Правило левой руки физика 9 класс
Перейти к содержимому

Правило левой руки физика 9 класс

  • автор:

Обнаружение МП по его действию на эл. ток. Правило левой руки

На прошлом уроке мы выяснили, что магнитное поле проводника с током действует с определённой силой на магнит. Логично предположить, что со стороны магнитного поля магнита на проводник с током также должна действовать какая-то сила. Посмотрев этот видеоурок, вы узнаете, что эта за сила, и научитесь определять её направление.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет.

Получите невероятные возможности

1. Откройте доступ ко всем видеоурокам комплекта.

2. Раздавайте видеоуроки в личные кабинеты ученикам.

3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.
Получить доступ

Конспект урока «Обнаружение МП по его действию на эл. ток. Правило левой руки»

Поскольку магнитное поле проводника с током действует с определённой силой на магнит, то естественно предположить, что со стороны магнитного поля магнита на проводник с током также должна действовать какая-то сила. Рассмотрим более подробно действие магнитного поля на проводник с током и попытаемся подтвердить или опровергнуть высказанное предположение.

Для этого соберём цепь, состоящую из источника тока, ключа, трёхсторонней рамки, реостата и подковообразного магнита, закреплённого в штативе. Рамку подвесим на крючках так, чтобы она могла свободно вращаться, и поместим в магнитное поле, созданное подковообразным магнитом. Присоединим рамку к источнику тока, последовательно с реостатом и ключом. При разомкнутой цепи действия со стороны магнитного поля магнита на рамку не наблюдается. Если же цепь замкнуть, то проводник приходит в движение — он втягивается в пространство между полюсами дугообразного магнита.

Следовательно, магнитное поле действует на рамку с током с некоторой силой, отклоняющей её от первоначального положения.

Раз магнитное поле способно оказывать действие на проводник с током, то это действие может быть использовано для обнаружения магнитного поля в данной области пространства.

Кто-то из вас скажет, что зачем столько сложностей, если магнитное поле можно обнаружить с помощью простого компаса.

Да, с помощью компаса проще, но вспомните гипотезу Ампера: внутри каждой молекулы вещества циркулируют кольцевые электрические токи. Поэтому действие магнитного поля на стрелку компаса сводится к действию поля на элементарные электрические токи, которые циркулируют в атомах и молекулах вещества, из которого изготовлена магнитная стрелка.

Таким образом, магнитное поле создаётся электрическим током и обнаруживается по его действию на электрический ток.

Но вернёмся к нашему опыту. Давайте поменяем направление тока в цепи. Замкнув её увидим, что проводник отклонился в противоположную сторону.

Значит, вместе с током изменилось и направление действующей на рамку силы.

Если теперь поменять местами полюсы магнита (то есть изменить направление магнитных линий), то мы увидим, как рамка с током вновь втягивается в пространство между полюсами магнита.

Значит, направление тока в проводнике, направление линий магнитного поля и направление силы, действующей на проводник с током, связаны между собой.

Из курса физики восьмого класса вы знаете, что сила, с которой магнитное поле действует на помещённый в него проводник с током, называется силой Ампера, в честь французского учёного Андре-Мари Ампера.

Направление силы Ампера можно определить с помощью правила левой руки: если левую руку расположить так, чтобы линии магнитного поля входили в ладонь, а четыре пальца были направлены по направлению тока в проводнике, то отогнутый на девяносто градусов большой палец покажет направление действующей на проводник силы.

При использовании данного правила не забывайте о том, что за направление тока в цепи принято направление в котором движутся или могли бы двигаться положительно заряженные частицы.

С помощью правила левой руки также определяют и направление силы, действующую на отдельную заряженную частицу, движущуюся в магнитном поле. Для самого простого случая, то есть когда частица движется перпендикулярно линиям магнитного поля, это правило звучит так: если левую руку расположить так, чтобы линии магнитного поля входили в ладонь перпендикулярно к ней, а четыре пальца были направлены по движению положительно заряженной частицы (или против движения отрицательно заряженной), то отставленный на девяносто градусов большой палец покажет направление действующей на частицу силы.

Обратим внимание ещё на один важный момент: магнитное поле не действует в случаях, если прямолинейный проводник с током или скорость движущейся заряженной частицы параллельны линиям магнитного поля или совпадают с ними.

Правило левой и правой руки для магнитного поля

Это, так называемые, мнемонические правила. Мнемоническими называют специальные приемы и способы, которые упрощают процесс запоминания необходимой информации, позволяя образовывать ассоциации, проводя параллели между абстрактными объектами (фактами) и объектами, имеющими визуальные, аудиальные или кинетические представления.

Одним из первых в физике мнемоническое правило предложил П. Буравчик. Его правило дает возможность найти направление вектора, получающегося в результате векторного произведения.

Использование правила правой руки в электродинамике

Если в магнитном поле подвесить на тонком и гибком проводе рамку с током, то она будет поворачиваться и расположится определенным образом. Аналогично поведение магнитной стрелки. Это свидетельствует о векторном характере физической величины, характеризующей магнитное поле. При этом направление этого вектора будет связано с ориентацией рамки и стрелки. Физической векторной величиной, которая характеризует магнитное поле, стал вектор магнитной индукции ($\vec$).

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Это один из главных параметров, описывающих состояние магнитного поля, поэтому необходимо уметь находить его величину и, конечно, направление.

Для определения направления вектора магнитной индукции используют:

  • правило правого винта или
  • правило правой руки.

Направлением вектора магнитной индукции, в месте локализации рамки с током, считают направление положительного перпендикуляра ($\vec$) к этой рамке. Положительная нормаль ($\vec$) будет иметь направление такое же, как направление поступательного перемещения правого винта, если его головку вращать по току в рамке (рис.1 (a)).

Рисунок 1. Определение направления вектора магнитной индукции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Так, обладая пробной рамкой с током, помещая ее в исследуемое поле, давая ей свободно вращаться в нем, можно определить, как направлен вектор магнитной индукции в каждой точке поля. Необходимо только дать рамке прийти в положение равновесия, затем использовать правило правого винта.

«Правило левой и правой руки для магнитного поля» ��
Помощь эксперта по теме работы
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Теперь обратимся к правилу правой руки. Сожмем правую руку в неплотный кулак (рис.2). Отогнем большой палец на 90°. Руку разместим так, чтобы большой палец указывал направление течения тока, тогда согнутые остальные четыре пальца укажут направление линий магнитной индукции поля, которое создает ток. А мы помним, что касательная в каждой точке поля к силовой линии (линии магнитной индукции) указывает направление $\vec$.

Рисунок 2. Правило правой руки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рассмотрим соленоид. Обхватим правой ладонью его так, чтобы четыре пальца совпали с направлением тока в нем, тогда отогнутый на девяносто градусов палец укажет, как направлено магнитное поле, создаваемое у него внутри.

Нам известно, что если в магнитном поле перемещать проводник, то в этом проводнике будет возникать ток индукции. Правило правой руки можно использовать для определения направления течения тока индукции в таких проводниках. При этом:

  • линии индукции магнитного поля должны входить в открытую ладонь правой руки,
  • палец этой руки отогнуть на девяносто градусов, и направить по скорости перемещения проводника,
  • вытянутые четыре пальца будут указывать, как направлен ток индукции.

Правилом правой руки можно воспользоваться при определении направления ЭДС индукции в контуре:

Согнутыми четырьмя пальцами правой руки охватить контур, в котором индуцируется ЭДС при изменении магнитного потока, отогнуть на девяносто градусов большой палец этой руки и направить его по направлению магнитного потока при его увеличении (или против направления магнитного потока при его уменьшении), тогда согнутые пальцы укажут на направление противоположное ЭДС.

Правило левой руки для определения направления силы Ампера

Любой проводник с током в магнитном поле подвергается действию магнитной силы. Данная сила называется силой Ампера. На элементарный проводник ($dl$) с током ($I$), помещенный в магнитное поле с индукцией $\vec$ действует сила Ампера, равная:

В правой части выражения (1) мы видим векторное произведение ($ d\vec\times \vec $), из этого следует, что сила Ампера направлена перпендикулярно плоскости в которой лежат векторы $\vec$ и $\vec$. При этом конкретное направление силы Ампера можно найти, используя правило левой руки:

Раскрытую ладонь левой руки располагают так, чтобы:

  • четыре пальца ладони указывали направление течения тока;
  • линии магнитной индукции входили в ладонь,

тогда, отогнутый под прямым углом большой палец данной руки, укажет направление силы Ампера (рис.3).

Рисунок 3. Правило левой руки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Правило левой руки часто применяют, когда необходимо выяснить в какую сторону отклоняется проводник, находящийся в магнитном поле.

Использование правила левой руки для нахождения направления силы Лоренца.

Правило левой руки применимо к силе Лоренца. Так как электрический ток создают перемещающиеся заряженные частицы, следовательно, на движущийся в магнитном поле заряд будет действовать сила.

Определение 1

Силой Лоренца, называют силу, действующую на заряженную частицу, движущуюся в магнитном поле, равную:

$\vec_=q\left( \vec\times \vec \right)\left( 2 \right)$.

где q – заряд частицы; $\vec$ – скорость движения частицы относительно магнитного поля; $\vec$ — магнитная индукция поля, в котором частица перемещается.

В определении (2) мы видим векторное произведение $\vec$ и $\vec$ , это означает, что сила Лоренца будет направлена перпендикулярно плоскости в которой находятся соответствующие векторы.

Для определения направления $\vec$ воспользуемся правилом левой руки, при этом расположим открытую ладонь левой руки так, что:

  • четыре пальца этой руки укажут направление скорости движения частицы;
  • вектор магнитной индукции будет входить в ладонь,

тогда отогнутый на девяносто градусов большой палец этой руки укажет нам направление силы Лоренца, движущейся в магнитном поле, если эта частица несет положительный заряд. Если частица является отрицательной, то большой палец укажет направление противоположное силе, действующей на частицу со стороны магнитного поля.

Вопрос 4 § 36 Физика 9 класс Перышкин Сформулируйте правило левой руки

Кто ответил?
Сформулируйте правило левой руки для находящегося в магнитном поле проводника с током; для движущейся в этом поле заряженной частицы.

Kristina Karapetyan

Пожаловаться

Если расположить левую руку так, чтобы инии магнитной индукции входили в ладонь перендикулярно к ней, а вытянутые четыре пальца указывали направление тока (направление движения положительно заряженной частицы), то отставленный на 90˚ большой палец покажет направление силы, действующей на проводник.

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

Делимся планом урока на тему «Магнитное поле» для учеников 9 класса.

Цель урока:

  1. Дать определение магнитного поля, выяснить его свойства и характеристики.
  2. Изучить правила для определения взаимного расположения электрического тока и вектора. индукции магнитного поля.
  3. Провести опыт, позволяющий визуализировать силовые линии магнитного поля.
  4. Сформулировать свойства силовых линий магнитного поля.
  5. Дать определение силы Ампера и силы Лоренца.
  6. Сформулировать правило левой руки для определения силы, действующей на движущиеся заряженные частицы или на проводник с током в магнитном поле.
  7. Объяснить движение заряженных электрических частиц в магнитном поле.
  8. Объяснить действие магнитного поля на рамку с током.
  9. Сформулировать магнитные свойства вещества.
  10. Дать представление о магнитном поле Земли.
  11. Объяснить напряжение в проводнике, движущемся в магнитном поле.
  12. Дать определение магнитного потока.
  13. Объяснить явление электромагнитной индукции (2 классических опыта).
  14. Изучить закон электромагнитной индукции Фарадея.

Основные понятия: магнетизм, электромагнитное поле, явление электромагнитной индукции, сила Ампера (действие магнитного поля на проводник с током).

Учите школьников и получайте
от 40 до 100 000 рублей в месяц!

Приглашаем учителей физики
с высшим образованием (или студентов последнего курса) и опытом подготовки
к выпускным экзаменам

kk Skyteach

Содержание:

  • Магнитное поле
  • Эксперимент
  • Сила Ампера
  • Ампер и параллельные проводники
  • Сила Лоренца
  • Движение частиц в магнитном поле
  • Действие магнитного поля на рамку с током
  • Магнитные свойства вещества
  • Магнитное поле Земли
  • Напряжение в проводнике, движущемся в магнитном поле
  • Магнитный поток
  • Явление электромагнитной индукции
  • Закон электромагнитной индукции Фарадея
  • Итоги

Магнитное поле

Магнитное поле — это одна из составляющих электромагнитного поля, которая создается движущимися зарядами (электрическими токами). Мало того, что магнитное поле создается только движущимися зарядами, оно и способно действовать только на движущиеся заряды или на токи, а на неподвижные заряды оно действовать не будет.

Основная характеристика магнитного поля — это вектор индукции магнитного поля. За направление вектора магнитной индукции принято брать направление от южного полюса к северному по стрелке компаса, располагающейся в магнитном поле. Внимание: снаружи стрелки поле направлено от северного полюса к южному.

formula 1 1 Skyteach

Значение магнитной индукции определяется как отношение максимальной силы, с которой магнитное поле действует на проводник единичной длины (l=1 м) к силе тока I в проводнике:

В системе СИ единицей магнитной индукции является 1 Тесла (1 Тл):

formula 2 Skyteach

Для определения направления вектора индукции магнитного поля применяют правило буравчика или правило правой руки. Они описывают взаимное расположение вектора магнитной индукции и направление силы тока, создающего это поле.

Главное свойство этих правил — их обратимость. То есть направления вектора магнитной индукции и направление силы тока можно менять между собой, а правило останется.

Внимательно рассмотрите рисунки и сформулируйте упомянутые правила для каждого случая.

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

Как и в случае с электрическим полем, магнитное поле изображают с помощью силовых линий, а мы проведем эксперимент.

Сколько платят в Skyeng преподавателю физики?

Из чего складывается доход учителей, рассказываем в специальной статье.

lyudi ch.1 61 Skyteach

Эксперимент

Оборудование:

  • листок плотной бумаги (картон) формата А4;
  • железная мелкодисперсная стружка;
  • постоянные магниты различной формы;
  • провод;
  • батарейка (или источник постоянного тока).

Ход эксперимента:

  1. Расположите на столе провод и замкните его на батарейку или источник постоянного напряжения. Внимание: обязательно добавьте в цепь нагрузочное сопротивление, чтобы не допустить короткое замыкание.
  2. Накройте проводник листом плотной бумаги.
  3. Насыпайте на лист бумаги мелкодисперсную железную стружку.
  4. Мелкие частички металлической стружки располагаются вдоль линий магнитного поля, образовавшегося вокруг проводника, по которому проходит электрический ток. Так можно увидеть картину магнитного поля.
  5. Попробуйте изменить форму провода, сворачивая из него разнообразные плоские фигуры.
  6. Обязательно сделайте фотографии на память и поделитесь ими с друзьями.
  7. Повторите тот же эксперимент, но вместо провода с батарейкой или источником постоянного тока используйте постоянный магнит.

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

Ответьте на вопросы:

1. Может ли электрический заряд создать магнитное поле? Ответ: нет, магнитное поле создается только движущимися электрическими зарядами.
2. Действует ли магнитное поле на покоящийся электрический заряд? Ответ: магнитное поле действует только на движущиеся заряды.
3 Чем создается магнитное поле постоянных магнитов? Ответ: в постоянных магнитах магнитное поле создается токами Фуко.

Сформулируем свойства силовых линий магнитного поля:

  • силовые линии магнитного поля не пересекаются и не прерываются;
  • густота силовых линий магнитного поля пропорциональна величине индукции магнитного поля;
  • силовые линии магнитного поля всегда замкнуты, то есть магнитное поле — вихревое поле.

Для магнитного поля справедлив принцип суперпозиции полей (так же, как и для электрического поля):

В каждой точке пространства вектор магнитной индукции созданных в этой точке всеми источниками магнитных полей равен векторной сумме векторов магнитных индукций, созданных в этой точке всеми источниками магнитных полей: = 1+ 2+…+ n

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

Итоги: доказали наличие магнитного поля вокруг движущихся электрических зарядов, получили картины различных магнитных полей, сформулировали свойства силовых линий магнитного поля.

Вам могут быть интересны и другие наши статьи о физических опытах:

Сила Ампера

Вопрос: если вокруг проводника, по которому проходит электрический ток, имеется магнитное поле, которое действует на другие проводники с током, то не означает ли это то, что на проводник с током, оказавшимся в каком-то магнитном поле, должна действовать какая-то сила?
Ответ: да. Эта сила носит название «Сила Ампера».

Сила Ампера — это сила, с которой магнитное поле действует на помещенный в него проводник с током.

Модуль силы Ампера FА равен произведению модуля индукции магнитного поля B, в котором находится проводник с током, длины этого проводника l, силы тока в нем I и синуса угла между направлениями тока и вектора индукции магнитного поля sinα: FА=B∙I∙l∙sinα

Этой формулой можно пользоваться:

  • если длина проводника такая, что индукция во всех точках проводника может считаться одинаковой;
  • если магнитное поле однородное (тогда длина проводника может быть любой, но при этом проводник целиком должен находиться в поле).

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

Для определения направления силы Ампера применяют правило левой руки: если ладонь левой руки расположить так, чтобы вектор индукции магнитного поля входил в ладонь, четыре вытянутых пальца указывали направление тока, тогда отогнутый на большой палец укажет направление силы Ампера.

Вопрос: чему равна сила Ампера, если проводник расположен вдоль линий магнитной индукции?
Ответ: сила Ампера равна нулю, если проводник с током расположен вдоль линий магнитной индукции, и максимальна, если проводник перпендикулярен этим линиям.

Ампер и параллельные проводники

Одним из важных примеров магнитного взаимодействия является взаимодействие параллельных токов. Закономерности этого явления были экспериментально установлены Андре Мари Ампером.

Если по двум параллельным проводникам электрические токи текут в одну и ту же сторону, то наблюдается взаимное притяжение проводников. В случае когда токи текут в противоположных направлениях, проводники отталкиваются.

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

Взаимодействие токов вызывается их магнитными полями: магнитное поле одного тока действует силой Ампера на другой ток, и наоборот.

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

Магнитное взаимодействие параллельных проводников с током используется в международной системе единиц (СИ) для определения единицы силы тока — ампера.

Ампер — сила неизменяющегося тока, который при прохождении по двум параллельным проводникам бесконечной длины и ничтожно малого кругового сечения, расположенным на расстоянии 1 м один от другого в вакууме, вызвал бы между этими проводниками силу магнитного взаимодействия, равную 2∙10 -7 Н на каждый метр длины.

Сила Лоренца

Понимание магнитного поля строится на двух положениях: движущиеся заряды создают магнитное поле, и магнитное поле действует на движущиеся заряды. Сила, с которой магнитное поле действует на движущийся заряд, называется силой Лоренца.

Сила Лоренца — это сила, с которой магнитное поле действует на движущуюся в нем заряженную частицу.

Модуль силы Лоренца FЛ равен произведению модуля индукции магнитного поля B, в котором находится заряженная частица, модуля |q|заряда этой частицы, величины ее скорости v и синуса угла a между направлениями скорости и вектора индукции магнитного поля : FЛ=B∙|q|∙v∙sinα

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

Для определения направления силы Лоренца применяют правило левой руки: если левую руку расположить так, чтобы вектор индукции магнитного поля входил в ладонь, четыре вытянутых пальца указывали направления скорости движения положительно заряженной частицы, тогда отогнутый на большой палец в плоскости ладони укажет направление силы Лоренца. Для отрицательной частицы четыре вытянутых пальца направляют против скорости движения частицы.

Если вы устали от подготовки к урокам, отчетов и проверки домашних заданий, узнайте, как начать преподавать физику онлайн:

Движение частиц в магнитном поле

1) Если скорость заряженной частицы массой направлена вдоль вектора индукции магнитного поля, то частица будет двигаться по прямой с постоянной скоростью (сила Лоренца равна нулю).

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

2) Если скорость заряженной частицы массой перпендикулярна вектору индукции магнитного поля, то частица будет двигаться по радиусу окружности, плоскость которой перпендикулярна линиям индукции.

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

3) Если скорость заряженной частицы массой m направлена под углом к вектору индукции магнитного поля , то частица будет двигаться по винтовой линии радиуса R и шагом h.

Действие силы Лоренца широко используют в различных электротехнических устройствах:

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

  • электронно-лучевых трубках старых телевизоров и мониторов;
  • ускорителях заряженных частиц;
  • экспериментальных установках для осуществления управляемой термоядерной реакции;
  • МГД-генераторах.

Действие магнитного поля на рамку с током

Рассмотрим проволочную проводящую рамку, находящуюся во внешнем магнитном поле . Если в этой рамке создать электрический ток I, то на рамку со стороны магнитного поля начнут действовать силы Ампера А:

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

Если внешнее магнитное поле является однородным, то равнодействующая всех сил Ампера будет равна нулю, однако момент всех сил Ампера в нуль обращаться не будет, что означает то, что рамка начнет вращаться (создается вращающий момент, и рамка поворачивается в положение, в котором вектор магнитной индукции перпендикулярен плоскости рамки).

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

На данном факте основано действие электродвигателя постоянного тока (электромотора).

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

Если внешнее магнитное поле является неоднородным, то равнодействующая всех сил Ампера и момент всех сил не будут равны нулю, то есть свободная рамка начнет поступательно двигаться плюс вращаться (неоднородное магнитное поле ориентирует, а также притягивает или отталкивает рамку с током).

Магнитные свойства вещества

Постоянные магниты могут быть изготовлены лишь из немногих веществ, но все вещества, помещенные в магнитное поле, намагничиваются, т. е. сами становятся источниками магнитного поля. В результате этого вектор магнитной индукции при наличии вещества отличается от вектора магнитной индукции 0 в вакууме.

Магнитная проницаемость вещества μ показывает, во сколько раз вектор магнитной индукции в веществе больше, чем вектор магнитной индукции 0 в вакууме, то есть: =μ∙ 0

Магнитные свойства вещества определяют по тому, как эти вещества реагируют на внешнее магнитное поле и каким образом упорядочена их внутренняя структура. Существует три основных класса веществ с резко различающимися магнитными свойствами:

  • ферромагнетики;
  • парамагнетики;
  • диамагнетики.

Магнитное поле Земли

Обойти вниманием самый большой магнит на планете, на которой мы живем было бы непростительно.

Земля в целом представляет собой огромный шаровой магнит. Магнитное поле Земли имеет внутриземное происхождение. Ядро Земли является жидким и состоящим из железа; в нем циркулируют круговые токи, которые и порождают земное магнитное поле: вокруг токов всегда есть магнитное поле. Оно не является симметричным.

Магнитные и географические полюса Земли не совпадают друг с другом. Южный магнитный полюс находится вблизи северного географического полюса, около северного берега озера Виктория (Канада). Северный магнитный полюс находится вблизи южного географического полюса, около берегов Антарктиды. Магнитные полюса Земли перемещаются (дрейфуют).

Магнитное поле Земли не остается постоянным, оно испытывает медленные изменения во времени (так называемые вековые вариации). Кроме того, через достаточно большие интервалы времени могут происходить изменения расположения магнитных полюсов на противоположные (инверсии).

За последние 30 млн лет среднее время между инверсиями составляло 150 000 лет. Но особенно большие изменения могут происходить в магнитосфере Земли. Эта область околоземного пространства, в котором сосредоточено магнитное поле Земли, простирается на расстояние 70–80 тыс. км в направлении на Солнце и на многие миллионы километров в противоположную сторону. В магнитосферу Земли вторгается множество заряженных частиц, входящих в состав солнечного ветра (потока плазмы солнечного происхождения). Частицы солнечного ветра, главным образом протоны и электроны, захватываются магнитным полем Земли и увлекаются по винтовым траекториям вдоль силовых линий.

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

Во время увеличения солнечной активности интенсивность солнечного ветра возрастает. При этом частицы солнечного ветра ионизируют верхние слои атмосферы в северных широтах (где магнитные силовые линии сгущены) и вызывают там свечения — северные сияния. В магнитном поле Земли в условиях разреженного воздуха так светятся обычно атомы кислорода и молекулы азота. Магнитное поле Земли защищает ее жителей от солнечного ветра.

Магнитные бури — это значительные изменения магнитного поля Земли под действием усиленного солнечного ветра в результате вспышек на Солнце и сопровождающих их выбросов потоков заряженных частиц.

Магнитные бури продолжаются обычно от 6 до 12 часов, а затем характеристики земного поля снова возвращаются к норме. Но за столь короткое время магнитная буря сильно влияет на радиосвязь, линии электросвязи, людей.

Кстати, человечество начало использовать магнитное поле Земли уже в начале XVII–XVIII вв. Тогда получает широкое распространение в мореходстве компас (магнитная стрелка).

Вопрос: в каком месте Земли совершенно нельзя верить магнитной стрелке вследствие того, что она северным концом показывает на юг, а южным на север?
Ответ: поместив компас между северным магнитным и северным географическим полюсами (ближе к магнитному), мы увидим, что северный конец стрелки направлен к первому, т. е. на юг, а южный — в противоположную сторону, т. е. на север.

Магнитное поле Земли служит многим живым организмам для ориентации в пространстве.

  • Некоторые морские бактерии располагаются в придонном иле под определенным углом к силовым линиям магнитного поля Земли, что объясняется наличием в них мелких ферромагнитных частиц.
  • Мухи и другие насекомые садятся предпочтительно в направлении поперек или вдоль магнитных линий магнитного поля Земли.
  • Термиты располагаются на отдых так, что оказываются головами в одном направлении: в одних группах параллельно, в других перпендикулярно линиям магнитного поля.
  • Ориентиром для перелетных птиц также служит магнитное поле Земли. Недавно ученые узнали, что у птиц в области глаз располагается маленький магнитный «компас» — крохотное тканевое поле, в котором расположены кристаллы магнетита, обладающие способностью намагничиваться в магнитном поле.
  • Ботаники установили восприимчивость растений к магнитным полям. Оказывается, сильное магнитное поле влияет на рост растений.

Напряжение в проводнике, движущемся в магнитном поле

С помощью силы Лоренца можно объяснить явление поляризации и возникновения ЭДС индукции в движущемся в магнитном поле проводнике.

Если поместить проводник на рельсы, с которыми у него будет электрический контакт, а магнитное поле направить вертикально к плоскости, в которой находится проводник на рельсах, то, если замкнуть рельсы со стороны, противоположной от проводника и перемещать проводник с постоянной скоростью, — в проводнике появится электрический ток. Причина этого тока — сила Лоренца, действующая на свободные электроны в проводнике, которые движутся вместе с проводником в магнитном поле.

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

Магнитный поток

Магнитный поток (поток вектора магнитной индукции) — это скалярная величина, которая количественно описывает прохождение магнитного поля через некоторую поверхность. Обозначается буквой Ф.

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

В однородном магнитном поле через плоскую поверхность площади S магнитный поток определяется как Ф=B*S*cosα, где B=| | — модуль вектора магнитной индукции, α — угол между вектором и и нормалью к поверхности.

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

Магнитный поток Ф, пронизывающий площадь контура, зависит от:

  1. величины вектора магнитной индукции;
  2. площади контура;
  3. его ориентации относительно линий индукции магнитного поля.

Если вектор магнитной индукции перпендикулярен площади контура α=0 о , то магнитный поток максимален и равен Фmax=B∙S

Если вектор магнитной индукции параллелен площади контура α=90 о , то магнитный поток равен нулю Ф=0.

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

Явление электромагнитной индукции

Электромагнитная индукция — это явление возникновения тока в замкнутом проводнике при прохождении через него магнитного потока, изменяющегося со временем.

В настоящее время в основе многих устройств лежит явление электромагнитной индукции. Например, в двигателе или генераторе электрического тока, в трансформаторах, радиоприемниках и многих других устройствах.

Благодаря этому явлению мы можем преобразовывать механическую энергию в электрическую, а до открытия этого явления люди не знали о методах получения электрического тока кроме как от источников тока.

Явление электромагнитной индукции было открыто Майклом Фарадеем в 1831 году. Он опытным путем установил, что при изменении магнитного поля внутри замкнутого проводящего контура в нем возникает электрический ток, который назвали индукционным током.

Опыт № 1

Если в соленоид (катушка индуктивности), который замкнут на гальванометр, вдвигать или выдвигать постоянный магнит, то в моменты его вдвигания или выдвигания мы видим отклонение стрелки гальванометра (возникает индукционный ток). При этом отклонения стрелки при вдвигании и выдвигании магнита имеют противоположные направления.

Отклонение стрелки гальванометра тем больше, чем больше скорость движения магнита относительно катушки. При смене в опыте полюсов магнита направление отклонения стрелки также изменится. Для получения индукционного тока можно оставлять магнит неподвижным, тогда нужно относительно магнита перемещать соленоид.

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

Опыт № 2

Если рядом расположить две катушки (например, на общем сердечнике или одну катушку внутри другой) и одну катушку через ключ соединить с источником тока, то при замыкании или размыкании ключа в цепи первой катушки во второй катушке появится индукционный ток. В моменты включения или выключения тока наблюдается отклонение стрелки гальванометра, а также в моменты его уменьшения или увеличения, а также при перемещении катушек друг относительно друга. Направления отклонений стрелки гальванометра также имеют противоположные направления при включении или выключении тока, его увеличении или уменьшении, приближении или удалении катушек.

Урок физики: Магнитное поле (9 класс)

Исследуя результаты своих многочисленных опытов, Фарадей пришел к заключению, что индукционный ток возникает всегда, когда в опыте осуществляется изменение сцепленного с контуром потока магнитной индукции (магнитного потока).

Например, при повороте в однородном магнитном поле замкнутого проводящего контура в нем также появляется индукционный ток. В этом случае индукция магнитного поля вблизи контура остается постоянной, а меняется только поток магнитной индукции сквозь контур.

В результате опыта было также установлено, что значение индукционного тока абсолютно не зависит от способа изменения потока магнитной индукции, а определяется лишь скоростью его изменения. Также в экспериментах Фарадея доказывается, что отклонение стрелки гальванометра (сила тока) тем больше, чем больше скорость движения магнита, или скорость изменения силы тока, или скорость движения катушек.

Открытие явления электромагнитной индукции дало возможность получать электрический ток с помощью магнитного поля и подтолкнуло разработку теории электромагнитного поля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *