Необходимая толщина асфальтового покрытия
Толщина асфальта зависит от назначения асфальтобетонного покрытия, загруженности автомобильной дороги и иных условий, включая климатическую зону и геологию участка, на котором проводят дорожно-строительные работы. Величину слоя асфальтобетона регламентируют требования ГОСТа и строительные нормы СНиП.
Толщина асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог
Слой асфальта на загруженных автомобильных трассах должен быть не менее 80 мм, а на крупных автомагистралях до 100 мм. При этом асфальтирование крупных автодорог проводится послойно с толщиной первого покрытия 40-80 мм, второго – 40-60 мм. Между слоями обязательно нанесение битумной эмульсии для улучшения адгезии.
Асфальтобетонное покрытие автомобильных дорог может быть и многослойным в зависимости от назначения и загруженности дорожного асфальтированного полотна.
Класс дороги | Назначение | Количество слоев асфальта | Минимальная толщина слоя, мм |
I | Автомобильные дороги с высокой интенсивностью движения и большой динамической нагрузкой. | 2…4 | 40 |
II | Парковки, пешеходные тротуары и площади, велосипедные дорожки и т.п. | 2…3 | 25 |
III | Придомовые территории, садово-парковые дорожки, заезд на приусадебный участок и т.п. | 1. 2 | 15 |
Для обеспечения нормативной несущей способности асфальтобетонного покрытия необходимо не только соблюдать рекомендованную толщину асфальта, но и правильно подготавливать основание под дорожное полотно.
Стоянки и прилегающие территории
Толщина асфальта на парковках, заправках и прочих разъездах на производственных территориях должна быть не менее 60 мм. Поскольку стоянки и территории заправок предназначены для автомобилей различной массы, асфальтобетонное покрытие должно выдерживать повышенные нагрузки. Особенно это касается асфальтированных разгрузочных площадок крупных объектов торговли, логистических центров, заготовительных баз и промышленных предприятий.
Придомовые территории и приусадебные участки
Согласно ГОСТу толщина асфальтобетонного покрытия проездов между многоквартирными домами, подъездов и заездов на дачах, дорог внутри коттеджных поселков, парковок для личного транспорта на приусадебном участке и тому подобных территориях должна составлять не менее 40-50 мм. Уменьшение толщины асфальта уже после первой зимы приведет к сползанию покрытия, изменению его геометрии, растрескиванию и отслоению.
Минимальная толщина укладки асфальта
Учитывая то, что подавляющее большинство автомобильных дорог на территории нашей страны (если конкретнее, то около 80%) находятся не в самых оптимальных климатических условиях, соблюдение технологии укладки асфальта является одним из важнейших критериев, которые влияют на прочность и срок службы покрытия.
Далеко не последнее место в технологии асфальтирования играет толщина асфальтового слоя. От чего зависит данный показатель? Помимо прочего, есть 2 основных параметра, влияющих на толщину асфальта:
- Предполагаемая нагрузка;
- Материал основания.
Разумеется, данные показатели играют роль и в самостоятельном плане, и в тандеме. Другими словами, даже при прочном и качественном основании, если по дороге планируется передвижение большегрузного транспорта, одного слоя асфальта будет маловато. Впрочем, не будем забегать вперед, лучше расскажем обо всем по порядку.
Имеет ли смысл класть несколько слоев асфальтобетона для тропинки или тротуара? На всех ли автомобильных трассах укладывают равные слои асфальта? Такие вопросы однозначно важны, так как влияют не только на итоговое качество покрытия, но и на материальные и трудовые затраты при асфальтировке.
Как нагрузка на полотно влияет на толщину асфальта
Для начала давайте посмотрим, какие нагрузки могут быть оказаны на асфальтовое покрытие:
- На пешеходные дорожки и тротуары не оказывается серьезного давления.
- Если речь идет о подъездных путях или местах стоянки автомобильного транспорта, то здесь нагрузка возрастает.
- Если по автомобильной дороге передвигаются преимущественно легковые машины, то нагрузку также нельзя назвать максимальной.
- Если имеет место частый проезд грузовых автомобилей, то влияние на дорожное полотно заметно возрастает.
- Если же по трассе двигаются преимущественно большегрузы, то нагрузку однозначно можно классифицировать как высокую.
Как вы понимаете, по каждому пункту рекомендуется различная толщина асфальтового слоя.
Если планируется устройство тропинки, дорожки или тротуара, асфальтирование площадки у дома (в общем, если по заасфальтированной территории не будут двигаться автомобили), то достаточно будет 1 слоя асфальта толщиной в 3 см.
Если же речь идет о подъездных автомобильных путях, стоянках легкового транспорта, пригаражной территории и других подобных мест, то рекомендуем увеличить слой вдвое – до 6 см.
Теперь переходим к автомобильным дорогам. Если на дорожное полотно предполагается средняя нагрузка, например, лишь движение легковых автомобилей, то можно укладывать трехслойных асфальт, общей толщиной в 12 см. Если же по дороге также будет проезжать и грузовой транспорт, то добавляем еще один слой – общая высота асфальта становится 18 см.
Однако существуют и такие трассы, по которым движется интенсивный поток грузовиков. Здесь и 3-х слоев может быть недостаточно для полноценного качества и длительного срока службы. В таком случае асфальт можно делать хоть в 4, хоть в 5 слоев, однако, как правило, 30 см вполне достаточно.
Как видите, расход материалов в различных случаях может изменяться в несколько раз. Кстати, с расценками на работы вы всегда можете ознакомиться на странице: «Укладка асфальта – цена за м2 в Москве».
Если вы решили, что вам нужно более 1-го слоя асфальта, то рекомендуется склеивать слои битумом, что повысит их сцепление. Основание также нужно пролить жидким битумом, примерно 0,5-0,8 литра на кв.м.
Основание и толщина асфальта
Мы уже знаем, что нужно учитывать не только материал основания, но и не забывать о нагрузке.
Так, если выполнить основание из бетона, то 6-ти сантиметрового слоя асфальта хватит для создания качественного дорожного полотна, которое рассчитано на малые и средние нагрузки.
Если использовать в качестве основания щебень или бой кирпича, то нижний порог высоты асфальтового слоя варьируется от 12 до 18 см: в зависимости от того, простая это дорога или же автомобильная трасса (в последнем случае основание должно быть не менее 30 см).
Слой асфальта, толщиной от 18 до 30 см способен выдержать нагрузку и на оживленных автомобильных трассах, в таком случае в качестве материала основания выступает бетон или щебень 4-5 разных фракций.
Учитывайте данные нормы при планировании строительства и бюджета, и тогда покрытие прослужит вам долго, а вы потратите на материал ровно столько, сколько требуется.
Асфальт для тротуаров: виды и необходимая толщина – ООО «Асфальт-Качество»
Асфальтобетонное покрытие, используемое для устройства автомобильных дорог и тротуаров, имеет несколько основных разновидностей, каждая из которых характеризуется определенными физико-механическими показателями. Асфальт для тротуаров также может быть нескольких видов, а используемый материал, качество основания, климатические условия и загруженность территории влияют на необходимую толщину слоя.
«Асфальт для тротуаров должен обладать достаточной прочностью, износостойкостью и другими эксплуатационными характеристиками, обеспечивающими комфортное и безопасное движение пешеходов на протяжении длительного времени»
Срок службы тротуара или другой пешеходной зоны зависит, в первую очередь, от качества материала, а также соблюдения технологии укладки. При этом заказать асфальтирование тротуара можно дешевле, чем укладку асфальта на проезжей части, так как на пешеходные зоны приходится гораздо меньшая нагрузка.
Минимальная толщина асфальта для тротуаров
Чем выше нагрузка на асфальтируемую территорию, тем толще и прочнее должен быть асфальтобетон. Однако на пешеходные зоны механическая нагрузка практически не оказывается, так как воздействие ходьбы или бега человека в десятки и сотни раз меньше, чем давление транспортного потока. Велосипеды, самокаты, коляски и другой подобный транспорт также не оказывают серьезного воздействия на покрытие.
Вследствие этого, минимальная толщина асфальта для тротуаров составляет 3-4 сантиметра.
Один слой асфальтобетона в 3-4 сантиметра способен обеспечить достаточную прочность и долговечность тротуарного пешеходного покрытия. Однако в некоторых случаях на пешеходной зоне могут проезжать или парковаться автомобили, что увеличивает нагрузку на полотно.
Также некоторые регионы отличаются суровыми климатическими условиями, которые влияют на долговечность асфальтового покрытия. Кроме того, причиной преждевременного разрушения может стать некачественный материал основания или нарушения/ ошибки при укладке асфальта.
От чего зависит толщина асфальта для пешеходных зон:
- Насколько суровы климатические условия региона;
- Будут ли по покрытию передвигаться или парковаться автомобили;
- Какая разновидность асфальтобетона используется;
- Какой материал служит основанием покрытия;
- Была ли соблюдена технологи укладки асфальта.
Соответственно, если климат региона неблагоприятный, а по покрытию будут иногда передвигаться и парковаться автомобили, асфальт для тротуаров может быть уложен с большей толщиной. Например, для стояночных мест и подъездных путей толщину слоя можно увеличить до 6 сантиметров.
При этом толщина укладки может остаться прежней, если будет усилено основание или само покрытие, путем использования более качественных материалов.
Основание асфальтобетонного покрытия сооружается по технологии дорожного строительства, где в качестве основы выступают несколько конструктивных слоев, основной из которых – щебень.
Однако асфальт для тротуаров иногда укладывается не на щебеночное основание, а на кирпичный бой. Второй вариант уступает первому по прочности, устойчивости и другим эксплуатационным характеристикам. Поэтому, для улучшения свойств и срока службы тротуара рекомендуется использовать полноценное щебеночное основание.
Каким может быть асфальт для тротуаров: виды и характеристики
В настоящее время асфальтобетон может быть классифицирован по множеству параметров. Некоторые разновидности отличаются повышенными свойствами и характеристиками, однако это не всегда требуется для устройства пешеходных зон.
Асфальт для тротуаров по составу
Материал | Описание |
---|---|
Песчаный асфальт | Чаще всего используется как асфальт для тротуаров. |
Уступает в характеристиках гравийному и щебеночному асфальту, однако вполне подходит для территорий с небольшой нагрузкой.
Имеет достаточно высокие характеристики, способен обеспечить более длительный срок службы, чем песчаный асфальт.
Обладает повышенными характеристиками, способен обеспечить очень долгий срок службы. Однако асфальт для тротуаров не требует таких высоких показателей.
Характеристики крошки ниже, чем у многих видов асфальта, однако их вполне достаточно для тротуаров.
За счет того, что асфальтогранулят производится путем переработки асфальтового покрытия, стоимость материала довольно бюджетная.
Таким образом, стандартный асфальт для тротуаров укладывается одним слоем толщиной 3-4 см, а в качестве материала чаще всего используется песчаный асфальтобетон или качественная асфальтовая крошка.
Однако если требуется обеспечить асфальтируемой территории более высокие характеристики и срок службы, можно увеличить толщину слоя или использовать более качественный и дорогой асфальтобетон.
Как укладывается асфальт для тротуаров: технология асфальтирования
Асфальт для тротуаров должен укладываться по тому же принципу, что и автомобильные дороги – этот касается как устройства покрытия, так и сооружения основания и подготовки грунта. Однако так как нагрузка на пешеходные зоны значительно ниже, толщина технологических слоев также может быть понижены. При этом соблюдение технологии укладки требуется обязательно.
Этапы асфальтирования тротуаров:
- 1. Подготовка земляного основания;
- 2. Укладка геотекстиля;
- 3. Сооружение песчаной подушки;
- 4. Уплотнение песчаного слоя;
- 5. Монтаж геосетки или георешетки;
- 6. Укладка слоя щебня;
- 7. Трамбовка щебеночного слоя;
- 8. Укладка асфальтового покрытия;
- 9. Уплотнение асфальтобетона.
Подготовка земляного основания
Необходимо создать углубление, достаточное для того, чтобы после укладки добиться нужного уровня покрытия. Часто устройство тротуаров происходит параллельно с асфальтированием автомобильной дороги, однако если речь идет о прогулочных или частных территориях, то параметры глубины определяются индивидуально.
Грунтовое основание необходимо:
- Очистить от мусора и грязи;
- Убрать корни растений и посторонние элементы;
- Просушить;
- Уплотнить.
Уплотнение может производиться дорожными катками, однако если площадь асфальтируемой территории не позволяет использовать спецтехнику, можно обойтись ручным механизированным инструментом. Например, виброплита способна обеспечить достаточно высокое уплотнение.
Также на этом этапе производится сооружение дренажной системы. Если устраивается тротуар возле дороги, то используется одна дренажная система. Если пешеходная зона находится в отдельной локации, о водоотведении придется позаботиться.
Укладка геотекстиля
Геотекстиль это рулонный материал из прочных синтетических нитей и волокон, который выполняет сразу несколько функций:
- Дренажная функция;
- Армирующий эффект;
- Препятствие прорастанию растений;
- Разделение технологических слоев.
Использование геотекстиля не позволит песку смешиваться с грунтом, а также усилит всю конструкцию основания и покрытия. Геотекстиль отличается достаточно высокой прочностью и сроком службы, эластичностью, а также не вредит окружающей среде, так как практически не подвержен влиянию внешних факторов.
Сооружение песчаной подушки
Производится отсыпка слоя песка, который будет выступать в роли стабилизирующего слоя, а также частично выполнять дренажную функцию. При строительстве автомобильных дорог песок после уплотнения должен быть толщиной около 40 см, однако для пешеходных зон этот показатель может быть снижен.
Уплотнение песчаного слоя так же производится спецтехникой или механизированным ручным оборудованием. От качества трамбовки зависят характеристики конструктивного слоя.
Монтаж геосетки или георешетки
Геосетка представляет собой рулонный материал из прочных синтетических нитей и волокон, места скрепления которых образуют ячейки, за счет чего материал имеет сетчатую структуру. Отличается высокой прочностью, может иметь разные степени гибкости, а также характеризуется длительным сроком службы и экологичностью.
Свойства геосетки:
- Армирующий эффект;
- Перераспределение вертикальной нагрузки;
- Разделение конструктивных слоев.
Использование геосетки/ георешетки позволяет на 40% сократить расход щебня, а в комбинации с геотекстилем прочность сооружения возрастает в 2-2,5 раза. Если пренебречь данным материалом, щебень будет вдавливаться в песчаный слой, вследствие чего нарушится геометрия основания, что приведен к ускоренному разрушению покрытия.
Укладка щебеночного слоя
В дорожном строительстве наиболее качественным считается щебень из прочных горных пород, однако в качестве основания может использоваться и менее жесткий материал. Асфальт для тротуаров, как упоминалось, может быть уложен и на кирпичный бой, однако щебень обеспечит более высокие характеристики и срок службы покрытия.
- Используется щебень смешанных фракций, чтобы обеспечить достаточную плотность.
- Также можно укладывать сначала крупные фракции, а затем мелкие, что тоже гарантирует высокую плотность.
- Щебеночный слой необходимо качественно уплотнить после укладки.
После укладки и трамбовки спецтехникой или ручным оборудованием щебень проливается битумной эмульсией, чтобы повысить адгезионные (скрепляющие) свойства.
Укладка асфальтобетона или асфальтовой крошки
Асфальт для тротуаров, как упоминалось, может укладываться в один слой, в отличие от асфальтобетона для покрытия автомобильных дорог. Если используется песчаный асфальт или асфальтовая крошка, то материал необходимо уложить и качественно уплотнить, после чего дождаться набора прочности и запускать территорию в эксплуатацию.
Если используется гравийный или щебеночный асфальт, то можно выбрать из двух вариантов по зернистости:
- Мелкозернистый;
- Крупнозернистый.
Асфальт мелкозернистый смеси отличается более высокими показателями прочности и износостойкости, тогда как крупнозернистые смеси уступают в этих показателях, имея другие сильные стороны. Асфальт для тротуаров может быть и крупнозернистым, так как его эксплуатационных характеристик вполне достаточно для долгого использования в качестве покрытия для пеших прогулок.
При строительстве автодорог крупнозернистые смеси используются в качестве подстилающего слоя для мелкозернистого асфальта, обеспечивая стабилизацию покрытия.
Также асфальтобетон в данном случае может быть:
Если используется горячий асфальт, перед укладкой его необходимо разогреть до 110-130°C, а асфальтирование можно производить в теплые сезоны (от +5°C). Горячие смеси более качественные, чем холодные – горячий асфальт для тротуаров обеспечит долгую и безопасную эксплуатацию.
Стоимость холодного асфальта выше, чем цена горячих асфальтовых смесей.
Асфальт для тротуаров может быть и холодным, так как его характеристики достаточны для территорий с низкой нагрузкой, хотя и уступают показателям горячих смесей. Такой материал не требует разогрева, а использовать его можно даже в холодные сезоны.
Иногда для устройства тротуаров может использоваться литой асфальтобетон, не уступающий по качеству обычным горячим асфальтовым смесям, и не требующий уплотнения. Однако его стоимость может оказаться нецелесообразной для устройства пешеходных зон.
Выводы
Асфальт для тротуаров может уступать асфальтобетону для автодорог по своим основным свойствам и характеристикам, однако на пешеходные зоны оказывается значительно меньшее воздействие, поэтому для их устройства вполне подходят более бюджетные материалы.
Кроме того, асфальт для тротуаров должен иметь минимальную толщину – 3-4 сантиметра.
В качестве материала чаще всего используется песчаный асфальт, а также асфальтовая крошка. Однако если необходимо повысить характеристики и срок службы покрытия, можно использовать более качественные и дорогие разновидности асфальтобетона.
Какая толщина асфальта должна быть?
Нет единой толщины слоя асфальтобетонного покрытия. В зависимости от предстоящих нагрузок на покрытие, определяется какая толщина асфальта должна быть по ГОСТу. Таким образом, минимальная толщина асфальта должна быть:
- для отмостки — не менее 3 см;
- во дворе частного дома — не менее 5 см;
- на тротуаре — не менее 4 см;
- на парковке для легковых машин — не менее 5 см;
- на парковке для грузовых машин — не менее 10 см;
- на детской площадке под резиновое покрытие — не менее 4 см.
Помимо толщины, перед укладкой асфальта необходимо определиться с его маркой. Асфальтобетонную смесь необходимо выбирать, исходя из места укладки и класса нагрузки.
Перечислим основные типы асфальта:
- Песчаный. Даная смесь используется для укладки тротуаров и детских площадок. В составе такого асфальта нет щебня, он хорошо подходит для мест, где нет больших нагрузок.
- Мелкозернистый. Он применяется при средних и высоких нагрузках. Асфальт этого типа используется в большинстве случаев для строительства дорог. В составе имеется большое содержание мелкого щебня, что не дает образованию колейности при эксплуатации.
- Крупнозернистый. Его укладывают на нижний слой дорожной одежды, при асфальтировании участка в 2 слоя. Крупнозернистым назвали из-за наличия крупного щебня в асфальтобетонной смеси. Наличие в составе щебня крупной фракции позволяет увеличить срок службы дороги в несколько раз.
- ЩМА. Данный тип асфальтобетонной смеси, в основном, укладывается на трассы, автобаны и на дорогах с интенсивным движением. В отличии от других типов асфальта в нем нет песка, а только щебень, битум и минералы. Его невозможно положить вручную из-за большого количества крупного щебня. Он является одним из дорогих типов асфальтобетонных смесей.
Данный интернет-сайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ. Для получения подробной информации о стоимости наших услуг, пожалуйста, обращайтесь к нашим менеджерам по тел: +7 (963) 686-22-00.