Решу ЕГЭ и Незнайка объединились,
чтобы запустить свои курсы ЕГЭ в Тик-Ток формате. Никаких скучных вебинаров, только залипательный контент!
Готовься к ЕГЭ в Тик-Ток формате
«Незнайка» и «Решу ЕГЭ» запускают свои курсы подготовки. Короткие видео, много практики и нереальная польза!
‘; $pop_rand = mt_rand(1,3); $pop_rand_code = $; echo $pop_rand_code; //> ?—>'pop_'.$pop_rand>
Вы отправили работу на проверку эксперту. Укажите номер телефона на него придет СМС
Незнайка → ОГЭ → Физика → Вариант 10 → Задание 15
Задание № 10100
На рисунке изображена шкала электромагнитных волн.
Пользуясь шкалой, выберите из предложенного перечня два верных утверждения.
1) Электромагнитные волны частотой 3000 кГц принадлежат только радиоизлучению.
2) Наибольшую скорость распространения в вакууме имеют гамма-лучи.
3) Электромагнитные волны частотой 105 ГГц могут принадлежать как инфракрасному излучению, так и видимому свету.
4) Рентгеновские лучи имеют большую длину волны по сравнению с ультрафиолетовыми лучами.
5) Длины волн видимого света составляют десятые доли микрометра.
Решать другие задания по теме: Электродинамика. Анализ процессов
Показать ответ
Комментарий:
Скорость распространения электромагнитных волн в вакууме постоянна и равна скорости света.
105ГГц лежит только в области радиоволн.
Длина волны обратно пропорциональна частоте [math]\mathrm\lambda=\frac1<\mathrm\nu>[/math]
Видимый свети меет диапазон 380нм-740нм (приблизительно) 1нм =1000мкм
Ответ: 15
Наибольшую скорость распространения в вакууме имеют гамма лучи
2-х мес. курсы «Горячее время»
2-х мес. курсы «Горячее время» для 10 классов
Обществознание с HISTRUCTOR
История с HISTRUCTOR
Математика с математиком МГУ
Учебный год 24/25
Подготовка к ЕГЭ-2025
Подготовка 10 класс — 2025
- Главная
- Каталог задач
- Каталог заданий по ЕГЭ — Физика
- Магнитное поле
- Задача # 19466
Тема . №14 Электродинамика (анализ физических процессов — выбор верных утверждений)
.03 Магнитное поле
Вспоминай формулы по каждой теме
Решай новые задачи каждый день
Вдумчиво разбирай решения
ШКОЛКОВО.
Готовиться с нами — ЛЕГКО!
Подтемы раздела №14 электродинамика (анализ физических процессов — выбор верных утверждений)
Решаем задачу:
Ошибка.
Попробуйте повторить позже
Задача 1 # 19466
Используя данные шкалы, выберите из предложенного перечня все верные утверждения и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.
1) Электромагнитные волны частотой 3000 кГц принадлежат только радиоизлучению.
2) Рентгеновские лучи имеют большую длину волны по сравнению с ультрафиолетовыми лучами.
3) Длины волн видимого света составляют десятые доли микрометра.
4) Наибольшую скорость распространения в вакууме имеют гамма-лучи.
5) Электромагнитные волны частотой ГГц могут принадлежать как инфракрасному излучению, так и видимому свету.
Показать ответ и решение
1)
3000 кГц это 3 МГц. Из рисунка следует, что при частоте 3 МГц волны принадлежат только радиоизлучению.
2)
Длина волны с частотой связаны формулой:
где – скорость света, – частота.
То есть чем больше частота, тем меньше длина волны. Из рисунка частота рентгеновских лучей больше, чем частоты ультрафиолетовых, следовательно, рентгеновские лучи имеют меньшую длину волны по сравнению с ультрафиолетовыми лучами.
3)
Видимый свет лежит в диапазоне от ГГц до ГГц. Воспользуемся формулой из второго пункта
4)
Скорость распространения электромагнитного излучения в вакууме постоянна и равна скорости света в вакууме.
5)
ГГц находится между ГГц и ГГц. Из рисунка волны такой частоты принадлежат только инфракрасному диапазону
Урок «Радиоактивность. Виды радиоактивного излучения»
Тема: Радиоактивность. Виды радиоактивного излучения, их физическая природа и свойства Цель ввести понятие радиоактивности, изучить историю открытия данного явления, характеристики видов излучения, формирование представления о явлении радиоактивности, о физической природе и свойствах α-, β-, γ-излучений; углубить знания учащихся о структуре атома.
Развивать логическое мышление. Формировать мыслительные операции: умение делать выводы из представленного материала, сравнивать и сопоставлять характеристики видов излучений, устанавливать сходство и различие, осмысливать учебный материал и глубину изучения данных вопросов, наблюдать и анализировать природные явления, развивать интерес к предмету, расширить кругозор учащихся
Воспитывать стремление к овладению знаниями и уважение к друг другу, любовь к природе.
Тип урока: Комбинированный .
Оборудование: ноутбук, учебник, презентация « Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений» . периодическая таблица Менделеева Д.И.
Ход урока
I. Организационный этап. Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. (Можно использовать метод « Разминка») 2. Проверка домашнего задания. Учитель выборочно проверяет письменное домашнее задание у 3-4 человек или привлекает к проверке учащихся с высоким уровнем подготовки. — Фронтальный опрос: (Можно использовать методы «Ключевые слова», «Гирлянда вопросов», »Цепочка», «Пресс», Тест «Да-Нет».)
- Мотивация и актуализация знаний
Слова радиоактивности, радиоактивного излучения, радиоактивные элементы знают сегодня все. Все знают об опасности радиоактивных излучений. Но многие, наверное, знают и то, что радиоактивные излучения служат человеку: они позволяют в ряде случаев поставить правильный диагноз болезни, лечат опасные заболевания, повышают урожайность культурных растений. Создаётся проблемная ситуация
Что такое радиоактивность? Какова его физическая природа? В чём заключается его опасность? Сегодня на уроке мы это узнаем
Для того чтобы стало понятно, что такое радиоактивность нужно вспомнить некоторые вопросы, которые мы уже изучили ранее на уроках физики.
Что происходит с заряженной частицей, влетевшей в магнитное поле? (на неё действует сила Лоренца, формула силы Лоренца)
Как определить направление силы Лоренца? (по правилу левой руки)
Каково строение атомного ядра? (ядра всех химических элементов состоят из нуклонов: протонов и нейтронов)
Чему равно число протонов в ядре? (порядковый номер в таблице Менделеева)
Как условно обозначаются ядра химических элементов?
Z – зарядовое число, которое показывает число протонов в ядре (порядковый номер в таблице Менделеева)
А — массовое число, которое показывает число нуклонов в ядре A = N + Z, где N – число нейтронов в ядре
План изучения темы :
III. Изучение нового материала. Его восприятие. Осмысление.
Радиоактивность представляет собой способность некоторых химических элементов самопроизвольно к излучению.
Радиоактивным распадом называется естественное радиоактивное превращение ядер, происходящее самопроизвольно.
Историческая справка. Изучая соли урана, французский учёный Анри Беккерель сделал вывод, что соли урана самопроизвольно, без влияния внешних факторов создают какое-то излучение.
26-27 февраля 1896 года Беккерель приготовил несколько образцов кристаллов и прикрепил их к завернутым в бумагу фотопластинкам. Однако в эти дни стояла пасмурная погода, и Беккерель решил отложить опыт. Он считал, что ему необходим яркий солнечный свет. Пластинки были спрятаны в ящик стола и пролежали там около трех дней. Лишь 1 марта, Беккерель решил их проявить, ожидая в лучшем случае, увидеть слабые изображения. Но все оказалось наоборот: изображения были очень четкими. Таким образом, какое-то излучение испускалось солями урана безо всякого освещения светом.
Беккерель продолжил исследования солей урана, однако он не понимал природы этого излучения. Однажды, демонстрируя своему гостю излучение урановых образцов, он задал ему вопрос в виде просьбы: «Ведь вы физик и химик одновременно. Проверьте, нет ли в этих излучающих телах примесей, которые могли бы играть особенную роль». И этот вопрос стал научной программой исследований молодой четы: Пьера Кюри (1859 – 1906) и его жены Марии Склодовской-Кюри (1867 – 1934) . Двумя годами позднее, супруги Пьер и Мария Кюри, доказали, что аналогичным свойством обладает химический элемент торий Th-232. Затем они же открыли новые, ранее неизвестные элементы – полоний Po-209 и радий Ra-226. Радий – редкий элемент; чтобы получить 1 грамм чистого радия, надо переработать не менее 5 тонн урановой руды; его радиоактивность в несколько миллионов раз выше радиоактивности урана. Впоследствии было установлено, что все химические элементы с порядковым номером более 83 являются радиоактивными. Супруги Кюри, явление самопроизвольного излучения назвали радиоактивностью.
С этого момента ученый тщательно изучал явление естественной радиоактивности. За это открытие в 1903 году Анри Беккерель был удостоен Нобелевской премии по физ ике.
Теоретическая часть (данный материал находится на партах, учащихся)
После открытия радиоактивных элементов началось исследование физической природы их излучения. Кроме Беккереля и супругов Кюри, этим занялся Резерфорд.
Классический опыт, позволивший обнаружить сложный состав радиоактивного излучения, состоял в следующем. Препарат радия помещали на дно узкого канала в куске свинца. Против канала находилась фотопластинка. На выходившее из канала излучение действовало сильное магнитное поле, линии индукции которого перпендикулярны лучу. Вся установка размещалась в вакууме.
В отсутствие магнитного поля на фотопластинке после проявления обнаруживалось одно темное пятно точно напротив канала. В магнитном поле пучок распадался на три пучка. В магнитном поле пучок излучения распадался на 3 пучка. Две составляющие первичного потока отклонялись в противоположные стороны.
Как это можно объяснить? Это определенно указывало на наличие у этих составляющих электрических зарядов противоположных знаков, то есть эти составляющие представляют поток положительных и отрицательных частиц
Отрицательная компонента излучения отклонялась магнитным полем гораздо больше, чем положительная.
Как это можно объяснить? Либо разная величина заряда частиц, либо разная скорость движения
Третья составляющая не отклонялась магнитным полем.
Как это можно объяснить? Эта составляющая нейтральна, то есть не является потоком заряженных частиц.
Положительно заряженная компонента получило название альфа-лучей , отрицательно заряженная – бета-лучи и нейтральная – гамма-лучи
Две составляющие первичного потока отклонялись в противоположные стороны. Это указывало на наличие у этих излучений электрических зарядов противоположных знаков . При этом отрицательный компонент излучения отклонялся магнитным полем гораздо сильнее, чем положительный. Третья составляющая совсем не отклонялась магнитным полем. Эти три вида излучения очень сильно различаются по проникающей способности, т. е. по тому, насколько интенсивно они поглощаются различными веществами.
Наименьшей проникающей способностью обладают альфа -лучи. Слой бумаги толщиной около 0,1 мм для них уже непрозрачен. Если прикрыть отверстие в свинцовой пластинке листочком бумаги, то на фотопластинке не обнаружится пятна, соответствующего -излучению.
Альфа-излучение
Альфа-излучение — это поток тяжелых положительно заряженных частиц. Возникает в результате распада атомов тяжелых элементов, таких как уран, радий и торий . В воздухе альфа-излучение проходит не более пяти сантиметров и, как правило, полностью задерживается листом бумаги или внешним омертвевшим слоем кожи. Однако если вещество, испускающее альфа-частицы, попадает внутрь организма с пищей или воздухом, оно облучает внутренние органы и становится опасным.
Бета-излучение
Бета-излучение — это электроны, которые значительно меньше альфа-частиц и могут проникать вглубь тела на несколько сантиметров. От него можно защититься тонким листом металла, оконным стеклом и даже обычной одеждой. Попадая на незащищенные участки тела, бета-излучение оказывает воздействие, как правило, на верхние слои кожи. Во время аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году пожарные получили ожоги кожи в результате очень сильного облучения бета-частицами. Если вещество, испускающее бета-частицы, попадет в организм, оно будет облучать внутренние ткани.
Гамма-излучение
Гамма-излучение — это фотоны, т.е. электромагнитная волна, несущая энергию. В воздухе оно может проходить большие расстояния, постепенно теряя энергию в результате столкновений с атомами среды. Интенсивное гамма-излучение, если от него не защититься, может повредить не только кожу, но и внутренние ткани. Плотные и тяжелые материалы, такие как железо и свинец, являются отличными барьерами на пути гамма-излучения.
Как видно, альфа-излучение по его характеристикам практически не опасно, если не вдохнуть его частички или не съесть с пищей.
Бета-излучение может причинить ожоги кожи в результате облучения.
Самые опасные свойства у гамма-излучения. Оно проникает глубоко внутрь тела, и вывести его оттуда очень сложно, а воздействие очень разрушительно.
В любом случае без специальных приборов знать, что за вид радиации присутствует в данном конкретном случае нельзя, тем более, что всегда можно случайно вдохнуть частички радиации с воздухом. Поэтому общее правило одно – избегать подобных мест, а если уж попали, то укутаться как можно большим количеством одежды и вещей, дышать через ткань, не есть и не пить, и постараться поскорее покинуть место заражения. А потом при первой же возможности избавиться от всех этих вещей и хорошенько вымыться.
Радиоактивность также можно рассматривать как свидетельство сложного строения атома. Гораздо меньше поглощаются при прохождении через вещество бета-лучи. Алюминиевая пластинка полностью их задерживает только при толщине в несколько миллиметров. Наибольшей проникающей способностью обладают. гамма-лучи.
Интенсивность поглощения гамма-лучей усиливается с увеличением атомного номера вещества-поглотителя. Но и слой свинца толщиной в 1 см не является для них непреодолимой преградой. При прохождении гамма-лучей через такой слой свинца их интенсивность ослабевает лишь вдвое. Физическая природа альфа-, бета- и гамма-лучей , очевидно, различна.
Гамма-лучи . По своим свойствам J-лучи очень сильно напоминают рентгеновские, но только их проникающая способность гораздо больше, чем у рентгеновских лучей. Это наводило на мысль, что J-лучи представляют собой электромагнитные волны. Все сомнения в этом отпали после того, как была обнаружена дифракция лучей на кристаллах и измерена их длина волны. Она оказалась очень малой — от 10-8 до 10-11 см.
На шкале электромагнитных волн J- лучи непосредственно следуют за рентгеновскими. Скорость распространения у J-лучей такая же, как у всех электромагнитных волн, — около 300 000 км/с.
Бета-лучи . С самого начала бета- и альфа-лучи рассматривались как потоки заряженных частиц. Проще всего было экспериментировать c бета-лучами, так как они сильнее отклоняются как в магнитном, так и в электрическом поле.
Основная задача экспериментаторов состояла в определении заряда и массы частиц. При исследовании отклонения бета-частиц в электрических и магнитных полях было установлено, что они представляют собой не что иное, как электроны, движущиеся со скоростями, очень близкими к скорости света. Существенно, что скорости бета -частиц, испущенных каким-либо радиоактивным элементом, неодинаковы. Встречаются частицы с самыми различными скоростями. Это и приводит к расширению пучка бета -частиц в магнитном поле (см. рис. 13.6).
Альфа-частицы. Труднее было выяснить природу альфа-частиц, так как они слабее отклоняются магнитным и электрическим полями. Окончательно эту задачу удалось решить Резерфорду. Он измерил отношение заряда q частицы к ее массе m по отклонению в магнитном поле. Оно оказалось примерно в 2 раза меньше, чем у протона — ядра атома водорода. Заряд протона равен элементарному, а его масса очень близка к атомной единице массы1. Следовательно, у альфа-частицы на один элементарный заряд приходится масса, равная двум атомным единицам массы.
Но заряд альфа-частицы и ее масса оставались, тем не менее, неизвестными. Следовало измерить либо заряд, либо массу альфа-частицы. С появлением счетчика Гейгера стало возможным проще и точнее измерить заряд. Сквозь очень тонкое окошко — частицы могут проникать внутрь счетчика и регистрироваться им.
Резерфорд поместил на пути альфа-частиц счетчик Гейгера, который измерял число частиц, испускавшихся радиоактивным веществом за определенное время. Затем он поставил на место счётчика металлический цилиндр, соединенный с чувствительным электрометром. Электрометром Резерфорд измерял заряд альфа — частиц, испущенных источником внутрь цилиндра за такое же время (радиоактивность многих веществ почти не меняется со временем). Зная суммарный заряд альфа-частиц и их число, Резерфорд определил отношение этих величин, т. е. заряд одной альфа-частицы. Этот заряд оказался равным двум элементарным.
Таким образом, он установил, что у альфы -частицы на каждый из двух элементарных зарядов приходится две атомные единицы массы. Следовательно, на два элементарных заряда приходится четыре атомные единицы массы. Такой же заряд и такую же относительную атомную массу имеет ядро гелия. Из этого следует, что альфа- частица — это ядро атома гелия.
Запись в тетрадь
- В природе существуют радиоактивные химические элементы, которые излучают три вида излучения:
Альфа-излучение – это поток положительно заряженных α-частиц (ядер гелия), летящих со скоростью 14000-2000 км/с.
Свойства: альфа-излучение слабо отклоняется электрическими и магнитными полями, проявляет сильную ионизирующую способность, но малую проникающую способность. Радиационный риск при внешнем облучении такими альфа-частицами отсутствует. Однако проникновение альфа-активных радионуклидов внутрь тела, когда облучению подвергаются непосредственно ткани организма, весьма опасно для здоровья.
- Бета-излучение – это поток электронов, летящих со скоростью близкой к скорости света (0,999с)
Свойства: бета-излучение сильно отклоняется электрическими и магнитными полями, проявляет большую проникающую способность, а ионизирующая способность в 2 раза меньше, чем у альфа-излучения
- Гамма-излучение — электромагнитное излучение с длиной волны менее 10 -10 м, имеющее ярко выраженные корпускулярные свойства, то есть являющееся потоком γ-квантов.
Свойства: гамма-излучение не отклоняется электрическими и магнитными полями, ионизирующая способность относительно небольшая, проявляет очень большую проникающую способность: пробег в воздухе –несколько сот метров, в свинце – до 5 см, тело человека пронизывают насквозь.
- При радиоактивном излучении происходят превращения ядер химических элементов (альфа- и бета-распад).
- Радиоактивность—самопроизвольное превращение ядер одних химических элементов в ядра других химических элементов, сопровождаемое испусканием различных частиц или ядер.
Радиоактивные превращения ядер бывают различных типов: α-распад, β-распад , эти превращения подчиняются правилу смещения , сформулированному впервые английским ученым Ф. Содди.
Естественная радиоактивность – самопроизвольное превращение ядер некоторых химических элементов в ядра других химических элементов, которое сопровождается выбросом частиц и электромагнитным излучением. Радиоактивные превращения ядер бывают различных типов: α -распад, β -распад. Превращения подчиняются правилу смещения .
Радиоактивные превращения
В чём же заключается физическая сущность явления радиоактивности?
Для ответа на этот вопрос необходимо исследовать само радиоактивное вещество.
Что же происходит с радиоактивным веществом?
Уже самые первые опыты, проделанные Резерфордом совместно с английским ученым Ф. Содди, убедили их, что при радиоактивном распаде происходит превращение одних химических элементов в другие.
Цепочки превращений испытали радиоактивные элементы: актиний, торий, уран. Общий вывод, к которому пришли ученые, сформировал Резерфорд:
α – распад: Ядро теряет положительный заряд 2ē и масса его убывает на 4 а.е.м. Элемент смещается на 2 клетки к началу периодической системы.
β – распад: из ядра вылетает электрон, заряд увеличивается на единицу, а масса остается почти неизменной. Элемент смещается на 1 клетку к концу периодической системы.
Проблемная ситуация. Вопрос к классу: Если вы внимательно следите за моими рассуждениями, то должны мне задать вопрос. (Как же из ядра вылетают электроны, если их там нет . )
Ответ: приβ – распаде нейтрон превращается в протон с испусканием электрона
1 0 n → 1 1 p + 0 -1 e + υ (υ — антинейтрино)
γ – излучение не сопровождается изменением заряда, масса же ядра меняется ничтожно мало, так как излучаемые фотоны не имеют заряда и их масса ничтожно мала
Демонстрация видеофайла с компьютерной моделью альфа-распада и бета-распада
IV . Применение и закрепление знаний. Решение задач.
Выполнение двух упражнений на применение правила смещения с использованием компьютерной модели периодической таблицы Менделеева
Самостоятельное решение задач с использованием таблицы Менделеева . Для проверки правильности решения отдельные учащиеся решают задачи у доски.
Задача 1: Изотоп тория 230 90 Th испускает α-частицу. Какой элемент при этом образуется?
Решение: 230 90 Th α → 226 88 Ra + 4 2 He
Задача 2: Изотоп тория 230 90 Th испускает β-радиоактивен. Какой элемент при этом образуется?
Решение: 230 90 Th β → 230 91 Рa + 0-1e
Задача 3: Протактиний 231 91 Рa α –радиоактивен. С помощью правил «сдвига» и таблицы элементов Менделеева определите, какой элемент получается с помощью этого распада.
Решение: 231 91 Рa α → 227 89 Ас + 4 2 Не
Задача 4: В какой элемент превращения уран 239 92 U после двух β – распадов и одного α – распада?
Решение: 239 92 U β → 239 93 Np β → 239 94 Pu α → 235 92 U
Задача 5: Написать цепочку ядерных превращений неона: β, β, β, α, α, β, α, α
Решение: 20 10 Ne β → 20 11 Na β → 20 12 Mg β → 20 13 Al α → 16 11 Na α → 12 9 F β → 12 10 Ne α → 8 8 O α → 4 6 C
Урок по теме «Шкала электромагнитных волн». 11 класс.
план-конспект урока по физике (11 класс) по теме
Вселенная – это океан электромагнитных излучений. Люди живут в нем, по большей части, не замечая пронизывающих окружающее пространство волн. Греясь у камина или зажигая свечу, человек заставляет работать источник этих волн, не задумываясь об их свойствах. Но знание — сила: открыв природу электромагнитного излучения, человечество в течение XX столетия освоило и поставило к себе на службу самые различные его виды.
- Физическая разминка
1) Способ передачи тепла с помощью инфракрасных волн (из ответа возьмите вторую букву и запишите ее в первую клетку ключа). (И з лучение.)
2) Цвет, стоящий в спектре рядом с жёлтым цветом (из ответа возьмите пятую букву и запишите её во вторую клетку ключа).(Зелё н ый
3) Как называется учение о свете? (из ответа возьмите шестую букву и запишите её в третью клетку ключа).(Оптик а )
4) Учёный, открывший явление дисперсии света (из ответа возьмите первую букву и запишите её в четвёртую клетку ключа).( Н ьютон)
5) Явление, огибания волнами препятствий (из ответа возьмите вторую букву и девятую буквы и запишите их в пятую и шестую клетки ключ).(Д и фракци я )
- Изучение нового материала . Вступительное слово учителя.
Мы знаем, что длина электромагнитных волн бывает самой разной. Свет составляет ничтожную часть широкого спектра электромагнитных волн. При изучении этой малой части спектра были открыты другие излучения с необычными свойствами. Принято выделять низкочастотное излучение, радиоизлучение, инфракрасные лучи, видимый свет, ультрафиолетовые лучи, рентгеновские лучи и γ-излучение.
Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает задание подготовить и представить информацию о конкретном диапазоне длин волн ( Работа с учебником, Интернет-ресурсами).
В ходе выступлений учащиеся должны заполнить таблицу.
Открытый колебательный контур
Нагретое тело до 800С
Солнце, кварцевые лампы
Дозиметры, счетчик Гейгера
10 12 Гц -10 14 Гц
Несет информацию,отражается от ионосферы
Вызывает зрительные образы
Ионизация, загар,дезинфекция, фотосинтез
Высокая проникающая способность
Наибольшая проникающая способность
Cушка, приборы ночного видения
Диагностика, лечение, астрономия
Деление электромагнитных излучений по диапазонам условное. Четкой границы между областями нет. Названия областей сложились исторически, они лишь служат удобным средством классификации источников излучений.
Все диапазоны шкалы электромагнитных излучений имеют общие свойства:
- Физическая природа всех излучений одинакова
- Все излучения распространяются в вакууме с одинаковой скоростью, равной 3*10 8 м/с
- Все излучения обнаруживают общие волновые свойства (отражение, преломление, интерференцию, дифракцию, поляризацию)
- Для оценки степени компетентности учащимся предлагаются следующие качественные задачи:
1. Каким образом ориентируются змеи в темноте? Удивительным органом обладают змеи. Это — две ямки на голове, внешне напоминающие вторую пару ноздрей. Когда биологи занялись их изучением, оказалось, что это исключительно чувствительный орган, при помощи которого гремучая змея «видит» инфракрасные лучи. А зоркость такова, что змея улавливает разницу в тысячную долю градуса. Достаточно появиться ночью полевой мыши на расстоянии в 200 метрах от змеи, и ее чувствительный прибор подскажет присутствие мыши.
2. Каково воздействие ультрафиолетовых лучей на человека? В ткани организма ультрафиолет проникает на глубину от 0,1 до 1 мм, но вызывают при этом химическую реакцию, следствием которой является покраснение кожи. Биологическое действие зависит от длины волны. Волны длиной от 400 до 350 мкм отличаются укрепляющим, закаливающим действием на организм. Поэтому эти волны используются в оздоровительных целях. Излучения с длиной волны от 315 до 280 мкм используют в лечебных целях (в основном для людей которые живут на севере). Волны длиной 280-200мкм убивают бактерий, поэтому это излучение используют для дезинфекции.
3. Не так давно датская фирма «Лего» стала добавлять в свою продукцию сульфат бария, хорошо заметный в рентгеновских лучах. Для чего? Чтобы при рентгеновском исследовании обнаружить игрушку, проглоченную малышом.
4. Как используют ультрафиолет для определения качества продуктов? Некоторые продукты под действием ультрафиолетовых лучей люминесцируют в затемненном помещении разным цветом (с.205 А.И.Семке Нестандартные задачи по физике)
1. Инфракрасное излучение имеет длину волны:
А. Меньше 4*10 -7 м.
Б. Больше 7,6*10 -7 м
В. Меньше 10 –8 м
2. Ультрафиолетовое излучение:
А. Возникает при резком торможении быстрых электронов.
Б. Интенсивно испускается нагретыми до высокой температуры телами.
В. Испускается любым нагретым телом.
3. Каков диапазон длин волн видимого излучения?
А. 4*10 -7 — 7,5*10 -7 м.
Б. 4*10 -7 — 7,5*10 -7 см.
В. 4*10 -7 — 7,5*10 -7 мм.
4. Наибольшую проходящую способность имеет:
А. Видимое излучение
Б. Ультрафиолетовое излучение
В. Рентгеновское излучение
5. Изображение предмета в темноте получают при помощи:
А. Ультрафиолетового излучения.
Б. Рентгеновского излучения.
В. Инфракрасного излучения.
6. Кем впервые было открыто –излучение?
7. С какой скоростью распространяется инфракрасное излучение?
А. Больше чем 3*10 8 м/с
Б. Меньше чем 3*10 8 м/с
8. Рентгеновское излучение:
А. Возникает при резком торможении быстрых электронов
Б. Испускается твердыми телами, нагретыми до большой температуры
В. Испускается любым нагретым телом
9. Какие излучения используются в медицине?
- Инфракрасное излучение
- Ультрафиолетовое излучение
- Видимое излучение
- Рентгеновское излучение
В. Все излучения
10. Обычное стекло практически не пропускает:
А. Видимое излучение.
Б. Ультрафиолетовое излучение.
В. Инфракрасное излучение
После проведения теста — самоконтроль учащимися. Рефлексия.