Коэф уплотнения песка при трамбовке
Перейти к содержимому

Коэф уплотнения песка при трамбовке

  • автор:

Коэффициент уплотнения песка

Для чего нужен коэффициент уплотнения песка, и какое значение играет этот показатель в строительстве, знает, наверное, каждый строитель и те, кто непосредственно связан с этим нерудным материалом. Физический параметр имеет специальное значение, которое выражается через значение Купл. Параметр вычисления необходим для того, чтобы можно было прямо на месте сопоставить фактическую плотность материала на определённой площади участка с требуемыми значениями, которые прописаны в нормативных актах. Таким образом, коэффициент уплотнения песка по ГОСТ 7394 85, это важнейший параметр, на основании которого оценивается требуемое качестве подготовки к работам на строительных объектах с использованием сыпучих не рудных веществ.

Уплотнение песка при строительстве

Уплотнение песка при строительстве

Основные понятия коэффициента уплотнения

Согласно общепринятым формулировкам коэффициент уплотнения песка является значением плотности, который характерен для конкретного типа грунта на определённой площади участка к такому же значению материала, который перенос стандартные режимы уплотнения в лабораторных условиях. В конечном итоге, именно эта цифра используется при оценке качества итоговых строительных работ. Помимо вышеприведённого технического регламента, для определения коэффициента уплотнения песка при трамбовке используют ГОСТ 8736-93 , а также по ГОСТ 25100-95.

Вместе с этим нужно помнить, что в рабочем процессе и производстве каждый тип материала может иметь свою уникальную плотность, которая влияет на основные технические показатели, и коэффициент уплотнения песка по таблице СНИП указана в соответствующем технологическом регламенте СНИП 2.05.02-85 в части Таблицы № 22. Этот показатель является важнейшим при расчёте, и в основных проектных документациях указывают данные значения, которые в диапазоне расчёта проекта составляют от 0,95 до 0,98.

Трамбовка песка

Как меняется параметр плотности песка?

Не имея представления, что такое требуемый коэффициент уплотнения песка, то в процессе строительства будет трудно рассчитать необходимое количество материала для конкретного технологического процесса работы. В любом случае потребуется узнать, как оказали влияние на состояние материала, различные манипуляции с нерудным веществом. Самый сложный параметр расчёта, как признают строители, это коэффициент уплотнения песка при строительстве дороги СНИП. Не имея чётких данных, невозможно проделать качественную работу в дорожном строительстве. Основные факторы, которые влияют на конечный результат показаний материала, являются:

  • Способ транспортировки вещества, начиная от начального пункта;
  • Длина маршрута следования песка;
  • Механические характеристики, влияющие на качество песка;
  • Наличие сторонних элементов и вкраплений в материал;
  • Попадание воды, снега и прочих осадков.

Таким образом, заказывая песок, вам необходимо досконально проверить коэффициент уплотнения песка лабораторным путём.

Особенности расчёта обратной засыпки

Для расчёта данных берётся так называемый «скелет грунта», это условная часть структуры вещества, при определённых параметрах рыхлости и влажности. В процессе расчёта учитывается условный объёмный вес рассматриваемого «скелета грунта», учитывается расчет соотношения объёмной массы твёрдых элементов, где присутствовала бы вода, которая бы занимала весь массовый объем, занятый грунтом.

Для того чтобы определить коэффициент уплотнения песка при обратной засыпке придётся провести лабораторные работы. В данном случае будет задействована влага, которая в свою очередь будет достигать необходимый критерий показания для условия оптимальной влажности материала, при котором будет достигнута максимальная плотность нерудного вещества. При обратной засыпке (например, после вырытого котлована), необходимо задействовать трамбовочные устройства, которые под определенным давлением позволяют добиться необходимой плотности песка.

Какие данные учитываются в процессе расчёта Купл?

В любой проектной документации на объект строительства или возведении дорожного полотна указывается коэффициент относительного уплотнения песка, который необходим для качественной работы. Как видно, технологическая цепочка доставки нерудного материала- от карьера прямо на строительную площадку меняется в ту или иную сторону, в зависимости от природных условий, методов транспортировки, хранения материала и т.д. строители знают, чтобы определить требуемое количество необходимого объёма песка на конкретную работу, потребуется искомый объем умножить на величину Купл, указанную в проектной документации. Извлечение материала из карьера приводит к тому, что вещество имеет характеристики разрыхления и естественное уменьшение весовой плотности. Это немаловажный фактор потребуется учитывать, например, при транспортировке вещества на дальние расстояния.

В лабораторных условиях производится математический и физический расчет, который в конечном итоге покажет требуемый коэффициент уплотнения песка при транспортировке, в том числе:

  • Определение прочности частиц, слеживаемость материала, а также крупность зерен — используется физико-механический метод расчёта;
  • При помощи лабораторного определения выявляется параметр относительной влажности и максимальной плотности нерудного материала;
  • В условиях естественного расположения, опытным путём определяется насыпной вес вещества;
  • Для условий транспортировки используют дополнительную методику расчёта коэффициента плотности вещества;
  • Учитываются климатические и погодные характеристики, а также влияние отрицательных и положительных параметров температуры окружающей среды.

«В каждой проектной документации на выполнение строительных и дорожных работ, эти параметры обязательны для ведения учета и принятия решения об использовании песка в производственном цикле.»

Параметры уплотнения при проведении производственных работ

В любой рабочей документации вы столкнётесь с тем, что будет указан коэффициент вещества в зависимости от характера проведения работ, так, ниже приведены коэффициенты расчёта для некоторых вид производственных работ:

  • Для обратной засыпки котлована- 0,95 Купл;
  • Для засыпки режима пазух- 0,98 Купл;
  • Для обратной засыпки траншейных ям- 0,98 Купл;
  • Для восстановительных работ везде оборудования подземных инженерных сетей, расположенных возле проезжей части дорожного полотна- 0,98Купл-1,0 Купл.

Исходя из вышеперечисленных параметров, можно сделать вывод, что процесс трамбовки в каждом конкретном случае, будет иметь индивидуальные характеристики и параметры, при этом будет задействована различная техника и трамбовочное оборудование.

«Перед проведением строительных и дорожных работ, необходимо детально изучить документацию, где в обязательном порядке будет указываться плотность песка для производственного цикла.»

Нарушение требований Купл, приведёт к тому, что вся работа будет признана некачественной, и не соответствовать ГОСТ и СНиП. Надзорные ведомства в любом случае смогут выявить причину дефекта и низкого качества проведения работ, где были не соблюдены требования по уплотнению песка при проведении конкретного участка производственных работ.

Что такое коэффициент уплотнения песка?

Потребность в знании точной плотности насыпных стройматериалов возникает при их транспортировке, трамбовке, заполнении емкостей и котлованов и подборе пропорций при приготовлении строительных растворов. Одним из учитываемых показателей служит коэффициент уплотнения, характеризующий соответствие укладываемых прослоек требованиям нормативов или степень уменьшения объема песка в процессе транспортировки. Рекомендуемое значение указывается в проектной документации и зависит от типа возводимой конструкции или вида работ.

Параметр уплотнения песка

  1. Что представляет собой?
  2. Что влияет на изменение коэффициента?
  3. Применение в строительстве

Коэффициент уплотнения представляет собой нормативное число, учитывающее степень уменьшения наружного объема в процессе доставки и укладки с последующей трамбовкой (информацию об уплотнении щебня вы можете найти тут). В упрощенном варианте он находится как отношение массы определенного объема, взятого при снятии проб, к эталонному параметру, полученному в лабораторных условиях. Его величина зависит от вида и размера фракций наполнителей и варьируется от 1,05 до 1,52. В случае песка для строительных работ он составляет 1,15, от него отталкиваются при расчете стройматериалов.

В итоге реальный объем поставляемого песка определяется путем умножения результатов обмера на показатель уплотнения при транспортировке. Максимально допустимое значение обязательно указывается в договоре на покупку. Возможны и обратные ситуации – для проверки добросовестности поставщиков находится объем по окончании доставки, его количество в м 3 делится на коэффициент уплотнения песка и сверяется с привезенным. Например, при транспортировке 50 м 3 после трамбовки в кузове автомобиля или вагонах на объект привезут не более 43,5.

Факторы влияния на коэффициент

Приведенное число является среднестатистическим, на практике оно зависит от множества разных критериев. К ним относят:

  • Размеры зерен песка, чистота и другие физические и химические свойства, определяемые местом и способом добычи. Характеристики источника получения могут меняться со временем, по мере выемки из карьеров возрастает рыхлость оставшихся слоев, для исключения ошибки насыпная плотность и сопутствующие параметры периодически проверяются в лабораторных условиях.
  • Условия перевозки (расстояние до объекта, климатические и сезонные факторы, вид используемого транспорта). Чем сильнее и дольше на материал влияет вибрация, тем эффективнее проводится трамбовка песка, максимальное уплотнение достигается при его перемещении с помощью автотранспорта, чуть меньшее – при железнодорожных перевозках, минимальное – при морских. При правильных условиях транспортировки воздействие влажности и минусовых температур сведено к минимуму.

Проверять эти факторы следует сразу, значения показателей допустимой естественной влажности и насыпной плотности прописываются в паспорте. Дополнительные объемы сыпучих веществ, обусловленные потерями при транспортировке, зависят от дальности доставки и принимаются равными 0,5% в пределах 1 км, 1% – свыше этого параметра.

Уплотнение и увлажнение песка

Использование коэффициента при подготовке песчаных подушек и строительстве дорог

Характерной особенностью любых сыпучих стройматериалов является изменение объема при выгрузке на свободном участке или его трамбовке. В первом случае песок или грунт становятся рыхлыми, в процессе хранения частицы оседают и прилегают другу к другу практически без пустот, но все еще не соответствуют нормативным. На последнем этапе – укладке и распределении составов на дне котлована учитывается коэффициент относительного уплотнения песка. Он является критерием качества работ, проводимых при подготовке траншей и строительных площадок и варьируется от 0,95 до 1, точное значение зависит от целевого назначения прослойки и способа засыпки и трамбовки. Оно определяется расчетным путем и обязательно указывается в проектной документации.

Рекомендуется придерживаться следующих относительных показателей:

Вид строительных работ Коэффициент
Обратная засыпка котлована – процесс заполнения песком или грунтом после возведения фундамента или других работ 0,95
Обратная засыпка пазух или траншей 0,98
Восстановительный ремонт подземных участков с проложенными инженерными коммуникациями, размещенных возле проезжих дорог 0,98-1

Способы уплотнения

Уплотнение засыпаемого обратно грунта считается таким же обязательным действием, как и при закладке песчаной подушки под фундаментами зданий или при обустройстве дорожного полотна. Для достижения нужного эффекта используется специальное оборудование – катки, вибрационные плиты и виброштампы, при его отсутствии трамбовку проводят ручным инструментом или ногами. Максимально допустимая толщина обрабатываемого слоя и требуемое число проходов относятся к табличным величинам, это же касается рекомендуемого минимума подсыпки поверх труб или коммуникаций.

В процессе проведения трамбовки песка или грунта их насыпная плотность увеличивается, а объемная площадь неизбежно уменьшается. Это обязательно учитывается при расчете количества закупаемого материала наряду с общими потерями на выветривание или величиной запаса. При выборе способа уплотнения важно помнить, что любые наружные механические воздействия оказывают влияние только на верхние слои, для получения покрытия с нужным качеством требуется вибрационное оборудование.

Коэффициент уплотнения песка

Знание точной плотности насыпных строительных материалов необходимы тогда, когда появляется потребность их транспортировать, трамбовать либо заполнить различные емкости. Важным показателем, который используется при расчетах, является коэффициент уплотнения. Использование данного коэффициента позволяет определить соответствие установленных норм, нормативов, характерных для вышеотмеченных моментов. Значение коэффициента и других характеристик отмечается в проектной документации и определятся конструктивными особенностями и видом работ.

Расчет значения коэффициента

Коэффициент уплотнения песка отображается в виде нормативного числа. Оно является показателем уменьшения общего объема используемого материала в процессе его перемещения, наполнения емкостей, трамбовки и других моментах. При расчетах можно использовать формулу в упрощенном виде. Данная формула представляет собой расчет отношения веса, зависящего от используемого объема к тому параметру, который был получен в лабораторных условиях.

Параметр, получаемый в лабораторных условиях, определяется размером фракцией и используемого наполнителя. Показатели данного параметра находятся в пределах диапазона от 1.05 до 1.52. Если говорить о строительном песке, значение коэффициента в этом случае составляет 1.15. Характеристика имеет важное значение при составлении смета используемых материалов. Действительный объема песка необходимо высчитывать благодаря умножению показателя уплотнения в процессе перемещения на те результаты, которые были получены в результате обмера. Возможный диапазон отмечается в договоре, регламентирующим приобретение строительных материалов.

песок бетоныч

На практике встречаются и другие случаи, когда для того, чтобы проверить поставщика, планируемый объем материала необходимо разделить на коэффициент уплотнения песка, после чего нужно сверить полученное значение с тем, которое должно соответствовать реальному значению.

К примеру, 50 м3 песка трамбуется в кузов автомобиля таким образом, что действительный объем материала получается 43,5 м3.

Нормативные значения

Коэффициент уплотнения песка зависит от массы материала, которая может отличаться в зависимости от используемого объема и эталонного значения, указываемого в проектной документации. За счет проведения лабораторных исследований получается определить эталонные значения плотности. Из основных нормативных документах, в которых указаны требования и значения параметров, характеристик, следует отметить такие, как:

  1. ГОСТ 8736-93;
  2. ГОСТ 25100-95;
  3. ГОСТ 7394-85;
  4. СПиН 2.05.02-85.

В проектной документации можно ознакомиться с дополнительными требованиями и рекомендациями. В представленной таблице видно, что коэффициент уплотнения находится в пределах диапазона от 0.95 до 0.98 от его начального значения.

Нормативы для типичных видов работ

Характер манипуляций Значения коэффициента уплотнения
Восстановительные работы траншей возле дороги и других инженерных сооружениях 0.98-1
Обратная засыпка инженерных коммуникаций 0.98
Заполнение пустых пазух 0.98
Повторное заполнение котлована 0.95

За номинальное значение берется структура в твердой форме, которая имеет известные значения таких показателей, как влажность и рыхлость. Объемный вес представляет собой связь массы частиц в твердой форме, находящихся в песке и потенциального веса смеси, которая могла быть использована для заполнения грунта.

Для того, чтобы определить плотность, характерную для речного сырья, строительного либо карьерного, свойства веществ направляются на исследования в лаборатории.

Влияющие факторы

Значения, которые были указаны выше, являются средними показателями. Их конкретной значение зависит от особенностей сложившейся ситуации. Из основных факторов, которые могут влиять на значения, следует выделить такие, как:

  1. Размеры песочных зерен, как химические, так и физические свойства используемого материала, место добычи материала и его свойства. Следует отметить, что свойства места, где осуществляется добыча песка, со временем также могут изменяться. Вот почему все параметры должны регулярно исследоваться в лабораториях;
  2. Условия перемещения материала до назначенного места, как климатические факторы, так и погодные, тип транспорта, в котором осуществляется транспортировка материала. Исследования показывает, что максимальная трамбовка наблюдается в случаях, когда транспортировка материала осуществляется за счет использования автомобильной техники, минимальная трамбовка – при транспортировке материала за счет использования железнодорожного транспорта.

Данные факторы должны проверяться сразу, после чего полученные значения должны быть занесены в проектную документацию. Дополнительные параметры, связанные с возможной потерей материала, определяются дальностью до назначенного места и принимаются, как 0,5% в пределах 1000 метров и более 1% в пределах больших данного расстояния.

pesok-betonych-2

Коэффициент относительного уплотнения

Показывает отношение плотности частиц после того, как они хранились определенный период времени либо были доставлены в назначенное место. При определенной норме данного значения, которое, как правило, определяется изготовителем, можно вычислить значение коэффициента без проведения исследования в лабораториях.

При добыче

Плотность материала определяется глубиной, с которой осуществляется его добыча, типом используемого котлована, погодными и климатическими факторами. Используя табличные данные можно определить параметра песка в условиях конкретной ситуации.

Характер полотна земли Глубина земляного полотна С усовершенствованным полотном Облегченная форма полотна
Климатические зоны
1-3 4-5 2-3 4-5
Верхнее Менее 150 см 0.95-0.98 0.95 0.95 0.95
Нижнее, если там отсутствует вода Более 150 см 0.92-0.95 0.92 0.92 0.9-0.92
Часть, которая подтапливается Более 150 см 0.95

При трамбовке и засыпке в последующий раз

Вторичная засыпка – процедура, характеризующая заполнения котлована, который уже был вырыт. Практика показывает, что чаще всего для того, чтобы заполнить котлован во второй раз используется грунт. Кварцевый песок также можно использовать для засыпки во второй раз. Необходимо помнить про трамбовку засыпаемого материала, которая способствует увеличению прочности и надежности.

Характер уплотнения Число процедур, учитывая метод Проктора 93% Число процедур, учитывая метод Проктора 88% Максимальная толщина слоя, который поддается процессу обработки
При помощи ног 3 150 см
Использование ручного штампа (15 килограмм) 3 1 150 см
Виброштамп (70 кг) 3 1 100 см
Виброплита 50 кг 4 1 100 см
Виброплита 100 кг 4 1 150 см
Виброплита 200 кг 4 1 200 см
Виброплита 400 кг 4 1 300 см
Виброплита 600 кг 4 1 400 см

При перемещении

Транспортирование материалов, имеющих сыпучую форму, сопровождается дополнительными сложностями. Эти сложности влияют на плотность материалов, которые доставляются в указанную точку. Чаще всего доставка материала осуществляется за счет использования специальной автомобильной техники либо ж/д транспортом. При перемещении грузов увеличивается роль, как погодных, так и климатических факторов, влияющих на плотность доставляемого груза.

Использование коэффициента при подготовке песчаных подушек и строительстве дорог

Отличительная особенность, характеризующая все строительные материалы, имеющие сыпучую форму – изменение окончательного объема, который в сильной степени может отличаться от первоначального. Песок либо грунт могут становиться рыхлыми, частицы и вещества могут оседать еще ниже, влияя на плотность каждого. Проводимые лабораторные исследования показывает, что не всегда плотность такого материала соответствует установленным значениям.

Последний этап, который заключается в укладке и распределении составов на дне котлованов, учитывается коэффициент, характеризующий относительное уплотнение песка. Данное значение должно находиться в пределах диапазона от 0.95 до 1. Более точно значение определяется, как способов засыпки, так и методом трамбовки.

Тип выполняемых строительных работ Значение коэффициента
Вторичная засыпка котлована. Данный процесс осуществляется после того, как был возведен фундамент либо выполнены другие работы 0.95
Вторичная засыпка пазух с траншеями 0.98
Восстановительные работы участков, находящихся под землей, которые сопровождаются ремонтом инженерных коммуникаций, размещенных возле дорожного покрытия 0.98-1

Базовые преимущества сотрудничества с компанией Бетоныч

Вы получите бесплатный расчёт объёмов стройматериалов и стоимость песка за куб или тонну в течении 1 часа!

Собственный автопарк. Круглосуточная доставка 24/7.

Опытные менеджеры (с опытом строительства дорог) подберут все параметры и маршруты на выгрузку без хлопот в день звонка

Самая НИЗКАЯ стоимость песка и щебня за куб качества ГОСТ

Что такое коэффициент уплотнения сыпучих материалов?

Сущность определения коэффициента уплотнения гравия, песка, щебня и керамзита можно кратко охарактеризовать следующим образом. Это величина, равная отношению плотности сыпучего стройматериала к его максимальной плотности.

Данный коэффициент для всех сыпучих тел различается. Его средняя величина для удобства пользования закреплена в нормативных актах, соблюдение которых обязательно для всех строительных работ. Поэтому, если потребуется, например, узнать, какой коэффициент уплотнения песка, достаточно будет просто заглянуть в ГОСТ и найти требуемое значение. Важное замечание: все величины, приведенные в нормативных актах, являются усредненными и могут изменяться в зависимости от условий транспортировки и хранения материала.

Необходимость учета коэффициента уплотнения обусловлена простым физическим явлением, знакомым практически каждому из нас. Для того чтобы понять сущность этого явления, достаточно вспомнить, как ведет себя вскопанная земля. Поначалу она рыхлая и достаточно объемная. Но если на эту землю взглянуть через несколько дней, то уже станет заметно, что грунт «осел» и уплотнился.

То же самое происходит и со строительными материалами. Сначала они лежат у поставщика в утрамбованном собственным весом состоянии, затем при погрузке происходит «взрыхление» и увеличение объема, а потом, после выгрузки на объекте, снова происходит естественная трамбовка собственным весом. Помимо массы, на материал будет воздействовать атмосфера, а точнее, ее влажность. Все эти факторы учтены в соответствующих ГОСТах.

Строительные материалы при длительном хранении уплотняются под собственным весом

Строительные материалы при длительном хранении уплотняются под собственным весом

Щебень, доставляемый автомобильным или железнодорожным транспортом, взвешивают на весах. При поставке водными видами транспорта вес высчитывается по осадке судна.

Как правильно пользоваться коэффициентом

Важным этапом любых строительных работ становится составление всех смет с обязательным учетом коэффициентов уплотнения сыпучих материалов. Это необходимо делать для того, чтобы заложить в проект правильное и необходимое количество стройматериалов и избежать их переизбытка или нехватки.

Как же правильно воспользоваться коэффициентом? Нет ничего проще. Например, для того, чтобы узнать, какой объем материала получится после утряски в кузове самосвала или в вагоне, необходимо найти в таблице требуемый коэффициент уплотнения грунта, песка или щебня и разделить на него закупленный объем продукции. А если требуется узнать объем материалов до перевозки, то надо будет произвести не деление, а умножение на соответствующий коэффициент. Допустим, если куплено у поставщика 40 кубометров щебня, то, значит, в процессе транспортировки это количество превратится в следующее: 40 / 1,15 = 34,4 кубометра.

Таблица коэффициентов уплотнения сыпучих строительных материалов
Вид материала Купл (коэффициент уплотнения)
ПГС (песчано-гравийная смесь) 1.2 (ГОСТ 7394-85)
Песок для строительных работ 1.15 (ГОСТ 7394-85)
Керамзит 1.15 (ГОСТ 9757-90)
Щебень (гравий) 1.1 (ГОСТ 8267-93)
Грунт 1.1-1.4 (по СНИП)
Все значения, приведенные в таблице, являются среднестатистическими и могут варьироваться в зависимости от конкретных условий доставки, хранения и состава материала.

Работы, связанные с полной цепочкой перемещения песчаных масс со дна карьера до строительной площадки, должны производиться с учетом относительного коэффициента запаса песка и грунта на уплотнение. Это величина, показывающая отношение весовой плотности твердой структуры песка к его весовой плотности на участке отгрузки поставщика. Чтобы определить необходимое количество песка, обеспечивающее запланированный объем, нужно этот объем умножить на коэффициент относительного уплотнения.

Помимо знания относительного коэффициента, приведенного в таблице, правильное использование ГОСТа подразумевает обязательный учет следующих факторов доставки песка на строительную площадку:

  • физические свойства и химический состав материала, присущие определенной местности;
  • условия перевозки;
  • учет климатических факторов в период доставки;
  • получение в лабораторных условиях величин максимальной плотности и оптимальной влажности.

Уплотнение песчаных оснований

Данный вид работ необходим при обратной засыпке. Например, это нужно после того, как установлен фундамент и теперь требуется заполнить грунтом или песком образовавшийся промежуток между внешним контуром конструкции и стенками котлована. Процесс производится с помощью специальных трамбовочных устройств. Коэффициент уплотнения песчаного основания равняется примерно 0,98.

Процесс уплотнения грунта трамбовочным устройством

Процесс уплотнения грунта трамбовочным устройством

Коэффициент для бетонных смесей

Бетонная смесь, как и любой другой строительный материал, монтируемый методом засыпания или заливки, требует дальнейшего уплотнения для получения необходимой плотности, а значит, и надежности конструкции. Бетон уплотняют вибраторами. Коэффициент уплотнения бетонной смеси при этом берется в пределах от 0,98 до 1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *