Снип 10 01 2003 чем заменен
Перейти к содержимому

Снип 10 01 2003 чем заменен

  • автор:

Какой документ заменяет СНиП 10.01.94?

Он ведь не действует.. а там такой пункт был 8.2 за который можно было цепляться при не желании принимать работу или побадаться с подрядчиком. да и вообще.. короче, чем он заменен? в интернете инфы не нашел

Просмотров: 18778

Проектант или Вечный ученик

Регистрация: 06.05.2011
Сообщений: 802

СНиП 10-01-94, МСН 1.01-01-96
Система нормативных документов в строительстве. Основные положения

C 01.10.2003 не действует, отменен в РФ. Постановлением Госстроя России № 164 от 10.09.2003 г. признан не действующим на территории Российской Федерации.
C 01.01.1995 по 01.10.2003 действовал.

Взамен ГОСТ 24369-86 Объекты стандартизации в строительстве. Общие положения, СНиП 1.01.01-82* Система нормативных документов в строительстве. Основные положения, СНиП 1.01.02-83 Система нормативных документов в строительстве. Порядок разработки и утверждения нормативных документов, СНиП 1.01.03-83* Система нормативных документов в строительстве. Правила изложения и оформления нормативных документов и их изменений

Заменен СНиП 10-01-2003 Система нормативных документов в строительстве. Основные положения

Документ утвержден: Госстрой РФ, постановление № 18-38 от 17.05.1994
Дата ввода документа в действие: 01.01.1995

Регистрация: 25.08.2015
Сообщений: 24
Спасибо! закрывайте!
Регистрация: 17.04.2010
Санкт-Петербург
Сообщений: 394
насколько я понял, СНиП 10-01-2003 так и не был введен в действие

Проектант или Вечный ученик

Регистрация: 06.05.2011
Сообщений: 802
Сообщение от fag85
насколько я понял, СНиП 10-01-2003 так и не был введен в действие

Аналогичные сомнения поскольку в Норме только проект выложен, а в Консультанте и Техэксперти ни слова о СНиПе вообще нет, но четко сказано что старая версия СНиПа отменена постановлением ГОССТРОЯ.

Регистрация: 25.08.2015
Сообщений: 24

Отлично,ребята,объясните,пожалуйста такую вот вещь в этом СНиПе (10-01-2003).

«4.3. Строительные нормы и правила, а также своды правил разрабатываются для добровольного применения при инженерных изысканиях, проектировании, строительстве, эксплуатации и утилизации (ликвидации) объектов, а также разработке и производстве строительных изделий и материалов.»

«7.3 Обязательные требования действующих нормативных документов с учетом положений пункта 7.2 подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности , гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая совместные предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами.
Разъяснения о соответствии требований действующих строительных норм и правил указанным целям принятия технических регламентов и обязательности их применения дает в необходимых случаях Госстрой России с учетом положений, приведенных в пункте 5.2 настоящих строительных норм и правил.
Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.»

вам не кажется это несколько противоречивым??

Регистрация: 17.04.2010
Санкт-Петербург
Сообщений: 394

СНиП 10-01-94 отменен в связи с появлением 184-ФЗ.
Проект СНиП 10-01-2003 представляет собой урезанную трактовку положений этого закона (в том числе эти пункты 4.3 и 7.3 — см. статьи 4, 46 закона).
Поэтому, я думаю, его и не принялли, т.к. никакой дополнительной смысловой нагрузки он не несет.
А если отвечать на вопрос

Сообщение от Bank1i
Какой документ заменяет СНиП 10.01.94?

то соответственно 184-ФЗ.

Сообщение от Bank1i
вам не кажется это несколько противоречивым??

пункт 4.3 говорит, что все нормы в целом издаются как рекомендательные. А пункты 7.2-7.3 поясняют, что эти нормы в определенной части носят обязательный характер (в части защиты жизни, здоровья и др.).
На первый взгляд все понятно. Но с 2003 по 2010 годы (пока не вышло распоряжение 1047-р) не прекращались споры на эту тему. Строительное сообщество поделилось на 2 группы:
— одни говорили, что всё добровольно,
— а вторые, что всё обязательно (ведь что понимать под этой защитой здоровья? Так любой неправильно забитый гвоздь мог нанести ущерб. И получается, что все нормы условно обязательны).
Но теперь это вроде как в прошлом.

Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam

Регистрация: 14.03.2005
44d32’44″С, 33d26’51″В
Сообщений: 13,381

Спорить по поводу пунктов старых СНиП бессмысленно. Эти СНиП (разных лет выпуска) назывались Система нормативной документации. Там было всё четко расписано — статус каждого вида документов, кто из них «главнее». Обязательны были все нормативные документы, но отдельные пункты в них был рекомендательными и допускаемыми.

Но система мешала кое-кому наживаться. Поэтому её разрушили, и не только в строительстве. Появилась полная неразбериха — что-то «обязательно» (причем отдельные пункты), что-то «добровольно», всякие дурацкие Перечни, которые непременно Правительством надо утверждать.

Дурь эта уже всем понятна, вред для страны очевиден, поэтому все-таки решили снова восстанавливать Систему нормативной документации. Вот только снова решили проводить новую административную реформу, и теперь пару лет чиновный люд вообще ничего не будет делать — глупо же «надрываться», если неизвестно будешь ли ты здесь работать и будет ли вообще эта работа.

СНиП 10-01-2003 Система нормативных документов в строительстве. Основные положения

1 Разработаны Управлением технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России, Федеральным государственным унитарным предприятием – Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ФГУП «ЦНС») и рабочей группой в составе ведущих специалистов Госстроя России, научно-исследовательских и проектных организаций

внесены Управлением технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России

2 ПРИНЯТЫ и введены в действие с . постановлением Госстроя России от …. июня 2003 г

3 ВЗАМЕН СНиП 10-01-94

Приложение А Термины Системы нормативных документов в строительстве

Приложение Б Структура Системы нормативных документов в строительстве

Приложение В Форма титульного листа нормативного документа

Приложение Г Форма первой страницы нормативных документов

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие строительные нормы и правила разработаны взамен действующих СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» в связи с введением в действие Федерального закона «О техническом регулировании».

Как и ранее действовавший документ, СНиП 10-01-2003 ставит своей главной задачей защиту прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.

Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в международной практике нормирования. При традиционном, так называемом описательном или предписывающем подходе в нормативных документах приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д. Вновь создаваемые строительные нормы должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных сооружений, основанные на требованиях потребителя. Нормативные документы должны устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства, а не предписывать, как проектировать и строить. Способы достижения поставленных целей в виде объемно-планировочных, конструктивных или технологических решений могут быть различными.

Практически те же принципы целесообразно положить в основу разработки технических регламентов, которые должны содержать в исчерпывающем объеме обязательные требования по безопасности, включая требования, которые ранее устанавливались в нормативных документах различных органов государственного надзора, и приниматься федеральными законами.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

SYSTEM OF NORMATIVE DOCUMENTS IN CONSTRUCTION

BASIC PRINCIPLES

Дата введения 2003-07-01

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие нормы и правила разработаны в целях реализации в строительстве положений Федерального закона «О техническом регулировании» в части:

разработки обязательных требований технических регламентов к продукции строительства, процессам ее производства, эксплуатации и утилизации;

разработки, принятия и применения на добровольной основе требований нормативных документов к продукции строительства, процессам ее производства, эксплуатации и утилизации или оказанию услуг;

установления методов оценки соответствия продукции строительства предъявляемым к ней требованиям.

Настоящие нормы и правила предназначены для применения на добровольной основе, за исключением положений, основанных на законодательных актах.

2 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящих нормах и правилах применены термины и определения в соответствии с приложением А.

3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1 Техническое регулирование в строительстве осуществляется на основе законодательства в форме установления и применения требований технических регламентов, положений документов Системы нормативных документов в строительстве и национальных стандартов, а также других нормативных документов.

3.2 Объектами технического регулирования в строительстве являются:

общие требования к процессам производства продукции строительства, включая инженерные изыскания и проектирование, а также ее эксплуатации и утилизации;

планировка и застройка городских и сельских поселений и другие требования к размещению объектов строительства;

здания и сооружения предприятий промышленности, энергетики, транспорта, связи, водного, сельского и городского хозяйства, жилые здания, общественные здания и сооружения культуры, здравоохранения, образования, торговли и других отраслей;

промышленная продукция, применяемая в строительстве.

3.3 Технические регламенты принимаются в целях:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для достижения целей их принятия.

Правительство Российской Федерации разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам. В этих целях Правительством Российской Федерации утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться [1].

3.4 Систему нормативных документов в строительстве формирует Госстрой России как федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку и осуществление государственной технической политики в строительстве, в соответствии со структурой, приведенной в приложении Б, для достижения общих целей технического регулирования в строительстве:

соответствие продукции строительства своему назначению и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;

надежность строительных конструкций, оснований и систем инженерного оборудования зданий и сооружений в расчетных условиях эксплуатации и с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

безопасность продукции строительства и процессов ее производства, эксплуатации и утилизации для жизни и здоровья людей;

защиту жизни и здоровья людей и имущества от неблагоприятных внешних воздействий;

охрану окружающей среды, включая рациональное использование природных материальных и топливно-энергетических ресурсов;

создание условий для научно-технического прогресса в области производства и эксплуатации продукции строительства и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности, совместимость и взаимозаменяемость изделий, устранение излишних технических барьеров в международном сотрудничестве.

3.5 При проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений кроме нормативных документов Системы и национальных стандартов применяются другие нормативные документы, если их положения отвечают указанным общим целям технического регулирования в строительстве.

4 ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

4.1 Технические регламенты принимаются международными договорами Российской Федерации, ратифицированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, и содержат обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. Технические регламенты, устанавливающие требования к объектам технического регулирования в строительстве (далее технические регламенты по строительству), содержат общие требования, обеспечивающие безопасность продукции строительства и процессов ее производства, эксплуатации и утилизации [1].

В состав технических регламентов по строительству включают обязательные государственные градостроительные нормативы [2].

4.2 Нормативные документы Системы разрабатываются и утверждаются в соответствии с настоящими строительными нормами и правилами в качестве средства межотраслевого регулирования строительства. В составе Системы нормативных документов в строительстве разрабатывают и применяют:

на федеральном уровне

— строительные нормы и правила Российской Федерации (СНиП)

— своды правил по проектированию, строительству, а также эксплуатации зданий и сооружений (СП);

на уровне субъектов

— территориальные строительные нормы (ТСН) Российской Федерации.

4.3. Строительные нормы и правила, а также своды правил разрабатываются для добровольного применения при инженерных изысканиях, проектировании, строительстве, эксплуатации и утилизации (ликвидации) объектов, а также разработке и производстве строительных изделий и материалов.

Строительные нормы и правила содержат требования к объектам технического регулирования в строительстве и утверждаются Госстроем России.

Своды правил содержат способы реализации требований, утверждаются организациями – разработчиками и одобряются Госстроем России в качестве нормативных документов Системы.

4.4. Территориальные строительные нормы утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, действуют на территориях этих субъектов и обязательны для всех участников градостроительной деятельности [2].

4.5 Национальные стандарты, а также введенные в качестве национальных межгосударственные и международные стандарты, определяющие для применения на добровольной основе конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, требования к строительным изделиям и материалам, а также методы испытаний, применяются в Системе путем ссылок на них в строительных нормах и правилах, сводах правил и территориальных строительных нормах и учитываются в составе комплексов нормативных документов Системы.

4.6 При отсутствии нормативных требований, которым должна удовлетворять продукция и по которым должна осуществляться оценка ее соответствия, в том числе при экспертизе проектов, в составе проектной, конструкторской или технологической документации могут разрабатываться технические условия. Технические условия являются неотъемлемой частью указанной документации и нормативными документами не являются.

Технические условия, устанавливающие требования к зданию или сооружению, разрабатывают по решению заказчика на строительство.

Технические условия, устанавливающие требования к строительным изделиям и материалам разрабатывают по решению изготовителя (поставщика) этой продукции.

Технические условия, на которые ссылаются в договорах на выполнение проектно-изыскательских или строительно-монтажных работ или поставку продукции, следует направлять компетентным организациям для проведения независимой экспертизы, а также заинтересованным органам исполнительной власти и государственного надзора, с которыми законодательством или нормативными правовыми актами предусмотрено согласование технической документации (или получение заключений по ней).

Новая продукция, до разработки технических условий или стандартов организаций, проходит оценку пригодности для применения в строительстве в соответствии с установленным порядком [3].

4.7 Положения нормативных документов Системы не должны противоречить положениям законодательных актов Российской Федерации и обязательным требованиям технических регламентов.

5 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

5.1 Разрабатываемые проекты технических регламентов по строительству и нормативные документы Системы нормативных документов в строительстве должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства и учитывать международные и национальные стандарты и строительные нормы технически развитых стран.

Они должны содержать технически обоснованные положения, устанавливающие требования к продукции строительства, процессам, работам и услугам, направленные на достижение целей технического регулирования и обеспечивающие решение конкретных задач каждого документа в соответствии с областью его применения.

Нормативные документы не могут содержать правовых норм, определяющих взаимоотношения между участниками инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность, которые должны регулироваться соответствующими законодательными актами.

5.2 Содержание разрабатываемых проектов технических регламентов по строительству должно соответствовать требованиям законодательства о техническом регулировании.

В частности, в проектах технических регламентов следует предусматривать:

исчерпывающий перечень объектов технического регулирования, в отношении которых устанавливаются требования, а также правила идентификации этих объектов;

минимально необходимые с учетом риска причинения вреда требования, обеспечивающие безопасность объектов технического регулирования;

правила и формы оценки соответствия продукции строительства и процессов ее создания проектной документации, разработанной с учетом требований технических регламентов.

Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам, но не требования к конструкции и исполнению за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению не обеспечивается достижение целей его принятия [1]. При разработке проектов технических регламентов по строительству следует с учетом действующего законодательства [1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9] предусматривать требования, определяющие:

прочность и устойчивость (надежность) конструкций и оснований зданий и сооружений в расчетных условиях эксплуатации;

безопасность людей при пожарах и других аварийных ситуациях, защиту рядом расположенных зданий и сооружений и экономически обоснованные с учетом возможности страхования недвижимости положения по ограничению материального ущерба;

безопасность людей и защиту объектов жизнеобеспечения при землетрясениях, обвалах, оползнях и других расчетных геофизических процессах;

безопасность движения и перемещения людей, доступность среды для маломобильных групп населения и защиту помещений от несанкционированного вторжения;

безопасные для здоровья человека условия проживания, труда, быта и отдыха;

безопасный уровень воздействий строительных объектов (в процессе их строительства, эксплуатации и утилизации) на окружающую среду;

состав и содержание необходимой информации для пользователей продукции строительства по вопросам ее безопасной эксплуатации.

Оценку соответствия строительных объектов следует предусматривать в форме государственного надзора, приемки результатов выполненных работ, приемки и ввода в эксплуатацию заказчиком законченного строительством объекта. Для применяемой в строительстве промышленной продукции рекомендуется предусматривать подтверждение соответствия в форме добровольной сертификации.

5.3 Строительные нормы и правила содержат положения, которыми детализируются требования технических регламентов по безопасности применительно к различным объектам технического регулирования, федеральные градостроительные нормативы, а также эксплуатационные характеристики продукции строительства, основанные на требованиях потребителя.

Требования к эксплуатационным характеристикам устанавливают для зданий и сооружений в целом, их частей и строительных изделий в соответствии с различными уровнями потребностей или условиями эксплуатации вне зависимости от конструктивного устройства, применяемых материалов и технологий. Для каждой эксплуатационной характеристики должен быть предусмотрен метод контроля и оценки степени удовлетворения соответствующей потребности. При невозможности прямого нормирования эксплуатационных характеристик они могут регламентироваться косвенно путем установления соответствующих описательных положений.

В составе строительных норм и правил следует предусматривать:

требования к организации и методам ведения процессов производства и эксплуатации строительной продукции, направленные на обеспечение ее безопасности и качества;

нормы и правила формирования благоприятной и безопасной среды жизнедеятельности;

функциональные требования к зданиям, сооружениям, их конструктивным элементам и системам инженерного оборудования, а также отдельным помещениям;

статистически обоснованные значения нагрузок и воздействий на здания, сооружения и их элементы;

требования к свойствам материалов, обеспечивающие пригодность их для применения в строительстве и долговечность строительных конструкций и инженерных систем;

требования пожарной безопасности по предупреждению распространения огня и дыма, обеспечению эвакуации людей, огнестойкости конструкций, безопасной работы пожарных команд;

характеристики, необходимые для удовлетворения гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований технических регламентов;

требования, обеспечивающие рациональное расходование материальных и энергетических ресурсов при эксплуатации зданий и сооружений.

В состав строительных норм и правил могут включаться также необходимые для применения технических регламентов правила и методы, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Строительные нормы и правила не должны содержать требований к технологическим процессам производства, для которых предназначены здания или сооружения.

5.4 В сводах правил приводят с необходимой полнотой рекомендуемые в качестве официально признанных, оправдавшие себя на практике положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение требований технических регламентов и строительных норм и правил, а также положения по отдельным вопросам, не регламентированным строительными нормами и правилами.

Своды правил, в частности, могут содержать:

правила производства инженерных изысканий и выполнения работ по проектированию, состав и формы разрабатываемой проектной и технологической документации;

положения по организации производства, способы и методы производства работ при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;

рекомендации по применению градостроительных и типологических решений, а также социальных нормативов;

методы расчета и проектирования строительных конструкций, оснований зданий и сооружений и их инженерных систем, прогнозирования срока службы, обеспечения долговечности и ремонтопригодности зданий, сооружений и их элементов;

рекомендации по выбору объемно-планировочных и конструктивных решений зданий, сооружений и их частей.

правила применения элементов строительных конструкций, инженерных систем, изделий и материалов при строительстве зданий и сооружений с разными характеристиками эксплуатационного режима и в разных климатических условиях.

В своды правил могут включаться извлечения из технических регламентов, строительных норм и правил, в развитие которых эти своды правил разработаны.

5.5 В территориальных строительных нормах устанавливают организационные, типологические, социально-экономические и необходимые технические требования, а также градостроительные нормативы, в соответствии с нормативными документами федерального уровня и с учетом природно-климатических, социально-демографических, национальных и иных особенностей субъектов Российской Федерации [2].

5.6 Международные стандарты и (или) национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы при разработке проектов технических регламентов [1]. При разработке строительных норм и правил, сводов правил и территориальных строительных норм, национальные стандарты и принятые в качестве национальных международные и межгосударственные стандарты применяют путем ссылок на них в разрабатываемом нормативном документе.

5.7 Построение и изложение нормативных документов Системы определяется их содержанием. Необходимыми элементами являются предисловие и разделы: область применения, нормативные ссылки, термины и определения. Нормативному документу может предшествовать введение, поясняющие цели его разработки и взаимосвязь с другими документами.

Нормативные ссылки и определения применяемых терминов, а также другие сведения, если их нецелесообразно размещать непосредственно в тексте документа из-за большого объема, помещают в приложениях.

Титульные листы, предисловие и первые страницы строительных норм и правил, сводов правил, территориальных строительных норм оформляют в соответствии с приложениями В и Г. В наименованиях документов применяют прямой порядок слов.

Строительные нормы и правила и своды правил издаются Госстроем России в устанавливаемом им порядке.

Обозначения строительных норм и правил, территориальных строительных норм и сводов правил присваиваются Госстроем России при регистрации в соответствии с установленным им порядком.

6 РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

6.1 Технические регламенты по строительству разрабатываются в порядке, установленном Федеральным законом «О техническом регулировании».

В целях обеспечения согласованной разработки технических регламентов Госстрой России по поручению Правительства Российской Федерации совместно с органами государственного контроля (надзора) и другими заинтересованными органами федеральной исполнительной власти:

подготавливает и представляет в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти по техническому регулированию предложения к проекту программы разработки технических регламентов, утверждаемой Правительством Российской Федерации;

организует разработку и представляет в установленном порядке для рассмотрения и внесения в Государственную Думу проекты технических регламентов по строительству;

рассматривает проекты относящихся к строительству технических регламентов, разработанные юридическими лицами и федеральными органами исполнительной власти;

подготавливает отзывы Правительства Российской Федерации по проектам федеральных законов о технических регламентах по строительству для внесения в установленном порядке в Государственную Думу;

представляет проекты федеральных законов о технических регламентах по строительству в Государственной Думе;

подготавливает для утверждения в установленном порядке правила и методы исследований (испытаний) и измерений, методы расчета и порядок проектирования, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов по строительству.

6.2 Разработку проектов технических регламентов и нормативных документов Системы осуществляют научно-исследовательские и проектные организации, производственные и общественные объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и опытом практической работы по нормированию в соответствующей области. Координацию работ, а также непосредственную их организацию и проведение осуществляет назначенный Госстроем России научно-методический центр нормирования и стандартизации в строительстве (далее центр нормирования).

6.3 Разработка нормативных документов федерального уровня осуществляется по техническому заданию, утвержденному или согласованному с Госстроем России. Заказчиком может быть любое заинтересованное лицо.

В техническом задании указываются основные цели и задачи разработки, этапы работы и сроки их выполнения, организация – разработчик и организации — соисполнители, а также организации, которым документ направляют на отзыв и на согласование. При этом предусматривается, что нормативные документы, положения которых затрагивают вопросы, входящие в компетенцию органов государственного контроля (надзора), согласовываются с этими органами.

Информация о начале разработки строительных норм, правил и сводов правил публикуется центром нормирования в официальном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. На основе этой информации заинтересованные организации и предприятия представляют в центр заявки о направлении им на отзыв разрабатываемого проекта документа, в том числе на платной основе.

6.4 Разработка проекта документа организуется разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке.

Подготовленный проект документа с пояснительной запиской разработчик передает центру нормирования, который проверяет его на соответствие методическим требованиям технического задания и рассылает на отзыв. Отзывы по проекту документа направляют центру не позднее чем через два месяца со дня рассылки. При отсутствии отзывов каких либо организаций разработку документа продолжают в соответствии с календарным планом.

В случаях, предусмотренных техническим заданием, рассылку проекта документа после проверки центром нормирования и сбор отзывов осуществляет разработчик.

6.5 Подготовку проекта документа для дальнейшего его рассмотрения осуществляет разработчик с учетом полученных отзывов.

Доработанный проект документа разработчик направляет в центр нормирования в трех экземплярах с сопроводительным письмом и следующей документацией в одном экземпляре:

— пояснительной запиской к проекту документа с обоснованиями и результатами сопоставления документа с зарубежными нормами и стандартами;

— проектом документа, рассылавшимся на отзыв, перечнем организаций, которым проект документа был направлен, и сводкой отзывов.

К проекту свода правил (СП) прикладывают приказ организации — разработчика об его утверждении.

Один экземпляр проекта документа представляется на машинном носителе.

6.6 Центр нормирования проводит научно-техническую экспертизу представленного проекта документа, в процессе которой определяется полнота и обоснованность его положений, соответствие проекта требованиям законодательства, технических регламентов, настоящих строительных норм и правил и техническому заданию, а также проводит необходимые согласительные совещания. По результатам экспертизы в документ вносят необходимые уточнения.

6.7 Согласование проекта документа с органами государственного контроля (надзора) и другими организациями, указанными в техническом задании на его разработку, осуществляет разработчик до представления документа на утверждение в Госстрой России. Решения по разногласиям, которые могут возникать при согласовании проекта документа, после их дополнительного рассмотрения принимает Госстрой России.

6.8 Разработанный проект документа представляется в Госстрой России разработчиком с заключением центра нормирования.

Строительные нормы и правила утверждаются и вводятся в действие постановлениями Госстроя России. Своды правил одобряются Госстроем России для применения в качестве нормативных документов в строительстве в установленном им порядке.

Центр нормирования формирует архивное дело каждого нормативного документа, включая дубликат подлинника, и обеспечивает его хранение в установленном порядке. Заверенные копии нормативного документа после его регистрации Госстроем России центр передает для официального издания и распространения.

6.9 Изменения к нормативным документам разрабатывают и утверждают в порядке, аналогичном порядку разработки и утверждения этих документов.

Отмену строительных норм и правил и сводов правил осуществляет Госстрой России в установленном им порядке.

6.10 Территориальные строительные нормы разрабатываются и утверждаются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в установленном ими порядке. Перед утверждением разработанные территориальные строительные нормы представляются в центр нормирования, который должен подготовить экспертное заключение об их соответствии целям технического регулирования и обязательным требованиям технических регламентов. Утвержденные территориальные строительные нормы представляются на регистрацию в Госстрой России [2]. Регистрация производится в установленном порядке при наличии экспертного заключения центра нормирования.

Издание и распространение зарегистрированных территориальных строительных норм осуществляют органы субъектов Российской Федерации.

6.11 Официальная информация о действующих федеральных и территориальных нормативных документах в строительстве публикуется центром нормирования в ежегодном Указателе нормативных документов по строительству, действующих на территории Российской Федерации.

Текущая информация об утверждении, изменении и отмене этих документов публикуется в официальном издании центра и в журнале «Бюллетень строительной техники» (БСТ).

6.12 Для обеспечения реализации научно-технической политики в строительстве при разработке и утверждении национальных стандартов, Госстрой России участвует в работе технических комитетов по стандартизации и в работе национального органа по стандартизации, организуя по согласованию с ним работу технических комитетов по стандартизации в области строительства.

7 ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

7. 1 Технический регламент, принимаемый Федеральным законом или Постановлением Правительства Российской Федерации, вступает в силу не ранее, чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

Технические регламенты применяются на территории Российской Федерации одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции и осуществления процессов ее производства, видов и особенностей сделок физических и юридических лиц [1].

7.2 Требования действующих строительных норм и правил и государственных стандартов, утвержденных Госстроем России до вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании», сохраняют свою силу до разработки соответствующих регламентов, но не более семи лет со дня вступления в силу указанного Федерального закона и только в части, соответствующей целям:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей [1].

7.3 Обязательные требования действующих нормативных документов с учетом положений пункта 7.2 подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая совместные предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами.

Разъяснения о соответствии требований действующих строительных норм и правил указанным целям принятия технических регламентов и обязательности их применения дает в необходимых случаях Госстрой России с учетом положений, приведенных в пункте 5.2 настоящих строительных норм и правил.

Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.

Разрешение на отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях может дать только орган, которым этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора.

7.4 Вновь разрабатываемые строительные нормы и правила и своды правил применяются на добровольной основе по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика в пределах установленной каждым документом области применения.

Указанные документы становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) на выполнение работ или поставку продукции, а также в проектной документации предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на них.

При отсутствии в договоре (контракте) или проекте таких указаний экспертирующие или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований или запрещать применение решений, отсутствующих в нормах. Исполнитель может разработать и осуществить собственное или любое другое решение как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений должна быть подтверждена расчетом, результатами исследований, экспериментов или другим способом.

Положения нормативных документов Системы как признанных технических правил при отсутствии или неполноте условий договора следует рассматривать как требования, обычно предъявляемые к работам соответствующего рода [10].

7.5 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут использовать нормативные документы федерального уровня, предназначенные для добровольного применения, в качестве типовых для принятия на их основе территориальных строительных норм.

7.6 На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, вновь разрабатываемые нормативные документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них, должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.

7.7 Межгосударственные нормативные документы применяют на территории Российской Федерации в качестве федеральных путем принятия соответствующих строительных норм и правил Российской Федерации и сводов правил в установленном Госстроем России порядке.

Приложение А

ТЕРМИНЫ СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Снип 10 01 2003 чем заменен

5 апреля 2024 Регистрация Войти
13 мая 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

11 апреля 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 мая 2015 г. № 16926-ОГ/08 О разработке нормативно-технического документа, определяющего систему нормативно-технических документов в строительстве

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 мая 2015 г. № 16926-ОГ/08 О разработке нормативно-технического документа, определяющего систему нормативно-технических документов в строительстве

24 июля 2015

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело обращение от 30 апреля 2015 г. № 5016 по вопросу статуса проекта СНиП 10-01-2003 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» и сообщает.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует нормативно-технический документ, определяющий систему нормативно-технических документов в строительстве. Проект СНиП 10-01-2003 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения», разработанный ФГУП «ЦНС» в 2003 г. утвержден не был.

Дополнительно сообщаем, что в проекте плана Минстроя России по разработке, экспертизе и утверждению сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил на 2015 год запланирована разработка нормативно-технического документа СН 10-01 «Система нормативных документов в строительстве».

Директор Департамента
градостроительной деятельности
и архитектуры
А.В. Белюченко

Обзор документа

В настоящее время в России отсутствует акт, определяющий систему нормативно-технических документов в строительстве.

Сообщается, что разработанный ФГУП «ЦНС» в 2003 г. проект СНиП 10-01-2003 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» утвержден не был.

Вместе с тем в проекте плана Минстроя России по разработке, экспертизе и утверждению сводов правил на 2015 г. запланирована разработка СН 10-01 «Система нормативных документов в строительстве».

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Снип 10 01 2003 чем заменен

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

System of normative documents in construction
Basic principles

Дата введения 1995-01-01

1 РАЗРАБОТАНЫ Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации, Государственным предприятием — Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ГП ЦНС) и экспертным советом в составе ведущих специалистов по нормированию и стандартизации научно-исследовательских и проектных организаций Госстроя России.

ВНЕСЕНЫ Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России.

2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстроя России от 17 мая 1994 г. N 18-38.

4 ИЗДАНЫ с учетом постановления Минстроя России от 25 июля 1994 г. N 18-2.

В СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» внесены: изменение N 1, утвержденное постановлением Госстроя России от 23 июня 1997 года N 18-20 и введенное в действие с 1 июля 1997 года, изменение N 2, утвержденное постановлением Госстроя России от 16 января 1998 года N 18-6 и введенное в действие с 1 июля 1998 года. Пункты, таблицы, в которые внесены изменения, отмечены в настоящих Строительных нормах и правилах знаком (К).

Изменения внесены изготовителем базы данных по БСТ N 8 1997 г., N 6 1998 г.

Введение

Система нормативных документов Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов в этой области.

Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов Системы — защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.

Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике международной стандартизации. В отличие от традиционно сложившегося, так называемого описательного или предписывающего подхода, когда в нормативных документах приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д., вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных изделий и сооружений, основанные на требованиях потребителя. Разрабатываемые в соответствии с настоящими строительными нормами и правилами нормативные документы должны не предписывать, как проектировать и строить, а устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства. Способы достижения поставленных целей в виде объемно-планировочных, конструктивных или технологических решений должны носить рекомендательный характер.

1 Область применения

Настоящие нормы и правила определяют основные цели, принципы и общую структуру Системы нормативных документов в строительстве (далее Системы), требования к нормативным документам, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения.

Положения настоящего документа обязательны для органов управления и надзора, предприятий, организаций и объединений независимо от форм собственности и принадлежности, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в строительстве.

Требования по применению нормативных документов Системы установлены разделом 8 настоящих строительных норм и правил.

2 Нормативные ссылки

В настоящих нормах и правилах использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения».

ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов».

ГОСТ Р 1.4-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения».

ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».

3 Определения

В настоящих нормах и правилах применены термины в соответствии с приложением А и ГОСТ Р 1.0.

4 Основные цели, принципы и структура системы

4.1 Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства.

4.2 Исходя из общих целей стандартизации, система должна способствовать решению стоящих перед строительством задач с тем, чтобы обеспечить:

соответствие строительной продукции своему назначению и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;

безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее производства и эксплуатации;

защиту строительной продукции и людей от неблагоприятных воздействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

надежность и качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений;

выполнение экологических требований, рациональное использование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;

взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном сотрудничестве.

4.3 Объектами стандартизации и нормирования в Системе являются:

организационно-методические и общие технические правила и нормы, необходимые для разработки, производства и применения строительной продукции;

объекты градостроительной деятельности и строительная продукция — здания и сооружения и их комплексы;

промышленная продукция, применяемая в строительстве, строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии;

экономические нормативы, необходимые для определения эффективности инвестиций, стоимости строительства, материальных и трудовых затрат.

4.4 Система формируется как открытая для дальнейшего развития единая Система государственных строительных норм, правил и стандартов, а также других нормативных документов в строительстве, разрабатываемых на общей методической и научно-технической основе.

4.5 Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве является законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг. Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требований законодательства.

4.6 Предусматривается повышение самостоятельности и развитие инициативы предприятий, организаций и специалистов в решении экономических и технических задач проектирования и строительства при сокращении числа обязательных требований и увеличении доли норм и правил рекомендательного характера.

Обязательными должны быть требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений.

4.7 Разработку нормативных документов в строительстве предусматривается осуществлять на принципах, принятых государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации при обеспечении необходимой гармонизации и сопоставимости с международными стандартами в области строительства, строительным законодательством и стандартами технически развитых зарубежных стран.

4.8 Структура Системы (приложение Б) определяется номенклатурой объектов стандартизации и нормирования. Для каждой группы однородных объектов формируется комплекс взаимосвязанных документов различных видов, объединяемых единством их цели и задач. В составе комплексов при необходимости разрабатывают основополагающие нормативные документы, в которых устанавливают положения, общие для объектов комплекса.

5 Нормативные документы

5.1 Нормативные документы Системы подразделяют на государственные федеральные документы, документы субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности. С учетом требований ГОСТ Р 1.0 в составе Системы разрабатывают следующие документы.

Федеральные нормативные документы:

строительные нормы и правила Российской Федерации — СНиП

государственные стандарты Российской Федерации

в области строительства — ГОСТ Р

своды правил по проектированию и строительству — СП

руководящие документы Системы — РДС

Нормативные документы субъектов Российской Федерации:

территориальные строительные нормы — ТСН

Производственно-отраслевые нормативные документы:

стандарты предприятий (объединений) строительного

комплекса и стандарты общественных объединений — СТП и СТО

В качестве федеральных нормативных документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты (ГОСТ), введенные в действие на территории Российской Федерации.

5.2 Строительные нормы и правила Российской Федерации устанавливают обязательные требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции.

5.3 Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства устанавливают обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, строительных изделий и материалов и обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве и эксплуатации этой продукции.

5.4(К) Своды правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы или по отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным обязательными нормами.

5.5(К) Руководящие документы Системы устанавливают обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по осуществлению деятельности в области разработки и применения нормативных документов в строительстве, архитектуре, градостроительстве, проектировании и изысканиях.

5.6 Территориальные строительные нормы устанавливают обязательные для применения в пределах соответствующих территорий и рекомендуемые положения, учитывающие природно-климатические и социальные особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, краев и областей России.

5.7 Стандарты предприятий (объединений) устанавливают для применения на данном предприятии или в объединении положения по организации и технологии производства, а также обеспечению качества продукции. При этом, строительные акционерные общества, ассоциации, концерны и другие объединения в соответствии с правами, делегированными им их учредителями, устанавливают в стандартах предприятий (объединений) положения, необходимые для деятельности входящих в объединение производственных организаций и предприятий.

На поставляемую (сдаваемую заказчику) продукцию стандарты предприятия не разрабатывают. Требования к этой продукции при отсутствии государственных стандартов должны устанавливаться в технических условиях (ТУ), разрабатываемых в составе технической документации.

5.8 Нормативные документы Системы не должны нарушать положений, установленных законодательными актами Российской Федерации.

Нормативные документы субъектов Российской Федерации, нормативные документы субъектов хозяйственной деятельности и технические условия на продукцию не должны нарушать обязательных положений федеральных строительных норм и правил и государственных стандартов.

5.9 Наряду с нормативными документами Системы в строительстве применяют:

государственные стандарты и другие документы по стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России;

нормы, правила и нормативы органов государственного надзора;

стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами, государственными комитетами и комитетами в соответствии с их компетенцией.

5.10 Нормативные документы отраслевых министерств, государственных комитетов и комитетов, органов государственного надзора не должны содержать положений, относящихся к компетенции Минстроя России и территориальных органов управления строительством.

Минстрой России в установленном порядке дает заключения по направляемым ему федеральными органами исполнительной власти и органами государственного надзора нормативным документам, затрагивающим вопросы проектирования и строительства, в части соответствия этих документов обязательным требованиям строительных норм и государственных стандартов.

Разрабатываемые и утверждаемые министерствами нормы технологического проектирования представляют на заключение в Главгосэкспертизу при Минстрое России.

6 Содержание, построение, изложение и оформление
нормативных документов

6.1 Нормативные документы Системы должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства и учитывать международные и национальные стандарты технически развитых стран.

Они должны содержать в необходимом объеме технически и экономически обоснованные положения, направленные на достижение целей Системы и обеспечивающие решение конкретных задач каждого документа в соответствии с областью его применения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *