Как правило что означает в нормативных документах
Как трактовать фразы с применением оборота «как правило» используемые в нормативно-технической документации?
Есть ли документ, на который можно сослаться о необходимости применения некоторых пунктов норм? Обычно за такими формулировками стоят пункты, удорожающие конструкцию и необходимо отстаивать свою точку зрения.
Например, возможна ли такая трактовка: если всё всех устраивает – то следуем этой норме, если нет – обходим ее и никто не в праве настаивать на ее выполнении. Особенно интересует вопрос в ключе «Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521» с перечнем документов, необходимых к применению на обязательной основе.
Один из примеров.
СП 16.13330.2011 «Стальные конструкции», п.10.4.1: «Гибкости элементов, как правило, не должны превышать предельных значений, приведенных в таблице 32 для сжатых элементов и в таблице 33 — для растянутых». Получается, что требования о предельных гибкостях носит рекомендательный характер. Однако, согласно постановления № 1521 этот пункт является обязательным к применению.
Как обосновать необходимость применения таких спорных пунктов?
1. Наличие в обязательных пунктах сводов правил, включённых в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», слов: «как правило», «могут быть», «при необходимости», «допускается», «разрешается», «рекомендуется», «не рекомендуется», «целесообразно», «нецелесообразно», противоречит правилам разработки сводов правил.
Пункты 6.15 и 6.16 Методического пособия «Методические рекомендации по разработке нормативных документов (сводов правил) ФАУ «ФЦС» 2016 г.» гласят:
«6.15 Не допускается совмещать в одном пункте свода правил Обязательные требования с Добровольными положениями.
6.16 При изложении в своде правил добровольных положений применяют слова: «могут быть», «как правило», «при необходимости», «допускается», «разрешается», «рекомендуется», «не рекомендуется», «целесообразно», «нецелесообразно» и т. п.».
В новых редакциях сводов правил и изменениях к ним вышеуказанные требования уже учитываются, например пункт 10.4.1 свода правил СП 16.13330.2011, упомянутый в вопросе, в новой редакции СП 16.13330.2017 уже не содержит словосочетания «как правило».
Таким образом, при наличии словосочетания «как правило» в обязательных пунктах неоткорректированных и неизменённых сводов правил, включённых в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», представляется целесообразным это словосочетание игнорировать, как несоответствующее правилам разработки нормативных документов, во избежание возможных проблем при сдаче документации заказчику или прохождении её экспертизы.
2. При наличии словосочетания «как правило» в добровольных положениях сводов правил, необходимо руководствоваться пунктом 4.1.4 ГОСТ 1.5-2001 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению», который гласит:
«4.1.4 При изложении требований и инструкций в тексте стандарта применяют слова: «должен», «следует», «подлежит», «необходимо», «требуется», «разрешается только», «не допускается», «запрещается», «не должен», «не следует», «не подлежит», «не могут быть» и т.п.
Приводя в стандарте требования к наибольшим и наименьшим значениям величин, применяют словосочетания: «должно быть не более (не менее)» или «не должно превышать.
При изложении в стандарте положений, допускающих отступления от требований (инструкций), применяют слова: «могут быть», «как правило», «при необходимости», «допускается», «разрешается» и т.п. ».
Учитывая изложенное разработчик проектной документации, реализовавший отступления в проектной документации от требований положений сводов правил, должен быть готов по требованию заказчика или экспертных органов обосновать причину такого отступления, так как в большинстве случаев оно увеличивает стоимость и сроки строительства. Данное требование закреплено, например, в следующих нормативных документах: Приложение № 6 ПБ 03-598-03 «Правила безопасности при производстве водорода методом электролиза воды», Приложение № 1 Рекомендации. Обеспечение пожарной безопасности предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности , пункт 1.1.17 ПУЭ-6 и др.
Используемые нормативные источники
- Постановление 1521. Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона ‘Технический регламент о безопасности зданий и сооружений’
- Методическое пособие. Методические рекомендации по разработке нормативных документов (сводов правил)
- СП 16.13330.2017. Стальные конструкции
- ГОСТ 1.5-2001. Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
ОФОРМЛЕНИЕ ОБЛОЖЕК И СТРАНИЦ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Примечания: 1. При печати на одной стороне листа все страницы оформляются по типу нечетных (кроме первой) страниц.
2. Требований к оформлению страниц (кроме первой) других нормативных документов не предъявляется.
Последняя страница проекта нормативного документа, представленного
на рассмотрение (на утверждение или согласование)
Текст нормативного документа
[наименование ведущей организации-разработчика и ее руководитель(заместитель руководителя)]
_______________
_______________
(инициалы, фамилия)
(руководитель темы, должность)
_______________
_______________
(инициалы, фамилия)
(исполнители, должности)
_______________
_______________
(инициалы, фамилия)
[наименование организации-соисполнителя и ее руководитель (заместитель руководителя)]
_______________
_______________
(инициалы, фамилия)
(руководитель темы, должность)
_______________
_______________
(инициалы, фамилия)
(исполнители, должности)
_______________
_______________
(инициалы, фамилия)
Примечания: 1 . Если часть подписей не размещается на одной стороне листа, то их следует помещать на обороте листа со ссылкой «см. на обороте».
2. Допускается помещать дополнительные подписи по решению организаций-разработчиков.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное
Форма первой страницы изменения
[наименование и обозначение (шифр) нормативного документа]
Постановлением (приказом, распоряжением) ____________________________________
(наименование органа, утвердившего изменение)
от ________________ 19 __ г., № __с рок введения в действие установлен
с _________________ 19 __г.
Пункт 1.2 изложить в новой редакции: «…».
Пункт 1.5 дополнить текстом (абзацем вторым, табл. 2а, примеч. 3) следующего содержания: «…».
Пункт 1.7 исключить.
Пункт 2.1. Абзац второй изложить в новой редакции: «…»;
абзац третий дополнить словами: «…»;
слова: «…» заменить словами: «…»;
Пункт 2.10. Табл. 3 дополнить позицией следующего содержания: «…».
Пункт 3.3. Табл. 7 дополнить примечанием 2 следующего содержания, присвоив при этом существующему примечанию номер 1: «…».
Приложение 2 дополнить табл. 3 следующего содержания: «…».
Форма второй и последующих страниц изменения
[наименование и обозначение (шифр) нормативного документа]
Примечание. Последнюю страницу проекта изменения следует оформлять по образцу оформления последней страницы проекта нормативного документа.
При дополнении текста нормативного документа новыми разделами, пунктами, таблицами, графическими материалами или при исключении их из текста нумерацию разделов, пунктов, таблиц и графических материалов изменять не допускается.
Новые пункты должны быть помещены в конце соответствующих разделов нормативного документа в порядке возрастания их нумерации.
Допускается новым пунктам, таблицам, графическим материалам присваивать номера предыдущих пунктов, таблиц, графических материалов с добавлением буквы русского алфавита, например: 1.23а.
Как правило что означает в нормативных документах
В некоторых нормативных документах и стандартах установлен смысл формулировки «как правило». Но в некоторых нормативных документах смысл формулировки «как правило» не оговаривается. В таких случаях требование с такой формулировкой обязательное или рекомендательное?
В пункте 4.1.4 ГОСТ 1.5-2001 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию» и обозначению написано:
«При изложении в стандарте положений, допускающих отступление от требований (инструкций), применяются слова: «могут быть», «как правило», «при необходимости», «допускается», «разрешается» и т.п.
Используемые нормативные источники
2. Правила изложения и оформления нормативных документов
2.1. Наименование нормативного документа должно быть кратким.
2.2. На второй странице обложки указываются организации, разработавшие нормативные документы, их ведомственная принадлежность, подразделение, подготовившее нормативный документ к утверждению, и исполнители, наименование и шифр нормативных документов, утрачивающих силу с введением в действие данного. На второй странице обложки, на титульном листе или на первой странице должна быть запись о согласовании с заинтересованными организациями и органами надзора (например, «Согласовано с МПС России 20 мая 1992 года N АБ-1234»).
2.3. Нормативный документ должен иметь вводную часть, в которой указывают область его применения, сферы действия документа.
2.4. Изложение требований должно быть кратким (без повторений, пояснений и обоснований) и четким, исключающим возможность различного толкования.
2.5. При изложении обязательных требований в тексте нормативного документа должны применяться слова «должен», «следует», «необходимо», «обязаны» и производные от них. Как исключение допускается ограничивать обязательность требований словами «как правило», которые означают, что данное требование является преобладающим, а отступление от него должно быть обосновано организацией, применяющей документ.
2.6. В зависимости от содержания текст документа должен быть разделен на разделы. Разделы и пункты в нормативном документе нумеруются арабскими цифрами по аналогии с настоящими нормами. Разделы могут делиться на подразделы, имеющие заголовки, при этом подразделы не нумеруются и сохраняется сквозная нумерация пунктов в пределах всего раздела. Подпункты следует начинать с абзаца, они не нумеруются и знаком «тире» не отделяются. При необходимости подпункты обозначаются строчными буквами русского алфавита со скобкой или тремя цифрами: 3.6.1., 3.6.2. и т.д.
2.7. Отдельный текст нормативных документов может быть дан в виде обязательных, рекомендуемых и справочных приложений.
2.8. При ссылках на стандарты или строительные нормы и правила указывают только обозначение или шифр документа без наименования. При ссылках на другие документы указывают названия документа и наименование утвердившей организации. Ссылаться следует на документ в целом или на его разделы и приложения (обязательные и рекомендуемые); ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются.
2.9. Все приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Приложения должны иметь общую с текстом нумерацию страниц. В приложениях разделы, пункты, таблицы, формулы, графические материалы нумеруются в пределах каждого приложения. Степень обязательности приложения указывается на его первой странице. На обязательные и рекомендуемые приложения должны быть ссылки в тексте документа с указанием степени обязательности приложения.
2.10. В примечаниях к пунктам или таблицам допускаются только поясняющие или справочные данные.
2.11. В тексте нормативного документа не допускается:
а) применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
б) применять обороты разговорной речи;
в) применять произвольные словообразования (например, госпожнадзор, вентоборудование);
г) применять сокращение слов, кроме установленных правилами русской орфографии;
д) применять условные сокращения стандартов (ГОСТ, ОСТ, РСТ, СТП) без регистрационного номера.
2.12. Цифровой материал в нормативном документе следует оформлять в виде таблицы. Таблицы помещают без заголовков со ссылкой на них в тексте нормативного документа. Нумерация таблиц должна быть сквозной в пределах основного текста нормативного документа. Помещаемые в конце нормативного документа приложения в виде таблиц должны иметь заголовки.
2.13. При оформлении проектов нормативных документов следует руководствоваться также требованиями, предъявляемыми к рукописям технической литературы.
2.14. В нормативном документе не допускается повторять содержание других нормативных документов. Требования, приводимые в документе, должны быть полностью увязаны с требованиями, установленными в других нормативных документах.