Частота вращения ротора асинхронного двигателя зависит от
Перейти к содержимому

Частота вращения ротора асинхронного двигателя зависит от

  • автор:

Что такое синхронное вращение

Частота вращения ротора, при которой работает асинхронный электродвигатель, зависит от частоты питающего напряжения, от мощности текущей нагрузки на валу, и от числа электромагнитных полюсов данного двигателя. Эта реальная частота вращения (или рабочая частота) всегда меньше так называемой синхронной частоты, которая определяется лишь параметрами источника питания и количеством полюсов обмотки статора данного асинхронного двигателя.

Асинхронный электродвигатель

Таким образом, синхронная частота вращения двигател я — это частота вращения магнитного поля обмотки статора при номинальной частоте питающего напряжения, и она несколько отличается от рабочей частоты. В итоге количество оборотов в минуту под нагрузкой всегда меньше так называемых синхронных оборотов.

Как синхронная частота вращения для асинхронного двигателя с тем или иным количеством полюсов статора зависит от частоты питающего напряжения

На приведенном рисунке видно, как синхронная частота вращения для асинхронного двигателя с тем или иным количеством полюсов статора зависит от частоты питающего напряжения: чем выше частота — тем выше угловая скорость вращения магнитного поля. Так например в частотно-регулируемых приводах меняя частоту питающего напряжения изменяют синхронную частоту двигателя. При этом изменяется и рабочая частота вращения ротора двигателя под нагрузкой.

Синхронная частота вращения двигателя

Обычно обмотку статора асинхронного двигателя питают трехфазным переменным током, который и создает вращающееся магнитное поле. И чем больше пар полюсов — тем меньшей будет синхронная частота вращения — частота вращения магнитного поля статора.

Большинство современных асинхронных двигателей имеют от 1 до 3 пар магнитных полюсов, в редких случаях 4, ведь чем больше полюсов — тем ниже КПД асинхронного двигателя. Однако при меньшем количестве полюсов скорость вращения ротора можно менять очень-очень плавно, изменяя частоту питающего напряжения.

Как уже было отмечено выше, реальная рабочая частота асинхронного двигателя отличается от его синхронной частоты. Почему так происходит? Когда ротор вращается с частотой меньшей чем синхронная, то проводники ротора пересекают магнитное поле статора с некоторой скоростью и в них наводится ЭДС. Эта ЭДС создает токи в замкнутых проводниках ротора, в результате данные токи взаимодействуют с вращающимся магнитным полем статора, и возникает крутящий момент — ротор увлекается магнитным полем статора.

Электричсекий двигатель под нагрузкой

Если момент имеет достаточную величину чтобы преодолеть силы трения, то ротор начинает вращаться, при этом момент электромагнитный равен тормозящему моменту, который создают нагрузка, силы трения и т. д.

При этом ротор все время отстает от магнитного поля статора, не может рабочая частота достичь синхронной частоты, так как если бы это произошло, то в проводниках ротора перестала бы наводиться ЭДС, и вращающий момент просто не появится. В итоге, для двигательного режима вводят величину «скольжение» (скольжение s, как правило, составляет 2-8%), в связи с чем справедливо и следующее неравенство двигателя:

Что такое синхронное вращение

Но если ротор того же асинхронного двигателя раскрутить при помощи какого-нибудь внешнего привода, например двигателем внутреннего сгорания, до такой скорости, что частота вращения ротора превысит синхронную частоту, то ЭДС в проводниках ротора и активный ток в них приобретут определенное направление, и асинхронный двигатель превратится в генератор.

Общий электромагнитный момент окажется тормозящим, скольжение s станет отрицательным. Но чтобы генераторный режим смог проявить себя, необходимо поставить асинхронному двигателю реактивную мощность, которая бы создавала магнитное поле статора. В момент старта такой машины в генераторном режиме может хватить остаточной индукции ротора и конденсаторов, которые подключают к трем фазам обмотки статора, питающей активную нагрузку.

Телеграмм канал для тех, кто каждый день хочет узнавать новое и интересное: Школа для электрика

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Вопрос — ответ|Двигатели

Какой принцип работы асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором?
Преобразователь частоты создает вращающееся магнитное поле в статоре, а оно создает электрическое поле в короткозамкнутом роторе (принцип магнитной индукции). Происходит взаимодействие между полями ротора и статора. Поле ротора стремится вращаться также как поле статора, тем самым ротор приходит во вращение.

От чего зависит номинальная скорость вращения ротора асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором?
Она зависит от частоты питающего напряжения и количества пар полюсов и скольжения. Преобразователь частоты позволяет регулировать частоту питающего напряжения и тем самым скорость вращения вала электродвигателя (ЭД).

Какое значение имеет скорость вращения вала электродвигателя при его работе от сети?
Скорость равна номинальной частоте двигателя.

Какова скорость вращения вала электродвигателя при его работе от преобразователя частоты?
Скорость регулируется от преобразователя частоты.

Как связан момент с током электродвигателя?
Для двигателя с постоянными магнитами момент пропорционален току статора. Для асинхронных двигателей зависимость между током и моментом нелинейная, но в рабочей зоне рост тока приводит к росту момента.

Какие существуют способы подключения обмоток двигателя?
Треугольник, Звезда (изменяется номинальное напряжение и ток двигателя). см. раздел Ввод в эксплуатацию и монтаж

При подключении в звезду или треугольник будет больше номинальное линейное напряжение двигателя?
Линейное напряжение будет больше для звезды (соответственно ток наоборот меньше).

Что такое скольжение?
Скольжение – это разница между скоростью поля статора и частотой вращения ротора в процентах.

Частота вращения ротора асинхронного двигателя следует из формул (3/2) и (3.4) и определяется соотношением:

Откуда можно сделать вывод о трех принципиально возможных способах регулирования частоты вращения ротора изменением: частоты f1 напряжения источника питания; числа пар полюсов р обмотки статора; скольжения S двигателя. Реализация частотного регулирования показfна графически на рис. 3.23а) и возможна только при наличии автономного источника питания, допускающего изменение частоты напряжения. Однако, одновременно с изменением частоты приходится соответственно изменять и амплитуду питающего напряжения, что позволит сохранить величину потребляемого тока, КПД и перегрузочной способности Кмкном двигателя. Это усложняет и ограничивает использование частотного регулирования. На рис. 3.23а) показано частотное регулирование скорости при условии Мк=Const. Возможна реализация и других условий регулирования: P2= Const; Mf1 2 и др. Регулирование скорости вращения ротора путем изменения числа полюсов статорной обмотки сравнительно широко используется в асинхронных двигателях. Для этого в пазы статора закладывают специальную полюсопереключаемую обмотку. Задача решается при конструировании машины. Схема обмотки может предусматривать получение двух, реже – трех, скоростей вращения. В качестве примера на рис. 3.23б) показаны два варианта схемы одной фазы статорной обмотки.

Рис.3.23. Регулирование частоты вращения ротора

Фаза имеет две катушечные группы, которые разными вариантами соединения выводов образуют двух- или четырехполюсную системы. Выводы катушечных групп выполняются в коробку выводов двигателя, и их переключение обеспечивается соответствующей коммутационной аппаратурой. Двигатели с переключением числа полюсов выполняют, как правило, двухскоростными. Реже – трех- или четырехскоростными. Двигатели с б`ольшим числом скоростей неэффективны и серийно не выпускаются. Регулирование скорости вращения ротора путем изменения скольжения может обеспечивать изменение скорости только в сторону её уменьшения. Это достигается путем снижения амплитуды напряжения питания или введением в цепь обмотки ротора дополнительного сопротивления. Суть этих способов ясна из рис. 3.21. В первом случае (рис. 3.21а) уменьшение напряжение приведет к некоторому снижению скорости, однако возможность такого регулирования ограничиваются опасностью опрокидывания двигателя. Во втором случае (рис. 3.21б) диапазон регулирования значительно шире, однако способ ограничивается применением только в двигателях с фазным ротором. Величину дополнительного сопротивления, позволяющего изменить скольжение при номинальной нагрузке от Sном до S, можно рассчитать по формуле: rдоб=r2·(S/Sном – 1). Кроме этого, значительное увеличение скольжения приводит к неприемлемому уменьшению КПД машины. Поэтому этот способ применяется редко. Для плавного регулирования скорости вращения асинхронных двигателей с фазным ротором широко используют различные схемы включения, предусматривающие подаче в обмотку ротора питания от дополнительного источника с регулируемой частотой. Эти и другие схемы сложны в изучении и подробно изучаются в курсе электропривода

2.13. Пуск асинхронного электродвигателя

Пуск асинхронного двигателя сопровождается переходом ротора и связанных с ним частей рабочего механизма из состояния покоя в равномерное вращение с заданной скоростью. В конце пуска развиваемый двигателем вращающий момент полностью уравновешивается противодействующим моментом рабочего механизма. Переходный процесс пуска сопровождается изменением потребляемого тока и вращающего момента от пускового до рабочего значения. Пусковые свойства характеризуются кратностью пускового тока (Iп/I1ном) и кратностью пускового момента (Мпном). Хорошие пусковые свойства двигателя характеризуются максимальной кратностью пускового момента при сравнительно небольшом пусковом токе. На практике различают следующие способы пуска: прямой; при пониженном напряжении; реостатный. Прямой пуск применяют для двигателей с короткозамкнутым ротором. При прямом подключении двигателя его пусковой ток в 4÷7 раз превышает номинальное значение. Большой пусковой ток может привести к ощутимому снижению напряжения в сети. В результате пусковой момент упадет двигатель может не запуститься. Более того, могут «опрокинуться» другие, работающие под нагрузкой от этой же сети, асинхронные двигатели. Вот почему прямой пуск применяют для двигателей сравнительно небольшой мощности и вопрос решается в каждом конкретном случае. Прямой пуск получил распространение для асинхронных двигателей мощностью до 100 кВт. Существенного снижения пускового тока можно достигнуть при пуске с пониженным напряжением. Этот способ применяют для короткозамкнутых двигателей большой мощности (Р2≥1000кВт). Снижение напряжения приводит не только к уменьшению пускового тока, но и к падению величины пускового момента. Последнее может привести к тому, что двигатель под нагрузкой не запустится. Поэтому пуск в этом случае как правило производят на холостом ходу. Нагружается двигатель после разгона ротора до установившейся скорости. Понижение напряжения может производиться разными способами: автотрансформаторами; реакторами; переключением статорной обмотки со звезды на треугольник. Варианты схем, реализующие эти способы, показаны на рис. 3.24.

Рис.3.24. Варианты пуска асинхронного двигателя

при пониженном напряжении: а) автотрансформаторный;

б) реакторный; в) с переключением статорной обмотки

со звезды на треугольник

При пуске двигателя через понижающий автотрансформатор (рис. 3.24а) вначале замыкают рубильник К1, соединяющий обмотки автотрансформатора звездой. Затем включают рубильник К2 и двигатель оказывается подключенным на пониженное напряжение, величина которых зависит от положения подвижных контактов автотрансформатора.

Пусковой ток в обмотке статора при этом уменьшается в КА раз, где КА – коэффициент трансформации автотрансформатора. В проводах, подключающих автотрансформатор к сети, пусковой ток уменьшается в К 2 А раз. После первоначального разгона двигателя рубильник К1 размыкают и автотрансформатор превращается в реактор – добавочное индуктивное сопротивление в цепи статорной обмотки двигателя. Это приводит к некоторому повышению напряжения на зажимах двигателя, но оно остается несколько пониженным на величины падения напряжения на автотрансформаторе. После достижения установившейся скорости замыкают рубильник К3, после чего на двигатель подается полное напряжение. Пуск рассмотренным способом производится, как показано в три ступени. Это несколько усложняет пускорегулирующую аппаратуру, что является главным недостатком способа. Реакторный пуск (рис. 3.24б) выполнять удобнее, так как при этом сокращается количество аппаратуры, а дорогостоящий автотрансформатор заменяется тремя более дешевыми реакторами. Реактор представляет собой магнитопровод с катушкой и по сути является обычным дросселем. При разомкнутом рубильником К2 включают рубильник К1. Ток в обмотку двигателя поступает через ре6акторы L, на которых возникает падение напряжения jIпxL (здесь xL – индуктивное сопротивление реактора). В результате падает напряжение на зажимах двигателя, что приводит к понижению пускового тока. После разгона ротора включают рубильник К2, реактор закорачивается и на обмотку машины подается полное напряжение сети. Недостаток способа состоит в том, что пусковой момент двигателя уменьшается в большей степени, чем в предыдущем случае. Для двигателей, работающих при соединении обмотки статора треугольником, можно применить пуск с переключением обмотки со звезды на треугольник (рис. 3.24). В момент подключения двигателя к сети переключатель К2 ставится в положение «звезда» и замыкают рубильник К1. При этом фазное напряжение на обмотке статора понижается в √3 раз. Во столько же раз уменьшается и пусковой ток в фазах этой обмотки. Ток же в проводах от источника питания понижается при этом в 3 раза. После разгона ротора переключатель К2 ставится в положение «треугольник» и фазы обмотки статора оказываются под действием напряжения сети. Следует помнить, что при втором переключении возникает некоторый небольшой бросок тока. Этот способ применяют только при пуске на холостом ходу, так как пусковой момент уменьшается в 3 раза. Для асинхронных двигателей с фазным ротором применяют реостатный пуск. В цепь ротора такого двигателя вводят трехфазный реостат Это позволяет одновременно обеспечить уменьшение пускового тока и увеличение пускового момента.

2.14. Однофазные и конденсаторные

Однофазный асинхронный двигатель принципиально отличается от трехфазного только тем, что допускает устойчивый пуск и работу при питании от однофазной сети переменного тока. Простейшая электрическая схема однофазного асинхронного двигателя показана на рис. 3.25а).Особенностью его работы является то, что размещенная на статоре однофазная обмотка А при протекании по ней переменного тока создает пульсирующее магнитное поле. Ось магнитного поля остается неподвижной в пространстве. Графическое изображение пульсирующего поля показано на рис. 3.25б) в виде четырех позиций. Позиция 1 показывает два крайние положения вектора магнитного потока Фmax.

Рис.3.25. Принцип работы и механическая характеристика

однофазного асинхронного двигателя

На последующих позициях показано, что пульсирующее поле можно условно представить двумя встречно вращающимися полями: прямое Фпр (вращается против часовой стрелки со скоростью nпр) и обратное Фобр (вращается по часовой стрелке со скоростью nобр). Их величины соотносятся с общим потоком согласно равенству: Фпр= Фобр=0,5 Фmax..

Вращаясь в противоположные стороны с равными скоростями, вектора этих полей складываются и образуют общее поле машины Ф. Так, на позиции 2 они совпадают по направлению, образуя вектор +Фmax. На позиции 3 показано промежуточное положение, когда составляющие Фпр и Фобр, суммируясь, образуют поток ФФmax. Позиция 4 иллюстрирует случай, когда составляющие поля совершили поворот на угол 180 о и, складываясь, образуют вектор — Фmax. Каждая из вращающихся составляющих, взаимодействуя с ротором, обусловливает возникновение вращающего момента. Таким образом, в рассматриваемой модели на ротор действуют два вращающих момента, направленных встречно друг к другу. Поэтому однофазный двигатель может быть представлен в виде двух двигателей с общим валом. Для каждого из них можно изобразить механическую характеристику ( Мпр=f(Sпр) и Мобр=f(Sобр) ) в общей системе координат, как показано на рис. 3.25в). Сложив величины прямого и обратного моментов в каждой точке горизонтальной оси, получим изображение результирующей механической характеристики однофазного двигателя Мрез. На этой кривой хорошо видно, что однофазный двигатель не имеет пускового момента. Он разгонится и приобретет устойчивое вращение в любую сторону, в какую дополнительным усилием первоначально будет раскручен ротор. Так, если ротор привести во вращение в каком-либо направлении и затем подключить выводы к сети, ротор разгонится в том же направлении и после этого сможет воспринять некоторую нагрузку Мс. Очевидно, что такой двигатель не может развить мощность, более половины мощности при работе в трехфазном режиме. Асинхронный двигатель можно подключить к сети с самозапуском. Для образования начального пускового момента на статоре предусматривают еще одну обмотку, ось которой сдвинута на некоторый угол (оптимально – на 90 о ). Схема такого двигателя показана на рис. 3.26а). Дополнительная обмотка обозначена на схеме буквой В и её часто называют пусковой.

Рис.3.26. Однофазный асинхронный двигатель

с фазосдвигающими элементами

Она обычно занимает треть обмоточного пространства статора. Пусковая обмотка подключается к сети через фазосдвигающий элемент ФЭ с помощью кнопки «Пуск». Этот элемент должен изменять фазу тока iB относительно тока iA. Сочетание временного и пространственного сдвига магнитодвижущих сил обмоток А и В приводит, как известно, к тому, что их общее магнитное поле становится вращающимся. На рис. 3.26б) показаны механические характеристики двигателя с фазосдвигающим элементом (1) и без него (2). На рисунке видно, что наличие фазосдвигающего элемента приводит к появлению пускового момента Мп, что обеспечивает запуск двигателя. В качестве элемента ФЭ используют активное сопротивление или конденсатор. Первый вариант отличается меньшими затратами. В отдельных конструкциях ФЭ совмещают с обмоткой, для этого нужно только намотать обмотку более тонким приводом, чтобы поднять её активное сопротивление. Такую обмотку после достижения скольжения меньше критического необходимо отключать, что обеспечивается размыканием кнопки «Пуск». Это предотвратит перегрев двигателя. Пусковые условия существенно улучшаются, если в качестве фазосдвигающего элемента применить конденсатор. Подбором емкости можно добиться фазового сдвига токов 90 о , что приведет к соответствующему росту пускового момента. Однако это решение требует повышенных затрат и используется в обоснованных случаях. Следует отметить, что двигатель с пусковым элементом может развить мощность не выше 60% от мощности трехфазного варианта. Получили распространение асинхронные конденсаторные двигатели (рис. 3.26в). Машина имеет на статоре две одинаковые обмотки, оси которых сдвинуты друг относительно друга на 90 электрических градусов. В цепи одной из обмоток постоянно включен конденсатор Ср, называемый рабочим. Его емкость подбирается из условия получения наилучших характеристик машины при работе под нагрузкой. Однако, для получения максимального пускового момента величины емкости приходится увеличивать. Поэтому при пуске параллельно к рабочему конденсатору Ср через пусковую кнопку подключают дополнительную емкость Сп, называемой пусковой. Пуск двигателя производится в следующей последовательности. Замыкают кнопку «Пуск», затем включают рубильник К и после разгона ротора размыкают кнопку «Пуск». Если же емкость Сп после пуска оставить включенной, то при малых скольжения могут возникнуть резонансные явления и напряжение на обмотке и на конденсаторе возрастет в два-три раза. Достоинством такого решения является то, что можно достигнуть максимальной мощности двигателя при надежном и быстром запуске. Практически при правильном выборе пусковой и рабочей емкостей этот вариант может обеспечить мощность двигателя, не уступающей мощности трехфазной машины. Величину рабочей емкости можно определить по формуле:

Cр=1,6·10 5 IA SinφA /(f1UAk 2 ) (мкФ), (3.31)

где: IA – номинальный ток обмотки А; φA – фаза тока IA относительно напряжения UA; k = wBkобВ/(wAkобА) – коэффициент трансформации; kобА и kобВ – обмоточные коэффициенты соответствующих обмоток статора. При выборе типа конденсатора нужно учесть действующее на емкости напряжение, которое при круговом поле можно вычислить:

Если обмотки конденсаторного двигателя одинаковые, он будет нормально работать и без конденсатора, если его подключить к двухфазному источнику переменного тока. Практическое значение имеет подключения к однофазной сети трехфазного асинхронного двигателя. На рис. 3.26г) показаны наиболее часто встречающиеся схемы такого подключения. Значения рабочей емкости при частоте f1=50Гц можно для этих схем определить по формуле:

Ср G ·I1/Uc, (3.33)

где: G – множитель, который для первой схемы равен 2700, для второй – 2800 и для третьей – 4800.Если пуск производится при значительной нагрузке на валу, то параллельно рабочей емкости Ср следует подключить пусковую Сп=(2,5÷3,0)Ср. Номинал пусковой емкости не должен превосходить 8,0· Ср. Рабочее напряжение конденсатора существенно определяет его стоимость. Оно выбирается примерно 1,3Uc. Опыт показывает, что при выборе конденсаторов типа КБГ или БГТ его рабочее напряжение следует уменьшить вдвое относительно указанного на корпусе. В приведенных схемах однофазного включения трехфазных двигателей следует рассчитывать на 70÷80% его номинальной мощности.

3. Заключительная часть

В итоге проведения занятия обучаемые получили представление об устройстве, принципе работы и классификации асинхронных машин, принципах образования вращающегося магнитного поля и устройстве обмоток статора, решающих эту задачу. Важно, чтобы обучаемые поняли, почему ротор асинхронного двигателя не может самостоятельно достичь скорости вращения магнитного поля. Обучаемые должны уяснить, как в электрическом двигателе потребляемая из сети электрическая энергия преобразуется в энергию вращающегося магнитного поля и далее – в механическую энергию вращающегося вала. В результате изучения раздела обучаемые должны уметь объяснить влияние конструкции ротора на эксплуатационные возможности асинхронного двигателя. Изучение работы двигателя при неподвижном и при вращающемся роторе позволяет понять физическую сущность приведенных в конспекте элементарных математических моделей и формул, научиться пользоваться векторной и круговой диаграммой для определения главных характеристик двигателя. Обучаемые должны уяснить, что сложение переменных токов, напряжений и ЭДС должно производиться только в векторной форме. Наиболее удобно с этой точки зрения пользоваться На примере полной механической характеристики асинхронной машины обучаемые должны понять сущность режимов её работы и условия их обеспечения. Изучение механической характеристики асинхронного двигателя позволяет сделать важные выводы о возможностях устойчивой работы, регулирования и надежного экономичного пуска машины. Показаны возможности работы асинхронного двигателя с однофазной сетью, способы включения, расчет пусковых конденсаторов.

По итогам проведенного занятия обучаемые должны уметь:

Объяснить устройство асинхронной машины;

Выполнить классификацию типов асинхронных машин;

Объяснить принцип работы асинхронного электродвигателя;

Объяснить способ создания вращающегося магнитного поля, создаваемого многофазной системой обмоток;

Перечислить и объяснить условия создания кругового вращающегося магнитного поля в зазоре асинхронного двигателя;

Назвать типы статорных обмоток асинхронных машин, их достоинства и недостатки;

Перечислить и объяснить физический смысл параметров статорной обмотки;

Нарисовать развернутую схему статорной обмотки любого типа:

Объяснить устройство короткозамкнутой и фазной обмоток ротора асинхронной машины;

Объяснить поведение подключенной к сети асинхронной машины при неподвижном роторе;

Перечислить, какие параметры двигателя нужно знать для определения пускового тока, уметь найти формулу и выполнить расчет;

Нарисовать схему включения асинхронной машины в качестве фазорегулятора и индукционного регулятора, объяснить их назначение;

Объяснить физический смысл понятия скольжения ротора;

Вычислить частоту вращения ротора двигателя, подключенного к сети промышленной частоты, с учетом числа полюсов и скольжения;

Объяснить специфику приведения параметров роторной цепи к статору асинхронной машины в отличие от трансформатора;

Объяснить назначение круговой диаграммы, показать на диаграмме определение потребляемой и полезной мощности двигателя при известном потребляемом токе;

Нарисовать полную механическую характеристику асинхронной машины и объяснить возможные режимы работы;

Нарисовать механическую характеристику асинхронного двигателя и объяснить её характерные точки;

Объяснить, какими способами можно регулировать величину вращающего момента двигателя при заданном скольжении;

Перечислить способы повышения пускового момента асинхронного двигателя;

Назвать способы пуска асинхронного двигателя и нарисовать схемы, их реализующие;

Перечислить способы запуска асинхронного двигателя от однофазной сети;

Нарисовать схемы включения конденсаторных двигателей и определить необходимую емкость конденсаторов.

Асинхронные электродвигатели

Асинхронные электродвигатели имеют относительно высокий КПД: при мощностях более 1кВт кпд=0,7:0,95 и только в микродвигателях он снижается до 0,2-0,65.

Наряду с большими достоинствами асинхронные двигатели имеют и некоторые недостатки: потребление из сети реактивного тока, необходимого для создания магнитного потока, в результате чего асинхронные двигатели работают с соs =1. Кроме того, по возможностям регулировать частоту вращения они уступают двигателям постоянного тока.

Асинхронные двигатели бывают трехфазными и однофазными. Появление трехфазных асинхронных двигателей связано с именем М.О.Доливо-Добровольского. Эти двигатели были изобретены им в 1889 г.

Асинхронный электродвигатель отличается простотой конструкции и несложностью обслуживания. Как и любая машина переменного тока, асинхронный двигатель состоит из двух основных частей — ротора и статора.

Статором называется неподвижная часть машины, ротором – ее вращающаяся часть. Асинхронная машина обладает свойством обратимости, то есть может быть использована как в режиме генератора, так и в режиме двигателя. Из-за ряда существенных недостатков асинхронные генераторы практически не применяются, тогда, как асинхронные двигатели получили очень широкое распространение.

В асинхронном двигателе рабочий процесс может протекать только при асинхронной частоте, то есть при частоте вращения ротора, не равной частоте вращения магнитного поля.

Номинальная частота вращения асинхронного двигателя зависит от частоты вращения магнитного поля статора и не может быть выбрана произвольно. При стандартной частоте промышленного тока f1=50Гц возможные синхронные частоты вращения (частоты вращения магнитного поля) n1=60f1/p=3000/p.

Асинхронная машина кроме двигательного режима может работать в генераторном режиме и режиме электромагнитного тормоза. Генераторный режим возникает в том случае, когда ротор с помощью постоянного двигателя вращается в направлении вращения магнитного поля с частотой вращения, большей частоты вращения магнитного поля.

Если ротор под действием посторонних сил начнет вращаться в сторону, противоположную направлению вращения магнитного поля, то возникает режим электромагнитного тормоза.

Асинхронные электродвигатели состоят из двух частей : неподвижной – статора и вращающейся – ротора.

Сердечник статора, представляющий собой полый цилиндр, набирают из отдельных листов электротехнической стали толщиной 0,5-0,35мм. Для сердечников асинхронных двигателей применяются холоднокатаные изотронные электротехнические стали марок 2013,02312,02411 и другие.

Листы или пластины штампуют с впадинами (пазами), изолируют лаком или окалиной для уменьшения потерь на вихревые потоки, собирают в отдельные пакеты и крепят в станине двигателя. К станине прикрепляют также боковые щиты с помещенными на них подшипниками, на которые опирается вал ротора. Станину устанавливают на фундамент.

В продольные пазы статора укладывают проводники его обмотки, которые соединяют между собой так, что образуется трех фазная система. На щитке машины имеется шесть зажимов, к которым присоединяются начала и концы обмоток каждой фазы. Для подключения обмоток статора к трехфазной сети они могут быть соединены звездой или треугольником, что дает возможность включать двигатель в сеть с двумя разными линейными напряжениями.

Например, двигатель может работать от сети с напряжением 220 и 127в. На щитах машины указаны оба напряжения сети, на которые рассчитан двигатель, то есть 220/127в или 380/220в. Для более низких напряжений, указанных на щитке, обмотка статора соединяется треугольником, для более высоких – звездой.

Роторы асинхронных электродвигателей выполняют двух видов: с короткозамкнутой и фазной обмотками. Первый вид двигателей называют асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором, а второй – асинхронными двигателями с фазным ротором или асинхронными двигателями с контактными кольцами.

Наибольшее распространение имеют двигатели с короткозамкнутым ротором. Сердечник ротора также набирают из стальных пластин толщиной 0,5мм, изолированных лаком или окалиной для уменьшения потерь на вихревые токи. Пластины штампуют с впадинами и собирают в пакеты, которые крепят на валу машины. Из пакетов образуются цилиндры с продольными пазами, в которых укладывают проводники обмотки ротора. В зависимости от типа обмотки асинхронные машины могут быть с фазным и короткозамкнутым ротором.

Короткозамкнутая обмотка ротора выполняется по типу беличьего колеса. В пазах ротора укладывают массивные стержни, соединенные на торцевых сторонах медными кольцами. Часто короткозамкнутую обмотку ротора изготовляют из алюминия. Такая обмотка всегда замкнута накоротко и включение сопротивления в нее не возможно. Фазная обмотка ротора выполнена подобно статорной, то есть проводники соответствующим образом соединены между собой, образуя трехфазную систему.

Двигатели с короткозамкнутым ротором проще и надежнее в эксплуатации, значительно дешевле, чем двигатели с фазным ротором. Однако двигатели с фазным ротором обладают лучшими пусковыми и регулировочными свойствами. В настоящее время асинхронные двигатели выполняют преимущественно с короткозамкнутым ротором и лишь при больших мощностях и специальных случаях используют фазную обмотку ротора. Асинхронные двигатели производят мощностью от нескольких десятков ватт до 15000кВт при напряжениях обмотки статора до 6кВ.

В ЦНИИ СЭТ в лаборатории вентильных машин были созданы экспериментальные образцы асинхронизированных вентильных двигателей мощностью 10 и 132 кВт. Теоретические и экспериментальные исследования показали, что данные вентильные двигатели могут являться аналогами коллекторных двигателей постоянного тока, но не имеют ограничений в режиме упора, обеспечивают ускоренный реверс и электрическое рекуперативное торможение до полной остановки электропривода, а при ортогональном управлении развивают максимальную перегрузочную способность и энергетику.

В итоге проведенных исследований получены следующие варианта асинхронизированных вентильных машин: контактные и бесконтактные вентильные двигатели постоянного тока; контактный и бесконтактный асинхронизированные синхронные двигатели; контактный и бесконтактный асинхронизированные вентильный двигатели с поддержанием неизменного результирующего магнитного потока; частотно — регулируемый асинхронный двигатель двойного питания; контактный и бесконтактный асинхронизированные вентильные двигатели с ортогональным управлением.

Наиболее перспективным вариантом асинхронизированного вентильного двигателя является последний вариант, требующий сложной технической реализации. В связи с отсутствием финансирования экспериментальные исследования практически затруднены

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *