Особенности подключения «звезда» и «треугольник» в электродвигателе
В современном мире электродвигатели играют невероятно важную роль в различных сферах промышленности. Они являются сердцем производственных процессов, обеспечивая движение, мощность и эффективность во множестве систем — от маленьких станков до крупных производственных линий. Структура электродвигателей может быть сложной, но одним из самых распространенных типов является трехфазный электродвигатель. Важность трехфазных электродвигателей в современном мире не может быть недооценена. Они обеспечивают высокий уровень эффективности и надежности при минимальных затратах на обслуживание. Однако одним из ключевых моментов, который необходимо учесть при работе с этими устройствами, является правильное подключение.
Существует два основных типа схем подключения трехфазных электродвигателей: «Треугольник» и «Звезда». В данной статье мы разберемся в различиях между подключением «Треугольник» и «Звезда» и объясним, как выбрать подходящий вариант в зависимости от конкретных потребностей вашего производства. Давайте начнем с основ.
Что такое «Треугольник» и «Звезда»?
Трехфазные двигатели имеют три независимые обмотки. Статор двигателя удерживает все три обмотки в пазах статора. Эти обмотки электрически смещены друг от друга на 120 градусов. Самая простая модель трехфазного асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором имеет всего 3 обмотки. И хотя есть и высокоскоростные модели с бόльшим количеством обмоток, но их число всегда кратно трем. Для объяснения различий в применении разных схем подключения мы будем использовать именно этот тип мотора, как наиболее популярный. Итак, мы имеем три обмотки, каждая из которых будет иметь начало и конец. А питающих проводов для трехфазной сети у нас 3 или 4. И как правильно подключить эти 6 концов обмотки к проводам питания не всем понятно. Давайте разберемся.
Звезда и треугольник — два основных трехфазных соединения. Соединение звездой представляет собой 4-проводную систему, а соединение треугольником — 3-проводную систему. Схемы Звезда и Треугольник применяются не только для электродвигателей, но и для любых других нагрузок в трехфазной сети, будь то трансформаторы или ТЭНы. Особенности подключения ТЭНов к двухфазной и трехфазной сети, а также общее сравнение подключения Звезда и Треугольник мы уже рассматривали в наших предыдущих статьях.
Схема соединения «Звезда»
В данном типе соединения провода питания подключаются к началам обмоток (U1, V1, W1), а концы при этом соединяют вместе в одной точке, которую называют также нейтралью. К этой точке можно подключить нулевой проводник, но это не является обязательным условием, так как в данном случае нагрузка симметричная.
На схеме у вас не всегда будет именно форма звезды, чаще всего это будет более классическое представление, это не должно вас смущать.
Схема соединения «Треугольник»
В данной схеме последовательно соединяются начало одной и конец следующей обмотки, таким образом они замыкаются по кругу и получается треугольник. К местам соединения подводится питание. Нулевой провод в данном случае подключать некуда.
Аналогично соединению Звездой, у Треугольника тоже есть несколько вариантов обозначения на схеме.
Если же мы подключаем нагревательные элементы, то там нет разницы, где начало и конец, просто соблюдается логика схем, а сами ТЭНы можно подключать любыми контактами.
Основные величины
Все знают, что в электрических сетях существует два видa напряжения: фазное — 220 Вольт, и линейное — 380 Вольт. Это отличие в напряжении происходит из-за способа соединения обмоток в питающем трансформаторе, который использует схему «звезда». В этой схеме между фазой и нейтралью получается напряжение 220 Вольт, а между двумя разноименными фазами — 380 Вольт. Важно понимать, что это правило распространяется не только на питающую сеть, но и на распределение напряжения между различными потребителями. Давайте подробнее изучим, как происходит распределение токов и напряжений в схеме соединения обмоток в звезде. Как уже отмечалось, в схеме «звезда» существуют два вида напряжений — фазное (обозначим как Uф) и линейное (обозначим как Uл), и они связаны следующим образом: Uл = 1,73 * Uф Аналогично, токи бывают фазными и линейными, и в схеме «звезда» они равны: Iл = Iф В схеме «треугольник» ситуация подобна, но наоборот — линейное напряжение (Uл) и фазное напряжение (Uф) равны, но при этом линейный ток превышает фазный в 1,73 раза: Uл = Uф Iл = 1,73 * Iф
- Полная мощность S = 3 * Sф = √3 * Uл * I;
- Активная мощность P = √3 * Uл * I * cos φ;
- Реактивная мощность Q = √3 * Uл * I * sin φ.
Эти формулы помогают определить мощность в электрических цепях, независимо от выбранной схемы соединения обмоток.
Практическое применение
Практическое применение схем соединения обмоток трехфазных асинхронных двигателей играет важную роль для электриков, работающих с электрическими сетями напряжением 220/380 вольт. Давайте рассмотрим, как выбрать правильную схему соединения обмоток при подключении электродвигателя к такой сети.
Сами трехфазные асинхронные двигатели можно условно разделить на две большие группы: с возможностью изменения схемы соединения обмоток и без этой возможности.
В первом случае на клеммниках внутри электродвигателя присутствуют 6 проводов, и в зависимости от напряжения в электрической сети, к которой он подключается, можно выбрать нужную схему соединения обмоток. Обмотки электродвигателей могут быть подключены в разные схемы с использованием медных шинок или перемычек из провода. Клеммы на двигателе размещены таким образом, что с помощью всего трех перемычек можно настроить нужную схему подключения.
Важно соблюдать соответствие начал и концов обмоток клеммам, а также правильное положение перемычек между клеммами, чтобы выбрать нужную схему подключения — звезду или треугольник.
Хотя эта информация должна быть известна каждому электрику, производители часто облегчают задачу, нанося на крышку этикетку с указанием положения перемычек для каждой из схем.
Перемычка на клеммной колодке при схеме подключения Звезда
Перемычка на клеммной колодке при схеме подключения Треугольник
Какую схему выбрать и какая лучше?
Выбор схемы подключения обмоток трехфазного двигателя — звезда или треугольник — зависит от напряжения в электрической сети. Важно понимать, что возможность изменения схемы соединения обмоток предназначена для адаптации двигателя к различным электрическим сетям с разным напряжением.
Какую схему выбрать?
Вопрос не имеет однозначного ответа, так как необходимо выбирать схему, учитывая номинальное напряжение в электросети. Эта информация обычно указана на шильдике электродвигателя.
Если на шильдике указано, например, «Δ/Y 220/380», это означает, что при линейном напряжении в питающей сети 220 Вольт обмотки следует соединить треугольником, а при 380 Вольтах — звездой. Если вы подключаете двигатель к однофазной сети 220 Вольт с использованием конденсаторов, обмотки также соединяются треугольником.
Если на шильдике указано только одно напряжение и символ схемы (например, «Δ» или «Y»), это означает, что нет возможности изменить схему соединения обмоток, и она задана жестко.
А что если перепутать?
Если перепутать схему подключения обмоток звездой и треугольником, это может иметь серьезные последствия. Давайте рассмотрим это на примере.
Допустим, у нас есть электрическая сеть с напряжением 220/380 Вольт, и мы имеем 3 лампы накаливания с номинальным напряжением 220 Вольт. Если мы правильно подключим их звездой, то каждой лампе будет подаваться 220 Вольт, что соответствует их номинальному напряжению. Теперь, представим, что мы ошибочно соединили эти лампы в треугольник. В этом случае к каждой лампе будет приложено 380 Вольт вместо 220 Вольт, что явно выше их номинального напряжения. В результате такого подключения лампы могут перегореть.
Аналогично, если мы перепутаем схему подключения обмоток трехфазного двигателя и подключим его неправильно, например, подключим к 380 Вольтам вместо 220 Вольт, это может привести к повреждению обмоток и двигателя в целом. Поэтому правильное подключение обмоток в соответствии с напряжением в электрической сети критически важно для надежной и безопасной работы электрических устройств.
Что при этом происходит с мощностью?
Если произойдет переключение схемы подключения обмоток с звезды на треугольник, то мощность, потребляемая нагрузкой, увеличится в 3 раза, при условии, что питающее напряжение и нагрузка останутся неизменными. Это происходит потому, что напряжение на каждой нагрузке увеличивается в 1.73 раза, и, следовательно, ток также увеличивается на тот же множитель.
Давайте проведем примерный расчет для лучшего понимания:
Допустим, у нас был ток нагрузки 1 Ампер в схеме звезды. Тогда полная мощность в звезде будет равна:
S = √3 * Uл * Iл; S = 1.73 * 380 Вольт * 1 Ампер = 657.4 ВА (Вольт-Ампер).
В этом случае мощность одной лампы составляет 220 ВА.
Теперь, если мы переключимся на схему треугольника, каждой лампе будет подаваться напряжение, увеличенное в 1.73 раза, то есть 380 Вольт. Соответственно, ток через лампу (фазный ток) также увеличится на этот множитель. При этом стоит отметить, что линейный ток в схеме звезды уже в 1.73 раза больше, чем фазный ток.
Теперь найдем полную мощность по трём фазам в схеме треугольника:
S = √3 * Uл * Iл = 1.73 * 380 Вольт * (1.73 Ампера * 1.73) = 1972 ВА.
Таким образом, на одной лампе в схеме треугольника будет выделяться мощность, равная 657 Вольт-Ампер.
Однако важно понимать, что это не означает, что двигатель будет выдавать в 3 раза большую мощность. При нормальном питании от напряжения, соответствующего выбранной схеме (звезда или треугольник), двигатель будет выдавать свою номинальную мощность, как указано в технических характеристиках. Изменение схемы соединения обмоток влияет на напряжение и ток, но не меняет номинальную мощность двигателя.
Клеммные колодки для электродвигателя
Наша компания, «Полимернагрев», предлагает надежные и простые в использовании термостойкие керамические клеммные колодки для электродвигателей. Эти колодки спроектированы для обеспечения безопасного и надежного подключения двигателей к электрической сети.
Одной из удобных опций, которую мы предоставляем, является комплектация колодок метизами и медными пластинами. Эти пластины имеют специальное применение: они используются для настройки схемы подключения вашего электродвигателя. В зависимости от требований и напряжения в вашей электрической сети, вы можете выбрать схему «звезда» или «треугольник».
Эти медные пластины легко устанавливаются в колодках и обеспечивают правильное соединение обмоток двигателя в соответствии с выбранной схемой. Это позволяет вам настроить ваш электродвигатель так, чтобы он работал оптимально и без проблем.
Мы стремимся предоставить нашим клиентам простые и эффективные решения, и комплектация клеммных колодок медными пластинами — один из примеров того, как мы делаем работу с нашим оборудованием более удобной и гибкой для вас.
Схемы подключения электродвигателей звезда-треугольник
Известны две схемы подключения электродвигателей 380 В: подключение электродвигателя «звездой» и подключение электродвигателя «треугольником».При подключении электродвигателя «звездой» (рис. 1.1) выводы обмоток статора соединяются в одной точке, а на вводы обмоток подается напряжение. При подключении электродвигателя «треугольником» (рис. 1.2), статорные обмотки соединяются последовательно — вывод одной обмотки соединен с вводом другой.В случае подключения электродвигателя «звездой» происходит плавный запуск асинхронного двигателя. К тому же этот режим работы допускает кратковременную перегрузку.При подключении электродвигателя «треугольником» достигается максимальная мощность, но вместе с тем возрастают пусковые токи. Опытным путем (с помощью тепловизора) замечено, что в данном режиме работы асинхронный двигатель сильнее подвержен тепловой нагрузке.Вследствие этого для уменьшения величины пусковых токов применяется подключение электродвигателя «звездой» и «треугольником», то есть в начальный момент на пониженных оборотах используется схема «звезда», после чего, при наборе номинальной частоты вращения, следует переключение на схему «треугольник».
Существует несколько схем подключения электродвигателя «звездой» и «треугольником». Для реализации приведенной схемы необходимы три пускателя (рис. 2). На первый (К1) подается питание с одной стороны, а с другой стороны подключены выводы статорных обмоток. Их вводы подключены к пускателям К2 и К3. С К2 вводы статорных обмоток подключаются к другим фазам по схеме «треугольник». При подаче питания на пускатель К3 три фазы необходимо закоротить, таким образом реализуя схему соединения «звезда». Следует обратить внимание на то, что одновременное включение магнитных пускателей К2 и К3 приведет к межфазному короткому замыканию. Автомат защиты будет отключен в аварийном режиме. Для предотвращения возможности неправильного включения применяется блокировка между ними — включение, к примеру, К2 размыкает блок-контактами цепь управления К3.При подаче электропитания на К1 с помощью реле времени включается К3. Асинхронный двигатель начинает работу по схеме «звезда». По истечении времени, необходимого для достижения электродвигателем номинальной частоты вращения, контакты реле времени разъединяются, обесточивая магнитный пускатель К3 и запуская К2. Двигатель продолжает работу по схеме «треугольник».Отключение электродвигателя происходит путем обесточивания пускателя К1. При повторном запуске алгоритм сохраняется.
На практике часто появляется необходимость реализации схемы подключения электродвигателей 380 В в однофазную сеть напряжением 220 В. Это приводит к тому, что мотор фактически работает как двухфазный, вследствие чего существенно снижается КПД (до 50–70 %). Используется подключение электродвигателя «звездой» и «треугольником» с применением рабочей и пусковой емкостей. Конденсаторы необходимы для сдвига фазы и разгона. Кнопку разгона следует удерживать до максимальной раскрутки вала, после чего отпустить.
Для оформления заказа позвоните менеджерам компании Кабель.РФ ® по телефону +7 (495) 646-08-58 или пришлите заявку на электронную почту zakaz@cable.ru с указанием требуемой модели электродвигателя, целей и условий эксплуатации. Менеджер поможет Вам подобрать нужную марку с учетом Ваших пожеланий и потребностей.
Подключение электродвигателя звездой или треугольником
О достоинствах асинхронных двигателей спорить не приходится. Специалисты, в частности, выделяют:
- высокую производительность;
- надежность;
- неприхотливость;
- простоту конструкции;
- умеренную стоимость ремонта и обслуживания и т.п.
Асинхронный двигатель состоит из двух основных элементов: статора и ротора. Они имеют токопроводящие обмотки, начала и концы которых выводятся в распределительную коробку и фиксируются в два ряда. Они обозначаются либо литерами С (С1, С2, С3 – начала обмоток, С4, С5, С6 – их концы), либо согласно новой маркировке: U1, V1, W1 –начала, U2, V2, W2 – концы.
Очень часто у людей, впервые имеющих дело с двигателями подобного типа, возникает вопрос: как же их лучше подключить? Существует три схемы подключения:
- «треугольник»;
- «звезда»;
- комбинированная («звезда-треугольник»).
Итак, каким образом осуществляется подключение электродвигателя звездой и треугольником?
Подключение звездой
В этом случае концы обмоток статора соединяются вместе в одной точке с помощью специальной перемычки. Трехфазное напряжение подается на их начала. Таким образом, на фазной обмотке напряжение будет 220в, а линейное напряжение между двумя оставшимися фазными обмотками – 380в.
Подключение трехфазных двигателей с питающим напряжением 220/127в к стандартным однофазным сетям выполняется только по типу звезды, в противном случае агрегат быстро придет в негодность. Также именно по данной схеме подключаются все электромоторы российского производства на 380в.
В целом подключение звездой обеспечивает более мягкий запуск двигателя и плавность его работы, давая также возможность перезагрузки. Поэтому двигатели средней мощности принято запускать по данной схеме. Однако следует учесть, что в этом случае трехфазный двигатель не сможет работать на полную мощность.
Подключение треугольником
Обмотки соединяются последовательно в замкнутую ячейку, т.е. конец одной из них соединяется с началом следующей и т.д. Ряды контактов с клеммами располагаются так, чтобы они были смещены относительно друг друга (т.е. напротив вывода С6 (W2)помещается С1 (U1) и т.п.). Места соединения следует подключить к соответствующим фазам питающего напряжения. Линейное напряжение сети и напряжение на фазной обмотке равны 220в
Соединение треугольник гарантирует достижение максимальной мощности асинхронного электродвигателя (т.е. полной паспортной мощности, что в полтора раза больше, чем при соединении звездой), но при этом он подвержен большему нагреву и имеет большие значения пусковых токов. Это обусловлено конструктивными особенностями двигателей данного типа: ротор достаточно массивен и имеет большую инерционность, следовательно, когда он раскручивается, мотор работает в режиме перегрузки. Соответственно, двигатель может быстро выйти из строя. Однако если вам нужно подключить к электросети электромотор, произведенный в Европе и рассчитанный на номинальное напряжение 400/690, то это единственно правильный вариант.
Комбинированное подключение
Эту функцию используют только для двигателей с соответствующей пометкой (Δ/Y), которая обозначает, что возможны оба варианта соединения. Запуск осуществляется при подключении звездой для уменьшения пускового тока, затем после набора номинальной частоты вращения переключение на треугольник происходит в автоматическом режиме. Таким образом мы получаем максимально возможную мощность на выходе.
Использование данного способа связано со скачками токов. При переключении между схемами происходит следующее: прекращается подача тока, снижается скорость вращения ротора (иногда достаточно резко), затем восстанавливается изначальная скорость вращения.
Пусковые реле
Для того чтобы запустить электродвигатель согласно схеме «звезда-треугольник», разработано специальное оборудование. Названия могут быть разными: реле «Старт-дельта», «Пусковые реле времени» и т.п., но схема их действия всегда одинакова: после подачи напряжения на реле начинается отсчет времени разгона, включается пускатель «звезда», затем, по окончании времени разгона контакты размыкаются, пускатель выключается, замыкаются контакты, включающие пускатель «треугольник».
Подобные реле производятся в Чехии (CRM-2T, TRS2D), Австрии (РВП-3, D6DS, ВЛ-32М1), Украине (ВЛ-163), Италии (80 series, Finder). Он могут быть модульными, программируемыми, съемными, одно- или многофункциональными, механическими или цифровыми, суточными, недельными – выбор достаточно широк.
Итак, вопрос: как подключить электродвигатель звездой или треугольником — решается достаточно просто. Внимательно изучите инструкцию, прилагаемую к агрегату, обращая особое внимание на метки на бирке мотора.
Звезда или треугольник. Подключение двигателя как лучше
Асинхронные двигатели широко распространены, так как имеют массу преимуществ перед устройствами иных типов. Но подключаются они разными способами. И не всегда сразу понятно, какая схема подключения целесообразна в том или ином случае.
Из истории вопроса
Изначально асинхронный двигатель назывался асинхронной машиной. Такое название он получил по принципу своего действия:
- ток обмотки статора создает магнитное поле;
- его частота вращения отличается от частоты вращения ротора.
То есть, синхронность отсутствует.
При этом в генераторном режиме ротор вращается быстрее магнитного поля, в движении – меньше.
Впервые об асинхронном двигателе заговорили в конце 19 века. Его устройство и принцип действия были описаны и опубликованы в научном издании. Автор статьи — Галилео Феррарис, сделав точное описание двигателя, ошибся относительно его применения и возможностей.
Дело в том, что автор не учел реальный коэффициент полезного действия таких устройств – он представил его как предельно низкий. И дополнил это утверждение выводом о бесполезности применения моделей переменного тока.
Многие изобретатели и инженеры были не согласны с постановкой вопроса. И бросили все силы на то, чтобы создать усовершенствованные варианты двигателя. Огромный вклад в развитие асинхронных электродвигателей внес русский инженер Михаил Осипович Доливо-Добровольский. В год выхода статьи он ознакомился с ней и пришел к выводу, что устройство сильно недооценено. Около года он занимался разработками собственной модели и получил на нее патент. В двигателе использовался короткозамкнутый ротор по типу «беличье колесо». Еще через год изобретатель получил два новых патента. Теперь в электродвигателе применялся фазный ротор.
Можно сказать, что эти модели открыли эру асинхронных машин. Их стали повсеместно эксплуатировать на производстве. В начале 20 века под руководством Доливо-Добровольского был запущен полноценный производственный цех с трехфазной сетью переменного тока.
Интересно, но устройство российского изобретателя оказалось настолько совершенным, что относится к самым популярным до сих пор. Причем от первоначального варианта современные модели отличаются не слишком сильно – они претерпели лишь незначительные конструкционные изменения.
Особенности двигателя
Двигатели асинхронного типа обладают рядом безусловных достоинств, за которые их и выбирают:
- высокая производительность;
- доступная стоимость;
- надёжность;
- долговечность;
- ремонтопригодность;
- неприхотливость в эксплуатации;
- простота технического обслуживания.
Кроме того, устройство способно без негативных последствий выдержать даже самые высокие нагрузки.
Большая часть плюсов вытекает из конструктивных особенностей движка. Если не вдаваться в технические подробности, то нужно отметить одно – конструкция электродвигателя максимально проста, а значит поломки и сбои будут случаться редко по мере износа устройства.
Нельзя разговаривать о двигателе асинхронного типа, не упомянув о его недостатках:
- высокая чувствительность к параметрам и перепадам в сети;
- малый пусковой момент при большом пусковом токе;
- трудности с плавной регулировкой (для этих целей требуется установка отдельного преобразователя);
- в процессе эксплуатации могут наблюдаться снижение напряжения в сети.
Также нужно отметить, что устройство потребляет реактивную мощность. Поэтому имеет предел применения. Он измеряется мощностью конкретной системы электроснабжения и относится к индивидуальным показателям.
Одна из ключевых особенностей электродвигателей определяет условия его эксплуатации. Нормальная работа трехфазного устройства возможна только при:
- стабильности напряжения;
- стабильности тока в каждой из фаз электросети.
Поэтому двигатели очень «боятся» обрывов. Последствия подобных происшествий даже в случае с одной фазой могут быть очень плачевными для электродвигателя:
- мгновенная потеря большей части мощности;
- полная остановка и выход из строя.
Причем для поломки достаточно всего пятидесятипроцентной относительно нормы нагрузки на вал. А при более серьезной нагрузке вероятность успешного ремонта приближается к нулю.
Сложности подключения устройства связаны с тем, что при запуске оно потребляет ток минимум в 5 раз выше, чем номинальный уровень. И такое энергопотребление сохраняется вплоть до момента набора необходимых оборотов. Как только вращение ротора дойдет до нужной скорости, энергозатраты нормализуются.
С учетом описанной особенности подбираются и способы подключения двигателя.
Нюансы подключения
Для трехфазных двигателей мастера чаще всего выбирают один из двух следующих методов подключения (двухфазные устройства требуют иных схем):
- «звезда» (Y);
- «треугольник» (Δ).
В чем разница между ними? Если говорить простым языком, то различия заключаются в подсоединении обмотки к электросети.
Для «звезды» используется схема, при которой:
- одни концы соединяются вместе;
- другие подводятся к фазным проводам, таким образом встраиваясь в сеть.
Для «треугольника» предусмотрен иной алгоритм – последовательное соединение. То есть, три обмотки соединяются между собой. Конец одной подводится к началу другой. При этом напряжение подается не хаотично, а строго на соединяющую область.
На клеммную колодку может быть выведено разное количество проводов. Оптимальный и самый распространенный вариант – 3 провода. Это связано с тем, что двигатель будет подключаться к электропитанию только через три провода и большее количество запутает новичков.
Нередко на колодку выведено три пары обмотки, что соответствует шести проводам. Даже в такой комплектации порядок подключения не нарушается – практически будут использоваться только три провода.
На первый взгляд кажется, что схемы подключения просты – один из вариантов выбирается в зависимости от особенностей оборудования и мощности сети. Но на практике может понадобиться и комбинированный вариант, о котором многие даже не знают.
При установке двигателя в устройства повышенной мощности нельзя упускать ту самую ключевую особенность электродвигателей асинхронного типа – потребление при запуске тока в несколько раз больше, чем было запланировано изначально. Чтобы снизить нагрузку на систему, используется комбинированная схема подсоединения, отличающаяся большой сложностью. Она подразумевает следующее:
- при запуске подсоединение к источнику питания идет по схеме «звезда»;
- после набора оборотов происходит переключение на «треугольник».
Важно учитывать, что описанные типы соединений требуют разного напряжения для выдачи одинаковой мощности – «звезде» необходимо в 3 раза больше тока, чем «треугольнику».
Перед подсоединением электродвигателя нужно определиться, возможно ли произвольное переключение обмоток. Если такое допустимо, то информация будет нанесена на шильдик в определенном виде – в качестве обозначения рабочего напряжения. Значения читаются достаточно просто:
- «220/380» — эта цифровая комбинация считывается как «треугольник/звезда», т.е. при соединении обмоток по схеме «треугольник» необходимо подавать напряжение 220В, а при подключении «звезда» — напряжение 380В.
В целом с подключением к питанию может справиться даже новичок. Но некоторые тонкости в работе все же необходимо учитывать.
Схема «звезда»: что нужно знать
Главный существенный плюс этого варианта – незначительные пусковые токи. Этого удается добиться через особое соединение обмоток, при котором межфазное напряжение (380 В) распределяется по двум обмоткам.
Интересно! Свое название схема подключения к питанию получила из-за визуальной схожести со звездой. Если внимательно присмотреться, то будет заметно насколько три обмотки, соединенные между собой одним концом, напоминают схематичное изображение звездочки.
Подобное соединение актуально для сети 220/380 В. Суть подведения к питанию заключается в следующем:
- каждая обмотка по отдельности получает 220 В;
- на соединенные последовательно 2 обмотки уходит 380 В.
Схема актуальна для производств, которые вынуждены экономить электричество. Связывают это с тем, что «звезда» существенно ограничивает мощность движка, а значит подходит только для слабых устройств.
«Треугольник»: ключевые моменты
Для этого алгоритма требуется последовательное соединение обмоток друг к другу – начало одной к концу другой.
Название схемы также произошло от визуального сходства с геометрической фигурой. После соединения провода образуют характерный треугольник. В этом можно убедиться, взглянув на любое изображение схемы.
Этот вариант чаще всего используют в сетях напряжением 220/380 В. Нужно учитывать, что на каждую обмотку будет уходить 380 В. За счет этого общая концентрация тока значительно выше, чем в «звезде». Поэтому в таком виде подключают к сети мощные устройства, предназначенные для больших нагрузок.
Также нужно сказать, что не всегда работа ведется в трехфазной сети 220В/380В. Кроме нее, существуют и иные разновидности сетей переменного тока:
- однофазная 220 В;
- трехфазная 220 В;
- трехфазная 380В/660В.
Второй вариант из списка применяется в основном на речных и морских судах. И имеет массу ограничений и особенностей.
Алгоритм действий при подключении
Чтобы по ошибке не вывести оборудование из строя и не обесточить всю сеть, при подключении двигателя важно действовать в строгом соответствии с традиционным алгоритмом:
- Идентификация напряжения в сети. Сеть, к которой подключается устройство, может иметь разное напряжение. Этот фактор будет ключевым при определении схемы соединения.
- Изучение шильдика на электродвигателе. Производитель указывает на табличке всю необходимую для мастера информацию. В первую очередь нужно отметить допустимые схемы соединения. Они отображаются следующим образом — треугольник Δ, звезда Y, треугольник Δ/ звезда Y. Ниже или рядом выбито оптимальное напряжение для каждой схемы — 110В, 220В, 380В, 660В.
- Подключение асинхронного двигателя. Полученной информации достаточно для того, чтобы грамотно подключить устройство к сети.
- Проверка. Делается она через включение электродвигателя, для чего напряжение подается на все фазы. Если все сделано правильно, то устройство включится и при необходимости выключится без каких-либо проблем.