Когда в ссср появилось электричество
Перейти к содержимому

Когда в ссср появилось электричество

  • автор:

22 декабря 1920 года был принят Государственный план электрификации России

22 декабря 1920 года был принят Государственный план электрификации России

22 декабря 1920 года на VIII Всероссийском съезде Советов был принят Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО). Он разрабатывался по личной инициативе Владимира Ленина.

Главной целью плана стало восстановление и дальнейшее развитие электроэнергетики страны, а вместе с тем – и развитие промышленности и сельского хозяйства в государственных масштабах.

Конечно, электрификация страны зародилась не на пустом месте. Уровень оснащённости дореволюционных российских электростанций и их мощность вполне соответствовали западным. Распространение использования электроэнергии диктовала стремительно меняющаяся жизнь на пороге XX века: рост электрического освещения в городах, зарождение электрического транспорта – первый в России трамвай на электрической тяге появился ещё в 1892 году. Новые электростанции появлялись во всех крупных городах – в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Баку, Риге, однако никакой единой системы при разработке этих станций не существовало, и они не были энергетически связаны между собой. Значение развития электроэнергетики «на местах» вообще порой было неоднозначным: русское общество во многом оставалось достаточно архаичным. Разработка Г. М. Кржижановским проблемы использования гидроресурсов Волги в районе Самарской Луки стала, например, причиной недовольства со стороны епископа Самарского и Ставропольского Симеона. Инженера Кржижановского он называл «богоотступником» и призывал «разрушить крамолу в зачатии».

Одним из политических деятелей, кто с самого начала верно оценил масштаб и значение электрификации страны, был Владимир Ильич Ленин. Ещё в 1901 году он писал: «…в настоящее время, когда возможна передача электрической энергии на расстояния… нет ровно никаких технических препятствий тому, чтобы сокровищами науки и искусства, веками скопленными, пользовалось все население, размещенное более или менее равномерно по всей стране».

После революции именно он станет, по выражению Кржижановского, «великим толкачом дела электрификации». В его плане по восстановлению разных отраслей экономики во главе угла стоит именно электрификация.

План ГОЭЛРО разрабатывала Государственная комиссия по электрификации страны: в неё вошли 19 ученых, в их числе А. И. Эйсман, А. Г. Коган, Б. И. Угримов, Н. Н. Вашков, Н. С. Синельников. Возглавил комиссию Г. М. Кржижановский.

Ровно 100 лет назад был принят план ГОЭЛРО

План ГОЭЛРО был рассчитан на 10–15 лет. Так называемая программа “А” плана, которая предполагала восстановление разрушенного энергетического хозяйства страны, была полностью выполнена уже к 1926 году. Ну а к концу пятнадцатилетнего срока, то есть к 1935 году, советская энергетика вышла на мировой уровень, заняв третье – после США и Германии – место в мире.

План ГОЭЛРО стал, по сути, первым государственным планом и положил начало всей последующей системе планирования в СССР, обусловив будущие пятилетки. Уже в июне 1921 года Комиссию ГОЭЛРО упразднили, а на её основе была образована Государственная общеплановая комиссия – всем известный Госплан, который определял развитие экономики страны в течение долгих десятилетий.

Текст: Анна Хрусталёва

  • 5 апреля 2024 года состоялась презентация книги «Экономика на острие политики. 1991 год: сборник документов»
  • Руслан Гагкуев: Россия всегда играла роль моста между Европой и Азией
  • 4 апреля 2024 года начала работу конференция «Между Европой и Азией: исторический выбор и будущее Российского государства»
  • В Казани прошло торжественное мероприятие к 10-летию создания Института археологии АН РТ
  • 1 апреля 1828 года установлена первая колонна Исаакиевского собора

Лампочка Ильича и символические аспекты в пропаганде электрификации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никифорова Наталия Владимировна

Анализируется пропаганда электрификации в сельской местности в раннесоветский период. Рассматривается политический контекст электрификации , публицистические и художественные тексты, визуальная массовая культура. Особое внимание уделяется освещению роли Ленина в электрификации и конструированию образа Ленина-демиурга, творца нового индустриального мира. В визуальной культуре, формируемой как сверху, так и снизу, формировался канон репрезентации электричества, связанный с образом Ленина, что и оказалось закреплено метафорой « лампочка Ильича ». И дело здесь не только в мифологизации Ленина, но и в самом мифе электричества, которое все еще воспринималось как почти мистическая, алхимическая сила, способная воскрешать и давать жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Никифорова Наталия Владимировна

Памятник великому плану: тема электрификации в литературе советской эпохи
Образ электрического света как отражение советской идеологии в лаковой миниатюре Палеха
Технологические новинки при императорском дворе: электричество в практиках репрезентации власти
Философия техники в творчестве Андрея Платонова
План ГОЭЛРО в оценке прессы США и Великобритании 1920-1929 годов
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лампочка Ильича и символические аспекты в пропаганде электрификации»

УДК 621.3.01 ББК 30г

лампочка ильича и символические аспекты в пропаганде электрификации*

Анализируется пропаганда электрификации в сельской местности в раннесоветский период. Рассматривается политический контекст электрификации, публицистические и художественные тексты, визуальная массовая культура. Особое внимание уделяется освещению роли Ленина в электрификации и конструированию образа Ленина-демиурга, творца нового индустриального мира. В визуальной культуре, формируемой как сверху, так и снизу, формировался канон репрезентации электричества, связанный с образом Ленина, что и оказалось закреплено метафорой «лампочка Ильича». И дело здесь не только в мифологизации Ленина, но и в самом мифе электричества, которое все еще воспринималось как почти мистическая, алхимическая сила, способная воскрешать и давать жизнь.

виталистский дискурс, ГОЭЛРО, демиургический миф, лампочка Ильича, электрификация.

Никифорова Н.В. Лампочка Ильича и символические аспекты в пропаганде электрификации // Общество. Среда. Развитие. -2017, № 4. — С. 102-109.

© Наталия Владимировна Никифорова — кандидат культурологии, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург; e-mail: nikiforova_nv@spbstu.ru

Выражение «лампочка Ильича» функционирует в разговорном русском языке и означает электрическую лампу без абажура, свисающую на проводе с потолка — нечто базовое, необходимое, предельно функциональное. Например, первая лампочка в новой квартире сразу после переезда. Сегодня это выражение употребляется иронически, но отсылает к 1920-м годам, к начальному этапу электрификации в СССР и созданному тогда мифу электричества. Под мифом здесь имеется в виду совокупность образов, которые хоть и порождались реальностью, но отрывались от нее и начинали жить собственной жизнью.

Электрификация СССР была не только техническим и экономическим проектом, но порождала мощное символотворчест-во. «Лампочка Ильича» — это след демиур-гического мифа, в котором Ленин лично, собственными руками зажигает новый источник света, а каждый следующий хранит память о том первом событии. Анализ пропаганды электрификации представляется сегодня актуальным в свете запус-

ка масштабных технонаучных проектов с высокой долей государственного участия. Эти программы и проекты в речах политических деятелей сравниваются с ГОЭЛРО, а программу развития цифровой экономики даже назвали «ГОЭЛРО 2.0» [6]. Опыт продвижения электрификации представляется продуктивным и релевантным для сегодняшнего дня, если не в свете воспроизводства подходов, то в части концептуализации технологии и ее символического, риторического и художественного оформления. Настоящая статья посвящена истории метафоры «лампочка Ильича», а также анализу пропаганды сельской электрификации в СССР.

История развития советской электроэнергетики связана с проектом ГОЭЛРО (Государственной комиссии по электрификации России) — единым планом развития народного хозяйства на базе централизованной электрификации страны. План ГО-ЭЛРО был подготовлен в 1920 году и одобрен VIII Всероссийском съездом Советов. Тогда В.И. Ленин назвал план ГОЭЛРО

: Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 16-03-50086.

второй программой партии и выдвинул формулу «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны» [16, с. 159]. С докладом о проекте выступал Глеб Максимилианович Кржижановский. В ходе его рассказа на огромной карте страны, установленной на сцене Большого театра в Москве, где проходил съезд, по мере упоминания объектов загорались электрические лампочки. «Чтобы так освещать на коротенькие мгновения карту, — писал о съезде в романе «Хождение по мукам» Алексей Толстой, — понадобилось сосредоточить всю энергию московской электростанции, — даже в Кремле, в кабинетах народных комиссаров, были вывинчены все лампочки, кроме одной — в шестнадцать свечей. Люди в зрительном зале, у кого в карманах военных шинелей и простреленных бекеш было по горсти овса, выданного сегодня вместо хлеба, не дыша, слушали о головокружительных, но вещественно осуществимых перспективах революции, вступающей на путь творчества. » [29].

План электрификации предусматривал строительство 30 крупных электростанций. Первыми были запущены Шатурская теплоэлектростанция, работавшая на торфе, и Волховская ГЭС. Крупнейшей в СССР и на тот момент во всей Европе стала ДнепроГЭС, законченная в 1932 г. План ГОЭЛРО предусматривал развитие не только энергетики, но всей экономики: строительство генерирующих мощностей, а также предприятий, обеспечивающих стройки всем необходимым и возведение новых заводов — будущих потребителей электроэнергии. Среди них заложенный в 1927 году Сталинградский тракторный завод. Предусматривалось освоение Кузнецкого угольного бассейна, вокруг которого возник новый промышленный район. План ГОЭЛРО считается первым в мире перспективным планом развития народного хозяйства целой страны.

Рождение метафоры «лампочка Ильича»

Выражение «лампочка Ильича» кристаллизует миф о Ленине-демиурге, творце новой энергии, нового мира и нового света. В осуществлении программы электрификации СССР Ленин лично действительно играл огромную роль. Он принимал участие в создании плана ГОЭЛРО, формулировал ключевые положения, лично контролировал и корректировал ход работ. Сохранилось немало писем Ленина по поводу направления ресурсов, сбора информации, убеждения представителей

партийной бюрократии. И это не только личный энтузиазм, но и следствие хаотичности административной системы, наследовавшей управленческую систему имперского периода [33, с. 155]. Без вмешательства Ленина, который смягчал сложные бюрократические процедуры, порой связывал напрямую поставщиков и исполнителей, ход работы был бы осложнен. В исторической и историографической литературе в обязательном порядке присутствуют разделы о ленинском учении об электрификации и его личной роли в реализации плана ГОЭЛРО [5; 15; 27].

Считается, что выражение «Лампочка Ильича» появилось после поездки В.И. Ленина в подмосковный поселок Кашино в ноябре 1920 года. По опубликованной информации, вопрос об электрификации в Волоколамском уезде бы поднят «самими крестьянами». Сначала устроили гидроэлектростанцию в селе Ярополец. Это вдохновило села в округе, в том числе, Кашино, которое не могло пользоваться Ярополь-ской электростанцией из-за удаленности, и крестьяне сами приняли решение об организации собственной станции, собрали денежные и натуральные средства, закупили оборудование и оплатили работу специалистов. Даже купили часть материалов у частного лица, за что «попали на скамью подсудимых» [17, с. 13]. Но, как вспоминал крестьянин С. Курков, «Мы не чувствовали себя виноватыми в этой сделке, да к тому же у нас всех перед глазами с потолков свешивались шнуры, принуждавшие нас к дальнейшим работам» [17, с. 13]. Жители деревни направили Ленину письмо с приглашением присутствовать на открытии станции, и он, к их немалому удивлению, приехал, произнес речь и пообщался лично. На торжественном собрании крестьянин Родионов сказал, что Советская власть дала кашинцам возможность получить «неестественный свет», что этот свет «прорежет не только ночную темноту, но и выведет их на правильный путь. Наука забила темноту в стеклянный пузырек и преподнесла нам на радость» [17, с. 26]. История поездки стала основой для детского рассказа А. Кононова, одна из последних фраз которого: «Вот и загорелась у нас лампочка Ильича.». Об этой поездке писали газеты, о ней говорил Ленин на VIII съезде [16, с. 159], и этот сюжет стал вдохновляющей «историей успеха» снабжения деревни электричеством для многих населенных пунктов по всему СССР.

Миф о Ленине — культурном герое, несущем новый электрический свет, создавался в детской литературе — рассказах, сказках

Рис. 1. Иллюстрация из книги «Ленинский свет над Россией» (1970).

Рис. 2. Иллюстрация из книги «80 000 лошадей» (1925).

и стихах, сценариях пьес для школьного театра, плакатах, сувенирной продукции, в которых обыгрывались сюжет от личного участия Ленина в электрификации до буквального отождествления Ленина и электричества. В 1920-1930х гг. можно найти рассказы, сказки, пьесы, где обыгрывается «электрическая трансформация» деревни. В этих текстах в игровой форме рассказывается принцип работы электроприборов, а также объясняются недостатки (а в некоторых случаях — пороки) других видов освещения. Например, в пьесе В. Карина «Лампочка Ильича» [12] осветительные технологии прошлого — лучина, газовый фонарь, огниво и керосиновая лампа представлены как «бывшие люди». В пьесе Р. Акульшина выражение «лампочка Ильича» означает личный приказ Ленина «Осветить мужика лектричеством — и корову, и лошадь мужицкую». Потому и лампочки эти называются Ильичевыми» [1, с. 7-8]. В публицистике, текстах, пропагандирующих электрификацию, в художественной литературе, подчеркивая роль Ленина, электрический свет называли не только «лампочкой Ильича», но также «ленинским светом» [18], «благодатным ленинским светом [10, с. 5], «светом Ильича» [10, с. 18] (рис. 1).

Отождествление Ленина с самим электричеством и новым электрическим светом обыгрывалось в визуальной массовой культуре. Контур лампы накаливания в 1920-1930-х гг. выступал символом нового мира. Например, иллюстрации и обложки детских книг, «Вчера и сегодня» Самуила Маршака, книга о Волховской электростанции В. Войнова «80 000 лошадей» с рисунками Бориса Покровского [3], «Солнце на столе» Михаила Ильина с иллюстрациями Николая Лапшина [11], «Свет без огня» Бориса Житкова в оформлении Александра Самохвалова [9], производственная сказка «Егор монтер» Николая Смирнова [25], «Электромонтер» Б. Уральского с рисунками Александра Дейнеки [31], «Путешествие по электролампе» Н. Булатова и П. Лопатина [2]. Поэма «80 000 лошадей» В. Войнова посвящена строительству Волховской ГЭС. Ленин представлен в стихотворении как творец станции как мудрец, способный разрешить трудности. Подпись Ленина как иллюстрация становится визуальной метафорой его личного присутствия и участия в строительстве станции [3] (рис. 2).

На плакатах, посвященных электрификации, очень часто можно было увидеть портрет Ленина. В брошюре об истории кашинской электростанции крестьянин рассказывает о своих воспоминаниях и

встрече с Лениным в своей избе, а за спиной у него стоит письменный стол, заваленный чертежами (что крайне необычно для деревни), а на стене висит плакат «Ленин на земном шаре стоит и показывает в будущее» [17, с. 13].

Тема электрификации также становилась сюжетом палехских миниатюр. Например, одна из сторон ларца художника В. Ковалева «Песня о Ленине» (1969) расписана на тему открытия кашинской электростанции. Д.Е. Лавров отмечает, что нередко электрический свет был представлен как нечто сверхъестественное, даже сакрализованное, «сверхразумное» и Ленин в «золотоносном образе» изображался несущим новый свет. При этом электрический свет в палехских изображениях сделан в той же технике, какой на иконах изображается божественный свет — тонкой золотой линией (ассист) [13].

Немало примеров буквального отождествления образа Ленина и электрического света. В книге Татьяны Тэсс «Марш молодых» с фотомонтажами С. Сенькина есть изображение, на котором огромная лампа накаливания, а по контуру колбы — надпись «Комсомол — шеф электрификации», а внутри лампы — пластина в форме фигуры Ленина [30, с. 21] (рис. 3). В виртуальном музее современной истории России есть экспонат — лампочка с нитью накаливания в форме силуэта Ленина, сделанная рабочими электролампового завода в честь XII Съезда Российской коммунистической партии 1923 г. [14]. В фильмах Дзиги Вертова, известного документалиста, также визуально обыгрывается тема электрификации как воплощения ленинского гения. В фильме «Одиннадцатый», полностью посвященном электрификации и энергетике, падающий поток воды на Волховской ГЭС накладывается на изображение бюста Ленина, «глядящего, как призрак, с одобрительным видом на достижения наследников» [19]. В одном из финальных эпизодов фильма «Шагай, Совет!» оратор в сельском клубе с энтузиазмом рассказывает об установке «лампочек Ильича», после чего появляется надпись «ЛЕНИН», составленная из электрических лампочек на стене здания. Следуют кадры похорон вождя, а затем — в финале — перемежающиеся титры «каждая электрическая лампочка», «каждая машина», «каждый новый станок», «продолжает дело Ленина». При этом титры слова «лампочка Ильича» чередуются с изображением ламп накаливания. «Лампочкой Ильича» назвал свою фотографию для журнала «Огонек» 1925 года Аркадий Шайхет: крестьянин

в деревянной избе впервые включает электрическую лампочку [28, с. 176].

Пропаганда сельской электрификации

Сам Ленин признавал чрезвычайную значимость пропаганды электрификации, работа над который должна была проводиться не менее интенсивно, чем непосредственная реализация плана. Он указывал на то, что электрификация должна идти рука об руку с повышением грамотности — нужны технические и практические знания, а также представления о том, что электроэнергия — единственно правильная техническая база нового политического строя. В выступлениях Ленин отмечал, что для продвижения плана нужны лекции, занятия, научно-популярные публикации в газетах и журналах, кинофильмы. В каждой деревне должен появиться экземпляр брошюры Кржижановского, а политехническое образование должно продвигаться в том числе за счет включения обязательных посещений электростанций и заводов в образовательный процесс [15, с. 254]. Ленин хотел поднять в стране массовое движение за электричество, внедрение которого стало бы «мощным фактором культурной революции и показало бы крестьянам путь к электрификации» [27, с. 269]. Также отмечал, что электричество нужно пропагандировать «не только словом, но и примером», «надо уметь вызвать и соревнование и самодеятельность масс для того, чтобы они тотчас принялись за дело» [15, с. 255]. Кроме того, Ленин видел в электростанциях опоры и очаги просвещения и «электрического образования масс» [17, с. 159]. В одной из брошюр по истории «лампочки Ильича» встречаем указание на то, что в колхозе «1-ое мая» даже в процессе строительства станции люди развивались: «росла не только станция, но росли и люди. Многие из них совсем по-новому стали смотреть на жизнь, если хотите знать, — по-коммунистически». Например, работники соседних колхозов готовы были устраивать субботники для помощи в строительстве гидроэлектростанции, осознавая, что все делают общее дело [10].

Публицистика с «историями успеха» сел и деревень, которая стала выпускаться сразу после запуска плана ГОЭЛРО, отражает эти принципы продвижения и пропаганды. Например, книга о кашинской электростанции вдохновила колхохников Кечмено-городецкого района провести у себя «самую чудесную в мире силу» уже в 1940-х. Когда «лампочка Ильича» освети-

ла жизнь колхозников», электричество там стали называть «седьмой бригадой», которая помогает в разнообразных работах [23, с. 41]. Часто в таких текстах повествование выстроено по похожей схеме — в селе есть некий герой (мужчина с техническим образованием или бывший фронтовик), вдохновленный идеей электрификации после посещения выставки или какой-нибудь электростанции. Он продумывает план, ищет единомышленников, сражается с ретроградами и преодолевает недостаток уверенности у сомневающихся, борется с недостатком ресурсов, сложностями ландшафта, бюрократией, и в результате побеждает. Например, в брошюре по истории развития электричества в Марийской ССР описан случай, когда в одной из деревень нужно было преодолеть протесты местного бывшего помещика, управляющего мельницей на реке [10, с. 7]. Для строительства плотины на реке Немде нужно было искать технические решения, поскольку река все время не поддавалась, а в случае строительства электростанции для марийского колхоза «Победа» пришлось применить нетривиальное инженерное решение, осуществленное благодаря «неудержимому желанию колхозников зажечь свет Ильича»: там не было достаточных водных ресурсов и они придумали соединить каналом бегущие в разные стороны родники [10, с. 19]. Часто деревенские электростанции строились в бывших мельницах, что создавало прямое противопоставление дореволюционной и советской жизни и воспринималось как преображение. А в альбоме Эль Лисиц-кого в разделе о Днепрогэс есть коллаж, где старая мельница, которую мы наблюдаем через ветряное колесо в левом нижнем углу страницы, располагается под изображением стройки. Комментарий сообщает, что прежде на этом месте стояла «ветхая ветряная мельница, олицетворяющая индустриальную немощь российского капитализма», а теперь ее заменила станция мощностью 800 000 лошадиных сил [26, с. 32].

Для советского мифа электрификации очень важна была риторика разрыва -представления о кардинальной трансформации мира. Электрификация (как и индустриализация, в целом) репрезентировались как продукт исключительно советской эпохи (разработки имперского периода как будто не отмечались), а стержневыми мотивами стала система противопоставлений тьмы и света, невежества и просвещения, убогой бедности крестьянского прошлого и изобилия в индустриальном будущем, тяжкой физической

работы при капитализме и интеллектуального рационального организованного труда при социализме.

Также обращает на себя внимание «военный язык» в описании и продвижении проекта электрификации. В описаниях Ленина, в прессе и публицистике складывается образ электрификации как проекта, рождающегося из борьбы, причем борьбы, происходящей на разных уровнях. Ленин писал и говорил, что развитие электрификации и промышленности — это «мирные победы на бескровном фронте», которые будут достигнуты, если мы «будем оперировать всеми нашими военными навыками» [15, с. 86]. В докладе на съезде военных казаков он называет восстановление промышленности «новой войной» и «Бескровный фронтом борьбы против разрухи» [15, с. 93]. На страницах советских газет подобно сообщениям с фронтов гражданкой войны появилась рубрика «На фронте электрификации» [27, с. 286]. Присутствует либо «милитаризированный язык», либо отсылки к войне. Например, Ленин называет хозяйственное строительство «второй половиной победы» в гражданской войне [15, с. 120], а свое выступление перед кашинскими крестьянами в день открытия электростанции он начинает с сообщения, что что на фронте гражданской войны дела идут благополучно, «Врангеля через неделю не будет», и со слов о том, что для мира и хозяйственного строительства сначала нужно «разделаться со всеми врагами» [15, с. 119]. Важным аспектом развития электроэнергетики становится «борьба с идейными врагами» — теми, кто считает электрификацию второстепенной по отношению к развитию промышленности, считают чем-то утопическим и невозможным или не первоочередным. Эта борьба разворачивается на страницах печати и на трибунах, но отмечается, что кроме идейной борьбы проходила и борьба вполне реальная. В. Стеклов упоминает контрреволюционные заговоры, саботажи и диверсии на стройках энергетических объектов, факты поджога торфяных болот на строительстве Шатурской ГРЭС. Ленин отправил туда два отборных крестьянских полка, которые «пробились сквозь зону огня и отстояли электростанцию» [27, с. 286]. Запуски электростанций в деревнях и колхозах часто были приурочены к важным политическим датам и праздновались как победы [например, 10, с. 11]. Для пропаганды электрификации и, очевидно, наглядности ее развития из войны, Ленин отмечает необходимость распро-

странения географических атласов, где были бы отмечены ход электрификации, а также история фронтов [15, с. 251].

Вероятно, это можно отчасти объяснить глубокой связью раннесовесткой политической культуры с военным опытом. На это указывает Шейла Фитцпатрик в своей известной статье «Гражданская война как формирующий опыт». Она отмечает, что гражданская война в значительной степени повлияла на представления большевиков о политике и культуре как военной практике (embattled vanguard) [34]. По ее замечанию гражданская война стала подтверждением и символом классовой борьбы и сформировала политическую культуру вплоть до перенесения военного жаргона в язык и использования военизированной униформы, а идеи военного коммунизма стали отправной точкой и управленческой моделью для коллективизации и индустриализации. Нечто подобное можно наблюдать в отношении электрификации, по крайней мере, в отношении риторических формул продвижения.

Электричество как «живительная сила»

Электроэнергия воспринималась как новая живительная сила, превращающая истощенную страну в богатыря и победителя, на этот комплекс мифологических сюжетов обращает внимание Е.Л. Желтова [8]. Иногда звучали сказочные мотивы живой воды: «мощная незримая сила потечет по жилам — по проводам, вдохнет весной силы в 60 умерших шахт, .оживит весь антрацитный район. И хлеб будет выше и зеленее от этой силы» [20]. Живительная сила электричества могла быть наложена на образ пролетариата: «Электрический ток расплавляет как воск, все цепи, задерживающие поступательное движение человечества, и вливает новую силу в созидающий коммунистический мир» [24, с. 144].

В рассказах А. Платонова, который сам был инженером-электротехником и занимался строительством сельских станций, электрические машины появляются в деревнях как знаки приближающегося будущего, которое, однако, требует защиты: «Провода от электростанции на деревню шли под землей, в глухом кабеле, и вечером торжественно сияли окна избушек, охраняя от тьмы революцию» («Хлеб и чтение», 1932) [22]. А электроэнергия предстает как мистическая сила. Один из персонажей рассказа Платонова «Лампочка Ильича» говорит об электричестве, что это «энергетик, тайная живность». Главный герой

этого рассказа считает механизмы таинственными и описывает свое приобщение к техническому знанию как сакральный акт: «Сам я проходил в красноармейцах курсы электротехники сильных токов, а брат мой тоже любитель этих делов и знаток своему разуму. А до службы в войске я пять лет трубил линейным монтером на городской электрической станции, оттуда у меня и пошел интерес ко всяким механизмам и таинственности, с той же поры скучно мне на деревне и напрасной кажется бедность ее» [21]. В тексте неоднократно совмещаются понятия техника и тайна. Д.А. Дьяков отмечает, что платоновское отношение к электричеству как магической трансформирующей силе восходит к представлениям об электричестве как силе, способной воскрешать, сформированным в XIX в. [7].

В «Электропоэме» пролетарского поэта М. Герасимова «контакт» с электрическим оборудованием описаны как чувственное физическое любовное переживание:

Под ладонью вспыхнут искры,

Ток прострелит нервы,

Все мускулы напряжены и дрожат.

Я разряжаюсь» [4, с. 7].

А электроэнергию и электричество он описывает как «молниевою кровь», «электрическое молоко», «биение железного сердца, которое дарит преображение, «ди-намовая кровь пенится и клокочет» [4]. А о преобразовании деревни электрификацией пишет:

«Сотни электрических жал

Вонзились в тела избяные

В вековой слепоте окон

Прорезались новые глаза на мир»

Как показывает А. Баннерджи, представления большевиков о живительной и преобразующей силе электричества наследуют дореволюционным эстетическим и философским представлениям, а ленинская формула («коммунизм есть социалисти-

ческая власть плюс электрификация всей страны») — это скорее кульминация, чем начало техно-утопической идеи [32]. Ви-талистский дискурс об электричестве как силе, способной оживлять и воскрешать, сложился в художественных и философских текстах XIX века. Электрический ток тогда описывали как живительную энергию, а электричество — как агент трансформации (в христианско-технологической утопии Николая Федорова (Философия общего дела), в утопических романах (Например, Николая Шелонского), поэзии серебряного века (например, Зинаиды Гиппиус)). По мнению Банерджи, в российской культуре эти представления во многом напитаны идеями английских пара-психологов, в частности, Вильяма Карпентера, в текстах которого электричество обещает дать ключ к алхимическим превращениям и бессмертию. На рубеже XIX и XX веков в поэзии футуристов техника и электричество занимают центральное место, и новая энергия окутана аурой сверхъестественного и чудесного.

Пропаганда ГОЭЛРО и сельской электрификации осуществлялась в ран-несоветский период как мощная кампания, которая включала освещение хода строительства станций, истории успеха организации сельских электростанций, детскую учебную и художественную литературу, визуальную культуру. При этом электрический свет, электроэнергия были персонифицированы в фигуре Ленина. Он был показан как творец, наделяющий мир светом, как демиург индустриального мира, запускающий собственными руками (подписями, взглядами и т.д.) сложные инженерные объекты, как культурный герой, несущий свет электричества (и просвещения). В визуальной культуре, формируемой как сверху, так и снизу, сформировался канон репрезентации электричества, связанный с образом Ленина, что и оказалось закреплено метафорой «лампочка Ильича». И дело здесь не только в мифологизации Ленина, но и в самом мифе электричества, которое все еще воспринималось как почти мистическая, алхимическая сила, способная воскрешать и давать жизнь.

[1] Акульшин Р. М. Лампочка Ильича. — М.; Л.: Гос. изд-во, 1930. — 16 с.

[2] Булатов Н.П., Лопатин П.И. Путешествие по электролампе. — М.: Детиздат, 1937. — 23 с.

[3] Воинов В.В. 80 000 лошадей. — Л.: Гос. изд-во, 1925. — 12 с.

[4] Герасимов М.П. Электропоэма. — М.: Кузница, 1923. — 58 с.

[5] Гришков И.Г. В.И. Ленин и электрификация советской страны: Историогр. очерк. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1986. — 115 с.

[6] Демидов О. Чем программа «Цифровая экономика» похожа на план ГОЭЛРО. — Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2017/08/21/59957d2c9a794746fdafe7b4 (01.11.2017)

[7] Дьяков Д.А. Философия техники в творчестве Андрея Платонова // Вестник Удмурдского университета. — 2014, вып. 4. — С. 50-58.

[8] Желтова Е. Л. Электрификация России (1921-1928 гг): мифологические аспекты // Вопросы истории, естествознания и техники. — 1996, № 1. — С. 61-77.

[9] Житков Б.С. Свет без огня. — М.; Л.: Гос. изд-во, 1927. — 32 с.

[10] Захаров С.И. Лампочка Ильича: [Электрификация колхозов Марийск. АССР]. — Йошкар-Ола : Мар-госиздат, 1951. — 23 с.

[11] Ильин М. Солнце на столе. 3-е изд. — М.; Л.: Гос. изд-во, 1929. — 62 с.

[12] Карин В.Н. Лампочка Ильича. — М.; Л.: Молодая гвардия, 1927. — 22 с.

[13] Лавров Д.Е. Образ электрического света как отражение советской идеологии в лаковой миниатюре Палеха // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2: История. — 2014, №. 4. — С. 107-112.

[14] Лампа с нитью накаливания в форме силуэта Ленина. — Интернет-ресурс. Режим доступа: vm.sovrhistory.ru/en/otkrytoe-hranenie/katalog#/item/757 (01.11.2017)

[15] Ленин В.И. Об электрификации. 2-е изд., доп. — Москва: Политиздат, 1964. — 495 с.

[16] Ленин В.И. Полное собрание сочинений (5-е издание). Т. 42. — М.: Издательство политической литературы, 1967-1981.

[17] Ленинградский С. Ленин среди крестьян деревни Кашино Яропольской вол., Волоколамского у. 2-е изд. — М.: Новая деревня, 1924. — 52 с.

[18] Ленинский свет над Россией. — Москва: Советская Россия, 1970. — 311 с.

[19] Маккей Д. Энергия кино: процесс и метанарратив в фильме Дзиги Вертова «Одиннадцатый» (1928) // Новое литературное обозрение № 129 (5/2014). — Интернет-ресурс. Режим доступа: www.nlobooks.ru/ node/5440 (01.11.2017)

[20] На Штеровском строительстве. 7 сентября 1924 г. — Интернет-ресурс. Режим доступа: istmat.info/ node/34543 (01.11.2017)

[21] Платонов А. «Лампочка Ильича». — Интернет-ресурс. Режим доступа: www.litmir.me/br/?b=135964 (01.11.2017)

[22] Платонов А. Хлеб и чтение (1932). — Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.big-library.info/?act =read&book=61730&page=2 (01.11.2017)

[23] Орлов С.С., Чепуров А. Лампочка Ильича в колхозе «Первое Мая»: [Кичменгско-Городец. район]. -Вологда: Изд-во и тип. изд-ва «Кр. Север», 1949. — 48 с.

[24] Скворцов-Степанов И.И. Электрификация РСФСР в связи с переходной фазой мирового хозяйства. — М.: Госиздат, 1922.

[25] Смирнов Н.Г., Чичагова О. Д., Чичагова Г. Д. Егор монтер. — М.: Гос. изд-во, 1928. — 15 с.

[26] СССР строит социализм. Итоги первой пятилетки. — М.: Изогиз, 1933. — 282 с.

[27] Стеклов В.Ю. В.И. Ленин и электрификация. 3 -е изд., перераб. и доп. — М.: Наука, 1982. — 512 с.

[28] Стигнеев В.Т. Век фотографии, 1894-1994: очерки истории отечественной фотографии. Изд. 4-е. -М.: Либроком, 2011. — 389 с.

[29] Толстой А.Н. Хмурое утро. Трилогия «Хождение по мукам». — Интернет-ресурс. Режим доступа: knijky.ru/books/hmuroe-utro (15.10.2017)

[30] Тэсс Т.Н. Марш молодых. — М.: Огиз — Мол. гвардия, 1931. — 30 с.

[31] Уральский Б. Электромонтер. — М.: Гос. изд-во, 1930. — 16 с.

[32] Banerjee A. Electric origins : from modernist myth to Bolshevik utopia // L’ereélectrique = The electric age. — Ottawa: Presses de l’Universitéd’, 2011.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[33] Coopersmith J. The Electrification of Russia, 1880-1926. — Cornell University Press, 1992. — 274 p.

[34] Fitzpatrick S. The Civil War as a Formative Experience (1981). — Интернет-ресурс. Режим доступа: https:// www.wilsoncenter.org/sites/default/files/op134_civil_war_formative__Fitzpatrick_1981.pdf (01.11.2017)

УДК 159.923:159. 9.019.43:316.62 ББК 87

А.и. тимофеев, в.в. кузнецова, м.Е. Чудаев

экстрим и проблема «кризиса смысла»

Рассмотрена роль спонтанной экстремальной деятельности как одного из способов устранения «смыслового вакуума» современной технической цивилизации. Использованы методы сравнительно-исторического анализа. Раскрыта роль и значение экстремальных переживаний в формировании экзистенциальных смыслов личности. Проблема состоит в том, что кризис смысла в современной техногенной цивилизации заключается в противоречии между органической природой человека направленной на внутренне целостную деятельность и технической организацией общества, основанного на внешней машинной целесообразности, в которой человек не может выступать как самоцель. Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод, что спонтанная экстремальная деятельность является одним из важных социально приемлемых видов преодоления смыслового кризиса личности, позволяющего обрести целостность, гармонию и в целом улучшить психологическое здоровье индивида. Кроме того, экстремальные виды деятельности позволяют более гармонично социализироваться и интегрироваться в социальные группы.

литературный герой, лицей, революционер, сословная культура, учебное заведение.

Тимофеев А.И., Кузнецова В.В., Чудаев М.Е. Экстрим и проблема «кризиса смысла» // Общество. Среда. Развитие. — 2017, № 4. — С. 110-115. © Тимофеев Александр Иванович — доктор философских наук, доцент, профессор, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербург; e-mail: vkwladl77@gmail.com © Кузнецова Вера Владимировна — кандидат философских наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; e-mail: vkwladi77@gmail.com © Чудаев Михаил Егорович — кандидат исторических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им.П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; e-mail: vkwladi77@gmail.com

Современная культура, существующая в рамках техногенной цивилизации, порождает ряд проблем антропологического характера. Одной из таких проблем является дефицит смысла существования. Как отмечают швейцарские исследователи Виртц У и Цо-бели Й., «Кризис смысла стал важнейшей проблемой современности. Сегодня многие сомневаются в том, что в этом мире вообще можно найти смысл. Человека греко-римской античности вдохновляла надежда на ценность личной свободы и вера в свои способности и возможности, человек Средневековья уверенно чувствовал себя в лоне церкви, в мире ее незыблемых догм и ритуалов, а сегодня коллективная неуверенность приобрела такие масштабы, что Фромм назвал ее «болезнью столетия», а Франкл ввел такое понятие, как «экзистенциальный вакуум». Если мы теряем ценности, наполняющие смыслом нашу жизнь и наше умирание, то мы все больше ощущаем пустоту и бессмысленность. С тех пор, как Ницше заявил, что «Бог умер» и было потеряно чувство сопряженности с божественным мирозданием, отношение человека к миру расстроено. Современный человек выпал из системы связей между бытием и миром, придающей смысл его существованию; он запутался в сложных проблемах своего существования, стал одиноким и неприкаянным» [4, с. 57-58].

Кризис смысла в современной техногенной цивилизации объясняется прежде всего противоречием между органической природой человека ориентированной на внутренне целесообразную целостную деятельность и технической, по сути, организацией общества, основанного на внешней машинной целесообразности в которой отдельный человек не может выступать как самоцель. Эта проблема была очень выпукло сформулирована еще Н.А. Бердяевым и он выделил ряд ее аспектов. Во-первых, начинает превалировать внешняя целесообразность в деятельности человека: «Человека нет, есть лишь функции человека. Но это распадение человека на те или иные функции есть прежде всего порождение технической цивилизации. Техническая цивилизация требует от человека выполнения той или иной функции, и она не хочет знать человека, она знает лишь функции» [2, с. 327]. В современной социологии это распадение на отдельные функции трактуется в рамках ролевой теории личности. Во-вторых, человек начинает пониматься как вещь среди других вещей и в структуре вещных отношений, при этом личностный момент деградирует. Это наглядно представляется в современном искусстве: «В футуризме погибает человек как величайшая тема искусства. В футуристическом искусстве нет

В каком году появилось электричество в России в домах

Большинство молодых жителей России считают, что электрификация началась при советской власти, а до этого по распространению электроэнергетики мы находились среди отстающих стран. Некоторые читатели, вероятно, будут удивлены, узнав, что уже в конце XIX века для освещения применялось электричество в России. Многие авторы плана электрификации в советское время имели опыт работы еще в дореволюционном государстве.

История развития электричества до революции

Ответить точно, когда появилось электричество в России, непросто. В исторических источниках впервые упоминается об открытии электрического дугового разряда российским академиком, изобретателем Василием Владимировичем Петровым в 1802 г. Он провел опыты и доказал, что с помощью электрической дуги можно сваривать металлы, производить их плавку и применять ее для освещения.

Петров

В 1872 году впервые упоминается об открытии кабельного завода «Товарищество для эксплуатации электричества М. М. Подобедов и К°». Этот завод функционирует до сих пор. В наше время он носит название ГК «Москабельмет». Предприятие занимает 4 место в России по производству продукции.

Подобедов

В 1872 г. Александр Николаевич Лодыгин подает заявку на свое изобретение, лампу накаливания, и получает патент 1874 г.

В каком году появилось электричество в России в домах

В 1873 г. он проводит опыты по устройству освещения Санкт-Петербурга лампами накаливания и основывает «Товарищество электрического освещения Лодыгин и К°» с исключительным правом на применение ламп накаливания.

Лодыгин

К сожалению, товарищество не смогло добиться успехов в распространении ламп накаливания, так как столкнулось с противодействием местных компаний, которые уже имели монополию на освещение улиц Санкт-Петербурга газовыми и масляными фонарями от Управы города. Также лампы накаливания из-за использования угольных стержней имели малый срок службы и невысокую светимость.

Несмотря на трудности, товариществу удалось организовать впервые освещение при помощи электричества. Под действие договора не попадал построенный в 1879 г. мост Александра Второго (Литейный) через Неву. Именно на нем было впервые организовано в стране электрическое освещение. С этого момента и берет начало история электрификации России.

В каком году появилось электричество в России в домах

Благодаря успешному проведению электрического освещения в 1880 г. учеными Яблочковым, Лодыгиным и Чиколевым был организован Особый электротехнический отдел в составе Русского технического общества. Его основной задачей стала популяризация электроснабжения в стране.

техническое общество

Стараниями Русского технического общества были организованы работы по установке электрических осветительных приборов на улицах Москвы и Санкт-Петербурга. Также в 1880 г. обеспечили электрическое освещение мастерских Днепропетровского пароходства в Киеве.

Из-за малого количества света, которое давали лампы накаливания Лодыгина, для освещения улиц стали применяться свечи Яблочкова. Источником света в таких лампах служила электрическая дуга. Отличительной особенностью конструкции являлось отсутствие механического регулятора для поддержания горения электрической дуги.

Яблочков

Свеча состояла из двух параллельно расположенных угольных электродов, между которыми был диэлектрик — гипс или каолин. На верхней части свечи находилась тонкая проволока, которая перегорала при включении свечи. В результате зажигалась дуга, постепенно сжигавшая угольные электроды и изолятор.

В каком году появилось электричество в России в домах

Свечи хватало приблизительно на 1,5 часа непрерывной работы. В случае отключения источника электрического тока она гасла. Чтобы светильник начал работать, требовалась ее замена. Этот недостаток впоследствии был устранен введением в изоляционный материал металлического порошка. Добавляя в изолятор соли металлов, Яблочков получал разный цвет дуги.

Дуговые лампы применялись в Санкт-Петербурге для освещения Большого театра и Михайловского манежа. Их стали использовать для замены уличных светильников, функционировавших на газе и масле. Дальнейшие работы по усовершенствованию ламп накаливания прекратили. Впоследствии патент на более совершенную лампу накаливания с вольфрамовой нитью был продан Лодыгиным американской компании «Дженерал Электрик Компани» в 1906 г.

В Москве электрическими светильниками было организовано освещение площади перед Храмом Христа Спасителя. Для этого и для освещения улиц Москвы установили 100 электрических осветительных приборов.

Светильники с дуговыми лампами и лампами накаливания в основном применялись в производственных помещениях, цехах, магазинах и общественных местах. Электрическое освещение для жилых домов было не распространено по причине дороговизны и отсутствия близко расположенных электростанций.

Примерно в это время в Россию прибывает один из основателей фирмы «Сименс и Гальске», немецкий инженер и предприниматель Эрнст Вернер фон Сименс, который впоследствии станет российским дворянином.

Вернер фон

Сименс работал над организацией праздничного освещения Московского Кремля и колокольни Ивана Великого 15 мая 1883 г. по случаю коронации Александра Третьего. Для обеспечения электроэнергией была построена электростанция на Софийской набережной.

Боголюбов А.П. Картина

В 1883 г. также осуществили электрическое освещение Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Спустя некоторое время электрифицировали Зимний дворец. Энергию, необходимую для работы осветительных приборов, производила специальная электростанция. Она имела мощность 35 кВт и располагалась на пришвартованной к набережной реки Мойки барже.

Братья Сименс в 1886 г. учреждают «Общество электрического освещения». Общество планировало организацию электрификации улиц, промышленных объектов, магазинов и жилых домов. Оно работало до Октябрьской революции. Из его недр вышли будущие организаторы ГОЭРЛО — Кржижановский, Красин, Угримов, Классон и многие другие.

Электрическая энергия начинает прочно входить в жизнь простых людей. В Москве запустили в работу первую электростанцию «Георгиевскую» в 1888 г. Она имела мощность 10 кВт, по современным меркам небольшую, и обеспечивала электрической энергией здания, расположенные в центре, на расстоянии полутора верст. В 1892 г. в Киеве начинают работать первые в России электрические трамваи.

Георгиевская ТЭС

Несмотря на быстрые темпы электрификации в Российской Империи, проблема повсеместного распространения электричества заключалась в отсутствии единой системы централизованного электроснабжения и поддержки со стороны государства. Для обеспечения электроэнергией многие города и крупные предприятия покупали и устанавливали собственные генераторы, работавшие на постоянном токе. Систем электроснабжения, включающих крупные электростанции, обеспечивавших электрической энергией целые районы, не существовало.

Сотрудники «Общества электрического освещения» прекрасно это понимали и пытались решить проблему за счет создания мощных электростанций. Первой крупной электростанцией в России, способной обеспечить электроснабжение района, стала построенная в 1914 г. ТЭС «Электропередача». Ее мощность составляла 9000 кВт.

Электропередача

Отличительной особенностью электростанции являлось отсутствие необходимости подвоза топлива для ее функционирования. Электростанция работала на дешевом местном топливе, торфе, и была построена на месте больших торфяных залежей. На данный момент она является действующей и носит название ГРЭС-3.

Идея создания такой электростанции принадлежит Роберту Эдуардовичу Классону и другим сотрудникам «Общества электрического освещения»: Радченко, Кржижановскому, Винтеру.

Станция была построена на значительном расстоянии от Москвы — 75 км. Чтобы передавать от нее электроэнергию к потребителям, необходима была воздушная линия электропередачи. Подобных линий в России до этого никто не строил, и инженеры столкнулись с трудностями. Причем проблема заключалась не в дефиците материалов, требуемых для ее постройки.

Основная сложность заключалась в том, что будущая воздушная линия должна была проходить по заболоченным или лесным землям, владельцами которых являлись частные лица — дворяне и помещики. Сотрудникам «Общества электрического освещения» пришлось приложить немало усилий, чтобы получить от них разрешение.

В это время в других городах Российской империи возводятся новые электростанции, причем особенно хорошими темпами идет строительство гидроэлектростанций, использующих энергию воды. К 1917 г. общая мощность гидроэлектростанций (ГЭС) составляла 19 МВт, а самой крупной — Гиндукушской ГЭС — 1350 кВт.

До 1914 г. рост электрификации в России был одним из самых высоких в мире.

С началом Первой мировой войны темпы ввода в строй новых электростанций и линий электропередач замедлились почти в два раза.

Советский период, электрификация и ГОЭЛРО

После Октябрьской революции, гражданской войны и интервенции развитие российской электроэнергетики пришло в упадок. В 1920 г. была создана государственная комиссия по электрификации России, ГОЭЛРО, и принят план по электрификации страны.

ГОЭРЛО

К работе ГОЭЛРО под руководством Кржижановского было привлечено много инженеров и ученых — более 200 человек. Отличием плана электрификации являлось то, что он разрабатывался для развития не только энергетики, но и экономики страны в целом. Развитие энергетики было опережающим, что являлось необходимым условием для строительства крупных промышленных предприятий.

Проект ГОЭЛРО заложил основу для дальнейшей индустриализации страны и был программой возрождения и развития отраслей промышленности. В плане уделялось большое внимание развитию промышленности, сельскохозяйственного производства, транспортной отрасли и строительству. Причем первоочередное значение отводилось применению топлива из местного сырья — каменного угля, торфа, древесины и газа.

К 1931 г. план был перевыполнен. Выработка электрической энергии составила 13,5 миллиарда кВт*час, то есть почти в семь раз больше, чем до революции. К 1935 г. количество вновь введенных в работу электростанций составило 40. Ведущие западные страны оценили по достоинству результаты плана ГОЭЛРО и внедрили подобное у себя.

Не следует думать, что развитие энергетики в нашей стране началось только после реализации плана ГОЭЛРО, а до этого Россия отставала от других мировых держав. Основу плана электрификации составляли проекты ученых Российской Империи, а в состав государственной комиссии по электрификации вошли сотрудники «Общества электрического освещения».

До Великой Отечественной войны

Благодаря успешному выполнению плана ГОЭЛРО и последующих пятилетних планов развития народного хозяйства суммарная мощность установленных электростанций к 1940 г. составляла 11,2 миллиона кВт*ч, а производство электрической энергии — 48,3 миллиарда кВт*ч. Электростанций, мощность которых превышала 100 тысяч кВт*час, было 20.

Также ввели в эксплуатацию 2 электростанции мощностью 350 тысяч кВт*час каждая. Общая протяженность линий электропередач составляла более 23 тысяч км. Развивались и объединялись энергосистемы в стране. В 1942 г. для организации работы энергосистем в Свердловской, Пермской и Челябинских областях было создано первое ОДУ — Объединенное диспетчерское управление Урала.

Начавшаяся Великая Отечественная война и последующая оккупация врагом значительной территории Советского союза, на которой были расположены большие производственные мощности, отрицательно сказались на выработке электроэнергии. Общий объем вырабатываемой электроэнергии в 1942 г. составил 29,1 миллиарда кВт*ч.

Руководство Советского Союза понимало стратегическую важность энергоснабжения. Энергетики работали с риском для жизни и восстанавливали подачу электрической энергии. Одним из многочисленных примеров такой самоотверженности является восстановление подачи электричества в блокадный Ленинград.

В осажденном Ленинграде советским энергетикам удалось проложить подводный кабель напряжением 10 кВ по дну Ладожского озера длиной 22 км. Подводная кабельная линия была проложена за 48 дней. Кабельная линия проходила также по болотам и лесам от Волховской ГЭС. Длина этого участка составляла 130 км.

«Линия жизни» проработала с 23 сентября 1942 г. до 15 мая 1944 г. За это время по ней было передано электроэнергии более чем на 25 миллионов кВт*ч. Это дало возможность запустить производство на промышленных предприятиях, восстановить движение трамваев и обеспечить электроснабжение в жилых домах.

В каком году появилось электричество в России в домах

После освобождения от фашистов захваченных территорий в первую очередь на них восстанавливались электростанции. Крупные города Советского Союза обеспечивались электроэнергией, которую вырабатывали мобильные электростанции, размещенные на специальных энергопоездах.

Такие энергопоезда начали работать с 1943 г. Первая передвижная электростанция обеспечивала током Сталинград, а впоследствии они работали в других освобожденных советских городах. Это позволило обеспечить к 1945 г. выработку электроэнергии в объеме 43,3 миллиарда кВт*ч, что было сопоставимо с довоенными показателями.

После Великой Отечественной войны

Развитие электроэнергетики в Советском Союзе после Победы шло по пути строительства крупных гидро- и теплоэлектростанций и последующей централизации. Это позволило значительно увеличить выдачу. По сравнению с довоенным периодом выработка электрической энергии возросла в 6 раз и составила 300 миллиардов кВт*ч.

В 1967 г. завершили создание единой энергосистемы, охватившей европейскую часть Советского Союза и объединившей 600 электростанций. Благодаря накопленному опыту построили кольцевые сети азиатских регионов и Восточной Сибири с последующим подключением к единой энергосистеме СССР.

В 1985 г. объем выработанной электроэнергии равнялся 1544 кВт*ч, а общая мощность электростанций составила 315 миллионов кВт. Это был новый этап развития отечественной энергетики. Началось строительство электростанций в Сибири и Средней Азии.

ГЭС

В 1961 г. был введен в эксплуатацию первый генератор Братской ГЭС на реке, а в 1967 г. введен в работу первый гидроагрегат Красноярской ГЭС на Енисее. На Дальнем Востоке запустили Зейскую ГЭС. Общая мощность всех советских ГЭС к 1990 г. составляла 65 миллионов кВт, а количество выработанной электроэнергии — 233 миллиарда кВт*ч.

Красноярская ГЭС

В период с 1971 по 1975 гг. происходит интенсивное развитие электрических сетей напряжением 750 кВ, связывающих другие государства: линии «СССР-Польша», «СССР-Румыния-Болгария».

ГЭС

В 80-х гг. прошлого века в Советском Союзе началось активное развитие атомной энергетики. В это время наблюдались значительные темпы роста объемов электроэнергии, вырабатываемой на атомных электростанциях (АЭС). К примеру, если доля выработки электроэнергии на АЭС в 1980 г. составляла 5,6% от общего количества в Советском Союзе, то к 1985 г. ее объем достиг 10,8%.

Заключение

После распада Советского Союза энергетика начала приходить в упадок. Развал РАО «ЕЭС России», преподнесенный населению как единственный способ выхода из кризиса, отрицательно отразился на развитии энергетической отрасли. В период с 1991 по 2000 гг. резко возросло количество аварий и несчастных случаев, а увеличения инвестиций не произошло.

Электрификация в СССР и лампочка Ильича. Как это было? (01.10.2018 г.)

Эра электричества в России началась не сразу и не везде. Долгие годы велись научные разработки. Лишь в конце 70-х годов позапрошлого века в Российской Империи стали применять искусственное освещение.

Как все начиналось?

Официальным началом эпохи электрификации в России считается 1879 год, когда лампы использовали для освещения Литейного моста в северной столице. Не один год ученые проводили эксперименты, стремясь не отстать от иностранных коллег.

В 80-х годах был учрежден особый отдел, который занялся вопросами внедрения искусственного освещения. Специалисты трудились в авральном режиме, но масштабы электрификации, которых им удалось добиться, могут показаться смехотворными современному человеку. Спустя несколько лет после начала работ яркие огни осветили лишь несколько улиц в обеих столицах и Кремль – в 1883 году.

В то время работа осветительных приборов обеспечивалась только при помощи электростанций, которые располагались в непосредственной близости к улицам, где использовались фонари. Лишь к началу прошлого века исследователи смогли разработать новые схемы, обеспечивающие большую мощность. В это время электрификация в России начала набирать обороты.

Строительство ГЭС и план ГОЭЛРО

В 1903 году в районе Ессентуков появляется первая ГЭС. Промышленная установка, которая носила название «Белый уголь», имела мощность около 740 кВт. Благодаря ее строительству, электричество появилось в Ессентуках, Кисловодске, Железноводске и Пятигорске.

Станция впоследствии трижды разрушалась. Впервые – во время наступления вражеских войск во время Великой Отечественной войны. Установку восстановили, но в 1977 году ее разрушили паводковые воды. Какое-то время на промышленном объекте вели реконструкцию, то замораживая его, то вновь приступая к работам. Однако в 2002 году ГЭС была окончательно уничтожена очередным паводком.

После введения в эксплуатацию «Белого угля», электрификация развивалась бурными темпами. Появлялись новые промышленные объекты, однако революция 1917 года сильно замедлила внедрение искусственного освещения. На многих улицах, где уже давно горели фонари, их уничтожили. Лишь к 30-м годам удалось значительно нарастить темпы, когда СССР вступил в эпоху бурного промышленного развития.

Сразу после революции новая власть приняла государственный план электрификации. Начала действовать специально учрежденная комиссия – ГОЭЛРО. В утвержденном плане учитывали не только установку фонарей и внедрение искусственного освещения, но и развитие с помощью электричества промышленных предприятий.

Искусственный свет в селах и «лампочка Ильича»

За пределами городов об электричестве только говорили, вплоть до 1920 года. Тогда Владимир Ленин отправился в знаковую поездку в село Кашино. Его посещение было приурочено к открытию электростанции в Волоколамском районе. В строительстве объекта принимали активное участие сами жители.

После поездки постепенно вошло в обиход название «лампочка Ильича». Сначала оно воплощало в себе собирательный образ работ по внедрению искусственного освещения, проходивших по всей стране. Чаще всего этот речевой оборот использовали в сельской местности.

Спустя годы «лампочка Ильича» приобрела упрощенное значение. В поздние годы в СССР это название использовали для обозначения классической бытовой лампы накаливания, которая используется без плафона, и просто свисает с потолка. Также его применяли в ироническом контексте для тех населенных пунктов, где даже в 70 – 80 годах по-прежнему не было электричества.

  • Винипласт
  • Гетинакс
  • Доставка товаров из Китая
  • Изолента
  • Изофлекс 191
  • Капролон
  • КИФЭ слюдопласт
  • Лак МЛ-92
  • Лакоткань
  • Лауретсульфат натрия (SLES 70%)
  • Лента киперная
  • Лента ЛСКЛ-155
  • Лента ЛЭТСАР
  • Лента слюдинитовая
  • Лента смоляная
  • Лента стеклобандажная ЛСБЭ
  • Лента стеклянная ЛЭС
  • Лента тафтяная
  • Лента ФУМ
  • Миканиты
  • Оргстекло
  • Пластикат 57-40
  • Пленка полиимидная ПМ-А
  • Пленка ПЭТ-Э
  • Пленкосинтокартон ПСК
  • Пленкоэлектрокартон ПЭК
  • Полиацеталь ПОМ
  • Полиуретан
  • Полиэтилен PE-1000
  • Провод БПВЛ
  • Провод ПВ-3 (ПУГВ)
  • Стеклолакоткань
  • Стекломиканит гибкий
  • Стеклопластик UPM-203 (полный аналог Durostone)
  • Стеклотекстолит
  • Стеклотекстолит фольгированный FR-4
  • Стеклоткань
  • Текстолит
  • Трубка ТВ-40
  • Трубка ТКР
  • Трубка ТЛВ
  • Трубка ТУТ
  • Трубка фторопластовая Ф-4Д
  • Фторолакоткань Ф-4Д
  • Фторопласт
  • Шнуры электроизоляционные
  • Электрокартон
  • Эмалированный провод
  • Эмаль ГФ-92 ХС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *