Когда должна выполняться проверка загнивания деталей деревянных опор
Перейти к содержимому

Когда должна выполняться проверка загнивания деталей деревянных опор

  • автор:

Инструкция о способах проверки состояния и укрепления деревянных опор ВЛ 0,4-10кВ

1.1. Воздушные линии электропередачи 0,4-10 кВ по своему назначению относятся ко II и III классу.
1.2. Для основных элементов опор (стоек, приставок, траверс) необходимо применять бревна, пропитанные антисептиком, из леса не ниже 3 сорта.
1.3. Диаметр бревна в верхнем срубе должен быть не менее 14 см для ВЛ 0,4 кВ и 16 см для ВЛ 6-10 кВ.
1.4. Применение пихты допускается лишь в качестве стоек опор с установкой на ж/б приставках.
1.5. Допускается применение непропитанных бревен из сосны и лиственницы в качестве: стоек опор с обязательной установкой на ж/б приставках.
1.6. Кривизна бревна не должна быть более 1см на 1 погонный метр длины бревна.
1.7. Конусность бревна должна быть не менее 8мм на 1 погонный метр длины бревна.

2. ОТБРАКОВКА ДЕРЕВЯННЫХ ОПОР.

С течением времени происходит снижение механической прочности деревянных деталей опор вследствие загнивания. Эксплуатация деревянных элементов опор с чрезмерным загниванием может явиться причиной нарушения электроснабжения потребителей, несчастного случая с населением и с обслуживающим персоналом районов электрических сетей.
2.1. На ВЛ 0,4-10кВ должна выполняться проверка загнивания деталей деревянных опор: первый раз через 3-6 лет после ввода линий в эксплуатацию; каждая последующая проверка не реже 1 раза в 3 года; перед подъемом на опору; при смене деталей опоры (капремонт).
2.2. На ВЛ 0,4-10кВ проверка загнивания деревянных стоек опор должна производится у основания и в местах сопряжения.
Перед подъемом на опору необходимо тщательно осмотреть и простучать стойку, начиная от основания опоры и до уровня доступного для осмотра без подъема.
Осмотром можно выявить внешнее круговое загнивание древесины и местные загнивания (отдельные очаги, гнили и трещины, где может иметь место глубокое и быстрое загнивание).
Особенно тщательно следует осмотреть места, наиболее подверженные загниванию, зоны, так называемых, опасных сечений (в месте выхода стойки из земли, в месте наложения бандажа).
Простукиванием, которое выполняется обычным молотком весом не менее 0,4кг, можно выявить внутреннее загнивание.
Здоровая древесина в сухом состоянии издает характерный звонкий звук, а в местах внутреннего загнивания глухой. Простукивание мерзлой древесины не дает возможности выявить очаги загнивания, т.к. звук искажается, поэтому определение мест загнивания производится опытным персоналом под руководством линейного мастера или бригадира в сухую, не морозную погоду.
Если при осмотре и простукивании выявлено внешнее загнивание, то необходимо измерить его глубину.
Деревянные приставки и стойки замеряются с трех сторон по окружности под углом 120 , а траверсы сверху и снизу, после чего все отверстия должны быть забиты деревянными пробками, изготовленные из пропитанной антисептиком древесины, для предотвращения последующего загнивания.
Проверку состояния и замер загнивания необходимо выполнять с откопкой стоек на глубину не менее 50см. Зона загнивания захватывает 0,5м выше и 0,5м ниже уровня грунта. Глубина загнивания в опасных сечениях определяется:
а) щупом с полусантиметровым делением;
б) обычным буравом для мелких отверстий;
в) специальным буравом с отверстием по оси;
г) прибором ПД-1;
д) ультразвуковым прибором (ОЗД).
При пользовании иглы с полусантиметровым делением измерение глубины поверхностного загнивания производить введением иглы в древесину только нажатием руки.
При пользовании обычным буравчиком глубина загнивания определяется по началу и концу выхода гнилой стружки.
При измерении специальным буравом глубину загнивания определить по вынимаемому столбику древесины.
Измерение глубины загнивания древесины приборами производить, руководствуясь инструкцией завода изготовителя.
По результатам замеров определяется возможность подъема на опору. Для этого подсчитывается средний радиус загнивания.

К ср = К1 + К2 + К3 /3 , где K1, К2, К3 — глубина внешнего загнивания при 1,2,3 замерах.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПОДЪЕМ НА ОПОРУ БЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО УКРЕПЛЕНИЯ:

1. При внешнем загнивании, если К ср более 2,5см при диаметрах стоек
пасынков 20-25см; более 3 см при диаметрах 25-30 см и более 4 см при диаметре свыше 30 см.
2. Во всех случаях, если выявлено внутреннее загнивание,
3. В случаях установки деревянных стоек на нестандартных пасынках, например, круглых шахтного типа.
4. В случаях наличия на пасынках трещин, сколов бетона, оголения арматуры и прочих конструктивных дефектов. Результаты измерений заносятся в ведомость (журнал) учета загнивания древесины не позже следующего рабочего дня после замеров.
На основании полученных результатов сравнения с минимально допустимым диаметром для опор данного типа и оценки состояния деталей с учетом местных условий, в журнале дать заключение о проверяемой детали: оставить в эксплуатации, взять под контроль, сменить при очередном капитальном ремонте, сменить немедленно.
На всех дефектных, опорах несмываемой краской нанести предупреждающий знак на высоте 1,5 -2 м от уровня земли — круговое кольцо красного цвета. Работы на отбракованных опорах разрешается только с механизмов для подъема и спуска людей или после предварительного укрепления опор. Способы укрепления опоры определяются на месте руководителем работ. Работы по демонтажу отбракованных опор должны проводиться по технологической карте или ППР в присутствии руководителя работ с группой V. Подниматься по опоре разрешается только после ее укрепления.

СПОСОБЫ УКРЕПЛЕНИЯ СГНИВШИХ ОПОР.

Во всех случаях работы с подгнившими опорами следует, в первую очередь, пользоваться такими приемами, при которых подъем на них не требуется вообще.
С этой целью, например, капитальный ремонт ВЛ 0,4кВ рекомендуется выполнять со смещением трассы линии на новые опоры одинаковой высоты со старыми или более высокими, устанавливать как можно ближе к старым, так чтобы расстояние между ними в свету не превышало 0,5м при этом все работы по переноске проводов и демонтажу старых опор необходимо выполнять с новых опор. При наличии автовышки или автолестницы любые работы на подгнивших опорах должны производиться только с их применением.
При выполнении текущих или капитальных ремонтов ВЛ тот или иной из приведенных ниже способов укрепления подгнивших опор определяется исключительно лицом, выдавшим наряд или руководителем работ с гр. V, на которого возложен непрерывный контроль за соблюдением ПТБ при работах на опорах с недопустимо сильным загниванием.
При оперативном обслуживании ВЛ 0,4кВ-10 кВ, также при устранении повреждений в сети 0,4кВ, персоналом ОДГ или бригадами по ликвидации аварий подъем на опору с недопустимо сильным загниванием без применения автовышки или автолестницы запрещается. Однако в исключительных случаях, например, при ликвидации аварии, необходимости восстановления электроснабжения высококатегорийного объекта или ликвидации погашений на ответвлениях в детские сады, ясли, школы, больницы и пр., оперативный персонал имеет право подниматься на подгнившие опоры, но предварительно укрепленные. При этом один из рекомендуемых способов раскрепления определяется руководителем работ или выдающим наряд.
Приемлемыми для условий электрических сетей способами укрепления опор считаются следующие:
1. Укрепление с помощью инвентарных тросовых расчалок (способ инженера Ф.Ш. Хабибулина).
2. Укрепление с помощью веревочных расчалок.
3. Укрепление с помощью веревочных расчалок с установкой поддерживающего пасынка.
4. Укрепление с помощью нового удлиненного пасынка.
5. Укрепление с помощью переносной деревянной накладки.
Тот или иной способ укрепления дефектных опор выбирается в зависимости от общего состояния стойки опоры и ее пасынка.
Так первый способ может быть применен лишь тогда, когда установленная без пасынка стойка опоры имеет зону недопустимого сильного загнивания, расположенную в земле и над ней до уровня не выше 10-15 см.
По этому способу опора раскрепляется с помощью 3-х инвентарных тросовых расчалок.
Диаметр применяемых при этом тросов типа ЛК –Р 6х19=144 (по ГОСТ 2688 55) должен быть: для работ на опорах ВЛ-0,4кВ 8-8,8 мм, а для работ на опорах 6-10кВ 9,5-11,5мм.
Тросы крепятся к ввинчиваемым или вбиваемым в грунт под углом 45 ° на глубину 0,8-0,9м якорям. Якоря могут быть выполнены из угловой прокатной стали 45×45 или из прутковой прокатной стали диаметром 18-24мм. В слабых грунтах для уменьшения давления стержня якоря на грунт рекомендуется вбивать в землю вдоль стержня «подушку» например, металлическую пластинку размерами 200x200x5 мм.
В случае, если опора установленная на ж/б пасынке имеет зону недопустимо сильного загнивания, расположенную между комлем стойки и верхним бандажом, но не подходит к верхнему бандажу ближе, чем на 10 см, рекомендуется применять второй способ укрепления.
Прежде, чем приступить к раскреплению опоры по этому способу, следует убедиться в прочности верхнего бандажа. При необходимости его следует подтянуть или усилить. Затем с помощью 5 м приставной лестницы, устанавливающейся по направлению линии, необходимо укрепить 3 веревки на уровне не менее 3,5м от поверхности земли с допускаемой чалочной нагрузкой на каждую не менее 150 кг. Веревки прочно привязываются к вбитым в грунт, под углом 120° (так же, как и в 1 способе) якорям. При этом в качестве якорей можно использовать и другие предметы (деревья, рельсы, каменные заборы и пр.).
Если область недопустимо сильного загнивания древесины располагается выше уровня верхнего бандажа, то тогда применяются более сложные 3,4 и 5 способы укрепления.
Третий способ рекомендуется для временного укрепления подгнивших опор при демонтажных работах. По этому способу устанавливается дополнительный поддерживающий пасынок, например из обрезка здоровой древесины, который прикрепляется к поврежденной части стоек с помощью цепных стяжек, цепных бандажей или с помощью бандажей из катанки. Для предотвращения непроизвольного смещения основание такого пасынка закапывается в грунт на 10-15 см. Затем опоры раскрепляются с помощью веревок так же, как и по второму способу.
Дополнительный более высокий пасынок привязывается при этом к стойке выше поврежденной части с помощью стационарных бандажей из катанки.
Пятый способ рекомендуется для временного укрепления подгнивших опор во всех случаях, когда необходимо осуществить на них подъем, конечно при условии, что целостность и надежность пасынка не вызывает сомнения. По этому способу временная деревянная накладка закрепляется с помощью цепных стяжек и цепных бандажей или с помощью обычных бандажей за пасынок и за здоровую часть стойки.

5. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ И СЕТЕЙ

5.7.1. При эксплуатации воздушных линий электропередачи (ВЛ) должны производиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы.
5.7.2. При выдаче задания на проектирование ВЛ, сооружаемых и подлежащих техническому перевооружению, реконструкции и модернизации, АО-энерго и организации, эксплуатирующие электрические сети, должны предоставлять проектным организациям имеющиеся данные о фактических условиях в зоне проектируемой ВЛ (фактические данные по гололеду и ветру, по загрязнениям атмосферы на трассе ВЛ, по отказам ВЛ и их элементов и другие данные, характеризующие местные условия) и требовать их учета в проектной документации.
5.7.3. При сооружении, техническом перевооружении, реконструкции и модернизации ВЛ, выполняемых подрядной организацией и подлежащих сдаче в эксплуатацию организации, эксплуатирующей электрические сети, последней должны быть организованы технический надзор за производством работ, проверка выполненных работ на соответствие утвержденной технической документации.
5.7.4. Приемка в эксплуатацию ВЛ организацией, эксплуатирующей электрические сети (АО-энерго), должна производиться в соответствии со СНиП 3.01.04-87 и действующими правилами приемки в эксплуатацию законченных строительством линий электропередачи.
5.7.5. При техническом обслуживании должны производиться работы по предохранению элементов ВЛ от преждевременного износа путем устранения повреждений и неисправностей, выявленных при осмотрах, проверках и измерениях.
При капитальном ремонте ВЛ должен быть выполнен комплекс мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных характеристик ВЛ в целом или отдельных ее элементов путем ремонта деталей и элементов или замены их новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики линии
Перечень работ, которые должны выполняться на ВЛ при техническом обслуживании, ремонте и техническом перевооружении, приведен в типовых инструкциях по эксплуатации ВЛ.
5.7.6. Техническое обслуживание и ремонтные работы должны быть организованы, как правило, комплексно путем проведения всех необходимых работ с максимально возможным сокращением продолжительности отключения ВЛ. Они могут производиться с отключением линии, одной фазы (пофазный ремонт) и без снятия напряжения.
5.7.7. Техническое обслуживание и ремонт ВЛ должны выполняться с использованием специальных машин, механизмов, транспортных средств, такелажа, оснастки, инструмента и приспособлений.
— Средства механизации должны быть укомплектованы в соответствии с нормами и размещены на ремонтно-производственных базах (РПБ) предприятий и их подразделений.
Бригады, выполняющие работы на ВЛ, должны быть оснащены средствами связи с РПБ и диспетчерскими пунктами.
5.7.8. При эксплуатации ВЛ должны строго соблюдаться правила охраны электрических сетей и контролироваться их выполнение.
Организация, эксплуатирующая электрические сети, должна информировать предприятия и организации, находящиеся в районе прохождения ВЛ, о требованиях указанных правил.
5.7.9. Антикоррозионное покрытие неоцинкованных металлических опор и металлических деталей железобетонных и деревянных опор, а также стальных тросов и оттяжек опор должно восстанавливаться по мере необходимости по распоряжению технического руководителя энергообъекта.
5.7.10. Трасса ВЛ должна периодически расчищаться от кустарников и деревьев и содержатся в безопасном в пожарном отношении состоянии; должна поддерживаться установленная ширина просек и производиться обрезка деревьев.
Отдельные деревья, растущие вне просеки и угрожающие падением на провода или опоры ВЛ, должны быть вырублены с последующим уведомлением об этом организации, в ведении которой находятся насаждения, и оформлением лесорубочных билетов (ордеров).
5.7.11. На участках ВЛ, подверженных интенсивному загрязнению, должна применяться специальная или усиленная изоляция и при необходимости выполняться чистка (обмывка) изоляции, замена загрязненных изоляторов.
В зонах интенсивных загрязнений изоляции птицами и местах их массовых гнездований должны устанавливаться специальные устройства, исключающие возможность перекрытий, а также отпугивающие птиц и не угрожающие их жизни.
5.7.12. При эксплуатации ВЛ в пролетах пересечения действующей линии с другими ВЛ и линиями связи на каждом проводе или тросе пересекающей ВЛ допускается не более двух соединителей; количество соединений проводов и тросов на пересекаемой ВЛ не регламентируется.
5.7.13. Организации, эксплуатирующие электрические сети, должны содержать в исправном состоянии:
сигнальные знаки на берегах в местах пересечения ВЛ с судоходной или сплавной рекой, озером, водохранилищем, каналом, установленные согласно «Уставу внутреннего водного транспорта» по согласованию с бассейновым управлением водного пути (управлением каналов);
устройства светоограждения, установленные на опорах ВЛ в соответствии с требованиями «Правил маркировки и светоограждения высотных препятствий»;
постоянные знаки, установленные на опорах в соответствии с проектом ВЛ и требованиями нормативно-технических документов.
5.7.14. Организация, эксплуатирующая электрические сети, должна следить за исправностъю дорожных знаков ограничения габаритов, устанавливаемых на пересечениях ВЛ с автомобильными дорогами; дорожных знаков, устанавливаемых на пересечениях ВЛ 330 кВ и выше с автомобильными дорогами и запрещающих остановку транспорта в охранных зонах этих ВЛ.
По представлению организаций, эксплуатирующих электрические сети, в ведении которых находятся ВЛ, установка и обслуживание указанных знаков производятся организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
5.7.15. При эксплуатации ВЛ должны быть организованы их периодические и внеочередные осмотры. График периодических осмотров должен быть утвержден техническим руководителем организации, эксплуатирующей электрические сети.
Периодичность осмотров каждой ВЛ по всей длине должна быть не реже 1 раза в год [В данном и последующих пунктах настоящей главы слова «не реже» означают, что конкретные сроки выполнения данного мероприятия в пределах, установленных настоящими Правилами, должны быть определены техническим руководителем энергообьекта. ]. Кроме того, не реже 1 раза в год инженерно-техническим персоналом должны производиться выборочные осмотры отдельных ВЛ (или их участков), а все ВЛ (участки), подлежащие капитальному ремонту, должны быть осмотрены полностью.
Верховые осмотры с выборочной проверкой проводов и тросов в зажимах и в дистанционных распорках на ВЛ напряжением 35 кВ и выше или их участках, имеющих срок службы 20 лет и более или проходящих в зонах интенсивного загрязнения, а также по открытой местности, должны производиться не реже 1 раза в 6 лет; на остальных ВЛ 35 кВ и выше (участках) не реже 1 раза в 12 лет.
На ВЛ 0,38-20 кВ верховые осмотры должны производиться при необходимости.
5.7.16. Внеочередные осмотры ВЛ или их участков должны производиться:
при образовании на проводах и тросах гололеда, при пляске проводов, во время ледохода и разлива рек, при лесных и степных пожарах, а также после стихийных бедствий;
после автоматического отключения ВЛ релейной защитой.
5.7.17. На ВЛ должны выполняться следующие проверки и измерения:
проверка состояния трассы ВЛ при проведении осмотров и измерения габаритов от проводов до поросли при необходимости;
проверка загнивания деталей деревянных опор через 3-6 лет после ввода ВЛ в эксплуатацию, далее не реже 1 раза в 3 года, а также перед подъемом на опору или сменой деталей;
проверка визуально состояния изоляторов и линейной арматуры при осмотрах, а также проверка электрической прочности подвесных тарельчатых фарфоровых изоляторов первый раз на 1-2-м, второй раз на 6-10-м годах после ввода ВЛ в эксплуатацию и далее с периодичностью, приведенной в «Типовой инструкции по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35-800 кВ» в зависимости от уровня отбраковки и условий работы изоляторов на ВЛ;
проверка состояния опор, проводов, тросов при проведении осмотров;
проверка состояния болтовых соединений проводов ВЛ напряжением 35 кВ и выше путем электрических измерений не реже 1 раза в 6 лет; болтовые соединения, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, подвергаются вскрытию, а затем ремонтируются или заменяются;
проверка и подтяжка бандажей, болтовых соединений и гаек анкерных болтов не реже 1 раза в 6 лет;
выборочная проверка состояния фундаментов и U-образных болтов на оттяжках со вскрытием грунта не реже 1 раза в 6 лет;
проверка состояния железобетонных опор и приставок не реже 1 раза в 6 лет;
проверка состояния антикоррозионного покрытия металлических опор и траверс, металлических подножников и анкеров оттяжек с выборочньм вскрытием грунта не реже 1 раза в 6 лет;
проверка тяжения в оттяжках опор не реже 1 раза в 6 лет;
измерения сопротивления заземления опор, а также повторных заземлений нулевого провода в соответствии с п. 5.10.7 настоящих Правил;
измерения сопротивления петли фаза-нуль на ВЛ напряжением до 1000 В при приемке в эксплуатацию, в дальнейшем при подключении новых потребителей и выполнении работ, вызывающих изменение этого сопротивления;
проверка состояния опор, проводов, тросов, расстояний от проводов до поверхности земли и различных объектов, до пересекаемых сооружений при осмотрах ВЛ.
5.7.18. Неисправности, обнаруженные при осмотре ВЛ и производстве проверок и измерений, должны быть отмечены в эксплуатационной документации и в зависимости от их характера устранены в кратчайший срок или при проведении технического обслуживания, или капитального ремонта ВЛ.
5.7.19. Капитальный ремонт ВЛ должен выполняться по решению технического руководителя организации, эксплуатирующей электрические сети, на ВЛ с железобетонными и металлическими опорами не реже 1 раза в 12 лет, на ВЛ с деревянными опорами не реже 1 раза в 6 лет.
5.7.20. Конструктивные изменения опор и других элементов ВЛ, а также способа закрепления опор в грунте должны выполняться только при наличии технической документации и с разрешения технического руководителя организации, эксплуатирующей электрические сети.
5.7.21. Плановый ремонт, техническое перевооружение, реконструкция и модернизация ВЛ, проходящих по сельскохозяйственным угодьям, должны производиться по согласованию с землепользователями и, как правило, в период, когда эти угодья не заняты сельскохозяйственными культурами или когда возможно обеспечение сохранности этих культур.
Работы по предотвращению нарушений в работе ВЛ и .ликвидации последствий таких нарушений могут производиться в любое время года без согласования с землепользователями, но с уведомлением их о проводимых работах.
После выполнения указанных работ организация, эксплуатирующая электрические сети, должна привести земельные угодья в состояние, при- годное для их использования по целевому назначению, а также возместить землепользователям убытки, причиненные при производстве работ.
5.7.22. Организации, эксплуатирующие ВЛ с совместной подвеской проводов, должны производить плановый ремонт в согласованные сроки. В аварийных случаях ремонтные работы должны производиться с предварительным уведомлением другой стороны (владельца линии или проводов).
5.7.23. На ВЛ напряжением выше 1000 В, подверженных интенсивному гололедообразованию, должна осуществляться плавка гололеда электрическим током.
Организация, эксплуатирующая электрические сети, должна контролировать процесс гололедообразования на ВЛ и обеспечивать своевременное включение схем плавки гололеда; ВЛ, на которых производится плавка гололеда, должны быть, как правило, оснащены устройствами автоматического контроля и сигнализации гололедообразования и процесса плавки, а также закорачивающими коммутационными аппаратами.
5.7.24. Для дистанционного определения мест повреждения ВЛ напряжением 110 кВ и выше, а также мест междуфазовых замыканий на ВЛ 6-35 кВ должны быть установлены специальные приборы. На ВЛ напряжением 6-35 кВ с отпайками должны быть установлены указатели поврежденного участка.
Организации, эксплуатирующие электрические сети, должны быть оснащены переносными приборами для определения мест замыкания на землю ВЛ 6-35 кВ.
5.7.25. В целях своевременной ликвидации аварийных повреждений на ВЛ в организациях, эксплуатирующих электрические сети (в АО-энерго), должен храниться аварийный запас материалов и деталей согласно установленным нормам.

Проверка загнивания древесных опор

Деревянные детали опор ВЛ изготавливают из сосны и лиственницы. Для элементов опор ВЛ 0,4-35 кВ, кроме траверс и приставок, допускается применение ели и пихты (табл.).
Деревянные опоры изготавливают из круглых бревен, длина которых от 4 до 13 м, наименьший диаметр тонкого конца (отруба) для стоек, приставок, траверс ВЛ 110-220 кв — 18 см, для ВЛ 0,4-35 кВ — 16 см (кроме приставок — 18 см), для вспомогательных деталей опор — 14 см. Для отдельных деталей могут применяться бревна, распиленные вдоль (раскосы опор, траверсы П-образных опор), или прямоугольные брусья (траверсы, подтраверсные брусья).

Лесоматериалы круглые хвойных пород для опор ВЛ (ГОСТ 2463-83)

6,5 и 8,5 7 и 7,5 9
11 и 16 13 и 18
3,5. 5,5 6,5. ..9,5 11..13

20. 32 22. 36 22. 30 20. 27 22. 28 BЛ сельскохозяйственная

Сосна и лиственница 1Ственного назначения

3 (до 20 кВ) 2 (35 кВ и выше)
3 (U,4 -_>U кВ)

16. 26 16. 24 16. 24

Наиболее ответственными узлами этих опор являются места сопряжения стойки с траверсой и стойки с приставкой. Для обеспечение плотного сопряжения стойки с траверсой в стойке делают врубку стандартной формы, а на траверсе — подтес. Форма врубки обеспечивает надежное крепление независимо от диаметра траверсы и позволяет снизить нагрузки на крепежный болт. Недостатком такого метода сопряжения деталей является возможность ускоренного загнивания древесины в местах врубок и затесов. Однако стандартность формы врубок позволяет делать их в заводских условиях или на полигонах энергосистем до пропитки древесины, что снижает возможность загнивания.
Для обеспечения вертикального положения стойки и плотного прилегания ее к приставке в месте их сопряжения делают подтесы. Длина сопряжения принимается равной 1,7. 2 м для промежуточных опор и 1,5 м для анкерных угловых, а расстояние между бандажами соответственно 1,25. 1,5 и 1,5 м или по проектам опор.
Бандажи для сопряжения приставки со стойкой опоры должны выполняться из мягкой оцинкованной проволоки (катанки) диаметром 4 мм. Допускается применение для бандажей неоцинкованной проволоки диаметром 4 мм (при условии покрытия ее асфальтобитумным лаком).
Наименьшее число витков бандажа принимают равным по данным, изложенным в табл. 2.
Бандажи стягивают скруткой или болтами с фасонными шайбами. Последний способ предподчтительней и рекомендуется к применению, так как бандаж, выполненный скруткой, натягивает внешние витки сильнее и они рвут древесину, способствуя проникновению влаги и гниению, особенно верхний проволочный, где усилия от воздействия стойки больше.
Таблица 2. Наименьшее число витков проволочного бандажа в зависимости от диаметра проволоки

Число витков
ВЛ 0,4-10 кВ

бандажа, шт.
ВЛ 35-220 кВ

Монтаж и эксплуатация электрических сетей

Монтаж и эксплуатация воздушных линий электропередачи

Осмотр воздушных линий электропередачи в процессе эксплуатации

Осмотр воздушных линий электропередачи в процессе эксплуатации

Чтобы раньше обнаружить неисправности, представляющие угрозу для нормальной эксплуатации ВЛ, а также предупредить развитие возникших неисправностей, воздушные линии систематически осматривают электромонтеры и инженерно-технический персонал. Осмотры бывают периодические и внеочередные, осмотры с земли и так называемые верховые осмотры. Производятся осмотры пешком, а также с использованием транспортных средств, в том числе самолетов и вертолетов.

В каком случае и как часто нужно проводить осмотры?

Периодические осмотры ВЛ проводятся по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство Потребителя. Сроки периодических осмотров воздушных линий зависят от местных условий, назначения ВЛ, вероятности повреждения, а также состояния окружающей среды (степень загрязнения, влажность среды и т.п.). В соответствии с ТКП 181-2009 (скачать/посмотреть) периодичность осмотров каждой ВЛ по всей длине должна быть не реже 1 раза в год. Кроме того, не реже 1 раза в год административно-технический персонал должен проводить выборочные осмотры отдельных участков линий, включая все участки ВЛ, подлежащие ремонту, по утвержденному графику.

Периодические осмотры ВЛ

Внеочередные осмотры ВЛ или их участков должны проводиться при образовании на проводах и тросах гололеда, при «пляске проводов», во время ледохода и разлива рек, при пожарах в зоне трассы ВЛ, после сильных бурь, ураганов и других стихийных бедствий, а также после отключения ВЛ релейной защитой и неуспешного автоматического повторного включения, а после успешного повторного включения – по мере необходимости.

Внеочередные осмотры ВЛ

Осмотры ВЛ, которые производят с земли, не позволяют выявить неисправности в верхней части воздушных линий, поэтому периодически дополнительно проводят, так называемые, верховые осмотры. Верховые осмотры с выборочной проверкой проводов и тросов в зажимах и дистанционных распорках на ВЛ напряжением 35 кВ и выше, эксплуатируемых 20 лет и более, или на их участках и на ВЛ, проходящих по зонам интенсивного загрязнения, а также по открытой местности, должны производиться не реже 1 раза в 5 лет; на остальных ВЛ (участках) напряжением 35 кВ и выше – не реже 1 раза в 10 лет. На ВЛ 0,38–20 кВ верховые осмотры должны осуществляться при необходимости.

Верховые осмотры ВЛ

Рисунок. Верховые осмотры ВЛ

Для верховых осмотров в последнее время начинают применяться беспилотные летающие аппараты (БПЛА). При обследовании участков ЛЭП, находящихся в труднодоступных местах, наземное обследование может затянуться на несколько дней или неделю. Обследование при помощи БПЛА уменьшает это время до нескольких часов. БПЛА может использоваться для планового обследования ВЛ, наблюдения и фотографирования с различных высот, инспекции ВЛ и охранной зоны, выявления дефектов и нарушений, картографических работ – создания планов, трехмерных моделей местности и ЛЭП, сопровождения работ по строительству и реконструкции ВЛ. Данный способ обследования ВЛ является безопасным для человека и позволяет наиболее полно обследовать ВЛ на всей протяженности с разных ракурсов. Получаемые снимки имеют высокое разрешение. [Подробнее. ]

На что обращают внимание при проведении осмотров?

При периодическом осмотре ВЛ необходимо проверять:

    противопожарное состояние трассы: в охранной зоне ВЛ не должно быть посторонних предметов, строений, стогов сена, штабелей леса, деревьев, угрожающих падением на линию или опасным приближением к проводам, складирования горючих материалов, костров; не должны выполняться работы сторонними организациями без письменного согласования с Потребителем, которому принадлежит ВЛ;

Периодические осмотры ВЛ

Периодические осмотры ВЛ

Периодические осмотры ВЛ

Периодические осмотры ВЛ

Периодические осмотры ВЛ

Периодические осмотры ВЛ

Периодические осмотры ВЛ

При выполнении внеочередного осмотра после отключения ВЛ или успешного повторного включения ВЛ основное внимание должно быть обращено на выяснение причины отключения или появления земли и на определение места и объема повреждения. При этом необходимо тщательно осмотреть места пересечения отключившейся ВЛ с другими ВЛ и линиями связи в целях обнаружения следов оплавления на них.

Осмотры, как правило, проводят в светлое время дня, когда легче обнаружить имеющиеся неисправности и повреждения. В темное время суток проводят некоторые виды внеочередных осмотров направленные на выявление коронирования, опасности перекрытия изоляции или возгорания деревянных опор при сырой погоде (мелком моросящем дожде, тумане, мокром снегопаде) на участках ВЛ, подверженных интенсивному загрязнению, и для контроля исправности заградительных огней, установленных на переходных опорах.

Коронирование на ВЛ

Неисправности, обнаруженные при осмотре ВЛ должны быть отмечены в эксплуатационной документации (журнале или ведомости дефектов) и в зависимости от их характера по указанию ответственного за электрохозяйство Потребителя устранены в кратчайший срок или при проведении технического обслуживания и ремонта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *