30. Асинхронный пуск и остановка синхронного двигателя. К.П.Д. Синхронного двигателя.
Синхронный двигатель не может быть запущен простым включением в сеть, поскольку его вращающий момент при пуске равен нулю. Это можно объяснить следующим образом. Пусть в момент включения двигателя направление питающего тока в обмотках статора соответствует рис. 9.6, а. В этот момент на неподвижный ротор будет действовать пара сил F, стремящихся повернуть его по часовой стрелке. Через полпериода направление тока в обмотках статора изменится на противоположное (рис. 9.6, б). Так как ротор в силу своей инерции за это очень короткое время практически остается на месте, то на него теперь будет действовать такая же пара сил F1, стремящаяся повернуть ротор в обратную сторону. Таким образом, при непосредственном включении синхронного двигателя в сеть его ротор не сдвинется с места. Как уже говорилось в предыдущем разделе, за полпериода переменного тока ротор должен повернуться к следующему полюсу статора (при одной паре полюсов обмотки статора — на пол-оборота), и, следовательно, для этого его надо тем или иным способом разогнать до скорости вращения, близкой к синхронной. Таким образом, характерной особенностью синхронного двигателя является необходимость предварительного разгона ротора.
В прошлом для раскручивания ненагруженного синхронного двигателя применялся специальный разгонный асинхронный двигатель небольшой мощности. Сначала ротор разгонялся до скорости, близкой к синхронной, потом включалась обмотка возбуждения, а затем обмотки статора включались в сеть и синхронный двигатель синхронизировался с сетью как генератор при включении на параллельную работу.
В настоящее время синхронные двигатели запускают с помощью асинхронного пуска. Для этого применяется специальная конструкция ротора. В полюсных наконечниках ротора укладываются металлические стержни, соединенные с боков кольцами. Получается дополнительная (пусковая) обмотка, подобная «беличьему колесу» асинхронного двигателя. При пуске такого двигателя обмотку возбуждения закорачивают через активное сопротивление, превышающее активное сопротивление обмотки возбуждения в 10-15 раз, а обмотку статора включают в сеть (в случае двигателей большой мощности через пусковой автотрансформатор или через индуктивные сопротивления). При этом ротор начинает разгоняться так же, как и ротор асинхронного двигателя. После того, как он достигнет наибольшей возможной скорости вращения (примерно 95 % синхронной), обмотку возбуждения подключают к источнику постоянного тока. Двигатель автоматически входит в синхронизм, а дополнительная обмотка в полюсных наконечниках как бы автоматически отключается, поскольку при синхронной скорости вращения поля и ротора ЭДС в ней равна нулю. Для получения большого пускового момента пусковую обмотку (стержни в полюсных наконечниках) изготовляют с большим активным сопротивлением. Закорачивание обмотки возбуждения при асинхронном пуске синхронного двигателя необходимо потому, что вращающееся поле может индуцировать в разомкнутой обмотке возбуждения значительную ЭДС, которая может пробить ее изоляцию. Нельзя также замыкать обмотку возбуждения накоротко, так как в ней возникает значительный однофазный ток, который будет тормозить ротор по достижении им половины синхронной скорости вращения.
Для остановки синхронного двигателя сначала уменьшают ток возбуждения до значения, соответствующего минимальному току обмоток статора, затем отключают статор и лишь после этого размыкают цепь возбуждения. Несоблюдение такого порядка (например, отключение обмотки возбуждения раньше отключения обмоток статора) приведет к чрезмерному увеличению тока в обмотке статора и к опасным для целости изоляции перенапряжениям в разомкнутой обмотке возбуждения.
Достоинством синхронного двигателя является строго постоянная скорость вращения, а недостатком — необходимость применения вспомогательных автоматических устройств для пуска и остановки двигателя.
Рабочими характеристиками синхронного двигателя являются зависимости потребляемой мощности Р1, потребляемого тока I1,вращающего момента М , соs фи и к.п.д. от полезной мощности нагрузки Р2. Они изображены на рис. 9.7 и соответствуют случаю, когда на холостом ходу соs фи = 1.
При постоянном токе возбуждения увеличение нагрузки на валу двигателя вызывает уменьшение соs фи, что объясняется увеличением реактивного падения напряжения при возрастании потребляемого от сети тока I1 Коэффициент полезного действия k с увеличением нагрузки быстро увеличивается и достигает максимума, когда не зависящие от нагрузки механические потери и потери в стали становятся равными зависящим от нагрузки потерям в меди обмоток.
Дальнейшее увеличение нагрузки снижает к.п.д. Потребляемый статором ток I1 на холостом ходу мал и при соs фи = 1. При увеличении нагрузки ток I1 возрастает практически пропорционально нагрузке. Вращающий момент М, развиваемый двигателем, на холостом ходу мал, поскольку механические потери невелики. При увеличении нагрузки, благодаря постоянству скорости вращения синхронного двигателя, вращающий момент возрастает почти линейно. Потребляемая двигателем мощность Р1 растет быстрее, чем полезная Р2, так как при увеличении нагрузки сказывается увеличение электрических потерь в двигателе, которые пропорциональны квадрату тока.
К. п д. синхронных машин определяют : к=Р2/Р1, где Р2,Р1- полезная и потребляемая мощность. Т.е. так же, как для машин постоянного тока.
К п. д. синхронных машин небольшой мощности составляет 85—90%, а мощных — до 99%
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Пуск синхронного двигателя , а также его остановка производятся одним командным импульсом, воздействующим на линейный выключатель или контактор. Импульс может быть подан ключом со станции управления, командоаппаратом со щита или с поста управления, установленного вне станции, либо каким-нибудь автоматическим реле или устройством. [2]
Пуск синхронного двигателя возможен лишь при условии, что предварительно будет произведен разгон ротора до скорости, равной синхронной или близкой к ней. Это может быть сделано, например, при помощи какого-либо постороннего двигателя. Теперь такие вспомогательные разгонные двигатели мало применяются, так как они удорожают установку с синхронным двигателем и увеличивают ее габариты. [4]
Пуск синхронных двигателей , применяемых в буровых установках, осуществляется прямым включением статора двигателя в сеть с глухоподключенным возбудителем. [6]
Пуск синхронного двигателя производится прямым включением в сеть, для чего на его роторе, кроме обмотки возбуждения, помещена корогкозамкну-тая обмотка, как у асинхронного двигателя. Эта обмотка называется пусковой. Для синхронного электродвигателя шаровой мельницы применяется выносной возбудитель, присоединенный к ротору через добавочное сопротивление, равное 5 — 10-кратному сопротивлению обмотки ротора. [7]
Пуск синхронных двигателей с постоянными магнитами обычно производится непосредственным включением в сеть. При питании двигателя от однофазной сети в цепь одной фазы включается конденсатор, необходимый для получения вращающегося магнитного поля. [9]
Пуск синхронных двигателей с постоянными магнитами обычно производят непосредственным включением в сеть. Разгон двигателя осуществляется за счет асинхронного вращающего момента / Иас, возникающего в результате взаимодействия вращающегося магнитного поля с током в пусковой обмотке ротора ( асинхронный пуск-см. При питании двигателя от однофазной сети в цепь одной фазы включают конденсатор, необходимый для получения вращающегося магнитного поля. [11]
Пуск синхронного двигателя осуществляется со шкафа — ключом управления или дистанционно — нажатием кнопки пуска с внешнего пульта управления, воздействуя на электромагнит включения масляного выключателя В. Остановка синхронного электродвигателя осуществляется ключом управления, дистанционно — нажатием кнопки останова или от действия защит, воздействующих на электромагнит отключения масляного выключателя В. При отключении двигателя ключом управления, дистанционно или от действия защит ( кроме защиты от короткого замыкания) отключается выключатель В, преобразователь переводится в инверторный режим и происходит форсированное гашение поля ротора. По окончании гашения поля импульсы управления перестают поступать в преобразователь. При срабатывании защиты от короткого замыкания импульсы управления снимаются без предварительного перехода в инверторный режим. [12]
Пуск синхронного двигателя представляет собой переходный электромеханический процесс и полностью описывается системой уравнений Парка — Горева. Так как скорость вращения ротора синхронного двигателя при пуске переменна и неизвестна, то эти уравнения являются нелинейными и могут быть решены только численными методами или на аналоговых вычислительных машинах. [13]
Пуск синхронных двигателей может быть осуществлен при помощи вспомогательного асинхронного двигателя. Однако этот способ ввиду его сложности и высокой стоимости используется очень редко. [15]
Пуск и торможение синхронных электродвигателей
В отличие от асинхронных синхронные двигатели при включении в сеть не создают пускового момента, так как ротор двигателя по причине своей инерционности не может мгновенно достичь синхронной скорости вращения. Поэтому при пуске синхронного двигателя между полюсами возбужденного неподвижного ротора и вращающимся полем статора не появляется устойчивой магнитной связи, необходимой для возникновения пускового момента.
Для пуска синхронного двигателя необходимо предварительно привести его ротор во вращение до скорости, близкой (95%) к синхронной. Существует два способа пуска синхронных двигателей.
Синхронный пуск осуществляется с помощью дополнительного разгонного двигателя, находящегося на одном валу с ротором СД, который заставляет ротор вращаться. Этот способ используется только при холостом ходе синхронного двигателя и в настоящее время почти не применяется.
Наиболее удобен асинхронный пуск синхронных электродвигателей. Для этого при явнополюсном роторе в полюсные наконечники закладывается короткозамкнутая пусковая обмотка из медных или латунных стержней. Она напоминает беличье колесо асинхронной машины, но занимает лишь часть окружности ротора.
Асинхронный пуск двигателя состоит из двух этапов: асинхронный набор частоты вращения при отсутствии возбуждения постоянным током и втягивание в синхронизм после включения постоянного тока возбуждения. Во время первого этапа обмотку возбуждения отключают от источника постоянного тока и замыкают на резистор сопротивлением в 6. 10 раз выше сопротивления обмотки возбуждения. Это необходимо в связи с тем, что в разомкнутой обмотке может индуктироваться значительная ЭДС, опасная для целостности изоляции. Двигатель становится как бы асинхронным (см. раздел 1.3), и под действием асинхронного момента скорость ротора удается довести примерно до 95% синхронной. После того, как ротор разогнался, обмотку возбуждения подключают к источнику постоянного тока. Возникает синхронный электромагнитный момент, машина втягивается в синхронизм, т.е. ротор и поле статора вращаются синхронно [6, 8 — 11].
Торможение синхронного двигателя возможно переводом его в генераторный режим с применением динамического торможения. В этом случае обмотку статора двигателя отключают от сети и замыкают на резисторы. Ротор, вращаясь по инерции, своим магнитным потоком индуцирует в обмотке статора ЭДС. Так как эта обмотка замкнута, то в ней появляются токи, величина которых ограничивается сопротивлением резисторов. Возникающий при этом на роторе электромагнитный момент, как и в любом генераторе, является тормозящим и способствует быстрой остановке ротора [9].
Пуск синхронного двигателя
Пуск синхронного двигателя прямым включением в сеть невозможен, так как ротор, удерживаемый силами инерции вращающихся частей, не может быть сразу увлечен магнит ным полем статора, синхронная частота которого устанавливается после включения статора в сеть.
Пуск синхронного двигателя возможен лишь при условии предварительного разгона до частоты, равной синхронной или близкой к ней. Для синхронных двигателей обычно применяется асинхронный пуск в ход, когда в начале пуска двигатель разгоняется как асинхронный. Для этого на роторе размещается пусковая обмотка. Она представляет собой латунные или бронзовые стержни, уложенные в пазы на поверхности полюсных наконечников ротора и замкнутые между собой с двух сторон.
Схема включения двигателя при этом способе пуска приведена на рисунке 5.15, а.
Невозбужденный синхронный двигатель включают в сеть. Возникшее при этом вращающееся магнитное поле статора наводит в стержнях пусковой клетки ЭД С, которые создают токи /2. Взаимодействие этих токов с полем статора вызывает появление на стержнях пусковой клетки электромагнитных сил FM. Под действием этих сил ротор приводится во вращение (рис. 5.15, б).
Рис. 5.15. Асинхронный пуск синхронного двигателя
В процессе пуска перед включением статора двигателя в трехфазную сеть обмотка возбуждения, т. е. обмотка ротора, замыкается на сопротивление (постоянный ток в эту обмотку пока не подается). Если этого не сделать, то вращающееся магнитное поле статора, пересекая витки обмотки возбуждения ротора, будет индуцировать в ней значительную ЭДС, что представляет опасность для обслуживающего персонала и сохранения целостности изоляции обмотки. Величина разрядного сопротивления должна примерно в 8—10 раз превышать активное сопротивление обмотки возбуждения.
При включении обмотки статора возникает вращающееся магнитное поле, которое индуцирует токи в пусковой обмотке ротора. В результате возникает вращающий момент и двигатель разгоняется до некоторой установившейся частоты п0. Все происходит так же, как и при пуске асинхронного двигателя; поэтому частота п0 оказывается близкой к частоте вращения магнитного поля, но меньше ее на несколько процентов. Затем обмотка возбуждения отключается от сопротивления и подключается к источнику постоянного тока. В результате возникает обычный для синхронной машины момент взаимодействия вращающегося поля статора и полюсов ротора и машина втягивается в синхронизм, т. е. ротор начинает вращаться синхронно с полем. При значительном увеличении момента сопротивления синхронный двигатель может не втянуться в синхронизм.
Порядок остановки синхронного двигателя следующий:
- 1) уменьшить общий ток статора, изменяя ток возбуждения;
- 2) отключить статор от сети;
- 3) после отключения статора снять возбуждение, замыкая ротор на разрядное сопротивление.
У мощных синхронных двигателей для уменьшения пускового тока применяется, как правило, пуск при помощи автотрансформатора или реактивных сопротивлений (реакторов), включаемых последовательно с обмоткой статора. Непосредственный пуск применяется только для двигателей относительно небольшой мощности — до сотен киловатт. Пусковая обмотка синхронного двигателя в отличие от обмотки ротора асинхронной машины рассчитывается только для кратковременного процесса пуска и имеет относительно небольшую массу.
Пуск синхронного двигателя можно осуществить, развернув его ротор с возбужденными полюсами вспомогательным разгонным двигателем до скорости вращения поля статора. При этом магнитные полюсы статора, взаимодействуя с полюсами ротора, заставят ротор вращаться далее самостоятельно без посторонней помощи (рис. 5.16).
Рис. 5.16. Схема пуска синхронного двигателя при помощи разгонного двигателя: 1 — синхронный двигатель;
- 2 — разгонный двигатель; 3 — трехфазный рубильник;
- 4 — регулировочный реостат; 5 — переключатель возбудителя; 6 — индикаторные лампы синхронизации
Пуск синхронного двигателя можно осуществить с помощью преобразователя частоты, который плавно повышает частоту вращения поля якоря от нуля до номинального значения по мере разгона двигателя. Такой способ пуска называется частотным.
Достоинства синхронных двигателей:
- 1) возможность работы при costp = 1;
- 2) меньшая чувствительность к колебаниям напряжения, так как их вращающий момент пропорционален напряжению в первой степени, а не квадрату напряжения, как у асинхронных двигателей;
3) строго постоянная частота вращения, независимо от механической нагрузки на валу.
Недостатки синхронных двигателей:
- 1) более сложная, чем у короткозамкнутых асинхронных двигателей, конструкция;
- 2) обязательное наличие возбудителя или иного устройства для питания обмотки возбуждения постоянным током, что в большинстве случаев повышает их стоимость по сравнению с асинхронными двигателями;
- 3) сравнительная сложность пуска;
- 4) затрудненное регулирование частоты вращения, которое возможно лишь при изменении частоты питающего напряжения.
Сопоставление достоинств и недостатков синхронных двигателей показывает, что их целесообразно применять для установок большой мощности, особенно для установок, работающих в условиях редких пусков.