Запуск трехфазного двигателя от однофазной сети без конденсатора
Статья посвящена возможности запуска трехфазного асинхронного двигателя мощностью 250 Вт от сети 220 В не при помощи пускового конденсатора, а с использованием самодельного пускового электронного устройства. Схема его очень проста: на двух тиристорах, с тиристорными ключами и транзисторным управлением.
Схема устройства
Данное управление двигателем мало кому известно и практически не используется. Преимущество предлагаемого пускового устройства в том, что значительно уменьшается потеря мощности двигателя. При пуске трехфазного двигателя 220 В помощью конденсатора потеря мощности составляет минимум 30%, а может достигать 50%. Использование этого пускового устройства снижает потерю мощности до 3%, максимум составит 5%.
Однофазная сеть подключается:
Пусковое устройство подключается к двигателю вместо конденсатора.
Подключенный к устройству резистор позволяет регулировать обороты двигателя. Устройство также можно включить на реверс.
Для эксперимента взят старый двигатель еще советского производства.
С данным пусковым устройством двигатель запускается мгновенно и работает без каких-либо проблем. Такую схему можно использовать практически на любом двигателе мощностью до 3 кВт.
Примечание: в сети 220 В двигатели мощностью более 3 кВт включать просто не имеет смысла – бытовая электропроводка не выдержит нагрузки.
В схеме можно использовать любые тиристоры, ток которых не менее 10 А. Диоды 231, также 10-амперные.
Примечание: у автора в схеме установлены диоды 233, что не имеет значения (только они идут по напряжению 500 В) −поставить можно любые диоды, которые имеют ток 10 А и удерживают более 250 В.
Устройство компактно. Автор схемы собрал резисторы просто наборами, чтобы не тратить время на подборку резисторов по номиналу. Теплоотвод не требуется. Установлен конденсатор, стабилитрон, два диода 105. Схема получилась очень простая и эффективная в работе.
Рекомендуется для использования – сборка пускового устройства проблем не создаст. В итоге при подключении двигатель стартует на своей максимальной мощности и практически без ее потери в отличие от стандартной схемы с использованием конденсатора.
Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети
Асинхронные трехфазные двигатели, а именно их, из-за широкого распространения, часто приходится использовать, состоят из неподвижного статора и подвижного ротора. В пазах статора с угловым расстоянием в 120 электрических градусов уложены проводники обмоток, начала и концы которых (C1, C2, C3, C4, C5 и C6) выведены в распределительную коробку. Обмотки могут быть соединены по схеме «звезда» (концы обмоток соединены между собой, к их началам подводится питающее напряжение) или «треугольник» (концы одной обмотки соединены с началом другой).
Подключение трехфазного двигателя по схеме треугольник
Распределительная коробка трехфазного двигателя с положением перемычек для подключения по схеме треугольник
В распределительной коробке контакты обычно сдвинуты — напротив С1 не С4, а С6, напротив С2 — С4.
Положение контактов в распределительной коробке трехфазного двигателя
Подключение трехфазного двигателя по схеме звезда
Распределительная коробка трехфазного двигателя с положением перемычек для подключения по схеме звезда
При подключении трехфазного двигателя к трехфазной сети по его обмоткам в разный момент времени по очереди начинает идти ток, создающий вращающееся магнитное поле, которое взаимодействует с ротором, заставляя его вращаться. При включении двигателя в однофазную сеть, вращающий момент, способный сдвинуть ротор, не создается.
Среди разных способов подключения трехфазных электродвигателей в однофазную сеть наиболее простой — подключение третьего контакта через фазосдвигающий конденсатор.
Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети
Частота вращения трехфазного двигателя, работающего от однофазной сети, остается почти такой же, как и при его включении в трехфазную сеть. К сожалению, этого нельзя сказать о мощности, потери которой достигают значительных величин. Точные значения потери мощности зависят от схемы подключения, условий работы двигателя, величины емкости фазосдвигающего конденсатора. Ориентировочно, трехфазный двигатель в однофазной сети теряет около 30-50% своей мощности.
Не все трехфазные электродвигатели способны хорошо работать в однофазных сетях, однако большинство из них справляются с этой задачей вполне удовлетворительно — если не считать потери мощности. В основном для работы в однофазных сетях используются асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором (А, АО2, АОЛ, АПН и др.).
Асинхронные трехфазные двигатели рассчитаны на два номинальных напряжения сети — 220/127, 380/220 и т.д. Наиболее распространены электродвигатели с рабочим напряжением обмоток 380/220В (380В — для «звезды», 220 — для «треугольника). Большее напряжение для «звезды», меньшее — для «треугольника». В паспорте и на табличке двигателей кроме прочих параметров указывается рабочее напряжение обмоток, схема их соединения и возможность ее изменения.
Таблички трехфазных электродвигателей
Обозначение на табличке А говорит о том, что обмотки двигателя могут быть подключены как «треугольником» (на 220В), так и «звездой» (на 380В). При включении трехфазного двигателя в однофазную сеть желательно использовать схему «треугольник», поскольку в этом случае двигатель потеряет меньше мощности, чем при подключении «звездой».
Табличка Б информирует, что обмотки двигателя подсоединены по схеме «звезда», и в распределительной коробке не предусмотрена возможность переключить их на «треугольник» (имеется всего лишь три вывода). В этом случае остается или смириться с большой потерей мощности, подключив двигатель по схеме «звезда», или, проникнув в обмотку электродвигателя, попытаться вывести недостающие концы, чтобы соединить обмотки по схеме «треугольник».
Если рабочее напряжение двигателя составляет 220/127В, то к однофазной сети на 220В двигатель можно подключить только по схеме «звезда». При подключении 220В по схеме «треугольник», двигатель сгорит.
Начала и концы обмоток (различные варианты)
Пожалуй, основная сложность подключения трехфазного двигателя в однофазную сеть заключается в том, чтобы разобраться в проводах, выходящих в распределительную коробку или, при отсутствии последней, просто выведенных наружу двигателя.
Самый простой случай, когда в имеющемся двигателе на 380/220В обмотки уже подключены по схеме «треугольник». В этом случае нужно просто подсоединить токоподводящие провода и рабочий и пусковой конденсаторы к клеммам двигателя согласно схеме подключения.
Если в двигателе обмотки соединены «звездой», и имеется возможность изменить ее на «треугольник», то этот случай тоже нельзя отнести к сложным. Нужно просто изменить схему подключения обмоток на «треугольник», использовав для этого перемычки.
Определение начал и концов обмоток. Дело обстоит сложнее, если в распределительную коробку выведено 6 проводов без указания об их принадлежности к определенной обмотке и обозначения начал и концов. В этом случае дело сводится к решению двух задач (Но прежде чем этим заниматься, нужно попробовать найти в Интернете какую-либо документацию к электродвигателю. В ней может быть описано к чему относятся провода разных цветов.):
- определению пар проводов, относящихся к одной обмотке;
- нахождению начала и конца обмоток.
Первая задача решается «прозваниванием» всех проводов тестером (замером сопротивления). Если прибора нет, можно решить её с помощью лампочки от фонарика и батареек, подсоединяя имеющиеся провода в цепь последовательно с лампочкой. Если последняя загорается, значит, два проверяемых конца относятся к одной обмотке. Таким способом определяются три пары проводов (A, B и C на рисунке ниже) относящихся к трем обмоткам.
Определение пар проводов относящихся к одной обмотке
Вторая задача (определение начала и конца обмоток) несколько сложнее и требует наличия батарейки и стрелочного вольтметра. Цифровой не годится из-за инертности. Порядок определения концов и начал обмоток показан на схемах 1 и 2.
Нахождение начала и конца обмоток
К концам одной обмотки (например, A) подключается батарейка, к концам другой (например, B) — стрелочный вольтметр. Теперь, если разорвать контакт проводов А с батарейкой, стрелка вольтметра качнется в ту или иную сторону. Затем необходимо подключить вольтметр к обмотке С и проделать ту же операцию с разрывом контактов батарейки. При необходимости меняя полярность обмотки С (меняя местами концы С1 и С2) нужно добиться того, чтобы стрелка вольтметра качнулась в ту же сторону, как и в случае с обмоткой В. Таким же образом проверяется и обмотка А — с батарейкой, подсоединенной к обмотке C или B.
В итоге всех манипуляций должно получиться следующее: при разрыве контактов батарейки с любой из обмоток на 2-х других должен появляться электрический потенциал одной и той же полярности (стрелка прибора качается в одну сторону). Теперь остается пометить выводы одного пучка как начала (А1, В1, С1), а выводы другого — как концы (А2, В2, С2) и соединить их по необходимой схеме — «треугольник» или «звезда» (если напряжение двигателя 220/127В).
Извлечение недостающих концов. Пожалуй, самый сложный случай — когда двигатель имеет соединение обмоток по схеме «звезда», и нет возможности переключить ее на «треугольник» (в распределительную коробку выведено всего лишь три провода — начала обмоток С1, С2, С3) (см. рисунок ниже). В этом случае для подключения двигателя по схеме «треугольник» необходимо вывести в коробку недостающие концы обмоток С4, С5, С6.
Табличка разбираемого электродвигателя
Клеммная колодка
Чтобы сделать это, обеспечивают доступ к обмотке двигателя, сняв крышку и, возможно, удалив ротор. Отыскивают и освобождают от изоляции место спайки. Разъединяют концы и припаивают к ним гибкие многожильные изолированные провода. Все соединения надежно изолируют, крепят провода прочной нитью к обмотке и выводят концы на клеммный щиток электродвигателя. Определяют принадлежность концов началам обмоток и соединяют по схеме «треугольник», подсоединив начала одних обмоток к концам других (С1 к С6, С2 к С4, С3 к С5). Работа по выводу недостающих концов требует определенного навыка. Обмотки двигателя могут содержать не одну, а несколько спаек, разобраться в которых не так-то и просто. Поэтому если нет должной квалификацией, возможно, не останется ничего иного, как подключить трехфазный двигатель по схеме «звезда», смирившись со значительной потерей мощности.
Статор электродвигателя
Припаянные провода
Припаянные провода
Вывод проводов в клеммную коробку
Подключение проводов к клеммной колодке
Схемы подключения трехфазного двигателя в однофазную сеть
Подключение по схеме «треугольник». В случае бытовой сети, с точки зрения получения большей выходной мощности наиболее целесообразным является однофазное подключение трехфазных двигателей по схеме «треугольник». При этом их мощность может достигать 70% от номинальной. Два контакта в распределительной коробке подсоединяются непосредственно к проводам однофазной сети (220В), а третий — через рабочий конденсатор Ср к любому из двух первых контактов или проводам сети.
Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети по схеме треугольник
Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети по схеме треугольник
Обеспечение пуска. Пуск трехфазного двигателя без нагрузки можно осуществлять и от рабочего конденсатора (подробнее ниже), но если электродвигатель имеет какую-то нагрузку, он или не запустится, или будет набирать обороты очень медленно. Тогда для быстрого пуска необходим дополнительный пусковой конденсатор Сп (расчет емкости конденсаторов описан ниже). Пусковые конденсаторы включаются только на время пуска двигателя (2-3 сек, пока обороты не достигнут примерно 70% от номинальных), затем пусковой конденсатор нужно отключить и разрядить.
Подключение трехфазного электродвигателя в однофазную сеть по схеме «треугольник» с пусковым конденсатором Сп
Удобен запуск трехфазного двигателя с помощью особого выключателя, одна пара контактов которого замыкается при нажатой кнопке. При ее отпускании одни контакты размыкаются, а другие остаются включенными — пока не будет нажата кнопка «стоп».
Выключатель
Реверс. Направление вращения двигателя зависит от того, к какому контакту («фазе») подсоединена третья фазная обмотка.
Реверс трехфазного двигателя
Направлением вращения можно управлять, подсоединив последнюю, через конденсатор, к двухпозиционному тумблеру, соединенному двумя своими контактами с первой и второй обмотками. В зависимости от положения тумблера двигатель будет вращаться в одну или другую сторону.
На рисунке ниже представлена схема с пусковым и рабочим конденсатором и кнопкой реверса, позволяющая осуществлять удобное управление трехфазным двигателем.
Схема подключения трехфазного двигателя к однофазной сети, с реверсом и кнопкой для подключения пускового конденсатора
Подключение по схеме «звезда». Подобная схема подключения трехфазного двигателя в сеть с напряжением 220В используется для электродвигателей, у которых обмотки рассчитаны на напряжение 220/127В.
Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети по схеме звезда
Конденсаторы. Необходимая емкость рабочих конденсаторов для работы трехфазного двигателя в однофазной сети зависит от схемы подключения обмоток двигателя и других параметров. Для соединения «звездой» емкость рассчитывается по формуле:
Для соединения «треугольником»:
Где Ср — емкость рабочего конденсатора в мкФ, I — ток в А, U — напряжение сети в В. Ток рассчитывается по формуле:
Где Р — мощность электродвигателя кВт; n — КПД двигателя; cosф — коэффициент мощности, 1.73 — коэффициент, характеризующий соотношение между линейным и фазным токами. КПД и коэффициент мощности указаны в паспорте и на табличке двигателя. Обычно их значение находится в диапазоне 0,8-0,9.
На практике величину емкости рабочего конденсатора при подсоединении «треугольником» можно посчитать по упрощенной формуле C = 70•Pн, где Pн — номинальная мощность электродвигателя в кВт. Согласно этой формуле на каждые 100 Вт мощности электродвигателя необходимо около 7 мкФ емкости рабочего конденсатора.
Правильность подбора емкости конденсатора проверяется результатами эксплуатации двигателя. Если её значение оказалось больше, чем требуется при данных условиях работы, двигатель будет перегреваться. Если емкость оказалась меньше требуемой, выходная мощность электродвигателя будет слишком низкой. Имеет резон подбирать конденсатор для трехфазного двигателя, начиная с малой емкости и постепенно увеличивая её значение до оптимального. Если есть возможность, лучше подобрать емкость измерением тока в проводах подключенных к сети и к рабочему конденсатору, например токоизмерительными клещами. Значение тока должно быть наиболее близким. Замеры следует производить при том режиме, в котором двигатель будет работать.
При определении пусковой емкости исходят, прежде всего, из требований создания необходимого пускового момента. Не путать пусковую емкость с емкостью пускового конденсатора. На приведенных выше схемах, пусковая емкость равна сумме емкостей рабочего (Ср) и пускового (Сп) конденсаторов.
Если по условиям работы пуск электродвигателя происходит без нагрузки, то пусковая емкость обычно принимается равной рабочей, то есть пусковой конденсатор не нужен. В этом случае схема включения упрощается и удешевляется. Для такого упрощения и главное удешевления схемы, можно организовать возможность отключения нагрузки, например, сделав возможность быстро и удобно изменять положение двигателя для ослабления ременной передачи, или сделав для ременной передачи прижимной ролик, например, как у ременного сцепления мотоблоков.
Клиноременная передача мотоблока Салют 5
Пуск под нагрузкой требует наличия дополнительной емкости (Сп) подключаемой на время запуска двигателя. Увеличение отключаемой емкости приводит к возрастанию пускового момента, и при некотором определенном ее значении момент достигает своего наибольшего значения. Дальнейшее увеличение емкости приводит к обратному результату: пусковой момент начинает уменьшаться.
Исходя из условия запуска двигателя под нагрузкой близкой к номинальной, пусковая емкость должна быть в 2-3 раза больше рабочей, то есть, если емкость рабочего конденсатора 80 мкФ, то емкость пускового конденсатора должна быть 80-160 мкФ, что даст пусковую емкость (сумма емкости рабочего и пускового конденсаторов) 160-240 мкФ. Но если двигатель имеет небольшую нагрузку при запуске, емкость пускового конденсатора может быть меньше или, как писалось выше, его вообще может не быть.
Пусковые конденсаторы работают непродолжительное время (всего несколько секунд за весь период включения). Это позволяет использовать при запуске двигателя наиболее дешевые пусковые электролитические конденсаторы, специально предназначенные для этой цели (http://www.platan.ru/cgi-bin/qweryv.pl/0w10609.html).
Отметим, что у двигателя подключенного к однофазной сети через конденсатор, работающего без нагрузки, по обмотке, питаемой через конденсатор, идет ток на 20-30% превышающий номинальный. Поэтому, если двигатель используется в недогруженном режиме, то емкость рабочего конденсатора следует уменьшить. Но тогда, если двигатель запускался без пускового конденсатора, последний может потребоваться.
Лучше использовать не один большой конденсатор, а несколько поменьше, отчасти из-за возможности подбора оптимальной емкости, подсоединяя дополнительные или отключая ненужные, последние можно использовать в качестве пусковых. Необходимое количество микрофарад набирается параллельным соединением нескольких конденсаторов, исходя из того, что суммарная емкость при параллельном соединении подсчитывается по формуле: Cобщ = C1 + C1 + . + Сn.
Параллельное соединение конденсаторов
В качестве рабочих используются обычно металлизированные бумажные или пленочные конденсаторы (МБГО, МБГ4, К75-12, К78-17 МБГП, КГБ, МБГЧ, БГТ, СВВ-60). Допустимое напряжение должно не менее чем в 1,5 раза превышать напряжение сети.
Конденсаторы
При использовании содержания данного сайта, нужно ставить активные ссылки на этот сайт, видимые пользователями и поисковыми роботами.
Подключение трёхфазного двигателя к однофазной сети без конденсаторов: 4 схемы для начинающего мастера
Асинхронные электродвигатели просты по конструкции, дешевы, массово применяются в различных производствах. Не обходятся без них домашние мастера, запитывая их от 220 вольт с пусковыми и рабочими емкостями.
Но, есть альтернативный вариант. Это — подключение трёхфазного двигателя к однофазной сети без конденсаторов, который тоже имеет право на существование.
Ниже я показываю 4 схемы реализации такого проекта. Вы можете выбрать для себя любой из них, более подходящий под ваши личные интересы и местные условия эксплуатации.
С этой темой я впервые столкнулся в конце 1998 года, когда к нам в электролабораторию РЗА пришел друг связист с журналом Радио за №6 от 1996 года и показал статью про безконденсаторный запуск.
Мы сразу решили испытать ее в деле, благо все детали, включая тиристоры и подходящий двигатель, у нас имелись. Как раз был перерыв на обед.
Для проверки спаяли электронный блок навесным монтажом. Справились где-то меньше, чем за час. Схема заработала практически без наладки. Оставили ее для наждака.
Порадовали маленькие габариты блока и отсутствие необходимости подбирать конденсаторы. Особых отличий в потере мощности по сравнению с конденсаторным пуском замечено не было.
Принципы работы электронной схемы: запуск трехфазного асинхронного электродвигателя без конденсаторов
Для подключения в однофазную сеть по этому методу подойдет любой асинхронный движок типового исполнения.
Автор Голик обращает внимание, что обороты ротора в минуту должны составлять не 3000, а 1500. Связано это с конструкцией обмоток статора.
Мощность устройства ограничена электрическими характеристиками силовых диодов и тиристоров — 10 ампер с величиной обратного напряжения более 300 вольт.
Три обмотки статора необходимо подключать по схеме треугольника.
Их выводы собираются на клеммной колодке тремя последовательными перемычками.
Напряжение 220 вольт подключается через защитный автоматический выключатель параллельно одной обмотке, назовем ее «A». Две другие оказываются последовательно соединенными между собой и параллельно — с ней.
Обозначим их «B» и «C». На выводы одной из них, например, «B» подключается электронный блок. Назовем его ключом «k».
Представим, что ее контакт всегда разомкнут, а напряжение подано. Тогда по цепочкам «A» и «B+C» станут протекать токи Ia и Ib+c. Мы знаем, что сопротивление всех обмоток статора (резистивно-индуктивное) одинаково.
Поэтому в цепи «A» ток станет в два раза превышать вектор Ib+c, а по фазе они будут совпадать.
Каждый из этих токов создаст вокруг себя магнитный поток. Но, они не смогут в этой ситуации привести во вращение ротор.
Чтобы электродвигатель стал работать, необходимо сдвинуть по углу два этих магнитных потока (или токи между собой). Эту функцию в нашем случае выполняет электронный ключ.
Его конструкция собрана так, что он кратковременно замыкается, а затем размыкается, шунтируя обмотку «B».
Для этого процесса выбирается момент времени, когда синусоида напряжения достигает максимального амплитудного значения, а сила тока в обмотке «C», ввиду ее индуктивного сопротивления, минимальна.
Резкое закорачивание сопротивления «B» в цепи «B+C» создает бросок тока через замкнутый электронный контакт по виткам обмотки «C», который быстро возрастает и затем снижается под влиянием уменьшения амплитуды напряжения до нуля.
Между токами в обмотках «A» и «C» образуется временной сдвиг, обозначенный буквой φ. За счет возникновения этого угла сдвига фаз создается суммирующий магнитный поток, начинающий раскрутку ротора двигателя.
Форма тока в обмотке «C» при работе электронного ключа отличается от гармоничной синусоиды, но она не мешает создать на валу ротора крутящий момент.
При переходе полуволны синусоиды напряжения в область отрицательных значений картина повторяется, а двигатель продолжает раскручиваться дальше.
Электронная схема В Голик: устройство запуска трехфазных электродвигателей на доступной элементной базе
Силовая выходная часть электронного ключа, осуществляющая коммутацию обмотки, выполнена на двух мощных диодах (VD1, VD2) и тиристорах (VS1, VS2), включенных по схеме обычного моста.
Однако здесь они выполняют другую задачу: своими плечами из одного тиристора и диода поочередно шунтируют обмотку подключенного электродвигателя при достижении амплитудного значения синусоиды напряжения на схеме.
За счет такого подключения создан электронный ключ двунаправленного действия, реагирующий на положительную и отрицательную полуволну гармоники.
Диодами VD3 и VD4 осуществляется двухполупериодное напряжение сигнала, поступающего на цепи управления. Оно ограничивается и стабилизируется резистором R1 и стабилитроном VD5.
Сигналы на открытие тиристоров электронного ключа поступают от биполярных транзисторов (VT1 и VT2).
Переменный резистор R7 с номиналом на 10 килоом предназначен для регулировки момента открытия силового тиристора. Когда его ползунок установлен в минимальное положение сопротивления, то электронный ключ срабатывает при наибольшем напряжении амплитуды на обмотке B.
Максимальное введение сопротивления резистора R7 закрывает электронный ключ.
Запуск схемы осуществляют при положении ползунка R7, соответствующем максимальному сдвигу фаз токов между обмотками. После этого его сдвигают, определяют наиболее устойчивый режим работы, который зависит от приложенной нагрузки и мощности двигателя.
Все электронные детали со своими номиналами приведены на схеме. Они не являются дефицитными. Их можно заменить любыми другими элементами, соответствующими по электрическим характеристикам.
Вариант их размещения на электронной печатной плате показан на картинке. Регулировочный резистор R7 показан справа двумя подключенными проводами, синим и коричневым. Сам он не виден на фото.
Силовая часть, созданная для работы с электродвигателями небольшой мощности, может выполняться без радиаторов охлаждения, как показано здесь. Если же диоды и тиристоры работают на пределе своих возможностей, то теплоотвод обязателен.
Электронный блок ключа работает под напряжением сети 220 вольт. Его детали должны быть надежно заизолированы и защищены от случайного прикосновения человеком. Меры безопасности от поражения электрическим током необходимо соблюдать.
2 схемы подключения трехфазного двигателя к однофазной сети без конденсаторов автора В Бурлако: в чем отличия
Здесь я полагаюсь на информацию из интернета, ибо вижу, что в принципе конструкции рабочие, а принципы управления токами в обмотках те же, что предложил В Голик.
Кстати, авторы статей ссылаются на автомобильный украинский журнал «Сигнал» №4 за 1999 год. Пришлось поискать его в интернете. Однако разочаровался, там оказалась полностью перепечатанная статья из журнала Радио под авторством В Голик. Вот так…
Если знаете, где можно найти первоисточник на эту информацию, то сообщите в комментариях.
Электронные ключи, выполненные по технологии Бурлако, работают так же. Они просто выполнены из других, более усовершенствованных полупроводников, как и силовая часть.
Схема запуска асинхронного двигателя от симисторного электронного ключа: усовершенствование конструкции В Голик
Картинка подключения трехфазного электродвигателя упростилась. Вместо двунаправленного силового блока из двух тиристоров и диодов здесь работает один симистор VS1 серии ТС-2-10.
Он также шунтирует одну обмотку «B» в момент достижения синусоидой напряжения амплитудного значения, когда ток параллельной цепочки минимален.
При этом создается сдвиг фаз токов в параллельных обмотках, как и в предыдущей схеме, порядка 50-80 угловых градусов, что достаточно для вращения ротора.
Работой симитора VS1 управляет ключ, выполненный на симметричном динисторе VS2 для каждого полупериода гармоники напряжения. Он получает команды от фазосдвигающей цепочки, выполненной из резистивно-емкостных элементов.
Сдвиг фазы сигнала конденсатором C дополняется общим сопротивлением R1+R2. Подстроечный резистор R2 на 68 кОм работает как R7 в предыдущей схеме, регулируя время заряда конденсатора и, соответственно, момент подключения VS2, а через него VS1 в работу.
Рекомендации автора по сборке и наладке
Схема испытывалась и предназначена для работы с электродвигателями, раскручивающими ротор до 1500 оборотов в минуту с электрической мощностью 0,5÷2,2 кВт.
На устройствах электронных ключей, работающих с мощными электродвигателями, необходимо обеспечивать теплоотвод с симистора VS1.
При наладке устройства обращают внимание на оптимальную подгонку угла сдвига фаз токов между обмотками, когда двигатель запускается и работает нормально: без шума, гула и вибраций. Для этого может потребоваться изменение номиналов у элементов фазосдвигающей цепочки.
Семисторы можно использовать другой марки. Важно, чтобы они соответствовали электрическим характеристикам. Вместо DB3 допустимо установить отечественный динистор KP1125.
Схема безконденсаторного запуска электродвигателей с большими пусковыми моментами
Она же хорошо подходит под управление двигателями, собранными для вращения со скоростью 3000 оборотов в минуту. С этой целью у нее изменена система подключения обмоток с треугольника на разомкнутую звезду.
На картинке ниже их полярность показана точками.
В этой ситуации создается больший крутящий момент для запуска ротора.
Рассматриваемая схема отличается от предыдущей дополнительным электронным ключом, подключенным к обмотке «A», создающим дополнительно сдвиг фазы тока. Он необходим для трудных условий работы.
Рекомендации автора по наладке и работе не изменились.
Преимущества схемы тиристорного преобразователя: автор В Соломыков
Эта разработка позволяет максимально эффективно сохранить мощность асинхронного двигателя при его подключении в однофазную сеть. Она является прообразом современных частотных преобразователей, но выполнена на старой и доступной элементной базе.
Тиристорный преобразователь позволяет сделать формы напряжений на каждой фазе очень похожими на идеальные, гармоничные синусоиды, под которые и создается асинхронный электродвигатель.
Питание от сети 220 вольт происходит через защиту — автоматический выключатель SF1 и диодный мост на базе Д233В.
Силовые выходные цепи образуются работой тиристорных ключей VS1-VS6.
Сдвиг фаз токов для питания каждой обмотки двигателя своим напряжением создается работой двух микросхем:
- DD1 — К176ЛЕ5;
- DD2 — К176 ИР2.
Они формируют такты сдвига напряжений сигналов в регистрах, а их сочетания подаются на входы управления тиристорами VS1÷VS6 через индивидуальные транзисторы VT1÷VT6 по запланированной временной диаграмме.
Логическая часть
Микросхема К176ИР2 вырабатывает по 2 раздельных 4-х разрядных регистра сдвига с четырьмя выходами Q от любого триггера. Каждый триггер двухступенчатый, типа D.
Ввод данных в регистр происходит через вход D. Также имеется вход для тактовых импульсов типа C. Они поступают через вход D 1-го триггера, а затем смещаются по ходу вправо на один такт.
Обнуление данных на выходе регистра Q происходит при поступлении на вход R (асинхронный сброс) напряжения логического уровня.
Таблица данных К176ИР2 и состояний регистров
Работой микросхемы К176ИР2 управляет элементы DD1 на сборке К176ЛЕ5.
Они обеспечивают подачу импульсов на управляющие электроды тиристоров по следующей временной диаграмме.
Силовая часть схемы, принципы ее управления и наладки
При подаче напряжения на схему обнуляется регистр сдвига микросхемы DD2 до окончания заряда емкости C2 по цепочке через R5. В момент заряда срабатывает логический элемент DD1.1, разрешающий сдвиг импульса регистру DD2.
При переходе регистра в положение «логической 1» подается сигнал на базу его биполярного транзистора (VT1÷VT6). Последний открывается и подает команду на управляющий электрод своего тиристора.
В результате работы этой цепочки между выходными силовыми клеммами создается трехфазное напряжение (довольно близкое к синусоидальной форме) со сдвигом векторов между собой на 120 градусов.
Асинхронный двигатель, работающий по этой схеме, развивает наибольшую мощность по сравнению с тремя предыдущими вариантами.
Частота коммутации тиристоров подбирается экспериментально при наладке за счет выбора номиналов емкостей С4, С5, С6. Их номиналы зависят от мощности электродвигателя.
Емкость конденсаторов предварительно рассчитывают по формуле:
При номинальной частоте вращения ротора выставляют n=1.
Резисторы R3 и R4 после окончания настройки устройства демонтируют, а вместо R4 запаивают конденсатор с емкостью 0,68 микрофарад.
Затем к точкам A и B припаивают регулировочный резистор на 15 килоом. Его назначение — точное выставление частоты вращения ротора у двигателя.
Схема Соломыкова приведена из журнала Радиолюбитель №1 за 2000 год, страница №17. Я ее не проверял, посчитав, что информация будет полезна моим читателям. Но уже у двоих человек не получается ее реализовать. Смотрите комментарии внизу статьи. Возникла проблема, которая требует разрешения.
Все четыре схемы, которые я привел, не содержат дефицитных деталей и могут быть собраны в домашних условиях людьми с начальным уровнем навыков электрика.
Для продвинутых мастеров могу порекомендовать схему, по которой выполнил подключение трехфазного двигателя к однофазной сети без конденсаторов на современной электронной базе владелец сайта Радиокот.
Он фактически собрал частотный преобразователь, которому отдал много времени. К тому же простым паяльником и обычным цифровым мультиметром там отделаться не получится. Нужны практические навыки, специальный инструмент, осциллограф для наладки.
Все это я написал, чтобы подвести вас к выводу: запустить асинхронный двигатель на 3 фазы в сеть 220 вольт без потерь мощности можно только через промышленный частотный преобразователь.
Рекомендую посмотреть два коротких видеоролика по этой теме и сравнить результат.
Видео владельца Kick Ass с самодельным регулятором по схеме В Голик.
Видео владельца Capricorn WorkShop о самом простом частотном преобразователе.
Выводы сделайте сами. А если остались еще вопросы и неясности, или заметили случайную ошибку, то воспользуйтесь разделом комментариев. Обязательно обсудим.
Рейтинг статьи
4.3 / 5 ( 16 голосов )
Просмотров страницы: 91286
Рекомендуем прочитать:
Комментарии 38
Ольга
А где обозначение R5 пропустил да?
Алексей
Там подстроечник
Алекс
А номинал подстроечника R5
Алексей
Алекс, номинал R5 придется подбирать при наладке. Схема взята из журнала Радиолюбитель №1 за 2000 год.
Сергей
Добрый день. Для запуска 3-х фазного двигателя от однофазной сети, собрал конструкцию по первой схеме. Но, при наименьшем сопротивлении R7, двигатель не запускается, идет сильный гул, а при работающем двигателе уменьшение этого сопротивления дает нагрузку и двигатель останавливается, опять же с увеличивающимся гулом.
При максимальном сопротивлении R7 (а оно у меня 15 кОм) никакого влияния на двигатель практически нет… Двигатель запускается только с раскрутки… Схему проверил несколько раз, подскажите, в чем может быть проблема…
Алексей
Здравствуйте, Сергей.
Для начала надо проверить номиналы и работоспособность всех элементов схемы. Эта разработка Голикова довольно надежна и испытана многими людьми.
Затем я бы порекомендовал осциллографом посмотреть на то, как формируются импульсы, поступающие на вход тиристоров. От них зависит вся работа.
Сергей
Добрый день.
Для запуска 3-х фазного двигателя 1кВт собрал конструкцию по первой схеме. Но, при минимальном значении R7 при запуске двигателя появляется сильный гул (двигатель не запускается), а при работающем двигателе уменьшение сопротивления R7 приводит к увеличению гула и остановке мотора… При максимальном значении R7 (у меня 15 кОм), на двигатель практически нет влияния и двигатель также не запускается… Тиристоры в схеме установлены КУ202К, но думаю вряд ли эта проблема из за них… Схему перепроверил на несколько раз. Подскажите, в чем может быть проблема…
Алексей
Сергей, а тиристоры надо бы проверить. Они должны четко работать. Методика их проверки у меня изложена отдельной статьей на этом блоге.
стас
собрал схему Голикова все работает нормально только направление вращения двигателя при включении может произойти в любую сторону как исправить
Алексей
Здравствуйте, Стас.
Для начала рекомендую перепроверить сборку схемы.
стас
Алексей здравствуйте.Схему проверил все правильно.Одно но присутствует, собирал схему с другого источника там номинал R2 указан 51Ком и R5+R7 заменил одним 20Ком т.к. нужны только максимальные обороты.Через пару дней буду дома переделаю отпишусь.Остаётся один вопрос как с реверсом.
Алексей
Над реверсом думаю, а схему чертил со статьи Голика из журнала «Радио» №6 за 1996 год. Она проверена.
стас
Привет Алексей.Сегодня поменял R2 на 51Ом результата нет.Схему и монтаж проверил ошибок нет.
Алексей
Интересная ситуация получается, не сталкивался с таким. Ротор повторяет направление вращения магнитного поля статора, а его задает ток, проходящий по обмоткам. Мне интересно, будет ли движок менять вращение, если якорь крутануть рукой или шнурком без подачи напряжения, а потом только его подключить к сети.
стас
ну это я не смогу проверить,движок уже стоит на редукторе бетономешалки разбирать долго
Алексей
пусть так и работает, а мне нужно время с этим разобраться
Сергей
Собрал сему «Схема запуска асинхронного двигателя от симисторного электронного ключа: усовершенствование конструкции В Голик», подключил двигатель на 180 Вт. Работает без проблем, шума нет. Теперь встал вопрос: возможно сделать реверс для двигателя с этой схемой?
Алексей
Сергей, я этим вопросом специально не занимался. В принципе реверс делается изменением направления вращения магнитного поля статора. От этой базы и надо отталкиваться…
Владимир
Алексей а вы на практике сами то собирали например схему В Соломыкова на к176ир2 и что получилось? Ну и первая схема на двух тиристорах, тоже что получилось, и какой мощности двигатель при помощи ее можно запустить?
Алексей
Здравствуйте, Владимир.
Мне пришлось много движков запускать по разным схемам раньше для циркулярок, наждаков, токарных станков у себя и для друзей. Даже плуг с электрической лебедкой делал по схеме Кухаренко: одна фаза остается как есть, работая через резистор (собирал водяной реостат), вторая сдвигается вперед конденсаторами, третья — отстает на дросселе. Во всех них я в итоге разочаровался: мороки много, мощность на валу теряется, а счетчик мотает как бешеный. Мне проще обрабатывать огород культиватором, через таскать движок с лебедкой (50 кГ, которые еще и якорить надо) и плуг руками через всю пашню.
На циркулярку поставил однофазный движок, станок токарный — от дрели, наждак остался как есть. Дрова пилить проще обычной бензопилой.
Однако люди интересуются темой запуска трехфазных движков от однофазной сети и делюсь с ними своим опытом.
Статью Соломыкова я не проверял. Информация взята из авторитетного источника: журнал Радиолюбитель №1 за 2000 год. Страница 17.
ИГОРЬ
Проще с рабочим конденсатором, без наворотов.
Алексей
Игорь, благодарю за высказанное мнение. У каждого из нас есть свобода выбора.
Алекс
Схема на к176ир2 , вы ее вообще собирали? Электронная часть работает но не совсем правильно, соответственно и тиристоры вообще не работают. Монтаж проверен перепроверен. Мое мнение что сама схема опубликована с ошибками. И ошибки скорее всего связаны со схемотехникой к176ир2. Что вы можите посоветовать?
Алексей
Алекс, не проверял, а доверился и сделал обзор на основе публикации журнала Радиолюбитель. Обычно там все схемы тестируют до публикации. Однако, вижу уже второй случай, когда эта схема вызывает недоумение… придется разбираться
Алекс
Попробуйте вы еще разобратся с этой схемой на к176ир2. Что интерестно у вас получится? Ошибка в ней есть 100 процентов.
Алекс
Получилось разобратся со схемой управления на микросхеме к176ир2?
Алексей
Пока вопрос не снят. поэтому в конце статьи дописываю, что с этой схемой не все понятно.
сергей
Выходит, нужно убрать соединение 5-ой ноги DD2 и 13-ой ноги DD1.4.
И соединить ноги 12 и 13 DD1.4. Связь с ногой 10 DD2 оставить без изменений.
Но это пока только теоретически. На практике проверю позднее.
Алексей
Сергей, благодарю за идею. Отпишите, что у вас получилось после ее реализации.
сергей
Идея была не верной. Сброс в «0» на вх.D DD2 (7) таки необходим, но только после установки в единицу второго триггера регистра.
То есть, в схеме опечатка.
Необходимо перебросить точку соединения 13-ого пина DD1.4 c 5-ой на 4-ую ногу DD2.
Тогда регистр начинает сдвигать разряды попарно, открывая соответствующими парами и нужные тиристоры.
Но тем не менее, схема целиком сыровата.
Автор, вроде бы, хотел синхронизировать работу схемы с частотой сети, указав на входе схемы формирователь тактовых импульсов.
И в то же время отказался от этого, порекомендовав обойтись классическим тактовым генератором на элементах DD1.2, DD1.3
Я не уловил в этом логики.
Ну и транзисторные ключи для верхних и нижних тиристоров надо бы выполнить по разным схемам.
В общем пока занимаюсь.
Александр
Тоже решил собрать схему Соломыкова на тиристорах. Думаю, не все ваши выводы на счёт данной схемы с тиристорами правильны. Автор синхронизировал управление ключами видимо из-за выбора тиристоров в качестве ключей, а им, что бы закрыться нужно около нулевое напряжение, а это возможно при данном выборе только питанием пульсирующим током, что и сделано в схеме, так как питание на ключи идёт прямо с диодного моста, без сглаживающих конденсаторов, частотой 100 Гц. В итоге получается, что в данной схеме управления, очень важную роль играют конденсаторы С4-С6, а также сам двигатель, а именно его характеристики. Фактически мы имеем управление на резонансной частоте контура образованного обмотками двигателя и данными конденсаторами. А зная, что тиристоры имеют очень большой разброс по параметрам, то они могут работать как угодно, а вернее вообще не работать. Фактически эту схему надо настраивать под конкретный двигатель и соединяющий его кабель с этой схемой. Минус этой схемы ещё состоит в том, что фактически переключение ключей, даже при полной синхронизации с частотой сети происходит не на пике амплитуд входного напряжения, а на промежуточных точках, а если не синхронизировать управление с частотой сети, то переключение тиристоров будет происходить, то на пике амплитуда, то на минимуме, то на середине амплитуды импульса, что тоже скажется на уменьшении мощности двигателя.
Алексей
Александр, благодарю за проделанную работу и высказанное мнение.
сергей
Значит так. Схемка явно «кривая», что в принципе было видно изначально.
Тиристоры работают неустойчиво, и добиться от такой схемной компоновки адекватности не получится.
Как минимум, необходимо транзисторные ключи верхних тиристоров переключить к катодам этих тиристоров вместе с резисторами на 2к и 510 ом.
Но даже от этого не стоит ждать устойчивого результата, т.к. подобные схемы требуют гальванической развязки слаботочки (выгорают транзисторные ключи) и 220-ти вольтового блока.
Кроме того, схема должна гарантированно исключать одновременное включение пар тиристоров, замыкающих накоротко плюс и минус моста.
А добиться этого без обратных связей или более сложной системы управления невозможно.
И вообще сложилось впечатление, что данный материал — перепечатка некой студенческой дипломной работы, которая, конечно же, не проверялась практически.
Короче, мой вердикт таков:
Тиристорный блок в помойку, а к схеме управления прикручиваем светодиодные гирлянды и радуем родных на новый год. ))
Алексей
Сергей, благодарю за проделанную работу.
Александр
Добрый день
Будет ли работать схема на мощных двигателях 5,5-7,5 кВт если заменить тиристоры на силовые т160 (до 160А) и диоды соответственно силовые??
Алексей
Схема Соломыкова, хотя и была взята из технического журнала, оказалась проблематичной в наладке. Схему Голикова можно использовать как основу. но хватит ли тока управления тиристорами Т160 — вопрос. Это надо проверять практически и если не хватит, то просто использовать дополнительный усилитель тока.
Kerya
Подскажите пожалуйста, в представленных схемах, чем можно заменить симистор ТС2-10?
На какие параметры при подборе обращать внимание?
Например, есть BTA41-800.
У BTA41-800 более низкие, чем у ТС2-10 параметры по напряжению (1100В против 800В) и току (100А против 40А).
Подойдёт ли для двигателя 2,2кВт данный симистор?
Алексей
Kerya, не на те параметры симистора смотрите. Максимально допустимый действующий ток в закрытом состоянии у ТС2-10 составляет 10 ампер. Эта цифра 10 стоит в его маркировке. Если мы 10 А умножим на 220 вольт, то получим 2200 ватт или 2,2 кВт. Поэтому автор Голик и указал этот симистор, как критический для такой мощности.
BTA41-800 для этой цели не подойдет и сгорит. Ищите другие аналоги.
Добавить комментарий Отменить ответ
- Рубрики блога
- Базовые знания (21)
- Защитные модули (12)
- Измерительные приборы (5)
- Кабель и провод (2)
- Опыт ремонта (5)
- Освещение (15)
- Полезные самоделки (9)
- Электромонтажные работы (14)
- Потребление электроэнергии, как рассчитать стоимость оплаты онлайн калькулятором или по формулам: 2 методики для домашнего мастера
- Антенны для цифрового ТВ DVB T2: 4 испытанных схемы с фото
- Импульсные блоки питания: принципы работы для новичков — обзор 7 правил построения схемы
Как подключить трехфазный двигатель на 220 без конденсаторов
Евросамоделки — только самые лучшие самоделки рунета! Как сделать самому, мастер-классы, фото, чертежи, инструкции, книги, видео.
- Главная
- Каталог самоделки
- Дизайнерские идеи
- Видео самоделки
- Книги и журналы
- Партнеры
- Обратная связь
- Самоделки для дачи
- Самодельные приспособления
- Автосамоделки, для гаража
- Электронные самоделки
- Самоделки для дома и быта
- Альтернативная энергетика
- Мебель своими руками
- Строительство и ремонт
- Самоделки для рыбалки
- Поделки и рукоделие
- Самоделки из материала
- Самоделки для компьютера
- Самодельные супергаджеты
- Другие самоделки
- Материалы партнеров
5 новых самоделок!
Решил написать рассказ про то, как я сделал консоль под ТВ и аудио аппаратуру в стиле Лофт. Делюсь рассказом, фотографиями процесса и, конечно же, результата. Раз решил делать в стиле Loft, то значит это должен быть минималистский дизайн с каркасом из металла и столешницами из натурального дерева.
Порядок действий по изготовлению летнего душа из профильной трубы и металлопрофиля
Повествование о том, как я строил туалет на даче.Как сделать помощника в домашнюю мастерскую — токарный станок из дерева. Прилагаются чертежи станка для самостоятельного изготовления
Делюсь своим вариантом сварочной подкатной тележки (сварочного поста), сделанной мной самостоятельно
Подключаем 3-х фазный электродвигатель без конденсаторов от 220В
Подключаем 3-х фазный электродвигатель без конденсаторов от 220В
Довольно часто в быту приходится использовать трехфазные электродвигатели для своих самоделок (наждаки, циркулярные пилы и т.п.) в однофазной сети 220 вольт. Как правило, для запуска трёхфазника в домашней сети применяют давно известный способ — одну из обмоток подключают через фазосдвигающий конденсатор. Но у этого решения есть серьёзный недостаток.
Во-первых, огромные размеры бумажных конденсаторов (особенно если используются пусковые ёмкости) иногда сопоставимы с размером самого электродвигателя. Во-вторых, в настоящее время достать такие конденсаторы непросто. А можно ли использовать трёхфазный электродвигатель в однофазной сети вообще без конденсаторов? Оказывается можно!
Хочу поделиться найденной и проверенной на практике альтернативной заменой конденсаторов тиристорным ключом. Используя тиристорный ключ, можно запустить трёхфазный электродвигатель без использования конденсаторов. Схема ключа проста и не требует настройки. Готовый и помещённый в подходящий корпус тиристорный ключ занимает место не более пачки сигарет.
Принципиальная схема устройства:
Устройство работает следующим образом: при максимальном сопротивлении на R7 ключ закрыт и сдвиг фаз наибольший, соответственно пусковой момент максимальный. По мере выхода электродвигателя на максимальные обороты сопротивление устанавливают такое, чтобы сдвиг фаз был оптимальным для работы электродвигателя. Тиристорный ключ позволяет отказаться от пусковых и рабочих конденсаторов, а это при мощности электродвигателя от 2 кВт и выше даёт огромные преимущества.
Все резисторы типа МЛТ
VT1, VT2 – любые из этой серии
Д231 и КУ 202 любые на ток 10А и напряжение 300 вольт
Всю схему можно собрать на печатной плате. В моём случае мощность электродвигателя была 600 Вт, поэтому тиристоры не стал устанавливать на радиаторы (нагрева вообще не было).
Моя изменения при которых схема стабильно заработала:
Транзисторы VT1 и VT2 заменил на BC547 и BC557 соответственно. R6 — 22 кОм, R3 — 10 кОм, R4 — 22 кОм, R2 — 47 кОм, R1 — 56 кОм, R7 — 20 кОм. VD3, VD4 — 1N4007, VD1, VD2 — Д233ВП, VD5 — Д814Д.
Печатная плата:
Схема была испытана на двигателе мощностью 3 кВт.