Деформационные швы в бетонных полах
Бетон является широко распространенным материалом для возведения полов на промышленных, складских и производственных объектах. Он отлично справляется с интенсивными механическими нагрузками и имеет продолжительный период эксплуатации. Несмотря на это, он подвержен усадке и отличается низкой устойчивостью к деформации (покрытия из бетона абсолютно не пластичны). Это отрицательно сказывается на его износостойкости в условиях интенсивных динамических воздействий (при движении транспорта и пешеходов, резких ударных нагрузках). Поэтому при длительном использовании на бетонных полах возникают трещины.
Чтобы избежать преждевременного ремонта, на монолитной поверхности создаются искусственные разрезы – деформационные швы. Они повышают упругость бетонного покрытия, образуя разрывы в стяжке, подстилающем слое (основании) или покрытии. За счет этого появляется возможность смещения разрозненных участков. Это позволяет минимизировать внезапные деформации пола, повысить его устойчивость к динамическим нагрузкам и значительно продлить срок службы.
В каких случаях применяются деформационные швы?
Выполнять разрезы в бетонном покрытии необходимо, если:
- общая площадь стяжки превышает 40 м 2 ;
- пол имеет сложную конфигурацию;
- эксплуатация происходит в условиях резких температурных перепадов;
- длина одного или двух ребер поверхности превышает 8 метров.
Технология создания деформационных швов
Как правило, в основу конструкции бетонного пола на промышленных объектах входит стяжка и покрытие. В отличие от жилых помещений, верхний слой пола в таких зданиях выполняется также из бетона. В зависимости от предполагаемой нагрузки проектируются покрытия различной толщины. Под стяжкой обустраивается подстилающий (черновой) бетонный слой. В нем нарезаются взаимно перпендикулярные швы с интервалом в 6-12 метров и глубиной 40 миллиметров.
Стоит отметить, что согласно СНиП 2.03.13-88 глубина шва должна быть не меньше 30% толщины подстилающего слоя. Обязательным условием также является совпадение деформационного разреза пола с защитными швами других конструкций здания.
В зависимости от целей использования и конструктивного исполнения деформационные швы в бетонных полах подразделяются на три категории:
- изоляционные;
- усадочные;
- конструкционные.
Изоляционный шов
Изоляционные разрезы создаются на пограничных участках конструктивных элементов помещения (стен, фундамента под оборудование, колонн или пола). Они представляют собой промежуточные швы, позволяющие избежать появления трещин во время усадки бетона в местах прилегания горизонтальных и вертикальных поверхностей. Если такой разрез отсутствует, то стяжка при высыхании уменьшит объем и потеряет сцепление со стеной, образуя разрыв.
Шов заполняется различными изоляторами, обеспечивающими беспрепятственное растяжение стяжки относительно фундамента и стен. Толщина шва составляет в среднем 13 миллиметров.
Усадочный шов
В отличие от изоляционных швов, которые устраняют риск деформации бетонного пола на участках соприкосновения со стенами, усадочные разрезы применяются для предотвращения растрескивания бетона по всей площади. Другими словами, они защищают поверхность от повреждений, вызванных усадкой материала. Так как бетон засыхает неравномерно (сначала сверху, потом снизу), внутри него создается дополнительное напряжение.
Карты (части покрытия, ограниченные усадочными швами), должны быть квадратными. Не рекомендуется делать их Г-образной или прямоугольной формы. Вероятность появления трещин напрямую зависит от размера карт. Чем меньше площадь, ограниченная швами, тем ниже риск растрескивания материала. Подвержены деформации и углы стяжки, поэтому их также необходимо покрыть усадочными разрезами. Во время укладки в бетон помещаются формирующие рейки, а при высыхании стяжки уже накладываются швы.
Конструкционный шов
Данный вид защиты монолитных бетонных полов выполняется при поэтапном возведении основания. Так как во время перерывов материал успевает засохнуть и приобрести отличную от нового слоя плотность, покрытие может потрескаться. Деформационный шов позволяет минимизировать риск образования трещин. Он нарезается на участках соединения стяжки, уложенной в разное время, аналогично усадочному шву. Форма торца соединения – «шип-паз».
К характеристикам этой конструкционной защиты относятся:
- минимальное расстояние от деформационных швов другого вида – 1,5 метра (разрез выполняется параллельно);
- отсутствие необходимости при непрерывном процессе укладки;
- максимальная толщина стяжки – 20 сантиметров.
Обработка швов
Для того чтобы шов успешно выполнял свои функции, его необходимо герметизировать. Для этой цели применяются следующие материалы:
- Гидрошпонка. Резиновая, полиэтиленовая или ПВХ лента, которая закладывается при заливке бетонной стяжки.
- Вспененный полиэстер. Уплотняющий шнур из этого материала помещается в разрез. При резких изменениях температуры полиэстер сохраняет эластичность, обеспечивая безопасную усадку бетонного покрытия.
- Мастика. Акриловая, полиуретановая или латексная смесь накладывается поверх шва и служит надежной защитой от проникновения влаги.
- Деформационный профиль. Состоит из резины или металлических направляющих. Устанавливается встроенным или накладным способом.
Перед герметизацией рабочую поверхность необходимо очистить от загрязнений при помощи компрессора со сжатым воздухом. Также для продления срока эксплуатации рекомендуется устранить зазоры и упрочнить верхний слой топпингом или полиуретановым покрытием.
Температурно-усадочные швы в бетоне: назначение и конструкция.
Современное строительство немыслимо без применения монолитных технологий. Устройство монолита требует четкого соблюдения технологических особенностей и последовательности, что напрямую сказывается на качестве готовых конструкций. Одним из особенностей в монолитном строительстве является устройство деформационных температурно-усадочных швов в железобетонных монолитных конструкциях.
Температурно-усадочные швы в бетоне: что это такое, зачем нужны?
Железобетон является твердым прочным материалом. Однако, из-за низкой пластической деформации бетона, он достаточно легко разрушается при изгибе и ударах. Дело в том, что во время набора прочности происходит усадка бетона. Процесс усадки неравномерен – верхние слои бетона усаживаются несколько быстрее, чем в глубине возводимой конструкции. Вследствие этого появляется напряжение верхнего слоя монолитной конструкции, он стягивается одновременно с поднятием краев конструкции. В результате неравномерности усадки возникают напряжения в бетоне, приводящие к появлению трещин. Одним из способов увеличить прочность бетона является устройство деформационных швов.
Температурно-усадочные и осадочные швы представляют собой разрезы в бетонной массе, расположенные на заданном расстоянии друг от друга, и предназначенные для снижения нагрузок на бетон в процессе его затвердевания с целью исключить возникновение хаотичных трещин.
Конструкция, правила устройства и параметры температурно-усадочных швов в железобетонных конструкциях жестко регламентируются СП 70.13330.2012 и СП 29.13330.2011. Соблюдение правил и норм СП при устройстве температурно-усадочных швов в монолитном бетоне позволит повысить прочностные характеристики возводимых конструкций.
Возникновение такого явления, как самопроизвольное растрескивание бетона в процессе набора прочности крайне нежелательно. Это приводит к потере в прочностных характеристиках, дальнейшему разрушению бетонной конструкции, ремонт которой может выйти «в копеечку». Буквально, температурно-усадочные швы в бетоне позволяют ему растрескиваться в заданном направлении (по самому шву).
Существует две разновидности температурно-усадочных швов в монолитных конструкциях: временные и постоянные.
Временный температурно-усадочный шов применяется при строительстве несущих железобетонных конструкций (например, в фундаментной плите). Он необходим для предупреждения появления трещин во время усадки бетона при его твердении. Как правило, такие швы применяются в больших монолитных конструкциях. В зависимости от рецептуры бетона, конструкция может дать усадку до 1,5 см (при длине самой конструкции 30 м). При возникновении таких усадочных нагрузок бетон может повреждаться и растрескиваться, что неблагоприятно скажется на качестве несущей конструкции.
Таким образом, достаточно массивные и протяженные конструкции рекомендуется бетонировать захватками (участки длиной от 4,5 до 9 метров), оставляя временные температурно-усадочные швы между ними. Далее рекомендуется дать бетону время для усадки, после чего производится добетонирование в местах расположения швов, таким образом временные температурно-усадочные швы устраняются. Стоит заметить, что время усадки бетонной смеси зависит от рецептуры бетона и климатической зоны строительства объекта. В среднем период усадки может составлять от 4 до 6 дней.
Наиболее часто, говоря о температурно-усадочных швах в здании, подразумеваются постоянные швы в монолитном бетоне. Постоянные температурно-усадочные швы можно встретить в таких монолитных конструкциях, как бетонные полы. Они позволяют компенсировать нагрузки от «хождения» массивной бетонной конструкции пола под воздействием перепадов температур. Температурно-усадочные швы особенно актуально устраивать в бетонных полах помещений складского и промышленного назначения, где температурные перепады и динамическое воздействие могут быть интенсивными. Бетонный пол с температурно-усадочными швами внешне выглядит как огромная монолитная конструкция, разделенная на несколько равных участков.
Устройство температурно-усадочных швов может быть выполнено различными способами:
- — в процессе заливки бетона (устанавливаются специальные профили и прочие закладные детали);
- — нарезка температурно-усадочных швов. При сухой нарезке устройство швов выполняют после высыхания стяжки, однако, это следует делать как можно раньше, тогда края швов будут ровные. Нарезка швов по влажному составу производится непосредственно на недавно уложенном бетоне после небольшого временного промежутка (от 4 часов до суток) необходимого для частичного затвердевания массы.
Следует отметить, что температурно-усадочные швы следует нарезать вглубь минимум на треть толщины бетонного пола. Это необходимо для устройства слабых мест в бетонной массе, что обеспечит направленное растрескивание.
Расчет расстояния между температурно-усадочными швами
Расстояние между постоянными температурно-усадочными швами также может повлиять на возникновение хаотичного растрескивания. Существует взаимосвязь между наибольшим возможным расстоянием между температурно-усадочными швами – толщина бетонного пола, умноженная на 30. Таким образом, при толщине пола 80 мм максимально возможное расстояние между температурно-усадочными швами должно быть не более 2,4 метра (согласно нормам и правилам СП).
Однако, не всегда устройство температурно-усадочных швов в бетоне необходимо. Например, при небольших площадях бетонного пола (до 20 м.кв.) и разнице ширины к длине не более, чем в 1,5 раза, устройство температурно-усадочных швов не целесообразно. Также есть ограничения по ширине температурно-усадочных швов – она должна быть 3-5 мм.
Существует еще ряд требований, влияющих на расчет размера нарезаемых участков и их количества на бетонной поверхности:
- размер площади нарезаемой карты не должен быть более 36 м.кв.;
- следует нарезать температурно-усадочные швы с равным шагом друг от друга;
- нарезку пересекающихся швов рекомендуется выполнять перпендикулярно;
- участки, образующиеся при нарезке швов, рекомендуется выполнять в форме квадратов. При невозможности – обеспечить разницу длины и ширины карты менее, чем в 1,5 раза;
- при больших площадях помещений следует совмещать деформационные швы с осями колонн;
- обеспечить перекрестное пересечение швов, при Т-образном неизбежно появление хаотичного растрескивания;
- в местах нахождения колонн следует выполнять пересечение швов таким образом, чтобы получался небольшой участок в форме квадрата, повернутый углами на 45 градусов к осям колонн.
Конструкция температурно-усадочного шва
Температурно-усадочные швы в бетоне необходимо обязательно закрывать от попадания мусора, влаги и прочих агрессивных веществ, способных повлечь разрушение бетона. Если обратить внимание на узел температурно-усадочного шва, можно увидеть, что он состоит из нескольких слоев.
Условно говоря, на всю длину деформационного шва после его пропила и очистки укладывается эластичный уплотнитель. Он отлично работает при температурном «хождении» конструкции, обеспечивая заполнение пустот при сужении и необходимое пространство при расширении бетона. Далее происходит заполнение температурно-усадочных швов герметиками. Герметики следует наносить на обеспыленную чистую поверхность, чтобы обеспечить достаточную адгезию и предотвратить отслаивание и выпадение герметика из «тела» шва. Также в зависимости от технологии устройства температурно-усадочных швов могут быть применены дополнительные материалы и комплектующие.
Для правильного устройства деформационных швов необходимо избегать таких ошибок:
- нарезка швов под острым углом, устройство треугольных карт;
- соотношение рецептуры и марочных показателей бетонной смеси с расстоянием между деформационными швами;
- слишком ранняя может повлиять на качество шва. При ранней нарезке возможно выкрашивание зерен заполнителя, а не их резка. Рекомендуется выполнять пробную нарезку швов не ранее, чем через 12 часов после заливки конструкции.
Правильное устройство температурно-усадочных швов с соблюдением всех требуемых в строительных нормах и правилах параметров позволит избежать хаотичного растрескивания, а значит обеспечит необходимые прочностные характеристики конструкции.
Деформационные швы в бетонных полах
Бетонными называют полы, в состав которых входят: вяжущее (портландцемент или жидкий полимер), крупный заполнитель (щебень), мелкие заполнители (песок, мраморная крошка, гранитный отсев). Такие полы могут быть сборными из плит, изготовленных на заводе, или залитыми по монолитной технологии. В монолитных бетонных полах предусматривают деформационные швы, назначение которых – компенсация различного рода напряжений, действующих на конструкцию, предотвращение ее растрескивания, продление эксплуатационного периода отдельных конструктивов и строения в целом.
Что такое деформационный шов в бетоне?
Деформационным швом называют технологический разрез, предназначенный для предотвращения трещинообразования в бетонных конструкциях, снижения нагрузок на примыкающие к ним строительные конструктивы.
Деформационный шов в бетонном полу – это технологический зазор в подстилающем слое, стяжке или покрытии, который обеспечивает независимое перемещение отдельных участков.
Технические параметры разрезов отражаются в проектной документации. Деформационные зазоры бывают нескольких видов, конкретный их тип выбирается в зависимости от функционального назначения.
- Температурный. Бетон – материал, подверженный изменениям размеров при температурных колебаниях. Устройство температурных швов в бетоне обязательно при заливке стяжки над системой «теплого пола». Трещины над греющими элементами особенно опасны, поскольку могут стать причиной разрыва труб, выхода из строя греющего мата или пленки. Размеры и шаг расположения термоусадочного шва в бетонном полу определяются инженерами-строителями в зависимости от максимальных температурных колебаний, материала основания, толщины заливки смеси, ее класса прочности.
- Усадочный. При застывании верхние слои бетона схватываются и твердеют раньше, а глубинные позже, что является причиной возникновения внутренних напряжений. Чем толще бетонный слой и больше площадь помещения, тем значительнее расслаивание монолита. Задача устройства усадочных швов – предотвращение деформации бетона из-за возникновения внутренних усилий. Зазор нарезают в стяжке после ее перетирки.
- Осадочный. Во время осадки зданий на фундамент действуют усилия в разных направлениях. Под их влиянием межэтажные плиты могут смещаться, что приводит к деформациям пола. Особенно важно предусмотреть осадочные разрезы при заливке бетонной смеси на малопрочные основания или подверженные замерзанию/оттаиванию. Оптимально – дождаться осадки здания и только потом начать устройство бетонных полов.
- Сейсмический. Служит для гашения разнонаправленных усилий, возникающих при землетрясениях. Сейсмические разрезы предотвращают появление трещин на полах и улучшают общую устойчивость строений.
- Изоляционный. Этот разрез, являющийся разновидностью усадочного шва, прокладывается в местах примыкания вертикальных строительных конструкций к полу. Компенсирует усадку смеси при твердении. Наименьшая ширина – 10 мм. Для заполнения используется упругая лента.
- Конструкционный (разграничительный). Изготавливается для разграничения зон, залитых в разное время. Разрез заполняют герметизирующим составом.
Температурные, осадочные, усадочные и антисейсмические деформационные швы изготавливаются не только в полах, но и других бетонных элементах зданий – внешних стенах, фундаменте, плитах перекрытия.
Решение о необходимости изготовления технологических зазоров зависит от природно-климатических условий региона, геологических условий участка строительства, специфики функционального назначения здания.
Нормативные требования к устройству деформационных швов в бетонных полах
Определение деформационных швов и правила их формирования регламентируют СП 70.13330.2012 (актуализированная редакция СНиПа 3.03.01-87), СП 29.13330.2011 (актуализированная редакция СНиПа 2.03.03-88), другие нормативные акты.
Основные требования при создании деформационной защиты здания:
- Швы должны быть расположены на одной линии с осями колонн, швами ЖБ плит перекрытий, специальными деформационными разрезами, предусмотренными в основании.
- Для заделки технологических разрезов могут использоваться пластичные полимерные материалы, составы на основе цемента не ниже марки М400 (ЦЕМ I 32,5), жгуты, ленты, металлопрофили. Для цементации швов, раскрытие которых не превышает 0,5 мм, применяют маловязкие растворы на основе цемента.
- Компенсационные швы внутри монолитной плиты, а не только по ее периметру, изготавливаются в основном на объектах производственного назначения.
- Зазоры могут формироваться, благодаря особой конфигурации опалубки, или нарезаться в уже отвердевшем бетоне. Пропил делают через двое суток после заливки смеси инструментом с алмазными дисками. Во время заливки можно устанавливать в смесь рейки, обработанные антиадгезионными составами. После схватывания материала рейки удаляют, а место их расположения заделывают заполнителем.
- Технологические зазоры располагают на расстоянии 8-12 м друг от друга, если основанием пола является железобетонная плита. В других случаях места компенсационных разрезов определяются инженерными расчетами и отображаются в проектных документах.
Материалы для заполнения деформационных швов в бетонном полу
Для заполнения компенсационных технологических разрезов в бетонном полу в продаже имеются различные материалы, назначение которых – герметизация и защита зазора от попадания в него воды, загрязнений, компенсация напряжений. Выбор зависит от размера зазора, габаритов помещения, эксплуатационных условий.
Металлические профили
Это двусторонний металлопрофиль сложной формы с резиновыми и пластиковыми вставками. Бывает накладным и встраиваемым. Укладывается на этапе заливки бетонной смеси. Это дорогой вид заполнения, используется он только на полах, испытывающих высокие нагрузки. Обычно он востребован на объектах производственного характера.
Уплотняющие полосы из вспененного полимера или эластичные жгуты
Такой заполнитель применяется на небольших площадях. Укладывается одним или несколькими слоями.
Профилированные ленты
Изделия изготавливаются из высокопрочных полимеров или модифицированной резины. Закладываются в бетонную смесь в период ее заливки. Универсальны в использовании.
Силиконовые герметики
Применяются для полов небольшой площади, не испытывающих серьезных нагрузок. Составы могут быть одно- или двухкомпонентными. Первые просты в эксплуатации, вторые имеют лучшие рабочие свойства. Силиконовые герметики предназначены для герметизации зазоров, изготовленных пропиливанием отвердевшего бетона.
Деформационные швы в бетонных полах должны полностью соответствовать проекту, а технологии их изготовления и заполнения – максимально учитывать эксплуатационные особенности объекта.
Популярные теги
Автор: Андрей Васильев
- Строитель с 20-летним стажем
- Эксперт завода «Молодой Ударник»
В 1998 году окончил СПбГПУ, учился на кафедре гражданского строительства и прикладной экологии.
Занимается разработкой и внедрением мероприятий по предупреждению выпуска низкокачественной продукции.
Разрабатывает предложения по совершенствованию производства бетона и строительных растворов.
Швы в бетонных полах
Промышленные бетонные полы укладывают на складах, логистических терминалах, заводах, вокзалах и других объектах со значительными нагрузками на полы, и в этой связи к ним предъявляют требования по долговечности, стойкости к динамическим нагрузкам и истиранию, герметичности, по отсутствию пыления, простоте в эксплуатации и уборке. Однако при их устройстве возникает и другая проблема – недолговечность. Применяемые сегодня технологии и комплексный подход позволяют успешно решить проблемы, возникающие при выполнении и эксплуатации полов и добиться требуемых характеристик при разумных финансовых затратах.
Стандартный пол, как правило, состоит из основания – бетонной стяжки и покрытия – материала, придающего поверхности основные потребительские свойства. Бетон в стяжке, как и любой цементобетон, по своей структуре очень хрупкий материал, не способный к пластическим деформациям. При приложении к бетону нагрузки, превышающей его прочностные характеристики, он не деформируется без разрушения, как бывает в случае с пластмассой или другим пластичным материалом, а растрескивается подобно стеклу. Появление трещин происходит также под действием внутренних напряжений в бетоне, вызванных усадочными деформациями при твердении и перепадами температур. Чтобы ограничить эти негативные процессы и обеспечить контроль мест появления трещин в бетонной стяжке, необходимо нарезать деформационные швы. Существуют три основных типа деформационных швов в стяжке: изоляционные, усадочные и конструкционные.
Вид воздействия | Интенсивность воздействия | |||
---|---|---|---|---|
весьма значительная | значительная | умеренная | слабая | |
Движение пешеходов на 1 м ширины прохода, чел./сутки | – | – | 500 и более | Менее 500 |
Движение транспорта на гусеничном ходу на одну полосу движения, ед./сутки | 10 и более | Менее 10 | Не допускается | Не допускается |
Движение колесного транспорта на одну полосу движения, ед./сутки | Более 200 | 100…200 | Менее 100 | Только движение ручных тележек |
Изоляционные швы
В процессе эксплуатации здания его конструкции подвергаются различным деформациям. Причин этих деформаций очень много: это и воздействие внешней среды, подвижка грунтов основания и температурные воздействия, и работа внутрицехового оборудования, если это производство, и др. Чтобы избежать передачи деформаций от стен и фундаментов на бетонные полы, в местах соприкосновения бетонной стяжки пола с другими конструкциями здания – стенами, колоннами, фундаментом под оборудование и т. п. делают изоляционные швы, которые позволяют полу работать независимо от других конструктивных элементов здания. Кроме того, в процессе твердения бетон дает усадку, т. е. уменьшается в объеме. Если стяжка будет иметь жесткое сцепление с фиксированным объектом, например, с фундаментом здания, то она с большой долей вероятности треснет, так как усадка не может быть компенсирована.
Изоляционный шов делают вдоль стен и вокруг всех колонн. Если стяжка граничит с другим основанием, например, с фундаментом под оборудование, то шов выполняют вокруг всего фундамента. Изоляционные швы вокруг колонн могут быть квадратными или круглыми. Квадратный шов должен быть развернут на 45° относительно сечения колонны и выполняться напротив ее угла прямым. Если этого не сделать, то в стяжке, вероятнее всего, появятся трещины. Если через изоляционный шов, не предназначенный для мест с высокой нагрузкой (въезды), будет передвигаться техника, то здесь стяжку можно сделать толще на 25% и, выполнив ее клином, вернуть к исходной толщине с уклоном не более 1:10.
Швы в бетонном полу заполняют изоляционным материалом. Изоляционные швы должны позволять стяжке перемещаться вертикально и горизонтально относительно стен, колонн и фундамента. Изоляционный материал, которым заполняют шов, должен воспринимать эластичные деформации без разрушения, т. е. сжиматься. Толщину шва рассчитывают с учетом коэффициента линейного расширения стяжки: обычно она составляет 13 мм. В регионах с частым переходом температуры через 0 °С для повышения срока службы швов может потребоваться их проконопатить. Изоляционные швы обычно заполняют подготовленным волокном и герметиком или подобными материалами, при этом важно, чтобы изоляционный материал не выступал на поверхность стяжки. Нельзя допускать контакта бетона стяжки с бетоном других конструкций здания, так как в этом случае изоляционный шов не будет работать, а в месте контакта произойдет растрескивание стяжки. Изоляционный материал должен быть уложен до укладки бетона.
У колонн изоляционные швы делают следующим образом. Вокруг них при заливке стяжки устанавливают опалубку по линии шва. После того как бетон схватится, опалубку убирают и на ее место укладывают изоляционный материал требуемой толщины. Оставшийся между швом и колонной промежуток заливают бетоном и заглаживают. Изоляционные швы вокруг колонн можно делать и в затвердевшем бетоне, при этом шов режут на всю глубину стяжки и заполняют изоляционным материалом.
Усадочные швы
Усадка бетона по мере его высыхания обычно составляет 0,32 см на 30 см погонной длины. Бетонная стяжка сохнет сверху вниз неравномерно. Верхняя ее часть высыхает быстрей и усаживается сильнее, чем нижняя, поэтому стяжка стремится завернуться, а края становятся выше, чем центр. В результате в бетоне возникают внутренние напряжения, приводящие к образованию трещин. Во избежание хаотичного трещинообразования в бетоне стяжки нарезают усадочные швы, которые позволяют создать в стяжке прямые плоскости слабины. По мере высыхания и стремления к заворачиванию швы слегка открываются, и трещины образуются не хаотично, а в заданных местах.
Усадочные швы могут быть сделаны путем вставки специальных швоформирующих реек, пока бетон еще пластичен, или путем нарезки швов после финишной обработки бетона. Швы следует нарезать по осям колонн и стыковать с углами швов, идущими по периметру колонн. Расстояние от колонны до шва по периметру должно равняться двух-трехкратной толщине стяжки. Карты пола, образуемые усадочными швами, следует выполнять по возможности квадратными, а вытянутых по длине Г-образных карт необходимо избегать. Длина карты не должна превышать ширины более чем в 1,5 раза. Усадочные швы должны быть прямыми и, если возможно, без ответвлений. В проходах и проездах усадочные швы следует располагать на расстоянии, равном ширине стяжки. Дорожки шире 360 см должны иметь продольный шов в центре.
Во дворах зданий расстояние между швами не должно превышать 3 м во всех направлениях. Общее правило – чем меньше карта, тем меньше вероятность хаотичного растрескивания. Усадочные швы должны быть сделаны также на наружных углах, иначе от углов могут пойти трещины. Участок стяжки с очень острым углом с большой долей вероятности растрескается, таких случаев по возможности надо избегать. В тех же случаях, если это невозможно, следует убедиться, что подоснова хорошо утрамбована, и нарезать швы в местах, где наиболее вероятно образование трещин. Иногда, чтобы прочно закрыть трещины на острых или наружных углах, стяжку в этих местах дополнительно армируют стальной арматурой.
Конструкционные швы
В практике устройства бетонных полов очень редко бывает так, чтобы заливка стяжки велась без длительных перерывов (более 1 дня). Это возможно только в помещениях небольшой площади и при условии бесперебойной подачи бетонной смеси. Обычно заливку ведут с технологическими перерывами, за это время уложенный бетон успевает набрать определенную прочность. В местах соприкосновения бетонов с разными сроками укладки целесообразно нарезать конструкционные швы. Конструкционные швы нарезают там, где была закончена дневная работа по укладке бетона. По возможности их выполняют на расстоянии не менее 1,5 м от любых других видов швов, расположенных параллельно им. Форма края стяжки для конструкционного шва обычно делается по принципу «шип в паз». Если боковые выступы делают из дерева, конуса 30° бывает достаточно для стяжки толщиной 12. 20 см (конусы 45° не допускаются). Применяют также металлические конусы. Их следует устанавливать согласно инструкции производителя. Конусные швы работают, как усадочные: они допускают небольшие горизонтальные, но не вертикальные подвижки. Металлические конусы не рекомендуются для полов с интенсивным колесным движением: в таких случаях лучше применять «шпилечный» шов. Если конструкционный шов оказывается там, где ни усадочный, ни изоляционный шов нежелательны, можно использовать шпалы (рейки), положенные поперек шва. Последние следует устанавливать в середине глубины стяжки под правильными углами ко шву. Не надо путать эти рейки с гладкими стальными «шпилечными» рейками, описанными ниже, которые обеспечивают горизонтальные подвижки шва. Шпилечные швы обычно применяют в местах пешеходного движения, а также в полах с высокой нагрузкой от колесного транспорта. Назначение шпильки – удерживать два края шва на одинаковом уровне в момент прохождения через шов колеса. Чтобы обеспечить горизонтальную подвижку шва, шпильки должны быть вмонтированы в бетон хотя бы с одной стороны шва. Для правильной работы шпильки должны располагаться на одном уровне и быть параллельны друг другу. Шов должен проходить по центру шпильки. Чтобы соответствовать всем указанным требованиям, шпильки часто поставляют в «корзинах», которые можно устанавливать прямо на бетон.
Технология нарезки швов
Нарезанные швы должны быть прямыми и чистыми. Рабочий, выполняющий эту операцию, должен знать, когда и как глубоко их нарезать, какой шов должен быть следующим и как предотвратить слишком быстрый износ лезвия при использовании в бетоне очень твердого заполнителя. Швы следует делать, как только бетон наберет достаточную прочность, чтобы его не повредило лезвием, но до того, как в бетоне могут возникнуть произвольные трещины. Нарезку швов обычным шворезчиком надо начинать не ранее чем через 24 ч и не позднее чем через 72 ч после окончания финишной обработки бетона. При влажной нарезке (имеется в виду нарезка по мягкому бетону специальным шворезчиком Soft Cat) такие условия обычно возникают через 4. 12 ч после окончания финишной обработки бетона. Впрочем, нарезка швов через 24 ч при определенных условиях также возможна. Для этого рабочий должен сделать пробный шов спустя несколько часов после начала твердения бетона. Если при нарезке пробного шва частицы заполнителя вываливаются из бетона, то начинать ее еще рано. Начинать операцию следует тогда, когда лезвие вместе с бетоном разрезает зерна заполнителя. Расположение каждого шва чаще всего намечают мелом по натянутой веревке. В качестве ориентира для нарезки используют линейку, например, доску шириной не менее 4 см.
При нарезке швов всегда должно быть в наличии запасное оборудование на тот случай, если основное выйдет из строя. В жаркую погоду или в случае, если существует опасность растрескивания, необходимо нарезать каждый третий или четвертый шов перед нарезкой промежуточных швов. Обычно швы выполняют в той же последовательности, в какой укладывали бетон. Глубина шва должна равняться 1/3 толщины стяжки. Это создает в стяжке зону слабины, и бетон при усадке дает трещину именно в этой зоне, т. е. растрескивается направленно, а не хаотично. При этом края образовавшейся трещины имеют определенную шероховатость, что исключает вертикальные смещения краев до тех пор, пока трещина не станет слишком широкой. Технология нарезки швов, описанная выше, требует выдержки свежеуложенного бетона 4 ч и более и нарезки на 1/3 глубины стяжки для получения хорошего деформационного шва.
Не так давно был изобретен способ сухой легкой нарезки швов, ее выполняют сразу после финишной обработки бетона. Рабочий, используя длинную ручку, может нарезать до 10 м шва без передвижения по бетону. Для нарезки более длинных швов рабочий, обутый в специальные сапоги с гладкой подошвой, может ходить по стяжке и использовать 2-метровую ручку. Этот тип швов нарезают только на глубину 2. 3 см.
Герметизация швов
Чтобы облегчить уборку и поддержать края шва при транспортных нагрузках, нарезанные швы необходимо загерметизировать. Герметизация позволяет защитить их от проникновения воды и агрессивных сред, а также от засорения. Тип герметика зависит от нагрузок и условий эксплуатации. Например, на пищевых предприятиях требуется, чтобы полы можно было легко мыть и они выдерживали бы движение тяжелых грузовиков. Герметики для таких полов должны быть достаточно твердыми, чтобы предотвращать скалывание краев шва, и достаточно эластичными, чтобы выдержать усадочные и температурные колебания шва.
В промышленных полах с высокой транспортной нагрузкой швы должны быть заполнены соответствующим материалом, который обеспечит поддержку шва и выдержит высокие нагрузки. Материал наносят не менее чем через 28 суток после укладки стяжки. Эластомерные (гибкие) герметики применяют лишь там, где шов не будет подвергаться нагрузкам от колес техники.
Они наносятся быстро и могут выдерживать большие подвижки при открытии-закрытии шва. Перед герметизацией шов следует очистить от пыли и мусора, продувая его сжатым воздухом, очищая механической щеткой или пескоструйным аппаратом. Применяя для этого компрессор, надо убедиться, что он не оставляет масляную пленку в шве.
По нашему мнению, большинство складских и производственных помещений, логистических комплексов, паркингов, автосервисов, торговых центров и т. д. являются объектами, где полы подвержены нагрузкам умеренной интенсивности. Тем не менее и там бетонные полы постепенно разрушаются. Чтобы получить прочный бетонный пол, устойчивый к транспортным, пешеходным и другим нагрузкам, перепадам температуры, коррозии и другим воздействиям, необходимо применять материалы соответствующего качества, четко выполнять все технологические операции при устройстве полов, правильно нарезать деформационные швы и осуществлять последующий уход за полами.