Поперечная привязка подкрановых путей башенного крана
Безопасность труда на строительной площадке и её обеспечение зависит от правильного расположения монтажных и грузоподъемных механизмов. Поэтому в числе первых мероприятий по обеспечению безопасности труда на строительной площадке производят рабочую привязку этих механизмов с учетом требований безопасности.
После подбора крана производится его поперечная привязка. Эта привязка крана производится исходя из необходимости соблюдения безопасного расстояния между краном и другими объектами на строительной площадке (здания, сооружения, строительные леса, складируемые конструкции и т.п.).
Минимальное расстояние В (м) от оси подкрановых путей или оси передвижения крана определяется из выражения::
В – минимальное расстояние от оси подкрановых путей до наружной грани сооружения;
Rпов – радиус поворотной платформы;
Lбез – безопасное расстояние от выступающей части крана до габарита строения принимаем не менее 0,7 м на высоте до 2м.
В = 3,8 + 0,7 = 4,5 м
Продольная привязка подкрановых путей
Продольная привязка башенных кранов производится для определения необходимой длины подкрановых путей, с учетом обеспечения доставки наиболее тяжелых и наиболее удаленных грузов во все запланированные зоны объекта, а также для обеспечения безопасности работ при использовании крана с учетом необходимой длины тормозного пути и устройства тупиковых упоров.
Обычно эта задача решается графическим способом путем последовательного выполнения следующих операций:
— в определенном масштабе вычерчивается внешний габарит строящегося объекта;
— в этом же масштабе на чертеже наносится ось движения крана, расстояние которой от габарита объекта (В) было определено путем поперечной привязки крана;
— из крайних точек габарита здания, со стороны противоположной местоположению башенного крана радиусом, равным величине максимального вылета стрелы крана с учетом массы тяжелого груза, делают засечки на оси движения крана.
— из середины внутреннего контура здания раствором циркуля, соответствующим минимальному вылету стрелы крана также делают засечки на оси движения крана;
— крайние засечки на оси движения крана определяют положение центра базы крана в его крайних стоянках;
— с учетом полученных положений центра базы крана в его крайних стоянках
определяется необходимая длина подкрановых путей по формуле:
Lп.п – длина подкрановых путей;
ℓторм – величина тормозного пути крана, принимается не менее 1,5м;
ℓтуп – расстояние от конца до тупиков, равное 0,5м.
Lп.п = 26, 514 + 6+ 2 х 1,5 + 2 х 0,5 = 36, 514 м
36, 514 / 6,25 = 5,84224 ≈ 6
Lп.п = 6 х 6,25 = 37,5 м
Расстояние от оси ближайшего к ограждению рельса до самого ограждения ℓп.п определяют по формуле:
вк – ширина колеи крана;
ℓбез – принимают равным 0,7
ℓп.п = (3,8 – 0,5 х 6) + 0,7 = 1,5 м
Определение зон влияния крана.
При организации строительной площадки и размещения строительных машин при проектировании строй генплана следует устанавливать опасные для людей зоны, в пределах которых постоянно действуют и потенциально могут действовать опасные производственные факторы.
К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов, связанных с работой монтажных и грузоподъемных машин, относятся места, над которыми происходит перемещение грузов кранами. Эта зона ограждается защитными ограждениями, удовлетворяющими требованиям ГОСТ 23407—78.
К зонам потенциально действующих опасных факторов относятся участки территории вблизи строящегося здания (сооружения); этажи (ярусы) зданий и сооружений в одной захватке, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования. Эта зона ограждается сигнальными ограждениями в соответствии с ГОСТ 23407—78.
Производство работ в этих зонах требует специальных организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работающих,
В целях создания условий безопасного ведения работ действующие нормативы предусматривают различные зоны: монтажную, зону обслуживания краном, перемещения груза, опасные зоны работы крана, путей, подъемника, дорог, монтажа конструкций.
Монтажная зона является потенциально опасной. Она равна контуру здания плюс 7 м при высоте здания до 20 м и плюс 10 м при высоте 70 м. На стройгенплане зону обозначают штрих пунктирной линией, а на местности — хорошо видимыми предупредительными надписями или знаками. В этой зоне можно размещать только монтажный механизм, включая место, ограниченное ограждением подкрановых путей. Складировать материалы здесь нельзя. Для прохода людей в здание назначают определенные места, обозначенные на СГП, с фасада здания, противоположного установке крана. Места проходов к зданию через монтажную зону снабжают навесами.
Зона обслуживания краном определяется для башенных кранов путем нанесения на план из крайних стоянок полуокружностей радиусом, соответствующим максимально необходимому для работы вылету крюка, и соединения их прямыми линиями.
Для стреловых кранов зону обслуживания определяют так же, как и для башенного крана, т. е. радиусом, соответствующим максимальному рабочему вылету крюка крана, но показывают иначе — по отдельным стоянкам.
Границы зоны перемещения груза определяют расстоянием по горизонтали от рабочей зоны (зоны обслуживания) крана до возможного места падения груза в процессе его перемещения.
Зону перемещения груза обычно отдельно на плане не выделяют: она служит составляющей при расчете границ опасной зоны работы крана, которая суммирует все входящие в ее контур зоны.
Опасные зоны дорог — участки подъездов и подходов в пределах указанных зон, где могут находиться люди, не участвующие в совместной с краном работе, осуществляться движение транспортных средств или работа других механизмов. Эти зоны, на стройгенплане заштриховываются.
Опасную зону монтажа конструкций наносят на объектном СГП при вертикальной привязке крана. Указанная зона проявляется при монтаже элементов на верхних этажах при невозможности соблюдения установленных правилами Госгортехнадзора минимальных расстояний: от крана или противовеса до монтажного горизонта — 2м; от стрелы крана до ближайшего к крану элемента здания по горизонтали—1 м; от противовеса крана до максимально выступающего элемента здания.
Рис.8. Зоны влияния крана
Rмакс. — максимальный рабочий вылет крюка крана, м;
0,5lмакс — половина длины наибольшего перемещаемого груза, м;
lбез — дополнительное расстояние для безопасной работы, устанавливается в соответствии со СНиП.
Последняя составляющая lбез вызвана возможным рассеиванием груза в случае падения из-за раскачивания его на крюке под динамическими воздействиями движений крюка и силы давления ветра и зависит от высоты подъема груза. На границах опасных зон устанавливают знаки безопасности, место их установки по ГОСТу обозначают на СГП.
Опасные зоны дорог — участки подъездов и подходов в пределах указанных зон, где могут находиться люди, не участвующие в совместной с краном работе, осуществляться движение транспортных средств или работа других механизмов. Эти зоны, на стройгенплане заштриховываются.
На местности границы опасных зон должны быть обозначены специальными ориентирами, плакатами и соответствующими световыми сигналами, хорошо видимыми крановщикам, стропальщикам и машинисту подъемника в любое время суток. Места установки ориентиров и их тип должны быть указаны на стройгенплане.
Наличие опасной зоны монтажа требует разработки специальных мероприятий: выдачи нарядов на особо опасные монтажные работы, ограждения опасной зоны видимыми сигналами, разработки инструкций для крановщиков и монтажников, изменения в ППР установленной в технологической карте последовательности монтажа на основе метода «отступления на кран».
Привязка башенного крана к зданию
В настоящее время в мире строительства широко применяется привязка башенных кранов зарубежного и отечественного производства. Крепятся такие краны к сооружению с помощью тяг (связей), которые представляют собой сваренные конструкции из метала с регулируемой системой длины тяги . Конструкции соединяются одной стороной с краном , другой стороной с опорным элементом стойки. В результате этого соединения нагрузка передается естественно на несущие конструкции сооружения . Длину связей (тяг) возможно регулировать в нужном вам диапазоне необходимом для компенсирования в неточности установки крана , закладных деталях и в работе над креплениями крана .
От крана на здание передается нагрузка. рассмотрим пример крана КБ -676 можно отметить что все зависит от высоты подъема крепления крюка , одно крепление — до 83 м , два — до 107 м, три -до120 м.
Действие нагрузок на узлы крепления в рабочем и нерабочем состоянии крана .
Сочетание расчета нагрузок в рабочем состоянии крана включает в себя нагрузку от веса груза самого крана, снега, льда и силы инерции и ветровых порывов .
Расчет нагрузки в нерабочем состоянии включает только ветровые нагрузки. Значение шкалы нагрузки определяются изготовителями крана и доводятся в записях технической документации эксплуатации крана . Работу по монтажу, разработке и изготовлению узлов для крепления крана производит организация эксплуатирующая данный кран . Приведенные в документах значения являются максимально существующими нагрузками и не берут во внимание высоту при подъеме крюка и общее количество креплений на кране .
Проведенные расчеты показывают , что большие нагрузки на узлы креплений крана приходятся на его нерабочее состояние.
Судя из всего перечисленного следует сделать выводы, что больше всего нагрузкой подвергаются узлы креплений верхних уровней сцепления крана,
само высокой нагрузкой на узлы креплений подвержены краны во многих случаях, таких как- при креплении одного уровня. Но давление существенно ниже , чем указывают изготовители в техническом паспорте.
Стоит еще учесть, что величины нагрузки оказывают большое влияние на общий вес всех скрепленных узлов крана , стоимость же их изготовления и решения конструктивного усиления строения в местах крепления узлов крана. Важно разработать методику по определению и подсчету шкалы нагрузок с учетом всех приведенных факторов написанных выше.
Еще статьи из этой рубрики:
В данное время есть несколько основных способов разрушения горных пород это; Механический, применятся инструменты, машины и гидравлические аппараты). Физический- используется огневой и .
Правила при проведении земляных работ по возведению и ремонт подземно-надземных объектов устанавливает один порядок при работе во всех видах и рода земляных работ и проблемах которые появляются .
Для работы в условиях низких температур, погрузчик К 701 требует специальной подготовки. В первую очередь это касается смены летних сортов топлива и масел на зимние в соответствии .
20.2.2 Привязка и размещение монтажных кранов
При проектировании объектного стройгенплана прежде всего размещают строительные машины, монтажные и грузозахватные механизмы, производят горизонтальную и вертикальную их привязку с обозначением путей движения, зон действия, ограждения подкрановых путей и опасных зон, затем производят размещение открытых и закрытых складов, рассчитывают и привязывают временные, мобильные (инвентарные) здания и сооружения и коммуникации. При этом необходимо выполнять требования противопожарной безопасности, охраны труда и производственной санитарии.
Варианты размещения монтажных кранов
Условия работы грузоподъемных кранов различного типа требуют корректировки схем их привязки к строящимся (реконструируемым) объектам.
В практике строительства возможны следующие варианты проектных решений:
— совместная работа кранов различного типа;
— совместная работа кранов и строительных подъемников;
— работа кранов при установке их на конструкциях здания;
— работа кранов в охранной зоне линий электропередачи (ЛЭП);
— при установке кранов над действующими подземными коммуникациями; при работе кранов в местах движения транспорта и пешеходов;
— в условиях реконструкции зданий и сооружений;
— в чрезвычайных ситуациях (восстановительные работы, разборка завалов и т.п.).
Возможные варианты работы кранов при строительстве и реконструкции зданий и сооружений приведены в табл. 20.1.
При привязке кранов , работающих на одном подкрановом пути, предусматривается принудительное ограничение их сближения между собой, выступающими конструкциями или перемещаемыми грузами путем установки упоров, ограничивающих это сближение до 5 м.
При работе грузоподъемного крана на строительстве отдельного здания можно выделить три самостоятельных зоны: обслуживания, перемещения груза и опасной для нахождения людей.
Зона обслуживания башенных рельсовых и самоходных кранов определяется максимальным рабочим вылетом стрелы на участке между крайними стоянками крана на рельсовом или безрельсовом крановом пути.
Граница зоны перемещения грузов на рабочих чертежах не указывается и определяется границей зоны обслуживания крана плюс половина в плане максимального размера перемещаемого груза.
Зона, опасная для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления грузов определяется суммарной величиной зоны перемещения грузов и ширины опасной зоны, определяемой по СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве>) в зависимости от высоты возможного падения груза, определяемой расстоянием от поверхности земли до низа груза, подвешенного на съемном грузозахватном приспособлении.
Типичные варианты работы грузоподъемных кранов при строительстве зданий и сооружений
При использовании rрузоподъёмных кранов в случаях, когда в опасные зоны попадают соседние здания и сооружения, в которых находятся люди, транспортные или пешеходные дороги, в проекте предусматриваются решения (мероприятия) по обеспечению безопасности людей, в том числе:
— перенесение транспортных и пешеходных дорог, а также входов и выходов в эксплуатируемое здание за пределы опасных зон;
— защита оконных и дверных проемов, попадающих в опасную зону, специально предназначенными для этого предохранительными ограждениями;
— выселение (удаление) людей из зданий и сооружений, конструкции которых не обеспечивают безопасность людей при случайном падении на эти конструкции перемещаемых грузов или выполнение мероприятий, предусматривающих отсутствие людей в определяемых проемом опасных зонах указанных зданий и сооружений во время производства строительномонтажных работ.
Во избежание попадания людей в опасную зону работы крана на нём устанавливают ограничители поворота стрелы крана (рис. 20.1 ).
Рис. 20.1 Ограничение зоны работы башенного крана:
1 — граница рабочей зоны крана; 2 — граница опасной для людей зоны; 3 — монтажная зона крана; 4 — граница опасной зоны передвижения крана; 5 — ограничение угла поворота стрелы крана
› Содержание › 20.2.2 Привязка монтажных кранов
Привязка монтажных кранов.
Поперечная привязка подкрановых путей башенных кранов. Установку башенных и рельсовых стреловых кранов (кранов нулевого цикла) у зданий и сооружений производят исходя из необходимости соблюдения безопасного расстояния между зданием и краном. Ось подкрановых путей, а следовательно, и ось передвижения кранов относительно строящегося здания определяют согласно рис. 12.1, а по формуле
В=Rпов+lбез,
где В — минимальное расстояние от оси подкр. путей до наружной грани сооружения, м; —Rпов — радиус поворота платформы, м; Iбез — безопасное расстояние — расстояние от выступающей части крана до габарита строения, не менее 0,7 м на высоте до 2 м и 0,4 м на высоте более 2 м
Установку кранов башенных и рельсовых вблизи котлованов а траншей, не имеющих специальных ‚ для предупреждения оползания грунта, производят исходя из глубины выемки и характеристики грунта. При устройстве подкранового пути у неукрепленного котлована, траншеи и другой выемки глубиной h наименьшее расстояние по горизонтали от основания откоса (края для котлована) до нижнего края балластной призмы lб должно соответствовать согласно СН 78-79 следующим размерам (рис. 12.1, 6):
для глин и суглинков lб≥h+0,4;
Для песчаных и супесчаных грунтов lб≥l,5h+0,4,
где lб – расстояние от основания откоса до нижнего края балластной призмы.
Продольная привязка подкр. путей.
Для определения крайних стоянок производят засечки на оси перемещения крана по порядку: из крайних углов внешнего габарита здания со стороны, противоположной башенному крану – раствором циркуля, соответствующим максимальному вылету стрелы (рис 12.3,а); из середины внутреннего контура здания — минимальному вылету стрелы крана (рис. 12.3, б); из центра тяжести наиболее тяжелых элементов — раствором циркуля, соответствующим определенному вылету стрелы согласно грузовой характеристике крана (рис. 12.3, в). Крайние засечки определяют положение центра крана в крайнем положении (рис.12.3, г) и показывают положение самых тяжелых элементов.
По крайним стоянкам находят длину путей:
Lп.п=lкр+Нкр+2lторм+2lтуп или Lп.п=lкр+Нкр+4, где Lп.п — длина подкр. путей.
Lп.п=6,25*nзв≥25м, 6,25 — длина одного полузвена подкр. путей, м;
nзв — количество полузвеньев; lкр — расстояние м/у крайними стоянками, м;
Нкр — база крана, определяемая по справочнику, м;
lторм — величина тормозного пути, не менее 1,5 м;
lтуп — расстояние от конца рельса до тупиков, 0,5 м.
Привязка ограждений подкр. путей. Расстояние от оси ближнего к ограждению рельса до ограждения 1пп определяют:
1пп=(Rпов-0,5bк)+ lбез, где bк — ширина колеи крана, м;
lбез — принимают 0,7 м.
Зоны влияния крана. При размещении строительных машин следует установить опасные для людей зоны, в пределах которых постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные производственные факторы.
К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов, связанных с работой монтажных и грузоподъемных машин, относятся места, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными кранами. Эта зона ограждается защитными ограждениями, удовлетворяющими требованиям ГОСТ . Под защитными ограждениями понимаются устройства, предназначенные для предотвращения непреднамеренного доступа людей в зону.
К зонам потенциально действующих опасных факторов относятся участки территории вблизи строящегося здания (сооружения) и этажи (ярусы) зданий и сооружений в одной захватке, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования. Эта зона ограждается сигнальными ограждениями в соответствии с ГОСТ . Под сигнальными ограждениями понимаются устройства, предназначенные для предупреждения о потенциально действующих опасных производственных факторах и обозначения зон ограниченного доступа. Производство работ в этих зонах требует специальных организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работающих.
В целях создания условий безопасного ведения работ действующие нормативы предусматривают различные зоны: монтажную, зону обслуживания краном, перемещения груза, опасную зону работы крана, опасную зону путей, зону работы подъемника, опасную зону дорог, опасную зону монтажа конструкций.
Монтажной зоной называют пространство, где возможно падение груза при установке и закреплении элементов. Согласно СНиП, эта зона является потенциально опасной. Она равна конту ру здания плюс 7 м при высоте здания до 20 м, плюс 10 м при высоте 100 м, На СГП зону обозначают пунктирной линией (рис. 12.4, а), а на местности — хорошо видимыми предупредительными надписями или знаками. В этой зоне можно размещать только монтажный механизм, включая место, ограниченное ограждением подкрановых путей. Складировать материалы здесь нельзя. Для прохода людей в здание назначают определенные места, обозначенные на СГП, с фасада здания, противоположного установке крана. Места проходов к зданию через монтажную зону снабжают навесами.
Зоной обслуживания краном или рабочей зоной крана называют пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком крана. Определяется для башенных кранов путем нанесения на план из крайних стоянок полуокружностей радиусом, соответствующим максимально необходимому для работы вылету стрелы, и соединения их прямыми утолщенными линиями (рис. 12.4, б). Для стреловых кранов зону обслуживания определяют так же, как и для башенного крана, т. е. радиусом, соответствующим максимальному рабочему вылету стрелы крана, но показывают иначе — по отдельным стоянкам (рис. 12.5, 12.6).
Зоной перемещения груза называют пространство, находящееся в пределах возможного перемещения груза, подвешенного на крюке крана. Зоны определяются расстоянием по горизонтали от границы рабочей зоны (зоны обслуживания) крана до возможного места падения груза в процессе его перемещения. Для башенных кранов граница зоны определяется суммой максимального рабочего вылета стрелы и ширины зоны, принимаемой равной половине длины самого длинного перемещаемого груза. Для стреловых кранов величина зоны зависит от наличия или отсутствия на кране дополнительного устройства, удерживающего стрелу крана от падения.
Если кран снабжен дополнительным устройством, удерживающим стрелу от падения, то ширина зоны принимается так же, как для башенного крана. Для кранов, не оборудованных дополнительным устройством, граница зоны определяется радиусом, соответствующим возможному падению стрелы крана, т. е. длиной стрелы крана, расположенной горизонтально (рис. 12.6).
Опасной зоной работы крана называют пространство, где возможно падение груза при его перемещении с учетом вероятного рассеивания при падении.
Для башенных кранов границу опасной зоны работы Rоп определяют радиусом, рассчитываемым по формуле
где Rmax — максимальный рабочий вылет стрелы крана, м; 0,5lmax — половина длины наибольшего перемещаемого груза, м; lбез — дополнительное расстояние для безопасной работы, устанавливаемое в соответствии со СНиПом .
Опасные зоны дорог — участки подъездов и подходов в пределах указанных зон, где могут находиться люди, не участвующие в совместной с краном работе, осуществляется движение транспортных средств или работа других механизмов. Эти зоны на СГП выделяются особо (заштриховываются) (рис. 12.9).
На местности границы опасных зон должны быть обозначены специальными ориентирами, плакатами и соответствующими световыми сигналами, хорошо видимыми крановщикам, стропальщикам и машинисту подъемника в любое время суток. Места установки и их тип должны быть указаны на СГП.
Опасную зону монтажа конструкций наносят на объектном СГП при вертикальной привязке крана.
Строительная площадка должна иметь удобные подъезды и внутрипостроечные дороги для осуществления бесперебойного подвоза материалов, машин и оборудования в течение всего строительства в любое время года и при любой погоде.
При трассировке дорог должны соблюдаться минимальные расстояния, м: между дорогой и складской площадкой — 0,5. 1,0; между дорогой и подкрановыми путями — 6,5. 12,5 (это расстояние принимают исходя из величины вылета стрелы крана и рационального взаимного размещения крана — склада — дороги); между дорогой и осью железнодорожных путей 3,75 (для нормальной колеи) и 3,0 (для узкой колеи); между дорогой и забором, ограждающим строительную площадку,—не менее 1,5; между дорогой и бровкой траншеи исходя из свойств грунта и глубины траншей при нормативной глубине заложения для суглинистых грунтов — 0,5. 0,75, а для песчаных— 1,0. 1,5.
Недопустимо размещение временных дорог над подземными сетями и в непосредственной близости к проложенным и подлежащим прокладке подземным коммуникациям, так как это ведет к осадке грунта откосов или засыпке и деформации дорог. Если проект предусматривает параллельное расположение временных дорог и коммуникаций, то рекомендуется в первую очередь устраивать временные дороги с целью их использования при доставке материалов и изделий для работ по прокладке сетей.
На СГП должны быть четко отмечены соответствующими условными знаками и надписями въезды (выезды) транспорта, направление движения, развороты, разъезды, стоянки при разгрузке, привязочные размеры, а также указаны места установки знаков, обеспечивающих рациональное и безопасное использование транспорта. Все эти элементы должны иметь привязочные размеры.
Параметрами временных дорог являются число полос движения, ширина полотна и проезжей части, радиусы закругления, расчетная видимость.
Ширину проезжай части транзитных дорог принимают с учетом размеров плит: однополосных — 3,5 м, двухполосных с уширениями для стоянки машин при разгрузке — 6,0 м. При использовании тяжелых машин грузодъемностью 25.. .30 т и более (МАЗ-525, БелАЗ-540 и т. п.) ширина проезжей части увеличивается до 8 м. На участках дорог, где организовано одностороннее движение по кольцу в пределах видимости, но не менее чем через 100 м, устраивают площадки шириной 6 м и длиной 12. 18 м. Такие же площадки выполняют в зоне разгрузки материалов при любой схеме движения автотранспорта.
Радиусы закругления дорог определяют исходя из маневровых свойств автомашин и автопоездов, т. е. их поворотоспособности при движении вперед без применения заднего хода. Недостаточный внешний радиус закругления (R=6.. .8 м) приводит к разрушению проездов на поворотах.
Приобъектные склады организуют для временного хранения материалов, полуфабрикатов, изделий, конструкций и оборудования. Объем складского хозяйства зависит от вида, масштаба и методов строительства, в том числе от способов снабжения.
Проектирование складов следует вести в такой последовательности: определить необходимые запасы хранимых ресурсов; выбрать метод хранения (открытое, закрытое и др.); рассчитать площади по видам хранения; выбрать тип склада, разместить и привязать склады на площадке, произвести размещение деталей на открытых складах.
Классификация складов.
Склады различают в зависимости от назначения, принадлежности и места расположения.
Базисные склады (центральные базы материально-технического снабжения), обслуживающие несколько строительно-монтажных организаций, предназначены для приемки и хранения материалов и изделий, которые в последующем направляются на участковые и приобъектные склады, а также в цехи для переработки и комплектации.
Приобъектные склады устраивают на строительной площадке, они состоят из открытых складских площадок в зоне действия монтажного механизма и небольших кладовых для материалов закрытого хранения.
Расчетная площадь склада Fскл=Рскл*f, где Fскл — расчетная площадь склада; Рскл — запас основных материалов; f — нормативная площадь на единицу складируемого материала, определяемая по нормам.
Открытые склады на строительной площадке располагают в зоне действия монтажного крана, обслуживающего объект.