Два лифта в одной шахте
Перейти к содержимому

Два лифта в одной шахте

  • автор:

Расположение двух грузовых лифтов в одной шахте

Два грузовых малых лифта распологаются в одной кирпичной шахте. Есть типовые решения или рекомендации подскажите пожалуйста?Буду признателен.

Просмотров: 4888
Регистрация: 28.09.2007
г.Хабаровск
Сообщений: 2

Кстати меня тоже интересует этот вопрос, с вниманием буду следить за разворачиванием событий на форуме.

Регистрация: 26.08.2003
Россия, Красноярск
Сообщений: 1,252

Общие требования см. ГОСТ на лифты. Два лифта в одной шахте ставятся обычно зеркально. Конструктивно — между лифтами в шахте балки из двутавров 20, шаг — 1500-2000 мм, к ним крепятся направляющие с двух сторон, и разделительная сетка посередине. В нормальном строительном задании на установку лифтов все оговаривается.

__________________
Идиот и гений всегда будут загадкой для друг-друга.
Регистрация: 07.03.2007
Сообщений: 11

Считается, что если расстояние между движущимися частями лифтов (от кабины одного лифта до противовеса другого лифта) меньше полуметра, то нужно устраивать разделительную стенку на всю высоту. Если мешьше 0,5м, то можно ставить стенку на 2,5м выше первой остановки.

Балки для крепления направляющих, их шаг и расположение зависят от вида и грузоподъемности лифта. Обычно в задании на проектирование указывается размер «не менее».

Да. Для проектирования объединенной шахты на несколько лифтов вам нужно просить задание на металическую шахту. Именно чтобы знать минимальный шаг крепления направляющих.

Еще могут понадобиться балки и отверстия для крепления монтажных настилов.
И как правило, ни Отис, ни Коне не хотят использовать для этой цели балки для направляющих. Хотя я их очень об этом просила, мне для моего здания не разрешили.

Ну и если лифт с машинным отделением, то тоже есть тонкости для общей шахты.

Два лифта в одной шахте

Самые необычные технологии в лифтах

Самые необычные технологии в лифтах

Сегодня каждый взрослый человек знает, что лифт – это небольшая кабина для пассажиров и тросы, которые возят ее вверх и вниз согласно команде пользователя. Но с развитием технического процесса эволюционирует и это изобретение, становясь более функциональным, удобным и безопасным. Некоторые технологии просто поражают, поскольку инженеры создают то, что раньше казалось невозможным.

Левитационный лифт

Немецкая компания ThyssenKrupp опубликовала сообщение о выпуске нового лифта, который работает на основе магнитной левитации. Он способен перемещаться в вертикальном и горизонтальном положении на высокой скорости, а максимальное время ожидания кабинки составляет всего 30 секунд. Такие устройства рассчитаны на использование в небоскребах высотой не более 300 метров. Первые успешные испытания были проведены в 2016 году, и с тех пор изобретение немецкого концерна пользуется огромной популярностью в разных странах мира.

Лифт Отиса

Лифт Отиса

В 1865 году Е. Отис стал первым, кто решил проблему безопасного использования лифтов. Он изобрел специальный механизм, который останавливал даже падающие лифты в случае отрыва троса. Трос затягивал лифтовые тормоза внутрь, но если он ослабевал, тормоза отпускались автоматически, что предотвращало падение. Но только после наглядной презентации изобретение ученого обрело ошеломительный успех. В 1854 году он построил открытую шахту. Несколько раз в день Отис забирался в лифт, перерезал трос, но, как только лифт начинал падение, механизм тут же удерживал его. Эта демонстрация проводилась тысячи раз, и основные принципы изобретения используются до сих пор. Именно благодаря такому изобретению стало возможным использование лифтов высотных зданиях.

Многокабинные лифты

Многокабинные лифты

Система многокабинных лифтов делится на два вида: Double-Deck или Multi-Deck. Первый вид – это одна двухъярусная кабина на одной раме, помещенной в одну шахту. Такие лифты могут одновременно принимать пассажиров на двух смежных этажах. Другой вид – более современное устройство, поскольку позволяет пассажирам заходить и выходить из кабины на разных этажах. Подобные устройства часто используются в высотных зданиях и бизнес-центрах, поскольку отличаются удобством и высокой грузоподъемностью.

Внимания также заслуживает система Twin – такие лифты двигаются в общей шахте независимо друг от друга и могут поднимать тяжелые грузы.

В Германии создали лифт с двумя кабинами в одной шахте

Немецкая компания начала выпуск лифтов с двумя кабинами в одной шахте. Такие двойные лифты начнут работу уже в 2018 году.

Фото: © ThyssenKrupp AG

Компания — производитель лифтов из Германии Thyssenkrupp создала принципиально новый лифт, который поможет перевозить больше пассажиров за одинаковое время. В новой конструкции в лифтовой шахте находятся сразу две кабинки, расположенные друг над другом. Перед тем как вызвать лифт, нужно указать, на какой именно этаж вы едете, и система сама определит, какую из кабин подать. Предполагается, что двойной лифт будет наиболее удобен в офисных зданиях с высоким пассажиропотоком между этажами, сообщает Wired.

Основа эффективности данного изобретения — в перераспределении потоков. В офисных зданиях очень часто бывает много людей едущих, например с 20-го этажа на 19-й, в другой отдел компании. Они вынуждены долго ждать лифт и задерживают остальных пассажиров ради небольшого перемещения. В новом лифте от компании Thyssenkrupp управляющая система будет сама перераспределять потоки и подавать верхнюю или нижнюю кабину шахты в зависимости от того, куда вы едете.

Например, если в холле много желающих подняться, то система сначала отправит первую кабину по дальнему маршруту, а затем отправит вторую за теми, кому не надо высоко подниматься. Пока первая кабина загружается, вторая будет ждать в специальном пространстве, ниже первого этажа.

Двойной лифт не станет опаснее по сравнению с обычным. Система безопасности всегда контролирует положение кабинок и снижает их скорость, если они находятся близко друг к другу. Лифты новой конструкции уже заказаны компанией Georgia Tech для офисного 21-этажного здания и начнут работу в 2018 году.

Гонки по вертикали. Как, зачем и куда едут лифты Лахта Центра

Добраться до самых верхних обитаемых этажей Лахта Центра – дело секундное. На лифте-шаттле путь до обзорной площадки займет 45 секунд. 45 секунд – и вы уже над городом, над облаками, над петербургским дождем и туманом. Можно ли жалеть, что поездка окончилась так быстро? Да, ведь и лифт повезет такой, что покидать его не захочется. Другие лифты, составляющие систему вертикального транспорта Лахта Центра, тоже тоже отличаются от собратьев – строением, грузоподъемностью, функционалом. Посмотрим на них поближе.

image

Не очевидный побочный функционал лифтов Лахта Центра — поездки за солнечной погодой. Фото Михаила Проскалова

Лифтовой флот

В башне будет 40 лифтов. Весь подвижной состав сгруппирован по трем транспортным зонам.
Шесть двухуровневых лифтов – Double Deck будут обслуживать нижнюю зону с 1-го по 32-й этажи. Лифтами средней группы можно будет добраться с 31-го до 52-го – на этажах нижней зоны они не останавливаются. Кроме того, до 51-52 этажей будут ходить еще четыре сдвоенных лифта-экспресса, попасть в которые вообще можно будет только на конечных остановках. Наконец, на верхнем уровне от 51-го до 80-го этажа курсируют еще пять двойных лифтов. Транспортные зоны будут соединены между собой двухэтажными пересадочными skylobby.

Пересадочные этажи — skylobby. Помимо основной функции выполняют роль фойе-рекреаций

Впрочем, это еще не весь вертикальный транспортный комплекс супертолла. Флагман – туристический высокоскоростной экспресс, отправляющийся с 3-го этажа и финиширующий на 83-м, то есть, на первом уровне обзорной площадки (высота подъема 344,4 м). Промежуточная остановка — ресторан на 75-м этаже.

(Кликабельно)
Как разобраться в такой сложной системе транспортных зон и пересадок, тем более, если человек впервые в Лахта Центре?

Как найти нужный лифт

Разбираться не потребуется. Перед лифтовым холлом посетителей башни будут встречать терминалы автоматической групповой системы управления PORT. Достаточно нажать на сенсорном экране кнопку нужного этажа, и система укажет к какому лифту какой группы надо пройти. В кабинах вообще не будет панелей управления с кнопками — только скрытые пульты для персонала. Всем управляет PORT.

image

image

Технология Schindler PORT

Несложно представить, какие очереди скапливались бы в лифтовых холлах, если бы лифты работали традиционно. Ведь общая населенность башни Лахта Центра — около 5 тыс. человек.

Выбор этажа места назначения при традиционной системе управления (а) и при системе управления с выбором этажа назначения (б)

Схема работы лифтовой группы при традиционной системе управления (а) и при системе управления с выбором этажа назначения (б)

100 секунд до облаков

Благодаря автоматизации срок ожидания пассажирских лифтов не превысит 29 секунд. Вместе с самой поездкой время, необходимое для того, чтобы добраться до этажей нижней и средней зоны, будет находиться в пределах 80 -100 секунд, а до верхней — 100-150 секунд.

Скорость самих лифтов при этом варьируется в разных высотных зонах небоскреба Лахта Центра — от 4 до 7 м/с для основной массы кабин и доходит до 8 м/с — например, в случае туристического экспресса. Это, конечно, не рекордные показатели, но и далеко не 1-1,6 м/с, с которыми двигаются лифты обычных жилых высоток. В защиту последних – они тоже сделали существенный шаг от 0,71 м/с скорости лифтов советских времен.

Про двухпалубники

В транспортной системе Лахта Центра используют лифты с двумя жестко закрепленными одна над другой кабинами (Double Deck). Такая конструкция позволяет увеличить пропускную способность в два раза. Это – мощный плюс, который перевешивает все минусы «двухпалубного» решения.

image

В мире всего около сотни зданий, где применяются кабины такого типа. Все они проектируются индивидуально – из-за разных размеров лифтовых шахт, машинного отделения и других специфических особенностей зданий.

Двухпалубные лифты – это тяжелый, крупнотоннажный «флот», который эффективно действует в часы пик. В плюс не только увеличенная грузоподъемность, но и уменьшенное количество остановок — посадка/ высадка происходит сразу с двух этажей.

Отдельное спасибо двухуровневым лифтам за экономию полезной площади и уменьшение объемов строительства за счет компактного размещения кабин одной над другой. Однопалубная кабина сходной площади и грузоподъемности потребовала бы увеличения размера лифтовой шахты в два раза. Представляете себе требуемый размер ядра здания в этом случае?

Но минусы у прекрасных Double Deck тоже есть.

Из «мелочей» — размеры лебедок для двухпалубников занимают сравнимо больший процент площади машинного отделения.

Вот для примера лебедка лифта твин:

image

Грузоподъемность кабины, поднимаемой этой лебедкой – 1800 кг, скорость – 6 м/с. Вес самой лебедки – 6 тонн.

А вот лебедка лифта Double Deck:

image

Лифт на две кабины грузоподъемностью по 1800 кг каждая, скорость подъема – 10 м/с, вес лебедки – 18 тонн!

А вот это основное: необходимы пересадочные этажи, чтобы на конечных остановках проводить посадку и высадку из двухуровневой кабины. Помните двухэтажные skylobby? Вот причина их появления.

Как следствие — установка хотя бы одной двухуровневой кабины обрекает на то, что и остальные лифты этой группы будут Double Deck. Нет смысла строить двухэтажное пересадочное пространство, чтобы поставить всего пару двухпалубников. Например, в Лахта Центре лифтов такого типа — пятнадцать.

Комфортна ли поездка

Да, лифты в Лахта Центр тихие и плавные, что обусловлено использованием роликовых башмаков – кабина по направляющим не скользит, а катится.

Корреспонденты ТК Санкт-Петербург для эксперимента поставили на ребро монетку в кабине аналогичного лифта. Видно, что даже в момент старта она стоит как приклеенная

В комментариях были вопросы о том, используются ли сейчас лифтовые тросы и были предположения о том, что теперь они не нужны, раз кабина едет по рельсам. Это не так — тросы пока еще никуда не делись, на гифке можно рассмотреть систему стальных канатов.

Поездка в лифтовой шахте

Технических проблем с длиной троса для лифтов небоскреба тоже никаких нет — вопрос с весом и длиной каната встает пока что неразрешимой задачей только в случае с космолифтом. Башня Лахта Центра хотя и высокая, но до неразрешимых задач все же не доросла.

Лифт вернет электроэнергию

Конечно, лифты в Лахте – это современное оборудование, по энергопотреблению соответствует классу А. Интересный элемент — лебедки с рекуперацией энергии при торможении, возвращающей в систему до 30% электроэнергии.

image

Самое безопасное место

Особое внимание при конструировании системы вертикального транспорта уделялось безопасности. Все высотные и скоростные лифты расположены внутри главной несущей конструкции башни – жестком теле ядра, в наиболее защищенном от любых катаклизмов пространстве небоскреба.

image

Сверхмассивное ядро — место, где расположатся лифты комплекса

image

На схеме

Вне ядра — только панорамные лифты, курсирующие в каркасных стеклянных шахтах между уровнями обзорных площадок и малогрузовые – грузоподъемностью 100 кг — предназначенные для обслуживания кухонь ресторанов и потому получившие прозвище «борщевозы».

image

Если оборвался трос

Натяжение всех тросов, удерживающих каждую кабину, контролируется специальными датчиками, которые останавливают лифт при ослаблении хотя бы одного каната. Но даже если представить себе малореальную ситуацию: все тросы оборвались одновременно, отказала электроника и кабину перешла в режим неконтролируемого спуска, то … ничего страшного не случится. Вспомните ловители и датчики превышения номинальной скорости, придуманные два века назад. Они все еще работают. И даже эффектных фонтанов искр при торможении, как в популярных боевиках, не будет – за счет специальных керамических накладок.
Система управления лифтами отслеживает даже угол отклонения здания от вертикали, и при превышении критического значения отключает лифты.

image

Но все это – экстремальные ситуации, вероятность которых исчисляется долями процента. А вот технологические сложности возникали в процессе проектирования системы вертикального транспорта небоскреба регулярно, и для их решения использовались достаточно нестандартные решения.
Например, для борьбы с поршневым эффектом в шахтах экспресс-лифтов, когда кабина, двигающаяся с высокой скоростью, создает перед собой мощные вертикальные потоки воздуха, пришлось предусматривать специальные отверстия между смежными шахтами.
Чтобы снизить влияние эффекта тяги, возникающего в шахте из-за разницы температур и давления, устанавливаются защитные мембраны, перекрывающие все сечение шахты.

Лифты специального назначения

Иногда лифт – больше чем средство добраться из пункта А в пункт Б. Вот, например, исключительная история, мимо которой просто не пройти:

На гифке – экскурсия в кабинете чешского промышленника Томаша Бати. Сам кабинет расположен в лифте. Батя использовал его, чтобы можно было работать рядом с сотрудниками своей обувной фабрики – сегодня у юристов, завтра – у инженеров, послезавтра – в раскройном цехе…Вот уж точно – батя.

Но вернемся в Лахта Центр.

В небоскребе есть особая группа сверхважных лифтов. В жизни они выглядят и работают как обычные лифты. Но в случае ЧП становятся хорошим подспорьем для борьбы с ликвидацией происшествия.

В комментариях ранее высказывались мнения, что возгорание в высотке – особый случай: не могут пожарные забросить лестницу и прийти на помощь «в окно».

Автолестниц такой длинны действительно нет: 90 метров – потолок и вряд ли когда-нибудь они еще подрастут. А вот для «штурмовок» ограничений нет – они подаются из окна ниже — в окно выше.

Основные же пути эвакуации одних и прихода на помощь других – это незадымляемые лестницы в ядре башни. Ядро, имея высший из существующих предел огнестойкости – надежный и безопасный путь отступления. Что касается наступления, то при гипотетическом возгорании на самом верху башни, пеший путь наверх займет определенное время.

В чрезвычайных условиях, когда минуты дороги, на помощь приходят специальные лифты. Они, как и их грузоподъемные товарищи, при поступлении сигнала «пожар» спускаются на первый этаж и высаживают пассажиров, не реагируя больше ни на чьи вызовы. А вот у пожарных есть специальный унифицированный ключ для управления спецкабинами.

В башне небоскреба — несколько таких лифтов, в том числе двигающийся со скоростью 8 м/с и доставляющий даже на самый верх менее, чем за минуту.

Шахты противопожарных лифтов имеют специальные тамбуры, куда, в случае ЧП, идет подпор воздуха – это препятствует поступлению огня и продуктов горения непосредственно к лифтам.

Пожарные попадают сначала в тамбур, и лишь оттуда — в помещения, где есть возгорание. Если нет возможности выйти из тамбура, пожарные на лифте могут спуститься на этаж ниже и затем подняться по незадымляемой лестнице в ядре.

(Кликабельно)
Есть и другие специальные лифты. Например, отдельный лифт предназначен для транспортировки IT оборудования в серверные.

А гарантировано самый популярный в недалеком будущем – шаттл до обзорной площадки Лахта Центра. Его стены оборудованы LED-панелями, и короткая 45-секундная поездка на нем сама по себе обещает стать приключением. Аттракцион такого рода устроен в одном из лифтов башне WTC — можно увидеть всю историю строительства Нью-Йорка.

В таком лифте с радостью поедет даже закоренелый лифто- клаустрофоб

К сожалению, детали того, что будут показывать при поездке на шаттле в Лахта Центре, пока не раскрываются. Одно хорошо – ждать уже совсем недолго.

***
Консультировали при подготовке материала: Александр Сергеевич Орлов — руководитель направления по вертикальному транспорту Лахта Центра, Александр Витальевич Гладилин — главный специалист по пожарной безопасности Лахта Центра и Андрей Королев — руководитель проекта Лахта Центра по вертикальному транспорту со стороны компании Samsung C&T. Благодарим за помощь.

  • Блог компании Лахта Центр
  • Научно-популярное
  • Урбанизм

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *