Как осуществляется асинхронный пуск и остановка синхронного двигателя
Перейти к содержимому

Как осуществляется асинхронный пуск и остановка синхронного двигателя

  • автор:

30. Асинхронный пуск и остановка синх­ронного двигателя. К.П.Д. Синхронного двигателя.

Синхронный двигатель не может быть запущен простым включением в сеть, поскольку его вращающий момент при пуске равен нулю. Это можно объяснить следующим обра­зом. Пусть в момент включения двигателя направление пи­тающего тока в обмотках статора соответствует рис. 9.6, а. В этот момент на неподвижный ротор будет действовать пара сил F, стремящихся повернуть его по часовой стрелке. Че­рез полпериода направление тока в обмотках статора изме­нится на противоположное (рис. 9.6, б). Так как ротор в силу своей инерции за это очень короткое время практичес­ки остается на месте, то на него теперь будет действовать такая же пара сил F1, стремящаяся повернуть ротор в обрат­ную сторону. Таким образом, при непосредственном вклю­чении синхронного двигателя в сеть его ротор не сдвинется с места. Как уже говорилось в предыдущем разделе, за полпе­риода переменного тока ротор должен повернуться к следу­ющему полюсу статора (при одной паре полюсов обмотки статора — на пол-оборота), и, следовательно, для этого его надо тем или иным способом разогнать до скорости вращения, близкой к синхронной. Таким образом, характерной особен­ностью синхронного двигателя является необходимость пред­варительного разгона ротора.

В прошлом для раскручивания ненагруженного синхрон­ного двигателя применялся специальный разгонный асинх­ронный двигатель небольшой мощности. Сначала ротор раз­гонялся до скорости, близкой к синхронной, потом включа­лась обмотка возбуждения, а затем обмотки статора вклю­чались в сеть и синхронный двигатель синхронизировался с сетью как генератор при включении на параллельную ра­боту.

В настоящее время синхронные двигатели запускают с помощью асинхронного пуска. Для этого применяется спе­циальная конструкция ротора. В полюсных наконечниках ротора укладываются металлические стержни, соединенные с боков кольцами. Получается дополнительная (пусковая) об­мотка, подобная «беличьему колесу» асинхронного двигате­ля. При пуске такого двигателя обмотку возбуждения зако­рачивают через активное сопротивление, превышающее ак­тивное сопротивление обмотки возбуждения в 10-15 раз, а обмотку статора включают в сеть (в случае двигателей боль­шой мощности через пусковой автотрансформатор или через индуктивные сопротивления). При этом ротор начинает раз­гоняться так же, как и ротор асинхронного двигателя. После того, как он достигнет наибольшей возможной скорости вра­щения (примерно 95 % синхронной), обмотку возбуждения подключают к источнику постоянного тока. Двигатель авто­матически входит в синхронизм, а дополнительная обмотка в полюсных наконечниках как бы автоматически отключа­ется, поскольку при синхронной скорости вращения поля и ротора ЭДС в ней равна нулю. Для получения большого пус­кового момента пусковую обмотку (стержни в полюсных на­конечниках) изготовляют с большим активным сопротивле­нием. Закорачивание обмотки возбуждения при асинхрон­ном пуске синхронного двигателя необходимо потому, что вращающееся поле может индуцировать в разомкнутой об­мотке возбуждения значительную ЭДС, которая может про­бить ее изоляцию. Нельзя также замыкать обмотку возбуж­дения накоротко, так как в ней возникает значительный од­нофазный ток, который будет тормозить ротор по достиже­нии им половины синхронной скорости вращения.

Для остановки синхронного двигателя сначала уменьша­ют ток возбуждения до значения, соответствующего мини­мальному току обмоток статора, затем отключают статор и лишь после этого размыкают цепь возбуждения. Несоблюде­ние такого порядка (например, отключение обмотки возбуж­дения раньше отключения обмоток статора) приведет к чрез­мерному увеличению тока в обмотке статора и к опасным для целости изоляции перенапряжениям в разомкнутой об­мотке возбуждения.

Достоинством синхронного двигателя является строго по­стоянная скорость вращения, а недостатком — необходимость применения вспомогательных автоматических устройств для пуска и остановки двигателя.

Рабочими характеристиками синхронного двигателя явля­ются зависимости потребляемой мощности Р1, потребляемого тока I1,вращающего момента М , соs фи и к.п.д. от полезной мощности нагрузки Р2. Они изображены на рис. 9.7 и соот­ветствуют случаю, когда на холостом ходу соs фи = 1.

При постоянном токе возбуждения увеличение нагрузки на валу двигателя вызывает уменьшение соs фи, что объясня­ется увеличением реактивного падения напряжения при возрастании потребляемого от сети тока I1 Коэффициент полезного действия k с увеличением нагрузки быстро увели­чивается и достигает максимума, когда не зависящие от на­грузки механические потери и потери в стали становятся равными зависящим от нагрузки потерям в меди обмоток.

Дальнейшее увеличение нагрузки снижает к.п.д. Потреб­ляемый статором ток I1 на холостом ходу мал и при соs фи = 1. При увеличении нагрузки ток I1 возрастает практически про­порционально нагрузке. Вращающий момент М, развиваемый двигателем, на холостом ходу мал, поскольку механические потери невелики. При увеличении нагрузки, благодаря посто­янству скорости вращения синхронного двигателя, вращаю­щий момент возрастает почти линейно. Потребляемая двига­телем мощность Р1 растет быстрее, чем полезная Р2, так как при увеличении нагрузки сказывается увеличение электри­ческих потерь в двигателе, которые пропорциональны квадра­ту тока.

К. п д. синхронных машин определяют : к=Р2/Р1, где Р2,Р1- полезная и потребляемая мощность. Т.е. так же, как для машин постоянного тока.

К п. д. синхронных машин небольшой мощности составляет 85—90%, а мощных — до 99%

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Пуск синхронного двигателя , а также его остановка производятся одним командным импульсом, воздействующим на линейный выключатель или контактор. Импульс может быть подан ключом со станции управления, командоаппаратом со щита или с поста управления, установленного вне станции, либо каким-нибудь автоматическим реле или устройством. [2]

Пуск синхронного двигателя возможен лишь при условии, что предварительно будет произведен разгон ротора до скорости, равной синхронной или близкой к ней. Это может быть сделано, например, при помощи какого-либо постороннего двигателя. Теперь такие вспомогательные разгонные двигатели мало применяются, так как они удорожают установку с синхронным двигателем и увеличивают ее габариты. [4]

Пуск синхронных двигателей , применяемых в буровых установках, осуществляется прямым включением статора двигателя в сеть с глухоподключенным возбудителем. [6]

Пуск синхронного двигателя производится прямым включением в сеть, для чего на его роторе, кроме обмотки возбуждения, помещена корогкозамкну-тая обмотка, как у асинхронного двигателя. Эта обмотка называется пусковой. Для синхронного электродвигателя шаровой мельницы применяется выносной возбудитель, присоединенный к ротору через добавочное сопротивление, равное 5 — 10-кратному сопротивлению обмотки ротора. [7]

Пуск синхронных двигателей с постоянными магнитами обычно производится непосредственным включением в сеть. При питании двигателя от однофазной сети в цепь одной фазы включается конденсатор, необходимый для получения вращающегося магнитного поля. [9]

Пуск синхронных двигателей с постоянными магнитами обычно производят непосредственным включением в сеть. Разгон двигателя осуществляется за счет асинхронного вращающего момента / Иас, возникающего в результате взаимодействия вращающегося магнитного поля с током в пусковой обмотке ротора ( асинхронный пуск-см. При питании двигателя от однофазной сети в цепь одной фазы включают конденсатор, необходимый для получения вращающегося магнитного поля. [11]

Пуск синхронного двигателя осуществляется со шкафа — ключом управления или дистанционно — нажатием кнопки пуска с внешнего пульта управления, воздействуя на электромагнит включения масляного выключателя В. Остановка синхронного электродвигателя осуществляется ключом управления, дистанционно — нажатием кнопки останова или от действия защит, воздействующих на электромагнит отключения масляного выключателя В. При отключении двигателя ключом управления, дистанционно или от действия защит ( кроме защиты от короткого замыкания) отключается выключатель В, преобразователь переводится в инверторный режим и происходит форсированное гашение поля ротора. По окончании гашения поля импульсы управления перестают поступать в преобразователь. При срабатывании защиты от короткого замыкания импульсы управления снимаются без предварительного перехода в инверторный режим. [12]

Пуск синхронного двигателя представляет собой переходный электромеханический процесс и полностью описывается системой уравнений Парка — Горева. Так как скорость вращения ротора синхронного двигателя при пуске переменна и неизвестна, то эти уравнения являются нелинейными и могут быть решены только численными методами или на аналоговых вычислительных машинах. [13]

Пуск синхронных двигателей может быть осуществлен при помощи вспомогательного асинхронного двигателя. Однако этот способ ввиду его сложности и высокой стоимости используется очень редко. [15]

Пуск и торможение синхронных электродвигателей

В отличие от асинхронных синхронные двигатели при включении в сеть не создают пускового момента, так как ротор двигателя по причине своей инерционности не может мгновенно достичь синхронной скорости вращения. Поэтому при пуске синхронного двигателя между полюсами возбужденного неподвижного ротора и вращающимся полем статора не появляется устойчивой магнитной связи, необходимой для возникновения пускового момента.

Для пуска синхронного двигателя необходимо предварительно привести его ротор во вращение до скорости, близкой (95%) к синхронной. Существует два способа пуска синхронных двигателей.

Синхронный пуск осуществляется с помощью дополнительного разгонного двигателя, находящегося на одном валу с ротором СД, который заставляет ротор вращаться. Этот способ используется только при холостом ходе синхронного двигателя и в настоящее время почти не применяется.

Наиболее удобен асинхронный пуск синхронных электродвигателей. Для этого при явнополюсном роторе в полюсные наконечники закладывается короткозамкнутая пусковая обмотка из медных или латунных стержней. Она напоминает беличье колесо асинхронной машины, но занимает лишь часть окружности ротора.

Асинхронный пуск двигателя состоит из двух этапов: асинхронный набор частоты вращения при отсутствии возбуждения постоянным током и втягивание в синхронизм после включения постоянного тока возбуждения. Во время первого этапа обмотку возбуждения отключают от источника постоянного тока и замыкают на резистор сопротивлением в 6. 10 раз выше сопротивления обмотки возбуждения. Это необходимо в связи с тем, что в разомкнутой обмотке может индуктироваться значительная ЭДС, опасная для целостности изоляции. Двигатель становится как бы асинхронным (см. раздел 1.3), и под действием асинхронного момента скорость ротора удается довести примерно до 95% синхронной. После того, как ротор разогнался, обмотку возбуждения подключают к источнику постоянного тока. Возникает синхронный электромагнитный момент, машина втягивается в синхронизм, т.е. ротор и поле статора вращаются синхронно [6, 8 — 11].

Торможение синхронного двигателя возможно переводом его в генераторный режим с применением динамического торможения. В этом случае обмотку статора двигателя отключают от сети и замыкают на резисторы. Ротор, вращаясь по инерции, своим магнитным потоком индуцирует в обмотке статора ЭДС. Так как эта обмотка замкнута, то в ней появляются токи, величина которых ограничивается сопротивлением резисторов. Возникающий при этом на роторе электромагнитный момент, как и в любом генераторе, является тормозящим и способствует быстрой остановке ротора [9].

Пуск синхронного двигателя

Пуск синхронного двигателя прямым включением в сеть невозможен, так как ротор, удерживаемый силами инерции вращающихся частей, не может быть сразу увлечен магнит ным полем статора, синхронная частота которого устанавливается после включения статора в сеть.

Пуск синхронного двигателя возможен лишь при условии предварительного разгона до частоты, равной синхронной или близкой к ней. Для синхронных двигателей обычно применяется асинхронный пуск в ход, когда в начале пуска двигатель разгоняется как асинхронный. Для этого на роторе размещается пусковая обмотка. Она представляет собой латунные или бронзовые стержни, уложенные в пазы на поверхности полюсных наконечников ротора и замкнутые между собой с двух сторон.

Схема включения двигателя при этом способе пуска приведена на рисунке 5.15, а.

Невозбужденный синхронный двигатель включают в сеть. Возникшее при этом вращающееся магнитное поле статора наводит в стержнях пусковой клетки ЭД С, которые создают токи /2. Взаимодействие этих токов с полем статора вызывает появление на стержнях пусковой клетки электромагнитных сил FM. Под действием этих сил ротор приводится во вращение (рис. 5.15, б).

Асинхронный пуск синхронного двигателя

Рис. 5.15. Асинхронный пуск синхронного двигателя

В процессе пуска перед включением статора двигателя в трехфазную сеть обмотка возбуждения, т. е. обмотка ротора, замыкается на сопротивление (постоянный ток в эту обмотку пока не подается). Если этого не сделать, то вращающееся магнитное поле статора, пересекая витки обмотки возбуждения ротора, будет индуцировать в ней значительную ЭДС, что представляет опасность для обслуживающего персонала и сохранения целостности изоляции обмотки. Величина разрядного сопротивления должна примерно в 8—10 раз превышать активное сопротивление обмотки возбуждения.

При включении обмотки статора возникает вращающееся магнитное поле, которое индуцирует токи в пусковой обмотке ротора. В результате возникает вращающий момент и двигатель разгоняется до некоторой установившейся частоты п0. Все происходит так же, как и при пуске асинхронного двигателя; поэтому частота п0 оказывается близкой к частоте вращения магнитного поля, но меньше ее на несколько процентов. Затем обмотка возбуждения отключается от сопротивления и подключается к источнику постоянного тока. В результате возникает обычный для синхронной машины момент взаимодействия вращающегося поля статора и полюсов ротора и машина втягивается в синхронизм, т. е. ротор начинает вращаться синхронно с полем. При значительном увеличении момента сопротивления синхронный двигатель может не втянуться в синхронизм.

Порядок остановки синхронного двигателя следующий:

  • 1) уменьшить общий ток статора, изменяя ток возбуждения;
  • 2) отключить статор от сети;
  • 3) после отключения статора снять возбуждение, замыкая ротор на разрядное сопротивление.

У мощных синхронных двигателей для уменьшения пускового тока применяется, как правило, пуск при помощи автотрансформатора или реактивных сопротивлений (реакторов), включаемых последовательно с обмоткой статора. Непосредственный пуск применяется только для двигателей относительно небольшой мощности — до сотен киловатт. Пусковая обмотка синхронного двигателя в отличие от обмотки ротора асинхронной машины рассчитывается только для кратковременного процесса пуска и имеет относительно небольшую массу.

Пуск синхронного двигателя можно осуществить, развернув его ротор с возбужденными полюсами вспомогательным разгонным двигателем до скорости вращения поля статора. При этом магнитные полюсы статора, взаимодействуя с полюсами ротора, заставят ротор вращаться далее самостоятельно без посторонней помощи (рис. 5.16).

Схема пуска синхронного двигателя при помощи разгонного двигателя

Рис. 5.16. Схема пуска синхронного двигателя при помощи разгонного двигателя: 1 — синхронный двигатель;

  • 2 разгонный двигатель; 3 — трехфазный рубильник;
  • 4 регулировочный реостат; 5 — переключатель возбудителя; 6 — индикаторные лампы синхронизации

Пуск синхронного двигателя можно осуществить с помощью преобразователя частоты, который плавно повышает частоту вращения поля якоря от нуля до номинального значения по мере разгона двигателя. Такой способ пуска называется частотным.

Достоинства синхронных двигателей:

  • 1) возможность работы при costp = 1;
  • 2) меньшая чувствительность к колебаниям напряжения, так как их вращающий момент пропорционален напряжению в первой степени, а не квадрату напряжения, как у асинхронных двигателей;

3) строго постоянная частота вращения, независимо от механической нагрузки на валу.

Недостатки синхронных двигателей:

  • 1) более сложная, чем у короткозамкнутых асинхронных двигателей, конструкция;
  • 2) обязательное наличие возбудителя или иного устройства для питания обмотки возбуждения постоянным током, что в большинстве случаев повышает их стоимость по сравнению с асинхронными двигателями;
  • 3) сравнительная сложность пуска;
  • 4) затрудненное регулирование частоты вращения, которое возможно лишь при изменении частоты питающего напряжения.

Сопоставление достоинств и недостатков синхронных двигателей показывает, что их целесообразно применять для установок большой мощности, особенно для установок, работающих в условиях редких пусков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *