Какие вы знаете применения электризации тел
Перейти к содержимому

Какие вы знаете применения электризации тел

  • автор:

Применение электризации тел

Промышленные фильтры для очистки газовых выбросов от твёрдых частиц не могут уловить слишком мелкую пыль. Для этого используют электрофильтры. С заострённых концов сильно наэлектризованных электродов стекают потоки электронов, которые заряжают собой частицы пыли. Под действием электрического поля заряженные частицы пыли осаждаются на электродах с противоположным знаком заряда.

В устройстве лазерного принтера тоже лежит явление электризации. Когда принтер получает от компьютера задание для печати, изображение с помощью лазера «рисуется» на фотобарабане в виде положительно заряженных точек. Затем из контейнера на барабан сыплется очень мелкая сухая краска – тонер. Она прилипает к барабану только в тех местах, где есть положительно заряженные точки. С помощью специального механизма к барабану подаётся бумага, приобретая по пути отрицательный заряд. Бумага соприкасается с фотобарабаном, частицы положительно зарядившейся краски притягиваются к отрицательно заряженному листу, на котором остаётся отпечаток. Затем бумага проходит по горячему ролику, где частицы краски «вплавляются» в бумагу.

Применение электризации тел

На современных автомобильных заводах кузова автомобилей окрашиваются в специальных камерах, где краска распыляется и одновременно электрически заряжается отрицательно, а затем оседает на кузове, заряженном положительно. Таким образом процесс покраски автоматизируется, и достигается высокая равномерность окраски.

Применение электризации тел

Аналогично процессу покраски автомобилей в пищевой промышленности коптят рыбу. Копчение – это процесс пропитывания продуктов дымом. Частицы дыма заряжают положительно, и они равномерно оседают на отрицательно заряженной тушке рыбы или мяса, поэтому процесс копчения происходит быстрее и качественнее.

Статическое электричество используется и в медицине при создании электроаэрозолей. Они представляют собой лекарственные вещества в виде очень маленьких заряженных капелек, которые не слипаются в большие капли и при вдохе глубоко проникают в лёгкие человека.

Многие проявления электризации люди научились использовать для своих нужд, а в тех случаях, когда действие электризации вредно и опасно, её стараются уменьшить.

Что такое электризация тел и как происходит взаимодействие зарядов?

Электризация — это явление, связанное с перемещением электрических зарядов в твердых телах, жидкостях или газах, которое приводит к образованию электрического поля и проявлению электрических свойств. При электризации происходит перераспределение электронов или ионов в веществе, что приводит к возникновению неравномерной распределения зарядов.

Электризация может происходить по разным причинам. Например, трение двух тел может вызвать электризацию, когда электроны переходят с одного тела на другое, вызывая разделение зарядов и образование электрического поля. Это может происходить, например, когда мы треться шерстяной тканью о пластиковый предмет, и они начинают притягиваться или отталкиваться друг от друга.

Также, электризация может происходить в результате воздействия электрического поля на вещество, что может вызывать перемещение зарядов и изменение его электрических свойств. Это явление наблюдается, например, при использовании электростатического генератора, где с помощью трения или индукции заряды перемещаются и создается электрическое поле.

Что такое электризация

Электризация имеет множество практических применений, от использования электростатики в электрофотографии и электрофильтрации до применения электризации в электрических генераторах для производства электроэнергии. Понимание электризации и ее эффектов играет важную роль в различных областях науки и техники, связанных с электричеством и электроникой.

Дальше подробно рассмотрим обобщенное представление о том, что же такое электризация тел, а также коснемся закона сохранения электрического заряда.

Электризация тел, явление электризации

Независимо от того, принципу работает тот или иной источник электрической энергии, в каждом из них происходит процесс электризации физических тел , т. е. разделение электрических зарядов, имеющихся в источнике электрической энергии, и сосредоточение их на определенных местах, например на электродах или зажимах источника. В результате этого процесса на одном на зажимов источника электрической энергии (катоде) получается избыток отрицательных зарядов (электронов), а на другом зажиме (аноде) — недостаток электронов, т. е. первый из них заряжается отрицательным, а второй — положительным электричеством.

После открытия электрона, элементарной частицы, обладающей минимальным зарядом, после того, как было наконец объяснено строение атома, большинство физических явлений, связанных с электричеством, также стали объяснимы.

Вещественная материя, образующая тела, в целом оказывалась электрически нейтральной, ибо составляющие тела молекулы и атомы нейтральны в обычных условиях, и тела в итоге зарядом не обладают. Но если такое нейтральное тело потереть о другое тело, то часть электронов покинет свои атомы, и перейдет с одного тела на другое. Длина путей, пройденных этими электронами при таком перемещении, не более расстояния между соседними атомами.

Однако если после трения тела разъединить, раздвинуть, то оба тела окажутся заряженными. Тело, на которое перешли электроны, станет отрицательно заряженным, а то, которое эти электроны отдало — приобретет положительный заряд, станет положительно заряженным. Это и есть электризация.

Электризация тел

Допустим что в каком-нибудь физическом теле, например в стекле, удалось изъять из значительного числа атомов часть их электронов. Это значит, что стекло, потеряв часть своих электронов, окажется заряженным положительным электричеством, так как в нем положительные заряды получили перевес над отрицательными.

Изъятые из стекла электроны исчезнуть не могут и должны быть где-то размешены. Допустим, что после того как электроны били изъяты из стекла, они оказались размещенными на металлическом шарике. Тогда очевидно, что металлический шарик, получивший лишние электроны, зарядился отрицательным электричеством, так как в нем отрицательные заряды получили перевес над положительными.

Наэлектризовать физическое тело — значит создать в нем избыток или недостаток электронов, т.е. нарушить в нем равновесие двух противоположностей, а именно положительных и отрицательных зарядов.

Наэликтризовать два физических тела одновременно и совместно разноменными электрическими зарядами — значит изьять из одного тела электроны и передать их другому телу.

Если где-либо в природе образовался положительный электрический заряд, то оновременно с ним неизбежно должен возникнуть такой же по абсолютной величине отрицательный заряд, так как всякий избыток электронов в любом физическом теле возникает за счет недостатка их в каком-нибудь другом физическом теле.

Разноименные электрические заряды выступают в электрических явлениях как неизменно сопутствующие друг другу противоположности, единство и взаимодействие которых сотавляет внутреннее содержание электрических явлений в веществах.

Что такое электризация тел

Нейтральные тела электризуются тогда, когда они отдают или принимают электроны, в любом случае они приобретают электрический заряд, и перестают быть нейтральными. Здесь не возникают ниоткуда электрические заряды, заряды только разделяются, поскольку электроны уже были в телах, и просто поменяли свое местоположение, электроны переместились с одного электризуемого тела на другое электризуемое тело.

Знак электрического заряда, получающегося при трении тел зависит от природы этих тел, от состояния их поверхностей и от ряда других причин. Поэтому не исключена возможность, что одно и то же физическое тело может в одном случае зарядиться положительным, a в другом — отрицательным электричеством, например, металлы при трении их о стекло и шерсть электризуются отрицательно, а при трении о каучук — положительно.

Уместным будет вопрос: почему через диэлектрики электрический заряд не проходит, а через металлы проходит? Все дело в том, что в диэлектриках все электроны связаны с ядрами своих атомов, они просто не имеют возможности к свободному перемещению по объему всего тела.

А вот в металлах ситуация иная. Связи электронов в атомах металлов гораздо слабее, чем в диэлектриках, и некоторые электроны легко покидают свои атомы, и свободно перемещаются по объему всего тела, это так называемые свободные электроны, которые и обеспечивают перенос заряда в проводниках.

Разделение зарядов происходит, тем не менее, и при трении металлических тел, и при трении диэлектриков. Но в демонстрациях используют именно диэлектрики: эбонит, янтарь, стекло. К этому прибегают по той простой причине, что поскольку в диэлектриках заряды по объему не перемещаются, то они и остаются на тех же местах на поверхностях тел, где и возникли.

Статическое электричество

А если трением, скажем, о мех, наэлектризовать кусок металла, то заряд лишь успев переместиться к его поверхности, мгновенно стечет на тело экспериментатора, и демонстрации, такой как с диэлектриками, не получится. Но если кусок металла будет иметь изоляцию от рук экспериментатора, то он на металле останется.

Если заряд тел в процессе электризации лишь разделяется, то как ведет себя общий их заряд? Несложные эксперименты дают ответ на этот вопрос. Взяв электрометр с укрепленным на его стержне металлическим диском, кладут на диск кусок шерстяной ткани, размером с этот диск. Сверху на диск из ткани кладут еще один такой же проводящий диск, как на стержне электрометра, но оснащенный диэлектрической рукояткой.

Держась за рукоятку, экспериментатор несколько раз двигает верхний диск, трет его об упомянутый тканевый диск, лежащий на диске стержня электрометра, затем убирает его в сторону от электрометра. Стрелка электрометра отклоняется в момент, когда диск убирают, и остается в таком положении. Это свидетельствует о том, что на шерстяной ткани и на диске, закрепленном на стержне электрометра, появился электрический заряд.

После этого диск с рукояткой приводят в соприкосновение со вторым электрометром, но без закрепленного на нем диска, и наблюдают, что его стрелка отклоняется почти на такой же угол, что и стрелка первого электрометра.

Эксперимент показывает, что оба диска при электризации получили равные по модулю заряды. Но каковы знаки этих зарядов? Чтобы ответить на данный вопрос, электрометры соединяют проводником. Стрелки электрометров тут же вернутся к нулевому положению каждая, в котором и были до начала эксперимента. Заряд нейтрализовался, а значит заряды дисков были равны по модулю, но противоположны по знаку, и в сумме дали ноль, как до начала эксперимента.

Подобные эксперименты указывают на то, что при электризации сохраняется суммарный заряд тел, то есть если в сумме был ноль до электризации, то в сумме будет ноль и после электризации . Но почему так получается? Если натереть о сукно эбонитовую палку, она зарядится отрицательно, а сукно положительно, и это известный факт. На эбоните, при трении о шерсть образуется избыток электронов, а на сукне, соответственно, недостаток.

Заряды будут равны по модулю, ведь сколько электронов перешло с сукна на эбонит, столько отрицательного заряда получил эбонит, и столько же положительного заряда образовалось на сукне, так как ушедшие с сукна электроны — это положительный заряд сукна. И избыток электронов на эбоните в точности равен недостатку электронов на сукне. Заряды противоположны по знаку, но равны по модулю. Очевидно, полный заряд при электризации сохраняется, он в сумме равен нулю.

Мало того, даже если до электризации заряды обоих тел отличались от нуля, то в сумме полный заряд все равно сохраняется тем же, что и был до электризации. Обозначив заряды тел до их взаимодействия как q1 и q2, а заряды после взаимодействия как q1′ и q2′, то справедливым будет следующее равенство:

Это говорит о том, что при любых взаимодействиях тел полный заряд неизменно сохраняется. Это один из фундаментальных законов природы, закон сохранения электрического заряда. Бенджамин Франклин открыл его в 1750 году, и ввел понятия «положительный заряд» и «отрицательный заряд». Франклин и предложил обозначать разноименные заряды знаками «-» и «+».

В электронике правила Кирхгофа для токов прямо следуют из закона сохранения электрического заряда. Объединение проводников и радиоэлектронных компонентов представляется в виде незамкнутой системы. Суммарный приток зарядов в данную систему равен суммарному выходу зарядов из этой системы. В правилах Кирхгофа предполагается, что электронная система не может значительно изменять свой суммарный заряд.

Справедливости ради отметим, что наилучшей экспериментальной проверкой закона сохранения электрического заряда является поиск таких распадов элементарных частиц, которые были бы разрешены в случае нестрогого сохранения заряда. Такие распады никогда на практике не наблюдались.

Другие способы электризации физических тел:

1. Если цинковую пластину погрузить в раствор серной кислоты H2SO4, то она частично в нем растворится. Часть атомов цинковой пластины, оставив по два своих электрона на цинковой пластине перейдет в раствор серией кислоты в виде двухзарядных положительных ионов цинка. В результате цинковая пластина зарядится отрицательным электричеством (избыток электронов), а раствор серной кислоты — положительным (избыток положительных ионов цинка). Это имение электризации цинка в растворе серной кислоты использовано в гальваническом элементе как основной процесс возникновении электрической энергии.

2. Если на поверхности таких металлов, как цинк, цезий и некоторые другие, падают лучи света, то с этих поверхностей выделяются свободные электроны в окружающую среду. В результате металл заряжается положительным электричеством, а окружающее его пространство — отрицательным. Испускание электронов освещенными поверхностями некоторых металлов называется фотоэффектом, нашедшим себе применение в фотоэлементах.

3. Если металлическое тело нагреть до состояния белого каления, то с его поверхности будут вылетать свободные электроны в окружающее пространство. В результате этого металл, потерявший электроны зарядится положительным электричеством, а окружающая среда — отрицательным.

4. Если спаять концы двух разнородных проволок, например висмутовой и медной, и место их спая нагреть, то свободные электроны частично перейдут из медной проволоки на висмутовую. В результате медная проволока зарядится положительным электричеством, а висмутовая — отрицательным. Явление электризации двух физических тел при поглощении ими тепловой энергии используется в термоэлементах.

Явления, связанные с взаимодействием наэлектризованных тел, называются электрическими явлениями.

Взаимодействие, между наэлектризованными телами определяется так называемыми электрическими силами, которые отличаются от сил другой природы тем, что они обусловливают взаимное отталкивание и притяжение заряженных тел независимо от скорости их движения.

Этим взаимодействие между заряженными телами отличается, например, от гравитационного, которое характеризуется только притяжением тел, или от сил магнитного происхождения, зависящих от относительной скорости движения зарядов, обусловливающих магнитные явления.

Электротехника в основном изучает законы внешнего проявления свойств наэлектризованных тел — законы электромагнитных полей.

Надеемся, что эта краткая статья дала вам общее представление о том, что такое электризация тел, и теперь вы знаете, как экспериментально проверить закон сохранения электрического заряда при помощи простого эксперимента.

Телеграмм канал для тех, кто каждый день хочет узнавать новое и интересное: Школа для электрика

Электризация тел при соприкосновении. Два рода зарядов

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов

Актуализация знаний.
1.Что вы знаете о строении вещества?
Вещества состоят из частиц: молекулы
2.Из чего состоят молекулы?
Молекулы состоят из атомов.
3.Как устроен атом?
Атом состоит из небольшого положительно
заряженного ядра, в котором сосредоточена почти вся
масса атома, вокруг которого движутся электроны

4.

Греческий философ Фалес Милетский,
живший в 624-547 г. до н.э., открыл,
что янтарь потёртый о мех, приобретает
свойство притягивать мелкие предметы
– пушинки, соломинки и т. п.. Это
свойство в течении ряда столетий
приписывалось только янтарю, от
названия которого и произошло слово
«Электричество».

5.

Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев,
которые росли на Земле много сотен тысяч лет
назад)
По- гречески янтарь – электрон «электричество»
Про тело , которое после натирания притягивает к
себе другие тела, говорят, что оно наэлектризовано
или что ему сообщен электрический заряд

6.

Гильберт также исследовал электрические явления,
впервые применив этот термин.
Он заметил, что многие тела так же
как и янтарь после натирания могут
притягивать маленькие предметы,
и в честь этого вещества назвал
подобные явления электрическими

7.

Построил первую
электростатическую
машину,
основанную на
трении.
Обнаружил что
кроме
притяжения
существует и
отталкивание.

8.

В настоящее время электрофорная машина выглядит
такой, какая она стоит перед вами:

9.

Бенджамин Франклин (17 января 1706 — 17 апреля 1790) —
политический деятель, дипломат, учёный, изобретатель,
журналист, издатель.
ввёл общепринятое теперь обозначение электрически
заряженных состояний «+» и «−»;
Заряд полученный на стекле потёртом о шёлк, считать «+»;
Заряд полученный на эбоните потёртым о шерсть – «-»;
Одноимённые заряды отталкиваются,
разноимённые – притягиваются.

10.

Тела, имеющие электрические заряды одного
знака, взаимно отталкиваются, а тела имеющие
заряды противоположного знака, взаимно
притягиваются.

11.

• Как взаимодействуют заряженная палочка и
бумажная гильза в случае а и в случае б?
• Какой знак заряда имеет левый шар в
случае а и в случае б?

12.

Правильно ли изображены взаимодействия
заряженных тел?
Висящие рядом бумажные гильзы
наэлектризовали. После этого они
расположились так, как показано
на рисунке. Одинаковые или
разные заряды получили гильзы?

13.

Подведение итогов урока:
Что на уроке было важно?
Что было новым?
Что было интересно?
Домашнее задание: 25, 26, по желанию подготовить
презентации о грозовых явлениях и применении
электризации в медицине.

Электризация тел. 8-й класс

Назад Вперёд

  1. Закрепить знания по теме “Электризация”, продолжить развитие умений наблюдать физические явления, проверять теоретические положения с помощью эксперимента, пользоваться приборами; обеспечить возможность выполнения экспериментов с учетом уровня развития каждого учащегося; показать практическое применения явления.
  2. Воспитание мировоззренческих понятий: причинно– следственные связи в окружающем мире; познаваемость окружающего мира и человечества; воспитание любви к природе;
  3. Развитие навыков и умений классифицировать и обобщать, формулировать выводу по изученному материалу; развитие культуры речи; развитие навыков работы.

Оборудование: эбонитовая палочка, шерстяной лоскуток, гильза на нити, воздушные шары, металлический стержень, деревянная палочка, полиэтиленовые и бумажные пленки, компьютер, проектор, схемы , портреты ученных, электрофорная машина, электрометры.

Оформление: на доске дата, тема, эпиграф к уроку; вывешены портреты ученных, парты расставлены для работы в группах по 3 –4 чел.

1. Организационный проект.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на базе Володарской средней школы № 1 проходит Слет специалистов. На него приглашены ученые со всего мира, работающие в области электростатики. Они будут глубже рассматривать такие вопросы, как “Что такое электризация и как ее объяснить?” “Какие два рода зарядов существуют в природе, и как они взаимодействуют?” “Что такое проводники и диэлектрики?” и, конечно же практическое применение статического электричества.

Слет проходит под девизом: “Человек не может изменить законы природы, но он может познать из, а затем использовать себе во благо”.

И вы, ребята, можете попасть на этот слет, но сначала надо оформить заявку. А для этого надо ответить на мои вопросы.

2. Актуализация знаний. Блиц – опрос.

Учитель: Мы знаем, что электризация – это явление сообщения зарядов телам. В электризации участвуют два тела. Она происходит при соприкосновении двух тел. При электризации оба тела получают заряды, равные по величине, но противоположные по знаку.

1. При трении о шелк стекло заряжается (полож)

2. При трении эбонитовой палочки о мех она заряжается (отрицат)

2. На рисунке изображены три пары шариков, подвешенные на нитях.
Какая пара шариков (а,б,в)
а) не заряжена б)имеет одноименные заряды в) имеет разноименные заряды
а) б)

4. К шарику поднесена потертая о мех палочка.

Какой по знаку заряд имеет шарик?

5. К шарику поднесена потертая о шелк стеклянная палочка.

Какой по знаку заряд имеет шарик?

6. Опыт с электрофорной машиной и султанами.

а) Два султана притягиваются друг к другу. Почему?
б) Султан наэлектризовали с помощью эбонитовой палочки. Поднесли с краю к одному султану, потом к другому. Что наблюдаем? Почему?

7. Если тело заряжено отрицательно, то избыток или недостаток электронов на нем?

8. Если тело заряжено положительно , то …

9. Экспериментальная задача: “Как определить заряд ручки потертой о волосы, имея гильзу, эбонитовую палочку и кусочек меха?

Учитель: Мы знаем, что по способности проводить электрические заряды вещества условно делятся на проводники и диэлектрики. К проводникам относятся все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде, тело человека.

К непроводникам относятся фарфор, эбонитовое стекло, янтарь, шелк, пластмасса, воздух.

10. Экспериментальная задача “Есть два электрометра, один из них заряжен. Какой из палочек деревянной, стальной или пластмассовый нужно соединить электрометры, чтобы они оказались
а) заряженными
б) второй остался бы заряженным

11. На какое из заряженных тел действует с меньшей силой электрическое поле шара а.

Учитель: Мы знаем, что атом состоит из ядра и движущихся вокруг него электронов.

12. Из каких частиц состоит ядро атома?

Учитель: Эти частицы не могут покинуть ядро, очень большие силы удерживают их там. А вот электроны могут оторваться от ядра и стать свободными. Именно такие есть в металлах. Электрон – это…

13. А вот экспериментальная задача: “Электризуем шарик, потерев его о волосы. За шариком тянутся волосы. Прижимаем шарик наэлектризованной стороной к вертикальной стене или потолку”.

(Объяснение: При натирании шарика о голову электроны переходят с волос на резиновую оболочку шарика. Шарик заряжается отрицательно, волосы – положительно). Заряженный шарик создает вокруг себя электрическое поле, которое воздействует на окружающие тела наводит заряд противоположного знака. Разноименное заряженные тела притягиваются.

14. На доске изображен атом 3 6 Li . В какую частицу он превратится, если от него уйдет 1е ?Присоединится лишний электрон?

Учитель: Хорошо, ребята. Все ваши заявки приняты. И вы все стали участниками слета специалистов.

Физкультминутка (ерзанье на стуле, шарканье ногами, потирание рук, круговые вращения рук на плечах).

Вы поняли, ребята, что здесь сейчас тоже происходила электризация. Ведь она происходит при соприкосновении, например, снимаете одежду, гладите кошку, расчесываете волосы).

3. Работа в группах.

Итак, на наш слет приехали ученные разных специальностей: это физики – экспериментаторы, физики – теоретики, образующие группу “Мозговой штурм”, историки, физики – практики, образующие группу “Умники и умницы”

Вы все готовились к этому слету. Ученые – экспериментаторы подготовили опыты, группа “Мозговой штурм”, используя учебники, справочники попробуем объяснить их, историки заглядывали в Интернет и нашли интересный исторический материал, а “Умники и умницы” покажут практическое применение электризации.

1. А) Физики – экспериментаторы. Показывают опыт: на лампочке держится линейка, наэлектризуем две полоски, полиэтиленовую и бумажную и поднесем к линейке. Она начнет двигаться. Почему? Просим его объяснить.
Б) “Мозговой штурм” объясняет.

В) Историки: “У нас есть материал. Сообщение о Фалесе. Портрет.

Г) Практики: “Мы нашли применение этого явления”.

1-й ученик: Мне мой знакомый водитель машины рассказывал, что большой электрический заряд накапливается в сухую погоду на шинах автомобилей в результате их трения об асфальт. Возникает опасность проскакивания искры. Особенно опасны электрические заряды, которые возникают при переливании бензина. Бензин сильно электризуется и может возникнуть пожар и взрыв. Поэтому сзади машин прикрепляют металлические цепи для заземления, а в бензин добавляют магниевую соль, олеиновую кислоту, снижающие степень электризации.

Слайд (фото автомобиля с антистатиком).

2-й ученик: Я сегодня увидел на уроке, что за счет электризации работает электрофорная машина, которую мы использовали для демонстрации опытов.

3-й ученик: А я прочитал в журнале “Техника – молодежи”, что явление электризации используется в ксероксах.

Слайд (фото ксерокса).

2. Учитель: Молодцы, какой у вас еще опыт, Уважаемые экспериментаторы.

Опыт № 2: два воздушных шарика при трении о волосы отталкиваются друг от друга , а при трении друг об друга – притягиваются. Почему?

“Мозговой штурм” объясняет.

Историки. Сообщение о Роберте Симмере.

Ученик 1. Моя мама работает на хлебозаводе. У них введена новая технология приготовления теста. Крупинки муки заряжают положительно и при помощи воздушного потока подают в камеру, где они встречаются с отрицательно заряженными капельками воды, содержащей дрожжи. Крупинки муки и капельки воды притягиваются друг другу и образуют однородное тесто. Слайд (пекарня)

Ученик 2. Я нашел в Интернете интересное сообщение. В технике применяется метод покраски, сущность которого заключается в следующем: движущиеся на конвейере окрашиваемые детали (например, корпус машинки) заряжают положительно, а разбрызгиваемую краску – отрицательно; поэтому частички краски устремляются к положительно заряженной детали и прочно с ней сцепляются. Слой краски получается тонкий, равномерный и плотный.

Слайд. (Покраска авто)

Ученик 3. У меня тоже есть новости. Российские химики создали с учеными – медиками лечебное белье. Оно сделано из шелковых и химических волокон, которые очень прочны, не разбухают в воде и непроницаемы. При соприкосновении с телом благодаря трению возникают электрические заряды на теле одного знака, на белье– другого. Время от времени между ними происходят микроразряды, которые и оказывают лечебное воздействие. Слайд (лечебное белье).

3. Физики – эксперты получили…

Впрочем, отгадаете загадки, тогда и узнаете об открытии.

Сначала – блеск,
За блеском – треск,
За треском – плеск.

Летит птица орел,
несет в зубах огонь,
огневые стрелы пускает,
никто ее не поймает! (Молния.)

а) Показывают на электрофорной машине.

б) “Мозговой штурм объясняет: “Я нашел в энциклопедии объяснение этого явления. В атмосфере воздух находится в постоянном движении. Благодаря трению частицы воздуха электризуются и, скапливаются очень большие заряды. Они-то и являются причиной молнии”.

Учитель: Давайте посмотрим фильм о молнии. Видеофильм “Молния”.

Что скажут историки?

1-й ученик. “Мы нашли в литературе много материала об ученых, исследовавших молнию. Например, попытки ученых объяснить молнию как электрический заряд относится к началу 18 века и связывается, прежде всего, с именем М. В. Ломоносова.

2-й ученик. “Вместе с Ломоносовым изучением молнии занимался Георг Рихман. Во время одного из опытов, проводившихся в грозу, Рихман был убит молнией”.

3-й ученик. В 1752 году. Б. Франклин использовав воздушный змей, доказал, что молния – сильный электрический разряд(электрический огонь – как ученые его называли.).

“Умники и умницы”.

Ученик. “Я хочу объяснить значение русской народной пословицы “От грозы в воде не спрячешься” Вода проводник, и если ты зайдешь в воду, то получишь электрический разряд.

Ученик. А мне пришла записка с просьбой разобраться в смысле этого выражения “Гроза застала в поле, садись на землю”. Я отвечу и дам вам полезные советы. Известно, что молния бьет в высокие одиночные предметы, поэтому надо сделаться маленьким и сесть на землю, сгруппировавшись.

4. Итоги урока.

Пришло время завершить работу слета. Подведем итоги. Сегодня вы узнали много нового и интересного о статическом электричестве, выяснили его положительные и отрицательные стороны, познакомились с практическим применением явления электризации. Но главные открытия у вас впереди. Дерзайте. Читайте книги, энциклопедии, работайте в Интернете.

Д/з. Творческое: нарисовать примеры электризации, найти интересные сообщения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *