Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации что это
Перейти к содержимому

Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации что это

  • автор:

Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации что это

ГрК РФ Статья 40. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

1. Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

1.1. Правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 283-ФЗ)

2. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения. Заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства может быть направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 472-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подготавливается в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении такого разрешения и подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2017 N 455-ФЗ, от 02.08.2019 N 283-ФЗ, от 29.12.2020 N 468-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия в течение пятнадцати рабочих дней со дня окончания таких обсуждений или слушаний осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2017 N 455-ФЗ, от 29.12.2020 N 468-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

6.1. Со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.

8. Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не допускается, если такое отклонение не соответствует ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

(часть 8 введена Федеральным законом от 01.07.2017 N 135-ФЗ)

Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации

Подборка наиболее важных документов по запросу Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Недвижимость:
  • 210.00.13.11.111
  • 3-НДФЛ при продаже недвижимости
  • Агентский договор на продажу недвижимости
  • Акт обследования здания
  • Амортизация зданий
  • Показать все
  • Недвижимость:
  • 210.00.13.11.111
  • 3-НДФЛ при продаже недвижимости
  • Агентский договор на продажу недвижимости
  • Акт обследования здания
  • Амортизация зданий
  • Показать все
  • Проектно-изыскательские работы:
  • Архитектурно-градостроительное решение
  • Бухгалтерский учет проектной документации
  • Бюджетный учет проектно-сметной документации
  • Виды инженерных изысканий
  • Внесение изменений в проектную документацию
  • Показать все

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 48 «Архитектурно-строительное проектирование» Градостроительного кодекса РФ «В свою очередь, что следует из содержания положений части 2 статьи 48 ГрК РФ, пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 87 от 16.02.2008 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» рабочая документация разрабатывается во исполнение архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации. Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений. Рабочая документация, не соответствующая проектной документации, не может быть основанием для выполнения работ в силу статуса данного документа, поскольку последняя только уточняет и конкретизирует проектную документацию.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

«Предпринимательское право: учебник: в 2 т.»
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
(«Проспект», 2023) Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в соответствии с настоящим Кодексом, в том числе в порядке, предусмотренном ч. 3.8 и 3.9 ст. 49 ГрК РФ.

Статья: Отмена и изменение разрешения на строительство
(Некрестьянов Д.С.)
(«Закон», 2019, N 2) Одновременно в ч. 3.5 — 3.7 ст. 49 ГрК РФ устанавливались требования к обязательному повторному прохождению экспертизы при внесении в проектную документацию изменений, влияющих на конструктивные и иные характеристики безопасности объекта. В свою очередь, ч. 7 ст. 52 ГрК РФ допускал отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, если необходимость отклонения выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта.

Нормативные акты

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)
(ред. от 26.04.2017) Изменения в выданное разрешение на строительство не могут быть внесены в отсутствие выявленной в процессе строительства объективной необходимости отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации и соблюдения порядка изменения проектной документации.

Президиум ВС: причины корректировки разрешений на строительство должны быть «объективными»

Президиум ВС: причины корректировки разрешений на строительство должны быть "объективными"

Президиум Верховного суда объяснил, почему не поддержал подход Коллегии по экономическим спорам и отказал в требованиях застройщика из Казани переоформить разрешения на строительство многоквартирных жилых домов. Перечень оснований для такой корректировки не является исчерпывающим, согласились судьи надзора с экономколлегией, однако причины должны быть «объективными». Что конкретно это подразумевает, президиум не пояснил, однако изменение проектной документации такой причиной не является.

Желание застройщика из Казани – ООО «Свей» – внести изменения в разрешения на строительство было вызвано корректировкой проектной документации, а именно увеличением этажности домов уже после начала их строительства (двух – с девяти до 18 этажей и еще одного – с 16 до 18 этажей) и перерасчетом их загрузок. Как пояснял на заседаниях представитель «Свей», строительство 18-этажных домов предполагалось изначально, однако разрешение было получено только на девять этажей из-за того, что в зоне застройки действовал запрет возводить здания выше 10 этажей. Теперь же градостроительный регламент допускает там строительство до 20 этажей, и «Свей» попросил местные власти изменить уже выданные разрешения на строительство.

Застройщику отказали, и он пошел добиваться своего в суд (№ А65-4542/2014). Первая инстанция в требованиях ему отказала, решив, что теперь уже необходимо получать новые разрешения, а не корректировать старые. По мнению суда, внесение изменений в разрешение на строительство возможно только в строго определенных случаях, которые перечислены в ст. 51 Градостроительного кодекса (ГрК РФ) (при переходе прав на земельный участок, разделе или объединении земельных участков, а также при смене обладателя лицензии на пользование недрами под участком). Этот перечень является исчерпывающим и изменение проектной документации в этот список не входит, рассудил суд. Апелляционная инстанция считала иначе: ГрК РФ запрета на внесение изменений в разрешение на строительство в связи с изменением проектной документации не содержит, а значит, иск «Свей» надо удовлетворить. Но его не поддержала кассация округа, которая оставила в силе решение суда первой инстанции.

«Свей» обратился с кассационной жалобой в Верховный суд РФ, и экономическая коллегия ВС (Владимир Попов, Елена Борисова и Алексей Маненков) вновь поддержала его позицию. Ей показался обоснованным и правомерным вывод апелляции о том, что отсутствие в ГрК РФ норм, регламентирующих порядок внесения изменений в случае изменения проектной документации на строящийся объект, не может являться основанием для отказа в реализации права на приведение строительной документации в соответствии с внесенными в установленном порядке изменениями в проект (в том числе из-за изменившихся параметров застройки территории). Как указала «тройка», перечисленные в ст. 51 случаи внесения изменений в разрешения на строительство исчерпывающими не являются.

Вопросом захотел заняться и Президиум ВС РФ. И дело «Свея» стало первым арбитражным спором, дошедшим до надзорной инстанции. В результате акты апелляции и экономколлегии были отменены, а решения суда первой инстанции и кассации округа – оставлены в силе (см. «Президиум ВС поправил экономколлегию в деле о завышенной вдвое этажности домов»). Таким образом, в требованиях «Свей» Президиум ВС полностью отказал, а свои мотивы объяснил в опубликованном на прошлой неделе постановлении.

Перечень не исчерпывающий, но нужны «объективные причины»

С тем, что предусмотренные ст. 51 ГрК РФ основания внесения изменений в разрешение на строительство не являются исчерпывающими, Президиум ВС согласился. Однако, как считают судьи надзора, «причины, повлекшие изменение проектной документации, должны быть объективными», и намерение «Свея» увеличить этажность и количество секций жилых домов вряд ли является таковым. Такая логика, по их мнению, следует из ч. 7 ст. 52 ГрК РФ, согласно которой «отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений».

«В материалах дела не имеется доказательств того, что в процессе строительства выявлена объективная необходимость отклонения параметров объектов капитального строительства от проектной документации», – решили судьи надзора, сделав вывод, что в таком случае отказ местных властей застройщику в корректировке разрешений соответствует закону.

Владислав Ганжала, партнер адвокатского бюро «Линия права», с такой трактовкой ч. 7 ст. 52 ГрК РФ не согласен. «В этой норме установлено, что если параметры объекта капитального строительства меняются в процессе строительства, то это требует обязательного внесения соответствующих изменений в проектную документацию, – говорит он. – Однако Президиум ВС почему-то истолковал слово «необходимость» только как «причины, повлекшие изменение проектной документации, должны быть объективными» – то есть не зависящими от застройщика». По словам юриста, теперь застройщику, который при соблюдении всех градостроительных и строительных норм и правил решил улучшить объект («например, сделать его более красивым»), будет невозможно это осуществить – «поскольку он будет жестко связан «объективными причинами».

«К сожалению, Президиум ВС не раскрывает содержание понятия «объективная причина», – отмечает также Рустам Курмаев, партнер практики разрешения споров Goltsblat BLP. – Однако он четко указывает на то, что одно лишь намерение застройщика изменить проектную документацию таковой не является». Таким образом, наличие подобной «объективной причины» должно будет устанавливаться судом в каждом конкретном случае отдельно, считает Курмаев.

А по мнению Алексея Коневского, партнера «Пепеляев групп», Президиум ВС, наоборот, внес ясность в вопрос о возможности изменений разрешений на строительство объекта в процессе его строительства. «Произвольное изменение технико-экономических показателей и параметров, направленное, например, на увеличение этажности или количества секций объекта, теперь недопустимо», – поясняет он. Это разъяснение Президиума ВС, на его взгляд, направлено на пресечение недобросовестной практики строительства объектов с значительно превышающими параметрами и станет препятствием для застройщиков в получении неосновательной выгоды за счет отклонения от проектной документации.

Надежность и безопасность

На заседании Президиума ВС представители «Свея» также ссылались на положительные заключения Центра судебных и негосударственных экспертиз «Индекс», согласно которым корректировка проектной документации на строительство жилых домов соответствует всем нормам, правилам и регламентам. Однако, как отметили судьи Президиума ВС, эксперты не проводили проверку соответствия уже возведенной части измененному проекту. «Между тем изменения проектной документации влияют на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности как объектов капитального строительства в целом, так и уже возведенной части», – говорится в постановлении. Удовлетворение же требований «Свея» при отсутствии доказательств соответствия уже построенной части объектов условиям измененной проектной документации и требованиям градостроительных и строительных норм и правил, предъявляемым к надежности и безопасности зданий, нельзя признать правомерным, подытожили судьи Президиума ВС.

По словам Курмаева, теперь судам, помимо установления «объективной причины» внесения изменений в проектную документацию, также необходимо будет устанавливать и отсутствие угрозы общественной безопасности (например, проверить характеристики надежности и безопасности как объектов капитального строительства в целом, так и уже возведенной части). В целом, по его мнению, постановление надзора окажет позитивное влияние на правоприменительную практику и будет способствовать единообразию при разрешении подобных споров.

  • Президиум ВС
  • Строительство, Суды и судьи
  • Верховный суд РФ, Коллегия ВС по экономспорам
  • Градостроительный кодекс

Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства – что это и когда требуется?

Стаж работы в области строительства — 6 лет. Стаж работы в области строительно-технической экспертизы — 6 лет.

Просмотров
Опубликовано

Эксперт компании «НЭП» рассказывает о предельных параметрах разрешенного строительства

Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства – это необходимая мера, позволяющая беспрепятственно провести строительные работы в ситуациях, когда это невозможно при условии соблюдения всех заданных параметров. Чтобы отклониться от того или иного параметра, необходимо получить соответствующее разрешение.

Когда требуется разрешение на отклонение от предельных параметров земельного участка?

Строительные мероприятия могут проводиться только при условии получения всех необходимых разрешительных документов. Разрешенное строительство предполагает соблюдение требований градостроительных и технических регламентов, правил землепользования, а также иных нормативно-технических предписаний.

Однако нередко возникают ситуации, когда собственники или правообладатели земельного участка сталкиваются с неудовлетворительными требованиями, которое осложняют строительство или делают его невозможным. В подобных случаях заинтересованная сторона имеет право обратиться с запросом о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, чтобы беспрепятственно завершить строительный процесс.

Основанием для запроса может послужить одно из следующих обстоятельств:

  1. Если возникает несоответствие установленных регламентом минимальных размеров и фактических размеров земельного участка.
  2. Если конфигурация, инженерные или иные параметры участка оказываются неблагоприятными для беспрепятственного завершения строительных мероприятий.

Собственник участка или правообладатель может обратиться в муниципальные органы с запросом о разрешении отклонения от тех или иных параметров:

  • допустимой величины выступов за красную линию;
  • минимальных отступов объекта от границ участка;
  • допустимой высоты и этажности здания;
  • максимального процента застройки участка;
  • предельного класса опасности (изменения могут быть как в сторону понижения, так и в сторону увеличения).

Важно учесть, что для получения разрешения нужно иметь веские доводы, предоставить документально подтвержденные обоснования необходимости подобных мер, а также заключение о соответствии испрашиваемого разрешения нормам безопасности и требованиям технического регламента. Отклонение не может быть разрешено, если будут нарушены условия безопасности, права владельцев близлежащих территорий, будут поставлены под угрозу культурные или исторические памятники и пр.

Порядок прохождения процедуры

Самым первым этапам в процедуре выдачи разрешение является оформление и подача соответствующего заявления в муниципалитет. Для этого заинтересованной стороне необходимо собрать все нужные документы, подтверждающие обоснование отклонения от того или иного параметра. Далее комитет по градостроительству и архитектуре займется обработкой заявление и сбором нужных сведений для принятия окончательного решения.

Процедура выдачи разрешения занимает от 3 до 6 месяцев и включает несколько этапов. Для начала проводится сбор нужных сведений, включая данные о правообладателе примыкающего земельного участка, данные о правообладателе объекта капитального строения, имеющего границы с участком, для которого запрашивается разрешение, а также данные о правообладателях помещений, являющихся частью здания, для которого запрашивается разрешение.

Далее отправляются запросы во все инстанции, которые имеют отношение к решению данного вопроса, например, Комитет по охране памятников культуры, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению и пр.

Решение принимается на основе заключения комиссии по землепользованию и застройке. Члены комиссии проводят предварительный анализ данных, на основе которого определяют целесообразность дальнейшего рассмотрения заявления.

Проводится ряд слушаний, на протяжении которых детально рассматриваются все сведения, включая ответы на отправленные в соответствующие государственные органы запросы. На основе результатов слушаний комиссия принимает окончательное решение, после чего отправляет свое заключение главе администрации муниципалитета.

Далее в течение 7 дней глава администрации составляет и выдает официальное распоряжение, содержащее положительный или отрицательный ответ на заявление собственника или правообладателя земельного участка.

Преимущества сотрудничества с компанией «НЭП»

Компания «НЭП» (независимое экспертное партнерство) предлагает услуги по обследованию объектов капитального строительства, а также контролю за строительным процессом, включая получение всех необходимых разрешений. Штат компании состоит только из квалифицированных сотрудников, имеющих соответствующее образование, а также длительный опыт работы с самыми разными проектами. Стоимость предлагаемых услуг определяется индивидуально, в зависимости от особенностей и местонахождения объекта, объема работ и прочих нюансов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *