Минстроя России от 05.03.2022 N 8900-ОЛ/04
Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в рамках компетенции сообщает следующее.
Согласно статье 41 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон N 416-ФЗ) производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 41 Закон N 416-ФЗ производственная программа должна содержать перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке. Следовательно, такие мероприятия закладываются в том числе и в целях обеспечения населения коммунальными услугами надлежащего качества в необходимом объеме.
Пунктом 5 статьи 41 Закона N 416-ФЗ определено, что производственная программа разрабатывается организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на срок действия регулируемых тарифов.
Также пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. Закона 416-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно понятийному аппарату этого закона к таким организациям относятся организации водопроводно-канализационного хозяйства, в эксплуатации которых находятся централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (пунктом 15 статьи 2 Закона N 416-ФЗ); юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы (пункт 16 статьи 2 Закона 416-ФЗ).
Учитывая вышеизложенное, в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, обязанность по разработке программы производственного контроля качества воды Законом N 416-ФЗ не предусмотрена.
Дополнительно сообщаем, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Директор Департамента развития
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 1 апреля 2016 г. N 9506-АЧ/04
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в связи с поступающими в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации обращениями по вопросу отнесения обогревающих элементов (радиаторов) системы отопления, находящихся внутри помещений многоквартирных домов, к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов, сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее — Правила содержания общего имущества), в состав общего имущества включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Согласно пункта 6 Правил содержания общего имущества в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Отмечаем, что вопрос отнесения обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) неоднократно рассматривался судами Российской Федерации. Так, согласно позиции, представленной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. N ГКПИ09-725, оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.
На основании изложенного, исходя из системного толкования пункта 6 Правил содержания общего имущества во взаимосвязи с подпунктом «д» пункта 2 Правил содержания общего имущества, а также исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в вышеуказанном решении, по мнению Минстроя России в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одного жилого помещения, в том числе не имеющие отключающих устройств (запорной арматуры), расположенных на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, находящихся внутри квартир.
При этом полагаем, что обогревающие элементы (радиаторы) внутридомовой системы отопления, обслуживающие только одну квартиру, в том числе имеющие отключающие устройства (запорную арматуру), использование которых не повлечет за собой нарушение прав и законных интересов иных собственников помещений многоквартирного дома, в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома не включаются.
Дополнительно отмечаем, что согласно подпункта «а» пункта 1 Правил содержания общего имущества состав общего имущества в целях выполнения обязанности по его содержанию может быть определен собственниками помещений многоквартирного дома.
Определенный состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, является, согласно части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, существенным условием договора управления многоквартирным домом, в связи с чем, собственники помещений многоквартирного дома и управляющая организация в договоре управления многоквартирным домом, путем составления соответствующего приложения к договору, могут разграничить зону эксплуатационной ответственности по системе отопления, возложив ответственность за обогревающие элементы (радиаторы), находящиеся в жилом (нежилом) помещении и обслуживающие одно помещение на собственника данного помещения, а ответственность за стояки, отключающие устройства на ответвлениях от стояков, находящиеся в помещении собственника, но обслуживающие несколько помещений, — на управляющую организацию.
Дополнительно Минстрой России сообщает, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Обзор документа
Приведены разъяснения Минстроя России по вопросу отнесения отдельных элементов отопления к общему имуществу в многоквартирном доме. В соответствии с постановлением Правительства РФ N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления. Последняя состоит из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета, а также другого оборудования.
Согласно позиции Верховного Суда РФ указанное оборудование может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного помещения. Радиаторы, обслуживающие только одну квартиру, в том числе, имеющие отключающие устройства (запорную арматуру), использование которых не повлечет за собой нарушение прав и законных интересов иных собственников помещений, в состав общего имущества не включаются.
Отмечено, что состав общего имущества может быть определен собственниками помещений в таком доме. Ответственность за обогревающие элементы, обслуживающие одно помещение, может быть возложена на его собственника, а ответственность за стояки, отключающие устройства на них, находящиеся в помещении собственника, но обслуживающие несколько помещений, — на управляющую организацию.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2024. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Разъяснение Минстроя о применении рекомендуемых образцов форм сметных расчетов
Разъяснение Минстроя о применении рекомендуемых образцов форм сметных расчетов
Разъяснение Минстроя о применении рекомендуемых образцов форм сметных расчетов
Кратко: Выходные формы по новому МДС 421 носят рекомендательный характер. Переход к формату предоставления сметных расчетов на государственную экспертизу может осуществляться по мере готовности как заказчика, так и экспертизы к подаче и принятию документов в электронном формате, который предусмотрен новой методикой.
«Поскольку приказ не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения их в действие, его положения на проектную документацию, разработанную по договорам, заключённым до вступления в силу приказа, и представленную застройщику до вступления в силу приказа, не распространяются.
Применение рекомендованных образцов форм, являющихся приложением к методике, возможно по мере готовности застройщика использовать рекомендованные образцы форм, а также готовности органов экспертизы принимать документы по этим формам».
Читаем так: пока разработчики не разработают в сметных программах новые «рекомендованные формы» из образцов в Методике — ждём (кто бы ещё им объяснил на реальных примерах что к чему).
Речь идёт об образцах:
- сводки затрат
- объектном сметном расчете (смете)
- локальном сметном расчете (смете)
- образце сводного сметного расчета стоимости строительства (ССРСС)
- Формах локального сметного расчета (сметы) для базисно-индексного метода и ресурсно-индексного метода расчетов
- Форме локального сметного расчета (сметы), разработанной ресурсным методом
- Образце формы сводки затрат
- Образце сводной сметы на проектные работы и инженерные изыскания
- Сопоставительной ведомости объемов работ
- Сопоставительной ведомости изменения сметной стоимости
О чем думали, когда выпускали и утверждали методику? С кем согласовывали/обсуждали? Вопросов и сложностей не предполагалось?
Собирали ли всех разработчиков сметных программ на площадке Главгосэкспертизы (или хотя бы удаленно) перед выпуском нового, столь значимого для сообщества документа? Получали ли от них предложения, замечания? Они как-то учитывались? Как так получилось, что ни один из разработчиков оказался не готов к выпуску новой версии сметного программного продукта согласно нового документа? И сейчас в авральном режиме вносят изменения в сметные программы, попутно «засыпав» запросами сотрудников Главгосэкспертизы, которые и так перегружены? Можно же было всего этого избежать?
Ирина Тютьмина, Директор департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России в выступлении на круглом столе 21 октября 2020 года: «Нужно, чтобы не только подрядчики, но и государственные заказчики могли грамотно пользоваться этой методикой (видимо все сами должны разобраться что к чему, научиться… с помощью разработчиков сметных программ и авторского материала по новой Методике от Павла Горячкина).
16 октября 2020 г Минстрой России направил в субъекты РФ разъяснение о вступлении в силу этой Методики (с 5 октября, а не 1 октября, как сказано в видео с еле слышным звуком!), обновлении формы сметных расчетов, где предполагается также XML-формат… Регионы это сейчас очень волнует.
Переход к новому формату (не к самим положениям Методики, которые касаются включения в себестоимость тех или иных затрат!), а именно к формату предоставления сметных расчетов на государственную экспертизу может осуществляться по мере готовности как заказчика, так и экспертизы к подаче и принятию документов в электронном формате, который предусмотрен данной методикой. Это очень важно, что такое разъяснение мы направили».
Даже и не знаем как прокомментировать всё происходящее со столь долгожданной новой Методикой. Оконфузились. Никто не готов: ни рассказывать, ни объяснять, ни отвечать на вопросы, ни даже запустить работу по ней.
Хотели дать расшифровку выступления Минстроя о новой «Методике определения стоимости строительства» с круглого стола. Но, ничего путного, кроме вышеприведённой цитаты, одного-единственного слайда и, собственно, разъяснения там нет.
Необходимы примеры реально заполненных смет по «настоящим расценкам»: по реализации в сметных программах печатных форм сметной документации (приложение 2, приложение 3, приложение 4) . Для единообразия выходных печатных форм во всех сметных программах просим предоставить данные приложения с примером расчета сметных норм, учтенных и неучтенных ресурсов, а так же пример расчета ресурсов отсутствующих в СНБ. Наличие примера снизит разногласия при проверке экспертизы сметной документации.
«Боль» (помимо новой Методики) — экономия подрядчика и конъюнктурный анализ. Самые упоминаемые практически каждым выступающим на круглом столе. И с этим нужно что-то делать…
Мнение сметного сообщества. И это тоже нужно решать:
«К нашему ужасу нам придется выполнить уже с сегодняшнего дня большой объект по новой МДС. Если честно мы от нее в шоке! Приложение 2 смета локальная на 12 граф, что за коэффициенты нам предлагают применять для объемов и стоимости, если на данный момент расценки базы ФЕР не редактируются и таких форм в сметных программах РИК и ГРАНД нет. Нет ни одной формы кроме сводного и ОСР приложения № 5.6, получается все перековеркали, а сводник оставили прежний. Непонятно как будет работать обменный блок АРПС и сметы, скинутые через XML для других программ. Как я составлю сметы по новой методике, если в программном комплексе не изменены алгоритмы и не введены новые формы? Посчитать сметы вручную? Абсурд. Тем более, что там одна из смет на полторы тысячи позиций, я ее до Нового года вручную буду пересчитывать. А сроки экспертизы никто не отменял!»
Обратная связь
Документы для получения государственной услуги по согласованию специальных технических условий представляются посредством Единого портала государственных услуг.
Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.
1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.
Обращения, не входящие в компетенцию Минстроя России, в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направляются по принадлежности в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов
2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.
3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел делопроизводства и документационного контроля. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.
4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение