Нагрузка от пожарных автомобилей на стилобатную часть
В п. 8.9 СП 4.13130.2013 говорится, что конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
Конструкция дорожной одежды для проезда пожарных автомобилей должна быть рассчитана в соответствии с разрешенными максимальными осевыми массами транспортных средств, изложенными в ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» и с учетом того, какая пожарная техника может перемещаться по дорожному полотну для защиты объекта в случае возникновения пожара.
В СП 296.1325800, есть дополнительные требования
Пожарные проезды
Пожарные проезды являются неотъемлемой частью современного благоустройства. Пожарные проезды вокруг зданий должны обеспечивать свободный подъезд пожарных машин в случае такой необходимости, быть надежными и удобными для движения и разворотов тяжелой техники.
Пожарные команды часто сталкиваются с такой проблемой, как отсутствие пожарных проездов, мест для стоянки и разъездных площадок, а имеющиеся площадки не выдерживают соответствующую нагрузку. Кроме недостаточного укрепления и ненадлежащего качества используемых материалов, одной из основных проблем являются обычные газонные решетки, из-за которых многие пожарные проезды не имеют достаточной несущей способности. Причина в том, что обычные газонные решетки не выдерживают давление.
Разбитая колея, а иногда и застрявшие в ней транспортные средства препятствуют своевременному прибытию пожарных команд на место происшествия. Это препятствует оперативному тушению пожара и спасению людей, и не только из-за влажности грунта.
Использование стоянок и разъездных площадок затруднительно для пожарной команды и транспортных средств, если верхний слой почвы мягкий. Пожарные машины с современными автоматическими лестницами (например, DLK) легко проваливаются в мягкий грунт, и лестницы автоматически отключаются.
В таких ситуациях нет возможности ни для надежной стоянки, ни для выдвижения пожарной лестницы. Далеко не многие транспортные средства городских служб имеют полный привод и соответствующие шины. Следовательно, можно приехать на место происшествия, но не найти места для надежной парковки!
Проезды для пожарных машин проектируются в соответствии с действующими нормативными документами, в которых указываются размеры пожарных проездов, их расстояния от зданий и т.д. Что касается нагрузки, которую должны выдерживать пожарные проезды вокруг зданий, то здесь можно руководствоваться СП 4.13130.2013: п. 8.9 Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей. Требования к пожарным проездам таковы: не менее 16 т на ось исходя из расчетной нагрузки от пожарных машин.
Пожарные проезды – решение проблемы
Система газонных решеток ECORASTER® укрепляет поверхность, не требуя уплотнения грунта. Это означает, что, несмотря на то, что она рассчитана на высокие нагрузки (до 800 т/м2, в зависимости от заполнения, 20 тонн/ось), она позволяет дождевой воде/воде для тушения пожара просочиться в грунт беспрепятственно, и, в большинстве случаев, без использования дорогостоящего дренажа в нижнем слое. Хотя, в зависимости от района, выпадения дождя на площадку вообще может и не предвидеться.
Система ECORASTER® предлагает широкий выбор продукции с разным наполнителем, которая идеально подойдет для любых ландшафтов. Продукция ECORASTER® гарантирует надежные проезды для пожарных машин, своевременное прибытие пожарных служб, а также возможность стоянки и установки пожарной лестницы.
Преимущество использования газонной решетки ECORASTER® для пожарных проездов
Уже более двадцати лет продукция ECORASTER® производится из 100% перерабатываемого материала в Германии , а теперь и в России. Наши газонные решетки, имеющие уникальную и неоднократно испытанную систему блокировки, образуют сплошное монолитное поле газона, устойчивы к ультрафиолетовому излучению, экологичны, прочны и долговечны в использовании.
Интенсивные нагрузки, а также эксплуатация снегоуборочного оборудования не будет проблемой; такие суровые погодные условия, как, например, обледенение, не могут повредить продукцию ECORASTER®.
Ecoraster E50, как выяснили немецкие конструкторы, уменьшает нагрузку на основание в 50 раз!
Простая и быстрая установка, способность выдерживать высокие нагрузки, а также 10-летняя гарантия завода-изготовителя — все это дает превосходное соотношение цены и качества.
Немаловажным является также легкость и скорость монтажа при укладке Ecoraster (до 100 м² в час одним человеком), что позволяет удешевить стоимость работ по ее укладке.
Кроме того, огромным преимуществом также будет значительная площадь озеленения поверхности, по сравнению с бетонной газонной решеткой. Пожарные проезды вокруг зданий выглядят как хороший газон, саму решетку в траве становится не видно.
Не рекомендуется укладывать решетку на песок, если предполагается озеленение. Корневой системе иногда требуется до 30 см в глубину, в зависимости от сорта травы. Рекомендуемый пирог основания для пожарного проезда по газону, усиленному решеткой ECORASTER можно представить на следующем фото:
Конструкция пожарного проезда может быть взята также из брошюры:
Экопарковка ECORASTER инструкция по укладке (скачать PDF)
Имеется протокол испытаний газонной решетки Ecoraster E50:
- Выдерживаемая нагрузка в незаполненном виде, 22,4 тонн/на ось
- Выдерживаемая нагрузка на 1м — 356 тонн.
Также имеется сертификат ГОСТ Р
Оригинал сертификата предоставляется при покупке.
Более подробно о газонной решетке для пожарного проезда:
- ECORASTER газонная решетка ЭКОРАСТЕР
- ECORASTER E50 — газонная решетка для высоких нагрузок
- Газонная решетка для пожарного проезда
- ФОТОГАЛЕРЕЯ Пожарный проезд, проезд для пожарных машин, пожарные проезды вокруг зданий.
- ECORASTER цена Прайс-лист
Получить необходимую техническую информацию, купить Ecoraster E50 и сделать проезды для пожарной техники Вы можете в компании Аргеон.
Нагрузка от пожарной машины на дорогу
Письмом руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 июля 2018 года
№ 43-5040-19 Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) требует взять под личный контроль организацию работы органов местного самоуправления, экспертизы проектов и строительного надзора в части обеспечения доступа пожарно-спасательных подразделении, проезда и подъезда пожарной техники к зданиям и сооружениям, содержанию разворотных и специальных площадок, предназначенных для работы пожарных и спасателей.
Предлагаем обзор требований пожарной безопасности обеспечивающих выполнение поставленных задач.
В соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – технический регламент) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности включает с себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. В соответствии со статьей 63, 90 технического регламента в качестве первичных мер обеспечения системы противопожарной защиты предусматривается обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, устройство к зданиям и сооружениям пожарных проездов, подъездных путей для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Требования к устройству проездов и подъездов к зданиям и сооружениям регламентируются разделом 8 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
8.1. Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:
— с двух продольных сторон — к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;
— со всех сторон — к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.
Класс функциональной пожарной опасности определяется в соответствии со статьей 32 технического регламента.
8.2. К зданиям и сооружениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:
— с одной стороны — при ширине здания или сооружения не более 18 метров;
— с двух сторон — при ширине здания или сооружения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.
8.3. Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям и сооружениям в случаях:
— меньшей высоты, чем указано в пункте 8.1;
— двусторонней ориентации квартир или помещений;
— устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.
8.4. К зданиям с площадью застройки более 10 000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.
8.5. Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближней стены производственных зданий и сооружений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к этим зданиям и сооружениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от производственных зданий и сооружений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5, но не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами должно быть не более 100 метров.
8.6. Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:
— 3,5 метров — при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;
— 4,2 метра — при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;
— 6,0 метров — при высоте здания более 46 метров.
8.7. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.
8.8. Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть:
для зданий высотой до 28 метров включительно — 5 — 8 метров;
для зданий высотой более 28 метров — 8 — 10 метров.
8.9. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
8.10. В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.
8.11. Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру — не более чем через 180 метров.
8.12. В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).
8.13. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
8.14. Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях и сооружениях располагаются на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.
8.15. При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось.
8.16. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
8.17. Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.
8.18. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов — не менее 3,5 метра.
Обращаем внимание, что Правилами противопожарного режима в Российской федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, ответственность за исправное состояние дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам возложена на руководителя организации.
При проведении ремонтных работ дорог или проездов, связанных с их закрытием, руководитель организации, осуществляющей ремонт (строительство), предоставляет в подразделение пожарной охраны соответствующую информацию о сроках проведения этих работ и обеспечивает установку знаков, обозначающих направление объезда, или устраивает переезды через ремонтируемые участки дорог и проездов.
Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.
У въездов на территорию строительных площадок, гаражных кооперативов, а также садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан вывешиваются схемы с нанесенными на них въездами, подъездами, пожарными проездами и местонахождением источников противопожарного водоснабжения.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.
Запрещается стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов.
НТД Пожарный проезд и 16т/ось
Достаточно часто встречаются подрядчики-специалисты по пожарной безопасности (ПБ), которые утверждают, что конструкция проектируемого пожарного проезда должна выдерживать нагрузку 16т/ось и никакие доводы генпланиста не принимаются. Самое интересное в такой ситуации, что почему-то ГИП/руководитель проекта требует от генпланиста обосновать ОТСУТСТВИЕ таких требование, вместо того чтобы требовать со специалиста ПБ обоснование данной нагрузки. Количество времени потраченного лично мной на аргументацию измеряется часами, т.к. очень трудно обосновать отсутствие, а не наличие каких-либо требований. И если вы тоже сталкиваетесь с такой ситуацией, то эта заметка для вас.
Итак, что у нас говорит нормативная документация?
Специалисты ПБ постоянно ссылаются на пункт 8.15 СП 4.13130.2013, предлагаю рассмотреть этот и еще несколько пунктов.
СП 4.13130.2013 “Системы противопожарной защиты. Ограничение …..”
8.7 В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду
В данном пункте указана возможность включения в ширину одного проезда разных геометрических элементов улицы (подъезд и тротуар).
8.9 Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
Как мы видим в данном пункте конкретная нагрузка не задана.
8.15 При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось.
Формулировка пункта 8.15 более чем конкретна – речь идет о стилобате.
Давайте пройдемся по терминам:
тротуар– часть дороги, предназначенная для пешеходов (основная фраза из всех определений разных нормативных документов);
подъезд/проезда -часть дороги предназначенная для движения транспорта;
стилобат – это двор между многоэтажными домами, который находится на возвышении второго этажа и расположен на бетонной плите, которая стоит на колонах. Как правило под ним размещают парковки.
Перейдем к нагрузкам:
Конструкции дорог общего пользования (это дороги проезды доступные всем) рассчитывается исходя из категории, но максимальная нагрузка 11,5 кН, для тротуаров 2 – 4 кН/кв.м., мосты и путепроводы рассчитываются на 14кН. Весь остальной спецтранспорт (карьерный, аэродромный и т.п.) не выезжает с территорий и соответственно на территории предприятия конструкция может быть рассчитана и на 16 и на 24т на ось, но проезд к территории с внешней стороны к воротам предприятия будет рассчитан на нагрузку максимально допустимую 11,5 т/ось (1 тонна = 9.80665 килоньютонов (кН).
Автодороги могут быть как бетонные, таки щебеночные, пожарные нормы по проездам относятся как к многомиллионным городам так и к селам, именно поэтому в п. 8.9 СП 4.13130.2013 говорится, что конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей, т.е. зависит от конкретной техники конкретного подразделения.
Конструкция дорожной одежды для проезда пожарных автомобилей должна быть рассчитана в соответствии с разрешенными максимальными осевыми массами транспортных средств, изложенными в ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» и с учетом того, какая пожарная техника может перемещаться по дорожному полотну для защиты объекта в случае возникновения пожара. В соответствии с данным документом максимальная масса, приходящаяся на ось (группу осей) транспортных средств, не должна превышать разрешенные значения – 11,5т на ось (группу осей).
И напоследок обратимся к разъяснениям, которые содержатся в справочных нормативных системах:
Письмо МЧС России от 12 февраля 2016г. №687-11-5-3 “О дорогах с твердым покрытием”
…..
Конструкция дорожной одежды для проезда пожарных автомобилей должна быть рассчитана в соответствии с разрешенными максимальными осевыми массами транспортных средств, изложенными в техническом регламенте таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств” (ТР ТС 018/2011) “О безопасности колесных транспортных средств”, и с учетом того, какая пожарная техника может перемещаться по дорожному полотну для защиты объекта в случае возникновения пожара.
…..
Письмо МЧС России от 10 февраля 2016г. №634эп-13-4-4 “О разъяснении требований нормативных документов”
4. В п. 8.9 СП 4.13130.2013 говорится, что конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
Конструкция дорожной одежды для проезда пожарных автомобилей должна быть рассчитана в соответствии с разрешенными максимальными осевыми массами транспортных средств, изложенными в ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» и с учетом того, какая пожарная техника может перемещаться по дорожному полотну для защиты объекта в случае возникновения пожара.