Воздушные линии электропередачи напряжением до 10 кВ
Электрические сети, расположенные на открытых территориях вне зданий, часто выполняют воздушными линиями (ВЛ). За длину пролета ВЛ на местности принимают горизонтальное расстояние между центрами двух смежных опор. Анкерным участком называют сумму длин пролетов между опорами анкерного типа. Под стрелой провеса проводов при одинаковой высоте точек подвеса подразумевают вертикальное расстояние между линией, соединяющей точки подвеса провода, и низшей точкой провода. За габарит линии Н принимают наименьшее расстояние по вертикали при наибольшем провисании проводов до уровня земли или пересекаемых сооружений.
Углом поворота трассы линии называют угол между направлениями линии в смежных пролетах. Под тяжением провода понимают усилие, направленное по оси провода. Механическое напряжение провода получают делением тяжения на площадь поперечного сечения провода.
Основные характеристики линии в пролете
Промежуточные опоры устанавливают на прямых участках трассы ВЛ. Эти опоры в нормальных режимах работы не должны воспринимать усилий, направленных вдоль ВЛ.
Угловые опоры устанавливают в местах изменения направления трассы ВЛ. Эти опоры при нормальных режимах работы должны воспринимать слагающую тяжения проводов смежных пролетов.
Анкерные опоры устанавливают на пересечениях с различными сооружениями, а также в местах изменения количества, марок и сечений проводов. Эти опоры должны воспринимать в нормальных режимах работы усилия от разности тяжения проводов, направленные вдоль ВЛ. Анкерные опоры должны иметь жесткую конструкцию.
Концевые опоры устанавливают в начале и конце ВЛ, а также в местах, ограничивающих кабельные вставки. Они являются опорами анкерного типа и должны воспринимать в нормальных режимах работы ВЛ одностороннее тяжение проводов.
Ответвительные опоры устанавливают в местах ответвления от ВЛ.
Перекрестные опоры устанавливают в местах пересечения ВЛ двух направлений.
Промежуточный пролет — это расстояние по горизонтали между двумя смежными промежуточными опорами. Как правило, эти пролеты на ВЛ до 1 кВ колеблются в пределах 30—50 м, а на ВЛ выше 1 кВ —100—250 м и более.
Воздушные линии имеют следующие конструктивные элементы: провода, опоры, изоляторы, арматуру для крепления проводов на изоляторах и изоляторов на опорах. Воздушные линии бывают одно- и двухцепные. Под одной цепью понимают три провода одной трехфазной линии или два провода одной однофазной линии. Для воздушных линий напряжением до 10 кВ применяют алюминиевые, сталеалюминиевые и стальные провода. Опоры для ВЛ напряжением до 10 кВ изготовляют из дерева и железобетона. Деревянные опоры просты в изготовлении и дешевы, но недолговечны из-за гниения древесины. Железобетонные опоры дороже, но прочнее.
Деревянные промежуточные (рис. а) и угловые анкерные (рис. б) опоры широко используют при сооружении ВЛ в I; II и III климатических районах по гололеду. Вертикальные расстояния между проводами на этих ВЛ принимают 400 мм.
Деревянные промежуточные опоры ВЛ (л) и угловые анкерные (б)
В IV климатическом районе по гололеду расстояние между проводами на ВЛ, сооруженных с использованием этих опор, должно быть 600 мм. При изготовлении деталей деревянных опор применяют лесоматериалы хвойных пород. Основные типы железобетонных опор, применяемых на ВЛ 6—10 кВ, приведены на рис. (д- г).
Железобетонные опоры изготовляют вибрационными или центрифугированными. Вибрационные опоры могут быть круглой, прямоугольной или двутавровой формы. Стальная арматура железобетонных опор может быть ненапряженной, напряженной и частично напряженной.
Промежуточные опоры выполняют одностоечными с горизонтальным расположением проводов, укрепленных на штыревых изоляторах ШС-10. Анкерные, угловые, концевые, ответвительные опоры конструируют из стоек промежуточных опор. Детали крепления и оттяжки применяют металлические. Опоры рассчитаны на подвеску проводов марок А25—А70, АС 16—АС50 и ПС25. Высота штыря принята увеличенной до 175 мм. Штыри заземляют приваркой к выпускам арматуры из железобетонной траверсы.
На ВЛ до 1 кВ применяют одно- и многопроволочные провода; применение расплетенных проводов не допускается. Воздушные линии выше 1 кВ выполняют по условиям механической прочности, как правило, многопроволочными проводами.
Железобетонные опоры BЛ 6—10 кВ: — промежуточная П-10; б — анкерные А-10; в — концевая КА-10; г — угловая для угла 90°
Штыревые изоляторы: ШС-6 и ШС-10; в — ШФ- 10В; г — ШФ-10Г для ВЛ-10 кВ
На ВЛ до 1 кВ по условиям механической прочности сечение проводов должно быть не менее: алюминиевых —16 мм 2 ; сталеалюминиевых и биметаллических — 10 мм 2 ; стальных многопроволочных — 25 мм 2 ; для стальных однопроволочных диаметр должен быть не менее 4 мм.
Для ответвлений от ВЛ до 1 кВ к вводам в здания можно применять алюминиевые провода и из его сплавов при пролетах до 25 м сечением не менее 16 мм 2 ; стальные и биметаллические при пролетах до 10 м — диаметром не менее 3 мм.
На ВЛ до 10 кВ широко применяют штыревые изоляторы (рис. а — г).
Изоляторы доставляют на монтаж в решетчатых ящиках. Отбраковку изоляторов производят визуально перед отправкой их на трассу. Предприятие-изготовитель снабжает каждую партию изоляторов документом, удостоверяющим их качество.
Вл 10 кв что это
Оптимальные
Инженерные решения
в Электроэнергетике
Будьте в курсе новостей
Текущее время
Основные темы
Охранная зона ВЛ-10кВ, ВЛЗ-10кВ
По Постановлению Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160 устанавливаются следующие охранные зоны для ВЛ-6(10)кВ и ВЛЗ-6(10)кВ:
10м — Воздушная линия, выполненная неизолированным проводником ВЛ-6(10)кВ при любых условиях прохождения;
5м — Воздушная линия, выполненная изолированным проводником ВЛЗ-6(10)кВ (только в границах населенного пункта);
Охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи — в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи (Значение Н на Рисунке №1), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии (Значение В на Рисунке №1)
Рисунок №1
В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров. [полный текст приведен в статье ]
Информационные знаки для обозначения охранных зон линий электропередачи рекомендуется изготавливать из листового металла или пластического материала толщиной не менее 1 мм и размером 280×210 мм.
На информационном знаке размещаются слова «Охранная зона линии электропередачи» (для воздушной линии), значения расстояний от места установки знака до границ охранной зоны, стрелки в направлении границ охранной зоны, номер телефона (телефонов) организации-владельца линии и кайма шириной 21 мм.
Фон информационного знака белый, кайма и символы черные. На железобетонных опорах воздушных линий (ВЛ) информационные знаки могут быть нанесены непосредственно на поверхность бетона. При этом в качестве фона допускается использовать поверхность бетона, а размеры знака могут быть увеличены до 290×300 мм.
Информационные знаки устанавливаются в плоскости, перпендикулярной к оси линии электропередачи (на углах поворота — по биссектрисе угла между осями участков линии).
Для ВЛ их установка осуществляется на стойках опор на высоте 2,5-3,0 м.
2.4.7 . На опорах ВЛ на высоте не менее 2 м от земли через 250 м на магистрали ВЛ должны быть установлены (нанесены): порядковый номер опоры; плакаты, на которых указаны расстояния от опоры ВЛ до кабельной линии связи (на опорах, установленных на расстоянии менее 4 м до кабелей связи), ширина охранной зоны и телефон владельца ВЛ.
Статьи по теме:
Охранная зона ВЛ-0,4кВ, ВЛИ-0,4кВ
Охранная зона трансформаторной подстанции
Охранная зона КЛ-0,4кВ, КЛ-6(10)кВ
Охранная зона ВЛ-35-1150кВ
Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»
Монтаж и эксплуатация электрических сетей
Монтаж и эксплуатация воздушных линий электропередачи
Классификация ВЛ
Классификация ВЛ.
Воздушные линии электропередачи различают по ряду критериев. Приведем общую классификацию.
-
ВЛ переменного тока
Рисунок. ВЛ переменного тока напряжением 750 кВ
Рисунок. ВЛ постоянного тока напряжением 800 кВ
В настоящее время передача электрической энергии осуществляется преимущественно на переменном токе. Это связано с тем, что подавляющее большинство источников электрической энергии вырабатывают переменное напряжение (исключением являются некоторые нетрадиционные источники электрической энергии, например, солнечные электростанции), а основными потребителями являются машины переменного тока.
В некоторых случаях передача электрической энергии на постоянном токе предпочтительнее. Схема организации передачи на постоянном токе приведена на рисунке ниже. Для уменьшения нагрузочных потерь в линии при передаче электроэнергии на постоянном токе, как и на переменном, с помощью трансформаторов увеличивают напряжение передачи. Кроме этого при организации передачи от источника к потребителю на постоянном токе необходимо преобразовать электрическую энергию из переменного тока в постоянный (с помощью выпрямителя) и обратно (с помощью инвертора).
а |
б |
Рисунок. Схемы организации передачи электрической энергии на переменном (а) и постоянном (б) токе: Г – генератор (источник энергии), Т1 – повышающий трансформатор, Т2 – понижающий трансформатор, В – выпрямитель, И – инвертор, Н – нагрузка (потребитель).
Преимущества передачи электроэнергии по ВЛ на постоянном токе следующие:
- Строительство воздушной линии дешевле, так как передачу электроэнергии на постоянном токе можно осуществлять по одному (монополярная схема) или двум (биполярная схема) проводам.
- Передачу электроэнергии можно осуществлять между несинхронизированными по частоте и фазе энергосистемами.
- При передаче больших объемов электроэнергии на большие расстояния потери в ЛЭП постоянного тока становятся меньше чем при передаче на переменном токе.
- Предел передаваемой мощности по условию устойчивости энергосистемы выше, чем у линий переменного тока.
Основной недостаток передачи электроэнергии на постоянном токе это необходимость применения преобразователей переменного тока в постоянный (выпрямителей) и обратно, постоянного в переменный (инверторов), и связанные с этим дополнительные капитальные затраты и дополнительные потери на преобразование электроэнергии.
ВЛ постоянного тока не получили в настоящее время широкого распространения, поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать вопросы монтажа и эксплуатации ВЛ переменного тока.
II. По назначению
- Сверхдальние ВЛ напряжением 500 кВ и выше (предназначены для связи отдельных энергосистем).
- Магистральные ВЛ напряжением 220 и 330 кВ (предназначены для передачи энергии от мощных электростанций, а также для связи энергосистем и объединения электростанций внутри энергосистем — к примеру, соединяют электростанции с распределительными пунктами).
- Распределительные ВЛ напряжением 35 и 110 кВ (предназначены для электроснабжения предприятий и населённых пунктов крупных районов — соединяют распределительные пункты с потребителями)
- ВЛ 20 кВ и ниже, подводящие электроэнергию к потребителям.
III. По напряжению
- ВЛ до 1000 В (низковольтные ВЛ).
- ВЛ выше 1000 В (высоковольтные ВЛ):
- ВЛ среднего класса напряжений (ВЛ 1-35 кВ)
Рисунок. ВЛ напряжением 10 кВ
Рисунок. ВЛ напряжением 110 кВ
УРАЛ СПЕЦ МОНТАЖ
Строительство воздушный линий ВЛ-0,4 кВ ВЛ-10 кВ ВЛ-35 кВ
Строительство воздушный линий ВЛ-0,4 кВ ВЛ-10 кВ ВЛ-35 кВ.
Воздушная линия электропередачи (ВЛ) — устройство для передачи и распределения электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным с помощью изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам, стойкам на зданиях и инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.).
Электроснабжение отдельных домов, поселков и городов основано на передаче электроэнергии от трансформаторных подстанций, посредством воздушных или кабельных линий, потребителям. Самый распространенный способ передачи электрической энергии на расстояние – линия электропередач (ЛЭП), прокладываемая воздушным способом. Линии электропередач есть в каждом населенном пункте и для каждого нового объекта на карте необходимо провести свою линию.
Главные преимущества воздушной линии электропередач:
- простота и скорость монтажа в любое время года (в отличии от кабельных линий, прокладка которых в зимнее время в промёрзшей земле сопряжена с соответствующими трудностями);
- меньшее количество изоляции у проводов и, соответственно, на порядок меньшая стоимость материалов и работ, при большой протяженности трасс линий.
- удобство и простота обслуживания, так как все повреждения воздушной линии, в отличие от кабельной, проложенной под землёй, легко найти и устранить.
Строительство линий электропередач – комплексное, сложное мероприятие, в процессе которого необходимо придерживаться всех существующих нормативов и требований. Но задача облегчается тем, что для каждого вида ЛЭП существуют свои типовые решения, проекты. Однако при строительстве учитываются и требования заказчика, указанные в техническом задании. Именно на его основе проектируется и строится линия электроснабжения.
До начала строительства необходимо осуществить проектирование вновь возводимого объекта. Это первый этап строительства, так как без проектной документации невозможен монтаж чего-либо, особенно, такой сложной системы, как электрическая линия. При проектировании разрабатываются и технологические карты, в которых указываются все необходимые данные по используемым технологиям, методам строительства, перечень необходимых материалов, техники. Разрабатывается смета работ, составляются карты по рабочим бригадам – требуемое количество работников, их квалификация, специализация.
При составлении проекта самой линии, рассчитывается высота столбов и необходимое количество опор. Эти показатели рассчитывают, исходя из длины линии, сечения и веса используемых проводов. Разрабатывая проект, необходимо соблюдать определенные требования относительно расстояния между проводом и поверхностью земли – для изолированных проводов оно должно быть не менее 6 метров над проезжей частью, не менее 3,5 метров над непроезжей частью улицы. Возможно уменьшение расстояния до 2,5 м в труднодоступных местностях и до 1 м в недоступной местности (утес, скалы и так далее).
Имеются требования к расстоянию между проводами и уже существующими коммуникациями:
- до пожарных гидрантов, канализационных люков и водоразборных колонок — не менее 2 метров;
- до канализационных, газовых, тепловых труб, других кабелей — не менее 1 м.
Для соблюдения этих требований необходимо проведение топографических работ, съемка участка, на котором будет монтироваться линия, составление топографического плана, где отмечаются все наземные и подземные объекты, в том числе, существующие инженерные коммуникации.
Проектирование подразумевает составление всей необходимой технической документации, данные в которой зависят от типа ЛЭП.
После этапа проектирования можно приступать к этапу строительства. Технологически процесс строительства разделяется на два этапа: подготовительные работы и собственно монтаж линии.
Подготовительные работы это:
- трассировка трассы линии, в соответствии с разработанным проектом (геодезисты, по координатам, выносят опоры согласно их расположению в проекте);
- обследование пролегающих на участке строительства поверхностей: дорог, мостов, болотистых местностей;
- подготовка трассы, то есть, ее расчистка от мешающих бетонных плит, ветвей или других объектов;
- поставка необходимых материалов (столбов, проводов, линейной арматуры) на место монтажа;
- развозка опор по ходу трассы линии.
Процесс монтажа линии это:
- непосредственно земляные работы: шурфлением или бурением места под опору;
- монтаж опор;
- монтаж линейной арматуры на опорах;
- монтаж заземлений опор (электрод заземления забивается в землю и к нему крепится полоса, опускаемая по телу опоры);
- натяжка проводов;
- врезка в существующую линию или подключение линии в трансформаторной подстанции (ТП);
- подключение электричества абоненту, в отношении которого проводится технологическое присоединение.
В зависимости от особенностей линии, могут использоваться металлические, деревянные или железобетонные опоры. Согласно текущим правилам сетевых организаций, на сегодняшний день преимущественно устанавливаются железобетонные опоры, так как они наиболее безопасны, долговечны и обладают всеми необходимыми эксплуатационными характеристиками.
Материалы и изделия, применяемые при строительстве воздушных линий электропередач, должны соответствовать проектной документации, государственным стандартам (ГОСТ) и техническим условиям (ТУ) на их изготовление. Соответствие материалов и изделий этим требованиям должно подтверждаться паспортом или сертификатом на поступившую продукцию. Наличие сопроводительной документации не исключает необходимости проверки продукции перед ее использованием.
Для заказа доступны опоры воздушной линии для любого типа напряжения и разной классификации. Каждый тип опор ЛЭП проектируется индивидуально, с учетом запроса Заказчика и особенностей местности. Особое внимание уделяется безопасной установке и монтажу опор воздушной линии. Установка производится с использованием надежного монтажного крепежа, обеспечивающего прочность, устойчивость и долговечность соединения опоры ЛЭП с фундаментом. Гарантия на коррозийную стойкость — не менее 15 лет.
Подключение воздушной линии осуществляется двумя способами:
Подключение линии внутри трансформаторной подстанции выполняется на свободный автоматический выключатели или рубильник. Прокладываются линии внутри ТП по стенам, внутри или снаружи конструкции или здания, с помощью специальных креплений, в гофрированных трубах, защищающих провода от механических повреждений.
Подключение отпаечных линий к магистрали, вне зависимости от класса напряжения, осуществляется с помощью прокалывающих зажимов (так называемые «орешки»). При этом стоит учитывать расстояние первой опоры сооружаемой линии от места врезки – обычно оно не должно превышать 5 метров.
Строительство воздушных линий электропередач – сложный, длительный процесс, в ходе которого необходимо учитывать множество важных моментов, как на стадии проектирования, так и при проведении строительных работ. Обращение в специализированную организацию, с хорошей репутацией и большим опытом работы в этой сфере, застрахует от ошибочных решений, а значит, от аварийных и потенциально опасных случаев при эксплуатации линии.
Наша компания предоставляет полный комплекс услуг по проектированию и строительству воздушных линий электропередач напряжением 0,4кВ, 10 кВ и 35 кВ За подробным расчетом можно обратиться к нашим менеджерам.
Оперативное проектирование и качество строительства гарантировано.