Охранная зона автодороги регионального значения
Перейти к содержимому

Охранная зона автодороги регионального значения

  • автор:

Охранная зона автодороги регионального значения

Статья 26. Придорожные полосы автомобильных дорог

1. Для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы.

2. В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере:

1) семидесяти пяти метров — для автомобильных дорог первой и второй категорий;

2) пятидесяти метров — для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;

3) двадцати пяти метров — для автомобильных дорог пятой категории;

4) ста метров — для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек;

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) ста пятидесяти метров — для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.

3. Решение об установлении придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об изменении таких придорожных полос принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Решение об установлении придорожных полос частных автомобильных дорог или об изменении таких придорожных полос принимается:

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или строительство которых планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

2) уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов) или строительство которых планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов);

(в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 240-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) органом местного самоуправления муниципального района в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях в границах муниципального района или строительство которых планируется осуществлять в границах муниципального района на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях в границах муниципального района, а также в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях сельских поселений (за исключением случая, установленного пунктом 3.1 настоящей части);

(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1) органом местного самоуправления сельского поселения в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территории сельского поселения (в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений);

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

4) органом местного самоуправления городского поселения в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены в границах городского поселения или строительство которых планируется осуществлять в границах городского поселения;

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1) органом местного самоуправления муниципального округа в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены в границах муниципального округа или строительство которых планируется осуществлять в границах муниципального округа;

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 13.06.2023 N 240-ФЗ)

5) органом местного самоуправления городского округа в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены в границах городского округа или строительство которых планируется осуществлять в границах городского округа.

5. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения или об изменении таких придорожных полос, в течение семи дней со дня принятия такого решения направляют копию такого решения в орган местного самоуправления муниципального округа, орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления поселения, в отношении территорий которых принято такое решение.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 13.06.2023 N 240-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Обозначение границ придорожных полос автомобильных дорог на местности осуществляется владельцами автомобильных дорог за их счет.

Согласование владельцем автомобильной дороги, предусмотренное ч. 8 ст. 26, в 2022 и 2023 годах осуществляется с учетом ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 01.05.2022 N 124-ФЗ.

8. Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей (далее в настоящей статье — технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).

(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей без разрешения на строительство (в случае, если для строительства или реконструкции указанных объектов требуется выдача разрешения на строительство), без предусмотренного частью 8 или 8.2 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, осуществить снос незаконно возведенных объектов и сооружений и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения таких требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов или сооружений с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении указанных объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок осуществления владельцем автомобильной дороги мониторинга соблюдения технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 193-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2. В случае, если для размещения объекта капитального строительства требуется подготовка документации по планировке территории, документация по планировке территории, предусматривающая размещение такого объекта в границах придорожной полосы автомобильной дороги, до ее утверждения согласовывается с владельцем автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению. При этом получение согласия на строительство, реконструкцию объекта в границах придорожной полосы автомобильной дороги в соответствии с частью 8 настоящей статьи не требуется.

(часть 8.2 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

8.3. Уведомление о согласии на строительство, реконструкцию предусмотренного частью 8 настоящей статьи объекта в границах придорожной полосы автомобильной дороги с документацией по планировке территории, предусматривающей размещение объекта капитального строительства в границах придорожной полосы автомобильной дороги, или об отказе в согласовании строительства, реконструкции такого объекта, документации по планировке территории направляется владельцем автомобильной дороги лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении согласия на строительство, реконструкцию такого объекта в границах придорожной полосы автомобильной дороги или о согласовании документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта капитального строительства в границах придорожной полосы автомобильной дороги, в течение тридцати дней со дня поступления указанного заявления. В уведомлении об отказе в согласовании строительства, реконструкции такого объекта, документации по планировке территории должны быть указаны все причины такого отказа.

(часть 8.3 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

8.4. Отказ в согласовании строительства, реконструкции предусмотренного частью 8 настоящей статьи объекта в границах придорожных полос автомобильных дорог, документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта капитального строительства в границах придорожных полос автомобильных дорог, допускается по следующим основаниям:

1) строительство, реконструкция объекта приведут к ухудшению видимости на автомобильной дороге и других условий безопасности дорожного движения;

2) строительство, реконструкция объекта приведут к невозможности выполнения работ по содержанию и ремонту автомобильной дороги и входящих в ее состав дорожных сооружений;

3) строительство, реконструкция объекта приведут к невозможности реконструкции автомобильной дороги в случае, если такая реконструкция предусмотрена утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории.

(часть 8.4 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

До 01.01.2025 установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий осуществляется в порядке, установленном до 04.08.2018 (ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ).

9. Положение о придорожных полосах автомобильных дорог утверждается Правительством Российской Федерации.

(часть 9 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 56. Охранные зоны инженерно-транспортных коммуникаций Полоса отвода автомобильных дорог

Придорожные полосы автомобильных дорог — территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которой устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, её сохранности с учётом перспектив развития автомобильной дороги. В соответствии с федеральным законом N 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» придорожные полосы устанавливаются для автомобильных дорог (за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населённых пунктов) в зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учётом перспектив их развития.

Охранные зоны объектов электросетевого хозяйства

Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.02.2009 г. N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»:

— размеры охранных зон вдоль воздушных линий электропередачи — в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии:

1 — 10 кВ — 10 м; 35 кВ — 15 м, 110 кВ — 20 м.

Охранные зоны трубопроводов

Согласно Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» вдоль трасс подземных газопроводов при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода, охранная зона устанавливается в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и 2 м — с противоположной стороны.

Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных работ с обязательным соблюдением настоящих правил.

В охранных зонах трубопроводов запрещается:

— перемещать, ломать опознавательные знаки, контрольно-измерительные пункты;

— открывать калитки и двери газорегуляторных пунктов, станций катодной и дренажной защиты, люки подземных колодцев, включать или отключать электроснабжение средств связи, освещения и систем телемеханики;

— устраивать всякого рода свалки и склады;

— разводить огонь и размещать источники огня;

— рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра;

— самовольно подключаться к газораспределительным сетям.

Охранные зоны линий связи

Согласно Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 г. N 578; СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03:

1. На трассах кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации устанавливаются охранные зоны:

— для подземных кабельных и для воздушных линий связи и линий радиофикации, расположенных вне населенных пунктов на безлесных участках, — в виде участков земли вдоль этих линий, определяемых параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи или от крайних проводов воздушных линий связи и линий радиофикации не менее чем на 2 метра с каждой стороны;

— для наземных и подземных необслуживаемых усилительных и регенерационных пунктов на кабельных линиях связи — в виде участков земли, определяемых замкнутой линией, отстоящей от центра установки усилительных и регенерационных пунктов или от границы их обвалования не менее чем на 3 метра и от контуров заземления не менее чем на 2 метра;

2. На трассах радиорелейных линий связи в целях предупреждения экранирующего действия распространению радиоволн эксплуатирующие предприятия определяют участки земли, на которых запрещается возведение зданий и сооружений, а также посадка деревьев. Расположение и границы этих участков предусматриваются в проектах строительства радиорелейных линий связи и согласовываются с органами местного самоуправления.

3. Уровни электромагнитных излучений не должны превышать предельно допустимые уровни (ПДУ) согласно приложению 1 к СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03. Границы санитарно-защитных зон определяются на высоте 2 м от поверхности земли по ПДУ.

Зоны особо охраняемых территорий Зоны объектов культурного наследия Статья 57. >>
Зоны действия опасных природных или техногенных процессов
Содержание
Решение Мордовского поселкового Совета народных депутатов Мордовского района Тамбовской области от 25 апреля 2013 г. N 472.

Охранная зона автомобильной дороги

Подборка наиболее важных документов по запросу Охранная зона автомобильной дороги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Дороги:
  • Автодор
  • Автомобильные дороги необщего пользования
  • Автомобильные дороги общего пользования
  • Асфальтирование
  • Внутриквартальные дороги
  • Показать все
  • Дороги:
  • Автодор
  • Автомобильные дороги необщего пользования
  • Автомобильные дороги общего пользования
  • Асфальтирование
  • Внутриквартальные дороги
  • Показать все
  • Охранные зоны:
  • Водоохранная зона
  • Водоохранная зона реки
  • Зоны охраны объектов культурного наследия
  • Зоны санитарной охраны источников водоснабжения
  • Охранная зона
  • Показать все

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2023 N 304-ЭС23-6781 по делу N А46-1346/2022
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным предписания жилищной инспекции.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку не подтверждены доводы муниципалитета о неисполнимости оспариваемого предписания, имеется возможность установки контейнеров с соблюдением необходимых отступов и без нарушения полос отвода железной дороги.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано. Кроме того, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611, нормами Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», суд пришел к выводу, что создание мест (площадок) для накопления отходов не исключается и в границах полос отвода железных дорог и придорожных полос автомобильных дорог, в том числе с учетом установленных для соответствующих земельных участков ограничений в использовании.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Ситуация: Имеют ли граждане право на размещение металлических гаражей?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2024) В этом случае металлический тент (гараж) размещается в шаговой доступности от места проживания такого автовладельца. Вместе с тем его установка запрещена, например, на местах прохождения подземных инженерных коммуникаций, в охранных зонах железных и автодорог, на пешеходных дорожках, на газонах, в парковых зонах и прибрежных зонах водоемов, у стен жилых домов, на детских и спортивных площадках, на территории школ и детских садов (п. п. 1, 2 разд. I, п. 1 разд. III Положения, утв. Постановлением главы городского округа Химки МО от 16.07.2007 N 1089).

Полоса отвода автомобильной дороги.

Авторский надзор автодорога г. Гатчина

Полоса отвода – термин, применимый для обозначения тех участков земли, где возможно устройство конструктивных элементов дороги. При выделении полосы дороги не рассматриваются качество и категория земельного участка. Кроме собственно дорог на полосе отвода можно устроить объекты, обеспечивающие сервис, а также сооружения, необходимые для корректного функционирования трассы.

Полоса отвода – это граница земель, отведенных для транспортных средств.

Под придорожной полосой принято понимать такую территорию, которая с двух сторон непосредственно примыкает к месту, предназначенному для движения автотранспорта. В границах придорожной территории действует специальный строгий режим использования площади. Необходимо обустроить участки таким образом, чтобы перемещение на автомобиле было по возможности безопасным.

Кроме того, полоса отвода устраивается с расчетом на предстоящую реконструкцию и даже капитальный ремонт. Участок создаётся таким образом, чтобы упростить задачи обслуживания трассы, гарантировать максимально длительную сохранность дороги. Профессиональный подход к отведению земельного участка обязательно учитывает развитие шоссе в будущем, оценивая все возможные перспективы.

Придорожная полоса отвода не требуется, если дорога прокладывается в населенном пункте. Во всех остальных случаях при отведении участка земли необходимо проанализировать перспективы возможного нарастания потока машин и расширения трассы.

Стандарты

Действующие стандарты: 75 метров для I и II категорий; 50 метров для III и IV категорий; 25 метров для V категории. При обустройстве обязательно учитываются требования нормативных документов и СНиП. Автомобильные дороги – места повышенной опасности, поэтому вопросы надежности и качества выходят на первое место.

При создании дорог, которыми бы соединялись административные центры, а также Москва, Санкт-Петербург с другими городами; трасс, которые бы соединяли общие федеральные дороги — полосы отвода необходимо делать 100 метров. 150 метров – стандарт, действующий для тех участков, которые предназначены для окружного объезда крупных населенных пунктов (тех, где поживают от 250 000 человек и более). Управляющий орган конкретного субъекта выбирает границы при учете нормативной документации РФ.

Автомобильные дороги – зона ответственности федералов, муниципалов, регионалов, чиновников местного уровня. Этим занимается исполнительная власть. Дороги и их границы – задача органов местного самоуправления либо тех, которые ведают государственным дорожным имуществом. Составляет проект полосы отвода заинтересованное лицо. В некоторых случаях это оформляется в рамках государственного контракта, если речь идет о дороге, которая затем будет в собственности государства. При необходимости обустройства частной трассы задачи проекта берет на себя собственник.
Сделать проект «на коленке» не получится, придется обратиться к специалистам. Проектировщики разработают полный пакет сопроводительной документации, на основании которого уполномоченный орган местной власти принимает решение о согласовании либо отправляет на доработку. Лишь после полного оформления пакета документов и согласования всех заинтересованных сторон можно будет приступать к работам. Заплатить за все придется, очевидно, собственнику.

Придорожная территория – это не то место, которое может обустраивать кто угодно. К работам допускаются только настоящие профессионалы, ведь от этого зависит, насколько безопасной и надежной будет трасса. В работе должны быть задействованы инженеры-проектировщики, инженеры-строители, имеющие специализацию, предполагающую именно строительство автомобильных дорог.
Нет строгих критериев отбора конкретных работников, исполняющих указания прорабов, но предпочтение стоит отдавать тем, кто уже имел дело с созданием трасс. Задачи сложные, требуют применения специальной техники, поэтому обучиться с нуля откровенно непросто.

Полосы отвода выделяются в пользование постоянное, то есть эксплуатация не имеет четко оговоренного срока. А вот дополнительная ширина полосы отвода, которую получают строители для ведения работ, выдается только на заданный промежуток времени, — пока ведутся работы по созданию трассы. Производится отвод полос в строгом соответствии с тем, как движется строительство. Для каждого этапа – свой участок. То, какие именно полосы и когда отводятся, определяется проектной документацией.

Выбор земельного участка под полосу отвода производится в соответствии с земельным законодательством, действующим на текущий момент. Также разработаны положения по восстановлению земель, обязательные к учету, так как при создании трассы происходит сильное разрушение природного слоя грунта. Кроме того, действуют иные нормативные акты, включая местную документацию, которые обязательны к учету для корректного выделения и создания полос отвода автомобильной дороги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *