4. Сцепление арматуры с бетоном
Под сцеплением понимают непрерывную связь между бетоном и арматурой по поверхности контакта этих материалов. В нагруженных железобетонных конструкциях благодаря сцеплению скольжения арматуры в бетоне не происходит.
Сцепление арматуры с бетоном является одним из наиболее важных фундаментальных свойств железобетона, которое обеспечивает его существование как строительного материала.
Прочность сцепления арматуры с бетоном оценивают сопротивлением выдергиванию или вдавливанию арматурных стержней, заделанных в бетоне (рис. 4.1).
Рисунок 4.1 – Схемы испытаний на нарушение сцепления арматуры с бетоном: а — на выдёргивание; б — на вдавливание
При выдергивании стержня из бетона усилия с арматуры на бетон передаются через касательные напряжения сцепления, которые, как показали исследования, распределяются по длине стержня неравномерно. Наибольшие их значения τ max действуют на некотором расстоянии от торца и не зависят от длины заделки стержня в бетоне (рис. 4.1).
Рисунок 4.2 – Сцепление арматуры с бетоном: а — арматурный стержень в бетоне; б — эпюра касательных напряжений сцепления; в — эпюра нормальных напряжений; г — при арматуре периодического профиля
Надёжное сцепление по опытным данным зависит от трёх следующих факторов:
- сопротивления бетона усилиям смятия и среза, обусловленным выступами и другими неровностями на поверхности арматуры, т. е. механическим зацеплением арматуры за бетон (рис.4.2г); даже сравнительно гладкая арматура имеет неровности, заполняемые бетоном;
- от сил трения арматуры о бетон, которые вследствие усадки бетона развиваются на поверхности арматуры при попытке выдернуть стержень;
- от склеивания поверхности арматуры с бетоном, возникающего благодаря клеящей способности геля.
5. Анкеровка арматуры в бетоне
В железобетонных конструкциях закрепление концов арматуры в бетоне — анкеровка — осуществляется запуском арматуры за рассматриваемое сечение на длину зоны передачи усилий с арматуры на бетон (обусловленную сцеплением арматуры с бетоном). Арматура из гладких стержней класса A240 должна иметь по концам анкера в виде полукруглых крюков диаметром 2, 5d (рис. 4.5а). Анкерами гладких стержней в сварных сетках и каркасах служат стержни поперечного направления, поэтому их применяют без крюков на концах. Также не имеют крюков на концах арматурные стержни периодического профиля, обладающие значительно лучшим сцеплением с бетоном. Анкеровку арматуры осуществляют одним из следующих способов или их сочетанием: — в виде прямого окончания стержня (прямая анкеровка); — с загибом на конце стержня в виде крюка, отгиба (лапки) или петли; — с приваркой или установкой поперечных стержней; — с применением специальных анкерных устройств на конце стержня. Прямую анкеровку и анкеровку с лапками допускается применять только для арматуры периодического профиля. Для растянутых гладких стержней следует предусматривать крюки, петли, приваренные поперечные стержни или специальные анкерные устройства. Лапки, крюки и петли не рекомендуется применять для анкеровки сжатой арматуры, за исключением гладкой арматуры, которая может подвергаться растяжению при некоторых возможных сочетаниях нагрузки. При расчете длины анкеровки арматуры следует учитывать способ анкеровки, класс арматуры и ее профиль, диаметр арматуры, прочность бетона и его напряженное состояние в зоне анкеровки, конструктивное решение элемента в зоне анкеровки (наличие поперечной арматуры, положение стержней в сечении элемента и др.). Базовую (основную) длину анкеровки, необходимую для передачи усилия в арматуре с полным расчетным значением сопротивления Rs на бетон, определяют по формуле: , где As и us — соответственно площадь поперечного сечения анкеруемого стержня арматуры и периметр его сечения, определяемые по номинальному диаметру стержня; Rbond — расчетное сопротивление сцепления арматуры с бетоном, принимаемое равномерно распределенным по длине анкеровки и определяемое по формуле: , здесь Rbt — расчетное сопротивление бетона осевому растяжению; 1 — коэффициент, учитывающий влияние вида поверхности арматуры, принимаемый равным: 1,5 — для гладкой арматуры; 2,5 — для арматуры периодического профиля; 2 — коэффициент, учитывающий влияние размера диаметра арматуры, принимаемый равным: 1,0 — при диаметре арматуры ds 32 мм; 0,9 — при диаметре арматуры 36 и 40 мм. Требуемую расчетную длину анкеровки арматуры с учетом конструктивного решения элемента в зоне анкеровки определяют по формуле: , где lo,an — базовая длина анкеровки; As,cal, As,ef — площади поперечного сечения арматуры соответственно, требуемая по расчету и фактически установленная; — коэффициент, учитывающий влияние на длину анкеровки напряженного состояния бетона и арматуры и конструктивного решения элемента в зоне анкеровки . При анкеровке стержней периодического профиля с прямыми концами (прямая анкеровка) или гладкой арматуры с крюками или петлями без дополнительных анкерующих устройств для растянутых стержней принимают = 1,0 , а для сжатых — = 0,75. Допускается уменьшать длину анкеровки в зависимости от количества и диаметра поперечной арматуры, вида анкерующих устройств и величины поперечного обжатия бетона в зоне анкеровки (например, от опорной реакции), но не более чем на 30%. В любом случае фактическую длину анкеровки принимают не менее 0,3lo,аn, а также не менее 15ds и 200 мм. Усилие, воспринимаемое анкеруемым стержнем арматуры Ns определяют по формуле: где Rbond , us, As, α – см. выше; ls — расстояние от конца анкеруемого стержня до рассматриваемого поперечного сечения элемента. На крайних свободных опорах элементов длина запуска растянутых стержней за внутреннюю грань свободной опоры при выполнении условия Q Qb1 должна составлять не менее 5ds. При устройстве на концах стержней специальных анкеров в виде пластин, шайб, гаек, уголков, высаженных головок и т.п. площадь контакта анкера с бетоном должна удовлетворять условию прочности бетона на смятие. Кроме того, при проектировании привариваемых анкерных деталей следует учитывать характеристики металла по свариваемости, а также способы и условия сварки. Рис.4.3. Анкеровка арматуры: а – круглых гладких стержней; б – стержней периодического профиля
Дефекты железобетонных конструкций
Виды дефектов железобетонных конструкций зависят от многих факторов, основными из которых являются:
- физико-механические характеристики железобетона, зависящие от класса арматуры и бетона;
- вид воздействия (силовое, агрессивные воды и газы, температурно-влажностный режим окружающей среды);
- вид, направление и способ силового нагружения (статическое или динамическое, сосредоточенное или распределенное);
- соответствие фактических нагрузок и воздействий расчетным;
- соответствие фактической расчетной схемы проектной;
- тип здания или сооружения и его конструктивная схема (сборное, сборно-монолитное, монолитное, этажность);
- нарушение технологии при изготовлении, транспортировке, складировании и монтаже железобетонных конструкций;
- ошибки при проектировании;
- механические повреждения;
- аварии техногенного и природного характера.
При проведении обследований технического состояния зданий и сооружений, следует учитывать, что дефекты железобетонных конструкций могут носить общий характер, присущий всем железобетонным конструкциям, и специфический, относящийся к определенным типам зданий и сооружений.
Независимо от типа здания, его конструктивной и расчетной схемы общие характерные дефекты железобетонных конструкций приведены ниже.
№ п/п | Вид повреждения и дефекта, место расположения и характерные признаки обнаружения | Вероятные причины возникновения и методы обнаружения | Возможные последствия и меры по предупреждению дальнейшего развития или по устранению |
1 | Волосяные трещины, не имеющие четкой ориентации, появляющиеся при изготовленни в основном на верхней поверхности | Усадка в результате принятого режима температурно-влажностной обработки, состава бетонной смеси, свойств цемента. Метод выявления — визуальный |
На несущую способность не влияют, могут снизить долговечность. Заделка трещин раствором |
2 | Волосяные трещины вдоль арматуры, следы ржавчины на поверхности бетона | Коррозия арматуры (слой коррозии до 0,5 мм) при потере бетоном защитных свойств (например, при карбонизации). Раскалывание бетона при нарушении сцепления с арматурой. Метод выявления — визуально-инструментальный |
Снижение несущей способности до 5%. Может снизится долговечность. Усиление — при необходимости. Восстановление защитного слоя |
3 | Сколы бетона | Механические воздействия. Метод выявления — визуальный |
При расположении в сжатой зоне — снижение несущей способности за счет уменьшения площади сечения. При расположении в растянутой зоне на несущую способность не влияют, но снижают жесткость элемента. Установка обойм по расчету. Заделка сколов мелкозернистым бетоном |
4 | Промасливание бетона | Технологические протечки. Метод выявления — визуально-инструментальный |
Снижение несущей способности за счет снижения прочности бетона до 30%. Устранение протечек. Усиление по расчету, снятие промасленного слоя. Установка обойм или армосеток, обетонирование |
5 | Трещины вдоль арматурных стержней с шириной раскрытия до 3 мм. Явные следы коррозии арматуры | Развиваются в результате коррозии арматуры из волосяных трещин. Толщины продуктов коррозии до 3 мм. Метод выявления — визуально-инструментальный |
Снижение несущей способности в зависимости от толщины слоя коррозии и размеров выключенного из работы бетона сжатой зоны. Кроме того, уменьшение несущей способности нормальных сечений до 20% в результате нарушения сцепления арматуры с бетоном. При расположении на опорных участках — состояние аварийное. Усиление по расчету, восстановление защитного слоя |
6 | Отслоение защитного слоя бетона | Коррозия арматуры — дальнейшее развитие дефектов в п.2 и п.5. Метод выявления — визуально-инструментальный |
Снижение несущей способности в зависимости от уменьшения площади сечения арматуры в результате коррозии и уменьшения размеров поперечного сечения сжатой зоны. Кроме того, снижение прочности нормальных сечений до 30% в результате нарушения сцепления арматуры с бетоном. Снижена жесткость элементов При расположении дефекта на опорном участке — состояние аварийное. Усиление по расчету, восстановление защитного слоя |
7 | Нормальные трещины в изгибаемых конструкциях и в растянутых элементах конструкций шириной раскрытия для стали класса: А240 — более 0,5 мм; А300, А400, А500, А600 — более 0,4 мм; в остальных случаях — более о,3 мм | Перегрузка конструкций. Смещение растянутой арматуры. Для преднапряженных конструкций — малая величина натяжения арматуры при изготовлении. Метод выявления — визуально-инструментальный |
Снижение несущей способности и жесткости элементов. Разгрузка и усиление по расчету |
8 | То же, что в п.7, но имеются трещины с разветвленными концами | Перегрузка конструкций в результате снижения прочности бетона илинарушения сцепления арматуры с бетоном. Метод выявления — визуально-инструментальный |
Состояние аварийное. Немедленная разгрузка и усиление по расчету |
9 | Наклонные трещины со смещением участков балки относительно друг друга и наклонные трещины, пересекающие арматуру | Перегрузка конструкций. Нарушение анкеровки арматуры. Метод выявления — визуально-инструментальный |
Состояние аварийное. Немедленная разгрузка и усиление по расчету |
10 | Относительные прогибы, превышающие предельно допустимые по нормам проектирования | Перегрузка конструкций. Метод выявления — инструментальный |
Степень опасности определяется в зависимости от наличия других дефектов. Например, наличие этого дефекты и по п.7 — состояние аварийное. Разгрузка и усиление по расчету |
11 | Повреждения арматуры и закладных деталей (надрезы, вырывы) | Механические воздействия, коррозия арматуры. Метод выявления — визуально-инструментальный |
Снижение несущей способности. Усиление по расчету |
12 | Выпучивание сжатой арматуры, продольные трещины в сжатой зоне, шелушение бетона сжатой зоны | Перегрузка конструкций. Метод выявления — визуально-инструментальный |
Состояние аварийное. Разгрузка и усиление по расчету |
13 | Уменьшение площадок опирания против проектных | Ошибки при изготовлении и монтаже. Метод выявления — инструментальный |
Возможно снижение несущей способности. Усиление по расчету |
14 | Разрывы или смещения поперечной арматуры в зоне наклонных трещин | Перегрузка конструкций. Метод выявления — инструментальный |
Состояние аварийное. Разгрузка и усиление по расчету |
15 | Отрыв анкеров от пластин закладных деталей, деформация соединительных элементов, расхождение стыков | Наличие воздействий, не предусмотренных при проектировании. Метод выявления — визуально-инструментальный |
Состояние аварийное. Разгрузка и усиление по расчету |
16 | Трещины, вывалы и оголение арматуры в зоне проходы коммуникаций через стены, перекрытия и покрытия | Механические повреждения при пробивке отверстий и проемов с оголением и вырезкой арматуры, вибрация. Метод выявления — визуально-инструментальный |
Снижение несущей способности. Усиление по расчету |
17 | Трещины, выбоины, раскалывание фундаментов под оборудование, вырыв анкерных болтов | Вибрации, снижение прочности бетона, промасливание. Метод выявления — визуально-инструментальный |
Состояние предаварийное. Устранение вибрации. Восстановление фундаментов с усилением |
18 | Высолы на поверхности бетона | Воздействие агрессивной среды, неправильное применение химдобавок. Метод выявления — визуально-инструментальный, лабораторный |
Снижение несущей способности за счет коррозии арматуры и бетона. Восстановление защитных покрытий. В необходимых случаях — усиление по расчету |
19 | Наличие следов сажи и копоти, шелушение отдельных слоев поверхности бетона, небольшие сколы бетона | Воздействие очагового пожара. Метод выявления — визуальный |
Снижение несущей способности. Конструкции требуют восстановления поврежденных поверхностей |
20 | Полное покрытие поверхности сажей и копотью, сколы и обнажение арматуры по углам, обнажение арматурной сетки плоских элементов до 10%, отделение бетона без обрушения (глухой звук при простукивании), трещины до 0,5 мм | Среднее воздействие пожара. Метод выявления — визуально-инструментальный |
Снижение несущей способности и жесткости элементов. Конструкции требуют усиления по расчету с увеличением сечений |
21 | Цвет бетона — желтый, сколы до 30%, обнажение арматуры до 50%, трещины до 1,0 мм | Сильное воздействие пожара. Метод выявления — визуально-инструментальный |
Аварийное состояние. Конструкции требуют усиления по расчету с увеличением сечений бетона и арматуры и устройством дополнительных опор |
Похожие статьи
Что такое перепланировка жилых и нежилых помещений, какие документы необходимы для ее согласование и что включает в себя ответ об обследовании технического состояния помещения?
Представлена программа обследования каменных конструкций. Описана методы определения прочности элементов кладки.
При обследовании монолитных железобетонных конструкций могут выявиться большие прогибы при отсутствии трещин, большие прогибы при наличии нормальных трещин, уменьшение или увеличение высоты и ширины на участке длины элементов, сквозные трещины по длине, высоте или ширине элемента. Необходимо выяснить происхождение всех выявленных деформаций.
Приведена программа обследования строительных конструкций. Описан перечень мероприятий при визуальном и инструментальном обследовании строительных конструкций.
Влияние частичного или полного отсутствия сцепления арматуры с бетоном на образование трещин в конструкциях
Рыжикова, Н. В. Влияние частичного или полного отсутствия сцепления арматуры с бетоном на образование трещин в конструкциях / Н. В. Рыжикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 41-45. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108134/ (дата обращения: 06.04.2024).
В данной статье рассматриваются вопросы влияния параметров сцепления стержневой арматуры с бетоном на образование трещин в железобетонных элементах.
Ключевые слова: железобетон, арматура, стержневая арматура, сцепление арматуры с бетоном, трещиностойкость.
This article discusses the influence of the coupling parameters of rod reinforcement with concrete on the formation of cracks in reinforced concrete elements.
Keywords: reinforced concrete, reinforcement, core reinforcement, reinforcement coupling with concrete.
Введение
В процессе производства и эксплуатации в железобетонных конструкциях часто возникают дефекты, обусловленные различными факторами. Важной проблемой является нарушение сцепления арматуры с бетоном, что, по разным данным, составляет до 35 % всех поврежденных конструкций.
К основным причинам нарушения сцепления относятся некачественные работы при укладке бетона, коррозия арматуры, повреждение защитного слоя, температурные воздействия, влияющие на структуру бетона.
Ремонт таких повреждений является сложной и не всегда осуществимой задачей, поэтому крайне важно точно оценить работоспособность конструкций с нарушением адгезии, учитывая как вторую, так и первую группу предельных состояний.
Расположение и размеры участков с нарушением сцепления влияют на напряженно-деформированное состояние железобетонных элементов и развитие трещин.
Обзор экспериментальных данных
Проблеме исследования образование посвящены многие исследования, например в работе [1] исследовалось влияние суровых условий эксплуатации Норильского горно-металлургического комбината на состояние монолитных железобетонных балок. В исследовании [2] основное внимание уделялось коррозионным повреждениям этих конструкций.
В результате исследований был получен ряд экспериментальных данных, который говорит об изменении НДС при различных вариантах потери сцепления арматуры с бетоном.
Рис. 1. Распределение деформаций по высоте сечения при различных случаях разрушения растянутого бетона: а) бетон растянутой зоны не разрушен, б) бетон разрушен до обнажения арматуры на половину периметра, в) бетон разрушен до обнажения арматуры по всему периметру [2]
На примере данного исследования видно, что нарушение сцепления арматуры и бетона вызывает перераспределение деформаций к компонентах элемента и, как следствие ведет к образованию дополнительных трещин.
Обширные исследования, проведенные в ДальНИИС под руководством Г. М. Спрыгина [3–6]. Исследования показали, что основные отличия в работе ЖБ элементов со сцеплением бетона с арматурой и без него проявляются после образования трещин. Однако, в элементах с нарушением сцепления наблюдается уменьшение момента образования трещин.
При прочих равных условиях в элементах с нарушенным сцеплением арматуры с бетоном над образовавшейся трещиной происходит увеличение деформаций сжатого бетона. Таким образом увеличивается прогиб рассматриваемого элемента.
Рис. 2. Схема распределения деформаций в сечении с трещиной [6] а) для элементов с обеспеченным сцеплением, б) для элементов с нарушенным сцеплением
Широкие испытания были проведены на базе ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университета» [7], было испытано 22 образцы в виде балок с различными зонами нарушения сцепления арматуры и бетона. Тип нагружения — четырехточечный изгиб.
Рис. 3. Испытательная установка
В ходе испытаний был установлен характер возникновения и нарастания трещин, а также момент трещинообразования. Ниже представлены принципиальные схемы нарушения связи между бетоном и арматурой и характер развития трещин.
Рис. 4. Схемы испытанных образцов
Рис. 5. Схемы развития трещин
Выводы
Рассмотренные примеры доказывают, что в результате отсутствия сцепления арматуры с бетоном увеличивается средняя ширина раскрытия трещин в изгибаемых элементах.
Для изгибаемых элементов с нарушенным сцеплением арматуры с бетоном характерно ветвление нормальных трещин в зоне чистого изгиба.
- Сетков В. Ю., Шибанова И. С., Шумилкин Ю. А., Захаров В. З. Долговечность железобетонных балок перекрытий промышленных зданий и 149 сооружений предприятий Норильского горно-металлургического комбината // Изв. вузов. Сер. Строительство и архитектура. — 1984. — № 12. — С. 1–4
- Сетков В. Ю., Шибанова И. С., Шумилкин Ю. А., Рысева О. П. Изменение прочности и деформативности железобетонных балок и плит при разрушении бетона в растянутой зоне сечения // Изв. вузов. Сер. Строительство и архитектура. — 1987. — № 8. — С. 6–10
- Спрыгин Г. М. Исследование предварительно-напряженных конструкций при частичном и полнои отсутствии сцепления арматуры с бетоном. — В кн. Материалы VII конгресса ФИП. Лондон-Москва, 1978, с. 5–14
- Спрыгин Г. М., Вайсфельд А. А. Исследование конструкций усиления строительных ферм на моделях. — В кн.: Облегченные кнструкции из местных материалов: Сб. науч.тр./ Дальневост. политехн. ин-т. Владивосток, 1975, т. 104 с.50–54.
- Спрыгин Г. М., Вайсфельд А. А., Экспериментальные исследования железобетонных изгибаемых конструкций с арматурой имеющей частичное или полное нарушенное сцепление с бетоном. — В. кн.: Исследование облегченных железобетонных конструкций на пористых заполнителях Дальнего Востока: Сб. науч.тр./ Хабар. политехн. ин-т. Хабаровск, 1975, с.49–58.
- Спрыгин Г. М., Решетарь Ю. Г. Деформативность изгибаемых элементов при частичном отсутствии сцепления арматуры с бетоном // Бетон и железобетон. — 1983. — № 4. — с. 12–14.
- Экспериментальные исследования образования и развития трещин в железобетонных балках с участками нарушенного сцепления арматуры с бетоном — Современные проблемы науки и образования (сетевое издание) (science-education.ru)
Основные термины (генерируются автоматически): бетон, элемент, нарушение сцепления, нарушение сцепления арматуры, нарушенное сцепление арматуры, обнажение арматуры, образование трещин, стержневая арматура.
Влияние сцепления стержневой арматуры с бетоном на прочность и деформативность железобетонных конструкций. Обзорная статья
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы влияния параметров сцепления стержневой арматуры с бетоном на основные характеристики железобетонного элемента, такие как его прочностные и жесткостные характеристики.
Ключевые слова: железобетон, арматура, стержневая арматура, сцепление арматуры с бетоном.
Введение
Одним из ключевых факторов, обеспечивающих совместную работу арматуры и бетона в конструкции и позволяющих работать двухкомпонентному железобетону как единому телу, является сцепление арматуры с бетоном.
Сцепление арматуры с бетоном является важным параметром для железобетонных элементов, т.к. полная или частичная потеря сцепления может привести к перераспределению напряжений в узле, появлению дополнительных деформаций, трещин, а в отдельных случаях к разрушению.
Факторы, влияющие на сцепление арматуры с бетоном
Сцепление бетона и арматуры зависит от множества факторов, выделим основные из них [1-3]:
- Способность бетона сопротивляться смятию с срезу в зонах механического зацепления;
- Трение на поверхности контакта «бетон-арматура»;
- Адгезионное сцепление.
Следует отметить, что прочность сцепления возрастает при повышении класса бетона. Кроме того, существенное влияние на параметры сцепления оказывает напряженно-деформированное состояние конкретного элемента. Так, например, сжимающие напряжения, если они действуют перпендикулярно рассматриваемому арматурному стержню повышают сцепление.
Механизм потери сцепления неповрежденного бетона и арматуры
Для определения параметров сцепления арматуры и бетона проводится множество исследований и испытаний. Так, например, проводятся испытания на вырыв арматуры из прямоугольного или круглого образца.
Рисунок 1. Центрально-армированный прямоугольный образец.
Механизм разрушения [4] предполагает на первых стадиях образование расходящихся под углом 45-80 градусов трещин, образующих своеобразный конус (рисунок 2). Затем, при увеличении нагрузки, образуются сдвиговые трещины.
Рисунок 2. Образование конусообразных трещин.
Рисунок 3. Образование сдвиговых трещин.
Именно образование сдвиговых трещин обуславливает существенную потерю сцепления арматуры с бетоном и ведет к быстрому нарастанию необратимых деформаций.
Влияние потери сцепления на основные параметры железобетонного элемента
Наибольшее влияние потеря сцепления арматуры и бетона оказывает на изгибаемые элементы, особенно если такой потерявший сцепление стержень находится в растянутой зоне. Причиной потери сцепления в этом случае может быть коррозия арматуры и разрушение защитного слоя. В этом случае, потеря сцепления приводит к следующим последствиям:
- уменьшение жесткости элемента, и как следствие, увеличение деформативности;
- снижение несущей способности из-за перераспределения напряжений;
- снижению долговечности из-за разрушения поверхности элемента.
В рамках данной работы проведен численный эксперимент, моделирующий четырёхточечный изгиб на железобетонной балке.
Цель эксперимента показать принципиальные отличия в работе изгибаемого элемента при нарушении контакта между бетоном и арматурой. В растянутой зоне балка армирована 3-мя стержнями диаметром 12мм.
Рисунок 4. Общий вид расчетной модели без нарушения контакта между бетоном и арматурой.
Рисунок 5. Общий вид расчетной модели с нарушением контакта между бетоном и арматурой.
Рисунок 6. Результаты. Прогиб, мм.
Рисунок 7. Результаты. Напряжения в сжатой зоне, МПа.
В данном случае, отсутствие сцепления одного стержня с бетоном привело к изменениям в НДС элемента – в пределах 4-6%.
Выводы
В данной статье на основании данных, полученных из многочисленных исследований, а также данных проведенного численного эксперимента показано, какое принципиальное влияние может оказывать отсутствие сцепления арматуры с бетоном на изгибаемый железобетонный элемент.
При отсутствии сцепления арматуры с бетоном при прочих равных в изгибаемом элементе происходит увеличение напряжений в сжатой зоне бетона, а также увеличение прогибов. В рассмотренном примере эффект составляет 4-6%, однако он может увеличится в зависимости от конфигурации сечения.
- Рабинович Ф.Н. Композиты на основе дисперсно- армированных бетонов. Вопросы теории и проектирования, технология, конструкции. Монография. М.: АСВ, 2004. 560 с.
- Хейнтц А. Фибробетон. Перспективы применения // Бетон и железобетон. Оборудование. Материалы. Технологии. Ежегодный сборник. 2009. Вып. 2. С. 92–94.
- Талантова К.В., Михеев Н.М. Сталефибробетон и конструкции на его основе. Монография. СПб: Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2014. 280 с.
- Моргун Л.В., Моргун В.Н., Смирнова П.В., Бацман М.О. Зависимость скорости формирования структуры пенобетонов от температуры сырьевых компонентов // Строительные материалы. 2008. № 6. С. 50–52.
- Петрова Т.М., Сорвачева Ю.А. Внутренняя коррозия бетона как фактор снижения долговечности объектов транспортного строительства // Наука и транспорт. Транспортное строительство. 2012. № 4. С. 56–60.
- Stark J. Alkali-Kieselsaure-Reaktion. F.A. Finqer institute fur Baustoffkunde. 2008. 139 p.
- Управление процессами технологии, структурой и свойствами бетонов / Под ред. Е.М.Чернышева, Е.И. Шмитько. Воронеж: ВоронежГАСУ, 2002. С. 78 124.
- Герега А.Н., Выровой В.Н. Управление свойствами композиционных материалов. Перколяционный подход // Вестник ОГАСА. 2005. Вып. 20. С. 56–61.