Как выделяется опасная зона дороги на сгп
Перейти к содержимому

Как выделяется опасная зона дороги на сгп

  • автор:

9.6. Определение опасных зон влияния крана

В целях создания условий безопасного ведения работ дейст­вующими нормативами выделяются четыре самостоятельные зоны:

зона обслуживания крана;

зона возможного падения груза (опасная зона работы крана);

опасная зона дорог.

Монтажной зоной (рис. 8.4) называют пространство, где воз­можно падение груза при установке и закреплении элементов. Она равна контуру здания плюс 7 м при высоте здания до 20 м, и плюс 10 м при высоте здания более 20 м.

На СГП эту зону обозначают пунктирной линией, а на мест­ности — хорошо видимыми надписями или знаками. В монтажной зоне можно размещать только монтажные механизмы. Складирование кон­струкций не разрешается.

Рис. 8.4. Границы монтажной зоны

Зона обслуживания башенных и самоходных кранов определя­ется максимальным рабочим вылетом стрелы на участке между край­ними стоянками крана (рис. 8.5).

Рис. 8. 5. Границы зоны обслуживания грузоподъёмного механизма

Зоной возможного падения груза (опасная зона работы крана) называется зона возможного падения груза во время его перемещения, установки и закрепления с учетом вероятного рассеивания при паде­нии (рис. 8.6).

Для башенных кранов границу опасной зоны работы Ron опреде­ляют радиусом, рассчитанным по формуле

где — радиус опасный работы крана;

— максимальный расчетный вылет стрелы крана;

— половина длины наибольшего перемещаемого груза;

— дополнительное расстояние для безопасной работы, учиты-

вающее возможное рассеивание груза при падении: при высоте здания до 20 метров — =7 метров, а при высоте здания более 20 метров =10 метров.

Опасная зона дорог — участки подъездов и подходов в пределах указанных выше зон, где могут находиться люди, не участвующие в совместной с краном работе и где осуществляется движение транс­портных средств или работа других механизмов. Эти зоны на СГП выделяются особо (заштриховываются). На местности границы опас­ных зон должны быть обозначены специальными ориентирами, плака­тами и соответствующими световыми сигналами, хорошо видимыми крановщикам в любое время суток.

При вертикальной привязке кранов, кроме рассмотренных зон, Гостехнадзором вводятся ограничения по следующим минималь­ным расстояниям (рис.8.7):

от крюка крана или противовеса до монтажного горизонта -2 м;

от стрелы крана до ближайшей точки здания по горизонтали -1м;

— от противовеса крана до максимально выступающего элемента здания — 0.4 м.

При работе башенных кранов в стесненных условиях возни­кает необходимость ограничить те или иные движения крана (рис. 8.8), например:

  • поворот стрелы;
  • изменение вылета стрелы;
  • передвижение крана.

Применяемые ограничения могут быть принудительного или условного порядка.

Принудительные ограничения осуществляются установкой датчиков и концевых выключателей, производящих аварийное отклю­чение крана в заданных пределах, и не зависят от действий крановщи­ка.

Условные ограничения полностью рассчитаны на внимание и опыт крановщика и монтажников. На местности условные ограниче­ния показывают хорошо видимыми сигналами: днем: — красными флажками, а в темное время суток — красными гирляндами из ламп или фонарей.

Рис. 8.8. Схема ограничений поворота стрелы грузоподъёмного механизма

Совместная работа кранов в одной зоне, как правило, запре­щена. В случае крайней необходимости, работа нескольких кранов в одной зоне может быть допущена при разработке специальных меро­приятий, обеспечивающих безопасность их совместной работы. Все такие мероприятия изображаются графически в виде примечаний на СГП.

Опасная зона работы крана на стройгенплане

Для обеспечения безопасной работы людей и механизмов действующие нормативы предусматривают следующие зоны:

1. монтажная – пространство, где возможно падение груза при его установке и закреплении. Определяется зона от контура здания, на чертеже обозначается пунктиром и повторяет конфигурацию здания в плане, на местности показывается в ночное время красными сигнальными лампами. При монтаже башенным краном запрещается складирование конструкции в монтажной зоне;

Рис. 7.5. Определение монтажной зоны.

2. рабочая зона крана (зона обслуживания краном) – пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком крана. Определяется для башенных кранов путем нанесения на план полуокружностей из крайних стоянок максимальным радиусом, затем полуокружности соединяются сплошными линиями. Для самоходных кранов рабочая зона определяется для конкретной стоянки нанесением окружности с максимальным радиусом действия крана (см. рис 7.6);

3. зона перемещения груза – это пространство в пределах возможного перемещения груза, подвешенного на крюке крана. Границы зоны определяется расстоянием по горизонтали от границы рабочей зоны крана до возможного места падения груза в процессе его перемещения (см. рис. 7.6)

где Rмах – максимальный рабочий вылет стрелы крана, м;

lмах – длина наибольшего их перемещаемых грузов;

4. опасная зона работы крана – пространство, где возможно падение груза при его перемещении, с учетом возможного рассеивания при падении. Для башенных кранов границу опасной зоны работы определяют по формуле:

где – безопасное расстояние, в пределах которого возможно падение груза. Для башенных кранов и для самоходных кранов, имеющих устройство, удерживающее стрелу от падения определяется в соответствии с табл.12.4 [Дикман 2003]. Если нет устройства, удерживающего стрелу от падения, то расчет производят по формуле:

где Rпс – радиус падения стрелы, принимают равным длине стрелы.

Рис 7.6. Определение зон работы крана.

а) для башенного крана, б) для самоходного крана

5. опасная зона работы подъемника – это пространство, где возможно падение груза, перемещаемого подъемником. Размер зоны следует принимать не менее 5 метров для зданий высотой до 20 метров включительно. При большей высоте зданий зона определяется по формуле:

где Нзд – высота возводимого здания, м.

Рис. 7.7.Определение опасной зоны работы подъемника.

6. опасная зона автодорог – участки проездов и проходов в пределах вышеперечисленных зон, где могут находиться люди, транспорт и механизмы, не связанные с процессом монтажа. На чертеже стройгенплана эти зоны заштриховывают, а на местности показывают хорошо видимыми надписями и световыми сигналами.

7. опасная зона железных дорог – пространство железнодорожных путей, которое попадает в зону опасной работы крана, где могут находиться люди, транспорт и механизмы, не связанные с процессом монтажа.

8. опасная зона монтажа конструкций – возникает при монтаже верхних этажей многоэтажных зданий, когда осуществляется вертикальная привязка и не может быть выполнено хотя бы одно из требований гостехнадзора:

– расстояние по вертикали от крюка крана или противовеса до монтажного горизонта должно быть не менее 2 м;

– расстояние от стрелы крана до монтируемого здания по горизонтали должно быть не менее 1м;

– расстояние по горизонтали от противовеса крана до монтируемого здания должно быть не менее 0,4 м;

Примерный порядок составления объектного стройгенплана

Графическую часть проектирования стройгенплана рекомендуется выполнять в пять этапов.

Первым этапом может быть нанесение строящегося объекта (головного сооружения) и существующих сооружений (существующие линии электропередачи, водопровода, канализации, теплоснабжения) в масштабе 1:500.

Вторым этапом может быть выбор мест стоянок и пути движения монтажного механизма. Такой выбор может согласовываться с техническими характеристиками монтажного механизма размерами и конфигурацией строящегося объекта. На строй генплане необходимо схематически показать монтажный механизм (на одной из стоянок), его рабочую зону. Рабочий зоной крана называется пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком этого крана. Следует пунктиром показать монтажную зону. Монтажной зоной называется пространство, где возможно подаваемых краном грузов и конструкций при их монтаже. Монтажная зона определяется наружными контурами здания плюс 7 м при высоте здания до 20 м и 10 м – при высоте 20. 100 м. В монтажной зоне можно размещать только сам монтажный кран и выполнять раскладку монтируемых конструкций. Складировать материалы здесь нельзя.

Опасной зоной крана называется пространство в пределах возможного перемещения и следовательно падения грузов.

Третьим этапом рекомендуется нанести временные дороги. При трассировке дорог необходимо учитывать следующие ограничения и рекомендации:

Четвертым этапом на стройгенплане размещаются складские площади (открытые, навесы, закрытые). Если для разгрузки материалов и изделии не используется дополнительный кран, то все открытые склады должны размещаться в рабочей зоне основного (монтажного) крана, а полузакрытые (навесы) я и закрытые – у границы этой зоны.

Между дорогой и складами при одностороннем движении рекомендуется предусматривать площадки шириной не менее 3 м для стоянки транспорта под разгрузкой.

Пятым этапом размещаются временные административно-хозяйственные и санитарно-бытовые помещения. Их количество и размеры должны соответствовать результатам производственных расчетов.

Бытовые помещения желательно размещать вблизи входов на строительную площадку. Запрещается их располагать в опасной зоне кранов. Все временные помещения должны размещаться с соблюдением противопожарных разрывов – не менее 5 м.

Шестым этапам может быть размещение в плане сетей временных инженерных коммуникаций – водопровода, канализации, электроснабжения, теплоснабжения. В зависимости от назначения каждого временного помещения предусматривается подключение к нему тех или иных коммуникаций. Наружное освещение обычаю устраивается на деревянных опорах через 30-40м по периметру строительной площадки.

Строительная площадка ограждается по периметру временным или постоянным ограждением. Это ограждение должно быть удалено не менее, чем на 2м от временных здании, складов, проезжей части дороги.

Расположение всех объектов строительного хозяйства должно обеспечивать наибольшее удобство производства работ и наименьшие материальные затраты. Протяженность коммуникаций, дорог, площадь складов, санитарно-бытовых и хозяйственно- административных помещений и сама площадь стройплощадки должны быть минимальными, но достаточно удовлетворять всем эксплуатационным требованиям.

Определение зон влияния крана. (задача)

При размещении строительных машин следует установить опасные для людей зоны, в пределах которых постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные производственные факторы.

Монтажную зону устанавливаем равной контуру здания плюс 7 м при высоте здания до 20 м. В этой зоне можно размещать только монтажный механизм, складировать материалы здесь нельзя. Для прохода людей в здание назначают определенные места, обозначенные на стройгенплане. Места проходов к зданию через монтажную зону снабжают навесами.

Рабочая зона крана определяется радиусом, соответствующим максимальному рабочему вылету стрелы крана и принимается равной 15м.

Опасной зоной работы крана называют пространство, где возможно падение груза при его перемещении с учетом вероятного рассеивания при падении.

Для стреловых кранов, оборудованных устройством для удержания стрелы, опасная зона работы определяется по нижеприведенной формуле:

где lmax = 10 м – наибольшая длина перемещаемого груза (стеновая панель)

Rmax = 30 м – максимальный рабочий вылет стрелы крана

Lбез = 7 м – дополнительное расстояние для безопасной работы крана (при возможной высоте падения груза до 20 м).

При размещении строительных машин следует установить опас­ные для людей зоны, в пределах которых постоянно действуют или потен­циально могут действовать опасные производственные факторы.

К зонам постоянно действующих опасных производственных фак­торов, связанных с работой монтажных и грузоподъемных машин, отно­сятся места, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъем­ными кранами. Эта зона обносится защитными ограждениями. Под за­щитными ограждениями понимаются устройства, предназначенные для предотвращения непреднамеренного доступа людей в зону.

К зонам потенциально действующих опасных факторов отно­сятся участки территории вблизи строящегося здания (сооружения) и эта­жи (ярусы) зданий и сооружений в одной захватке, над которыми проис­ходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования. Эта зона обо­значается сигнальными ограждениями. Под сигнальными ограждениями понимаются устройства, предназначенные для предупреждения о потен­циально действующих опасных производственных факторах и обозначе­ния зон ограниченного доступа. Производство работ в этих зонах требует специальных организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работающих.

В целях создания условий безопасного ведения работ действую­щие нормативы предусматривают различные зоны: монтажную, зону об­служивания краном, перемещения груза, опасную зону работы крана, опасную зону путей, зону работы подъемника, опасную зону дорог, опас­ную зону монтажа конструкций.

Монтажной зоной называют пространство, где возможно паде­ние груза при установке и закреплении элементов. Согласно СНиП 12-03- 99, эта зона является потенциально опасной. Она равна контуру здания плюс 4 м при высоте здания до Юм, плюс 5 м при высоте до 20 м и т. д. (см. табл. 11.4). На СГП зону обозначают пунктирной линией (рис. 11.4, а), а на местности – хорошо видимыми предупредительными надписями или знаками. В этой зоне можно размещать только монтажный механизм, включая место, ограниченное ограждением подкрановых путей. Склади­ровать материалы здесь нельзя. Для прохода людей в здание назначают определенные места, обозначенные на СГП с фасада здания, противопо­ложного установке крана. Места проходов к зданию через монтажную зо­ну снабжают навесами.

Зоной обслуживания краном или рабочей зоной крана называют пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком кра­на. Определяется для башенных кранов путем нанесения на план из край­них стоянок полуокружностей радиусом, соответствующим максимально необходимому для работы вылету стрелы, и соединения их прямыми утолщенными линиями (рис. 11.4, б). Для стреловых кранов зону обслу­живания определяют так же, как и для башенного крана, т. е. радиусом, соответствующим максимальному рабочему вылету стрелы крана, но по­казывают иначе – по отдельным стоянкам (рис. 11.5, 11.6).

Зоной перемещения груза называют пространство, находящееся в пределах возможного перемещения груза, подвешенного на крюке крана. Зоны определяются расстоянием по горизонтали от границы рабочей зоны (зоны обслуживания) крана до возможного места падения груза в процессе его перемещения. Для башенных и стреловых кранов граница зоны опре­деляется суммой максимального рабочего вылета стрелы и ширины зоны, принимаемой равной половине длины самого длинного перемещаемого груза.

Зону перемещения груза обычно отдельно на плане не выделяют – она служит составляющей при расчете границ опасной зоны работы крана, которая суммирует все входящие в ее контур зоны.

Опасной зоной работы крана называют пространство, где воз­можно падение груза при его перемещении с учетом вероятного рассеи­вания при падении.

Для всех кранов границу опасной зоны работы R()n определяют ра­диусом, рассчитываемым по формуле

(11.9)

где Rmax – максимальный рабочий вылет стрелы крана, м; 0,5 /тах – полови­на длины наибольшего перемещаемого груза, м; /без – дополнительное рас­стояние для безопасной работы, устанавливаемое в соответствии со СНиП

(табл. 11.4). Последняя составляющая 1без вызвана возможным рассеивани­ем груза в случае падения вследствие раскачивания его на крюке под ди­намическими воздействиями движений крана и силы давления ветра и за­висит от высоты подъема груза.

Границы опасных зон, в пределах которых возможно возникнове­ние опасности в связи с падением предметов, устанавливаются согласно табл. 11.3.

На рис. 11.6 даны схемы, поясняющие назначение и расчет зон для

Для стреловых кра­нов опасная зона работы определяется по формуле

где /без принимается при вы­соте подъема груза h до 10 м — 0,3/гН м, а при боль­шей высоте – так же, как монтажная зона.

Опасную зону пово­ротной платформы R™e оп­ределяют суммой радиуса поворотной части механизма RnOB и расстояния безопасно­сти:

(11.11)

где

Если другие повышенные требования отсутствуют в паспорте или инструкции завода-изготовителя, то границы опасных зон вблизи движу­щихся частей и рабочих органов машин определяются расстоянием в пре­делах 5 м. На месте работы эту опасную зону обозначают инвентарной переставной обноской из проволоки или синтетической лентой по стой­кам. Этой зоне стреловых кранов соответствует опасная зона подкрановых путей башенного крана.

Опасная зона подкрановых путей – это территория, внутри ко­торой запрещено нахождение людей (кроме машиниста) и размещение механизмов, электрощитов и т. д. Привязка ограждений путей дана ранее [см. формулу (11.8)].

Опасной зоной работы подъемника называют пространство, где возможно падение поднимаемого груза. Зону следует принимать не менее 5 м от габаритов подъемника в плане, а при подъеме на большую высоту на каждые 15 м подъема следует добавлять по 1 м, т. е.

(11.12)

где А – опасная зона работы подъемника, м Н- высота подъема груза, м.

Зону обозначают штрихпунктирной линией (см. рис. 11.4, г и рис. 11.7). На границах опасных зон устанавливают знаки техники безопасно­сти; место их установки и номер по ГОСТу обозначают на СГП для одной из стоянок, как это показано на схеме рис. 11.6

Опасные зоны дорог – участки подъездов и подходов в пределах указанных зон, где могут находиться люди, не участвующие в совместной с краном работе, осуществляется движение транспортных средств или ра­бота других механизмов. Эти зоны на СГП выделяются особо (заштрихо­вываются) (рис. 11.8).

На местности границы опасных зон должны быть обозначены спе­циальными ориентирами, плакатами и соответствующими световыми сиг­налами, хорошо видимыми крановщикам, стропальщикам и машинисту подъемника в любое время суток. Места установки и их тип должны быть указаны на СГП.

Опасную зону монтажа конструкций наносят на объектном СГП при вертикальной привязке крана. Указанная зона появляется при монтаже элементов на верхних этажах при невозможности соблюдения установ­ленных правилами Госгортехнадзора минимальных расстояний: от крюка крана или противовеса до монтажного горизонта -2м (рис. 11.9, а); от стрелы крана до ближайшего к крану элемента здания по горизонтали – 1 м (рис. 11.9, б); от противовеса крана до максимально выступающего элемента здания – 0,4 м (рис. 11.9, в).

Наличие опасной зоны монтажа (рис. 11.10) требует разработки специальных мероприятий: выдачи нарядов на особо опасные монтажные работы, ограждения опасной зоны видимыми сигналами, разработки инст­рукций для крановщиков и монтажников. В ППР следует изменить уста­новленную в технологической карте последовательность монтажа на ос­нове метода «отступления на кран».

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 1114 ; Нарушение авторских прав

Привязка монтажных кранов и определение зон их влияния

Подготовка исходных данных

Проектирование объектного стройгенплана

Объектный стройгенплан на стадии ППР проектируется самой СМО или по её заказу проектно-технологическими организациями. Для сложных объектов СГП может разрабатываться на различные этапы строительства, а иногда и на отдельные виды работ.

В данном проекте разрабатывается СГП на строительство надземной части. Исходными данными для составления объектного СГП являются:

1. Рабочие чертежи проекта;

2. ТК на отдельные виды работ и КТП;

3. КП производства работ по объекту;

4. Графики потребностей во всех ресурсах;

5. Различные ограничения;

6. Технические характеристики строительных машин и механизмов;

Порядок привязки монтажных кранов:

1. Поперечная привязка крана;

2. Продольная привязка крана, проектирование подкрановых путей;

3. Определение зон влияния кранов;

4. Введение ограничений.

1. Поперечная привязка крана.

Поперечная привязка состоит в определении расстояния от оси подкрановых путей до ближайшей оси здания. Это расстояние зависит от того, с какого времени устанавливается башенный кран: для монтажа подземной части или надземной.

Рисунок 6.2.1. Продольная привязка крана

В данном проекте монтажный кран устанавливаются для монтажа надземной и подземной части, но кран устанавливается при монтаже подземной части. Поперечная привязка в этом случае производится следующим образом:

2. Продольная привязка заключается в определении крайних стоянок крана.

Для этого последовательно производят засечки на оси передвижения крана в следующем порядке: из крайних углов внешнего габарита здания со стороны, противоположной башенному крану, – раствором циркуля, соответствующим максимальному вылету стрелы крана; из середины внутреннего контура здания – раствором циркуля, соответствующим минимальному вылету стрелы; из центра тяжести наиболее тяжелых элементов – раствором циркуля, соответствующим определенном) вылету стрелы, согласно грузовой характеристике крана. Крайние засечки определяют положение крайних стоянок крана. По найденным крайним точкам определяют длину подкрановых путей:

Рисунок 6.2.2. Продольная привязка крана

Lп.п – длина подкрановых путей;

Lкр – расстояние между крайними стоянками крана, определяемое по чертежу;

Lторм – величина тормозного пути крана, принимается 1,5 м;

Lтуп – расстояние от конца рельса до тупиков, равное 0,5 м.

Определяемую длину корректируют в сторону увеличения с учетом кратности длины полузвена равной 6,25 м.

В итоге: Lп.п 31,25 м

3. Определяют следующие зоны влияния крана:

– монтажная зона – пространство, где возможно падение груза при установке и закреплении элементов она равна контуру здания плюс 10 м, так как высота здания превышает 20 м;

– зона обслуживания крана – пространство, находящееся в пределах линии, описываем крюком крана. Определяется радиусом, соответствующим максимальному рабочему вылету стрелы крана;

– зона перемещения габарита груза крана – пространство находящееся в пределах в пределах возможного перемещения груза, подвешенного на крюке крана. Определяется суммой максимального рабочего вылета стрелы и принимаем равной половине длины самого длинного перемещаемого груза;

– опасная зона работы крана – пространство, где возможно падение груза при его перемещении с учетом вероятного рассеивания при его падении.

4. Введение ограничений.

Введение ограничений делают в случае одновременной работы нескольких кранов, либо в случае попадания в опасные зоны крана, других зданий и сооружений. Принудительные ограничения осуществляются установкой автоматических отключателей, производящих автоматическое отключение крана в заданных пределах. Граница запретного сектора выделяется на местности хорошо видимыми сигналами.

При расчете ограничений поворота стрелы надо учитывать ее тормозной путь. Для этого ограничители устанавливают так, чтобы отключение поворота стрелы происходило на 2–3º раньше установленной зоны.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Расчет опасной зоны работы крана

2.4.1.2 Расчет опасной зоны работы крана

Зоной обслуживания крана или рабочей зоной называют пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком крана.

Опасной зоной работы крана Ron называют пространство, где возможно падение груза при его перемещении с учетом вероятного рассеивания при падении.

Для стреловых кранов, оборудованных устройством для удержания, опасная зона рассчитывается по формуле:

Rмах-максимальный рабочий вылет стрелы крана, м;

0,5*lмах-размер половины перемещаемого груза, м;

lбез-дополнительное расстояние для безопасной работы, определяется по формуле:

где:h-максимальная высота подъема груза, м.

lбез = 0,3 + 1,773 = 2,073 м

Rоп = 5 + 5 = 10 м.

где:Rпов-радиус поворота части механизма, м;

lбез-дополнительное расстояние для безопасной работы, принимают равной 1м.

Опасная зона работы крана Э – 303 Б при подъеме трубы длинной 10 м равна 10 м, опасная зона поворотной платформы равна 5 м

2.4.1.3 Расчет потребности в водных ресурсах

Временное водоснабжение на строительстве предназначены для обеспечения производственных, хозяйственно-бытовых и противопожарных нужд. Расчет потребность в воде производится по группам потребителей.

Суммарный расчетный расход воды определяется по формуле:

Qобщ = Qпр + Qхоз + Qпож, л/с.

где:Qпр-потребность в воде на производственные нужды, л/с;

Qхоз-потребность в воде на хозяйственно – бытовые нужды, л/с;

Qпож-потребность в воде на пожарные нужды, л/с.

где:1,2-коэффициент за неучтенные расходы;

Qср-средний производственный расход воды в смену, м;

к1-коэффициент неравномерности потребления,

8-число часов работы в смену;

3600-число секунд в 1ч.

Qпр = (1,2 * (100 +100 + 120 + 120 + 120 + 120)) /1,6 * 3600 =

nп-наибольшее количество рабочих в смену;

n1-норма потребления на 1 чел в смену (для площадок без канализации – 10 л);

к2-коэффициент неравномерности потребления воды,

n2-норма потребления на прием одного душа, принимают 30 л;

к3-коэффициент, учитывающий отношение рабочих, пользующихся душем к наибольшему количеству работающих в смену, принимают 0,4.

Qхоз = (16 * ( 10 * 2,7 / 8,2 + 30 * 0,4)) / 3600 = 0,06 л/с

Минимальный расход воды для противопожарных целей определяют из расчета одновременного действия двух струй из гидрантов по 5 л/с на каждую струю, т.е. Qпож = 10 л/с.

Qобщ = 0,0,3 + 0,06 + 10 = 10,09 л/с.

2.4.1.4 Расчет потребности в электроэнергии

Расчетная нагрузка по установленной мощности электроприемников и коэффициентам способа с дифференциацией по видам потребителей производится по формуле:

a-коэффициент, учитывающий потери в сети, принимают 1,1;

Рс-мощность силовых потребителей, кВт,

Рm-мощность для технологических нужд, кВт,

Ров-мощность устройств внутреннего освещения, кВт;

РонN-мощность устройств наружного освещения, кВт. количество прожекторов,

Для ночного освещения места производства работ применяют прожектора ПЗС-45. Расчет числа прожекторов для строительных площадок производят по формуле:

где: Р-удельная мощность, принимают 0,4 Вт(м²*лк);

Е-освещенность, принимается равной 2 лк;

J-освещаемая поверхность, м²;

Рл-мощность лампы прожектора, принимают равной 1500 Вт.

J = 1140 * 20 = 22800 Вт

N = 0,3 * 2 *22800 / 1500 = 9 прожекторов

Рр= 1,1 * [(0,35 * 28 * 2/ 0,4) + (0,8 * 0,06 * 5 * 2) + (1,5* 9) =

Для строительной площадки площадью 22800 м² с указанными потребителями энергии требуется трансформаторная подстанция СКТП-100-6/10/0,4.

Подстанция Мощность, кВт Габариты, м Примечание
длина ширина
СКТП-100-6/10/0,4 100 3,05 1,55 Закрытая конструкция

2.5 Мероприятия по технике безопасности для стройгенплана

1. Организация строительной площадки, участков работы и рабочих мест должна обеспечивать безопасность труда работающих на всех этапах выполнения работ. Все территориально обособленные участки должны быть обеспечены телефонной связью или радиосвязью.

2. При организации строительной площадки, размещении участков работ, рабочих мест, проездов строительных машин и транспортных средств, проходов для людей следует установить опасные для людей зоны, в пределах которых постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные производственные факторы. Опасные зоны должны быть обозначены знаками безопасности и надписями установленной формы.

3. К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов следует относить зоны:

– вблизи от неизолированных токоведущих частей электроустановок;

– вблизи от не огражденных перепадов по высоте на 1,3 м и более;

– в местах, где содержатся вредные вещества в концентрациях выше предельно допустимых или воздействует шум интенсивностью выше предельно допустимой.

4. К зонам потенциально-действующих опасных производственных факторов следует относить:

– участки территории вблизи строящегося сооружения;

– зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов;

– места, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными машинами.

5. Зоны постоянно действующих опасных производственных факторов во избежание доступа посторонних лиц должны иметь защитные (предохранительные) ограждения, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 23407-78 (ГОСТ 12.4.059-89).

6. Зоны потенциально действующих опасных производственных факторов должны иметь сигнальные ограждения, удовлетворяющие требованиям

ГОСТ 23407-78. При производстве строительно-монтажных работ в указанных опасных зонах следует осуществлять организационно-технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих.

7. Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными машинами, а также вблизи строящихся зданий и сооружений устанавливаются согласно СНиП ΙΙΙ-4-80. При высоте возможного падения до 10 м – границы опасной зоны 4 м.

8. Границы опасных зон, в пределах которых действует опасность поражения электротоком, устанавливают согласно СНиП ΙΙΙ-4-80.

При напряжении до 330 кВт – 6м.

9. Границы опасных зон вблизи движущихся частей и рабочих органов машин определяется расстоянием в пределах 5 м, если другие повышенные требования отсутствуют в паспорте или инструкции завода-изготовителя.

10. Строительная площадка в населенных местах или на территории действующих предприятий во избежание доступа посторонних лиц должна быть ограждена. Ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей необходимо оборудовать сплошным защитным козырьком.

11. При размещении временных сооружений, ограждений, складов и лесов следует учитывать требования по габаритам приближения строений к движущимся вблизи средствам транспорта.

12. Пожарную безопасность на строительной площадке, участках работ и рабочих местах следует обеспечивать в соответствии с требованиями «Правил пожарной безопасности при производстве СМР» (ППБ-05-86), утвержденных

ГУПО МВД РФ. Строительная площадка в обязательном порядке должна быть оборудована пожарным щитом, на котором должны располагаться огнетушители, ящик с песком, лопаты лом, багор, пожарный топор и ведра.

13. Электробезопасность на строительной площадке, участках работ и рабочих местах должна обеспечиваться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.013-78.

14. Строительная площадка, участки работ, рабочие места, проезды и проходы к ним в темное время суток должны быть освещены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.046-85. Освещенность должна быть равномерной, без слепя слепящего действия осветительных приспособлений на работающих. Производство работ в неосвещенных местах не допускается.

Выполняя данный курсовой проект я научился рассчитывать оптимальный выбор землеройно-транспортных машин, грузозахватных приспособлений, монтажного крана, и т.д. Научился производить календарное планирование, калькуляцию трудовых затрат, расчёт технико-экономических показателей, расчёт потребностей в материально-технических ресурсах. Так же научился разрабатывать стройгенплан в который входят: расчёт временных помещений, расчёт опасной зоны крана, расчёт потребностей в водных ресурсах, расчёт потребностей в электроэнергии, расчет потребности в тепле.

Выполняя этот курсовой проект я усвоил много новых знаний в области организации и технологии провидении монтажа участка подземного газопровода.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хамзин С.К., Карасев А.К. Технология строительного производства. Курсовое и дипломное проектирование. Учеб. пособие для строит. спец. вузов. -М.: Высш. шк., 1989.

2. А.П.Шальнов «Строительство городских систем газоснабжения», Справочник строителя. -М.:Стройиздат, 1976.

3. А.П. Шальнов. «Строительство газовых сетей и сооружений». -М.: Стройиздат, 1980.

4. А.П. Шальнов “Технология и организация строительства водопроводных и канализационных сетей и сооружений” -М.: Стройиздат, 1981.

5. Атаев “Технология строительного производства” -М.: Стройиздат, 1984.

6. Л.И.Абрамов, «Организация и планирование строительного производства. Управление строительной организацией », М.: Строиздат, 1990 г.

7. Л.И.Дикман, «Организация планирование и управление строительным процессом », М:.Высшая школа., 1982.

8. Л.И.Дикман, «Организация жилищно-гражданского строительсва», Справочник строителя, М.: Строиздат, 1990.

9. ЕНиР Сборник 9, Выпуск 2 «Наружные сети и сооружения». -М.: Прейскурантиздат, 1987.

10. ЕНиР Сборник 2, Выпуск 1 «Земляные работы». -М.: Прейскурантиздат, 1987.

11. ЕНиР Сборник 22, Выпуск 2″Сварочные работы”. -М.: Стройиздат, 1987.

12. СНиП III-4-80 «Газоснабжение». -М.: Стройиздат, 1980.

13. СНиП 3.05.02-88* «Газоснабжение», М.:Стройиздат 1987.

14. СНиП IV-2-82. Правила разработки и применения элементарных сметных норм на строительные конструкции и работы. -М.: 1983.

15. СНиП 3.01.01–85 «Организация строительного производства»,М.: Строиздат, 1985.

16. СНиП IV–2-82, Т.3 «Сборники элементарных сметных норм на строительные конструкции и работы », М.: Строиздат. 1982.

17. СНиП 2.01.01.-82. Климатология. М., 1982.

Опасная зона работы крана на стройгенплане

Для обеспечения безопасной работы людей и механизмов действующие нормативы предусматривают следующие зоны:

1. монтажная – пространство, где возможно падение груза при его установке и закреплении. Определяется зона от контура здания, на чертеже обозначается пунктиром и повторяет конфигурацию здания в плане, на местности показывается в ночное время красными сигнальными лампами. При монтаже башенным краном запрещается складирование конструкции в монтажной зоне;

Рис. 7.5. Определение монтажной зоны.

2. рабочая зона крана (зона обслуживания краном) – пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком крана. Определяется для башенных кранов путем нанесения на план полуокружностей из крайних стоянок максимальным радиусом, затем полуокружности соединяются сплошными линиями. Для самоходных кранов рабочая зона определяется для конкретной стоянки нанесением окружности с максимальным радиусом действия крана (см. рис 7.6);

3. зона перемещения груза – это пространство в пределах возможного перемещения груза, подвешенного на крюке крана. Границы зоны определяется расстоянием по горизонтали от границы рабочей зоны крана до возможного места падения груза в процессе его перемещения (см. рис. 7.6)

где Rмах – максимальный рабочий вылет стрелы крана, м;

lмах – длина наибольшего их перемещаемых грузов;

4. опасная зона работы крана – пространство, где возможно падение груза при его перемещении, с учетом возможного рассеивания при падении. Для башенных кранов границу опасной зоны работы определяют по формуле:

где – безопасное расстояние, в пределах которого возможно падение груза. Для башенных кранов и для самоходных кранов, имеющих устройство, удерживающее стрелу от падения определяется в соответствии с табл.12.4 [Дикман 2003]. Если нет устройства, удерживающего стрелу от падения, то расчет производят по формуле:

где Rпс – радиус падения стрелы, принимают равным длине стрелы.

Рис 7.6. Определение зон работы крана.

а) для башенного крана, б) для самоходного крана

5. опасная зона работы подъемника – это пространство, где возможно падение груза, перемещаемого подъемником. Размер зоны следует принимать не менее 5 метров для зданий высотой до 20 метров включительно. При большей высоте зданий зона определяется по формуле:

где Нзд – высота возводимого здания, м.

Рис. 7.7.Определение опасной зоны работы подъемника.

6. опасная зона автодорог – участки проездов и проходов в пределах вышеперечисленных зон, где могут находиться люди, транспорт и механизмы, не связанные с процессом монтажа. На чертеже стройгенплана эти зоны заштриховывают, а на местности показывают хорошо видимыми надписями и световыми сигналами.

7. опасная зона железных дорог – пространство железнодорожных путей, которое попадает в зону опасной работы крана, где могут находиться люди, транспорт и механизмы, не связанные с процессом монтажа.

8. опасная зона монтажа конструкций – возникает при монтаже верхних этажей многоэтажных зданий, когда осуществляется вертикальная привязка и не может быть выполнено хотя бы одно из требований гостехнадзора:

– расстояние по вертикали от крюка крана или противовеса до монтажного горизонта должно быть не менее 2 м;

– расстояние от стрелы крана до монтируемого здания по горизонтали должно быть не менее 1м;

– расстояние по горизонтали от противовеса крана до монтируемого здания должно быть не менее 0,4 м;

Расчет и определение радиуса опасной зоны работы крана

При проведении строительных работ на площадке нередко происходят поломки и аварии, что может создать опасность для жизни человека. Именно поэтому при проведении строительства очень важно соблюдать правила СНиП. Если строительство ведется с помощью крана, то необходимо заранее рассчитать так называемый радиус опасной зоны работы. Но что означает этот термин? Как рассчитать этот радиус? И о чем нужно помнить, когда стройка ведется с помощью крана? Ниже мы узнаем ответы на эти вопросы.

Что такое радиус опасной зоны работы крана?

Опасная зона работы – это территория вокруг строительного крана, которая может представлять угрозу для жизни человека при проведении строительства (при возникновении аварийной ситуации, при обрыве держателей и так далее). Также эта зона может представлять опасность и для других объектов и строений (подсобные помещения, различная техника и так далее). Для расчета этой зоны используется специальная формула, а получившееся значение называют радиусом опасной зоны.

С помощью этого радиуса инженер определяет окружность, которая и будет опасной зоной. Граница опасной зоны учитывается при постройке и монтаже строительной площадки, в которую могут входить складские помещения, заправочные и ремонтные пункты, строения бытового назначения и так далее. Согласно нормам СНиП границы опасной зоны должны быть огорожены, чтобы посторонние люди случайно не пересекли ее. Рабочим же в свою очередь в определенных случаях разрешается пересекать границу, а перед строительством рабочими должны быть прочитаны правила техники безопасности относительно работы с опасной зоной крана.

Как рассчитать радиус?

Существует несколько формул, которые используются для расчета радиуса опасной зоны работы крана. На практике для подсчета радиуса опасной зоны обычно применяется следующая формула: РОЗ = С + 0,5 x Г + О. Расшифровывается эта формула следующим способом:

  • РОЗ — радиус опасной зоны. Этот параметр мы хотим получить.
  • С — это максимальный вылет стрелы крана. В случае возникновения аварийной ситуации (например, при неисправности контролирующей электроники) стрела крана может выехать на максимальное расстояние, поэтому нам необходимо учесть этот параметр.
  • Г — это максимальные габариты типовых грузов. Во время строительства кран будет перемещать тяжести, при этом сами грузы по отношению к крану будут выходить за пределы максимального вылета стрелы, поэтому нам необходимо учесть этот «дефект». При этом следует обратить внимание, что для транспортировки груза кран будет схватывать его примерно посередине, поэтому в формуле мы должны умножить это параметр Г на поправочный коэффициент 0,5.
  • О — это максимальный отлет груза. При перемещении груз может накапливать потенциальную энергию, а в случае аварийного отсоединения (например, сломались держатели) груз может резко отлететь в сторону за счет трансформации потенциальной энергии в кинетическую энергию движения. Параметр О определяется с помощью специальных таблиц, а его значение напрямую зависит от высоты стрелы крана.
Высота расположения стрелы, м 10 20 50 100 200 300
Значение максимального отлета, м 4 7 9 13 20 25

Примеры расчета опасной зоны

Для закрепления материала рассмотрим простой пример:

  1. У нас имеется строительный кран, стрела которого будет перемещаться на высоте 20 метров. Максимальный вылет стрелы крана — 50 метров. Основные грузы — бетонные плиты, длина которых составляет 4 метра.
  2. Формализуем задачу: параметр С будет равен 50, параметр Г = 4 (в формуле мы это значение еще умножим на 0,5), а параметр О будет равен 7 (информацию взяли из таблицы).
  3. Теперь произведем расчет: РОЗ = С + 0,5 x Г + О = 50 + 0,5 x 4 + 7 = 59 метров. Это и будет радиус опасной зоны.

Представленная формула является типовой, а подойдет она для всех основных ситуаций. При возникновении сомнений относительно правильности самостоятельных расчетов можно обратиться за помощью в специальные фирмы, которые занимаются проведением подобной оценки работы технического оборудования на профессиональной основе.

Опасная зона работы крана на стройгенплане

Перед началом работ кранов и подъемников необходимо (см. раздел 1.2) выделить опасные зоны, в пределах которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные или не связанные с характером выполнения работ [9].
Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов кранами, включают в себя зону обслуживания крана, половину наружного наименьшего габарита перемещаемого груза [9] с прибавлением минимального расстояния отлета груза при его падении, а также наибольшего габаритного размера перемещаемого (падающего) груза (рис. 3.4).
Граница зоны обслуживания башенных кранов определяется максимальным вылетом стрелы (lмст) на участке между крайними стоянками крана на рельсовом крановом пути.
Минимальное расстояние отлета груза (lот) при его возможном падении зависит от высоты его подъема. Под высотой возможного падения груза ( h гр ), согласно [20], принимается расстояние от поверхности земли (или площадки, для которой определяется граница опасной зоны) до низа груза, подвешенного на грузоподъемном приспособлении (строп, траверса и п.т.).
Таким образом, граница опасной зоны работы крана определяется по формуле:
(3.5)

Читайте также Изготовить секцию стрелы на кран манипулятор

где: L кро.з – размер опасной зоны работы крана (м);
l mст – максимальный вылет стрелы крана (м);
0,5 l minгр – половина минимального габарита груза (м);
l отл – минимальное расстояние возможного отлета груза, перемещаемого краном, при его падении (определяется по таблице 3.1.)
l maxгр – максимальный габарит груза (м).

Высота возможного падения груза (предмета), м Минимальное расстояние отлета груза (предмета), м
перемещаемого краном падающего со здания
до 10 4 3,5
до 20 7 5
до 70 10 7
до 120 15 10
до 200 20 15
до 300 25 20
до 450 30 25

Примечание – при промежуточных значениях высоты возможного падения грузов (предметов) минимальное расстояние их отлета допускается определять методом интерполяции.

Граница опасной зоны для подъемников принимается:

  • для грузопассажирских подъемников от габарита кабины и противовеса и составляет 5м (п. 7.2.9 [9]);
  • для грузовых подъемников с платформой от габарита грузовой платформы (рис. 3.5).

Граница опасной зоны принимается согласно таблице определения минимального расстояния отлета груза при его падении как вблизи строящегося здания (табл.3.1).
Граница опасной зоны для грузовых подъемников с консольной стрелой определяется согласно таблице 3.1 определения минимального расстояния отлета груза при его падении как при перемещении груза краном с учетом габарита наибольшего груза (рис.3.6).
На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены предохранительные защитные ограждения.
На границах зон потенциально опасных производственных факторов – сигнальные ограждения и знаки безопасности.
Границу опасной зоны обозначают на местности знаками в соответствии с ГОСТ [37] , предупреждающими о работе крана. Знаки устанавливаются из расчета видимости границы опасной зоны, в темное время суток они должны быть освещены. Знаки устанавливаются на закрепленных стойках для предотвращения опасности от их падения при проходе людей и передвижении техники.
На границе опасной зоны в местах возможного прохода людей (дороги и пешеходные дорожки) устанавливаются знаки, предупреждающие о работе крана.
Места временного или постоянного нахождения работающего (санитарно-бытовые помещения, места отдыха и проходы для людей) при устройстве и содержании производственных территорий, участков работ должны располагаться за пределами опасных зон [9, 22, 23].
На выполнение работ в зоне действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, должен быть выдан наряд-допуск.
При отсутствии ограждений рельсовых крановых путей со стороны строящегося здания (сооружения) все дверные проемы в сторону рельсовых крановых путей должны быть наглухо закрыты.
Место производства работ кранами, оснащенными грейфером или магнитом, должно быть огорожено сигнальными ограждениями и обозначено предупредительными знаками по ГОСТ [37].
В пределах проведения работ этими кранами нахождение людей запрещается. Подсобные рабочие, обслуживающие такие краны, могут допускаться к выполнению своих обязанностей только в перерывах работы крана и после того, как грейфер или магнит будут опущены на землю и находятся в устойчивом положении. Рабочие и крановщики должны пройти инструктаж по безопасному ведению работ. Крановщик должен знать маршрут перемещения грейфера и магнита и границы опасной зоны.
Грузоподъемность грейфера определяется взвешиванием материала после пробного зачерпывания, проводимого владельцем грейфера перед его применением для перевалки груза данного вида (марки, сорта). Пробное зачерпывание

Книга: Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ

Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:

VI. Ограничение зон обслуживания кранами

6.1. Для предупреждения образования опасной зоны в стесненных условиях за пределами строительной площадки или при наличии на строительной площадке помещений, где находятся или могут находиться люди, или других препятствий предусматривается ограничение зоны обслуживания краном.

6.2. Принудительное ограничение зоны обслуживания башенным краном заключается в автоматическом отключении соответствующих механизмов, работающих в заданном режиме, с помощью установленных на кране концевых выключателей, а также установке на крановых путях выключающих линеек.

Принудительно ограничиваются на башенных кранах:

Стреловые краны для предотвращения их столкновения с препятствиями в стесненных условиях работы оснащаются системой координатной защиты, представленной на рисунке 25.

Лучи угла ограничения поворота стрелы крана должны быть привязаны при помощи координат

— угол ограничения поворота стрелы;

— угол привязки ограничения поворота стрелы к оси здания;

, , , — координаты угла ограничения поворота стрелы;

, — привязка стоянки крана к осям здания

Рисунок 25 — Система координатной защиты при работе стрелового крана в стесненных условиях

6.3. Принудительное ограничение зоны обслуживания краном может заключаться также в искусственном ограничении размеров и конфигурации опасных зон путем использования координатной защиты, представленной на рисунке 26.

— ограничение поворота стрелы; — ограничение вылета грузовой тележки.

1 — датчик ограничения угла поворота; 2 — датчик ограничения перемещения крана;

3 — датчик ограничения изменения вылета; 4 — датчик ограничения высоты подъема крюка.

Рисунок 26 — Схема действия системы ограничения зон работы СОЗР башенного крана

СОЗР, представленный на рисунке 26, ограничивает зону перемещения крана, стрелы и груза в вертикальной и горизонтальной проекции в заданных пределах, автоматически блокируя (отключая) соответствующие приводы при попадании груза в зону запрета, а также при угрозе столкновения стрелы или груза с объектами, входящими в зону ограничения.

Система обеспечивает управление следующими приводами крана:

— перемещения крана по рельсовому пути;

Система по сигналам датчиков определяет местоположение крана, стрелы, вылета груза и высоты подъема крюковой подвески на строительной площадке и по результатам сравнения с заложенными в «Блок параметров строительной площадки» данными выдает управляющие сигналы на приводы крана.

Система обеспечивает управление приводами крана:

— в зоне, в которую не должна попадать ни одна точка стрелы крана и груз;

— в зоне, в которую не должен попадать груз, но могут попадать элементы стрелы, расстояние до которых больше вылета груза;

— в зонах (не более четырех) с ограничением высоты проноса груза.

Зоны ограничения указываются на стройгенплане. Для зон ограничения высоты подъема крюковой подвески задается максимальная для данной зоны высота.

Пример с принудительным ограничением зоны обслуживания дан на рисунке 27. На схеме показано ограничение зоны обслуживания краном с помощью принудительного ограничения угла поворота стрелы в стесненных условиях.

1 — граница зоны обслуживания краном; 2 — граница зоны, опасной для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления элементов и конструкций; 3 — линия ограничения зоны обслуживания краном; 4 — линия предупреждения об ограничении зоны обслуживания краном; 5 — граница опасной зоны от строящегося здания; 6 — площадка для приема раствора и бетонной смеси; 7 — место нахождения контрольного груза; 8 — место для хранения съемных грузозахватных приспособлений и тары; 9 — место сбора строительных отходов; 10 — место стоянки транспорта под разгрузкой; 11 — площадка для кантовки колонн; 12 — стенд со схемами строповок и таблицей масс грузов; 13 — шкаф электропитания крана; 14 — заземление рельсовых крановых путей; 15 — соединительные проводники; 16 — пешеходные дорожки; 17 — въезд на стройплощадку; 18 — выезд со стройплощадки; 19 — направление движения транспорта; 20 — временная дорога; 21 — площадка складирования материалов и конструкций; 22 — ограждение рельсовых крановых путей; 23 — временная деревянная ограда; 24 — временное штакетное ограждение; 25 — знак N 2 ограничения зоны обслуживания краном; 26 — знак, предупреждающий о работе крана; 27 — пункт мойки колес автотранспорта.

— угол принудительного ограничения поворота стрелы;

— угол привязки ограничения к оси крана;

— граница опасной зоны,

где — наименьший габарит груза;

— наибольший габарит груза;

— минимальное расстояние отлета груза при его падении.

Рисунок 27 — Пример принудительного ограничения зоны обслуживания кранов

Порядок эксплуатации башенных кранов, оборудованных СОЗР, в стесненных условиях изложен в МДС 12-19.2004.

6.4. В случае выхода опасной зоны от действия крана за ограждение стройплощадки, как показано на рисунке 27, по согласованию с городскими районными организациями (районный архитектор, ГИБДД, управление движения городского транспорта, пожарная инспекция и т.д.) дополнительно выставляется временное сигнальное ограждение по ГОСТ 23407-78 с предупреждающими о работе крана знаками.

Читайте также Ремонт подкрановых путей башенных кранов

6.5. Использование концевых выключателей в качестве рабочих органов отключения электродвигателей запрещается.

6.6. Угол принудительного ограничения привязывают к оси рельсового кранового пути или оси башни крана в зависимости от типа кранов.

В проектах производства работ (ППРк) угол ограничения поворота стрелы обозначается в координатах и в градусах. По линии лучей угла ограничения поворота стрелы (а также линиям принудительного ограничения зоны обслуживания) в ППР указывают запрещающие знаки N 2, а перед ними (со стороны перемещения стрелы) — предупреждающие знаки N 1. При этом расстояние между линиями ограничения и предупреждения в ППР принимается не менее 7,0 м. Знаки N 1, 2 даны в приложении И.

6.7. Машинист крана обязан не менее чем за 1 м до предупреждающего знака N 1 снизить скорость перемещения груза до минимальной и далее перемещать груз на этой скорости короткими повторными включениями.

6.8. Знаки устанавливаются из расчета возможности крановщика видеть границу зоны обслуживания, но не менее двух знаков каждого типа на один луч угла или одну линию зоны ограничения. Знаки устанавливаются на закрепленных стойках. В отдельных случаях, когда не представляется возможным установить знаки на стойках (в зоне крановых путей, на проезжей части дороги и т.п.), допускается:

— подвеска знаков на натянутом канате или специальном кронштейне;

— фиксированная укладка знаков в горизонтальном положении так, чтобы они не могли быть сдвинуты и в то же время не мешали движению транспорта.

Между подвешенными знаками и проезжей частью дороги обеспечивается дорожный габарит, равный 4,5 м. Знаки, расположенные горизонтально, должны периодически очищаться и обновляться.

6.9. Для уменьшения величины опасной зоны на башенных кранах может устанавливаться в соответствующем положении (а не только в верхнем) ограничитель высоты подъема, который по мере возведения здания (сооружения) может периодически переставляться в новое положение.

Для уменьшения величины опасной зоны в стесненных условиях допускается ограничение высоты подъема груза при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, при прокладке подземных коммуникаций, возведении подземных частей зданий и сооружений с разработкой организационно-технических мероприятий.

6.10. При ограничении высоты подъема груза до 46 м в соответствии с организационно-техническими мероприятиями в установленной зоне обслуживания груз не должен быть поднят на высоту, более принятой в ППРк. На местности эта зона по всему контуру обозначается знаками N 2 с поясняющей надписью о запрещении подъема груза на высоту более, чем принята в ППРк. Специально назначенный сигнальщик из числа наиболее опытных стропальщиков визуально контролирует высоту подъема груза. Место нахождения сигнальщика показывается на чертежах. Между крановщиком башенного крана и стропальщиком обеспечиваются радиосвязь.

6.11. Перед эксплуатацией башенного крана, оборудованного современными приборами безопасности (ОНК-160 и др.) в стесненных условиях с установленной координатной защитой по производству работ краном, машинист ознакамливается с инструкцией по эксплуатации прибора безопасности под роспись. К проведению работ по установке и настройке приборов безопасности допускаются специалисты, прошедшие обучение и аттестованные в установленном Службой порядком. Акт настройки приборов безопасности (ОНК-160 и др.) с указанием зон ограничения рабочих движений крана, подписанный специалистом, настроившим приборы, ответственными лицами и крановщиком составляется в 2-х экземплярах. Один экземпляр акта находится у крановщика, второй — у ответственного за безопасное производство работ кранами.

6.12. Условия производства работ по тому или иному ограничению зоны обслуживания краном записываются в вахтенном журнале крановщика и подтверждаются каждый раз перед сменой ограничения зоны обслуживания краном. Одновременно переставляются знаки безопасности.

Навигация: Начало Оглавление | Другие книги |

Книга: Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ

Опасная зона работы крана на стройгенплане

При организации строительной площадки и размещения строительных машин при проектировании строй генплана следует устанавливать опасные для людей зоны, в пределах которых постоянно действуют и потенциально могут действовать опасные производственные факторы.

К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов, связанных с работой монтажных и грузоподъемных машин, относятся места, над которыми происходит перемещение грузов кранами. Эта зона ограждается защитными ограждениями, удовлетворяющими требованиям ГОСТ 23407—78.

К зонам потенциально действующих опасных факторов относятся участки территории вблизи строящегося здания (сооружения); этажи (ярусы) зданий и сооружений в одной захватке, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования. Эта зона ограждается сигнальными ограждениями в соответствии с ГОСТ 23407—78.

Производство работ в этих зонах требует специальных организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работающих,

В целях создания условий безопасного ведения работ действующие нормативы предусматривают различные зоны: монтажную, зону обслуживания краном, перемещения груза, опасные зоны работы крана, путей, подъемника, дорог, монтажа конструкций.

Монтажная зона является потенциально опасной. Она равна контуру здания плюс 7 м при высоте здания до 20 м и плюс 10 м при высоте 70 м. На стройгенплане зону обозначают штрих пунктирной линией, а на местности — хорошо видимыми предупредительными надписями или знаками. В этой зоне можно размещать только монтажный механизм, включая место, ограниченное ограждением подкрановых путей. Складировать материалы здесь нельзя. Для прохода людей в здание назначают определенные места, обозначенные на СГП, с фасада здания, противоположного установке крана. Места проходов к зданию через монтажную зону снабжают навесами.

Зона обслуживания краном определяется для башенных кранов путем нанесения на план из крайних стоянок полуокружностей радиусом, соответствующим максимально необходимому для работы вылету крюка, и соединения их прямыми линиями.

Для стреловых кранов зону обслуживания определяют так же, как и для башенного крана, т. е. радиусом, соответствующим максимальному рабочему вылету крюка крана, но показывают иначе — по отдельным стоянкам.

Границы зоны перемещения груза определяют расстоянием по горизонтали от рабочей зоны (зоны обслуживания) крана до возможного места падения груза в процессе его перемещения.

Зону перемещения груза обычно отдельно на плане не выделяют: она служит составляющей при расчете границ опасной зоны работы крана, которая суммирует все входящие в ее контур зоны.

Опасные зоны дорог — участки подъездов и подходов в пределах указанных зон, где могут находиться люди, не участвующие в совместной с краном работе, осуществляться движение транспортных средств или работа других механизмов. Эти зоны, на стройгенплане заштриховываются.

Опасную зону монтажа конструкций наносят на объектном СГП при вертикальной привязке крана. Указанная зона проявляется при монтаже элементов на верхних этажах при невозможности соблюдения установленных правилами Госгортехнадзора минимальных расстояний: от крана или противовеса до монтажного горизонта — 2м; от стрелы крана до ближайшего к крану элемента здания по горизонтали—1 м; от противовеса крана до максимально выступающего элемента здания.

Рис.8. Зоны влияния крана

Rмакс. — максимальный рабочий вылет крюка крана, м;

0,5lмакс — половина длины наибольшего перемещаемого груза, м;

lбез — дополнительное расстояние для безопасной работы, устанавливается в соответствии со СНиП.

Последняя составляющая lбез вызвана возможным рассеиванием груза в случае падения из-за раскачивания его на крюке под динамическими воздействиями движений крюка и силы давления ветра и зависит от высоты подъема груза. На границах опасных зон устанавливают знаки безопасности, место их установки по ГОСТу обозначают на СГП.

Опасные зоны дорог — участки подъездов и подходов в пределах указанных зон, где могут находиться люди, не участвующие в совместной с краном работе, осуществляться движение транспортных средств или работа других механизмов. Эти зоны, на стройгенплане заштриховываются.

На местности границы опасных зон должны быть обозначены специальными ориентирами, плакатами и соответствующими световыми сигналами, хорошо видимыми крановщикам, стропальщикам и машинисту подъемника в любое время суток. Места установки ориентиров и их тип должны быть указаны на стройгенплане.

Наличие опасной зоны монтажа требует разработки специальных мероприятий: выдачи нарядов на особо опасные монтажные работы, ограждения опасной зоны видимыми сигналами, разработки инструкций для крановщиков и монтажников, изменения в ППР установленной в технологической карте последовательности монтажа на основе метода «отступления на кран».

Расчет и определение радиуса опасной зоны работы крана

Работы, выполняемые на строительных объектах, обязательно подчиняются правилам обеспечения безопасности. Это касается работников площадки, находящихся неподалеку людей и зданий. При работе механизмов обязательно учитывают границу опасной зоны.

Расчет монтажной зоны

Опасные зоны — зоны, в пределах которых постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные производственные факторы (места, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъёмными кранами).

Читайте также Кран днепр 25 тонн характеристики

Монтажная зона — пространство, где возможно падение груза при установке и закреплении элементов.

Монтажную зону определяют по наружным контурам здания исходя из его высоты. В этой зоне располагают только монтажные механизмы.

Величина монтажной зоны определяется исходя из высоты здания по таблице 3.1. Высота здания 50,78 м — ширина монтажной зоны — 7 м.

Высота возможного падения груза (предмета), м

Минимальное расстояние отлета груза (предмета), м

перемещаемого краном (рабочая зона)

падающего с здания (монтажная зона)

Рис. 3.1.1 Монтажная зона

Граница опасной зоны от падения предметов со зданий и сооружений

Вблизи строящегося здания граница опасной зоны обозначается в виде стационарного ограждения (при выполнении строительно-монтажных и демонтажных работ на территории городской застройки) или временного ограждения (на действующем предприятии когда проводятся краткосрочные работы, при возведении объекта на пустой площадке).В обязательном порядке при строительстве вблизи строящихся зданий и сооружений необходимо в ППР отразить границу опасной зоны от падения предметов, материалов, конструкций с них. В соответствии с требованиями СНиП 12-03-2001 определяется расстоянием отлета предмета (груза, конструкции и др.) от стены здания или сооружения — X (показано на рисунке ниже) плюс максимальный габаритный размер предмета — Lгруза.

Определение понятия

Потенциальную небезопасность представляют площадки вблизи:

  • строящихся зданий;
  • эксплуатации подъемных кранов, трубоукладчиков;
  • эксплуатации экскаваторов, самосвалов, асфальтоукладчиков и других машин;
  • испытаний трубопроводов;
  • резких перепадов высот – котлованов, траншей.

Опасные зоны при работе стрелового крана

Периметры каждой из областей обозначаются отдельно, в зависимости от вида работающего оборудования и фактора потенциальной опасности.

Граница опасной зоны от работы подъемников и вышек

Тот же принцип действует и для подъемников, вышек, в которых перемещаются грузы, инструменты на высоту. В таком случае расстояние до границы опасной зоны берется от края люльки, площадки подъемника, но принимается минимально равным 5 м, так как от работающих механизмов расстояние принимается равным не менее 5 м.

Вначале в ППР на работу подъемников определяется необходимый для производства работ рабочий радиус поворота люльки, а затем от него откладывается рассчитанное расстояние Rо.з. Для вышек и строительных подъемников, находящихся стационарно такое расстояние принимается от их края и описывается вокруг. Все рассчитанные границы ОЗ переносятся на участок проведения работ после установки ПС. Для исключения ошибок ограждение опасной зоны необходимо установить на небольшом отдалении от Rо.з.

Высота возможного падения предмета (груза) принимается от площадки установки подъемника, вышки до верха перил люльки или площадки, а при установке какого-либо оборудования — до его низа.

Граница опасной зоны при работе крана, трубоукладчика и др

При производстве работ с применением подъемных сооружений (кранов, трубоукладчиков, кран-манипуляторов и др.) возникает опасность от падения грузов во время их перемещения. От оси перемещаемого груза (крюка) при производстве работ устанавливается граница опасной зоны определяемая по следующей формуле:

Rо.з. = Lгруза + Bгруза/2 + X, где:

Примечание. При промежуточных значениях расстояние X определять интерполяцией по формуле:

X = X1+(X2-X1)*(H-H1)/(H2-H1), где:
— Х1 — предыдущее значение отлета груза;
— Х2 — следующее значение отлета груза;
— Н — требуемая высота для расчета;
— Н1 — предыдущее значение высоты перемещаемого груза;
— Н2 — следующее значение высоты перемещаемого груза.
К примеру, при перемещении груза на высоте H = 14 м, расстояние отлета будет равняться:
X = 4+(7-4)*(14-10)/(20-10) = 5,2 м.

Способы ограждения

Опасная зона работы крана

Ограждение опасной зоны регулируется пунктом пятым приложения Ж документа СНиП 12-03-2001. Краны должны оснащаться устройствами, которые принудительно ограничивают радиус действия подъемного оборудования. Скорость поворота стрелы следует ограничить до наименьшей возможной, если расстояние от радиуса действия до грузозахватного приспособления меньше семи метров.

На опасных участках необходимо применять предохранительные и страховочные приспособления, которые предотвратят падение материалов. По периметру рабочего участка устанавливается защитный экран. Он должен равняться или превышать возможную высоту подъема материалов на крюке в радиусе опасности.

Возникновение зоны повышенного риска при падении узлов оборудования не учитывается. Ответственность за предотвращение возникновения опасных участков ограждение несет разработчик проектной документации.

Видео по теме: Видеоинструктаж по охране труда

Оставьте заявку на поиск лучшей цены

Заполните форму ниже и Вам перезвонит менеджер и проконсультирует Вас по любым вопросам и подберет лучшую цену в России

Расчет опасной зоны работы крана

Опасная зона работы крана — пространство, где возможно падение груза при перемещении с учетом вероятного рассеивания при падении.

Ron = Rmax + 0,5Lmaxгр + Lбез

где Ron — радиус границы опасной зоны работы крана, м;

Rmax — максимальный вылет стрелы, м;

Lmaxгр — длина наибольшего груза, м;

Lбез — дополнительное расстояние для безопасной работы , м. Определяется по таблице 3.1., в зависимости от высоты здания.

Ron = 25 + 0,5 x 6 + 10 = 38 м.

Рис. 3.3.1 Опасная зона работы крана

Опасная зона подкрановых путей — пространство между гаражами инвентарного ограждения подкрановых путей.

Требования по ограничению опасных зон

На границе опасной зоны, в местах возможного прохода людей, устанавливается знак, предупреждающий о работе крана.

Рис. 3.4.1 Знак, предупреждающий о работе крана

При строительстве объектов с применением грузоподъемных кранов, когда в опасные зоны, расположенные вблизи строящихся зданий, а также мест перемещения грузов кранами попадают транспортные или пешеходные пути, работы следует выполнять в соответствии с ПОС и ППР, содержащими решение следующих вопросов, для обеспечения безопасности людей:

– Места нахождения контрольных грузов башенных кранов для минимального и максимального вылета располагают за ограждением кранового пути;

– Места приема раствора и бетонной смеси на строительной площадке должны иметь твердое покрытие;

– Применение средств для искусственного ограничения зоны работы башенных кранов;

– Пешеходный переход вдоль защитного ограждения должен иметь козырек, сплошную обшивку со стороны строящегося здания и расположен от него не ближе двух метров;

– Скорость поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее семи метров;

– Опасная зона участка производства работ предусматривается обозначать лентой красно-белого цвета;

– Максимальная высота перемещения груза должна быть ниже защитного ограждения не менее чем на 0,5 м, а высота защитного ограждения должна быть не менее 3м от уровня монтажного горизонта;

– На границе опасной зоны и местах возможного прохода людей (дороги и пешеходные дорожки) устанавливаются знаки, предупреждающие о работе крана;

– Главным условием строительства примыкающих зданий без отселения людей и остановки производства в существующих зданиях является исключение возможности образования опасных зон в местах нахождения людей (в том числе при максимальной высоте подъема или вылете) за счет разработки соответствующих технических мероприятий (принудительное ограничение поворота стрелы, вылета или высоты подъема, устройство защитных ограждений, а также других мероприятий);

Крановщик обязан не менее чем за 1 м до предупреждающего знака снизить скорость перемещения груза до минимальной и далее перемещать груз на этой скорости короткими повторными включениями.

Граница опасной зоны вблизи движущихся машин и механизмов

На объекте строительства от задействованных оборудования, машин и механизмов выделяется граница опасной зоны равная 5 м от подвижных рабочих органов оборудования машин и механизмов (п. Г.4 СНиП 12-03-2001). Другие повышающие требования могут быть прописаны в руководстве по эксплуатации или паспорте. Данная граница может располагаться как внутри, так и выделяться за границей отлета предмета, груза со здания, при работе кранов, подъемников и др.

Как ограничить границу опасной зоны?

На участке строительства при стесненных условиях возможно ограничение границы опасной зоны от возникающих опасных факторов путем ограничения работы машин и механизмов, установкой дополнительных ограждений и др.:

  • При размещении стреловых и башенных кранов, кран-манипуляторов необходимо принудительно ограничить угол поворота стрелы крана установкой ограничителей поворота стрелы.
  • При работах на высоте с лесов, на верхних уровнях зданий и сооружений установить защитные сетки, дополнительные ограждения, которые предотвращают отлет груза, инструмента и других предметов за ее пределы.

22. Определение границ зон действия для стреловых самоходных кранов, не снабженных дополнительным устройством, удерживающим стрелу крана от падения.

Граница зоны перемещения груза определяется радиусом, соответствующим возможному падению стрелы крана, т.е. длиной стрелы крана, расположенной горизонтально.

Зону перемещения груза обычно отдельно на плане не выделяют – она служит составляющей при расчете границ опасной зоны работы крана, которая суммирует все входящие в ее контур зоны.

опасная зона определяется по формуле: Rоп=Rп.с+5 где Rп.с – радиус падения стрелы, определяют длиной стрелы, м.

Опасную зону поворотной платформы R п.п пов определяют суммой радиуса поворотной части мех-ма и расстояния безопасности R п.п пов=Rпов+lп.пбез, где lп.пбез принимают 1 м.

Если другие повышенные требования отсутствуют в паспорте или инструкции завода-изготовителя, то границы опасных зон вблизи движущихся частей и рабочих органов машин определяются рас­стоянием в пределах 5 м

На месте работы эту опасную зону обозначают инвентарной пе­реставной обноской из проволоки по стойкам Этой зоне стрело­вых кранов соответствует опасная зона подкрановых путей башен­ного крана (см. ограждение подкрановых путей)

23. Привязка рельсовых и самоходных кранов к откосу котлована.

– исходя из глубины выемки и характеристики грунта.

При глубине h наим. расстояние по горизонтали от основания откоса (края дна котлована) до нижнего края балластной призмы lб

– для песчаных и супесчаных грунтов lб≥1,5h+0,4

– для глинистых и суглинистых грунтов lб≥h+0,4

m – уклон боков балласта (песок 1:2, щебень и гравий 1:1,5, 0,2 – мин. расстояние от конца шпалы до откоса балласта, lшп – длина шпалы.

Установку самоходных кранов производят, исходя из тех же соображений.

24. Определение опасной зоны грузового строительного подъемника.

– пространство, где возможно падение поднимаемого груза. Зону следует принимать не менее 5м от габаритов подъемника в плане, а при подъеме на большую высоту на каждые 15м подъема следует добавлять по 1м: А=5+1/15(Н-20), А – опасная зона работы подъемника, м; Н – высота подъема груза, м.

Зону обозначают штрих-пунктирной линией.

На границах опасных зон устанавливают знаки техники безопасности, обозначают на СГП для одной из стоянок.

25. Продольная и поперечная привязка подкрановых путей башенных кранов. Привязка ограждений.

Установку башенных и рельсовых кранов вблизи котлованов и траншей, не имеющих креплений, производят с учетом глубины выемки и характеристики грунта. Наименьшее расстояние от основания откоса до нижнего края балластной призмы l (по СНиП) – не менее: — для песчаных и супесчаных грунтов — 1,5 глубины выемки плюс 400мм; — для остальных грунтов — глубины выемки плюс 400мм. Эти же требования необходимо соблюдать при расположении выемки с торцов рельсового пути.

Для определения расстояния от края балластной призмы до оси рельса (]р) может быть использована формула lp=hб/m+200+0,5lш.п. мм, где hб – высота слоя балласта, зависящая от его вида и типа крана, мм, которую определяют по СНиП; m – уклон боковых сторон балластной призмы, равный для песка 1:2, для щебня и гравия – 1:1,5; 200 – минимально допустимое расстояние от конца полушпалы до откоса балластной призмы, мм; lшп –длина полушпалы (1400мм). Установку самоходных стреловых кранов производят так же, но наименьшее расстояние принимают в соответствии со СНиП «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

Привязку ограждений рельсовых путей производят, исходя из необходимости соблюдения безопасного расстояния между конструкциями крана и ограждением.

Расстояние от оси ближнего к ограждению рельса до ограждения lп.п. определяют по формуле lп.п.=(Rпов-0,5А)+lбез, или lп.п.=Б, где Rпов – радиус, описываемый поворотной частью крана; А – размер колеи крана, 1без – безопасное расстояние; принимается не менее 0,7м, Б – минимальное расстояние от наиболее выступающей части здания до оси ближайшего рельса

Для башенных кранов без поворотной части lбез выдерживается от базы крана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *