Замоноличивание бордюрного камня
Добрый день. Производим установку бордюрного камня. Заказчик требует, чтобы бордюр был замоноличен в бетонный «замок» с трех сторон- понизу на 50 мм шире, чем бордюр и по вертикальным граням бордюра -на 100 мм по высоте. На вопрос-где это в нормативах- никто ответить не может, в проекте четкого указания на то, как должен быть закреплен бордюр-нет. Подскажите, пожалуйста, есть ли требования СНиП или ГОСТ к тому-как должен замоноличивается бордюрный камень (контур бетонирования) или это только требования тех.регламентов, тех карт и т.д.? Спасибо
Просмотров: 25242
Бетонный замок для бордюрного камня
На самом деле в установке бордюрных камней нет ничего хитрого. Основная тяжесть работы с бордюрами связана с их габаритами и массой. И, конечно, нужно помнить, что установка бордюров производится до того, как устраивается финишное покрытие из асфальтобетона или тротуарной плитки.
Итак, приступим. Первым делом роют траншею, ширина и глубина которой зависят от размеров бордюрного камня. По бокам и снизу необходимо оставлять зазор порядка 20 см (т.е., если ширина бордюра составляет 15 см, то, соответственно, траншея должна иметь ширину 50-60 см). Если условия местности позволяют, лучше всего для рытья использовать экскаватор с узким ковшом. Если нет — придётся копать вручную. Дно траншеи непременно нужно уплотнить с помощью вибротрамбовки или виброплиты.
Далее следует устройство щебеночного основания на дне траншеи. Для этих целей годится щебень средних размеров – фракции 20-40 мм. Толщина слоя должна составлять 10-15 см. Само собой, щебень тоже нужно уплотнить.
Для того, чтобы установить бордюры ровно, используют направляющую нить. Ее натягивают по отметкам, выверенным с помощью нивелира. По нити выравнивают высоту бордюров, а также ровность ряда бордюров в горизонтальной плоскости.
Переходим к выставлению бордюров. На этом этапе уже понадобится бетон. По опыту, лучше брать бетон марки М-250 или, в крайнем случае – М-200. Его небольшими кучками выкладывают в траншею по линии установки бордюров, в тех местах, где должны быть их стыки. На эти бетонные «возвышенности» и устанавливаются бордюрные камни. При установке бордюра в траншею используются специальные клещи — нечто типа больших ножниц с загибами на концах. Эту операцию выполняют два человека, «вооружённые» такими клещами. Одному с такой процедурой не справиться, ведь дорожный бордюр весит порядка 120 кг! При установке следует соблюдать величину зазоров между бордюрами 1-3 мм.
Пока бетон не «стал» есть возможность подправить установленный на «ляпушки» бордюрный камень — сместить его вправо-влево, скорректировать угол его наклона и высоту. Для этих целей применяются резиновые молотки. Другой твердый инструмент может повредить, расколоть бордюр.
Стоит заметить, что иногда выставляют бордюры не на бетонную смесь, а на кирпичи. Конечно, так-то — скорее (примерно вдвое), но качественно поставить бордюры в этом случае получится, только если основание выполнено очень-очень ровным.
После того, как бордюры выставлены, — можно приступать к следующему этапу работ – их бетонированию. По бокам от бортовых камней на расстоянии 15-20 см выставляют опалубку, затем заливают ее бетоном. В процессе укладки бетона важно отследить, чтобы бетонная смесь зашла и полностью заполнила пространство под бордюром. Одного кубометра бетона должно хватить на установку 15-17 бордюрных камней.
Опалубку можно снимать уже через 2-3 дня после бетонирования. После чего выполняется затирка зазоров между бордюрами цементным раствором марки М-100. В итоге, бордюрный камень оказывается со всех сторон жестко закреплен надежным бетоном.
Завершаются работы по установке бордюров засыпкой пазух траншеи щебнем, песком, ГПС или грунтом.
Выполняя работы по установке бортовых камней, нужно отнестись со всей серьёзностью к современным требованиям по благоустройству. В частности, в ряде мест должны выполняться прогибы линии бордюров, которые требуется соблюдать для реализации требований по доступности «среды» для людей с ограниченными возможностями.
- Промышленные полы
- Полимерные полы
- Полиуретановые и эпоксидные полы
- Наливные полы
- Окрасочные полы
- Кварцнаполненные полы
- Топпинг-полы
- Бетонные полы
Все об укладке бордюрного камня
При мощении участка тротуарной плиткой, укладка бордюрного камня рекомендована в обязательном порядке. Бордюр выполняет сразу несколько функций, в которые входят:
- эстетичность и завершенность конструкции;
- защита кромки полотна от деформации, а швов от расползания;
- разграничение разных зон территории — пешеходной, дорожной, клумб и газонов.
В зависимости от назначения, бортовой камень различают по технологии изготовления и габаритам. Справиться с установкой бордюра сможет и домашний мастер, если будет придерживаться последовательности действий, технологического процесса и пропорций при создании основания и раствора для укрепления самого камня.
Специалисты компании «ПлиткаДвор» реализуют свой многолетний опыт в качественное выполнение услуг по монтажу бортовых элементов, предоставляя лучший сервис в Солнечногорске и регионе. Для проектирования и работ мы привлекаем лучших экспертов, которые знают все об особенностях мощения и свойствах каждого модуля. Получить консультацию и заказать услуги вы можете по указанным на сайте контактным номерам, или приехать к нам офис, где вам предоставят все документы и сертификаты.
Монтаж бордюрного камня: специфика и особенности установки
Бордюр, изготовленный из бетона пользуется наибольшим спросом при оформлении дорожного и тротуарного покрытия ввиду своих особенностей — долговечности и доступной стоимости. При выборе бетонного элемента следует учитывать такие факторы:
- класс бетона — согласно государственному стандарту, марка цемента для изготовления бордюра должна быть не ниже М400. За счет этого модуль получает высокие эксплуатационные показатели — морозостойкость не менее 200 циклов и влагопоглощение не больше 6%. Такие элементы прослужат 40 и более лет без потери внешних и технических параметров;
- технология производства — оптимальный выбор камня под специфику покрытия вам подскажут инженеры «ПлиткаДвор». Для дорожного полотна лучше выбирать вибропрессованные бордюры, а под садовые дорожки подойдут вибролитые недорогие модели.
Еще один нюанс, о котором спорят некоторые мастера: на каком этапе осуществляется установка камня. Существует всего два варианта:
- до укладки тротуарной плитки — чаще всего используется новичками, чтобы сразу определить границы мощения и укладывать плитку от борта. Лучше заранее рассчитать ширину дорожки, чтобы не резать брусчатку, создавая большое количество отходов. Инженеры нашей компании могут предоставить готовые проекты, согласно которым быстро и просто сделать аккуратное и прочное покрытие со всеми расчетами;
- после мощения — в таком случае понадобится установка опалубки, чтобы четко обозначить кромку. Профессионалы используют этот метод ввиду его экономичности — не придется резать плитку, подстраиваясь под уже установленный бордюр.
Как укладывать бордюрный камень: готовим инструменты и раствор
Если вы решили заняться установкой бордюрного камня своими руками, важно заранее позаботиться обо всех инструментах, чтобы ничего не отвлекало от самого процесса монтажа. Для этого будут необходимы:
- уровень для точности высоты и наклона;
- деревянные или любые другие колышки для разметки;
- шнурок, леска, тонкий шнур для натягивания между кольями под уровень;
- мастерок и емкость под раствор, можно заменить бетономешалкой, если есть такая возможность;
- киянка для усадки камня;
- клещи, если используется крупногабаритный бортовой элемент.
Не менее важным тонким моментом является соблюдение пропорций при замешивании раствора. От этого зависит, как долго и насколько прочно будет вмонтирован камень. Стандартные соотношения, это одна часть цемента марки М 400 к трем частям просеянного среднезернистого песка. К этой смеси добавляют 2-3 части мелкофракционного щебня.
Укладка бордюрного камня своими руками: пошаговые действия
Специалисты компании «ПлиткаДвор» рекомендуют соблюдать определенную пошаговую инструкцию, которая упростит работу и поможет получить отличный результат.
На начальном этапе определяем геометрию будущего полотна, его границы. Воспользовавшись рулеткой, уровнем и кольями со шнуром, расставляем метки по периметру всей дорожки. Не забываем, что лицевая сторона бордюра всегда повернута внутрь покрытия.
2. Подготовка траншеи.
Глубина канавы зависит от метода установки камня. Всего их два: бордюром и поребриком. В первом случае бортовой элемент монтируется вровень с плиткой, позволяя беспрепятственно стекать воде и не мешая перемещению между зонами. Во втором — элемент крепится над поверхностью по высоте около 2-4 см, таким образом, защищает плитку от сползания грунта с газона и попаданию мусора. Если ставите поребриком — потребуется меньшая глубина траншеи.
Этот этап будет необходим для рыхлой почвы. Если грунт плотный, действие не потребуется и можно переходить к следующему этапу. При трамбовке можно применять самодельный трамбовщик или готовый электроинструмент. При этом нужно учитывать его ширину и сделать соответствующие габариты канавы.
4. Устройство основания под бордюрный камень.
Самым первым слоем идет геотекстиль. Некоторые мастера игнорируют его в целях экономии, а зря. Материал отлично отводит влагу, вместе с тем, не пускает сорняк прорастать через швы плитки. В дальнейшем прослойка поможет содержать участок в аккуратном виде, не тратят время и силы на борьбу с травой.
Следующей прослойкой идет щебень фракцией 20-40 мм. Он выкладывается на геотекстиль в толщину до 15 см и равняется граблями. После утрамбовки он уменьшится на одну четверть. Это так называемый фундамент. Если почва стабильная, а грунтовые воды далеко — вместо щебенки можно использовать крупнозернистый песок.
Далее идет цементный раствор, может использоваться сухая гарцовка или жидкая смесь. Второй вариант предпочтительней за счет большей надежности и прочности. Стоит учесть, что раствор не нужно заливать сразу на всю длину канавы, а постепенно продвигаться небольшими участками. Может так случиться, что цемент начнет застывать и установка бордюра станет затруднительной.
5. Установка бортового камня.
Элементы ставятся на ребро и усаживаются до нужного уровня, отмеченного шнурком. Лучше использовать резиновый молоток, так как металлический может испортить покрытие бордюра и разрушить верхний слой. При превышении высоты нужно понемногу стучать по камню киянкой, при недостатке — подсыпать раствора.
Закрепляют бордюр жидким раствором внизу с лицевой стороны, и грунтом с обратной. После грунт уплотняют трамбовщиком. Заключительное действие — заливка швов, выполняется тем же раствором. При этом все расстояние между элементами заполняется бетоном, скрепляя их между собой.
Бетонный замок для бордюра считается одним из самых долговременных и устойчивых к внешним факторам и силовому давлению.
На первый взгляд, технология проста и понятна, но требует определенных навыков и большое количество времени. Если вы не готовы выкладываться для таких работ, укладкой бордюрного камня займутся наши мастера, с предоставлением письменной гарантии качества и профессионального сервиса строго в оговоренные сроки.
Бетонный замок для бордюрного камня
Установка бортовых камней (или бордюров) является важным этапом в работах по устройству мощения. Поговорим о том, почему это важно, какие существуют правила установки бордюров, а также какой ассортимент бордюров предлагает современный производитель.
Закрепление краевых участков мощения бордюром — надежный способ повысить эксплуатационные качества и продлить срок службы тротуарного покрытия.
Так как мощение воспринимает внешнюю эксплуатационную нагрузку за счет заклинки элементов, то край тротуарного покрытия (будь-то городской тротуар или садовая дорожка) должен быть надежно зафиксирован бетонным бордюром или другими способами — гранитным бордюром, металлическими полосами, мелкоштучными элементами мощения.
Бордюр позволяет предотвратить постепенное вымывание или вынос материала из подстилающего слоя и последующее разрушение мощения (т.н. расползание тротуарной плитки). Также бордюр выполняет функцию разделения границ — например, между мощением и газоном, или между мощением и дорожным полотном.
Бордюр устанавливается на жесткий бетон или гарцовку и закрепляется раствором по торцам.
Технология установки бортового камня
Технология установки бордюра подразумевает устройство бетонного основания по песчаной или щебеночной подушке.
B ходе работ выполняются следующие технологические операции*:
- отрывка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение в нем грунта основания;
- устройство выравнивающего слоя из песка или фракционного щебня;
- устройство основания из мелкозернистого бетона (класс В15, М200)
- установка бортовых камней нa бетонное основание;
- дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;
- осаждение бортового камня до проектной отметки;
- заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором с расшивкой;
- устройство мощения или отсыпка грунта газона с обратной стороны бордюра.
* Полная информация по установке бортовых камней (нормативы, схемы) содержится в документе: “Технологический регламент на установку бетонных бортовых камней. ТР 1.1-2017. СПбГКУ «Дирекция транспортного строительства». CПбГКУ «Центр комплексного благоустройства», Cанкт-Петербург, 2017 г.
Устройство подстилающего слоя и бетонного основания
Для обозначения продольной линии установки бордюра натягивают шнур. Вдоль этого шнура отрывают траншею прямоугольного сечения с шириной по дну 0,4-0,5 м. Глубина траншеи зависит от проектного положения верха бортового камня (в один уровень с мощением или выше), но должна быть не менее 0,3м.
По дну траншеи устраивают выравнивающий слой из фракционного щебня или песка, который разравнивают и уплотняют.
Фото: Подготовка траншеи
На песчаное основание устанавливаются «легкие» — тротуарные или садовые — бордюры (марка БР.100.20.8, БР.50.20.8), когда они должны быть в один уровень с тротуарным покрытием. Во всех остальных случаях бортовые камни (дорожные, магистральные) должны устанавливаться на щебеночное основание.
Для устройства подстилающего слоя применяются:
- пески средние и мелкие II класса (по ГОСТ 8736)
- пески из отсевов дробления I-го класса по ГОСТ 31324
- щебень фракции от 20 мм до 40 мм, марки по дробимости не ниже M600, толщиной h=0,10м
Для устройства подстилающего слоя не рекомендуется использовать сухую песчано-цементную смесь. Так как подстилающий слой не является несущим, то применение вяжущего (цемента) при его устройстве не дает никаких преимуществ. Кроме этого, использование цемента может являться дополнительным источником высолообразования — появления белых пятен — на поверхности тротуарной плитки.
Материал подстилающего слоя распределяется по поверхности основания вручную или механизированным способом. При отсыпке подстилающего слоя следует иметь запас по толщине на вибропосадку камней. Величина этого запаса зависит от формы и размера камней и материала подстилающего слоя. Она устанавливается по месту. Для песчаного основания запас составляет ≈ 1,0-1,5 см.
Следует учитывать, что после монтажных работ посадки камней/плитки поверхность тротуарного покрытия должна возвышаться над верхом бортового камня примерно на ≈ 0,5 см как запас на осадку покрытия в ходе эксплуатации.
Рис: Мощение должно быть выше уровня бортовых камней на 3-10 мм:
На подготовленном подстилающем слое устанавливают бетонное основание (при заливке монолитного бетона используют сборно-разборную опалубку из досок) .
Устройство бетонного основания осуществляется вручную, путем укладки и разравнивания мелкозернистого или тяжелого бетона класса B15 (M200) до отметки низа бортового камня.
Схема установки бортового камня
На свежеуложенное бетонное основание устанавливают бортовые камни. Перед установкой торцы бордюров должны быть очищены от грязи.
По вынесенным отметкам или с помощью нивелира / тахеометра выставляют маячные бортовые камни. Затем по маячному шнуру, натянутому между забитыми у маячных бортовых камней металлическими штырями нa высоте, соответствующей отметке верхней кромки камней, выставляют остальные бордюры.
Фото: Установка садового бордюра
Бордюры устанавливают лицевой стороной вплотную вдоль натянутого шнура. Каждый камень плотно укладывают в бетонную смесь, обращая внимание нa плотность прилегания камней и нa ровность внешней и верхней стороны линии борта. При необходимости бортовые камни осаживают ударами ручной трамбовки по доске, уложенной по верху камня. В случае, когда бортовой камень по верху не выровнять, выбирают бетон из-под основания камня. Последующие бортовые камни укладывают по первоначальному камню.
Рис: Схема установки бортового камня:
Проверяют горизонтальность верха установленного бортового камня по нивелиру‚ прямолинейность боковой плоскости по визиркам. Ширина швов между бортовыми камнями не должна превышать 5мм. По окончанию проверки, расшиваются швы между бортовыми камнями.
Швы и стыки между бордюрами должны быть тщательно заделаны, чтобы предотвратить вымывание подстилающего слоя.
Расшиваются швы в два этапа: cначала обмазываются со всех сторон цементным раствором сметанообразной консистенции (раствор 1:2) с отверстием сверху, которое затем заполняется более жидким цементным раствором (раствор 1:4).
Ha закругленнных участках бордюры устанавливают так же, как и нa прямых, предварительно произведя разбивку очертания кривой по шаблону, изготовленному из тонкой доски или по шнуру. На закруглениях применяют специальный лекальный (изогнутый) бортовой камень или укороченный бордюр БР 50.20.8 (только для тротуаров и садовых дорожек).
Фото: Использование бордюра БР 50.20.8 для создания радиусной дорожки:
Правильность установки бортовых камней проверяется с помощью рейки и шнура. Бортовые камни должны устойчиво лежать нa бетонном основании, линия установленных камней должна быть прямой на прямых участках и иметь плавное очертание на участках закругления.
Обратите внимание! Установка бортового камня должна произойти не позже, чем за 3 суток до начала работ мощению (устройства тротуарного покрытия) для того‚ чтобы бетонная обойма и раствор в швах между бордюрами набрали достаточную прочность.
Фото: Работы по установке бордюра для садовой дорожки:
Ассортимент и декоративные функции бордюров, садовые бордюры
Завод “Цемсис” производит широкий ассортимент бетонного бортового камня по современной технологии двухслойного вибропрессования в соответствии с ТУ 23.61.11-001-09644561-2019 и ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. ТУ».
В соответствии с назначением, существует несколько категорий бортового камня:
- Дорожные бордюры БР 100.30.15 и БР 100.30.18 предназначены для разделения автомобильных дорог от пешеходных зон.
- Тротуарный бордюр БР 100.20.8 применяется повсеместно при благоустройстве городских объектов — парков, скверов, дворов, пешеходных дорожек, а также при обустройстве территории частных придомовых участков.
- Садовые бордюры БР 50.20.8предназначены для благоустройства частных объектов — садовых дорожек, террас, отмостки вокруг дома.
Садовые бордюры БР 50.20.8 обладает теми же прочностными характеристиками, что и обычный тротуарный бордюр БР 100.20.8, но при этом отличаются следующими преимуществами:
- Укороченная форма создает удобство при создании радиусных дорожек
- Широкая цветовая гамма позволяет заказать бордюр в тон выбранной тротуарной плитки
- Легкость монтажа благодаря небольшому весу изделий
Фото: Разные фактуры позволяют подобрать бордюр в тон тротуарной плитке:
Бордюры позволяют увеличить срок службы садовой дорожки или террасы, т.к. минимизируют степень их деформации, предохраняют почву на огороженных газонах от вымывания и выветривания. Кроме этого, бордюры выполняют и важную эстетическую функцию, разделяя Ваш участок на функциональные зоны, помогая формировать различные декоративные композиции.
Фото: Использование фактурного бордюра БР 50.20.8 для выполнения отмостки вокруг дома:
Любой участок, оформленный при помощи внешне привлекательного садового бордюра, принимает органичный и законченный облик.
Вы можете получить профессиональную консультацию по вопросам выбора и установки бортовых камней в отделе продаж компании “Цемсис” по тел. 8 812 665-51-10.