Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.
Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).
Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.
Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.
Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.
Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.
Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.
Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.
Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.
Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.
Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.
Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.
Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.
Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.
Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).
Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.
Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).
Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.
Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.
Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.
Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.
Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.
Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.
Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.
Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).
Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.
Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.
Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.
Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).
В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.
Что еще почитать:
- Все элементы фасадного декора можно создать из пенопласта!
- Популярные архитектурные элементы фасадного декора. Карнизы из пенопласта и их уникальные свойства
- Разновидности фасадного декора и тонкости современного архитектурного оформления
- Архитектурные элементы здания — История и современность фасадного декора
Здания и их элементы: основные понятия и определения
Здания — это наземные сооружения, имеющие закрытое внутреннее пространство, предназначенное для проживания или длительного пребывания людей: жилые дома, производственные корпуса, клубы, больницы, школы и т. п.
Инженерные сооружения, в отличие от зданий не имеют такого пространства: мосты, транспортные эстакады, градирни, тоннели, плотины, «этажерки» промышленных предприятий, предназначенные для периодического обслуживания технологического оборудования, водонапорные башни и другие подобные сооружения.
Элементы объемно-планировочной структуры здания.
Внутреннее пространство зданий чаще всего расчленено на отдельные помещения. Помещение — это часть внутреннего объема здания, огражденная со всех сторон. Совокупность всех помещений, полы которых расположены на одном уровне, образуют этаж здания.
Отдельные этажи имеют определенное название:
- подвал — этаж, полностью или большей своей частью заглубленный в землю (называют также «подвальный этаж»);
- полуподвальный, или цокольный,— этаж, уровень пола которого заглублен от уровня тротуара или отмостки не более чем на половину высоты помещения;
- надземный — этаж (первый, второй, третий и т. п.), расположенный выше уровня земли;
- чердачный (или чердак) — этаж, расположенный между крышей и перекрытием над последним этажом здания (так называемым «чердачным перекрытием»);
- мансардный (или мансарда) — этаж, выгороженный внутри чердачного пространства, образованного скатной крышей, и предназначенный для размещения жилых или подсобных отапливаемых помещений; площадь горизонтальной части потолка таких помещений должна быть не менее 50 % площади пола, а высота стен до низа наклонной части потолка — не менее 1,6 м);
- технический — этаж, предназначенный для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций. Может быть расположен в нижней (техническое подполье), верхней (технический чердак) или в средней части здания, а также над проездами, над первым общественным этажом жилого
дома и т. п. В производственных зданиях необходимость и места размещения технических этажей устанавливаются главным образом требованиями технологического процесса. Высота технических этажей зависит от вида оборудования и коммуникаций с учетом условий эксплуатации.
Конструктивные элементы здания
Любое здание состоит из отдельных взаимосвязанных частей, или конструктивных элементов, каждый из которых имеет свое определенное назначение: стены, фундаменты, крыши и т. п. Конструктивные элементы либо слагаются из более мелких, заранее изготовленных элементов — строительных изделий, поставляемых на стройку в готовом виде (сборных плит, ступеней, кровельных изделий и т. п.), либо возводятся на месте из строительных материалов.
Вход
Акротерий — общее наименование наверший, элементов, венчающих здание, расположенных на стене выше венчающего карниза, в частности элементов, оформляющих углы треугольного фронтона.
Алтарь в православной традиции — главная, обычно восточная, часть храма, как правило, отделенная от общего помещения иконостасом.
Амбразура — отверстие в бруствере или стене укрепления, предназначенное для ведения огня (стрельбы).
Ансамбль — согласованное и продуманное единство в расположении, взаимная уравновешенность частей, каждая из которых представляет собой самостоятельное целое. Например, архитектурный ансамбль различных строений, ансамбль предметов и украшений интерьера, ансамбль музыкантов. Понятие ансамбля близкое к слову композиция, однако имеет более широкий смысл, может объединять несколько отдельных композиций.
Антаблемент — одна из трех основных частей архитектурного ордера, а именно — система горизонтального перекрытия, опирающегося на колонну, пилон, стену.
Аппарель — пологая площадка, насыпь или платформа для подъема и спуска техники, грузов, животных и т. п.
Апсида — примыкающий к основному объему пониженный выступ здания, полукруглый, граненый, прямоугольный или усложненный в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объемы в церковной архитектуре.
- аравийская или мавританская или подковообразная — имеет повышенный центр построения, была распространена в зодчестве народов востока, в испано-мавританской архитектуре;
- вогнутая — перекрытая двумя дугами, обращенными выпуклыми сторонами в пролет;
- выпукло-вогнутая — выгибы у пят обращены выпуклыми сторонами в середину пролёта и плавно переходят в одноцентровой или многоцентровой подъем по вертикальной оси;
- двулопастная — сложенная из двух малых арок одинаковых размеров, импосты и соединения которых расположены на одном уровне;
- двуцентровая — дуга, образованная из двух дуг одного и того же радиуса, пересекающихся в замке под тупым углом;
- диагональная — расположена в крестовом своде по диагонали квадрата или прямоугольника, то есть Нервюра, которую называют «ожива»;
- заплечная — устроенная над углублением в стене, тип круглой арки;
- зубчатая — с равномерным расположением по внутренней поверхности остроконечных выступов;
- килеподобная или килевидная или «ослиный хребет» — имеет вид поперечного разреза опрокинутого килевого судна, нашла применение в русском зодчестве;
- клинчатая — выложенная их клинчатых камней или из прямоугольных камней с клинчатыми швами;
- коробовая или эллиптическая — дуга, описанная из трех, пяти, семи центров. Разновидностью её является седловидная арка;
- круговая (стиснутая) — описана полукругом из центра, расположенного ниже пят;
- ланцетоподобная или копьеподобная или сводная — образована двумя дугами, которые соединяются под углом и имеет формы стрельчатой равносторонней, стрельчатой стиснутой, стрельчатой плоской;
- ложная или воображаемая или фальшивая — арка, не дающая горизонтального распора, так как выложена путем горизонтального напуска камней;
- лучковая или круговая — с дугой менее полуокружности (одноцентровая);
- митровая или угловая — с двумя симметричными спадами в завершении;
- многолопастная — вид арки, составленной из трех или большего числа кривых, пересекающихся под острым углом;
- обратная — с обращенной вниз выпуклостью дуги;
- овальная — образует в своде часть овала;
- опрокинутая — такая, в которой замок находится ниже пят, выполняет функции разгрузочной и устраивается в нижней части стены;
- параболическая — образует в своде часть параболы;
- перспективная — концентрическая, уходящая внутрь стены уступами уменьшающихся радиусов, находит применение при оформлении порталов;
- плоская — со стрелой подъема в несколько раз меньше пролета;
- подвесная — состоит из двух дуг, точка пересечения которых расположена ниже вершины арки;
- подпружная — вспомогательная арка, укрепляющая или поддерживающая различные конструкции сводов;
- ползучая или косая или «кобылья голова» — арка, имеющая опоры (пяты) на различных уровнях, например, под маршами лестниц;
- полуциркульная или полукруглая — ее дуга описана полуокружностью; наиболее распространённый вид арки;
- портьерная — образована двумя или четырьмя дугами с центрами за пределами пролета;
- притупленная — пологая стрельчатая с округлениями в пятах;
- пятилистная — навершие окна в виде пятилистника;
- разгрузочная — арка, заделанная в стене и распределяющая нагрузку от верхних частей здания на опоры, или наоборот, от отдельных опор на стенку фундамента;
- сжатая или лежачая — завершенная горизонтальной перемычкой;
- скамеечка — беседка в виде триумфальной арки со сквозными решетчатыми стенками, к которым примыкают сиденья;
- стрельчатая или ломаная — состоит из двух дуг, пересекающихся в замке под острым углом. Получила широкое применение в готической архитектуре. Различают стрельчатую арку, сжатую и ланцетовидную.
- ступенчатая — система арок в виде нескольких ярусов закомар;
- трехлопастная — образована тремя полуокружностями, причём приподнятое среднее опирается на концы боковых, которые зеркально повторяют друг друга;
- трехцентровая — полуовальная в разрезе, состоит из дуг трех окружностей, из которых наибольшее среднее построенное радиусом из центра на оси пролета. Две другие дуги прокладываются радиусами из точек, что находятся значительно выше;
- «тюдор» — пологая с заостренным верхом;
- царская — расположенная в Царских вратах иконостаса христианского храма;
- щековая — подпружная крестового свода, расположена по бокам прямоугольника его плана, окружает свод перпендикулярно к его образующей;
- эллиптичная — образована в пересечении частью эллипса.
Аркатура, аркатурный пояс, аркатурный фриз, аркатурно-колончатый пояс — непрерывный или расчленённый ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Основным видом является слепая аркатура (слепая аркада), состоящая из элементов, пластически наложенных на поверхность стены. В отдельных случаях между аркатурой и стеной остаётся малое (непроходимое) пространство. Аркатура также бывает расчленённой и непрерывной. Последняя может иметь вид аркатурного пояса или фриза, дополненного колонками на кронштейнах.
Аркбутан — наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб, расположенный за пределами основного объема здания.
Архивольт — наружное обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены.
Архитектурный ордер — в традиционном понимании это тип архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. В иной формулировке: порядок, или последовательность использования определенных элементов в определённой архитектурно-стилевой обработке. Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение.
Архитрав — архитектурный термин, имеющий три основных значения:
— горизонтальная перемычка, перекрывающая расстояние между вертикальными опорами (колоннами, столбами) или проемы в стене;
— нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонн; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделен на три части фасциями (лат. fascia — повязка, полоса), с уступами. Благодаря фасциям архитрав зрительно кажется легче, скрывается его излишняя массивность, а также подчеркивается горизонтальная направленность и маскируются вертикальные швы между каменными блоками;
— один из видов изразцов, употребляемых на облицовку голландских печей.
Аттик — декоративная стенка, возведенная над венчающим сооружение карнизом.
База — основание, подножие столба, колонны, пилястры. База опирается непосредственно на опорную плиту цоколя — стилобат.
Базилика — тип строения прямоугольного плана. В развитой форме христианская базилика обычно состоит из нечетного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов. В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф, обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса. В случае отсутствия окон во втором ярусе центрального нефа строение относится к типу псевдобазилика, являющемуся разновидностью зального храма.
Балкон — разновидность террасы: площадка с перилами, укреплённая на выступающих из стены балках. Современные модели выступают из плоскости стены фасада здания в виде огражденной площадки. Бывают, как правило, открытыми и неотапливаемыми, хотя встречаются закрытые, остеклённые и утеплённые варианты.
Балюстрада — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т.п., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.
Балясина — невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие поручни перил ограждений балконов, лестниц и т. д.
Бандельверк — декоративный мотив, элемент орнамента в виде переплетающихся лент. Исторический прототип бандельверка — бандероль — декоративный мотив в виде извивающейся ленты, полосы ткани. Бандероли помещали на многие изделия, например на расписные блюда итальянской майолики XV-XVI веков, в частности, на «свадебные тарели». На таких бандеролях размещали надписи, девизы. В XVII столетии, в искусстве стиля барокко, бандероли помещали в архитектуре: на фасадах зданий либо в интерьерах с памятными надписями и датами. Такие бандероли «держат» аллегорические фигуры в скульптуре и живописи. Близкий мотив — бандероль, завязанная в форме банта, изображающая перевязь, подвеску для каких-либо атрибутов, например, музыкальных или садовых инструментов.
Барабан — цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Нижняя часть барабана опирается на стены или подпружные арки, укрепляющие или поддерживающие своды.
Барельеф — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объема.
Барокко — художественное направление и архитектурный стиль, включающий множество историко-региональных художественных направлений, течений и школ. Для архитектуры барокко характерны: пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развёрнутые масштабные колоннады; скульптуры на фасадах и в интерьерах; волюты; большое число раскреповок; лучковые фасады с раскреповкой в середине; рустованные колонны и пилястры; сложные, часто многоярусные, купола. Характерные детали барокко — атлант, кариатида, маскарон.
Бастион — важнейший элемент обороны в структуре крепости эпохи бастионной фортификации. Имеет пятиугольную форму и располагается, как правило, на углах крепостного вала (ограды), а в крупных крепостях — и на прямых участках. Предназначен для фронтального и (или) фланкирующего обстрела рвов перед крепостными стенами и соседними бастионами.
Башня — инженерное сооружение со значительным преобладанием высоты над стороной или диаметром основания.
Бельведер — легкая постройка на возвышенном месте, позволяющая обозревать окрестности. Кроме отдельно стоящей постройки, бельведером может называться надстройка над зданием, вышка. Например, башня с широкими застекленными или открытыми отверстиями.
Берсо — садово-парковое сооружение, галерея, проход, образованный вертикальными стенками типа трельяжа для вьющихся растений и сводчатым перекрытием, напоминающим перевёрнутую люльку
Беседка — лёгкое архитектурное сооружение со скамейками и столом, расположенное, как правило, в саду или парке, предназначенное для защиты от дождя и прямых солнечных лучей и служащее для отдыха и бесед.
Блиндаж — постоянное или временное фортификационное подземное сооружение, предназначенное для защиты личного состава от пулемётного, артиллерийского, миномётного огня, от напалма и оружия массового поражения, а также для отдыха личного состава.
Блокгауз — оснащённое амбразурами фортификационное сооружение, предназначенное для ведения кругового артиллерийского и ружейно-пулеметного огня, а также для размещения гарнизона.
Бордюр — уложенные заподлицо бортовые (бордюрные) камни, отделяющие проезжую часть дороги от тротуаров, велодорожек и иного.
Брандмауэр — глухая противопожарная, возведенная на фундаменте, стена здания, выполняемая из негорючих материалов и предназначенная для воспрепятствования распространению огня на здания или соседние части здания.
Бруствер — насыпь со стороны фронта фортификационного сооружения, предназначенная для защиты от пуль, снарядов и осколков, а также для укрытия от наблюдения противника.
Букраний — декоративный мотив и элемент орнамента, включающий изображение черепа (головы) быка (козла).
Бункер — хорошо укреплённое защитное или оборонительное сооружение, чаще всего подземное.
Бюст — скульптурное трёхмерное изображение верхней части человеческой фигуры в погрудном либо поясном срезе, обычно установленное на цоколе. Как правило, бюст является портретным изображением, призванным зафиксировать индивидуальные, присущие конкретному человеку черты.
Вал или торус — облом, имеющий в сечении полуокружность.
Вальмовая крыша — вид крыши с четырьмя скатами, причем торцовые скаты имеют треугольную форму (называются «вальмы») и простираются от конька до карниза. Два других ската трапецеидальной формы. Благодаря своей конструкции крыша очень практична в плане схода с нее осадков. Однако в то же время в силу технологических особенностей является самой сложной в исполнении.
Вензель — художественно переплетённая, с дополнением витиеватостей, и образующая красивый узор монограмма.
Веранда — как правило, неотапливаемое помещение, встроенное или пристроенное (с устройством покрытия) к зданию, остекленное или неостекленное.
Вимперг — высокий треугольный фронтон над порталом или оконным проёмом. Отличается от щипцового фронтона аналогичной формы тем, что имеет не конструктивное, а преимущественно зрительное значение.
Волюта — завиток, спираль, архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре.
Входная группа — совокупность архитектурных и инженерных элементов на входе в здание: тамбур, крыльцо, пандус, навес, колонны, лестницы. Они выполняют декоративную и защитную функции.
Галерея — вытянутое в длину крытое помещение или переход между частями здания или соседними зданиями. В галерее, как правило, одну из продольных стен заменяют колонны или столбы, а иногда ещё и балюстрада.
Герма — особый вид скульптур, представляющих собой четырехгранную колонну, увенчанную изображением головы или бюстом. В Древней Элладе гермы служили путевыми и межевыми знаками, а также указателями на дорогах, фетишами — охранителями дорог, границ, ворот, а также надгробными обелисками. Первоначально на них изображали Гермеса. Впоследствии на гермах стали помещать и других богов и героев. В Древнем Риме гермы использовали в качестве пограничных знаков.
Гирлянда — декоративный мотив в виде сплетенных цветов, ветвей, стеблей с листьями, плодов, иногда в соединении с лентами — бандеролями, бантами, маскаронами, букраниями. В отличие от венка или ожерелья гирлянда является элементом орнаментального ряда и поэтому часто включается в композиции различных обрамлений, бордюров, кантов.
Гирька — фигурная архитектурная деталь, главным образом в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой для двух малых декоративных арочек, обычно расположенных под объединяющей их большой аркой.
Гласис — пологая земляная насыпь перед наружным рвом крепости, сравнивающая складки местности, могущие служить нападающим защитой от стрельбы обороняющихся.
Гонт или дранка — кровельный материал в виде пластин из древесины.
Горельеф — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема изображаемых частей.
Горжа — тыльная часть укрепления.
Гурт — горизонтальный выступ, профилированный пояс.
Декор — совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения, его интерьеров. В архитектуре под декором нередко понимают всю неконструктивную часть сооружения.
Декроттуар — приспособление для очистки обуви от грязи и снега, располагающееся у входа в дом. В простейшем исполнении представляет собой металлическую скобу, укрепленную в нижней части фасада, вбитую в землю у входной двери или размещенную на крыльце.
Дентикулы — небольшие прямоугольные выступы, расположенные в ряд в виде орнамента на карнизе здания и выполняющие роль декора.
Десюдепорт — декоративная композиция, расположенная над дверью.
Доппельвилла — двойная вилла; вилла с двумя главными входами, рассчитанная на проживание двух семей.
Дормер — собственная крыша слухового или мансардного окна; часть жилого помещения, выступающая из ската крыши наружу.
Дымник — верхняя надкровельная часть дымохода; прямоугольный или квадратный декоративный колпак на дымоходную и вентиляционную трубу.
Жёлоб — любое сечение, имеющее вогнутую часть окружности.
Замковый камень — клинообразный или пирамидальный элемент кладки в вершине свода или арки.
Здание — результат строительства, представляющий собой объемное надземное строительное сооружение, включающее в себя помещения.
Зубец или мерлон — выступ; элемент, венчающий парапет крепостной стены или башни.
Изразцы — керамические плитки, используемые для облицовки каминов, печей, стен. Важная техническая особенность изразцов — наличие с тыльной стороны открытой коробки — румпы, используемой для крепления в кладке. С лицевой стороны изразцы могут быть как гладкими, так и рельефными, покрытыми белой или цветной глазурью (майоликовые изразцы) или неглазурованными (терракотовые изразцы). Изразцами зачастую ошибочно называют облицовочные плитки без румпы на тыльной стороне.
Интерьер — внутренний вид, внутреннее пространство здания, помещения со всеми его элементами: украшениями, росписями, фресками, мебелью и т.д.
Ионики или овы — в архитектуре орнамент из яйцеобразных форм, обычно разделенных друг от друга острыми стрелками или продолговатыми подобиями листочков, имеющих форму, заимствованную из водяной флоры. Данный орнамент является четвертным валом (выполненным в четверть окружности) и обычно выполняется на капителях колонн и карнизах ионического и коринфского ордеров.
Казарма — сооружение (помещение) для длительного размещения личного состава воинских формирований, как правило, численностью до роты (эскадрона, батареи). Преимущественно барачного типа — с одним или несколькими общими спальными помещениями, а также бытовыми и служебными помещениями.
Каземат — отдельное внутреннее помещение в укреплённом фортификационном сооружении (крепости, форте, ДОТе, батарее и т. п.), защищённое от вражеского артиллерийского огня и бомбардировки и служащее для размещения гарнизона, складов боеприпасов, продовольствия и т.д.
Каменная кладка — строительная конструкция, состоящая из блоков или камней, уложенных в определенном порядке и почти всегда связанных строительным раствором, клеевым составом или пастой.
Каннелюра — вертикальный желобок на фусте (стволе) пилястры или колонны (такие колонны называют каннелированными).
Капитель — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая пластический (зрительный) и конструктивный переход к горизонтально расположенному антаблементу.
Капонир — фланкирующее сооружение для ведения флангового огня по двум противоположным направлениям. Представлял собой сводчатое, присыпанное землей помещение, устраивавшееся внутри крепостного рва и вооружённое пушками и (или) пулеметами, для обстрела неприятеля в случае штурма.
Карниз — венчающая часть здания, выступ, край кровли; горизонтальный выступ стены, выходящий за ее поверхность.
Картуш в архитектуре и декоративном искусстве — мотив в виде обрамленного завитками щита или полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка, на котором может помещаться герб, эмблема или надпись.
Квадрифолий — мотив декоративного обрамления в виде комбинации квадрата и цветка с четырьмя симметричными лепестками. Относится к типу масверк. Один из способов геометрического построения квадрифолия — наложение двух квадратов под углом в 45°. Углы одного квадрата закругляются и получается четырёхлистник, близкий мотиву розетки.
Кенотаф — памятник, считающийся надгробным, но находящийся там, где не содержатся останки покойного — символическая могила.
Кессон — квадратные углубления на потолке своде или куполе, обычно с профилированными стенками. В отдельных случаях кессоны декорируются розетками.
Козырек — часть архитектурного сооружения, небольшая крыша одним краем примыкающая к стене.
Колонна — часть архитектурной конструкции, столб цилиндрической формы, деревянный, каменный или металлический.
Колоннада — ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием. Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади, а также с окружающей природой. При использовании колоннад внутри зданий ими обычно обрамляют крупные залы и используют для расчленения и одновременно связи отдельных частей парадного интерьера. Колоннады также могут представлять собой отдельные сооружения.
Композиция — 1. Искусство сочинения, сложения, составления разных частей в одно целое соответственно их смыслу, содержанию, некой идеи. Средствами композиции являются: симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, ритм, соразмерность частей и целого, пропорциональность, масштабность, свет, цвет, фактура. 2. Распространённое название произведения искусства, имеющего самостоятельное значение.
Конёк ил князёк или охлупень — элемент конструкции крыши здания, самая верхняя его часть.
Консоль — архитектурная деталь типа поддерживающей конструкции. Консолями могут служить выступающие из стены консольные балки, замковые камни. Консоли часто делают в форме волют S-образного изгиба. Консоли, или волюты, поддерживают выносы карнизов, балконов, эркеров. Они несут сандрики над оконными и дверными проёмами, или порталами, выносные плиты вазонов и статуй. В архитектурном интерьере консоли также поддерживают карнизы, разделяющие стены и падуги, а также малые сандрики и десюдепорты.
Контрфорс — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.
Контр-эскарп — ближайший к противнику откос внешнего крепостного рва; в наше время — противотанковое заграждение в виде крутого среза (3-4 м) ската местности, обращенного в сторону обороняющегося. Рассчитан на опрокидывание танков при спуске с высоты.
Конха — перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.
Кордегардия — фортификационное сооружение, помещение для караула, охраняющего крепостные ворота. Расположено в непосредственной близости от ворот, как правило, приспособлено для обстрела из него через бойницы пространства перед воротами.
Косоур — несущий элемент лестницы (разновидность тетивы лестницы), который формирует опорный каркас конструкции с креплением ступеней поверх балки в специально подготовленные спилы. Представляет собой балки (бруски) с определенным сечением и гребёнкой в верхней плоскости, в боковой проекции лестницы виден торец (бок) ступени.
Кронштейн — поддерживающий элемент выступающих частей здания, представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный завитками или другими украшениями.
Крыльцо — наружная пристройка (часто крытая) при входе в дом, через которую осуществляется вход и выход из помещения. Если дверной проём расположен высоко, то имеет также лестницу.
Купол — пространственное покрытие зданий и сооружений, по форме близкое к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Купольные конструкции используются преимущественно для перекрытий круглых, многоугольных, эллиптических в плане помещений и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх.
Купол-зонтик — купол, поверхность которого разделена на сегменты рёбрами, расходящимися от центра к основанию купола.
Купол-луковица или луковичная глава — купол, имеющий выпуклую форму, похожую на луковицу; купол, плавно заостряющийся на вершине.
Куранты — башенные или большие комнатные часы с набором настроенных колоколов, издающих бой в определённой мелодической последовательности.
Курватура — умышленное, едва заметное искривление прямолинейных частей здания с целью устранения оптических искажений при восприятии его в ракурсе. Курватура служит также для усиления пластической выразительности архитектуры. К наиболее распространённым видам курватуры относят: изгиб стилобата, утолщение угловых колонн (энтазис), отклонение от точной симметрии.
Лантерна — небольшая башенка на вершине купола, увенчанная собственным небольшим куполом или шатром.
Лопатка или лизена — вертикальный плоский и узкий выступ стены, не имеющий базы и капители, в отличие от пилястры. Как правило, имеет слабо выступающую из плоскости стены форму во всю ее высоту. Висячая лопатка — лопатка, нижний конец которой не опирается на цоколь.
Люкарна — оконный проем в скате крыши, обычно чердачной, или куполе, с вертикальной рамой, закрытой по бокам и сверху. Рама оконного проема стоит обычно в той же плоскости, что и стена фасада, и нередко продолжает стену фасада или располагается в параллельной ей плоскости. Люкарна, помимо утилитарных функций, имеет декоративное значение и снаружи обычно украшается наличниками, лепными обрамлениями и другими декоративными элементами.
Майолика — разновидность керамических изделий, изготовляемых из белой или серой обожжённой глины с пористым «черепком», в отличие от обычной керамики, покрытым не одним, а двумя слоями глазури. Первым — непрозрачным слоем белой, оловянной, что позволяло расписывать поверхность изделия яркими красками по белому «сырому» фону ещё до обжига, аналогично фреске в архитектуре, а затем, поверх росписи, вторым — прозрачным слоем блестящей свинцовой глазури, с последующим обжигом около 1000°С.
Маковка — декоративный элемент кровли культового здания в виде луковичного или шлемовидного завершения светового или глухого, цилиндрического или граненого барабана, базирующегося на круглом отверстии в вершине купола или свода. Барабан служит для устройства вертикальных проемов, освещающих подкупольное пространство, а маковка защищает барабан от осадков. В православной архитектуре маковка венчается яблоком с крестом.
Малая архитектурная форма — общее название небольших сооружений (фонтаны, бассейны, беседки, павильоны, ограды, лестницы и др.) в парках, садах, и других открытых пространствах.
Мансарда — эксплуатируемое чердачное пространство (как жилое, так и нежилое помещение), образуемое на последнем этаже дома (здания), либо последнем этаже части дома, с мансардной крышей.
Мансардная крыша — покатая крыша, для которой характерна конструкция ската, состоящего из двух частей — верхней, пологой, и нижней, более крутой. Образуемое тем самым более объемное чердачное помещение называют мансардой или мансардным этажом.
Мансардное окно — окно особого устройства, предназначенное для расположения на кровле дома с мансардным помещением. Наклонное окно, повторяющее наклон кровли. Мансардное окно предназначено выдерживать те же нагрузки, что и крыша здания. Эта особенность отличает мансардные окна от привычных вертикальных окон, которые располагаются в стенах помещений.
Масверк — готический орнамент, основанный на сложном переплетении прямых и дугообразных линий. Предварительная разметка такого орнамента проводится с помощью линейки и циркуля. Рисунок масверка отчасти повторяет пересечения нервюр каменных сводов готической архитектуры. Масверк выполняли рельефом или делали сквозным. Он заполняет стрельчатые арки, вимперги, сочетается с розами и розетками, трифолиями (трилистниками) и квадрифолиями (четырёхлистниками).
Маскарон — декоративный элемент, изображение, включенное в архитектурную или иную пространственную среду. Как правило, это горельефное изображение маски мифологического персонажа или мифического существа, помещенного на замковый камень арки либо сандрика или наличника оконного или дверного проема.
Машикули — навесные бойницы, расположенные в верхней части крепостных стен и башен, предназначенные главным образом для вертикального обстрела штурмующего стены противника стрелами или ручным огнестрельным оружием, сбрасывания камней, выливания кипятка и смолы; также — галерея или парапет с такими бойницами.
Меандр — вид геометрического орнамента в виде ломаной под прямым углом линии, которая в целом выглядит как непрерывная узкая полоса.
Медальон — украшение или памятный знак круглой или овальной формы.
Мезонин — надстройка над средней частью жилого дома, часто с балконом.
Мерлон — часть бруствера между двумя амбразурами.
Модульон — архитектурная деталь типа консоли, кронштейна S-образной формы, которая поддерживает слезниковую плиту венчающего карниза композитного, дорического или коринфского ордера.
Молдинг — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.
Монограмма — знак, составленный из соединённых между собой, поставленных рядом или переплетённых одна с другой начальных букв имени и фамилии, иногда и отчества, или же из сокращения целого имени.
Наличник — архитектурная деталь, профилированное обрамление оконного или дверного проема.
Нервюра — выступающее ребро готического каркасного крестового свода либо каменная арка, укрепляющая такие ребра. Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проемы. Нервюрный свод также называют веерным. Система нервюр (главным образом в архитектуре готики) образует каркас, облегчающий кладку свода.
Неф — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
Ниша — как правило, прямоугольное или полуциркульное в плане углубление в кладке стены, обычно, кратное половине кирпича для устройства встроенных шкафов, электрических или отопительных приборов и т. д.
Обелиск — сужающийся к верху монумент, в большинстве случаев квадратный в сечении.
Облом — чертёж, изображающий архитектурную деталь в разрезе, то же, что профиль в отношении более простых форм. Обломы вычерчивают с помощью циркуля и линейки. Обломы подразделяют на типы и разновидности по поперечному сечению — профилю: расположенные по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн), иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии.
Окоп — углубление в грунте, защищающее личный состав и военную технику от поражения.
Ордерная аркада — архитектурная композиция представляющая собой ряд арок, опирающихся непосредственно на капители колонн.
Орнамент — декоративный узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов или построенный по законам симметрии; предназначен для украшения произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, предметов домашнего быта, архитектурных сооружений.
Павильон — небольшая отдельно стоящая постройка, предназначенная для отдыха и развлечений, закрытая со всех сторон от атмосферных воздействий.
Пакгауз — закрытое складское помещение особого типа при железнодорожных станциях, портах, аэропортах или таможнях, предназначенное для кратковременного хранения коммерческих товаров.
Палестра — здание, сооружение или площадка, предназначенная для занятия спортом.
Пальметта — элемент растительного орнамента в виде листа пальмового дерева, представляет собой геометризованное изображение веерообразно расходящихся листьев пальмового дерева из цветочной чашечки с двумя спиралевидными усиками по сторонам.
Пандус, рампа — пологая наклонная площадка, соединяющая две разновысокие горизонтальные поверхности, обычно для обеспечения перемещения колёсных транспортных средств с одной на другую.
Парапет — невысокая стенка, ограждающая кровлю здания, террасу, балкон, набережную, мост и тому подобное. Парапет часто служит постаментом для декоративных ваз и статуй.
Пергола — навес, первоначально из вьющихся растений, для защиты прохода или террасы от палящего солнца. Опора перголы состоит из повторяющихся секций, соединённых между собой поперечными брусьями. Пергола может быть как отдельно стоящим сооружением, так и частью здания. В отличие от берсо перголами правильно называть не сводчатые сооружения, а галереи с горизонтальным перекрытием.
Перемычка — конструктивный элемент, применяемый для перекрытия дверных и оконных проёмов в стене и воспринимающий нагрузку от вышерасположенной конструкции. Изготовляется из железобетона, металла, дерева или кирпича. Может декорироваться сандриком.
Перила — конструкция на лестницах и балконах в виде вертикальных элементов с поручнем вверху, высотой до поясницы или груди человека, которая ограничивает полосу возможного движения человека по лестнице или балкону. Перила состоят из стоек, поручня, и, иногда, заполнения, несущего декоративно-художественную и оградительную функцию.
Пилон — массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего. В современном строительстве — прямоугольная в плане железобетонная колонна с вытянутым поперечным сечением.
Пилястра — плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения, обычно имеющий (в отличие от лопатки или лизены) базу и капитель; тем самым пилястра схожа с колонной, но отличается от круглой колонны или полуколонны прямоугольным сечением. Иными словами, грубо говоря — прямоугольная полуколонна.
Пинакль — декоративная копьевидная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Небольшая декоративная башенка, увенчанная миниатюрным шатром. Пинакли ставились, в основном, наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить ее сдвиг.
Плафон — композиция, роспись, мозаика, лепнина, украшающие потолок интерьера здания.
Подкос или раскос — диагональная балка, которая используется в стропильных крышах, фермах и других каркасных конструкциях. Передает усилие от нижнего узла верхнему, например в фермах мостов, стропилах и других конструкциях. Раскосы, составляя элемент решетки или промежуточного сквозного заполнения мостовой фермы, соединяются с поясами фермы, верхним и нижним, при помощи заклепок или шарнирами. В стропильных системах подкосы не просто создают жесткость, но и обеспечивают противостояние ветровым нагрузкам со стороны фронтонов дома. Для увеличения жесткости используют также обратные раскосы, работающие на растяжение. В фермах и каркасных конструкциях раскос обеспечивает жесткость, так как жесткость обеспечивает треугольник, а прямоугольник без диагонали не является жестким элементом.
Полувальмовая крыша — вбирает в себя элементы обычной двухскатной крыши и вальмовой крыш. Внешней особенностью такой крыши является отсутствие острых углов, а функциональной — хорошая устойчивость сильным ветрам. Особенностью полувальмовых крыш в зависимости от регионов также является наличие более крутых скатов и небольших навесов в регионах с обильными снегопадами. И более пологих скатов и больших навесов в менее снежных регионах.
Полувальмовая двухскатная крыша — крыша, у которой торцевые скаты укороченные, не доходят даже до середины бокового ската. В анфас такая крыша выглядит как маленький треугольник, а в профиль — как трапеция со срезанными верхними углами. Под полувальмой расположен фронтон, как у обычных двухскатных крыш.
Полувальмовая четырехскатная крыша — крыша, у которой торцевой скат начинается не от конька, а от середины бокового ската и продолжается до линии карнизного свеса. Над вальмом, выполненным в форме трапеции, расположена вертикальная треугольная стена.
Полукапонир — фланкирующее сооружение, примыкающее к эскарпу и ведущее фланговый огонь в одном направлении.
Портал — архитектурно оформленный вход в здание.
Портик — в классической архитектуре — выступающая часть здания, крытая галерея, образованная колоннадой или аркадой, имеющей собственное перекрытие: антаблемент, увенчанный аттиком или треугольным фронтоном. Такая композиция, в отличие от пропилей, открыта с трех сторон наподобие лоджии.
Потерна — подземный коридор (галерея) для сообщения между фортификационными сооружениями, фортами крепости или опорными пунктами укреплённых районов; коридор (галерея) внутри массивного сооружения.
Пояс — поясок более широкого прямоугольного сечения.
Поясок или тяга — архитектурный элемент в виде горизонтального пояса или выступа, используется для расчленения поля стены (например, для разделения этажей) и для обрамления панелей. Иногда профилированную декоративную тягу называют гуртом. Облом прямоугольного сечения.
Пресвитерий — в западноевропейской (прежде всего, католической) церковной архитектуре пространство между нефом и алтарем (аналогом которого в восточных церквях является «престол») в восточной части храма. Название имеет тот смысл, что в пресвитерий могут заходить только пресвитеры (то есть священники).
Притвор — пристройка перед входом в храм. Обычно примыкает к западной стороне христианского храма. В XII веке на Руси возник новый тип храма с тремя притворами: с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом, аркой или колоннами.
Пропилеи — парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннами.
Прясло — часть плоскости стены между соседними лопатками.
Пятовый камень, пята арки, импост — поперечное сечение около опоры.
Равелин — вспомогательное фортификационное сооружение, обычно треугольной формы, расположенное перед крепостным рвом между бастионами.
Раскрепованный ордер или раскреповка — способ конструктивного, но чаще зрительного, пластического усиления элементов ордерной композиции здания. Например, отступа колонны, поднятой на пьедестал, от плоскости стены.
Расстекловка — членение рамы на части для вставки стекла, расчленение оконного переплета на застекленные участки.
Редюит — внутреннее укрепление, сооружаемое в сомкнутых укреплениях для их усиления и боя внутри последних. Первоначально редюит служил убежищем для гарнизона, атакованного и теснимого со всех сторон. Под редюитом понимается также последний оборонительный опорный пункт в виде малого укрепления, помещённого внутри другого, более обширного, являющийся последним оплотом обороняющихся.
Рельеф — выпуклое изображение на плоскости, разновидность скульптуры, в которой изображение создается с помощью объема, частично выступающего из плоскости фона. См. барельеф, горельеф.
Ризалит — часть здания, выступающая за основную линию фасада во всю его высоту. Различают также центральные, средние, боковые и угловые ризалиты.
Ров — искусственное сооружение, глубокая, широкая канава, окружающая сооружение или поселение либо используемая как полевое инженерное заграждение, ограда.
Розетка — мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины.
Ротонда — композиционный тип круглого в плане здания, как правило окружённого колоннами и увенчанного куполом. В форме ротонд и полуротонд строили парковые павильоны, беседки и бельведеры.
Рустовка, рустика — облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными и плотно пригнанными один к другому камнями, передняя сторона которых оставлена неотёсанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин «руст» обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями. Рустованная лопатка — лопатка, покрытая рустом; например, при декоративном оформлении углов здания.
Сандрик — архитектурный элемент, небольшой профилированный карниз, горизонтальная «полочка» над наличником оконного или дверного проема.
Свод — тип перекрытия или покрытия пространства (помещения), ограниченного стенами, балками или столбами — конструкция, которая образуется наклонными поверхностями (прямолинейными или криволинейными).
Сигнатурка — малая храмовая башня (в основном католических храмов), на которой обычно содержится наименьший из колоколов, который также называется сигнатуркою. Сигнатурка в основном расположена на пересечении трансепта с нефом (в больших храмах) или над пресвитерием (в меньших храмах). Сигнатурка в архитектуре появляется во времена средневековья. Внутри сигнатурки обычно помещены основополагающие документы святыни для будущих поколений.
Слуховое окно — окно в кровле здания, предназначенное для естественного освещения и проветривания чердачных помещений, иногда — для выхода на крышу.
Сооружение — объёмная, плоскостная или линейная строительная система, имеющая наземную, надземную и (или) подземную части, состоящая из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенная для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, пребывания людей, перемещения людей и грузов. Результат строительной деятельности для осуществления определённых потребительских функций.
Статуя — один из основных видов объемной скульптуры большого размера, изображающей стоящую фигуру человека (как правило, больше натуральной величины). В отличие от монументально-декоративной скульптуры, статуя непосредственно (формально) не связана с архитектурой (опосредованные связи в архитектурном ансамбле рассматриваются отдельно в каждом конкретном случае).
Стела — каменная, мраморная, гранитная или деревянная плита (или столб) с высеченными на ней текстами или изображениями. Устанавливается в качестве погребального или памятного знака.
Стилобат — верхняя плоскость объемного (многоступенчатого) цоколя, на которой водружали стены, колонны, пилоны античных построек. В более узком значении стилобат — каменная плита наподобие базы под колонной. В современной архитектуре — верхняя часть ступенчатого цоколя здания, или общий цокольный этаж, объединяющий несколько зданий.
Стоа или стоя — длинная галерея-портик, обычно с одним-двумя рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон; крытая колоннада.
Столб — конструкция в виде одиночного вертикального стержня различного сечения опорного или декоративного назначения.
Тамбур — небольшое проходное помещение между дверями. Тамбур рассчитан на нахождение в нём одного или нескольких человек. На входе в здание между наружными и внутренними дверями тамбур является тепловым шлюзом и препятствует проникновению горячего или слишком холодного воздуха с улицы в здание
Тетива лестницы — основной несущий элемент конструкции лестницы: наклонная балка, формирующая каркас строения, к которому крепятся ступени. По способу монтажа ступеней различают косоуры (ступени крепятся сверху в предварительно подготовленные запилы) и классическую тетиву (ступени устанавливаются в специальные пазы с внутренней стороны).
Тимпан — внутреннее поле треугольного или полуциркульного фронтона или щипца.
Терраса — открытый настил на подготовленном основании (как правило, опорах).
Трансепт — поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом. Окончания трансепта образуют апсиды, выступающие за пределы основной части здания.
Трельяж — в садово-парковом искусстве — решётчатая конструкция для вьющихся растений, а также павильон типа берсо для вьющейся зелени, пергола (крытый, сводчатый проход), беседка с ажурными стенками или стена, образуемая ветвями посаженных у её основания вьющихся или стелющихся растений. Обычно такие конструкции возводят из перекрещивающихся по диагонали деревянных реек, подходящих для всех видов растений.
Фасад — наружная лицевая сторона здания. Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.
Фахверк или «прусская стена» — каркасная конструкция; каркас, образованный системой горизонтальных и вертикальных деревянных брусьев и раскосов с заполнением промежутков камнем, кирпичом, глиной (саманом) и другими материалами.
Фестон — декоративный элемент в виде гирлянды, перевязанной лентами.
Фиал — декоративное завершение бельведера, фронтона, контрфорса, щипца или шпиля. Гранёное шатровое навершие, как правило, пирамидальной формы, венчающее башенки. Фиал наиболее характерен для готической архитектуры. Чаще всего представляет собой вертикальный стержень, украшенный краббами и крестоцветами.
Филёнка — декоративный элемент, часть поля стены, двери или пилястра, заглубленная или имеющая обрамление, по форме близкая к прямоугольнику (обычно прямоугольная, но может иметь изломы в углах, также торцы могут заканчиваться полукружиями). Украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.
Флигель — вспомогательная пристройка к зданию, а также отдельно стоящая второстепенная постройка, предназначенная для проживания или хозяйственных нужд. Как правило, флигели входили в комплекс городской или сельской усадьбы и располагались по бокам от основного здания.
Флюгер — изделие, метеорологический прибор для измерения направления (иногда и скорости) ветра или декоративный аксессуар.
Фонарь в архитектуре — открытая или застекленная конструкция, служащая для освещения или вентиляции. В сооружениях разных эпох и различного назначения фонарем в просторечии именовали эркер или пирамидальную, полусферическую и иной формы надстройку на кровле здания (либо часть кровли типа люка, иллюминатора) для освещения внутреннего пространства лестничной клетки, выставочного зала, фотоателье или художественной мастерской, где необходим дневной свет. Последние в строительной терминологии именуют фонарями верхнего света, или зенитными фонарями. Под словом «фонарь» понимают также открытый верхний ярус башни, что связано со сходством этого архитектурного элемента с фонарем и использованием его в качестве местоположения сигнального огня.
Форбург — внешняя часть замка или крепости, которая построена для защиты основного прохода к центральной части оборонительных сооружений и одновременно служит местом размещения вспомогательных зданий, для которых не нашлось места в цитадели.
Форт — большое (долговременное — закрытое или временное — полевое, открытое) замкнутое укрепление; составная часть внешней линии оборонных сооружений фортеции (большой крепости) или укреплённого района.
Фрамуга — горизонтальная верхняя глухая часть окна, боковая или верхняя часть дверного проёма.
Французский балкон — тип балкона, не имеющего собственной балконной площадки — ограждение устанавливается непосредственно в проёме с наружной стороны, прямо перед дверью. Возможен также вариант с очень узкой площадкой, достаточной лишь для того, чтобы можно было поставить ногу.
Французский руст — рустовка без вертикальных швов (только с горизонтальными углублениями) при отделке фасада штукатуркой.
Фреска — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку, делающую фреску долговечной.
Фриз — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, декорированной рельефом или росписью, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
- килевидный — напоминающий перевёрнутый киль корабля, характерен для древнерусского деревянного зодчества;
- лучковый — дугообразный, напоминающий натянутый лук. При увеличении сегмента круга фронтон становится циркульным;
- полукруглый — с полуциркульным завершением;
- пятиугольный — объединяет в себе два вида — трапециевидный и треугольный, формируется на зданиях, имеющих в планировке мансардный этаж;
- прерванный — с горизонтальным карнизом, прерываемым для вставки, например, окна. Если карниз отсутствует почти полностью и фронтон покоится, например, лишь на двух колоннах, такой фронтон называют полуфронтоном. Когда же карниз исчезает совершенно, фронтон превращается в щипец, или, в готической архитектуре, в вимперг;
- разорванный (рассечённый) — с не сходящимися вверху и оставляющими между своими верхними концами (иногда переходящими в волюты) свободное пространство для помещения пьедестала для вазы, бюста или какого-либо другого украшения;
- раскрепованный — с выступающими вперед частями — раскреповками (см.: Раскрепованный ордер);
- самцовый — сложенный из брёвен как непосредственное треугольное продолжение венцовой торцевой стены;
- ступенчатый — в виде ступеней, уменьшающихся в своих размерах кверху;
- трапециевидный — в виде трапеции;
- треугольный — в виде равнобедренного треугольника.
Хаусмарка — небольшой барельеф на фасаде здания.
Хоры — верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви, обычно на уровне второго этажа. Как правило, на хорах размещаются музыканты, певчие, орган. В храме находятся обычно с западной стороны.
Цейхгауз — склад для хранения для оружия или амуниции; здание или помещение для хранения военных запасов: обмундирования, снаряжения, вооружения, провианта и т.п.
Цитадель — укреплённая часть города.
Цоколь — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицован. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной). Высота цоколя может зависеть от наличия или отсутствия подвальной или полуподвальной части строения.
Шатровая крыша — одна из разновидностей вальмовых крыш, характерной особенностью которой является возможность установки на здания, в основе которых находится правильный многоугольник или квадрат. Крыша, у которой все скаты имеют форму симметричных равнобедренных треугольников и сходятся в одной точке. В отличие от обычных вальмовых крыш все стороны имеют треугольную форму и внешне похожи на пирамиды. Так же, как и все вальмовые крыши, шатровые весьма сложны в техническом исполнении в силу технологических особенностей.
Шов — в кладке пространство между кирпичами по вертикали и горизонтали.
Шпиль — вертикальное и остроконечное завершение (крыша) зданий в виде сильно вытянутого вверх конуса или пирамиды.
Щипец — островерхий фронтон, образуется на торцовой стене от крутых скатов высокой кровли. В отличие от обычного треугольного фронтона классической архитектуры не отделен снизу горизонтальным карнизом и является, таким образом, частью фасада здания. Бывают ступенчатыми и «шейные фронтоны» вогнутого профиля с декоративными волютами, пирамидками и шпилями по сторонам.
Эклектика — Эклектика в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве представляет собой сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления зданий или художественных изделий, имеющих иной смысл и назначение. Эклектика в искусстве обычно служит эффектной декорацией для произведения культуры, ещё не выработавшей собственного стиля. Эклектика, в большинстве случаев, означает отсутствие стилевой целостности.
Экседра — полукруглая глубокая ниша, обычно завершаемая полукуполом.
Эмпоры — приподнятые на колоннах или аркадах трибуны или галереи в интерьерах средневековых западноевропейских храмов. Со временем эмпоры западной стены храма, расположенной напротив алтаря, стали использовать в качестве балкона для певчих и музыкантов, а также для трибуны органа.
Энтазис — плавное изменение диаметра сечения колонны, небольшое утолщение на одной трети высоты снизу, примерно на уровне роста человека. Применялся главным образом в дорическом ордере классической архитектуры для создания зрительного эффекта напряжённости и устранения иллюзии вогнутости ствола колонны.
Эркер — выходящая из плоскости фасада часть помещения, частично или полностью остекленная; застекленный крытый балкон.
Эскарп — крутой внутренний откос рва долговременного или полевого укрепления; в наше время также — противотанковое (противотранспортное) земляное заграждение в виде высокого (2-3 м) крутого среза ската возвышенности (берега реки), обращённого к противнику и имеющего крутизну от 15 до 45°.
Структурные части зданий (конструктивные элементы)
При цитировании Справочника в статье или научной работе указывайте в источниках библиографическое описание .
Скопировать номер параграфа: [1286]
Скопировать ссылку на параграф
Скопировать ссылку на карточку
В объектах строительства принято выделять объемно-планировочные элементы (веранда), архитектурно–конструктивные элементы (балкон), строительные конструкции (стена). При кадастровой деятельности возникает потребность различать их для правильного определения местоположения помещений и объектов капитального строительства, расчета площадей.
Скопировать номер параграфа: [173]
Скопировать ссылку на параграф
Скопировать ссылку на карточку
1. Определения
Нужно узнать пункт закона?
Статьи в Справочнике состоят из параграфов, почти каждый из которых сопровождается соответствующими цитатами из нормативных правовых документов. Такие параграфы отмечены зеленой или желтой линией (подробнее).
Чтобы показать цитаты, нажмите на иконку « » справа от текста.
Показать цитаты
Скопировать номер параграфа: [56]
Скопировать ссылку на параграф
Скопировать ссылку на карточку
Антресоль
При проектировании и строительстве многоквартирных домов — площадка, разграничивающая высоту помещения на разные уровни, имеющая размер площади не более 40% площади помещения, в котором она сооружается.
При создании и эксплуатации производственных зданий — площадка внутри здания, на которой размещены помещения различного назначения (производственные, административно-бытовые или для инженерного оборудования).
При проектировании общественных зданий и сооружений — площадка в объеме двусветного помещения площадью менее 40% площади помещения, в котором она находится. На площадке могут размещаться помещения. Антресоль не является этажом.
При инвентаризации жилого дома — площадка, занимающая верхнюю часть объема помещения жилого дома, предназначенная для увеличения его площади, размещения вспомогательных складских и других помещений.
При обеспечении требований безопасности — доступная площадка в объеме двусветного помещения, открытая в это помещение, или расположенная в пределах этажа с повышенной высотой, размером менее 40% площади помещения, в котором она находится. Антресоль не является этажом.
При строительстве — (balcony) верхняя открытая для доступа площадка на этаже , частично огражденная стенами.
По классификатору строительной информации — «Верхняя открытая для доступа площадка на этаже, частично огражденная стенами» (код RZo>SG, по состоянию на 05.10.2022).
Приложение Б СП 56.13330.2011;
п.3.1, п.4.2.8 СП 54.13330.2016;
Приложение 1 МЗС 37;
п.3.2 СП 118.13330.2012*;
п.3.5 СП 4.13130.2013;
п.3.2.2.9 ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020