Как сэкономить на банковской комиссии при оплате счетов за услуги ЖКХ
Для многих москвичей неожиданной и мало приятной новостью стало взимание банками комиссии при оплате за свет. 20 рублей — и ни копейкой меньше, даже если света нагорело всего на сотню рублей. Но что совсем уж возмутило жителей мегаполиса: при наличии в квартире двух- или трехтарифных счетчиков, которые устанавливались ради экономии электроэнергии, с них требуют комиссию в двойном или тройном размере — 40 и 60 рублей соответственно.
Основание сугубо формальное — они платят по трем квитанциям. И банковская программа настроена на прием платежей по отдельности («ночь-пик-полупик» — три платежа или «ночь-день» — два платежа). Три операции — тройной тариф. А в результате бережливость людей выходит им боком: рубли, которые сэкономили на электроэнергии, отдадут банку. Вот вам цена призыва к энергосбережению!
Напомним: с Нового года постановлением правительства Москвы (N 1061-ПП от 14 декабря 2010 года) из тарифа на электроэнергию, который в 2011 году вырос на 10 процентов, исключена банковская комиссия за прием платежей в пользу ОАО «Мосэнергосбыт». Банки получили право самостоятельно брать ее с юридических лиц. Эта услуга и раньше не была бесплатной, но с банками рассчитывался поставщик — «Мосэнергосбыт», у которого комиссия была заложена в стоимость электроэнергии.
То есть горожане платили банковский процент, но не напрямую. С 1 января комиссию вывели из «тени» — как это уже произошло при оплате квитанции за услуги ЖКХ с 1 июня 2010 года. Теперь ее берут непосредственно с плательщика. Зато у него появилась возможность выбирать банк, где за эту услугу возьмут меньше. Заметим, что комиссию за эту услугу берет любой банк.
Например, Московский банк Сбербанка России определил размер комиссии — 2,5 процента от суммы платежа, но в любом случае не меньше 20 рублей. Такой минимум, уточним, берется, если вы платите только наличными. «Это практически себестоимость услуги, — уверяла корреспондента «РГ» руководитель пресс-центра Московского банка Юлия Шелегова. — Она рассчитывается, исходя из затрат на содержание здания, рабочих мест, связь, зарплату операциониста, принимающего платеж, инкассацию, плюс небольшая рентабельность. Операция с участием человека обходится дороже всего. Поэтому оплата «через окошко» — самый затратный способ для клиента».
В этом уже многие успели убедиться. Например, пенсионер Геннадий Климашин отправился в банк на Солнцевском проспекте с двумя квитанциями — в одной значилось 300 рублей за дневное потребление электроэнергии, в другой 22 рубля за ночной тариф. «С вас 40 рублей комиссии», — говорит операционист. Раздосадованный пенсионер позвонил в редакцию «РГ». Говорит: больше по месяцам платить не буду — отнесу сразу за год. Уверяет, что его примеру последуют многие москвичи, которые не желают платить банку лишние деньги.
В «Мосэнергосбыте» озадачились таким поворотом событий. «Это незаконно, — говорит пресс-секретарь ОАО Константин Верюжский. — Если человек не оплачивает свет в течение трех месяцев, к нему можно принимать меры как к неплательщику. Вплоть до ограничения энергоснабжения. То есть попросту отрезать свет. А потом за подключение ему придется заплатить 800 рублей. Не надо доводить до крайности».
Но должен же быть какой-то выход? В «Мосэнергосбыте» обнадежили: «Московский банк Сбербанка согласился доработать программное обеспечение, чтобы можно было принимать платежи по двухтарифным и трехтарифным счетчикам единой суммой, а не как отдельные, — сообщил Верюжский. — А до тех пор, пока банковскую программу перенастроят (обещают к февралю), предлагаем владельцам многотатарифных счетчиков вносить общую сумму в одну строчку и оплачивать по одной квитанции».
как сэкономить на банковской комиссии?
«Наиболее экономный способ, — советуют в пресс-службе Московского банка Сбербанка России, — оплачивать через удаленные каналы самообслуживания. Например, при оплате электроэнергии через банковские терминалы или со счета плательщика по длительному поручению комиссия составит 1 процент, при этом минимальный тариф не установлен. Таким образом, при оплате через банкомат или терминал суммы 40 рублей 87 копеек, комиссия составит 5 копеек.
Если услуги электроснабжения внесены в единую «платежку» (именно так в порядке эксперимента оплачивали электричество два московских округа), то комиссия составит 2 процента — в случае оплаты через отделения Сбербанка и полпроцента — через терминалы и со счета плательщика».
В свою очередь, «Мосэнергосбыт» предлагает оплачивать электроэнергию без комиссии в режиме онлайн с помощью пластиковых карт (зарплатных, кредитных) на своем сайте.
А, например, в Петербурге электроэнергия по двухтарифным счетчикам оплачивается так же, как и по обычным. Те, кто желает сэкономить, получают специальный бланк в «Петроэлектросбыте», который заполняется самостоятельно. В графу «день» и графу «ночь» вносятся соответствующие показания, на основе которых кассир-операционист формирует квитанцию. Банковская комиссия за оплату электроэнергии составляет 30 рублей.
Как платить за электричество?
В будущем году в Российской Федерации может быть введена абонентская плата за электроэнергию, а установленные региональными властями социальные нормы потребления электроэнергии заменены единой платёжной системой, внедрённой на равных условиях по всей стране. Соответствующий проект постановления подготовило и опубликовало Минэнерго России, специалисты которого считают, что предложенные меры повысят конкурентоспособность отечественных производителей товаров и услуг и уравняют потребителей в правах. «Сетевые компании смогут получать ежемесячно 240 млн рублей дополнительного дохода в случае введения абонентской платы за электроэнергию», ─ подсчитал вчера на пресс-конференции замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко, комментируя проект своего ведомства.
Источник: www.gettyimages.ca
С подобной инициативой ещё в начале 2014 года выступала Федеральная служба по тарифам (ФСТ России). Служба предлагала рассмотреть возможность введения в России фиксированной ставки за доступ к энергетической инфраструктуре, своего рода абонентской платы для потребителей электроэнергии. Данная мера, считали в ведомстве, должна была обеспечить более справедливое распределение нагрузки по оплате услуг сетевых компаний.
При этом, считали в ФСТ России, общая сумма платежа за электроэнергию не должна была увеличиваться, а для малообеспеченных категорий даже уменьшится. По мнению главы ФСТ России Сергея Новикова, при реализации данной инициативы часть нагрузки по оплате электроэнергии должна была быть перенесена на владельцев недвижимости, приобретающих жильё для дальнейшей перепродажи. Такие квартиры, и особенно дома в коттеджных посёлках, уже подключены к инфраструктуре, однако электроэнергией их владельцы фактически не пользуются.
Тогда эксперты положительно относились к инициативе, однако отмечали, что многое будет зависеть от того, какая в итоге будет выбрана схема: всё зависело от размера так называемой абонентской платы и того, как она будет увязана с текущими тарифами.
«Отчасти в этом новшестве, безусловно, есть здравый смысл, ведь распредсетевая компания не должна нести расходы и содержать инфраструктуру, которой потребитель не пользуется. Что касается перспектив воплощения этой идеи, то здесь я бы провёл параллель с введением в нашей стране социальных норм. Думаю, ситуация будет развиваться аналогичным образом», ─ считает Илья Долматов, директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ «Высшая школа экономики».
Всё по справедливости
Спустя полтора года после инициатив ФСТ России Минэнерго России опубликовало проект постановления Правительства Российской Федерации, в котором изложила свои инициативы по этому вопросу. Так, по предложению энергетического ведомства с 1 июля 2016 года социальные нормы на свет, действующие сейчас в некоторых регионах, должны быть отменены. Вместо этого появятся два новых варианта расчёта стоимости электроэнергии. За неё при наличии специального счётчика можно будет платить по трёхзонному тарифу, когда в сутках выделяют три периода: пик, полупик, ночь и «привязывают» к ним стоимость электроэнергии. Либо выбрать другую схему, по которой величина оплаты зависит от того, сколько электроэнергии было потрачено за месяц. В этом случае за 150 кВт∙ч можно будет платить по минимальному тарифу. Электроэнергия, израсходованная в объёме 151–600 кВт∙ч, будет стоить на 12% дороже. И самый высокий тариф ─ базовая ставка, увеличенная на 52%, будет применяться к объёму электроэнергии, потраченной сверх 600 кВт∙ч в месяц. При этом некоторые категории населения смогут пользоваться льготами. В этом списке пенсионеры, многодетные родители, семьи, где есть люди с ограниченными возможностями.
Проект постановления Правительства Российской Федерации также подразумевает введение так называемой абонентской платы за электроэнергию. Это будет фиксированный платёж за содержание электрических сетей в составе общего платежа за свет. С 1 июля 2016 года он составит 20 рублей в месяц, а потом будет индексироваться с учётом прогнозного индекса инфляции.
Экономия должна быть экономной
Как рассказали корреспонденту «Перетока» в пресс-службе Минэнерго России, внедрение ступенчатых тарифов в первую очередь позволит снизить величину так называемого перекрёстного субсидирования ─ действующей системы, при которой тарифы для населения субсидируются за счёт промышленности соответствующего региона.
По словам представителя Минэнерго, величина перекрёстного субсидирования в электроэнергетике, которая увеличивает стоимостную нагрузку на промышленность, малый и средний бизнес, социально значимые и бюджетные организации, за счёт ограничения тарифов для населения выросла со 133 до 250 млрд рублей за последние пять лет, что снижает конкурентоспособность отечественных производителей товаров и услуг.
Изменению сложившейся ситуации будет способствовать повышение тарифов для домохозяйств, потребление которых существенно превышает среднероссийские показатели. Такие домохозяйства не будут субсидироваться в полном объёме и начнут оплачивать часть потребления электроэнергии по цене, близкой к экономически обоснованной (по которой сегодня приобретают электроэнергию малые предприятия).
«Что же касается соцнормы, то и с ней были проблемы: в одних регионах её устанавливали на уровне 50 кВт∙ч, а в других ─ 150, что и непонятно, и несправедливо, мы сейчас выступаем за единую систему», ─ говорит представитель Минэнерго России. Для потребителя применение дифференцированных тарифов более понятно, так как будет всего три ступени вместо нескольких десятков, действовавших ранее в пилотных регионах.
Шаг вперёд
По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, фактически социальная норма, которая была отдана на откуп регионам, так и не заработала как система, позволяющая снизить объём перекрёстного субсидирования в электроэнергетике. К неплатежам она не имела никакого отношения.
«Предложенная система более простая и гораздо проще администрируется: не надо собирать данные о составе домохозяйства, определять, к какой категории относится тот или иной гражданин. Она проще, доступнее и поэтому у неё больше шансов на внедрение. Может, когда-нибудь мы и перейдём к системе адресных субсидий. Кстати, такой подход с минимально оплачиваемым объёмом электроэнергии походит на разные подобные в ЕС и других странах», ─ считает Сергей Пикин.
Заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев соглашается с коллегой. По его словам, предложения Минэнерго России выглядят как шаг вперёд по сравнению с механизмом соцнормы: ограничивается не потребление социально необходимых ресурсов, а их сверхпотребление.
«Когда соцнорма вводилась, я обращал внимание на опыт соседней Украины, где применялись именно механизмы ограничения сверхпотребления электроэнергии, и существовало трёхуровневое тарифное меню для бытовых потребителей, в котором верхняя граница проходит как раз по отметке в 600 кВт∙ч в месяц. Так что Америки мы здесь не открыли: вполне разумный и работающий в мировой практике механизм», ─ отмечает эксперт.
Кроме того, по его словам, подлинная новация – это введение абонентской платы за электроэнергию, то есть фактически платы за мощность. При этом, по словам Григорьева, в данном случае может появиться двойная плата за мощность у домохозяйств. И тут нужно доработать предложения.
«С одной стороны, энергетиков можно понять: если в доме или квартире никто не проживает, а договор на энергоснабжение есть, то тратить деньги на поддержание сетевого хозяйства в состоянии готовности им приходится всё равно. Но тут надо напомнить, что и плата за мощность генерирующих объектов, и ставка за содержание сетей вообще-то уже сидят в цене на электроэнергию, и мы будем фактически оплачивать два раза одну и ту же услугу», ─ говорит Григорьев.
По его словам, если бы эта сумма вычиталась из платежа домохозяйств, регулярно потребляющих электроэнергию и оплачивающих её, то это было бы справедливо. «Иначе у нас получается история как с акцизом на топливо и налогом на машину: акциз вводили чтобы впоследствии отменить транспортный налог, а в итоге мы платим оба этих сбора», ─ заключает Григорьев.
В крупнейшей российской сбытовой компании ─ «Мосэнергосбыте» ─ к нововведению отнеслись по-деловому осторожно. «В рамках общественного обсуждения специалисты «Мосэнергосбыта» в настоящее время также изучают представленный проект документа, проводят консультации с экспертным сообществом. Какие-то оценки пока давать рано. Но одно понятно уже сейчас: документ нуждается в дальнейшей доработке, в том числе в части механизмов реализации предлагаемой схемы. В любом случае нужно дождаться результатов общественного обсуждения», ─ уверен заместитель генерального директора по правовому и корпоративному обеспечению ПАО «Мосэнергосбыт» Илья Гордеев.
Автор: Ирина Валерьева
Памятка потребителю. Изучаем услуги электроснабжения
Правила расчета размера платы за электроэнергию и требования, предъявляемые к качеству данной услуги, регулируются Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах».
Порядок начисления платы за электроэнергию
Размер платы за электроэнергию рассчитывается исходя из тарифа (цены) на коммунальный ресурс и объема потребления коммунального ресурса, который измеряется в киловатт-часах (кВт.ч).
Тарифы на электроэнергию в Свердловской области устанавливаются региональной энергетической комиссией.
Виды тарифов
- Единый (одноставочный) — цена на электроэнергию одинакова в течении любого времени суток.
- Двухзонный — в разные интервалы времени (временные зоны) в течении суток электроэнергия стоит по-разному, а именно — ночью существенно дешевле чем днем. Дневной тариф действует с 7 часов утра до 23 часов вечера. Ночной тариф – с 23 часов до 7 часов.
- Трехзонный — предусматривает различные ставки в так называемую пиковую зону (с 7 до 9 и с 17 до 20 часов), полупиковую зону (9 до 17 и с 20 до 23 часов) и ночную зону (с 23 до 7 часов).
Для двуставочных и трехставочных приборов учета в выходные и праздничные дни действует тариф, установленный для ночной зоны.
Потребитель самостоятельно выбирает тариф, однако для выбора тарифа, дифференцированного по зонам суток необходимо наличие соответствующего прибора учета, который позволяет фиксировать и хранить в памяти потребление по зонам.
В соответствии с Постановлением Правительства от 04.05.2012 № 442 для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, подлежат использованию приборы учета класса точности 2.0 и выше. Приборы учета класса точности, ниже используемые гражданами до 04.05.2012, могут быть использованы до истечения срока эксплуатации, после чего такие приборы подлежат замене в обязательном порядке.
Все потребители электроэнергии обязаны проводить поверку приборов учета согласно Федеральному закону «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102-ФЗ. Вовремя осуществлять поверку счетчика обязан владелец помещения, в котором он установлен.
Межповерочный интервал устанавливается заводом-производителем прибора учета и указан в его паспорте. Если Вы пропустили срок поверки, то исполнитель может начислить плату за электроэнергию по нормативу потребления.
Произвести поверку прибора учета можно в любой организации, аккредитованной государством в области обеспечения единства измерений (поверки).
Вновь установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию на основании заявления, которое подается в управляющую организацию или ресурсоснабжающую компанию.
Способы начисления платы за электроэнергию
1. По прибору учета
Если в помещении установлен прибор учета, то расчет будет производиться по его показаниям.
Например, если установлен одноставочный тариф на электричество, который составляет 3,96руб./кВт ч. (одноставочный), по счетчику Вы потребили 350 кВт за месяц, тогда плата за услугу составит: 3,96 руб./кВт×350 кВт=1 386,00 руб.
Если в помещении установлен двухзонный прибор учета, тариф дневной составляет 4,37 руб. по нему Вы потребили 120 кВт за месяц, тариф ночной составляет 2,06 руб., по которому Вы потребили 240 кВт за месяц, тогда плата за услугу составит: (4,37 руб.×120 кВт) + (2,06 руб.×240 кВт) = 1018,80 руб.
2. По среднемесячному расходу электроэнергии
Если Вы не предоставили показания приборов учета за расчетный период, то начисление платы будет производиться по среднемесячному расходу, исходя из показаний последних 6 месяцев. Если период работы прибора учета составил менее 6 месяцев, то за 3 месяца. Расчет по среднемесячному объему может производится, не более 3х месяцев подряд.
Если по истечении указанных трех расчетных периодов потребитель так и не предоставил сведения о показаниях прибора учета, тогда размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исходя из норматива потребления. При последующем переходе на расчет по показаниям прибора учета и предоставление потребителем показаний прибора учета перерасчет платы не производится.
Произведем расчет: за предыдущие 6 месяцев жильцы потребили по счетчику 3 000 кВт, а в этом месяце показания жильцами поданы не были, в этом случае среднемесячный объем потребления электроэнергии составит 3 000/6= 500 кВт, следовательно, размер платы в текущем месяце составит – 500 кВт×3,96 руб./кВт=1 980руб.
При данном способе расчёта не применяется дифференциация тарифов по зонам суток и иным критериям.
3. По нормативу потребления электроэнергии
Если отсутствуют приборы учета в квартире, начисление платы будет производиться по нормативу потребления коммунальной услуги.
Нормативы потребления электроэнергии в Свердловской области утверждены Постановлением Региональной энергетической комиссией Свердловской области от 27.08.2012 № 130-ПК и зависят от степени оснащенности дома (электрическая или газовая плита), от количества проживающих и от количества комнат.
Например, в вашей квартире проживает 5 человек, помещение оборудовано газовой плитой, а количество комнат 3, тогда норматив на электроснабжение в соответствии с Постановлением РЭК по Свердловской области составляет 51 к/Вт на 1 человека, тариф составляет 3,96 руб./кВт: 5чел.×51к/Вт×3,96 руб./кВт= 1009,80руб.
В случае отсутствия в помещении зарегистрированных граждан, расчет платы за услуги осуществляется по количеству собственников помещения.
Качество коммунальных услуг
Параметрами надлежащего качества является обеспечение жилья бесперебойным круглосуточным электроснабжением и постоянным соответствующим требованиям законодательства напряжением и частотой электрического тока. Согласно Межгосударственному стандарту электрической энергии «ГОСТ 32144-2013» стандартное напряжение электропитания в электрических сетях составляет 220 В.
Существуют допустимые перерывы электроснабжения: 2 часа – при наличии двух независимых источников питания 24 часа — при наличии одного источника питания суммарно за расчетный период. Информацию о наличии резервирующих источников питания электрической энергией потребитель может получить у исполнителя.
Порядок приостановления электроснабжения
1. Без предварительного уведомления
Исполнитель вправе без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление услуги в случае:
- аварийных ситуаций на оборудовании или сетях;
- стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях.
В течение суток с даты ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг.
2. С обязательным уведомлением
- в случае приостановления предоставления коммунальной услуги по причине неполной оплаты,
- до проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Перерасчет платы за электроэнергию
При несогласии с выставленной платой за услугу, потребитель вправе потребовать перерасчет, в случае, если исполнитель предоставляет потребителю услуги ненадлежащего качества, либо делает это с долгими перерывами.
Например, в случае отклонения напряжения от требований законодательства, за каждый час снабжения электроэнергией, не соответствующей нормам, размер платы за электроснабжения снижается на 0,15 % от размера оплаты. К примеру, если напряжение ниже 198В устанавливалось в течение 7 часов подряд или суммарно в течение месяца, стоимость ее за месяц должна быть снижена на 1% (за каждый час несоответствия по 0,15%).
Получить квалифицированные консультации и помощь в написании претензий и исковых заявлений Вы можете в отделе экспертиз в сфере защиты прав потребителя ( консультационный пункт для потребителей) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Свердловской области в г. Серов, Серовском , Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах по адресу: 629992, Свердловская область, город Серов, улица Фрунзе, дом 5, кабинет 25. Телефон : 8 ( 34385) 6-50-70.
Из чего складывается тариф на электроэнергию, и почему он растёт
Ежегодное повышение цен на электроэнергию вызывает у жителей МКД немало вопросов. Чтобы ответить на них, управляющая организация, являясь исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению, должна знать о группах тарифов и их составляющих, влияющих на рост цен. Поговорим об этом сегодня.
Кто устанавливает тарифы для населения
Количество потреблённой электроэнергии измеряется в киловатт-часах или кВт*ч. Один кВт*ч – это количество энергии, которую потребляет устройство мощностью один киловатт (1000 Вт) за один час. Например, бойлер мощностью в 3500 Вт (3,5 кВт) за час работы расходует 3,5 кВт*ч, а за два часа – 7 кВт*ч.
Стоимость 1 киловатт-часа называется тарифом. Он формируется согласно «Методическим указаниями по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», утверждённым приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 06.08.2004 № 20-э/2.
Цена 1 кВт*ч для отдельного потребителя ресурса зависит от тарифной группы, к которой он относится. Согласно п. 1.1 приказа ФСТ РФ от 24.06.2011 № 303-э, собственники жилых помещений в МКД и исполнители коммунальных услуг включены в группу «население и приравненные к нему категории» (тариф для населения).
Потребители этой группы расходуют электрическую энергию на коммунально-бытовые нужды, а не для получения прибыли. По цене киловатт-часа для населения рассчитывается и плата за ресурс, потреблённый на содержание общего имущества собственников МКД.
Некоторые нежилые помещения тоже относятся к группе «население» – это помещения бытового характера, например, частные гаражи, бани, сараи и погреба. При этом не имеет значения, кто собственник нежилого помещения – физическое или юридическое лицо.
Нежилые помещения, которые используются в коммерческих целях (аптеки, офисы, магазины, салоны и др.), входят в тарифную группу «прочие потребители» (ст. 27 разд. VI Приложения к приказу ФСТ РФ № 20-э/2). Цены для «прочих потребителей» заметно отличаются от стоимости киловатт-часа для населения.
Тарифы для населения, согласно ст. 2 разд. I Приложения к приказу ФСТ РФ № 20-э/2, устанавливает местный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Например, комитет по ценам и тарифам или региональная энергетическая комиссия. При определении стоимости киловатт-часа на будущий календарный год тарифная комиссия не может выйти за пределы диапазона, установленного для каждого региона Федеральной антимонопольной службой РФ.
Какие виды тарифов на электроэнергию существуют
- Сельское и проживающее в домах со стационарными электроплитами.
- Остальное население – городское и проживающее в домах с газовыми плитами.
Согласно п. 2 ПП РФ № 1444, при определении цены за 1 кВт*ч для первой группы потребителей к тарифу второй группы, установленному органом исполнительной власти, применяется понижающий коэффициент 0,7 (- 30%). Например, при цене для городского населения 3,26 руб./кВт*ч стоимость киловатт-часа для сельского населения и проживающих в домах с электроплитами составляет 2,28 руб.
- Единым (одноставочным).
- Дифференцированным по двум зонам суток (двухзонный, день/ночь).
- Дифференцированным по трём зонам суток (пик, полупик, ночь).
Учитывается раздельно потребление в ночные часы (с 23:00 до 07:00), а также в пиковое время (с 07:00 до 09:00, с 17:00 до 20:00) и в «полупик» (с 09:00 до 17:00, с 20:00 до 23:00 часов).
Два последних вида тарификации применяются только при наличии у потребителя многотарифного прибора учёта, установленного в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, приказом Минпромторга РФ от 21.01.2011 № 57 и др.
- постановлении Комитета по ценам и тарифам Хабаровского края от 19.12.2017 № 38/5,
- приказе региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 19.12.2017 № 60/2017-э,
- приказе Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 14.12.2017 № 736.
Из каких частей складывается тариф для населения
Независимо от вида тариф для населения состоит из четырёх частей (ст. 10 разд. III Приложения к приказу ФСТ РФ № 20-э/2). Структуру диктует процесс поставки ресурса: электроэнергию а) производят, б) покупают и продают, в) доставляют конечному потребителю, г) весь процесс регулируется инфраструктурными организациями.
Поговорим о каждом слагаемом тарифа подробнее:
1. Стоимость производства ресурса.
В тариф включается стоимость киловатт-часа электроэнергии у производителя (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и др.), который её продаёт на оптовом рынке по свободным ценам.
2. Цена услуг по передаче электроэнергии.
От компаний-производителей до конечного потребителя электроэнергию доставляют сетевые организации. Они на праве собственности или на иных законных основаниях владеют объектами электросетевого хозяйства: линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями, распределительными пунктами и прочим (ст. 3 гл. 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
3. Сбытовая надбавка (около 5% от общей стоимости 1 кВт*ч).
У производителей электроэнергию покупают сбытовые компании, а затем продают её конечным потребителям по договорам энергоснабжения. Поэтому в тариф включена сбытовая надбавка – средства, которые необходимы сбытовой компании (РСО) для работы: выплаты заработной платы, создания материально-технической базы, содержания офисов обслуживания и т.д..
Размер сбытовой надбавки определяется органом исполнительной власти на основании расчёта экономически обоснованных расходов, предоставленного сбытовыми компаниями (разд. IV Приложения к приказу ФСТ РФ № 20-э/2).
4. Инфраструктурные платежи (около 1% от общей стоимости 1 кВт*ч).
Это стоимость услуг организаций, ответственных за управление Единой энергетической системой России и регулирующих рынок электроэнергии: АО «Центр финансовых расчётов», АО «Администратор торговой системы» и АО «Системный оператор Единой энергетической системы» и др..
Составляющие стоимости 1 кВт*ч при цене 2,26 руб./кВт*ч:
Почему тариф на электроэнергию ежегодно растёт
- В тариф включена цена за ресурс у производителей. Удорожание его производства влечёт рост стоимости киловатт-часа для потребителей.
- Изношенность электросетевого хозяйства приводит к росту потерь электроэнергии в сетях и требует значительных вложений для их ремонта со стороны сетевых компаний. Увеличиваются затраты на работы на электросетях – растёт стоимость транспортировки электроэнергии, которая входит в тариф. А если сети не ремонтировать, будут происходить аварийные отключения электроэнергии.
Зная основные тезисы законодательства в сфере тарифообразования и структуру тарифа, исполнитель коммунальных услуг по энергоснабжению может объяснить жителям МКД причины роста цены на электроэнергию и особенности применения того или иного вида тарифа при расчётах.