в масштабе изготовляемого плана позволяет отразить только их продольные размеры.

Под линейными объектами капитального строительства понимают сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии. К ним можно причислить также и мосты, туннели, сооружения метро, фуникулеры и т.п., т.е. любые объекты, длина которых значительно превышает их ширину.

Линейный объект

Линейный объект чаще отличаются масштабностью, охватывая значительные расстояния, иногда даже в нескольких регионах страны. И когда речь идет о крупных подобных объектах строительства, то принадлежность их к линейным объектам не вызывает сомнения. Но вот при более мелких и локальных работах могут возникать спорные ситуации. К примеру, даже реконструкцию участка дороги с установкой автобусной остановки можно при желании причислить к работам по устройству линейного объекта.

Равно как небольшие участки водопровода можно оформить, как подведение коммуникаций к жилым или общественным зданиям. Иными словами, иногда сложно провести четкое разграничение между линейными и площадными объектами. Порой линейные объекты бывают совмещены. К примеру, сам по себе трубопровод будет являться линейным сооружением, а вот обслуживающие его подстанции – площадным.

Линейный объект всегда будет сооружением, а не зданием. Предназначается для различного вида производственных процессов, перемещения как людей, так и грузов, непостоянного нахождения людей, а также сохранения продукции; имеет несущие, а иногда и ограждающие элементы в конструкции. Относительно поверхности земли линейный объект может быть наземным, подземным и надземным. По назначению можно вывести транспортные коммуникации, системы коллекторов (ливневых и канализационных), каналы по водоснабжению, орошению земель, линии связи, трубопроводы для нефтепродуктов, газа, воды.

Интересный вопрос: являются ли инженерные сети объектом капитального строительства?

являются ли инженерные сети объектом капитального строительства

Как правило, строительные объекты классифицируются по огромному числу критериев. Таким, образом, список получается весьма обширным. В данном разнообразии общественных и жилых построек, сооружений и зданий разобраться довольно нелегко. Являются ли инженерные сети объектом капитального строительства – вопрос, который интересует многих. Инженерные сети, как и трубопроводы, коммуникации, линии связи, электропередач, мосты, туннели, автодороги — линейные объекты капстроительства.

Инженерные сети, как линейный объект: что это?

Линейным в строительстве называют объект, у которого длина больше ширины в разы. К данной группе объектов капстроительства относятся разнообразные инженерные сети, дороги, трубопроводы, тоннели, канатная дорога, метро и пр. Ломаная кривая, которая именуется полилинией и может пересекать саму себя – то, чем формируется расположение линейного объекта. Как правило, линейные объекты отличаются большой масштабностью, могут охватывать значительное расстояние и, порой, даже находиться в нескольких регионах. Если рассматриваются крупные объекты строительства, их принадлежность к линейным объектам сомнений не вызывает. Однако в случае проведения локальных работ, могут возникнуть спорные ситуации. Например, реконструкция участка дороги, монтаж остановки могут быть причислены к устройству линейного объекта. Также, как и небольшие участки водопровода могут оформляться как подведение коммуникаций к зданиям. То есть иногда линейные объекта могут совмещаться: сам трубопровод – линейное сооружение, а обслуживание его подстанции – площадное.

Какие законы регламентируют проектирование, местоположение и возведение инженерных сетей?

При проектировании и определении местоположения таких конструкций, как инженерные сети, применяется ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». А Градостроительный и Земельный кодексы РФ, закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» — то, на основании чего получают документы, разрешающие возведение линейных объектов.

Какие инженерные сети считаются отдельными линейными объектами?

Инженерно-технические сети, которые в силах обеспечить два и выше объектов капитального строительства, не относятся к отдельным объектам капстроительства с функциональной точки зрения. Именно такие инженерные сети рассматриваются как отдельный линейный объект. Хотите знать, являются ли инженерные сети объектом капитального строительства? Специалисты ООО «СК ЕВРОМОНТАЖ» ответят на ваш вопрос!

  • Системы отопления
  • Водопроводные и канализационные сети
  • Системы вентиляции
  • Наружные сети водоснабжения
  • Наружные сети теплоснабжения
  • Наружные сети канализации
  • Горизонтально направленное бурение

Комментарии

добрый день. не могли бы Вы более аргументировано разъяснить свою позицию? со ссылками на конкретные пункты конкретных документов? в экспертизе тоже не знают однозначно, является ли мост (или пешеходный переход) линейным объектом, и от случаю к случаю мы делаем проектную документацию то по разделу II, то по разделу III.

Пользователь, 20 августа 2014

Александр, добрый день!

Градостроительный кодекс РФ (статья 1 п.11) понимает под линейными объектами такие объекты как: сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и др. Мосты и пешеходные мосты в данном перечне отсутствуют. В Постановлении Правительства РФ № 87 мосты также не причислены к линейным объектам.

В то же время, как показывает практика, экспертиза относит данные сооружения как к Разделу II, так и к Разделу III Постановления Правительства РФ № 87.

По нашему мнению, пешеходный переход необходимо относить к Разделу II Постановления Правительства РФ № 87.

Администратор, 25 августа 2014

Здравствуйте! Вот вы пишите.

Info: Градостроительный кодекс РФ (статья 1 п.11) понимает под линейными объектами такие объекты как: сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги,

а если рассмотреть ситуацию, что на мосту дорога. и не просто дорога, а федеральная трасса

Пользователь, 19 ноября 2014

Ирина, добрый день!

Линейный объект — сооружение инженерной, транспортной инфраструктуры протяжённого характера, самостоятельный инвентарный объект, в соотношении размеров которого длина на порядок превосходит его ширину (автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, связи, трубопроводы и др.).

Однозначного отнесения мостов к линейным или нелинейным объектам в действующей нормативной документации нет. Однако объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. Например, автомобильная дорога в установленных границах включает в себя земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки и т. п.), другие, относящиеся к дороге, сооружения — ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 метров.

Мосты длиной свыше 10 метров, трубы, линейные и гражданские здания в дорожном хозяйстве являются самостоятельными объектами (сооружениями).

Следовательно, по нашему мнению, к линейным объектам относятся только мосты автомобильных дорог длиной не более 10 метров.

Администратор, 26 ноября 2014

На почтовый адрес нашего сайта нам пришел вопрос по этому ответу экспертов.

Публикуем и вопрос и ответ экспертов из Глав-Эксперта.

Вопрос: В связи с выходом Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» просим разъяснить, требования какого раздела (II или III) указанного Положения следует учитывать при разработке проектной документации на реконструкцию железнодорожных мостов? Просим разъяснить, относятся ли железнодорожные мосты к линейным объектам?

Ответ: Железнодорожный мост находится в инфраструктуре линейного объекта. При этом в составе полосы отвода выделяется участок для работ по данному объекту – с выдачей соответствующего градостроительного плана (ГПЗУ), в соответствии положениями Градостроительного кодекса ст.1 п11,14 [1].

Реконструируемый железнодорожный мост (особо опасный, технически сложный объект) относится к объекту капитального строительства, что определяет необходимость применения Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521 см. п.п. 23,33,67 [2].

При разработке проектной документации на реконструкцию железнодорожного моста следует учитывать требования раздела II Положения к ПП РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» [3]. .

Используемые нормативные источники:

  1. Кодекс 190-ФЗ Градостроительный кодекс Российской Федерацииот 29 декабря 2004 года гл.1.
  2. ПП РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
  3. ПП РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», раздел II.

Виды линейных объектов и их капитальность

Проблематика строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов имеет свои особенности в земельном и градостроительном праве, начиная от определения линейного объекта и его видов и заканчивая вопросами подготовки к строительству указанных объектов. В различных законодательных актах неоднократно предпринимались попытки дать определение «линейного объекта», в котором были бы отражены критерии признания объекта линейным. К таким критериям могла быть отнесена протяженность объекта, его пересечение границ территориальных зон и населенных пунктов и др. Однако все предложенные в законодательстве определения по-сути представляют открытый перечень видов линейных объектов. В частности, практически идентичные перечни линейных объектов содержатся в статье 1 Градостроительного кодекса РФ и в пункте 6 части 1 статьи 7 Федерального закона 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»:

пункт 101 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации пункт 6 части 1 статьи 7 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»
линии электропередачи, линии связи (в т.ч. линейно- кабельные сооружения), трубопроводы, железнодорожные линии автомобильные дороги, — — и другие подобные сооружения. линии электропередачи, линии связи (в т.ч. линейно- кабельные сооружения), трубопроводы, железнодорожные линии, дороги, нефтепроводы, газопроводы, другие подобные сооружения.

Совершенно иной перечень линейных объектов приведен в статье 51.2 Водного кодекса РФ, который состоит из мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи и других линейных объектов. Кроме того, ряд иных законодательных актов содержит также следующие виды линейных объектов: линейные объекты водоснабжения и водоотведения, опоры воздушных линий связи и электропередачи, кабельные линии связи и электропередачи, трубопроводного транспорта, объекты электросетевого хозяйства, тепловые сети, водопроводные сети, сети водоотведения, линии и сооружения связи, линейные объекты системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Большинство перечней линейных объектов, приведенных в федеральных законах носят открытый характер и содержат отсылку к «другим подобным объектам». В этой связи приходится признать, что до последнего времени в законодательстве не только отсутствовало четкое определение понятия линейного объекта, но также отсутствовал и полный перечень видов таких объектов. Ситуация несколько меняется с вступлением в силу Классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения реестра заключений экспертизы проектной документации ОКС), утвержденного Приказом Минстроя России от 10 июля 2020 г. N 374/пр (далее – Классификатор). Указанный приказ хотя и применяется для целей, прежде всего, архитектурно-строительного проектирования, но при этом содержит довольно внушительный перечень зданий и сооружений, которые относятся к объектам капитального строительства (ОКС). Практически, с принятием указанного приказа Минстроя России появился перечень ОКС, состоящий из 4 715 объектов, поделенных на 28 групп, в котором каждому виду объекта строительства присвоен свой уникальный цифровой код. Конечно, в Классификаторе ОКС содержатся и здания для сушки винограда, и объекты индивидуального жилищного строительства и, что важно, линейные объекты, которые относятся к объектам капитального строительства. Таким образом, в российском законодательстве с принятием Классификатора появилась гораздо большая четкость в видах линейных объектов и их количестве, что хорошо видно в таблице ниже:

Вид линейного объекта Группа/Вид объекта строительства/ код объекта
линии электропередачи Электрические сети: 20 видов от 16.5.1.1 до 16.5.1.20 Сооружение воздушной линии электропередачи (16.5.1.17)
линии связи (в т.ч. линейно-кабельные сооружения) Кабельные линии связи с волоконно-оптическим кабелем:7 видов от 22.1.5.1 до 22.1.5.7, в т.ч. Сооружение подводной волокно-оптической линии связи
трубопроводы Трубопроводы для транспортировки аммиака и других сред: 3 вида от 20.6.1.1 до 20.6.1.3 Трубопроводы СУГ, СПГ: 3 вида от 20.7.1.1 до 20.7.1.3
железнодорожные линии Железнодорожные пути: 4 вида от 20.3.1.1 до 20.3.1.4
нефтепроводы Нефтепроводы, нефтепродуктопроводы: 7 видов 20.4.1.1 — 20.4.1.7
газопроводы Газопроводы: 7 видов от 20.5.1.1 до 20.5.1.8
автомобильные дороги Автомобильные дороги вне НП: 3 вида от 20.1.1.1 до 20.1.1.3 Автомобильные дороги в НП: 7 видов от 20.1.8.1 до 20.1.8.7
мосты Мостовые сооружения: 22 вида от 20.10.1.1 до 20.10.1.22 Газораспределительные сети: 16.6.1.6

В Классификаторе приведено 84 вида линейных объектов, которые относятся к объектам капитального строительства и при проектировании которых необходимо устанавливать конкретное название, соответствующее виду объекта в Классификаторе. Кстати, приведенный выше перечень линейных объектов из Классификатора следует дополнить еще рядом объектов, которые также относятся к линейным объектам и имеют общее название -инженерные системы.

Вид линейного объекта Группа/Вид объекта строительства Код объекта
Инженерные сети населенных пунктов Газораспределительная сеть 19.7.3.1
Инженерные сети населенных пунктов Канализационная сеть 19.7.3.2
Инженерные сети населенных пунктов Сеть теплоснабжения 19.7.3.3
Инженерные сети населенных пунктов Сеть электроснабжения 19.7.3.4
Инженерные сети населенных пунктов Сеть водоснабжения 19.7.3.5
Инженерные сети населенных пунктов Сеть водоотведения 19.7.3.6
Инженерные сети населенных пунктов Сеть связи 19.7.3.7
Водопроводы Сооружение городского водопровода 17.2.1.3
Водопроводы Сооружение трубопровода подпитки системы горячего водоснабжения 17.2.1.4
Водопроводы Сооружение хозяйственно-питьевого водоснабжения и противопожарного водопровода 17.2.1.5

Таким образом, в настоящее время можно с уверенностью констатировать, что с принятием Классификатора появилась гораздо более полный перечень видов линейных объектов, относимых к объектам капитального строительства, появилась их систематизация и ясность в наименованиях и назначении. Есть понимание того, что Классификатор предложен в своей первой редакции и его содержание еще будет дорабатываться, но уже сейчас понятно, что он вносит четкость и структурированность в определение видов объектов капитального строительства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *