Актовый зал в школе не выше этажа
Перейти к содержимому

Актовый зал в школе не выше этажа

  • автор:

Актовый зал в школе

Несомненно, во всех школах есть учительская, кабинет информатики, спортивный зал, кабинет трудового обучения и т.д. Но встречаются такие факты- реальные примеры, что в школах нет актового зала! Актовый зал – неотъемлемая часть школьного здания и школьной жизни! А если нет, где же проводить праздники, концерты, мероприятия и др.?

13 апреля 2018
Ответить Пригласить Следить

Трушина Светлана Юрьевна

В нашем районном центре в самой большой школе, где обучается больше тысячи детей (я сама там когда-то училась) помещение актового зала совмещено со столовой! Просто в одной стороне- столовая, столы, а с другой- сцена. Когда проходят мероприятия — всё сдвигается. Но другое дело, что учителю музыки (и не только ей) негде заниматься с детьми, школа работает в 2 смены, и понятное дело, столовая в рабочем состоянии до позднего вечера! Знаю ,что кабинета музыки у этого учителя тоже нет, она ходит по классам, есть мизерная её личная комнатка, где этот учитель всё своё «хранит» под замком. И вообщем, репетируют тоже в основном там же.

«Школьные» СанПиН – 2023: актуальные требования к помещениям, организации образовательного процесса и учебникам

1 сентября стартует новый учебный год, и школы вновь откроют свои двери миллионам обучающихся. Как отметил Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами 7 августа 2023 года: «Дети должны не только получать все необходимые знания, но и заниматься в удобных, современных и оборудованных помещениях». На это же обращал внимание Президент РФ Владимир Путин, когда в ходе оглашения Послания Федеральному Собранию РФ 21 февраля 2023 года говорил о реализуемой программе обновления школ, в рамках которой за период с 2019 по 2024 год планируется построить более 1300 новых школ, 400 из которых будет введено до конца 2023 года. Объем финансирования этой программы из федерального бюджета за 5 лет составит почти 490 млрд руб.

В новом учебном году так же, как и в прошлом, будут действовать санитарно-эпидемиологические требования к образовательным организациям, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 (далее – СП 2.4.3648-20). Также к школе имеют отношение гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21). Документы применяются с 1 января и 1 марта 2021 года соответственно.

Несмотря на то что с указанных дат акты не претерпели существенных изменений, нелишним будет вспомнить закрепленные в них ключевые положения. Ознакомление с ними полезно как руководителям и сотрудникам образовательных организаций, так и школьникам и их родителям.

Требования к территории

Большинство требований к территории и помещениям общеобразовательных организаций аналогичны действовавшим до 1 января 2021 года. Это касается, например, расположения школ – расстояние от них до жилых зданий не должно превышать 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности – 800 м, в сельских поселениях – 1 км. Если это требование не соблюдается, то для обучающихся следует организовать транспортное обслуживание до организации и обратно – причем нельзя, чтобы протяженность пути была более 30 км в одну сторону. Перевозка допускается только предназначенным для перевозки детей транспортом, а для маломобильных обучающихся – специально оборудованным транспортным средством для их перевозки. Ограничен и радиус пешеходной доступности от жилых домов до места сбора детей на остановке – до 1 км в сельских местностях и не более 500 м – в других населенных пунктах (п. 2.1.2 СП 2.4.3648-20).

При этом начиная с 2021 года действует требование о размещении организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, только на собственной территории в отдельно стоящих зданиях. Более того, закреплен прямой запрет на их размещение в помещениях жилищного фонда, а также в функционирующих зданиях общественного и административного назначения (абз. 5-6 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20).

Часть требований касается собственной территории образовательных организаций – например, через нее не допускается проводить магистральные нефтепроводы, газопроводы и нефтепродуктопроводы, сети инженерно-технического обеспечения, предназначенные для обеспечения населенных пунктов, а также изолированные (транзитные) тепловые сети, которыми непосредственно не осуществляется теплоснабжение объектов (п. 2.1.1 СП 2.4.3648-20). Прошлый СанПиН упоминал в этой части только о магистральных инженерных коммуникациях городского и сельского назначения – водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения (абз. 3 п. 2.2 СанПиН 2.4.2.2821-10, утратил силу).

При этом не менее половины площади территории, свободной от застройки и физкультурно-спортивных площадок, должна быть занята зелеными насаждениями, в том числе и по периметру. Отклонение от этого параметра возможно только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в городах в условиях стесненной городской застройки. Что касается наличия на собственной территории плодоносящих ядовитыми плодами деревьев и кустарников, то их посадка по-прежнему запрещена (п. 2.2.1 СП 2.4.3648-20). Отметим, ранее действовавший СанПиН не допускал также посадку на территории образовательных учреждений колючих растений – в настоящее время оговорки в отношении них в тексте правил нет.

Конкретного указания на удаленность от здания специально оборудованной площадки для сбора мусора в правилах не имеется. Ранее ее предписывалось размещать в хозяйственной зоне на расстоянии не менее 20 м от здания, а теперь она должна быть размещена в непосредственной близости от въезда на территорию организации без учета расстояния от здания – главное, чтобы размеры площадки были на 1 м больше площади основания мусорных контейнеров с каждой стороны. При этом разрешено использовать другие специальные закрытые конструкции для сбора мусора и пищевых отходов, включая те, что находятся на смежных с территорией общеобразовательной организации контейнерных площадках жилой застройки (п. 2.2.3 СП 2.4.3648-20).

В СП идет речь и о зонировании собственной территории общеобразовательной организации – если ранее наряду с зоной отдыха, физкультурно-спортивной и хозяйственной зонами допускалось выделение учебно-опытной зоны, то сейчас о таковой не упоминается, зато дополнительно говорится об оборудовании парковочной зоны для маломобильных групп населения (п. 3.4.1 СП 2.4.3648-20).

У общеобразовательных организаций имеется возможность пользоваться спортивными сооружениями и площадками, расположенными за пределами собственной территории, для проведения занятий по физической культуре и спортивных соревнований – но при условии, что последние оборудованы в соответствии с требованиями санитарного законодательства. Собственные же спортивные площадки школ должны иметь полимерное или натуральное покрытие, а беговые дорожки и спортивные площадки – спланированы так, чтобы не возникало проблем с отводом поверхностных вод за пределы их границ при необходимости, так как проводить спортивные занятия и мероприятия на сырых площадках недопустимо, равно как и на площадках, имеющих дефекты (абз. 2 п. 2.2.2 СП 2.4.3648-20). Впрочем, не должна быть нарушена целостность покрытия всех проездов, подходов и дорожек на собственной территории общеобразовательной организации (п. 2.2.4 СП 2.4.3648-20).

Наконец, не допускается расположение на школьной территории построек и сооружений, функционально не связанных с деятельностью хозяйствующего субъекта. Также необходимо следить, чтобы на территории не появились грызуны и насекомые, включая клещей – бороться с ними можно способами, предусмотренными соответствующими санитарными правилами (п. 2.2.5-2.2.6 СП 2.4.3648-20).

Требования к помещениям

Нормы санитарных правил предусматривают требования к:

  • планировке зданий, строений, сооружений – она должна обеспечивать не только соблюдение гигиенических нормативов, но и доступность услуг, оказываемых инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
  • наличию отапливаемых переходов, связывающих несколько зданий, находящихся на одной собственной территории (неотапливаемые переходы допускаются только при определенных климатических условиях) (абз. 2 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
  • размещению помещений в подвальных этажах – там можно организовать только гардероб, туалет для персонала, тир, книгохранилище, хозяйственные и иные подсобные помещения, а вот медпункт в подвале разместить нельзя, о чем прямо указано в тексте правил (абз. 8 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
  • содержанию подвальных помещений – они должны быть сухими, без следов загрязнений, плесени, грибка и без складирования мусора (абз. 10 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
  • использованию помещений цокольного этажа – кроме помещений, аналогичных тем, что разрешены для размещения в подвальных этажах, допускается организация в цокольном этаже обеденных и тренажерных залов (абз. 9 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
  • размещению учебных помещений для детей младшего школьного возраста – они должны находиться не выше третьего этажа здания (абз. 11 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
  • минимальному количеству помещений, необходимых для функционирования организации, – оно зависит от формы пребывания детей (круглосуточно или дневное пребывание) (абз. 12 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
  • обеспечению водоснабжения и водоотведения – при отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения разрешено использовать нецентрализованные системы холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения, а при отсутствии горячего централизованного водоснабжения – водонагревающие устройства (п. 2.6.1 СП 2.4.3648-20);
  • размещению туалетных комнат – санитарные узлы раздельные для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями и умывальниками для мытья рук, должны быть размещены на каждом этаже, дополнительно предусматривается оборудование для обучающихся 5-11 классов комнаты или кабины личной гигиены девочек с унитазом, раковиной, душевым поддоном с гибким шлангом, биде или иным оборудованием, обеспечивающим личную гигиену, а для персонала предусматривается наличие отдельного санузла (п. 2.4.11, п. 3.4.10 СП 2.4.3648-20);
  • содержанию пола, стен и потолков в порядке – они не должны иметь дефектов и повреждений (п. 2.5.2-2.5.3 СП 2.4.3648-20);
  • остеклению окон – оно выполняется из цельного стекла, не допускается наличие трещин и иное нарушение целостности стекла, а сама конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года (п. 2.8.3, п. 2.7.2 СП 2.4.3648-20) – кстати, действующие санитарные правила дополнительно предусматривают оборудование окон, открываемых в весенний, летний и осенний периоды, москитными сетками (п. 2.4.13 СП 2.4.3648-20);
  • естественному и искусственному освещению – уровни освещения должны соответствовать гигиеническим нормативам, не допускается использовать в одном помещении разные типы ламп или лампы с разным светооизлучением, также нужно следить за исправностью источников искусственного освещения (п. 2.8.1, 2.8.5, 2.8.9 СП 2.4.3648-20);
  • наличию в каждом помещении емкости для сбора мусора, переполнение которой не допускается (абз. 7 п. 2.11.1 СП 2.4.3648-20).

При этом, в отличие от утративших силу СанПиН 2.4.2.2821-10, допускается предусматривать трансформируемые пространства для многофункционального назначения – актовый зал, обеденный зал, рекреации, библиотека, спортивный зал, учебные классы (п. 2.3.2 СП 2.4.3648-20).

Нормативы площадей основных помещений образовательных организаций тоже строго регламентированы – они представлены в виде таблицы в СанПиН 1.2.3685-21. К примеру, площадь учебных помещений при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий берется из расчета 3,5 кв. м/чел, помещений, оборудованных индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером, – 4,5 кв. м/рабочее место, мастерских трудового обучения, кабинета кулинарии и домоводства – 6 кв. м/рабочее место, туалетов – 0,1 кв. м/чел, комнат гигиены девочек – 3 кв. м. Актовый зал должен быть не менее 0,65 кв. м/посадочное место, а спортивный зал – 10 кв. м/чел с раздевалкой минимальной площадью 14 кв. м. Ширина рекреаций зависит от расположения кабинетов: при их одностороннем расположении – 4 м, при двухстороннем – 6 м.

Отдельный блок правил касается учебной мебели – требования к ней учитывают не только функциональные размеры, которые должны соответствовать росту ребенка (например, ребенка ростом 130-145 см нужно обеспечить столом высотой 58 см и стулом с высотой сиденья 34 см, если рост составляет 145-160 см, то стол должен быть высотой 64 см, а стул – 38 см, при росте 160-175 см – 70 см и 42 см, а при 175-185 см – 76 см и 46 см соответственно), но и порядок расстановки ее в классе. Так, расстояние между столами и стенами, а также между рядами столов должно быть не меньше 50 см, от учебной доски до первого ряда столов – 240 см, а до последнего ряда столов – не больше 860 см. При этом меньшие по размеру парты должны стоять ближе к доске, а большие – дальше от нее. В учебных помещениях нельзя использовать табуретки и скамейки вместо стульев, а вся вновь приобретаемая мебель должна иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» (п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20).

Отметим, от площади учебных кабинетов и расстановки в нем мебели напрямую зависит определение допустимого количества обучающихся в классе – должны быть соблюдены нормы площади на одного обучающегося и требования к расстановке мебели в учебных кабинетах (п. 23 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115, п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20). Так, расчет площади учебных кабинетов исходит из того, что на одного обучающегося при фронтальных формах занятий должно приходиться не менее 2,5 кв. м, а при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий – не менее 3,5 кв. м площади, не занятой мебелью для хранения учебников и оборудования. В этот расчет также не включается рабочее место учителя (п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20). Увеличивать установленное число парт (столов), а также превышать нормативную вместимость в учебных классах и кабинетах запрещено действующими правилами противопожарного режима (п. 91 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479).

Еще одним важным требованием к учебным помещениям является их оборудование классными досками. Если в таком качестве используются учебные доски, для работы с которыми применяется мел, то они должны иметь темное антибликовое покрытие, а рабочее поле – подсвечено дополнительным источником искусственного освещения. При использовании маркерной доски выбираются цвета маркера контрастного цвета по отношению к цвету доски. Если же устанавливается интерактивная доска, то ее размер по диагонали должен составлять не менее 165,1 см, а размещение по центру фронтальной стены класса должно обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. «Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта», – отмечается в п. 2.4.4 СП 2.4.3648-20. При этом угол видимости учебной доски для учеников младших классов должен составлять 45°, для остальных – 35°.

Также СП 2.4.3648-20 подробно описывают, какое освещение должно быть в учебных кабинетах. Речь идет о наличии естественного бокового, верхнего или двустороннего освещения. При глубине классов более 6 м оборудуется правосторонний подсвет со стороны стены, противоположной светонесущей, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола. Система общего освещения включает потолочные светильники с разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый, но в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с разным светооизлучением недопустимо.

Предусмотрены уровни искусственной освещенности в учебных помещениях для детей старше 7 лет – не менее 300 люкс, в учебных кабинетах черчения и рисования, изостудиях, мастерских живописи, рисунка и скульптуры – 300 люкс, в мастерских трудового обучения – 400 люкс. При этом все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны иметь следов загрязнений (п. 2.8.2, 2.8.5, 2.8.9 СП 2.4.3648-20).

Наконец, следует учитывать и допустимые величины параметров микроклимата в образовательных организациях, а именно: диапазон допустимой температуры воздуха в учебных кабинетах – 18-24°С; относительная влажность воздуха – 40-60%; скорость движения воздуха – не более 0,1 м/с. Аналогичные параметры установлены для столовой, актового зала, гардероба и вестибюля. В туалетных комнатах и комнатах гигиены девочек допускается температура до 26°С, а в спортивных залах – до 20°С.

Требования к уборке

Особые требования СП 2.4.3648-20 предъявляют к обеспечению чистоты в образовательных организациях – причем это касается не только проведения уборки, но и специфики материалов, из которых изготовлены мебель и оборудование.

По общему правилу, все помещения образовательной организации подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств (п. 2.11.2 СП 2.4.3648-20). Уборка учебных и вспомогательных помещений, как правило, проводится после окончания занятий, в отсутствие обучающихся, а при организации обучения в несколько смен – по окончании каждой смены. Примечательно, что уборку предписано проводить при открытых окнах или фрамугах. К слову, СанПиН 1.2.3685-21 определяют конкретные показатели продолжительности проветривания учебных помещений и рекреаций в зависимости от температуры наружного воздуха – например, если на улице от +10°С до +6°С, то в малые перемены учебные помещения нужно проветривать на протяжении 4-10 минут, а в большие перемены или между сменами – 25-35 минут, при температуре воздуха от -5°С до -10°С для проветривания будет достаточно 1-3 и 10-15 минут соответственно.

В свою очередь, спортивные залы нужно мыть минимум 2 раза в день, а также проветривать в течение не менее 10 минут после каждого занятия. Аналогичная периодичность проветривания предусмотрена для гимнастического, хореографического и музыкального залов. Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора, а ковровые покрытия ежедневно очищаются пылесосом и раз в месяц подвергаются влажной обработке.

Самые жесткие требования к чистоте установлены в отношении школьных туалетов, столовых, вестибюлей, рекреации – их влажная уборка проводится после каждой перемены. Причем по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день, уборщицы должны чистить раковины и унитазы с помощью моющих и дезинфицирующих средств. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей также следует мыть ежедневно теплой водой с мылом или иным безвредным для здоровья человека моющим средством. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Не стоит забывать и о чистоте вытяжных вентиляционных решеток – периодичность их очистки не урегулирована, она проводится по мере загрязнения.

Во всех видах помещений не реже одного раза в месяц должна проводиться генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств (п. 2.11.7 СП 2.4.3648-20). А после каждой уборки весь инвентарь подлежит промыванию с использованием моющих средств, ополаскиванию проточной водой и просушиванию. Храниться он должен в отдельном помещении или специально оборудованном месте, исключающем доступ к нему детей. Причем инвентарь для уборки туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря (п. 2.11.3 СП 2.4.3648-20).

Если для обучения используется электронное оборудование, в том числе сенсорные экраны, клавиатуры, компьютерные мыши, их необходимо ежедневно дезинфицировать согласно рекомендациям производителя либо с использованием растворов или салфеток с содержанием не менее 70% спирта (п. 3.5.14 СП 2.4.3648-20).

Что касается требований к материалам и покрытию, позволяющим проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, то они касаются:

  • столов и стульев;
  • столовой мебели;
  • спортивного оборудования;
  • отделки пола, стен и потолков, иных строительных и отделочных материалов.

Не менее важное требование – отсутствие в помещениях школ насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. «При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствии детей и молодежи», – следует из текста санитарных правил.

Но соблюдать чистоту нужно не только в помещениях, но и на собственной территории общеобразовательных организаций. Так, вокруг школы не должно быть скопления мусора – последний следует собирать в мусоросборники, закрытые крышками, которые при заполненности на 2/3 от их объема нужно очищать. Сжигать мусор на собственной территории, в том числе в мусоросборниках, запрещено, равно как и использовать для очистки территории от снега зимой химические реагенты (п. 2.11.1 СП 2.4.3648-20).

Требования к организации образовательного процесса

Блок этих требований содержит предписания относительно времени начала и окончания занятий, их продолжительности, длительности перемен, уровня учебной нагрузки, продолжительности выполнения домашних заданий и т. д. Так, занятия в школах должны начинаться не ранее 8.00 – проведение нулевых уроков и обучение в три смены не допускается (п. 3.4.15 СП 2.4.3648-20). Заканчивать уроки следует не позднее 19.00, позже можно проводить только занятия в рамках реализации дополнительных образовательных программ и деятельности кружков (студий), спортивных секций, но и они должны быть завершены до 20.00 – для детей 7-10 лет и до 21.00 – для детей 10-18 лет. Между тем, факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков, предусматривая между их началом и последним уроком перерыв продолжительностью не менее 20 минут (абз. 13 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – еще и по сезону. В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное время занятий – по 40 минут – предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут.

Максимальное количество уроков в рамках дневной суммарной образовательной нагрузки установлено для учеников 1-х классов – 4 урока в день, если в расписание включено 2 урока физкультуры в неделю, или 4 урока и 1 раз в неделю – 5 уроков, если в расписании значится 3 урока физкультуры в неделю. Аналогичный подход – только на 1 урок больше – применяется для обучающихся 2-4-х классов. Для 5-6-х классов максимум – 6 занятий, для 7-11-х классов – 8 занятий в день. В целом же учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе для первоклассников не должна превышать 21 час, для обучающихся 2-4-х классов – 23 часа, 5-х классов – 29 часов, 6-х классов – 30 часов, 7-х классов – 32 часа, 8-9-х классов – 33 часа, 10-11-х классов – 34 часа. При шестидневной учебной неделе учебная нагрузка варьируется от 26 до 37 часов в неделю, но для первоклассников соответствующего показателя нет, поскольку для них не предусмотрена возможность организации шестидневной учебной недели.

  • продолжительность перемен: по 10 минут обычные перемены, 20 минут – перемена для приема пищи и 40 минут – динамическая пауза для 1-х классов;
  • количество видов учебной деятельности на учебном занятии: для начальной школы – 3-7, для остальных – 5-7 видов;
  • продолжительность одного вида учебной деятельности на занятии: для младших школьников – 5-7 минут, для остальных – 7-10 минут;
  • общий недельный объем внеурочной деятельности – не более 10 часов;
  • продолжительность выполнения домашних заданий: для 1-х классов – 1 час, для 2-3-х классов – 1,5 часа; 4-5-х классов – 2 часа, 6-8-х классов – 2,5 часа, 9-11-х классов – 3,5 часа.

Отметим, если ранее определение объема домашних заданий осуществлялось педагогическими работниками в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями и правилами, Гигиеническими нормативами, то с нового учебного года упоминание об участии в этом процессе педагогов исключили из соответствующей нормы Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115. Теперь в ней говорится только о необходимости придерживаться нормативов, установленных СП и СанПиН, и учитывать возрастные, психофизические особенности, способности и интересы обучающихся.

Кроме того, санитарными правилами оговорены нюансы размещения обучающихся в кабинетах. Относительно младших школьников предусмотрено размещение их в закрепленных за каждым классом учебных кабинетах, за исключением обучения, требующего специального оборудования. Что касается обучающихся 5-11-х классов, то для них образовательный процесс может быть организован по кабинетной системе, но только если такой способ позволяет обеспечить детей учебной мебелью в соответствии с их ростом во всех учебных кабинетах, включая лаборатории (п. 3.4.6-3.4.7 СП 2.4.3648-20).

Интересно, что закрепленные в ранее действовавших СП нормы о рассадке детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, дальше от наружной стены, а также о периодической перемене мест обучающихся, сидящих на крайних рядах, в действующие санитарные правила не попали. В настоящее время при рассадке детей достаточно учитывать только их рост и наличие заболеваний органов дыхания, слуха и зрения (абз. 5 п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20).

Среди требований к режиму учебного дня можно отметить обязательное включение различных форм двигательной активности, в том числе во время учебных занятий. Это может быть, например, организованный в середине урока перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей (п. 3.5.13 СП 2.4.3648-20). Физкультминутки, гимнастику для глаз, контроль за осанкой рекомендуется проводить в том числе во время письма, рисования и использования электронных средств обучения (абз. 3 п. 2.10.3 СП 2.4.3648-20).

Также в СП 2.4.3648-20 указано, что с целью профилактики переутомления в годовом календарном учебном плане обучающихся должно быть предусмотрено чередование периодов учебного времени и каникул. Минимальная продолжительность каникул – 7 календарных дней (абз. 6 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Организации учебного процесса касаются и правила, регламентирующие порядок использования электронных средств обучения, – таких, как интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки. Эти устройства обязательно должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия и использоваться без нарушений инструкции по эксплуатации и технического паспорта. Регламентирована минимальная диагональ монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 39,6 см, планшета – 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается (п. 2.4.5 СП 2.4.3648-20).

Ограничена общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке. Например, использование интерактивной доски детьми до 10 лет не должно превышать 20 минут, старше 10 лет – 30 минут, компьютера – для учеников 1-2-х классов – 20 минут, 3-4-х классов – 25 минут, 5-9-х классов – 30 минут, 10-11-х классов – 35 минут. Важная оговорка имеется в части применения ноутбуков обучающимися начальных классов – это возможно только при наличии дополнительной клавиатуры (п. 3.5.4 СП 2.4.3648-20). Если же с помощью электронного средства детям демонстрируются фильмы, программы или иная информация, требующая ее фиксации в тетрадях, то непрерывно использовать экран учащимся начальных классов можно только 10 минут, 5-9-х классов – 15 минут. Наушники допускается применять непрерывно не более часа для всех возрастных групп, но при условии, что уровень громкости не превышает 60% от максимальной (п. 3.5.10 СП 2.4.3648-20).

В числе установленных запретов – одновременное использование детьми на занятиях более двух различных электронных средств (например, интерактивной доски и персонального компьютера, интерактивной доски и планшета, причем если используются 2 средства, то суммарное время работы с ними не должно превышать максимума по одному из них), использование для образовательных целей мобильных средств связи и размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории образовательных организаций. А в числе нормируемых параметров – зрительная дистанция до экрана не менее 50 см, а для планшетов – размещение на столе под углом наклона 30° (п. 3.5.7 СП 2.4.3648-20). Более подробно продолжительность использования электронных средств обучения расписана в отдельной таблице в СанПиН 1.2.3685-21 – с указанием не только предельного времени использования на уроке, но и суммарно за день в школе и дома, в том числе в рамках досуговой деятельности.

Некоторые правила относятся и к организации внеурочной деятельности. Часы, отведенные на таковую, должны быть организованы в формах, отличных от урочных. Это могут быть проведение общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализация образовательных проектов, организация экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и т. п. (абз. 3 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Кстати, не все родители школьников знают, что на федеральном уровне установлен перечень современных средств обучения и воспитания, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций, которыми школы должны быть обеспечены за счет бюджетных средств, а не средств родителей. В этом списке, например, принтеры, ноутбуки, раздаточные карточки, словари, справочники, мячи для физкультуры и т. д. Расходы на закупку указанных в перечне средств обучения и воспитания возмещаются за счет предоставляемых регионам субсидий из федерального бюджета. Приказом Минпросвещения России от 6 сентября 2022 г. № 804 определен и норматив стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания – 198 тыс. руб. Эти нормы актуальны как при запуске новых школ, так и для действующих образовательных организаций, вводящих дополнительные места для обучающихся. Они нацелены на содействие созданию и создание в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования в рамках реализации госпрограммы РФ «Развитие образования».

Требования к учебникам

Последняя группа общих требований касается печатных учебных изданий и содержит ограничения в части:

  • веса учебников: для 1-4-х классов – не более 300 г, для 5-6-х классов – 400 г, для 7-9-х классов – 500 г, для 10-11-х классов – 600 г – отклонение от этих показателей в сторону увеличения допускается только в пределах 10%;
  • способов скрепления блока издания – нельзя применять такие способы, которые могут привести к ухудшению условий чтения (шитье проволокой втачку, клеевое бесшвейное скрепление);
  • корешковых полей: на развороте издания они должны быть не менее 26 мм, а на странице, включая верхние, наружные и нижние поля, за исключением их иллюстрированного заполнения, – не менее 10 мм;
  • применения для выделения текста цветных красок – на уровне начального общего образования допустимо не более 3 цветных красок, на уровне основного общего образования – не более 2 цветных красок;
  • полиграфических материалов, применяемых для изготовления печатных учебных изданий, – они должны соответствовать требованиям химической безопасности, в частности, по содержанию фенола и формальдегида;
  • количества переносов на странице – их допускается не более 4.

Для учебных изданий, предназначенных для начальной школы, включая прописи, некоторые требования конкретизированы.

Также установлен ряд запретов, касающихся: печати текста с нечеткими («рваными») штрихами знаков; применения шрифтов узкого начертания (допускается исключительно для оформления заголовков); двухколонного набора текста (такой возможен только при печати стихотворений); применения выворотки шрифта и цветных красок на цветном фоне, в том числе для наглядных изображений – графиков, схем, таблиц. Дополнительно в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки (п. 213 СанПиН 1.2.3685-21).

Понимая всю важность деятельности общеобразовательных организаций как фундамента, формирующего у молодого поколения россиян базовые мировоззренческие установки и необходимые для жизни знания и умения, государство продолжает курс на обеспечение безопасных условий пребывания детей в школах, в том числе – посредством нормативного закрепления и поддержания в актуальной редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Установленные требования важны для хозяйствующих субъектов, осуществляющих подлежащую лицензированию образовательную деятельность. Ведь без подтверждения их соответствия санитарному законодательству, включая действующие санитарные правила и гигиенические нормативы, невозможно получить заключение Роспотребнадзора, необходимое для их функционирования (п. 1.4 СП 2.4.3648-20). И хоть объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу документов, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию, разрешено эксплуатировать в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены, максимальное приближение организаций к установленным нормативам будет достойным показателем заботы об обучающихся и послужит защитой от возможных придирок контролирующих органов.

Напомним, рассматриваемые санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и ИП при осуществлении ими образовательной деятельности (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Их несоблюдение грозит административными санкциями по ст. 6.3 КоАП – как в виде штрафа, так и в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Можно ли проектировать актовый зал школы на 3 этаже?

По СП 118 актовый зал в учебных заведениях можно располагать не выше 2 этажа (п. 6.85 «. следует размещать» — это обязательно к применению??) В СП 251 таких указаний нет, но по постановлению №1521 данный СП не является обязательным, в отличии от СП 118. Как быть и чем руководствоваться? И еще я проектирую актовый зал высотой в два этажа — как определять на каком он этаже расположен? Откуда заходят посетители — это ориентир?

Просмотров: 12223

Екатерина_Лиса
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Екатерина_Лиса

Регистрация: 19.09.2008
Ростов-на-Дону
Сообщений: 4,547
Сообщение от Екатерина_Лиса
чем руководствоваться?

Нужно пользоваться всеми действующими на сегодня документами — и п.6.85 и п.6.63 СП 118.13130.2012 (с изм.1,2) и таблицей 6.14 СП 2.13130.2012 (с изм.1). По ним стандартно актовый зал в обычной общеобразовательной школе должен размещаться не выше второго этажа.

Сообщение от Екатерина_Лиса
Можно ли проектировать актовый зал школы на 3 этаже?

Можно, если нет возможности разместить на втором этаже, из-за стеснённых условий застройки, или если по заданию на проектирование он указан на третьем этаже.
Но для этого нужно делать расчёт пожарного риска в составе раздела ПБ по Постановлению №87. В нём должна быть проверена возможность своевременной эвакуации людей из этого зала. Если расчёт показывает, что эвакуация не осуществляется, нужно увеличивать ширину эвакуационных путей по лестницам и/или их количество.

Сообщение от Екатерина_Лиса

И еще я проектирую актовый зал высотой в два этажа — как определять на каком он этаже расположен? Откуда заходят посетители — это ориентир?

Что такое актовый зал высотой два этажа?
Вы точно актовый зал проектируете, а не зрительный зал, с гребёнкой (уклоном рядов)?
СП 118.13330.2012*
Приложение Б*

Б.1* актовый зал: Помещение с горизонтальным плоским полом для проведения различных массовых мероприятий.

__________________
Архитектура — это диагноз.
Регистрация: 10.08.2013
Сообщений: 11,015

в актовом зале второй свет, иначе как сцену расположить) Эвакуацию со сцены тоже надо учитывать, но основная масса людей с уровня зала пойдет при эвакуации, конечно.

Регистрация: 19.01.2014
Новосибирск
Сообщений: 125
Выше 2 этажа — только по СТУ. П.6.85 входит в обязательный перечень 1521 — риски не помогут.
Регистрация: 19.09.2008
Ростов-на-Дону
Сообщений: 4,547
Сообщение от NVN
Выше 2 этажа — только по СТУ. П.6.85 входит в обязательный перечень 1521 — риски не помогут.

А как взаимосвязаны перечень 1521 к ФЗ №384 и противопожарные нормы к ФЗ №123 (у которого свой перечень есть), по Вашему мнению?

__________________
Архитектура — это диагноз.
Регистрация: 19.01.2014
Новосибирск
Сообщений: 125

Никак. Я просто поясняю, что при нарушении входящих в перечень 1521 пунктов СП (118.13330 в данном случае) нужно делать СТУ не зависимо от расчета рисков — см 384-ФЗ ст. 6 п.8.

Регистрация: 19.09.2008
Ростов-на-Дону
Сообщений: 4,547
Сообщение от NVN

Никак. Я просто поясняю, что при нарушении входящих в перечень 1521 пунктов СП (118.13330 в данном случае) нужно делать СТУ не зависимо от расчета рисков — см 384-ФЗ ст. 6 п.8.

Вот на сегодня в п.6.85 СП 118.13130.2012 (с изм.1,2,3, 4) написано так:

Зальные помещения в зданиях общеобразовательных организаций следует размещать с учетом требований СП 2.13130.

То есть запрета размещения актовых залов в школах выше второго этажа там уже нет. А вот необходимость выполнения расчёта пожарного риска для отступлений от «добровольных» требований таблицы 6.14 СП 2.13130.2012 (с изм.1) по-прежнему есть (хоть в составе раздела ПБ, хоть в составе разрабатываемых СТУ — если хочется их разрабатывать и согласовывать в Минстрое и МЧС РФ).

__________________
Архитектура — это диагноз.
Регистрация: 19.01.2014
Новосибирск
Сообщений: 125

А это не важно, что написано в СП 118 «На сегодняшний день»)) В перечень 1521 входит СП 118.13330.2012 в неизменененном виде (те пункты, которые туда входят). В этом большая глупость нашей системы нормирования с перечнями. То есть пока СП с изменениями не войдет в перечень обязательных для исполнения 384-ФЗ (пока не пересмотрят перечень) — применять нужно старую, неизмененную редакцию (конкретно те пункты, которые входят в перечень). На этот счет у меня есть официальные разъяснения Минстроя, да и в интернете их полно. Поэтому пока (до пересмотра перечня) — только СТУ. А риски и прочее — это уже в нагрузку, да.

Регистрация: 23.09.2008
Сообщений: 191
Сообщение от DJo Frey

Зальные помещения в зданиях общеобразовательных организаций следует размещать с учетом требований СП 2.13130.
То есть запрета размещения актовых залов в школах выше второго этажа там уже нет

СП 2.13130.2012 (с Изменением N 1)
Таблица 6.14
Примечания
2 В зданиях детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений, детских оздоровительных учреждений (Ф1.1), школ (Ф4.1) не допускается размещение указанных залов выше второго этажа.

В сентябре открывается школа в Ленобласти, в Мурино. Актовый зал на 3 этаже, у государственной экспертизы ЛО вопросов по данному пункту не возникло. Правда там пристроена лестница для непосредственного выхода из зала. Расчёт времени эвакуации делали, расчёт рисков нет.

Регистрация: 19.09.2008
Ростов-на-Дону
Сообщений: 4,547
Сообщение от NVN

А это не важно, что написано в СП 118 «На сегодняшний день»)) В перечень 1521 входит СП 118.13330.2012 в неизменененном виде (те пункты, которые туда входят). В этом большая глупость нашей системы нормирования с перечнями. То есть пока СП с изменениями не войдет в перечень обязательных для исполнения 384-ФЗ (пока не пересмотрят перечень) — применять нужно старую, неизмененную редакцию (конкретно те пункты, которые входят в перечень). На этот счет у меня есть официальные разъяснения Минстроя, да и в интернете их полно. Поэтому пока (до пересмотра перечня) — только СТУ. А риски и прочее — это уже в нагрузку, да.

Наверно, так оно и есть, раз САМ Минстрой эту муть с добровольно-обязательностью понимает. Только вот в моей практике наша организация успешно выполнила проект и получала положительное заключение госэкспертизы в 2014 году на школу с актовым залом на третьем этаже, без разработки СТУ, только с расчётом пожарных рисков. Здание этой школы уже построено и введено в эксплуатацию в 2016 году. Но возможно «на сегодняшний день» эта школа бы экспертизу не прошла.

—— добавлено через ~2 мин. ——

Сообщение от gan75
Расчёт времени эвакуации делали, расчёт рисков нет.

В принципе расчёт времени эвакуации для общественного здания фактически почти равен расчёту пожарного риска.

__________________
Архитектура — это диагноз.
Регистрация: 19.01.2014
Новосибирск
Сообщений: 125

А в 2014 году перечень 1047-Р действовал вместо 1521, в нем СП 118 не было — был СНиП 31-06-2009. Там этот пункт в обязательный перечень не входил (как и весь раздел 6), поэтому можно было без СТУ. А как это все попало в обязательный перечень — то все.

—— добавлено через ~8 мин. ——
Сейчас еще вредительское СП 251.1325800.2016 написали по школам, так там какого-то рожна тоже «высказались» по поводу пожарной безопасности (в нагрузку к СП 1. 4, СП 118). Причем, как обычно, в противоречие оным. Ну и куча ляпов, естественно — уже 3 изменение вышло. Руки вот чешутся, чтоли.

Регистрация: 07.05.2020
Сообщений: 3
Ну, в моей школе был��

Glupii_malii
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Glupii_malii

Регистрация: 23.09.2008
Сообщений: 191
Сообщение от Glupii_malii
Ну, в моей школе был��

В моей школе на 4 этаже был. Она в 1950-е строилась. В те же годы в крупных городах и 5-этажные школы строились, вполне возможно там на и 5 этаже был актовый зал

Регистрация: 03.01.2016
Сообщений: 8

Проектировать актовый зал в современных школах выше 2-го этажа нельзя! В архитектурно-строительном проектировании приоритетными нормативными документами являются требования пожарной безопасности (Федеральный закон №123-ФЗ, СП 1.13130.2009, СП 2.13130.2012, СП 4.13130.2013 и др.). Только этими документами по пожарной безопасности руководствуются контролирующие органы МЧС на местах. На остальные документы они внимания не обращают.
Единственный выход решить этот вопрос (выше 2-го этажа) — можно опять же только с органами МЧС на местах: толи делать расчёт пожарных рисков, толи делать СТУ.
Актовый зал размещается на том этаже, на котором располагаются нижние ряды мест. (СП 2.13130.2012).
Рекомендую по этому вопросу приобрести Книгу №3 автора Куц Н. И. «Современный Справочник Архитектора «Общеобразовательные организации (школы)». В этой книге даётся подборка требований из всех нормативных документов (действующих на сегодняшний день), необходимых при проектировании современных ОО, в том числе касаемо расположения актовых залов (Глава 16, Раздел 16.2, Таблица 6.14, Примечание 2).

Последний раз редактировалось Солидворкер, 15.05.2020 в 15:31 .
Регистрация: 19.09.2008
Ростов-на-Дону
Сообщений: 4,547
Сообщение от Nik2015

Единственный выход решить этот вопрос (выше 2-го этажа) — можно опять же только с органами МЧС на местах: толи делать расчёт пожарных рисков, толи делать СТУ.

Так СТУ или расчёт рисков, всё-таки, по Вашему мнению?
Сообщение от Nik2015

Рекомендую по этому вопросу приобрести Книгу №3 автора Куц Н. И. «Современный Справочник Архитектора «Общеобразовательные организации (школы)». В этой книге даётся подборка требований из всех нормативных документов (действующих на сегодняшний день), необходимых при проектировании современных ОО, в том числе касаемо расположения актовых залов (Глава 16, Раздел 16.2, Таблица 6.14, Примечание 2).

Однако, пока эту книгу приобретёшь и прочтёшь, действующие на сегодняшний день нормативные документы «СП 1.13130.2009, СП 2.13130.2012, СП 4.13130.2013 и др.» перестанут действовать: http://www.vniipo.ru/news/novye-doku. ezopasnost507/ https://forum.dwg.ru/showthread.php?t=157169

__________________
Архитектура — это диагноз.
Регистрация: 17.07.2009
Сообщений: 3,783
Сообщение от Nik2015
Актовый зал размещается на том этаже, на котором располагаются нижние ряды мест

Проходя мимо — а сколько залов тогда в такой школе, раз актовый в форме амфитеатра? Обычно это универсальное помещение со сценой (обязательно ли?) и горизонтальным полом. При нужде и физкультурой там можно заниматься (как в старых советских и досоветских школах). Чтобы не заморачиваться перекрытием (большой пролет) делают на верхнем этаже школы (это не про такие огромные школы как у тут ранее выложенной с обрушением одного из залов, Питер вроде), там и отдельный объем на земле можно поставить.

Регистрация: 03.01.2016
Сообщений: 8

Да, вы правы, — сейчас с нормативами просто беда. Постоянно вносятся какие то изменения, но ещё хуже когда разработчики других ведомств (гражданских) включают в свои нормативы требования относящиеся к ведению МЧС, при этом не согласовывая с ними и тем самым ещё больше запутывая проектировщиков.
Поэтому я и рекомендую обращаться напрямую к местным органам МЧС, а ваш случай относится именно к ним (там есть соответствующие службы). Надо написать официальный запрос и они вам дадут соответствующий официальный ответ актуальный на сегодняшний день (в том числе и о действующих на данный момент СП). И это будет гарантией того, что в дальнейшем к вам не будет претензий (это всё из личного опыта, неоднократного). По другому, мне кажется, здесь на форуме вы не получите однозначного утвердительного ответа, потому что, судя по ответам других авторов, в каждом регионе у тех же МЧС-ников могут быть свои подходы. Поэтому, что делать: риски, СТУ или что другое — определят только они (ведь и экспертизу проекта и затем приём объекта будут производить они же). Такое моё мнение.

Регистрация: 19.01.2014
Новосибирск
Сообщений: 125

Теперь уже ничего не нужно. С 1 августа перечень 1521 заменен на 985. В нем уже новая версия СП 118 (с изм.4). Это как обычно прямо не прописано, но по номерам пунктов других сп — вошли с изменениями. С сентября вступает СП 2.13130.2020. Там по таблице 6.14 можно на 3 этаже и можно 5 этажные школы делать.

—— добавлено через ~1 мин. ——
Ну и все эти прелести — для новых проектов, начатых после 1.08.20 (п.2 постановления 985)

Регистрация: 23.09.2008
Сообщений: 191

Как рассказал глава минстроя Владимир Якушев на заседании коллегии ведомства, использование пятого этажа в ведомстве предусмотрели с учетом требований пожарной безопасности. «При этом использование пятого этажа мы предусмотрели с учетом ограничений требований пожарной безопасности. Актовые залы теперь можно размещать и на третьем этаже (ранее — не выше второго)», — сообщил министр.

«Изменения свода правил подразумевают размещение спортивных и зрительных залов на третьем этаже включительно, размещение учебных помещений 7-11 классов на 4-м и 5-м этажах. Снято ограничение по ориентации учебных помещений по сторонам света», — говорится на сайте федерального центра нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве.

Я так понял, речь идёт про СП118, изменение 3. Про этажность там чётко написано про 5 этажей. А вот с залами опять нечёткость — в п. 6.85* написано «Зальные помещения в зданиях общеобразовательных организаций следует размещать с учетом требований СП 2.13130.». Идём в СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с Изменением N 1)», находим таблицу 6.14, читаем примечание 2:

2 В зданиях детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений, детских оздоровительных учреждений (Ф1.1), школ (Ф4.1) не допускается размещение указанных залов выше второго этажа.

Наша песня хороша, начинай сначала.
«-Не имеешь права — старший приказал!
-Давай, давай шагай!»©

—— добавлено через ~2 мин. ——

Сообщение от NVN

С сентября вступает СП 2.13130.2020. Там по таблице 6.14 можно на 3 этаже и можно 5 этажные школы делать.

Требования к актовому залу в школе

В сентябре 2022 года Министерство просвещения Российской Федерации издало новый указ № 804. Целью создания документа было повышение качества обучения и всестороннее развитие детей в рамках реализации программы «Развитие и образование».

Современный многофункциональный актовый зал в школе

Актовый зал в школе должен соответствовать требованиям указа от 06.06.2022 и нормам СанПиН

Новые правила коснулись пришкольных территорий и всех помещений общеобразовательного учреждения. Рассмотрим, какие на сегодняшний день существуют требования к современным актовым залам в школе.

азначение актового зала в школе

Актовый зал относится к многофункциональным общешкольным помещениям. В нем организуют:

  • Массовые мероприятия – концерты, праздники, театральные представления, конкурсы, шоу, КВН.
  • Просмотры обучающих фильмов, видеороликов, презентаций.
  • Общешкольные собрания.
  • Занятия по музыке, пению, хореографии, театральному мастерству.
  • Молодежные, педагогические, научно-практические конференции и чтения.

Чтобы успешно реализовать педагогические идеи и заинтересовать мероприятиями учащихся, актовый зал должен соответствовать многим требованиям.

Планировка актового зала в школе по нормам СанПиН

Планировка актовых залов строго регламентируется нормами СанПиН:

  • Площадь актового зала в школе должна быть не менее 0,65 квадратных метра на одно посадочное место.
  • Рекомендуемая высота стены в актовом зале в школе – не менее 6 метров.
  • Эстрада должна быть спланирована таким образом, чтобы была возможность проводить на ней занятия по хореографии. Высота сцены в актовом зале школы должна быть 1,1–1,2 метра, в зале для начальной школы – 0,6 метра, глубина – не менее 3 метров. Размер сцены в актовом зале школы на две параллели учеников – 70 квадратных метров, на три – 90 квадратных метров.

Сцена в актовом зале школы

Сцена актового зала школы должна подходить для проведения различных мероприятий

Вентиляция в актовом зале школы должна быть спроектирована отдельно, как и для столовых, классных комнат, учебных кабинетов, спортивных залов. Нужны ли окна в актовом зале школы? В этом помещении может применяться одностороннее или двустороннее боковое естественное освещение, допустимо его отсутствие.

Мебель для актового зала школы

Современный многофункциональный актовый зал необходимо оснастить следующей мебелью:

  • стульями или креслами для зрителей;
  • столом и стулом в президиуме;
  • мультимедийной трибуной;
  • рэковым шкафом, гримерном столом и табуретом для него;
  • мягкой мебелью для отдыха в гримерке;
  • столом для реквизита;
  • мобильной стойкой и шкафом для костюмов;
  • полками для реквизита, париков, бутафории.

Гримерка актового зала школы

Сцена актового зала школы должна подходить для проведения различных мероприятий

Расстояние между стульями в актовом зале школы (глубина ряда) должно быть не менее 0,9 метра, ширина кресел – не менее 0,52 метра.

Оборудование для актового зала школы

Среди основного оборудования должны быть цифровое/акустическое пианино либо синтезатор, управляемая видеокамера. Если в помещении есть окна, то нужно оборудовать их системой для затемнения, чтобы использовать ее во время просмотра видео, проведения презентаций. Актовый зал рекомендуется оснастить кондиционером.

Для сцены следует приобрести большого размера экран, проектор с потолочным креплением, переносное звуко- и светотехническое оборудование.

В современной школе должно быть предусмотрено оснащение актового зала для детей с разными возможностями:

  • Акустические и индукционные системы для усиления звуковой частоты, экран для визуальной подачи данных для детей с нарушениями слуха.
  • Контрастная маркировка и отделка хорошо различимыми цветами дверей, ступеней для слабовидящих.
  • Пандус для подъема на сцену и площадка в первом ряду со свободным доступом для учащихся с нарушениями ОДА.

Актовый зал с экраном

Актовый зал общеобразовательных школ, как и другие помещения, должен быть оборудован для детей с особенностями развития

Оснащение современного многофункционального зала и его планировка должны соответствовать всем требованиям закона Минпросвещения № 804, а также нормам и правилам СанПиН. Это необходимо для создания комфортной среды для обучения и проведения различных мероприятий.

2007-2024 © ООО «Центр Ректор»
111394, Москва, ул. Перовская, д.65.

Тел/факс: (495) 789-46-84
Режим работы: пн-пт: с 9.30-18.00

© 2024 ООО «Центр Ректор»
+7 (495) 789-46-84 Заказать обратный звонок

111394, Москва, ул. Перовская, д.65
Режим работы: пн-пт: с 9.00-18.00

  • Каталог
  • Строительным организациям
  • Программа «Школа 2025»
  • Комплектация «Под ключ»
  • Карта сайта

2007-2024 © ООО «Ректор»

Оставьте заявку
наш администратор свяжется с вами

ОГРН: 1197746122111

ИНН: 7720453705

КПП: 772001001

Юридический адрес: 111394, г. Москва, ул. Перовская, д.65, этаж 1, офис 112

Фактический адрес: 111394, г. Москва, ул. Перовская, д.65, этаж 1, офис 112

Генеральный директор: Родзевич Андрей Викторович, действующий на основании Устава

Банковские реквизиты:

р/с: 40702810700140800102

к/с: 30101810445250000360

Банк: Филиал «Корпоративный» ПАО «Совкомбанк»

БИК: 044525360

КПП 770343003

ОКАТО 45293558000

ОКТМО 45398000000

Тел/факс: 8 (495) 789-46-84 (многоканальный)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *