Проверки в Navisworks по матрице коллизий с помощью Dynamo
В свое время стояла задача по созданию проверок в Navisworks по матрице коллизий. Проверок было огромное количество, и простое набивание их наименований, не говоря уже о создании поисковых наборов, выборе типа проверки и назначении допуска, занимало неприлично большое количество времени. Автоматизированных решений подобной задачи найти не удалось, поэтому я написала пару скриптов, позволяющих создавать проверки по заданным правилам и поисковые наборы элементов в Navisworks на основе данных из матрицы коллизий. Возможно, кому-то еще это пригодится, поэтому делюсь своими наработками в этой небольшой статье.
Материалы можно скачать по ссылке в конце статьи.
Идея
Основная идея очень проста — заполнить матрицу коллизий, собрать из нее данные о проверках, которые нужно провести, внедрить эту информацию в структуру файла XML и импортировать его в Navisworks.
Матрица
Если мы хотим избежать проверки «всего со всем», конкретизировать допуски для каждой пары групп элементов и получить в итоге менее громоздкие отчеты, то матрица коллизий — это удобный инструмент для фиксации таких проверок.
Матрица представляет собой таблицу, в столбцах и строках которой прописаны элементы модели, сгруппированные определенным образом (в моем случае это разделы и категории элементов Revit). На пересечении пар категорий проставляются номера необходимых проверок.
Порядок работы
1. Расстановка приоритетов разделов. На вкладке «Приоритеты» присвоить порядковые номера разделам по «важности» и гибкости с точки зрения внесения изменений.
Расстановка приоритетов позволяет организовать последовательную работу по поиску и устранению коллизий. Каждый последующий раздел подключается к проверке после устранения коллизий в разделах с более высоким приоритетом. Это позволяет избежать ситуаций, когда одна и та же коллизия устраняется одновременно в нескольких моделях и, в итоге, приводит к образованию новой коллизии.
Проверки в окне Clash Detective структурируются в соответствии с приоритетами.
2. Определение типов проверок и допусков. Для каждой пары категорий актуален определенный тип проверки: пересечение, пересечение (консервативно), просвет или дублирование. Помимо типа, проверки могут отличаться допусками для разных пар категорий.
На вкладке «Мэппинг проверок» необходимо определить перечень проверок, задать допуски. Можно удалить лишние или добавить недостающие проверки, при этом важно использовать только те значения типов, которые представлены в таблице.
Код проверки — цифра, которую мы будем вписывать в матрицу коллизий на пересечениях пар.
Тип проверки — наименование проверки в том виде, в котором оно представлено в файле XML, важно использовать только приведенные наименования типов, создавая новую проверку.
Код типа проверки — сокращение для типа проверки, которое будет указано в наименование проверки в Navisworks.
Допуск — значение в метрах, в пределах которого пересечение не считается коллизией.
3. Заполнение матрицы коллизий. На вкладке «Матрица проверок на коллизии» на пересечениях категорий проставить номера проверок, которые необходимо провести.
Если для пары нужно выполнить несколько проверок, введите двузначное или трехзначное значение без пробелов и запятых. Например, 13 означает проверки 1 и 3, 45 — проверки 4 и 5 и т.п.
В таблице настроено условное форматирование для проверок с 1 по 5, дополнительные условия можно настроить самостоятельно.
4. Запуск скрипта по формированию перечня проверок и поисковых наборов по матрице коллизий. Откройте скрипт 00_BIM_Создание перечня проверок по матрице коллизий, задайте путь к файлу с матрицей коллизий и запустите скрипт.
После завершения работы скрипта проверьте вкладки «Проверки» и «Поисковые наборы».
На вкладке «Проверки» получаем список проверок с соответствующими поисковыми наборами, типами проверки и допусками. Наименование в формате Приоритет_Раздел1_Раздел2_Тип проверки и допуск_Категория 1_Категория 2.
В столбце «Допуск» замените запятые на точки. К сожалению, в Dynamo данную операцию произвести не удалось, поэтому приходится заменять в Excel.
На вкладке «Поисковые наборы» получаем список уникальных поисковых наборов с данными для создания правил их формирования. Я буду искать элементы по коду модели, в которой они находятся, и по их категориям, поэтому создаю и заполняю соответствующие столбцы.
Поисковые наборы могут иметь большее количество правил, их можно добавить уже в Нэвисе и обновить наборы, либо откорректировать скрипты для автоматического формирования правил по своим критериям.
5. Сохранение файл Excel. Файл можно не закрывать, но обязательно сохранить. Важно не забыть это сделать, иначе изменения о замене запятых на точки в допуске не сохранятся, и файл XML не загрузиться в Нэвис.
6. Запуск скрипта по формированию XML файла с проверками. Откройте скрипт 00_BIM_Создание файла XML с проверками по перечню проверок и поисковых наборов.
1 — задайте имя файла XML.
2 — скопируйте путь, куда будет сохранен созданный файл, замените бэкслеши в пути на двойные бэкслеши. Путь к файлу должен заканчиваться именем файла с расширением, как указано на скриншоте.
3 — задайте путь к матрице коллизий.
После завершения всех настроек запустите скрипт. В указанной папке появится файл XML с заданным именем.
6. Загрузка файла XML в Navisworks. Загрузите файл XML, используя кнопку импорта в окне Clash Detective, проверьте правильность созданных проверок и поисковых наборов.
Наименование проверок, правила формирования поисковых наборов, кодировки и прочие частные нюансы можно настроить под себя. Так же, вероятно, скрипты можно оптимизировать. Надеюсь, что кому-то данная информация упростит жизнь и создаст почву для дальнейшей автоматизации.
Скрипты собраны в версии Dynamo 2.0.3. Использованы ноды из пользовательских пакетов Clockwork и Zhukoven.com.
Скачать материалы можно по ссылке.
Просмотр коллизий
Для просмотра коллизий из Navisworks в Revit, необходимо сначала получить отчет в Navisworks. Для этого переходим на панели в Clash Detective, Рис. 1 — Clash Detective, и выбираем кнопку Отчет, Рис. 2 — Настройки отчета. Предварительно должны быть созданы проверки, и они должны быть запущены хотя бы один раз, иначе отчет не получится выгрузить.
После того, во вкладке отчет прожмите все галочки, как на скриншоте. Параметры вывода должны быть тоже как на картинке. Нажмите кнопку записать отчет и выберите любую подходящую папку для сохранения отчета.
Просмотр коллизий в Revit
Затем переходим в Revit, открываем нужную модель для просмотра коллизий, подгружаем необходимые связи (те модели, с которыми есть пересечения). Во вкладке Marks переходим на Tools, и выбираем «Просмотр коллизий», Рис. 3 — Просмотр коллизий.
Появится окно. В данном окне необходимо нажать кнопку «Обзор», и выбрать xml файл выгруженный с Navisworks, Рис. 4 — Выбор отчета.
Далее в окне будут отображены конфликты, все они имеют разный статус.
Исправлено – значит конфликт уже решен
Не исправлено – конфликт нуждается в исправлении
Ошибка – конфликт не найден, возможно, он уже был исправлен
Конфликты можно фильтровать по статусам, например убрать все, кто имеет статус «Ошибка». Для этого необходимо снять галочку у фильтра «Ошибка», Рис. 5 — Фильтры коллизий.
Неисправленные коллизии можно посмотреть на 3D виде, для этого необходимо нажать кнопку «Создать 3D вид», Рис. 6 — Работа с конфликтами, имя вида будет иметь номер конфликта, Рис. 7 — Вид в Revit. А также присвоить статус «Исправлено» для того, чтобы повторно не просматривать уже проверенные конфликты.
По завершению работы нажмите кнопку «Выход».
Проверка на пересечения средствами Autodesk Navisworks Manage. Путеводитель для новичков
Почему мы взялись за эту статью? Дело в том, что руководители проектных компаний зачастую не понимают, откуда берутся результаты, которые предоставляют их сотрудники после проверки модели. Чтобы быть в теме и говорить с непосредственными исполнителями на одном языке, они нуждаются в дополнительной информации по этому вопросу.
Учитывая потребности и пожелания клиентов, Академии BIM разработала специальный курс для управленцев «Контроль и управление BIM-проектами». А пока вы еще не записались на обучение, читайте статью, и многое прояснится.
Начнем с того, что одним из наиболее широко применяемых специалистами решений для работы с инженерно-строительными проектами является Navisworks Manage. Это комплексное программное обеспечение обладает множеством возможностей, в том числе, инструментами для координации пересечений и определения коллизий.
Но, как говорится, и на солнце бывают пятна. Другими словами, Navisworks Manage имеет свои нюансы, о которых мы и хотим рассказать. Как говорится, предупрежден, значит, вооружен.
Итак, при проверке Navisworks Manage может выдавать некие артефакты. Артефактом считается ситуация, когда программа принимает за коллизию отсутствующие в модели пересечение или допустимые существующие пересечения в модели между элементами.
Вот почему результаты, полученные в автоматическом режиме, придется дорабатывать вручную. Научиться этому несложно, особенно, действуя по мини-инструкции, подготовленной для тех, кто только начинает свой путь в этой области.
1. Экспорт моделей в формат NWC
Прежде всего, для выполнения проверки на коллизии и дублирование необходимо выполнить экспорт BIM-моделей проекта в формат NWC и подготовить сборку формата NWF. Экспорт из Autodesk Revit рекомендуется производить, используя плагин Navisworks exporter plugin.
Предварительно нужно подготовить 3D-вид модели, скрыв импорт формата DWG, DWF и PDF (другие скрытые на текущем виде элементы модели также не будут выгружаться). Далее на вкладке «Надстройки», «Внешние инструменты» выбрать «Navisworks». Перед экспортом модели следует установить параметры экспорта.
Поставьте галочки как на рисунке ниже, нажмите «ОК» и «Сохранить» для начала экспорта. Обратите особое внимание, что галочка «Экспортировать геометрию помещений» выключена, так как геометрия помещений приводит к большому числу артефактов при проверке на пересечения с разделом АР.
2. Создание сборки в Navisworks Manage
После экспорта всех моделей в формат NWC потребуется всего 3 действия для создания сборки:
- В пустом проекте (Navisworks) на вкладке «Главная» выполнить команду «Добавить»
- В диалоговом окне «Добавить» перейти в целевую папку, выбрать все модели формата NWC и нажать «Открыть»
- Сохранить модель в NWF- формате на сетевом ресурсе
Доступ к модели формата NWF должен быть у всех участников проекта, так как именно она необходима для проведения проверки на коллизии и дублирование.
Встроенный модуль Clash Detective в Autodesk Navisworks позволяет провести поиск коллизий 3D-модели по определенным в задаче параметрам поиска. Параметры сортировки должны быть реализованы с помощью поисковых наборов, каждый из которых помещен в соответствующую папку.
3. Матрица коллизий
Метод поиска и устранения коллизий предварительно согласуется с заказчиком.
При проверке на коллизии стоит обязательно учитывать приоритетные разделы и категории, чтобы не спровоцировать конфликты. Например, известно, что одновременная проверка на коллизии раздела АР с разделом АР приводит к множеству конфликтов, которых можно избежать, зная о существовании «подводных камней»..
Для описания метода поиска и устранения коллизии рекомендуется акцентировать внимание на таких типах проверок, как ВИС_vs_АР; ВИС_vs_КР; ВИС_vs_КМ; ВИС_vs_ВИС, но учитывать нужно только те элементы, которые представляют высокую важность.
При определении метода поиска и устранения коллизии желательно согласовать со всеми участниками проекта «Матрицу коллизий», которая служит для определения правил проверки и приоритета элементов моделей.
Пример матрицы коллизий
4. Формирование отчета о коллизиях
Непосредственно создание отчета реализуется на вкладке «Отчет» в диалоговом окне «Clash Detective».
В поле «Содержимое» устанавливаются флажки на параметрах, которые требуется отобразить в отчете. При первой записи отчета предпочтительно оставить настройки по умолчанию. После просмотра готового отчета можно выбрать параметры, имеющие высокую важность. А исключив лишние параметры, можно достичь более компактного вида.
Далее установите параметры вывода отчета.
Создание отчета возможно как по одной, так и по всем проверкам, созданным ранее. Воспользуйтесь функцией «Тип отчета» для выбора подходящего варианта.
Типы отчета:
- Текущий – тест создает один отчет только для текущей проверки
- Все тесты (совместно) – создает один отчет по всем проверкам
- Все тесты (раздельно) – создает отдельный отчет для каждой проверки
Отчет возможно сохранить в различных форматах. Наиболее удобным считается формат HTML (содержит изображение конфликта). Для ведения работы, где требуется сортировка и фильтрация конфликтов, рекомендуется формат XML.
Форматы отчета:
- XML — создается файл в формате XML
- HTML — создается файл в формате HTML с последовательным перечислением конфликтов
- HTML (табличный) — создается табличный файл HTML с отображением проверок на наличие конфликтов в виде таблицы (отчет можно открыть и отредактировать в Microsoft Excel 2007 и более поздних версиях)
- Текст — создается файл в формате TXT
- Как точки обзора — создается папка с именем [имя_проверки] в закрепляемом окне «Сохраненные точки обзора» (папка содержит все сохраненные в качестве точек обзора конфликты с описанием каждого из них)
После установки параметров записи нажать кнопку «Записать отчет».
Вне зависимости от того, кто выполняет проверку, отчет о коллизиях передается всем участникам проекта от исполнителя, а также заказчику, так как обнаруженные спорные моменты требуют согласования и решения.
Если у вас появятся вопросы по поиску и устранению коллизий, обращайтесь к специалистам Академии BIM. Возможно, вас заинтересует специальный плагин Neo Engineer, предназначенный для исключения коллизий и ускорения работы в процессе создания трасс инженерных систем.
Проверка пространственно-временных коллизий в Autodesk Navisworks Manage
Большинство пользователей продуктов Autodesk знают Navisworks как мощный инструмент поиска коллизий, позволяющий сократить издержки на стройке, при этом многие используют его только для проверки «жёстких» коллизий – непосредственного пересечения двух объектов модели. Проверку «на просвет» проверяют намного реже, хотя она позволяет найти нарушения вида «сеть А должна проходить от сети Б на расстоянии не менее Х миллиметров». И почти никто не знает о возможности проверить коллизии по времени, о которых пойдёт речь в этой статье.
Наиболее очевидный сценарий для появления коллизий во времени – реконструкция, где монтаж нового объекта может начаться до завершения демонтажа старого. При строительстве новых объектов коллизии так же могут возникать, например, при монтаже сетей в стеснённых условиях. Рассмотрим, что же нужно сделать для выявления и исправления подобных ошибок.
Во-первых, проверка по времени требует создания анимации. Это может быть обычная анимация объектов с использованием модуля Animator, но наибольшей эффективности можно добиться, если использовать анимацию графика производства работ в модуле TimeLiner.
В демонстрационной модели созданы поисковые наборы для монтируемых и демонтируемых воздуховодов, в TimeLiner так же созданы две задачи, использующие те же наборы.
Для поиска коллизий по времени при создании проверки необходимо указать связь с той анимацией, которая будет использоваться:
Запустив проверку получим множество пересечений, поскольку в примере демонтаж заканчивается после начала монтажа. Чтобы исправить ошибки внесём изменения в график производства работ:
И повторим проверку:
Все ошибки исправлены, поскольку теперь объекты, пересекающиеся в пространстве, появляются в модели в разное время.
Таким образом, качественная 4D модель позволяет избежать ошибок, связанных с некорректным планированием. Кроме того, создание анимации для монтажа оборудования позволит найти такие ошибки не только при реставрации, но и при анализе монтажных работ на новых объектах.
На нашем курсе Autodesk Navisworks Manage Вы можете освоить эту и другие продвинутые техники использования продукта, при этом начальных знаний не требуется.