Физика. 10 класс
Техническое применение электролиза. Электролиз нашёл различные применения в промышленности. Рассмотрим некоторые из них.
1. Нанесение защитных и декоративных покрытий на металлические изделия (гальваностегия).
Для предохранения металлов от окисления, а также для придания изделиям прочности и улучшения внешнего вида их покрывают тонким слоем благородных металлов (золотом, серебром) или малоокисляющимися металлами (хромом, никелем). Предмет, подлежащий гальваническому покрытию, например, ложку ( рис. 202 ), погружают в качестве катода в электролитическую ванну. Электролитом является раствор соли металла, которым осуществляется покрытие. Анодом служит пластина из такого же металла. Пропуская через электролитическую ванну в течение определённого промежутка времени электрический ток, ложку покрывают слоем металла нужной толщины. Для наиболее равномерного покрытия ложки её необходимо поместить между двумя или более анодными пластинами. После покрытия ложку вынимают из ванны, сушат и полируют.
2. Производство металлических копий с рельефных моделей (гальванопластика).
Для получения копий предметов (монет, медалей, барельефов и т. п.) делают слепки из какого-нибудь пластичного материала (например, воска). Для придания слепку электропроводности его покрывают графитовой пылью, погружают в электролитическую ванну в качестве катода и получают на нём слой металла нужной толщины. Затем, нагревая, удаляют воск.
Процесс гальванопластики был разработан в 1836 г. русским академиком Б. С. Якоби ( 1801–1874 ).
3. Получение металлов из расплавленных руд и их очистка, электрохимическая обработка металлов.
Процесс очистки металлов происходит в электролитической ванне. Анодом служит металл, подлежащий очистке, катодом — тонкая пластина из чистого металла, а электролитом — раствор соли данного металла. Например, пластину из неочищенной меди помещают в качестве анода в ванну с раствором медного купороса, где катодом служит лист чистой меди ( рис. 203 ). В загрязнённых металлах могут содержаться ценные примеси. Так, в меди часто содержатся никель и серебро. При пропускании через ванну электрического тока медь с анода переходит в раствор, из раствора на катоде выделяется чистая медь, а примеси выпадают в виде осадка или переходят в раствор.
1. Что называют электролитом?
2. Какова природа электрического тока в электролитах?
3. Какой процесс называют электролизом?
4. Приведите примеры использования электролиза.
5. Сформулируйте закон электролиза. Каков физический смысл электрохимического эквивалента?
6. Через электролитическую ванну, наполненную раствором сульфата меди(II) CuSO4, пропускают электрический ток. Изменится ли масса меди, выделяющейся на катоде за одинаковые промежутки времени, если увеличить напряжение между электродами? увеличить температуру раствора электролита? увеличить концентрацию раствора электролита? Почему?
Какое действие электрического тока используется для получения чистых металлов при электролизе
Внимание. Ответов пока нет, но мы работаем =)
Задача № 3.5.1.1
Электрический ток в растворе поваренной соли будут создавать
1) только электроны
2) только положительные ионы
3) только положительные и отрицательные ионы
4) электроны, положительные и отрицательные ионы
Задача № 3.5.1.2
Какие превращения энергии происходят в аккумуляторе?
1) Механическая энергия превращается в электрическую
2) Энергия магнитного поля превращается в электрическую
3) Энергия света превращается в электрическую
4) Химическая энергия превращается в электрическую
3.5. Действия электрического тока.
Задача № 3.5.2.1
Какое(-ие) действие(-я) электрического тока наблюдается(-ются) для всех проводников с током?
1) тепловое
2) химическое
3) магнитное
4) тепловое и магнитное
Узнать ответ:>>> 0 >> 0 >> 0 >> 0 >> 0 3.5. Сила тока.
Задача № 3.5.3.1
Задача№ 3.5.3.2
Задача № 3.5.3.3
На рисунке представлен график зависимости силы электрического тока I, текущего по проводнику, от времени t.
Заряд, прошедший через поперечное сечение проводника за время от 80 до 100 с, равен по модулю
1) 200 Кл
2) 160 Кл
3) 60 Кл
4) 40 Кл
Узнать ответ:>>> 0
Узнать ответ:>>> 0
Узнать ответ:>>> 0 >> 0
Узнать ответ:>>> 0
Узнать ответ:>>> 0
Узнать ответ:>>> 0
Узнать ответ:>>> 0 3.5. Напряжение
урок физики в 8 классе химическое.
СШ им. Р.Кошкарбаева__________________________________________________ (наименование организации образования) Раздел: 8.3.1 Постоянный электрический ток ФИО педагога: Ким Тамара Владимировна Дата: Класс: 8 Тема урока: Химическое действие электрического тока. Показать больше
СШ им. Р.Кошкарбаева__________________________________________________ (наименование организации образования) Раздел: 8.3.1 Постоянный электрический ток ФИО педагога: Ким Тамара Владимировна Дата: Класс: 8 Тема урока: Химическое действие электрического тока (закон Фарадея). Цели обучения в соответствии 8.4.2.18 объяснять природу электрического тока в жидкостях с учебной программой: Цели урока: Все: объясняют природу электрического тока в жидкостях; Большинство: применяют полученные знания при решении задач; Некоторые: находят и используют информацию, используя различные источники; делают собственные выводы на основе полученной информации; умеют слушать других и принимать во внимание их аргументированные выводы. Ход урока Этап урока/ Действия педагога Действия ученика Оценивание Ресурсы Время Организацион Цель этапа: Приветствует Ученики -ный момент учащихся, проверяет осмысливают 1 мин готовность к уроку, желает поставленную успеха. цель. Начало урока 1. Психологический настрой. 2. Уст Спрятать
- Похожие публикации
- Поделиться
- Код вставки
- Добавить в избранное
- Комментарии
Урок физики в 8-м классе. Тема: «Действия электрического тока»
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Урок-исследование.
Цели урока:
- изучение действий электрического тока экспериментальным путём;
- формирование исследовательских навыков;
- создание активной познавательной среды, необходимой для диалога учителя с обучающимися, эвристической беседы;
- формирование навыков работы в группе;
- познакомить учащихся с причинами поражения током и правилами техники безопасности при работе с электричеством;
- познакомить с действием электрического тока на организм человека.
Оборудование: Мультимедиапроектор. Презентация (приложение 1). CD Физика 7 – 11 классы. Практикум. Диск 2. С.М.Козел, В.А.Орлов и др.
Лабораторное: источники питания, ключи, резистор (спираль), железный гвоздь, металлические опилки, рамка из провода, дугообразный магнит, лампочка на подставке, электроды, дистиллированная вода, раствор соли (медного купороса).
Ход урока
Учитель: Ребята, вы верите в чудеса.
Может быть вы слышали такие слова (приложение 1. Слайд 1):
…Пора чудес прошла, и нам
Подыскивать приходится причины
Всему, что совершается на свете.
А кто сказал эти слова? (Уильям Шекспир)
Вспомните, пожалуйста, какую тему мы сейчас изучаем? (Электрический ток)
Электричество кругом,
Полон им завод и дом.
Везде заряды: там и тут,
В любом атоме «живут».А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
«Аукцион»
На обсуждение выставляется лот «электрический ток». Задача обучающихся: как можно больше сообщить информации об электрическом токе логически законченными высказываниями об электрическом токе.
Примерные высказывания обучающихся:
- Электрический ток течет по проводам.
- Электрический ток может быть постоянным, может быть переменным.
- Электрический ток существует в природе.
- Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц.
- Электрический ток опасен для жизни человека.
- Электрический ток приносит пользу человеку.
- Силу электрического тока можно измерить. И т. д .
Изучение нового.
Сегодня мы с вами продолжим изучение электрического тока.
Объявление темы и постановка целей урока совместно с обучающимися.
Действия электрического тока – это явления, которые наблюдаются при наличии электрического тока в цепи. (приложение 1. Слайды 2,3).
Изучить действия электрического тока нам помогут уже имеющиеся у вас знания об электрическом токе.
Воспроизведение опорных знаний (приложение 1. Слайды 4 — 7)
- Дайте определение электрического тока.
- На какие виды делятся все вещества по проводимости?
- Приведите примеры проводников и диэлектриков.
- Как образуются положительные и отрицательные ионы?
- Каково строение металлов в твёрдом состоянии?
- Что находится в узлах кристаллической решётки?
- Что происходит со свободными электронами в металле при помещении его в электрическое поле?
- Что представляет собой электрический ток в металлах?
- Проводят ли жидкости электрический ток?
Электролиты — растворы солей, щелочей или кислот способных проводить электрический ток.
Электрический ток в электролите – это направленное движение ионов в электрическом поле. - Является ли электрическим током молния?
Учитель: Электроны увидеть нельзя, но их упорядоченное движение проявляется очень наглядно и полезно.
Судить о том протекает электрический ток по цепи или нет, можно по его действиям.
Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта. (Кант Иммануил немецкий философ, 1724 — 1804 г.г.) (приложение 1. Слайд 8)
Вместе со мной сегодня вы будете физиками – экспериментаторами, исследователями. Нам ведь известно, что учёные сначала выдвигают теоретические гипотезы, а затем проверяют их путём проведения многочисленных опытов. Наблюдая, сравнивая, анализируя, они либо подтверждают, либо опровергают выдвинутую гипотезу.
Перед проведением опытов нам необходимо вспомнить технику безопасности. А каковы же правила техники безопасности при работе с электрическими цепями в кабинете физики?
Работа в группах (общее задание на слайде 9. приложение 1.).
Выберите на демонстрационном столе оборудование для опыта в соответствии с рисунком.
Начертите схему цепи.
Сформулируйте гипотезу о предполагаемом действии тока.
Приведите примеры применения данного действия
Оборудование: источник тока, резистор или проволока, ключ, соединительные провода. (Рис. 1).
(приложение 1. Слайд 10 – после примеров обучающихся).
Оборудование: источник тока, ключ, провода, лампочка на подставке, электроды, дистиллированная вода, раствор соли (медного купороса) (Рис. 2). (приложение 1. Слайд 11).
Демонстрация видеофрагментов (CD): 3.12 «Электролиты», 3.13»Электролиз».
Оборудование: источник тока, медный провод, ключ, провода, железный гвоздь, металлические опилки. (Рис. 3).
Демонстрация видеофрагментов(CD): 3.6 «Опыт Эрстеда», 3.17 «Электромагниты».
Учитель демонстрирует опыт по Рис. 4 (приложение 1. Слайд 12).
Примером применения данного действия является прибор гальванометр. Учитель рассказывает его устройство и принцип действия.
Демонстрация действия гальванометра – подключение солнечной батареи с целью показа тока разных направлений.
Минутка отдыха (приложение 1. Слайд 13).
Учитель: Ребята, однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.
На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня давайте познаем себя. Как мы воспринимаем окружающий мир? Как «художники» или как «мыслители»?
- Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь.
- Переплетите пальцы рук.
- Посмотрите какой палец левой или правой руки оказался у вас вверху? Результат запомните «Л» или «П»
- Скрестите руки на груди («поза Наполеона»). Какая рука сверху?
- Поаплодируйте. Какая рука сверху?
У кого получился результат «ЛЛЛ» — «художники», а «ППП» — «мыслители».
У кого получились разные буквы – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление.
Закрепление изученного.
Учитель: Русская пословица гласит — не стыдно не знать, стыдно не учиться. Сейчас мы будем учиться решать задачи, применяя полученные знания о действиях электрического тока.
«Порешаем». (Задачи на слайдах 14-16, каждой группе по 3 задачи)
- С каким действием электрического тока мы сталкиваемся, когда при грозовых разрядах в воздухе образуется озон?
- Как по химическому действию тока можно судить о количестве прошедшего электричества?
- Какое действие тока используется в электрическом паяльнике?
- Почему компас дает неправильные показания, если неподалеку от него находится провод с электрическим током?
- На каком действии электрического тока основано получение химически чистых металлов?
- Какие действия электрического тока проявляются в вашей квартире? А химическое?
- Открытие физика Араго в 1820 г. заключалось в следующем: когда тонкая медная проволока, соединенная с источником тока, погружалась в железные опилки, то они приставали к ней. Объясните это явление.
- Годность батарейки для карманного фонаря можно проверить, прикоснувшись кончиком языка одновременно к обоим полюсам: если ощущается кисловатый вкус, то батарейка хорошая. Какое действие тока используется при этом?
- Какое действие оказывает ток, проходя по волоску электрической лампочки?
Вам нужно сделать точный слепок с некоторого деревянного рельефа. Не поможет ли в этом электрический ток?
Как изготовить посеребрённые или позолоченные ювелирные изделия?
Что является источником магнитного поля Земли?
Итог урока:
I. Отчет — рассказ о полученных результатах исследований по плану (приложение 1. Слайд 18).
- Электрический ток представляет собой упорядоченное движение … частиц, в металлах это … , в растворах солей …
- Чтобы по цепи протекал электрический ток, цепь должна…
- Чистая соль и дистиллированная вода не проводят электрический ток, т. к. …
- Раствор соли проводит электрический ток, т.к. …
- О наличии электрического тока можно судить по … электрического тока.
- Мы узнали о 3 действиях электрического тока: … .
Какое действие электрического тока используется для получения чистых металлов?
Какие действия электрического тока наблюдаются при пропускании тока через металлический проводник?
А) тепловое, химическое и магнитное действия;
Б) химическое и магнитное действия, теплового действия нет;
В) тепловое и магнитное действия, химического действия нет;
Г) тепловое и химическое действия, магнитного действия нет.
Учитель: А сейчас познакомимся с некоторыми подробностями, касающимися опасности, которую может представлять электрический ток.
Сообщение обучающегося “Действие электрического тока на организм человека”.
Тело человека является проводником. Электрический ток, проходя через организм человека, раздражает и возбуждает живые ткани организма. Действие электрического тока на живую ткань носит разносторонний характер. Проходя через организм человека, электрический ток производит термическое, электролитическое, механическое, биологическое и световое действия.
При термическом действии происходит перегрев и функциональное расстройство органов по пути прохождения тока. Электролитическое (химическое) действие тока выражается в электролизе жидкости в тканях организма, в том числе крови, и нарушении её физико-химического состава. Механическое действие приводит к разрыву тканей, расслоению, ударному действию испарения жидкости из тканей организма. Механическое действие связано с сильным сокращением мышц, вплоть до их разрыва. Биологическое действие тока выражается в раздражении и перевозбуждении нервной системы. Световое действие приводит к поражению глаз.
Тяжесть поражения током зависит от силы тока, прошедшего через человека, характера тока (является он постоянным или переменным, т.е. изменяющимся по величине и направлению), продолжительности его действия, а также по какому пути внутри человека он шел. Наибольшую опасность представляет прохождение тока через мозг и те нервные центры, которые контролируют дыхание и сердце человека.)
Работающим с электрическими цепями надо знать как действие электрического тока на организм человека зависит от его силы и соблюдать технику безопасности (приложение 1. Слайд 20).
Действие тока на организм человека