Как определить сопротивление обмотки электродвигателя
Перейти к содержимому

Как определить сопротивление обмотки электродвигателя

  • автор:

Сопротивление обмотки электродвигателя

Современные электродвигатели являются надежными силовыми агрегатами. Они способны работать десятки лет при своевременном обслуживании и ремонте. Для этого необходимо регулярно осуществлять смазку подшипников, вовремя выполнять их замену, а также контролировать состояние обмоток статора.

Для чего выполняется проверка сопротивления изоляции электродвигателя

Даже в том случае, если оборудование не работало, какое-то время, необходимо обязательно произвести замер сопротивления изоляции, так как она является гигроскопичной и может изменить свои свойства под воздействием влажности воздуха. Снижение сопротивления может быть довольно значительным, поэтому прежде чем включать машину в сеть, должна быть произведена проверка сопротивления изоляции электродвигателя.

Согласно требованиям правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) такая процедура производится перед вводом электродвигателя в эксплуатацию, после текущего и капитального ремонта, а также при плановых испытаниях один раз в три года. Замер сопротивления изоляции после текущего и планового ремонта производится для контроля качества его выполнения.

Какие приборы необходимы

Проверяется сопротивление каждой обмотки относительно корпуса, а также сопротивление между обмотками. Для изменения сопротивления изоляции обмоток статора электродвигателя относительно корпуса используется мегаомметр, удобный и компактный прибор, состоящий из омметра и магнитоэлектрического генератора постоянного тока. Для проверки сопротивления между обмотками используется мультиметр в режиме омметра. Сопротивление между обмотками должно быть одинаковым.
Сопротивление изоляции электродвигателя, имеющего номинальное напряжение до 660В, следует измерять при напряжении в 500В.

Если производится контроль сопротивления обмоток машины с номинальным напряжением до 3000 В, то применяют мегаомметры с напряжением в 1000В. Измерение сопротивления обмотки электродвигателя с номинальным напряжением более 3000В используются приборы со значением в 2500В. В том случае, если в исследуемом двигателе имеется фазосдвигающий конденсатор, то перед измерением его необходимо отключить от обмотки.

Как правильно производить измерение сопротивления изоляции

Измерения должны производиться при температуре воздуха не ниже +5°C. Перед исследованиями необходимо:

• обесточить электродвигатель;
• снять с него остаточные заряды путем заземления обмоток на 2-3 минуты.

Измерительный провод с зажимом от гнезда «Л» (или «MΩ») подключается к одному из выводов обмоток, а провод от гнезда «З» (или «–») к заземляющему винту в клеммной коробке или к корпусу двигателя.
Для проведения измерения нужно вращать рукоятку генератора со скоростью около 120 оборотов в минуту. Данные измерений записываются после того , как стрелка установилась на месте через 15 и через 60 секунд.

Только при соблюдении этих условий полученный результат можно считать достоверным. После произведенного замера испытываемый двигатель необходимо обязательно разрядить.

При проведении испытаний обязательно должна учитываться температура, при которой производилось измерение сопротивления обмоток электродвигателя. Полученные результаты должны соответствовать нормативам, указанным в ПТЭЭП приложение 3 пункт 23, а также таблице №28 приложения 3.1 (для двигателей с напряжением свыше 1 кВ). При температуре изоляции, равной по значению температуре окружающего воздуха, сопротивление обмотки двигателя должно быть не менее 1 МОм. Сопротивление обмотки электродвигателя машины постоянного тока – не менее 0,5 МОм.

Для оформления заказа позвоните менеджерам компании Кабель.РФ ® по телефону +7 (495) 646-08-58 или пришлите заявку на электронную почту zakaz@cable.ru с указанием требуемой модели электродвигателя, целей и условий эксплуатации. Менеджер поможет Вам подобрать нужную марку с учетом Ваших пожеланий и потребностей.

Как прозвонить электродвигатель мультиметром

Одна из частых неисправностей электродвигателя – отсутствие вращения. Причину поломки можно определить следующим образом. Прежде всего с помощью мультиметра (в режиме вольтметра) проверяется подача питающего напряжения. Если питание подается, проблема заключается в электрической неисправности самого двигателя, соответственно, необходимо проверить целостность подключения и прозвонить обмотки. В большинстве случаев для этого используется обычный мультиметр.

Прозвонка электродвигателя мультиметром

Трехфазный электродвигатель имеет 3 обмотки, у каждой из которых по два вывода. Для измерения сопротивления обмотки мультиметр переводится в режим омметра, его щупы соединяются с парой выводов. Предел измерения — 200 Ом или меньше. Необходимо последовательно прозвонить сопротивления всех трех обмоток. Полярность омметра в данном случае роли не играет.

Как узнать, какое должно быть сопротивление у обмоток? На данном этапе это неважно – главное, чтобы сопротивления были одинаковы. Расхождения показаний по обмоткам должны быть не более 10%.

Логично, что сопротивления обмоток зависят от мощности электродвигателя. У маломощных двигателей (сотни ватт) сопротивление каждой обмотки может составлять десятки Ом, у двигателей средней мощности (несколько киловатт) – единицы Ом. У приводов мощностью десятки киловатт сопротивление составляет доли ома, и обычным мультиметром проблематично точно его измерить.

Если мультиметр показывает 0 Ом, это говорит о коротком замыкании (начало и конец обмотки замкнуты). Можно попытаться устранить замыкание в районе борно, но это удается редко. Обычно в таких случаях двигатель разбирают или перематывают. Если на одной из обмоток мультиметр показывает бесконечность, произошел обрыв, и двигатель также подлежит разборке или перемотке.

Кроме того мультиметр позволяет без труда определить замыкание обмотки на корпус. В этом случае сопротивление между обмоткой и корпусом электродвигателя будет составлять единицы Ом (при нормальной изоляции — Мегаомы).

Проверка борно

Если после прозвонки остались подозрения, нужно вскрыть клеммную коробку (борно). Часто можно увидеть, что в борно плохо затянут крепеж, или отгорели провода. Если для соединения используются гайки, нужно на каждой клемме проверить протяжку не только верхней гайки, которой прикручен питающий проводник, но и осмотреть гайку, которая держит вывод обмотки, уходящий внутрь двигателя.

При отсутствии мультиметра допускается в первом приближении проверять обмотки на обрыв при помощи универсального пробника-прозвонки. Однако, при этом невозможно определить межвитковое и короткое замыкание в обмотках.

Как определить межвитковое замыкание

Межвитковое замыкание можно определить несколькими способами, самый практичный из них – измерение токов по фазам. Если при равенстве фазных напряжений токи отличаются более чем на 15%, и при этом двигатель греется на холостом ходу, можно смело нести его в перемотку.

Выводы

Следуя инструкциям, приведенным в статье, можно при помощи мультиметра определить большинство неисправностей обмотки двигателя. Как правило, при нарушениях целостности обмотки двигатель нужно перематывать.

Как прозвонить электродвигатель мультиметром

Выход из строя электродвигателя — явление неприятное и неожиданное. Во многих случаях поломки происходят в результате перегрузок или после перепадов напряжения в сети. Но случается и так, что дефект прогрессирует медленно и двигатель перестает вращаться без видимых причин. Прозвонить электродвигатель мультиметром также понадобиться, если вы устанавливаете его вместо вышедшего из строя, но не уверены в работоспособности.

Подготовка к проверке

Как и подавляющее большинство работ в электрической сети, проверка проводится при отключенном напряжении. Лучше всего не просто выключить рубильник, или выключатель нагрузки, а полностью отсоединить провода. Затем откалибруйте мультиметр, то есть, при замкнутых щупах выставите стрелку на «О», или дождитесь появления «О» на дисплее. Осмотрите двигатель на предмет замокания, следов дыма, механических повреждений корпуса.

Прозвонка электродвигателя мультиметром

Большинство неисправностей электромотора, которые можно определить при помощи мультиметра, связаны с отсутствием контакта, или пробоем. Работоспособность двигателя зависит от качества изоляции, надежности контактов и правильной намотки. На первом этапе измерений проверяют целостность обмоток. У трехфазного мотора их три, каждая из которых соединена с двумя выводами. Разбив их попарно, проверяем мультиметром. Для этого:

  • включаем прибор на измерение сопротивления;
  • выставляем диапазон 200 Ом;
  • поочередно проверяем обмотки.

Ожидаемые результаты — одинаковые показатели омметра, на одной из обмоток ноль, на обмотке бесконечность.

Прозвонка электродвигателя мультиметром

Если показатели одинаковые, то обмотки исправные и прозвон нужно продолжить. Различаться сопротивление у соседних обмоток может не более чем на 10%. Если показания нулевые, или мультиметр показывает бесконечность, то, соотвественно, обмотка закорочена, или оборвана. В обоих случаях двигатель нужно разбирать и ремонтировать.

Далее проверяем сопротивление между корпусом и обмотками. Если есть замыкание, то сопротивление равно несколько Ом. Если все в порядке — МОм. При пробое на корпус двигатель также нужно ремонтировать. Диапазон измерений выставляем на 20 Гом. При этом один щуп держим на корпусе, другой на выводе фазы.

Проверка борно

Если прозвонка не дает конкретных результатов, или они сомнительны, например, обрыв на двух обмотках, то нужно проверить клеммную коробку (борно). Для начала смотрим на провода, нет ли следов подгорания, затем проверяем болты, которые удерживают провода и выводы обмоток. Для многих механизмов и оборудования, работающих с вибрациями, такие поломки относятся к характерным. После приведения коробки в надлежащее состояние, прозванием обмотки на предмет обрыва или межвиткового замыкания.

Как определить межвитковое замыкание

По частоте поломок на межвитковое замыкание статора приходится до 40% поломок. Проверка обмоток электродвигателя проводится специальными приборами, но и при помощи мультиметра можно получить вполне конкретный результат. Для этого необходимо замерить сопротивление на каждой из обмоток и сравнить показания прибора. Если на одной из обмоток есть замыкание, то результат будет сильно отличаться в сторону снижения. Как и обрыв обмотки и замыкание на корпус, межвитковый пробой требует разборки мотора и ремонта в специализированной мастерской. Но большинство двигателей современной бытовой техники для ремонта не слишком пригодны, лучше купить новую запчасть.

Измерение сопротивления в электродвигателе

Важной частью испытаний электродвигателя после ремонта или складского хранения являются измерение сопротивления изоляции и сопротивление обмоток постоянному току. Сопротивление изоляции производится для проверки отсутствия короткого замыкания и возможности подключения машины к сети. Сопротивление обмоток измеряется для проверки правильности намотки, отсутствия виткового замыкания и надёжности соединений.

Методы проверки изоляции

Перед подачей напряжения для предотвращения короткого замыкания необходимо проверить изоляцию между токоведущими частями и корпусом электромашины. В трёхфазных электродвигателях обмотки соединены между собой. Для проверки отсутствия замыкания между ними, при наличии возможности следует отключить обмотки друг от друга. Изоляция каждой из них проверяется относительно остальных катушек и корпуса машины. Проверка изоляции производится мегомметром. Для этого вывода к прибору подключаются на положение «мегаомы». Концы прикладываются к выводам и части корпуса, зачищенному от краски. Информация! Вместо корпуса вывод можно приложить к валу электромашины. Измерение производится вдвоём — один человек прикладывает вывода прибора к измеряемым элементам, а второй крутит ручку устройства в течение минуты, затем, не прекращая вращения, снимаются показания. При сомнительном результате измерения следует повторить. Провода и обмотки обладают электрической ёмкостью и во время измерения заряжаются от мегомметра, поэтому после завершения испытаний или перед повторной проверкой вывода прибора и измеряемые детали необходимо разрядить закорачиванием.

Измерение сопротивления обмоток

Измерение сопротивления обмоток производится постоянным током. Этот вид измерений производится для проверки правильности намотки и качества соединений.

Информация! Величина сопротивлений, за исключением обмоток параллельного возбуждения двигателей постоянного тока, составляет несколько Ом, а в электромашинах большой мощности менее 1 Ом

Измерения производятся измерительным мостом или цифровым омметром. При проведении измерений важно обеспечить надёжный контакт выводов прибора с клеммами электромашины. Перед началом измерений вывода измерительного прибора замыкаются между собой, и производится установка «0». В трехфазных машинах обмотки следует отключить друг от друга. При невозможности это сделать они измеряются попарно, через клеммы подключения. В коллекторных электродвигателях и машинах постоянного тока обмотки возбуждения разделены на две части и находятся по обе стороны ротора. Для проверки сопротивления их рассоединяют и измеряют по отдельности.

Температура электродвигателя

  • до 10кВт — 1шт;
  • 10-100кВт — 2шт;
  • 100кВт-1мВт — 3шт;
  • более 1мВт — 4шт.

Температурой аппарата считается среднее значение показаний. При измерении сопротивления двигателя, не работавшего длительное время, его температурой считается температура окружающей среды. При этом она не должна меняться в течение нескольких дней перед началом измерений больше, чем на 5°С. Измерения производят несколько раз с перерывом не менее 2 часов. Если результат меняется, то следует подождать до приобретения электромашиной температуры окружающей среды.

Измерения с помощью амперметра и вольтметра

Если измерительный мост или омметр отсутствуют, то допускается определить сопротивление обмоток методом измерения тока и напряжения:

  1. подключить параллельно обмотке вольтметр, а последовательно амперметр;
  2. подать в схему =5В;
  3. измерить ток и напряжение;
  4. по формуле R=U/I рассчитать сопротивление;
  5. повторить ещё два раза, меняя величину напряжения;
  6. рассчитать среднеарифметическое значение.

Важно! Если вместо постоянного использовать переменное напряжение, то можно обнаружить витковое замыкание между рядом расположенными витками.

Проверка целостности коллекторных электрических машин

Измерением сопротивления проверяется также исправность коллекторных машин переменного и постоянного тока. Делать это целесообразно стрелочным или цифровым омметром. Во время проверки показания прибора не должны меняться более чем на 10-15%. Измерения производятся между рядом расположенными пластинами коллектора или через щётки. Если при измерениях через щётки показания меняются, необходимо их снять и произвести измерения непосредственно на коллекторе.

Необходимая точность и результаты измерений

Точность и необходимый результат измерений определяется нормативными документами, такими, как ПУЭ, ПТЭЭР и другими, а также документацией к электродвигателю.

Необходимая точность при измерении сопротивления обмоток

Проводить измерения следует при температуре электромашины, равной температуре окружающей среде, до включения в работу. Разница между показаниями не должна превышать 2%, поэтому приборы, используемые для проверки должны обеспечивать необходимую точность:

  • до 1 Ом применяется двойной измерительный мост;
  • свыше 1 Ом — одинарный;
  • цифровой омметр необходимо переключить на соответствующий предел измерений.

Измерение изоляции

При проверке сопротивления изоляции температура значения не имеет, но мегомметр следует проверить до начала испытаний и после. Величина сопротивления зависит от мощности электромашины и определяется по формуле Rиз=Uном/(1000+0,1Рном), где:

  • Uном — напряжение сети;
  • Рном — мощность двигателя. На практике считается, что сопротивление изоляции статора должно быть не менее 1мОм, а в обмотках фазного ротора не должно быть короткого замыкания. При показаниях мегомметра ниже требуемых:
  • после перегрева электромашины она отправляется на ремонт;
  • после хранения или намокания аппарат разбирается и сушится, после чего производится повторная проверка. Инструменты, используемые для измерения сопротивления Для проведения измерений применяются различные приборы.

Мегомметр

Служит для измерения сопротивления изоляции. Электродвигатели с номинальным напряжением до 1кВт используются мегомметры 0,5 и 1кВт, высоковольтные аппараты проверяются мегомметрами 2,5кВт или специальными устройствами. Вывода плотно прижимаются к измеряемому объекту, и ручка прибора вращается равномерно, со скоростью 1,5-2 об/мин до тех пор, пока стрелка не остановится.

Внимание! На выводах мегомметра присутствует высокое напряжение — до 2,5кВт, в зависимости от конструкции, но очень маленький ток. Поэтому прикосновения к ним болезненные, но не опасные для жизни.

Измерительный мост и цифровой омметр

При измерении сопротивления обмоток используются измерительный мост или цифровой омметр. Измеряемые величины составляют несколько Ом, поэтому важно обеспечить надёжный контакт прибора и клемм электромашины.

Мультиметр

Для приблизительной оценки состояния электродвигателя можно использовать мультиметр. Он не обладает необходимой точностью измерений, но позволяет проверить целостность обмоток и отсутствие короткого замыкания.

Тщательная проверка сопротивлений обмоток и изоляции электродвигателей необходима после ремонта, длительного периода хранения и оценки возможности дальнейшей эксплуатации при перегреве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *