Вопрос: Около дома установили башенный кран, для строительства торгового центра. Его стрела выходит за пределы строительной площадки и кран может упасть на дом. Как определяются опасные зоны, и какие меры должны быть приняты строительной организацией для обеспечения безопасности жителей нашего дома при перемещении грузов башенным краном? (ответ Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, июль 2021 г.)
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Текст материала опубликован на официальном сайте (http://vdon.gosnadzor.ru/) Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Дата обращения к информационному ресурсу — 12 ноября 2021 г.
Может ли стрела крана (без груза) выходить за границы площадки?
Стройгенплан приложен к посту. Что это не обман зрения 100%. Прораб совершенно упоротый, кран крутится на 360 градусов. Какие у нас на эту тему есть нормативные требования?
Просмотров: 18018
Мы считаем, . таем, . таем!
Регистрация: 12.08.2008
Сообщений: 763
[quote=Perezz!!;1372838]Стройгенплан приложен к посту. Что это не обман зрения 100%. Прораб совершенно упоротый, кран крутится на 360 градусов. Какие у нас на эту тему есть нормативные требования?[/QU
Какая разница с грузом или без. А если крюковая обойма отвалится или тормоз на лебедке?
__________________
The cat that walks by itself.
Регистрация: 21.08.2003
Сообщений: 3,587
Я то тем местом на котором сижу понимаю что это неадекват. Но хочется цитат для вескости. Готовится коллективное письмо в Стройнадзор. На эту тему ссылка идёт из районной группы в ФБ.
Регистрация: 20.12.2007
Щелково МО
Сообщений: 7,470
Может стрела выходить за пределы площадки. Если это предусмотрено СГП и ППРк.
Forrest_Gump |
Посмотреть профиль |
Найти ещё сообщения от Forrest_Gump |
Регистрация: 21.08.2003
Сообщений: 3,587
ППР не светят. СГП вот в таком качестве, другого нет.
Регистрация: 20.12.2007
Щелково МО
Сообщений: 7,470
СГП вычерчен плохо. И ограничений на угол поворота крана я на нем не вижу.
Forrest_Gump |
Посмотреть профиль |
Найти ещё сообщения от Forrest_Gump |
Регистрация: 21.08.2003
Сообщений: 3,587
А читаемые 100° – это о чём?
—— добавлено через ~2 мин. ——
Там надо сказать спасибо что СГП вообще есть. Беспредел полный. Целиком проект никто не видел, наверно, не готов ещё окончательно.
Разработка ППР, ППРк
Регистрация: 13.02.2012
Санкт-Петербург
Сообщений: 566
Может, 5м до балконов должно быть. Эти 5м это граница опасной зоны от перемещения подвижных рабочих органов грузоподъемной машины. А то что может: Нормативными документами не предусматривается возникновение опасных зон от падения крана и его отдельных узлов, поэтому противовесная консоль и часть балочной стрелы, на которую не может заходить грузовая тележка при наличии соответствующего концевого выключателя (или упора), могут перемещаться за пределами строительной площадки и над местами, где могут находиться люди при соблюдении требований ПБ 10-382-00 .
А вот грузы не должны покидать пределы стройплощадки.
Стройплощадка выполнена с грубейшими нарушениями, там и без крана можно штрафовать и штрафовать. Разорите их на штрафах.
Последний раз редактировалось ВладимирК, 24.02.2015 в 02:36 .
По каким правилам должна обеспечиваться безопасность работы строительного башенного крана?
Тишину старого просторного двора или квартала частной застройки вдруг нарушает грохот строительной техники. Часть территории обносится строительным забором. За несколько десятков метров от дома через некоторое время вырастает башенный кран. Стрела крана висит над проезжей частью. Такая ситуация уже стала привычной для жителей крупных городов в целом и Минска в частности — застройка сейчас довольно часто ведется методом уплотнения территории.
— К нам поступает большое количество обращений граждан, которые просят объяснить некоторые моменты эксплуатации башенных кранов на объектах строительства. И это вполне понятно: стрела крана находится над местами перемещения людей, вызывая у них чувства тревоги. Они документально фиксируют возможные нарушения и требуют разобраться. Даже приходится встречать в некоторых письмах ремарки, что с кранов регулярно падают грузы и это приводит к человеческим жертвам, — говорит начальник управления надзора безопасности подъемных сооружений и аттракционов Госпромнадзора Петр Климко.
Как должен работать кран?
— Работу крана на любой стройке регламентируют три документа. Это «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», а также проект организации строительства и проект производства работ. Кроме того, существует общий технический кодекс устойчивой практики «Безопасность труда в строительстве». Именно в нем и рассмотрены вопросы установления зоны безопасности от сетей и воздушных линий электропередач, мест движения городского транспорта и пешеходов при перемещении грузов с помощью крана. Здесь же отмечу, что какой-то единой универсальной цифры на все случаи не существует — она меняется в зависимости от высоты крана, — поясняет Петр Климко.
Перед тем, как кран начнет работать, он в обязательном порядке проходит полный технический осмотр, проводимый с тремя целями. Нужно убедиться в том, что сам кран и его монтаж соответствует вышеупомянутым правилам. Кран должен находиться в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу. Причем, это состояние необходимо поддерживать владельцу. В частности, в правилах есть пункт об обязательном периодическом осмотре машинистом крана всех узлов и механизмов. Организация надзора и обслуживания грузоподъемного крана также должна соответствовать нормативам. Инспектор Госпромнадзора выдаст разрешение на работу крана только тогда, когда она будет соответствовать всем требованиям безопасности для людей.
Травмы из-за падения груза отмечались только на стройках
Некоторые руководители строительных организаций или владельцы кранов рассуждают по схеме: если разрешение на работу крана выдано — задача по соблюдению правил техники безопасности на этом выполнена. Непосредственно на стройках на нормативные документы начинают обращать внимание все меньше, и в конце концов такая политика заканчивается тяжелыми последствиями.
— В прошлом году произошло столкновение двух мостовых кранов при одновременной работе на одном пути, — вспоминает Петр Климко. — В результате тяжело был травмирован стропальщик. Он выполнял установку и расстроповку железобетонных блоков в полуприцеп автомобиля. Загрузка блоков происходила при помощи одного из кранов. Стропальщик находился рядом с бортом, когда произошло столкновение кранов, и блоки, которые находились на высоте 20-30 сантиметров, качнулись и ударили его по ногам. С переломами рабочий доставлен в больницу.
На другом объекте при перемещении мостовым краном траверсы для подъема и перемещения металлических форм, используемых в производстве железобетонных опор, был тяжело ранен формовщик изделий и конструкций. Стропальщик, выполнявший зацепку крюка за палец траверсы, не убедился в том, надежно ли она закреплена и не проверил закрытие предохранительного замка. В результате траверса упала.
Но необходимо подчеркнуть: такие события происходят исключительно на объектах. Случаев травмирования людей за пределами строительных площадок из-за падения грузов в стране зарегистрировано не было.
Кран как флюгер
При сильных порывах ветра можно заметить, как стрела крана ворочается во все стороны, словно флюгер. Это также вызывает у людей логичный вопрос: а что будет, если она рухнет?
— При работе крана обязательно учитывается ветровая нагрузка, — утверждает Петр Климко. — И она иногда достигает такой силы, что может сломать или перевернуть кран. Но это произойдет только тогда, если стрела двигаться не будет. Именно поэтому, когда кран остановлен, тормоз поворота стрелы снимается, и она работает по ветру. И действительно, она имеет шансы частично выйти за пределы строительной площадки. Но это вовсе не нарушение, а, наоборот, обеспечение техники безопасности.
Однако это касается исключительно пустой стрелы. Груз же может проноситься только до разрешенной зоны. Если кран располагается вблизи жилых и административных зданий на допустимом расстоянии, то в проектах обязательно записано, что проносить грузы в их сторону запрещено. И если груз необходимо куда-то положить в опасной зоне, его нужно опустить на небольшую высоту и подвести снизу, чтобы он не упал и не причинил вреда.
Безусловно, всех разногласий между застройщиками и жителями можно было бы избежать, просто запретив пребывание стрелы без груза над проезжей частью. Но будем реалистами: тогда вряд ли можно будет построить в городских условиях хоть одно здание. А о строительстве многоэтажек на месте старых домиков частного сектора можно будет забыть навсегда. Разве это лучше?
Валерьян Шкленник, 4 июня 2014 года. Источник: газета «Звязда»,
Ростехнадзор разъясняет: Определение границ опасной зоны работы башенного крана
Около дома, где я проживаю, установили башенный кран, для строительства торгового центра. Прошу Вас разъяснить, как определяются опасные зоны и какие меры должны быть приняты строительной организацией для обеспечения безопасности жителей нашего дома при перемещении грузов башенным краном?
Ответ: Согласно пункту 6.1.5 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве», при строительстве объектов с применением грузоподъемных кранов, когда в опасные зоны, расположенные вблизи строящихся зданий, а также мест перемещения грузов кранами, границы которых определяются по приложению Г настоящих норм и правил, попадают транспортные или пешеходные пути, санитарно-бытовые или производственные здания и сооружения, другие места постоянного или временного нахождения людей на территории строительной площадки или вблизи нее, работы следует выполнять в соответствии с проектом организации строительства (ПОС) и проектом производства работ (ППР), содержащими решение следующих вопросов, рекомендованных в приложении Ж, для обеспечения безопасности людей:
- применение средств для искусственного ограничения зоны работы башенных кранов;
- применение защитных сооружений — укрытий и защитных экранов.
В соответствии с пунктом К.5 приложения Ж СНиП 12-03-2001 в случае, если в процессе строительства (реконструкции) зданий и сооружений в опасные зоны вблизи мест перемещения грузов кранами и от строящихся зданий могут попасть эксплуатируемые гражданские или производственные здания и сооружения, транспортные или пешеходные дороги и другие места возможного нахождения людей, необходимо предусматривать решения, предупреждающие условия возникновения там опасных зон, в том числе:
а) вблизи мест перемещения груза краном:
рекомендуется оснащать башенные краны дополнительными средствами ограничения зоны их работы, посредством которых зона работы крана должна быть принудительно ограничена таким образом, чтобы не допускать возникновения опасных зон в местах нахождения людей;
скорость поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7 м;
перемещение грузов на участках, расположенных на расстоянии менее 7 м от границы опасных зон, следует осуществлять с применением предохранительных или страховочных устройств, предотвращающих падение груза;
б) на участках вблизи строящегося (реконструируемого) здания:
по периметру здания необходимо установить защитный экран, имеющий равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого грузоподъемным краном;
зона работы крана должна быть ограничена таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитного экрана.
В соответствии с приложением Г СНиП 12-03-2001 границы опасной зоны определяются от перемещаемого груза и не предусматривается возникновение опасных зон от падения крана и его отдельных узлов, поэтому консольная часть крана и часть балочной стрелы, на которую не может заходить грузовая тележка, при соблюдении требований действующих » Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533, зарегистрированы в Минюсте России 31 декабря 2013 г. № 30992 (далее – ФНП по ПС), могут перемещаться за пределами строительной площадки.
В соответствии с » пунктом 101 ФНП по ПС, выполнение строительно-монтажных работ, погрузочно-разгрузочных работ над действующими коммуникациями, проезжей частью улиц или в стесненных условиях на опасных производственных объектах с применением ПС (в т.ч. грузоподъемных кранов) должно осуществляться в соответствии с ППР, разработанным эксплуатирующей или специализированной организацией, в соответствии с требованиями » пунктов 159 — 167 настоящих ФНП.
Ответственность за качество и соответствие требованиям промышленной безопасности ППР несет его разработчик.
Эксплуатация ПС с отступлениями от требований ППР не допускается. Внесение изменений в ППР осуществляется разработчиком ППР.