Закон сохранения электрического заряда
Слабая связь между преподаванием физики, химии и биологии ведёт к тому, что учащиеся старших классов не могут подойти к рассмотрению явлений, процессов и законов природы с единой точки зрения. Исправить такое положение могут интегрированные уроки. Предлагаемый урок проводился перед учителями района и получил высокую оценку.
Цель урока: продолжить развитие умений обобщать; углубить, обобщить, расширить знания учащихся, формировать диалектико-материалистическое мировоззрение, добиться глубокого знания учащимися основного закона природы – закона сохранения электрического заряда, – показать единство законов, изучаемых на уроках физики, химии, биологии и взаимосвязь школьных предметов.
Оборудование: плакаты, мультимедиапроектор, приборы для демонстрации физических опытов, реактивы для демонстрации химических реакций.
Ход урока
I. Организационный этап
Учитель физики. Ребята, сегодня мы с вами попытаемся объединить знания, которые вы получаете на уроках физики, химии и биологии. Чтобы решить эту задачу, необходимо вспомнить всё, что вы знаете об электризации тел. Помогут нам в этом наши одноклассники.
II. Выступления учащихся
(Учащиеся класса зачитывают рефераты, сопровождая своё выступление демонстрациями опытов и подготовленными слайдами.)
Темы рефератов: • Начало изучения электрических явлений. • Электризация тел и её применение в быту и технике. • Открытие электрона.
Демонстрации: • Электризация различных тел. • Взаимодействие заряжённых тел. • Делимость электрических зарядов.
III. Актуализация знаний. Физический диктант
Какое взаимодействие существует между заряженными телами и частицами? • Какая физическая величина определяет электромагнитное взаимодействие?
• Как называется процесс, приводящий к появлению на телах электрических зарядов? • Можно ли сказать, что заряд системы складывается из зарядов тел, входящих в эту систему? • Верно ли утверждение, что нейтральное тело не содержит электрических зарядов? • Может ли заряд существовать независимо от частицы? Может ли быть частица без заряда? • Если в замкнутой системе число заряженных частиц уменьшилось, то означает ли это, что заряд всей системы тоже уменьшился? • Как изменится сила взаимодействия между заряженными телами, если расстояние между ними увеличить в 2 раза? • Пылинка, имеющая заряд 1,6 · 10 –19 Кл, при освещении потеряла один электрон. Каким стал заряд пылинки? • Верно ли утверждение, что в замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов всех частиц остаётся неизменной? • Два одинаковых проводника, несущие электрические заряды соответственно q и –2q, приведены в соприкосновение. Каков заряд каждого проводника после соприкосновения? Соответствует ли ответ закону сохранения электрического заряда? (Ответ. Да, заряд –0,5q.)
(На экран проецируются правильные ответы. Учащиеся проверяют свою работу и, согласно принятым критериям, оценивают её.)
IV. Закон сохранения электрического заряда, изучаемый на уроках естественно-научного цикла
Учитель физики. Какой закон выполняется при электризации тел? (Учащиеся формулируют закон сохранения электрического заряда и записывают его на доске.) Поговорим сегодня о том, где мы встречаемся с законом сохранения электрического заряда. Как называется частица с наименьшим электрическим зарядом? Какой электрический заряд называется элементарным? Можно ли в эксперименте получить электрический заряд, равный 8 · 10 –20 Кл? Почему? Задумывались ли вы, почему электрон нельзя разделить?
В современных теориях электрон считается стабильной частицей. Согласно закону сохранения электрического заряда, распад электрона был бы возможен только с испусканием менее заряженных частиц, но о существовании таких частиц до сих пор ничего не известно. Если бы закон сохранения электрического заряда не являлся точным законом природы, то электрон мог бы распасться, например, на нейтрино и фотон. Поиски таких распадов не увенчались успехом. Время жизни электронов больше 10 22 лет. Электрон стабилен, т.к. ему просто не на что распадаться, а нарушить фундаментальный закон природы – закон сохранения электрического заряда – невозможно.
Закон сохранения электрического заряда действует и в электронике. При расчётах токов и напряжений в сложных электрических цепях удобно пользоваться правилами Кирхгофа.
I правило Кирхгофа
В каждой точке разветвления цепи (узла) алгебраическая сумма сил токов равна 0. При этом токи, идущие к узлу, считают положительными, а исходящие из узла – отрицательными
Тест по физике «Электростатика»
Тест по физике «Электростатика» для учащихся 10 класса с ответами.
Тест состоит из 12 заданий и предназначен для проверки знаний по данной теме. К каждому заданию дано 3 ответа, из которых нужно выбрать один верный.
1. Раздел физики, изучающий заряженные тела…
А) механика
Б) статика
В) электродинамика
2. Между заряженными телами, частицами существует…
А) сила отталкивания
Б) сила притяжения
В) и то и другое
3. Процесс, приводящий к появлению на телах электрических зарядов, называется…
А) магнетизм
Б) электризация
В) и то и другое
4. В замкнутой системе заряд уменьшается, если…
А) число заряженных частиц уменьшается
Б) число заряженных частиц увеличивается
В) число частиц не меняется
5. Напряженность электрического поля измеряется….
А) в Амперах
Б) в Джоулях
В) в Вольтах
6. Сила, действующая на заряд при увеличении заряда в два раза увеличивается во сколько раз?
А) в 4 раза
Б) в 2 раза
В) в 6 раз
7. Модуль напряженности зависит от…
А) величины заряда
Б) массы заряда
В) числа зарядов
8. Диэлектриками называются тела, которые….
А) проводят электрический ток
Б) не проводят электрический ток
В) и то и другое
9. Два точечных заряда отталкиваются друг от друга, если заряды…
А) одинаковы по знаку и любые по модулю
Б) разные по знаку и одинаковые по модулю
В) различные по знаку и любые по модулю
10. Сила кулоновского взаимодействия двух точечных зарядов…
А) прямо пропорциональна между ними
Б) обратно пропорциональна между ними
В) обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними
11. Скорость распространения электромагнитных взаимодействий
А) всегда равна скорости света
Б) равна скорости света в вакууме
В) определяется только при условии, что заряды неподвижны
12. Два точечных заряда действуют друг на друга с силой 16 Н, какой будет сила взаимодействия между ними, если уменьшить значение каждого заряда в четыре раза
А) 2Н
Б) 1Н
В) 3Н
вопросы по физике 3
1 как называется раздел физики, изучающий свойства и закономерности поведения особого вида материи -электромагнитного поля ?
2 какое взаимодействие существует между заряженными телами частицами ?
3 какая физическая велечина определяет электромагнитное взаимодействие ?
4 можно ли сказать, что заряд системы складывается из зарядов тел, входящих в эту систему ?
5 как называется процесс, приводящий к появлению на телах электрических зарядов ?
6 верно ли утверждение, что в замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов всех тел системы остается постоянной?
7 если в замкнутой системе число заряженных частиц уменьшилось, то означает ли это, что заряд всей системы тожэ уменьшился?
8 можно ли создать электрическаий заряд?
9 создаем ли мы при электризации электрический заряд?
10 в каких единицах измеряется электрический заряд?
Лучший ответ
1-эектродинамика
2-электромагнитное
з-сила
4-да
5-электризация
6-да
7-да, но невсегда
8-да
9-да
10-в Кулонах.
Как называется процесс приводящий к появлению на телах электрических зарядов ответ
Главное меню
Соглашение
Регистрация
Английский язык
Астрономия
Белорусский язык
Информатика
Итальянский язык
Краеведение
Литература
Математика
Немецкий язык
Обществознание
Окружающий мир
Русский язык
Технология
Физкультура
Для учителей
Дошкольникам
VIP — доступ
Автор: Овчаренко С.А. | ID: 10361 | Дата: 20.10.2018
Помещать страницу в закладки могут только зарегистрированные пользователи
Зарегистрироваться
Получение сертификата
о прохождении теста