Линейные объекты
Сооружения, физически занимающие часть земной поверхности, отражение которых в масштабе изготовляемого плана позволяет отразить только их продольные размеры.
Под линейными объектами капитального строительства понимают сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии. К ним можно причислить также и мосты, туннели, сооружения метро, фуникулеры и т.п., т.е. любые объекты, длина которых значительно превышает их ширину.
Линейный объект чаще отличаются масштабностью, охватывая значительные расстояния, иногда даже в нескольких регионах страны. И когда речь идет о крупных подобных объектах строительства, то принадлежность их к линейным объектам не вызывает сомнения. Но вот при более мелких и локальных работах могут возникать спорные ситуации. К примеру, даже реконструкцию участка дороги с установкой автобусной остановки можно при желании причислить к работам по устройству линейного объекта.
Равно как небольшие участки водопровода можно оформить, как подведение коммуникаций к жилым или общественным зданиям. Иными словами, иногда сложно провести четкое разграничение между линейными и площадными объектами. Порой линейные объекты бывают совмещены. К примеру, сам по себе трубопровод будет являться линейным сооружением, а вот обслуживающие его подстанции – площадным.
Линейный объект всегда будет сооружением, а не зданием. Предназначается для различного вида производственных процессов, перемещения как людей, так и грузов, непостоянного нахождения людей, а также сохранения продукции; имеет несущие, а иногда и ограждающие элементы в конструкции. Относительно поверхности земли линейный объект может быть наземным, подземным и надземным. По назначению можно вывести транспортные коммуникации, системы коллекторов (ливневых и канализационных), каналы по водоснабжению, орошению земель, линии связи, трубопроводы для нефтепродуктов, газа, воды.
Интересный вопрос: являются ли инженерные сети объектом капитального строительства?
Как правило, строительные объекты классифицируются по огромному числу критериев. Таким, образом, список получается весьма обширным. В данном разнообразии общественных и жилых построек, сооружений и зданий разобраться довольно нелегко. Являются ли инженерные сети объектом капитального строительства – вопрос, который интересует многих. Инженерные сети, как и трубопроводы, коммуникации, линии связи, электропередач, мосты, туннели, автодороги — линейные объекты капстроительства.
Инженерные сети, как линейный объект: что это?
Линейным в строительстве называют объект, у которого длина больше ширины в разы. К данной группе объектов капстроительства относятся разнообразные инженерные сети, дороги, трубопроводы, тоннели, канатная дорога, метро и пр. Ломаная кривая, которая именуется полилинией и может пересекать саму себя – то, чем формируется расположение линейного объекта. Как правило, линейные объекты отличаются большой масштабностью, могут охватывать значительное расстояние и, порой, даже находиться в нескольких регионах. Если рассматриваются крупные объекты строительства, их принадлежность к линейным объектам сомнений не вызывает. Однако в случае проведения локальных работ, могут возникнуть спорные ситуации. Например, реконструкция участка дороги, монтаж остановки могут быть причислены к устройству линейного объекта. Также, как и небольшие участки водопровода могут оформляться как подведение коммуникаций к зданиям. То есть иногда линейные объекта могут совмещаться: сам трубопровод – линейное сооружение, а обслуживание его подстанции – площадное.
Какие законы регламентируют проектирование, местоположение и возведение инженерных сетей?
При проектировании и определении местоположения таких конструкций, как инженерные сети, применяется ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». А Градостроительный и Земельный кодексы РФ, закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» — то, на основании чего получают документы, разрешающие возведение линейных объектов.
Какие инженерные сети считаются отдельными линейными объектами?
Инженерно-технические сети, которые в силах обеспечить два и выше объектов капитального строительства, не относятся к отдельным объектам капстроительства с функциональной точки зрения. Именно такие инженерные сети рассматриваются как отдельный линейный объект. Хотите знать, являются ли инженерные сети объектом капитального строительства? Специалисты ООО «СК ЕВРОМОНТАЖ» ответят на ваш вопрос!
- Системы отопления
- Водопроводные и канализационные сети
- Системы вентиляции
- Наружные сети водоснабжения
- Наружные сети теплоснабжения
- Наружные сети канализации
- Горизонтально направленное бурение
Комментарии
добрый день. не могли бы Вы более аргументировано разъяснить свою позицию? со ссылками на конкретные пункты конкретных документов? в экспертизе тоже не знают однозначно, является ли мост (или пешеходный переход) линейным объектом, и от случаю к случаю мы делаем проектную документацию то по разделу II, то по разделу III.
Пользователь, 20 августа 2014
Александр, добрый день!
Градостроительный кодекс РФ (статья 1 п.11) понимает под линейными объектами такие объекты как: сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и др. Мосты и пешеходные мосты в данном перечне отсутствуют. В Постановлении Правительства РФ № 87 мосты также не причислены к линейным объектам.
В то же время, как показывает практика, экспертиза относит данные сооружения как к Разделу II, так и к Разделу III Постановления Правительства РФ № 87.
По нашему мнению, пешеходный переход необходимо относить к Разделу II Постановления Правительства РФ № 87.
Администратор, 25 августа 2014
Здравствуйте! Вот вы пишите.
Info: Градостроительный кодекс РФ (статья 1 п.11) понимает под линейными объектами такие объекты как: сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги,
а если рассмотреть ситуацию, что на мосту дорога. и не просто дорога, а федеральная трасса
Пользователь, 19 ноября 2014
Ирина, добрый день!
Линейный объект — сооружение инженерной, транспортной инфраструктуры протяжённого характера, самостоятельный инвентарный объект, в соотношении размеров которого длина на порядок превосходит его ширину (автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, связи, трубопроводы и др.).
Однозначного отнесения мостов к линейным или нелинейным объектам в действующей нормативной документации нет. Однако объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. Например, автомобильная дорога в установленных границах включает в себя земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки и т. п.), другие, относящиеся к дороге, сооружения — ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 метров.
Мосты длиной свыше 10 метров, трубы, линейные и гражданские здания в дорожном хозяйстве являются самостоятельными объектами (сооружениями).
Следовательно, по нашему мнению, к линейным объектам относятся только мосты автомобильных дорог длиной не более 10 метров.
Администратор, 26 ноября 2014
На почтовый адрес нашего сайта нам пришел вопрос по этому ответу экспертов.
Публикуем и вопрос и ответ экспертов из Глав-Эксперта.
Вопрос: В связи с выходом Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» просим разъяснить, требования какого раздела (II или III) указанного Положения следует учитывать при разработке проектной документации на реконструкцию железнодорожных мостов? Просим разъяснить, относятся ли железнодорожные мосты к линейным объектам?
Ответ: Железнодорожный мост находится в инфраструктуре линейного объекта. При этом в составе полосы отвода выделяется участок для работ по данному объекту – с выдачей соответствующего градостроительного плана (ГПЗУ), в соответствии положениями Градостроительного кодекса ст.1 п11,14 [1].
Реконструируемый железнодорожный мост (особо опасный, технически сложный объект) относится к объекту капитального строительства, что определяет необходимость применения Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521 см. п.п. 23,33,67 [2].
При разработке проектной документации на реконструкцию железнодорожного моста следует учитывать требования раздела II Положения к ПП РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» [3]. .
Используемые нормативные источники:
- Кодекс 190-ФЗ Градостроительный кодекс Российской Федерацииот 29 декабря 2004 года гл.1.
- ПП РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
- ПП РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», раздел II.
Виды линейных объектов и их капитальность
Проблематика строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов имеет свои особенности в земельном и градостроительном праве, начиная от определения линейного объекта и его видов и заканчивая вопросами подготовки к строительству указанных объектов. В различных законодательных актах неоднократно предпринимались попытки дать определение «линейного объекта», в котором были бы отражены критерии признания объекта линейным. К таким критериям могла быть отнесена протяженность объекта, его пересечение границ территориальных зон и населенных пунктов и др. Однако все предложенные в законодательстве определения по-сути представляют открытый перечень видов линейных объектов. В частности, практически идентичные перечни линейных объектов содержатся в статье 1 Градостроительного кодекса РФ и в пункте 6 части 1 статьи 7 Федерального закона 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»:
пункт 101 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации | пункт 6 части 1 статьи 7 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» |
линии электропередачи, линии связи (в т.ч. линейно- кабельные сооружения), трубопроводы, железнодорожные линии автомобильные дороги, — — и другие подобные сооружения. | линии электропередачи, линии связи (в т.ч. линейно- кабельные сооружения), трубопроводы, железнодорожные линии, дороги, нефтепроводы, газопроводы, другие подобные сооружения. |
Совершенно иной перечень линейных объектов приведен в статье 51.2 Водного кодекса РФ, который состоит из мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи и других линейных объектов. Кроме того, ряд иных законодательных актов содержит также следующие виды линейных объектов: линейные объекты водоснабжения и водоотведения, опоры воздушных линий связи и электропередачи, кабельные линии связи и электропередачи, трубопроводного транспорта, объекты электросетевого хозяйства, тепловые сети, водопроводные сети, сети водоотведения, линии и сооружения связи, линейные объекты системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Большинство перечней линейных объектов, приведенных в федеральных законах носят открытый характер и содержат отсылку к «другим подобным объектам». В этой связи приходится признать, что до последнего времени в законодательстве не только отсутствовало четкое определение понятия линейного объекта, но также отсутствовал и полный перечень видов таких объектов. Ситуация несколько меняется с вступлением в силу Классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения реестра заключений экспертизы проектной документации ОКС), утвержденного Приказом Минстроя России от 10 июля 2020 г. N 374/пр (далее – Классификатор). Указанный приказ хотя и применяется для целей, прежде всего, архитектурно-строительного проектирования, но при этом содержит довольно внушительный перечень зданий и сооружений, которые относятся к объектам капитального строительства (ОКС). Практически, с принятием указанного приказа Минстроя России появился перечень ОКС, состоящий из 4 715 объектов, поделенных на 28 групп, в котором каждому виду объекта строительства присвоен свой уникальный цифровой код. Конечно, в Классификаторе ОКС содержатся и здания для сушки винограда, и объекты индивидуального жилищного строительства и, что важно, линейные объекты, которые относятся к объектам капитального строительства. Таким образом, в российском законодательстве с принятием Классификатора появилась гораздо большая четкость в видах линейных объектов и их количестве, что хорошо видно в таблице ниже:
Вид линейного объекта | Группа/Вид объекта строительства/ код объекта |
линии электропередачи | Электрические сети: 20 видов от 16.5.1.1 до 16.5.1.20 Сооружение воздушной линии электропередачи (16.5.1.17) |
линии связи (в т.ч. линейно-кабельные сооружения) | Кабельные линии связи с волоконно-оптическим кабелем:7 видов от 22.1.5.1 до 22.1.5.7, в т.ч. Сооружение подводной волокно-оптической линии связи |
трубопроводы | Трубопроводы для транспортировки аммиака и других сред: 3 вида от 20.6.1.1 до 20.6.1.3 Трубопроводы СУГ, СПГ: 3 вида от 20.7.1.1 до 20.7.1.3 |
железнодорожные линии | Железнодорожные пути: 4 вида от 20.3.1.1 до 20.3.1.4 |
нефтепроводы | Нефтепроводы, нефтепродуктопроводы: 7 видов 20.4.1.1 — 20.4.1.7 |
газопроводы | Газопроводы: 7 видов от 20.5.1.1 до 20.5.1.8 |
автомобильные дороги | Автомобильные дороги вне НП: 3 вида от 20.1.1.1 до 20.1.1.3 Автомобильные дороги в НП: 7 видов от 20.1.8.1 до 20.1.8.7 |
мосты | Мостовые сооружения: 22 вида от 20.10.1.1 до 20.10.1.22 Газораспределительные сети: 16.6.1.6 |
В Классификаторе приведено 84 вида линейных объектов, которые относятся к объектам капитального строительства и при проектировании которых необходимо устанавливать конкретное название, соответствующее виду объекта в Классификаторе. Кстати, приведенный выше перечень линейных объектов из Классификатора следует дополнить еще рядом объектов, которые также относятся к линейным объектам и имеют общее название -инженерные системы.
Вид линейного объекта | Группа/Вид объекта строительства | Код объекта |
Инженерные сети населенных пунктов | Газораспределительная сеть | 19.7.3.1 |
Инженерные сети населенных пунктов | Канализационная сеть | 19.7.3.2 |
Инженерные сети населенных пунктов | Сеть теплоснабжения | 19.7.3.3 |
Инженерные сети населенных пунктов | Сеть электроснабжения | 19.7.3.4 |
Инженерные сети населенных пунктов | Сеть водоснабжения | 19.7.3.5 |
Инженерные сети населенных пунктов | Сеть водоотведения | 19.7.3.6 |
Инженерные сети населенных пунктов | Сеть связи | 19.7.3.7 |
Водопроводы | Сооружение городского водопровода | 17.2.1.3 |
Водопроводы | Сооружение трубопровода подпитки системы горячего водоснабжения | 17.2.1.4 |
Водопроводы | Сооружение хозяйственно-питьевого водоснабжения и противопожарного водопровода | 17.2.1.5 |
Таким образом, в настоящее время можно с уверенностью констатировать, что с принятием Классификатора появилась гораздо более полный перечень видов линейных объектов, относимых к объектам капитального строительства, появилась их систематизация и ясность в наименованиях и назначении. Есть понимание того, что Классификатор предложен в своей первой редакции и его содержание еще будет дорабатываться, но уже сейчас понятно, что он вносит четкость и структурированность в определение видов объектов капитального строительства.