Схема магнитного пускателя
11.12.2018 24325 просмотров Магнитный пускатель это устройство состоящее из контактора и обвязки, предназначенное для управления электродвигателями.
Магнитный пускатель это устройство состоящее из контактора и обвязки, предназначенное для управления электродвигателями. В состав магнитного пускателя входит контактор, а также может быть:
- тепловое реле;
- реле напряжения;
- реле тока;
- комплект для реверсирования.
Подключение двигателя через магнитный пускатель
В целом, схема магнитного пускателя выглядит так:
Изображение 1. Схема подключения контактора через кнопку пуск стоп
Работает это следующим образом. При нажатии на кнопку Пуск, питание поступает на катушку магнитного пускателя и он срабатывает. Замыкаются его основные группы контактов, а также одна дополнительная группа, подключенная параллельно кнопке. После отпускания кнопки, ток на катушку будет поступать через дополнительный контакт, который замкнул сам же контактор при включении. То есть контактор включает сам себя.
Отключение происходит нажатием на кнопку Стоп, которая в нормальном положении замкнута. При ее срабатывании, обрывается цепь питания катушки и контактор отключается. Таким образом схема включения магнитного пускателя до безобразия проста в реализации и подключении и реализовать схему подключения электродвигателя через магнитный пускатель сможет любой электрик или любитель.
Рассмотрим подключение магнитного пускателя через кнопочный пост, схема которого изложена ниже.
Изображение 2. Магнитный пускатель с кнопками пуск стоп
На изображении выше мы постарались максимально просто показать схему подключения контактора 220в и кнопочного поста для управления какой-либо нагрузкой 380в, в частности электродвигателя на самых популярных изделиях фирмы IEK. Такие задачи встречаются ежедневно на производствах, в офисных зданиях для управления кондиционированием и вентиляцией, в ресторанах и кафе для управления вытяжками.
Если Вы хотите выполнить подключение трехфазного двигателя через магнитный пускатель, нужно подготовить:
- контактор с 3НО силовыми контактами и 1НО дополнительным контактом;
- кнопка пуск с 1НО группой;
- кнопка стоп с 1НЗ группой контактов или совмещенную кнопку Пуск Стоп;
- корпус для размещения оборудования;
- провода небольшого сечения, вроде ПВ3 1,0 для коммутации цепей управления.
Иногда бывает необходимость подключение электродвигателя 380в через магнитный пускатель с целью защиты или удаленной коммутации. Для примера на Изображении 3 рассмотрим включение трехфазного магнитного пускателя через обычный тумблер или кнопку с фиксацией. На месте тумблера может быть:
- реле задержки на включение или отключение;
- реле напряжения;
- реле тока;
- удаленная команда управления от PLC контроллера;
- выключатель.
Изображение 3. Схема подключения электродвигателя через магнитный пускатель
В этом примере прибор сигнальной коммутации просто включен в разрыв питания катушки, по сути это подключение контактора через выключатель. Точно так же выглядит схема подключения контактора 220в модульной серии с тем лишь отличием, что модульные устройства не предназначены для коммутации асинхронных электродвигателей, конденсаторов и других промышленных нагрузок.
Подключение магнитного пускателя на 380
Иногда нужно пользоваться контактором с катушкой 380в, а не 220в. Например, когда отсутствует нейтраль в сети или нужно организовать простейшую защиту от обрыва фазы. Предложенное решение будет защищать от обрыва всего 2х фаз из трех, но это лучше, чем ничего. В примере ниже контактор питается от линейного напряжения, от двух фаз. Если одна из них пропадет, контактор отключится и защитит двигатель от выхода из строя.
Изображение 4. Подключение контактора, схема 380
Схема подключения трехфазного двигателя через магнитный пускатель
В примере ниже реализована схема магнитного пускателя с кнопками Пуск Стоп, но уже с использованием теплового реле. Данное устройство разомкнет цепь питания катушки контактора своим допконтактом, если ток уставки превысит установленное значение. И никакой электроники! Внутри установлена биметаллическая пластина, которая деформируется при определенном нагреве, вызванным повышенными токами. Такая деформация размыкает контакты и обесточивает цепь управления. Все предельно просто!
Изображение 5. Схема включения электродвигателя через магнитный пускатель
Подобная схема подключения асинхронного двигателя через магнитный пускатель защитит мотор от:
- низкого/высокого напряжения в сети — перекоса фаз;
- возгорания в случае клина мотора;
- длительных перегрузок.
Используя вышеупомянутую конструкцию можно избежать дорогостоящего ремонта и простоя производства. Магнитный пускатель 380в, схема подключения которого изложена выше, является самым распространенным способом базовой защиты асинхронных электродвигателей, как от внешних факторов, так и от дурака. На рынке даже доступны уже собранные изделия в герметичной оболочке, если вы сомневаетесь в своих силах или в силах вашего персонала. Ассортимент товаров начинается от токов 9А с огромным выбором электротепловых реле.
Также вы можете купить контактор в реверсивной сборке.
- 220В
- 380В
- 24В
- 12В
- 36В
- 42В
- 110В
Магнитный пускатель 220в, схему подключения которого мы изложили выше — универсальный вариант подключения оборудования.
Также бывают изделия с катушкой управления на постоянный ток. Они удобны при использовании с промышленными логическими контроллерами, которые в основном, питаются от 12-24В DC.
Немаловажным параметром изделия является номинальный ток. У контакторов в щитовом исполнении, производители указывают его для категорий АС-3 и АС-1. АС-3 работа с электродвигателями, а АС-1 — работа со слабоиндуктивными нагрузками, вроде ламп накаливания и ТЭНов. Это ключевой параметр, влияющий на ресурс силового коммутатора.
Огромный ассортимент контакторов и магнитных пускателей в сборе Вы сможете найти на нашем сайте в большом диапазоне цен.
Популярные статьи
Силовой кабель и провод от 5м
Для того, чтобы щит был читабельным и простым в обслуживании, нужно придерживаться следующих правил.
18 Марта 2017 года
Силовой кабель и провод от 5м
Чем отличаются столь схожие провода и какой выбрать?
28 Марта 2017 года
Силовой кабель и провод от 5м
Расшифровка кабеля ВВГ — что это такое и с какой целью проводиться? Как расшифровать эту загадочную аббревиатуру?
12 Ноября 2017 года
Контакторы
Магнитный пускатель это устройство состоящее из контактора и обвязки, предназначенное для управления электродвигателями.
11 Декабря 2018 года
Только выгодные предложения
Мы заботимся о своих покупателях, поэтому у нас всегда пополняется ассортимент, проходят разнообразные акции, имеются в наличии товары с очень низкой ценой
Магнитные пускатели — назначение, схема подключения
Магнитные пускатели это электромеханическое устройство для включения/выключения электрической цепи электроустановки, в конструкции которой есть электродвигатель малых и средних мощностей.
Основная сфера применения магнитных пускателей это производство. Станки, промышленное оборудование, вентиляция цехов и зданий, лифты, всё это включается через магнитные пускатели. Пускатель может входить во встроенный электрический щит самого оборудования, либо монтироваться отдельно в распределительных щитах в щитовых комнатах. Кнопки управления пускателем (включить/выключить, пуск/стоп) могут выводиться дистанционно в любое удобное место.
Принцип работы магнитного пускателя
Основное назначение магнитного пускателя, замыкать (включать) или размыкать (выключать) электропитание электроустановки. Большая мощность электроустановки, является причиной больших пусковых токов. Большие токи не позволяют использовать простые механические коммутационные устройства (выключатели, рубильники) их заменяют магнитные пускатели.
Общий принцип работы магнитного пускателя не сложен. Есть электрическая цепь, которую нужно замкнуть или разомкнуть. В пускателе есть две группы контактов: одни контакты подвижные, вторые не подвижные. Подвижные контакты пускателя замыкаются при движении якоря к сердечнику. Сердечник запитывается отдельной цепью, а активация якоря происходит при помощи кнопки включения, установленной в цепи пускателя. Нажимаем кнопку «Пуск», якорь втягивается, питание подается на электроустановку. Нажимам кнопку «Стоп», питание с сердечника якоря снимается, оно размыкается и электроустановка обесточена.
Сразу стоит заметить, что сам по себе пускатель (контактор) не является функционально независимым устройством, например, как УЗО. Контактор, должен входить в схему, составными частями которой будут: сам контактор, спаренные кнопки управления (кнопка «Старт» и кнопка «Стоп»). Кроме этого, для защиты электродвигателя от перегрузок по току, в цепь пускателя устанавливается тепловое реле.
Магнитные пускатели — устройство
Магнитный пускатель состоит из следующих, основных частей:
- Корпуса, крышки кожуха, дугогосительных камер, изоляционной траверсы;
- Электромагнитной системы (катушка, сердечник, якорь);
- Системы контактов (главные подвижные и неподвижные контакты, дополнительные блок контакты).
Схема включения магнитного пускателя
Давайте посмотрим на схему подключения магнитного пускателя с катушкой на 220 вольт с тепловым реле в схеме.
- Фазный провод подключен к одному контакту кнопки «Пуск» (4);
- Кнопка «Стоп» (5) закрыта, и фаза без препятствий проходит через неё;
- Нулевой рабочий провод (N) проходит через тепловое реле (2) и подходит ко второму контакту магнитной катушки (6);
- Жмем «Пуск» кнопку (4);
- Тем самым, подаём фазный провод (L) на катушку (6);
- Напряжение подается на сердечник, и электрический магнит пускателя, срабатывая, замыкает главные контакты пускателя (3);
- Электропитание (электрический ток), попадает на двигатель.
- Кнопка «Пуск» после нажатия отжимается, но блок контактов пускателя (7) остаются замкнутыми.
- При нажатии кнопки «Стоп», цепь фаза-катушка-электродвигатель размыкается, и двигатель останавливается.
Искрение главных контактов гасится специальными дугогосителями расположенными в крышке кожухе, а контакты входа и выхода разделяются изоляционной траверсой.
Схема подключения магнитного пускателя на 380 Вольт
При подключении магнитного пускателя на 380 Вольт, схема подключения аналогична, только «ноль» меняем на вторую «фазу».
Комплектация магнитного пускателя тепловым реле
Современные магнитные пускатели, часто комплектуются тепловыми реле, которое защищает двигатель от перегрузки. Конструкция пускателя такова, что тепловое реле просто вставляется в фасадную часть пускателя.
Более того, современные пускатели могут обвешиваться со всех сторон дополнительными устройствами, защиты и контроля.
Пример пускателя с обвесами
Приведу пример пускателя или как его называют в компании ABB, контактора с дополнительными устройствами.
- 1-Пускатель (Контактор)
- 2- Ограничитель напряжения;
- 3- Блокировка реверсивная;
- 4- Контакт дополнительный боковой;
- 5- Контакт дополнительный фронтальный;
- 6- Контактный блок;
- 7-Таймер задержки пуска.
- 8-Тепловое реле перегрузки.
Отечественные модели популярных пускателей
В классификации пускателей наиболее популярны пускатели: ПМА, ПМЕ, ПМ 12. О них и как выбрать магнитный пускатель в следующих статьях.
Другие статьи раздела: Электромонтаж дома
- Базовые нормативы электромонтажных работ
- Вводной автомат. Расчет, выбор вводного автомата для квартиры
- Встраиваемые, накладные и навесные этажные щиты
- Зарядка батареи дизельного генератора
- Кабели с бумажной изоляцией
- Кабельный металлический лоток
- Как выбрать стильный торшер
Трафарет Visio Контакторы, блоки пускателей.
Состав трафарета Visio Контакторы, блоки пускателей.
Для символов условных обозначений контакторов и блок-пускателей, в контекстном меню фигуры Visio, можно выбрать или изменить дополнительные функции.
для условного обозначения Контактор (рис. 1), скрыт символ контактора и отмечен символ полупроводниковый контактор.
Рис. 1. Контекстное меню фигуры Visio Контактор.
для условного обозначения блок-пускатель двигателя с тиристорами (рис. 2), показаны дополнительные символы: автоматическое срабатывание, регулируемый и реверсивный.
Рис. 2. Контекстное меню фигуры Visio Блок-пускатель двигателя с тиристорами.
Схема подключения магнитного пускателя
Магнитный пускатель – это чаще всего трехфазный аппарат для частой коммутации и прямого пуска электродвигателей и других нагрузок. Подвижная контактная группа спроектирована так чтобы обеспечивать двойной разрыв. Управляется магнитный пускатель катушкой с магнитным сердечником, что дает высокую скорость срабатывания. Магнитный привод пускателя управляется дистанционно от кнопок управления или систем автоматического управления процессами (релейных или электронных). В этой статье разберем схему магнитного пускателя, которая даст принципиальное понимание принципов его работы.
Что такое величина пускателя
Величина пускателя – это маркировка обозначающая номинальный ток силовой контактной группы. Номинальный ток зависит еще и от режима работы пускателя. Обычно все маркировки рабочих токов приводятся для режима AC-3. Коротко о режимах:
АС-1 – нагрузка неиндуктивная или малоиндуктивная – это самый «легкий» режим работы, это включение нагревательных элементов, систем освещения и т.д.
АС-2 – нагрузка индуктивная, возможен пуск и работа двигателей, но с контактными кольцами и внешним возбуждением – довольно редко встречается на практике.
АС-3 – индуктивная нагрузка и прямой пуск асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором – тяжелый и основной режим работы электромагнитных пускателей.
АС-4 – самый тяжелый режим с частыми пусками, реверсным торможением и повторно-кратковременными включениями, нужно брать пускатели на одну, а то и две ступени выше реального номинального тока.
Итак, номинальный ток и величина пускателя
- 0 – величина 6,3А – для релейных и сигнальных схем;
- 1 –величина 10 А;
- 2 – величина 25 А;
- 3 – величина 40 А;
- 4 – величина 63 А;
- 5 – величина 80-100А;
- 6 – величина – 160 А.
Чем пускатель отличается от контактора
Пускатель — это контактор с тепловым реле, а часто и в отдельном корпусе (оболочке), но не обязательно. Часто контакторами называют коммутационные аппараты на токи больше 160А — это чаще всего справедливо поскольку для тепловой и максимально токовой защиты таких нагрузок используют автоматы, которые устанавливают перед контактором. А тепловые реле на большие токи — это редкость. Так называемый «голый» пускатель = контактор.
Принцип работы магнитных контакторов (пускателей) см. рисунок ниже. В основе лежит электромагнит с подвижной частью сердечника и пружиной. Когда питание катушки отключено пружина отталкивает части магнитопровода. Силовые контакты при этом разомкнуты. При включении электромагнита части сердечника смыкаются и контакты замыкаются.
Кроме силовых контактов у контакторов и магнитных пускателей есть вспомогательные контакты: блокирующие, сигнальные и прочие. И, если силовые контакты чаще всего нормально разомкнутые, то вспомогательные бывают и нормально замкнутыми и нормально разомкнутыми. Но об этом дальше в схеме подключения пускателя.
Прямая и реверсивная схема подключения магнитного пускателя
Разберем две схемы: обычная схема прямого пуска, и реверсивная где можно запускать двигатель в разных направлениях.
На всякий случай напомним, что такое нормально открытые (разомкнутые) НО, и нормально закрытые (замкнутые) контакты НЗ.
НО – нормально открытые – остаются разомкнутыми пока к ним не приложить усилие (нажать кнопку или включить электромагнитный привод), после прекращения воздействия воздействия.
НЗ – нормально закрытие – размыкаются от нажатия или срабатывания привода и возвращаются в закрытое состояние после прекращения воздействия.
Ниже представлена простая схема подключения пускателя с управлением от кнопок Пуск и Стоп.
Обратите внимание что контакты Пуск (НО), а контакты Стоп (НЗ). Разберем как работает эта схема пускателя.
КМ 1 – это силовые контакты, которые коммутируют электродвигатель (М), пока катушка пускателя КМ отключена они разомкнуты и двигатель не работает.
КМ 1 БК – вспомогательный (блок-контакт) крайне важен для правильной работы схемы, он механически связана с магнитным приводом и подключен параллельно к пусковой кнопке. То есть ток к катушке КМ может течь или через контакт пусковой кнопки или через блок-контакт, или через оба одновременно. Минимальным условием работы магнитного привода КМ является замыкание хотя бы одного из них.
“Пуск” – это нормально открытый контакт кнопки, он включает привод;
С – это нормально закрытый контакт кнопки Стоп – её нажатие разрывает цепь питания магнитного привода и отключает электродвигатель.
Р – нормально закрытый контакт теплового реле, если нагрузка превысит номинал тепловое реле сработает и разомкнет цепь управления.
Логика работы схемы магнитного пускателя такова:
- Если исходное состояние как на рисунке, то нажатие кнопки Пуск замыкает цепь привода катушки КМ1. Пускатель срабатывает. При этом замыкаются силовые контакты КМ1 и контакт КМ1 БК – это значит, что, если отпустить кнопку Пуск, двигатель продолжит работать. Ведь выполняется условие чтобы хотя бы один из контактов КМ1 БК или “Пуск” был замкнут.
- Если нажать кнопку Стоп, а она включена последовательно в цепь с пусковой кнопкой и блок-контактом, то цепь разомкнется. Схема контактора перейдет в исходное состояние. Потому, что при снятии напряжения с катушки КМ1 размыкаются и силовые контакты, и блок-контакт КМ1 БК. Если кнопку отпустить, то её контакты замкнутся, но питание катушки КМ не восстановится, поскольку разомкнуты КН 1БК и “Пуск”.
- Если в процессе работы двигатель перегреется и сработает тепловое реле, привод отключится. Контакт теплового реле Р тоже включен последовательно и разрывает цепь управления. Нажатие пусковой кнопки ни чему не приведет пока тепловое реле не остынет и не вернет контакты Р в замкнутое состояние.
Логика последовательного соединения контактов кнопки Стоп и теплового реле Р в том, что электрическому току никак не пройти мимо них и схема пускателя разомкнется при срабатывании хотя бы одного из них.
В схемотехнике это называется логическое И – когда условием работы схемы является одновременное замкнутое состояние И кнопки Стоп, И контакта теплового реле.
Тогда как параллельное соединение кнопки Пуск и блок-контакта является логическим ИЛИ. Достаточным условием срабатывания схемы пускателя является замыкание ИЛИ одного, ИЛИ второго контакта.
Мы разобрали самую простую схему, она может быть дополнена сигнальными контактами, например, горит лампочка на щите, когда контактор включен, и прочими функциональными улучшениями.
Реверсивная схема подключения сложнее. Здесь для управления одним электродвигателем нужно два магнитных пускателя. Один для работы «вперед» другой «назад».
Дело в том, что для изменения направления вращения нужно сменить чередование фаз и для переключения и нужны два пускателя.
ВАЖНО! Нельзя допускать одновременного срабатывания двух пускателей. При встречном включении получится межфазное короткое замыкание, что почти наверняка приведет к разрушению пускателей. Конечно сработает автомат защиты или предохранители, но контактная группа пускателей успеет прийти в негодность. Поэтому кроме схемной блокировки одновременного включения, которую мы разберем ниже, важно купить пускатели, сразу собранные под работу в реверсивной схеме, и оборудованные механической блокировкой.
На этой схеме пускатели промаркированы КМ1 и КМ2. В отличии от предыдущей схемы подключения магнитного пускателя здесь задействовано по два блок-контакта от каждого пускателя. На схеме обозначены БК.
Если работу нормально-открытого блок-контакта мы уже разобрали, здесь он так же подключен параллельно к пусковой кнопке, то с нормально-закрытыми контактами все сложнее.
Нормально закрытый блок-контакт пускателя КМ1 подключен к цепи управления пускателя КМ2, и наоборот в цепи управления КМ1 есть «засланный казачок» в виде НЗ блок-контакта пускателя К2.
Это нужно для взаимной блокировки и невозможности одновременного срабатывания двух пускателей. Если включен КМ1, то его блок-контакт разомкнут и не даст сработать цепи управления пускателя КМ2.
То есть, если одновременно нажать пусковые кнопки «Вперед» и «Назад», то ничего не произойдет, или включится одно из направлений, если его контакты сработают на долю секунды раньше.
Контакты кнопки «Стоп» и теплового реле тоже включены последовательно, и выключают питание в любом случае, независимо от того в какую сторону крутится электродвигатель.
Схемы подключения магнитных пускателей каждого направления подключены параллельно, и взаимно блокированы, чтобы не дать им сработать одновременно.
Как подобрать тепловое реле по мощности двигателя
Мы не будем подробно разбирать принцип работы и устройство теплового реле для защиты двигателя. Напомним только, что они изготавливаются в виде приставки к схеме пускателя. И защищают двигатель от перегрузки. Внутри реле через каждую фазу идет биметаллическая пластина. От роста температуры пластина изгибается от чего реле срабатывает, нормально замкнутые контакты размыкают цепь схемы управления. Реле сработает даже если перегружена будет только одна фаза из трех.
С однофазными двигателями все предельно просто и номинальный ток указан на табличке (шильдике) двигателя, см. фото левая часть.
И нужно просто взять тепловое реле в диапазон работы которого укладывается этот номинал. Допускается использование трехфазного теплового реле для защиты однофазного двигателя. Каждый полюс теплового реле оснащен полноценной биметаллической пластиной и сработает в штатном режиме.
С трехфазными двигателями все немного сложнее. У них возможны разные режимы работы в зависимости от схемы соединения обмоток – звезда или треугольник. На табличке указаны две цифры нормального тока, см. рисунок выше. Для того чтобы подобрать тепловое реле нужно знать по какой схеме будет работать электродвигатель.
Надеемся материал этой статьи был для вас полезен. До следующих публикаций.