Кто на предприятии должен разрабатывать и утверждать схему строповки грузов, если есть должность технического директора, главного механика и начальника цеха, ответственного за безопасное перемещение грузов?
Кто на предприятии должен разрабатывать и утверждать схему строповки грузов, если есть должность технического директора, главного механика и начальника цеха, ответственного за безопасное перемещение грузов?
Действующий
Дата принятия:
Вид документа:
Вопрос-Ответ (Охрана труда)
Разработчик:
Государственная служба Украины по вопросам труда
Информация о документе
Наименование документа:
Кто на предприятии должен разрабатывать и утверждать схему строповки грузов, если есть должность технического директора, главного механика и начальника цеха, ответственного за безопасное перемещение грузов?
Действующий
Дата принятия:
Вид документа:
Вопрос-Ответ (Охрана труда)
Разработчик:
Государственная служба Украины по вопросам труда
ВАЖНО ЗНАТЬ
БУДСТАНДАРТ Online
Документы, размещенные на сайте, могут быть использованы в качестве информационно-справочного материала.
Какая организация в Беларуси имеет право на разработку схем строповки?
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
More sharing options.
- Язык
Copyright © 2023 Охрана труда.by
- Уже зарегистрированы? Войти
- Регистрация
- Создать.
Сайт использует файлы cookie
Этот сайт использует файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование и принимаете Политику конфиденциальности.
Разработка схем строповки и зацепки грузов
Большинство такелажных работ связаны с перемещением грузов при помощи подъемных кранов. Для этого необходима правильная обвязка и зацепка груза, которые обеспечиваются его строповкой. Подобной работой занимаются только стропальщики – подготовленные и специально аттестованные работники, поскольку процедура очень ответственная и сложная. В качестве руководства для осуществления строповки они используют специальные схемы, которые разрабатывают по требованиям ГОСТа.
Возможно, стропальщики могут справиться со своей работой и без дополнительных документов. Но схемы строповки все равно необходимы, поскольку строительные площадки часто проверяются Госгортехнадхором. Один из пунктов, который проверяет эта инстанция, – правильность осуществления строповки. Здесь обязательным является наличие схем строповки и их соответствие ГОСТу. Иначе организация рискует получить штраф и попасть под другие серьезные санкции.
Общие требования к разработке схем строповки
Для организации строповки должным образом были разработаны специальные правила. Важно, чтобы при зацепке использовались только надежные детали. Причем должны применяться такие схемы, чтобы обвязка занимала как можно меньше времени, но не в ущерб качеству ее выполнения, поскольку непредвиденные ситуации при подъеме полностью исключаются.
Также важно предусмотреть не только строповку, но и возможность расстроповки, которая должна происходить так, чтобы в ее радиусе не находился стропальщик. Также схему разрабатывают с учетом возможности повторного использования как строповки, так и ее приспособлений. Строповочные канаты нужно защитить от истирания, для чего в схеме предусматривают специальные подкладки. Сами канаты подбирают индивидуально, поскольку они бывают различной толщины и могут использоваться в разных способах строповки в зависимости от вида груза.
Основные правила составления схем строповки
Основная цель всех способов строповки – обеспечение безопасного перемещения груза подъемным краном. Обычно схемы разрабатываются в составе технологических карт погрузочно-разгрузочных работ. Для исключения падений конструкций при разработке схем и их последующем использовании придерживаются нескольких правил:
- Разработка схем строповки грузов по ГОСТ ведется для всех изделий и конструкций, перемещаемых на строительной площадке. Зацепку производят на все устройства, предусмотренные проектом.
- Выбор грузозахватных устройств (траверс, захватов, строп и пр.) происходит обязательно с учетом основных параметров груза, включая его массу.
- Если для конкретной конструкции применимы стропы общего назначения, то угол между их ветвями не должен превышать 90°.
- Готовые технологические схемы должны выставляться в местах производства работ. Графическое изображение можно представить в виде стенда с плакатом, на котором объединены все блоки. Также каждый стропальщик и крановщик должен получить схему на руки.
Особенности разработки схем строповки
Ситуации, когда на груз не разработана отдельная схема строповки, достаточно частая. В таких случаях при зацепке и последующем перемещении изделия обязан присутствовать ответственный за крановые работы. Если масса груза неизвестна, то его зацепка запрещается. Сначала необходимо выяснить точный вес конструкции. Что еще важно учитывать при разработке схем строповки грузов по ГОСТу:
- Если отдельные ветви многоветвевого стропа оказались не нужны, для них должно быть предусмотрено место крепления, иначе по пути они могут задеть другие объекты.
- Определяя место зацепки, составитель схемы учитывает расположение центра тяжести груза. Это важно для обеспечения равномерного натяжения всех ветвей стропа.
- У крюка не должно быть препятствий для вхождения в рымы, петли или цапфы.
- Зацепленный за петлю крюк не должен касаться поверхности груза.
Создание индивидуальных схем строповки грузов по ГОСТ
В большинстве случаев можно использовать стандартные схемы строповки грузов. Но бывают ситуации, когда необходима разработка новых схем. Это касается следующих случаев:
- Груз не оснащен стандартными креплениями для строповки, таких как цапфы, рымы или петли.
- Для перемещаемой детали можно применить несколько стандартных способов строповки.
- На стройплощадке есть необходимые строповочные приспособления, но зацепить при помощи них конкретный груз все равно не удается.
- Груз нестандартного вида, к примеру, в форме крупногабаритной детали или узла.
- Груз имеет небольшой вес. Здесь чаще используют канат, который фиксируют петлями и узлами.
На схеме строповки при желании заказчика можно разместить логотип предприятия, таблицу грузов и прочую информацию. Более респектабельный вид документу придает металлическая рамка, которая позволяет быстро переносить схему для оперативного ознакомления работниками.
Схема строповки
Как правило чаще всего оборудование повреждается именно в процессе выгрузки в пункте назначения. Эти работы относят к категории повышенной опасности, поэтому к ним разрешено допускать только специально обученные квалифицированные стропальщики. Это законодательно закрепленное требование. Цена ошибки очень высока — здоровье людей и сохранность дорогостоящего оборудования.
Схема строповки — это графическое изображение способов строповки груза с указанием необходимых грузозахватных приспособлений.
Схема строповки обязательна для работ с использованием подъемных сооружений. Она может быть как самостоятельным документом, так и частью проекта производства работ.
Для типовых грузов, изготовленных по определенному стандарту, таких как стройматериалы, трубы, контейнеры, схемы строповки разработаны и утверждены еще в СССР и опубликованы в открытом доступе: в учебниках, инструкциях и т.д.
С оборудованием ситуация сложнее. Схему строповки разрабатывает производитель оборудования и прикладывает ее вместе с другими документами по эксплуатации и обслуживании этого оборудования. Но если оборудование не новое, схема часто утеряна и приходится либо запрашивать ее у производителя, либо разрабатывать заново, если не удалось связаться с производителем.
Также есть грузы, производитель которых не разработал схему строповки, так как груз не был предназначен для подъема. Например: автомобили, спецтехника, памятники, рекламные и световые конструкции и практически любые объекты, которые не относятся к промышленности.
Во всех этих случаях требуется изучить характеристики груза (габариты, вес, центр тяжести, особые условия), чтобы определить тип грузозахватных приспособлений и оснастки, точки строповки и необходимые для подъема технику, оборудование. Например, для памятников мы используем круглопрядные текстильные стропы с демпфирующими прокладками. Без схемы строповки нельзя приступать к работам с использованием подъемных сооружений (кранов).
Стропальщик имеет право приступать к выполнению работ по обвязке и зацепке груза только после ознакомления со схемой строповки. Если схемы строповки нет, то в соответствии с Приказом № 461, выгрузка выполняется только в присутствии ответственного за безопасное производство работ. При этом даже в присутствии ответственного работа заведомо опасна, если нет понимания, как правильно поднимать груз.
В проекте производства работ инженер использует схемы строповки, предоставленные производителем оборудования. Если заводская схема строповки отсутствует, нужно направить запрос производителю. Если оборудование б/у, схему строповки следует разработать с учетом центра тяжести, габаритов и параметров груза. Этим занимается инженер с соответствующей квалификацией и опытом.
Зачем заказчику схема строповки?
Схема строповки нужна в следующих случаях:
- Нет схемы строповки на оборудование.
- Нужно сократить высоту схемы строповки.
- Не знаете, как осуществить подъем оборудования, не повредив его.
- Нет нужного грузоподъемного оборудования для выполнения заводской схемы строповки.
- Чтобы не нарушать требования нормативно-правовых актов, в частности Приказ №461 от 26 ноября 2020 года «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности».
- Чтобы подобрать только необходимое оборудование, не оплачивая лишние инструменты.