Создание плана с тенями
для планов использую линейную подачу, но для красоты добавляю падающие тени с объемки. Их можно скопировать на план из 3d-окна-вид сверху, вместо OpenGL, в 3d window settings, выбрать internal engine,
mode-shading,
hidden line mode — raster
contours — best
vertical raster strips -накрутить, в среднем 25
vertical sun shadows-contours off
выделить рамкой, копипаст на план, тени вставляются как штриховка!
Репутация: 0
На сайте c 28.03.2012
Сообщений: 55
Спасибо! А нет случайно готового образца, посмотреть что в итоге получается?? Очень интересно)
На сайте c 07.08.2010
Сообщений: 56
Конечно, можно добавлять более сложные и цветные штриховки и использовать заливки из jpg-ов, но мне нравится лаконичность
Репутация: 0
На сайте c 28.03.2012
Сообщений: 55
Спасибо! Это то что нужно!! Только у меня не получается так сделать(((
Репутация: 0
На сайте c 28.03.2012
Сообщений: 55
а можно ли настроить прозрачность??
На сайте c 07.08.2010
Сообщений: 56
что конкретно не получается?
1. чертите линейны план, используя штриховки, линии, библ. элементы, мебель элементами объема (диваны, полки шкафы, все из стандартной библиотеки можно)
2. сделать временно перекрытие, чтоб на него падали тени, переход в три де окно, далее по инструкции выше, internal engine и т.д., все это рамкой выделить из вида сверху, копи паст на план, и на плане появляются тени-штриховки.
У них можно менять без проблем цвета и прозрачность
Как сделать тени в архикаде на плане
Загрузка. Пожалуйста, подождите.
Сообщение сайта
(Сообщение закроется через 2 секунды)
Подача плана с тенями, ArchiCAD или иные пакеты
KL@UN
Просмотр профиля
22/10/2006, 00:46
Группа: Пользователи
Сообщений: 195
Регистрация: 11/02/2005
Пользователь №: 10 146
вопрос: не льзя ли в архикаде делать планы, как и разрез с тенями падающими?
а если нет прошу дать совет,как можно сделать объемный план(в смысле с тенями)?
с помощью каких программ.
Red Hunter
Просмотр профиля
22/10/2006, 14:27
Группа: Участник
Сообщений: 804
Регистрация: 17/07/2003
Из: Киев
Пользователь №: 2 860
смысл только .
на то он и план или разрез или развертка что бы показать одну . плоскость.
Если это пожелание заказчиков или приказ руководства передай им что они приудурки. )
KL@UN
Просмотр профиля
22/10/2006, 18:21
Группа: Пользователи
Сообщений: 195
Регистрация: 11/02/2005
Пользователь №: 10 146
это лично моя прихоть подачи
VCheese
Просмотр профиля
02/11/2006, 01:31
Группа: Участник
Сообщений: 408
Регистрация: 17/07/2004
Из: Калининград
Пользователь №: 6 619
Это можно сделать при помощи 3D окна. Ставишь камеру в проекции сверху, меняешь режим с Quek Time на Hardware (я в английском не силен, поправьте, если не правильно написал), включаешь отображение теней и 3d-хэтчинг. И вставляешь эту картинку на Лэйаут или в плотмейкер если девятая версия.
Это абсолютно несложно. Другой вопрос, зачем это нужно? Чертеж — он на то и чертеж, что длжен выполняться быстро, символично и легко читабельно. Другими словами, по ГОСТу. Тенюшки и вырисовывание ручек смесителей на раковинах пустая трата времени даже не только на конструктивных, строительных чертежах, но и на красивой архитектурной подачи.
Anique
Просмотр профиля
21/11/2006, 17:55
Группа: Пользователи
Сообщений: 29
Регистрация: 08/11/2006
Из: Москва
Пользователь №: 39 862
А вот у меня главный архитектор шибко переживает, когда на кранах ручек нету. А планы с тенями — это очень даже модная фишка — клиенты так хоть что-то соображать начинають.
ervand1
Просмотр профиля
07/01/2007, 07:00
Группа: Banned
Сообщений: 23
Регистрация: 07/01/2007
Пользователь №: 42 985
вот правильно!
а то чет современные заказчики с деньгами совсем отупели.
подавай им картинку как фотку.мля
Int_Skylined
Просмотр профиля
08/01/2007, 20:35
Группа: Модераторы
Сообщений: 3 285
Регистрация: 17/08/2003
Пользователь №: 3 182
Вот вам небольшой тутор по теме
все делалось в ArchiCAD
1. Выбираем режим Internal Engine и настраиваем 3dview примерно так
(в принципе, там нас интересуют только тени)
2. Рисуем наш генплан.Мой тестовый вариант таков:
3. Переходим в 3dвид, ставим «вид сверху», настраиваем солнышко и сохраняем все это добро в формат *.2dl (это один из форматов, применяемых в инструменте «модуль»)
4. Находим и устанавливаем связь с нашим модулем
5. Далее вставляем его в план. Но он нам недоступен (пока) для редактирования
с последующим вычленением нужных нам теней.
6. Идем обратно в External Content, но уже в Hotlink Manager, там расцепляем
связь кнопкой Break
7. Убеждаемся, что в плане наш модуль разорвался на обычные объекты(штриховки, линии),
только сгруппированные. Разгруппируем и вот, добрались до контуров наших теней, которые
удобно обозначились в виде штриховок, примеряем их к нашим домам на генплане..Красиво?
конечно ж, это не очень сильный способ приукрасить генплан по сравнению доводкой плавными фотошопскими тенями. но думаю, все ж пригодится в мастерской любого архикадчика
Штриховки в ARCHICAD
Штриховка в ARCHICAD – это почти такой же элемент 2D оформления чертежа, как и в других программах.
В хорошем проекте, как правило, не следует использовать штриховки и прочие 2D элементы созданные вручную. Так как внести изменения в модель, которая частично нарисована в 2D будет сложнее.
Большую часть проекта в ARCHICAD составляют различные 3D элементы и параметрические объекты, которые легко изменить.
Сами же штриховки, линии, полилинии, уместно использовать для следующих целей:
- Для создания деталей (узлов конструкций), так как подробная проработка узловых соединений в 3D занимает много времени и не всегда нужна.
- Для доработки разверток, создания векторных визуализаций или какой-то инфографики.
Вот пример подобного применения штриховок:
Давайте узнаем про то, как создавать штриховки, какие они бывают и как их настроить.
Полное обучение: «Использование Archicad на 100%»
Как сделать штриховку в ARCHICAD?
Для того чтобы создать штриховку нужно выбрать соответствующую команду на панели инструментов. Находится она во вкладке «Документирование».
У штриховки есть несколько способов построения:
- Многоугольник
- Прямоугольник
- Повернутый Прямоугольник
Когда инструмент штриховка активирован, способы построения можно выбирать в информационном табло, в пункте «Геометрический вариант».
Для того чтобы построить штриховку, выбираем инструмент и просто задаем необходимые точки.
Завершить построение можно двойным кликом либо нужно замкнуть контур.
Строить штриховку вручную необязательно, если имеется какой-то контур из 2D линий, стен или других элементов, можно воспользоваться волшебной палочкой.
Для этого выбираем инструмент «Штриховка» зажимаем клавишу «Пробел» и кликаем внутри контура.
Контур обязательно должен быть замкнутым!
Таким способом выполняется построение штриховок.
Теперь давайте рассмотрим основные виды штриховок в ARCHICAD на простом примере:
В этом изображении применяются почти все возможности штриховок, поэтому попытаемся его воспроизвести.
Категории штриховок в ARCHICAD
Для того чтобы правильно применять штриховки, узнаем о категориях штриховки.
Эта настройка находится в информационном табло, в пункте «Образец штриховки».
Чтобы выбрать категорию, кликаем на иконку с заштрихованным многоугольником слева.
Из раскрывающегося меню нам станет доступно 4 категории штриховки.
1. Штриховка Чертежей
Если выбрать эту категорию нам будут доступны все виды штриховок, которые есть в программе.
2. Штриховка Поверхностей
У этой категории есть доступ только к штриховкам, которые могут быть применены к поверхности. Например, это может быть кирпич или какое-то мощение.
3. Штриховка Сечений
Штриховки сечений соответствуют ГОСТ, это могут быть различные наклонные линии и тд.
4. Штриховка по Материалу
Зависит от настроек конкретного материала. К материалу применяются штриховки сечений и поверхности в соответствии с ГОСТ.
Так как мы будем рисовать, применяем только штриховку чертежей, так будет удобнее.
Штриховка-рисунок в ARCHICAD
Этому виду штриховки можно назначить текстуру. Поэтому его часто используют для оформления фасадов или разверток.
Если вы не использовали функцию создания разверток, читайте нашу статью – «Развертки стен в ARCHICAD».
Зададим нашей фигуре текстуру с помощью штриховки-рисунка. Но сначала нужно создать образец штриховки и загрузить картинку.
Переходим в меню «Параметры» → «Реквизиты Элементов» → «Штриховки».
В открывшемся окне кликаем на кнопку «Новая…». В меню «Новая Штриховка» выбираем вид штриховки: «Штриховка-Рисунок». Задаем ей имя и жмем кнопку «ОК».
Далее добавляем текстуру. В окне «Штриховки» жмем кнопку «Найти». В открывшемся окне нажимаем на кнопку «Добавить». Откроется файловый менеджер, находим файл с текстурой и открываем его.
В окне «Загрузка Изображений из Библиотеки» жмем «ОК». В окне «Штриховки» тоже жмем «ОК», чтобы сохранить изменения.
Теперь нужно выбрать созданный образец штриховки и выполнить заливку.
Активируем инструмент «Штриховка». В информационном табло, в пункте «Образец Штриховки», кликаем на правую кнопку. В открывшемся списке выбираем созданный образец штриховки, он будет в самом конце.
Теперь, зажимая пробел, заливаем все необходимые участки.
Для того чтобы растянуть текстуру выберем способ построения «Деформируемая». Это третья иконка в пункте «Способ Построения» в информационном табло.
После этого масштабируем текстуру с помощью векторов растяжения.
Сплошная и градиентная штриховка в ARCHICAD
Для того чтобы нарисовать тени у фигуры будем использовать градиентную и полупрозрачную сплошную штриховки.
Создадим собственные тени фигуры.
Для этого в пункте «Образец Штриховки» выбираем сплошную штриховку 25 или 50%.
Чтобы сделать штриховку полупрозрачной в пункте «Перо Штриховки» задаем необходимый номер пера. Для переднего плана выбираем любое черное перо, а для фона штриховки прозрачное.
Выполняем заливку выбранной штриховкой.
Теперь создадим градиентную штриховку, чтобы показать падающую тень. В пункте «Образец Штриховки» выбираем «Штриховка Линейная Градиентная».
Заливаем необходимый участок с помощью волшебной палочки. После этого выбираем созданную штриховку и редактируем вектор градиента.
Началу вектора соответствует цвет переднего плана штриховки, а концу параметр перо фона штриховки. Растягивая этот вектор можно добиться необходимой плавности и положения градиента.
Векторная и символьная штриховка в ARCHICAD
Эти виды штриховок не сильно отличаются друг от друга. Состоят они из бесконечно повторяющегося бесшовного рисунка созданного с помощью линий. Векторные штриховки используются для сечений, а символьные для штриховки поверхностей.
Векторную и символьную штриховку тоже можно создать самому. Но об этом мы расскажем в следующий раз.
А сейчас воспользуемся существующими образцами. Зададим штриховку для сечения фигуры и покажем бетонные блоки с помощью символьной штриховки.
Я выберу образец штриховки – «Железобетон» и выполню заливку.
За цвет линий у этого вида штриховки параметр «Передний План», а за цвет фона параметр «Фон».
Так как это сечение, можем сделать контур штриховки толще.
Включить контур для штриховки можно в информационном табло, в пункте «Тип Контура», кликнув на иконку слева. Чуть правее, в пункте «Перо Контура» задается цвет пера.
Используем символьную штриховку. Я использую образец «Сетка» и масштабирую штриховку с помощью векторов растяжения. Перед этим нужно задать способ построения штриховки «Деформируемая».
Если постараться, то с помощью штриховок можно добиться и более сложных эффектов света и тени. В ARCHICAD для этого достаточно функций, его даже можно использовать как векторный редактор.
Вот мы и разобрались с основными видами штриховок. Немного узнали про их настройки и применение.
Обязательно воспроизведите пример, который мы рассмотрели в статье. Это поможет вам разобраться в штриховках и закрепить материал.
Освойте Archicad на 100%
Изучите BIM-моделирование от A до Я. Создайте проект от настройки интерфейса до печати готового альбома проектной документации. Курс бестселлер от AMS³
3D-виды и 3D-документация в ArchiCAD
С помощью ArchiCAD легко создается Виртуальное здание (Virtual Building) – Информационная 3D-модель здания (Building Information Model – BIM) в части архитектурного проекта одновременно с получением согласованной двумерной рабочей документации. Эта статья представляет способы отображения BIM-модели в трехмерном пространстве ArchiCAD. Мы быстро пройдемся по основным принципам, но при этом затронем некоторые малоизвестные опции, которые и придают продукту гибкость, оригинальность и уникальность. Также мы обсудим, как сохранить виды в Карте видов (View Map) для дальнейшего использования. А в конце опишем новейший и необычайно мощный инструмент ArchiCAD 12, который позволяет превратить любой 3D-вид в «живой» автоматически обновляемый 3D-документ – полноценный трехмерный чертеж с элементами аннотирования и размерами. Рис. 1 ярко иллюстрирует эту функцию: он отображает 3D-разрез по зданию с нанесенными на него размерами и выносками. При этом фон – обычная сплошная штриховка черного цвета, расположенная за конструкциями и надписями. Рис. 1. Результат работы нового инструмента ArchiCAD 12 – 3D-документ Вообще в программе существует несколько способов отображения архитектурной модели в 3D и связанных с ними настроек: — Тип проекции – перспективная или аксонометрия; — Стиль отображения – каркасная модель, модель со скрытыми линиями или закрашенная (плюс несколько различных эффектов, которые можно комбинировать); — Фильтрация элементов – посредством видимости слоев и этажей, выбора объектов, границ отображения (бегущая рамка), по типам элементов, определение секущих разрезов. При этом пользователь может работать с 3D-окном – взглянуть на проект с различных точек или отредактировать модель. В ArchiCAD встроен инструмент построения фотоизображений (Photorendering), который позволяет получить высококачественные изображения 3D-вида с помощью различных методов визуализации – собственной разработки (Internal), компании Lightworks и стилей Sketch (имитация ручной подачи). Построенное изображение можно разместить на листах чертежей (Layout) либо сохранить на диск и использовать во внешних программах.
Режимы 3D-вида
Пункт меню Вид (View) -> Режим 3D-вида (3D View Mode) позволяет задать способ построения проекции: аксонометрию или перспективу (рис. 2). Рис. 2. Пункт меню Вид (View) -> Режим 3D-вида (3D View Mode) Сразу после выбора режима в 3D-окне будет построено объемное изображение в соответствии с параметрами камеры. Для выбора режима можно также воспользоваться горячими клавишами (PC: CTRL+F3 и SHIFT+F3, Mac: CMD+F3 и Option+F3) либо воспользоваться выпадающим списком иконки 3D-окно (3D Window) на панели инструментов (рис. 3). Рис. 3. Можно воспользоваться выпадающим списком иконки 3D-окно (3D Window) на панели инструментов Аксонометрический вид автоматически охватит всю модель и отобразит ее в 3D-окне, тогда как перспективный вид отобразит только то, что попадет в объектив камеры, для которой можно задать точку расположения, направление и конус взгляда. Щелкнув по второй кнопке слева, расположенной в левом нижнем углу окна (рис. 4), можно открыть Планшет навигатора (Navigator Preview). Рис. 4. Планшет навигатора (Navigator Preview) можно открыть, щелкнув на второй кнопке слева, расположенной в левом нижнем углу окна Для аксонометрии Планшет используется при ручной настройке положения камеры вокруг объекта. Можно быстро выставить стандартные параметры построения аксонометрии: изометрия, вид сверху, сбору и ряд других часто используемых проекций (рис. 5). Рис. 5. Окно Планшета навигатора в режиме аксонометрии Кроме того, пользователь может задать произвольный угол взгляда на модель с помощью команды Орбита (Orbit). В режиме построения перспективы (рис. 6) Планшет навигатора отображает миниатюрную копию поэтажного плана вместе с маркером, отображающим положение камеры (то есть точку, из которой вы смотрите на объект) и положение цели (точку, куда вы смотрите). В Планшете вы можете с помощью мыши передвинуть камеру или точку взгляда – 3D-вид автоматически обновится. Там же с помощью слайдера можно менять угол обзора. Рис. 6. Окно Планшета навигатора в режиме построения перспективы Совет. Предварительный просмотр поэтажного плана и положения камеры на нем иногда сливаются из-за того, что окно Планшета навигатора слишком мало. Это окно всегда отображает те элементы, которые видны на настоящем поэтажном плане (в соответствии с теми настройками, которые заданы для текущего или последнего открытого плана). Вы всегда можете увеличить окно предварительного просмотра, просто открепив его от панели (схватитесь за заголовок окна и переместите окно на свободное пространство) и растянув за угол. Соответственно увеличится и миниатюра плана. Также вы можете отключить видимость элементов, которые уменьшают предварительный просмотр и видеть которые не обязательно: например, можно отключить слой, на котором расположена модель местности. После этих действий вам понадобится только перестроить изображение в окне предварительного просмотра, щелкнув по стрелке в нижнем правом углу. Для точной настройки перспективного вида используйте инструмент Камера (Camera): выберите этот инструмент на панели инструментов, первым щелчком задайте положение камеры, а вторым – направление взгляда. Далее выберите размещенную камеру, перейдите в 3D-окно – вы увидите изображение с этой камеры. Камера будет размещаться на плане до тех пор, пока вы не удалите ее или не скроете. Разумеется, в проекте можно размещать столько камер, сколько вам требуется. Для просмотра 3D-модели точно из заданной позиции выберите нужную камеру на поэтажном плане и перейдите в 3D-окно. Все камеры отображаются в дереве Карты проекта (Project Map) и открываются двойным щелчком по ним. Совет. Маркеры камер не выводятся на печать вместе с поэтажным планом, но могут мешать при работе. Чтобы скрыть их, дважды щелкните на инструменте Камера и откройте его параметры. Далее по кнопке Траектория (Path) зайдите в диалог и для опции Изображение на плане (Display Options) установите значение Нет (None). Есть и более быстрый способ: выберите инструмент Камера, убедитесь, что на поэтажном плане не выбрано ни одной камеры, и установите на Информационной панели (Info Box) другой режим камеры (то есть VR-объект или VR-сцена). Если вы меняли параметры 3D-окна с помощью инструментов Орбита (Orbit) и Проход (Explore) или увеличивали/уменьшали изображение с помощью колеса мыши, вы можете быстро сохранить положение камеры и затем возвращаться к этому виду. Для этого зайдите в меню Вид (View) -> Дополнения 3D-навигации (3D Navigation Extras) и для аксонометрии выберите команду Добавить текущую проекцию (Add Current Projection), а для перспективы – Разместить камеру на траектории (Put a Camera into the Path). Кстати, из того же подменю доступны и некоторые другие опции (для перспективы – когда выбрана камера на поэтажном плане): изменить выбранную камеру, разместить новую камеру или перейти к предыдущему/следующему сохраненному виду. Совет. Одно из самых удобных сочетаний клавиш – включение режима Орбиты (Orbit) в 3D-виде, удерживая клавишу SHIFT на клавиатуре и нажав на колесо мыши. Теперь просто двигайте мышку: модель будет вращаться вслед за движением руки, причем это справедливо как для аксонометрии, так и для перспективы! Попробовав раз, отказаться просто невозможно. Пока вы работаете в 3D-окне, вы всегда можете сохранить текущий вид в Карту видов (View Map) с помощью команды Сохранить текущий вид (Save Current View). Эта команда запомнит все параметры: тип проекции и выигрышный ракурс, комбинацию слоев, стиль тонирования, фильтрацию элементов и т.п. Теперь, если дважды щелкнуть на этом виде, можно быстро вернуться в 3D-окно, которое отображает именно тот вид, который мы когда-то сохранили. Но при этом сама геометрия модели обновится в соответствии с изменениями проекта. На рис. 7 показан пример сохраненных 3D-видов. Рис. 7. Пример сохраненных 3D-видов в Навигаторе проекта
Способы построения изображения
Изображение в 3D-окне может быть построено несколькими способами. В диалоге Вид (View) -> Режим 3D-вида (3D View Mode) -> Параметры 3D-изображения (3D Window Settings) пользователь может задать этот способ (рис. 8): каркасный, с удалением невидимых линий, с раскраской и тенями. При этом каждый из перечисленных режимов зависит также от механизма визуализации – OpenGL или внутреннего. Рис. 8. Диалог Параметры построения 3D-изображений Основные настройки этого диалога также можно задать непосредственно из меню Вид (View) -> Режим 3D-вида (3D View Mode). Также можно включить опцию, которая будет отображать определенные объекты в каркасном режиме визуализации. Для этого в диалоге Параметры слоев (Layer Settings) (пункт меню Документ (Document) -> Слои (Layers) -> Параметры слоев (Layer Settings) или горячие клавиши CTRL-L/CMD-L) просто укажите, что слои отображаются в каркасном/раскрашенном режиме (рис. 9). Рис. 9. Для любого слоя можно указать режим отображения в каркасном виде На рис. 10 приведен пример визуализации здания, в которой крыши и стены отображаются в каркасном режиме, а двери и окна отключены (отображается только проем) с помощью фильтрации элементов. Рис. 10. Пример визуализации здания, где крыши и стены отображаются в каркасном режиме, а остальные объекты – в обычном Режим OpenGL представляет собой более быстрый способ построения и отображает текстуры поверхностей (обычные JPG- или TIF-картинки, имитирующие кирпичную кладку, дерево и т.п.). Внутренний механизм визуализации требует больше времени для построения, но при этом обеспечивает ряд особых функций – например, отображение векторной 3D-штриховки (векторный рисунок, имитирующий материал) и векторные тени (раскрашенные штриховки с дополнительными контурными линиями по границам теней, ложащихся на фасад). Разница между режимом OpenGL (слева) и внутренним механизмом визуализации с включенными режимами векторной штриховки и тенью (справа) наглядно показана на рис. 11. Рис. 11. Режим OpenGL, в отличие от внутреннего механизма визуализации, отображает текстуры и работает более быстро. Но внутренний механизм визуализации ближе к чертежам – он отображает векторную штриховку для поверхностей и строит тени от солнца Как правило, внутренний механизм визуализации строит изображение долго, особенно в случае больших моделей с большим числом полигонов (огромные здания, проекты со сложными формами или деревьями). Если вам необходим этот режим, а ждать не хочется, можно переключить режим раскраски с аналитического (Analytic) на растровый (Raster) – изображение будет строиться быстрее. Учтите, что векторная штриховка работает только в аналитическом режиме, а времени на ее построение тратится меньше, чем на построение теней. В большинстве случаев рекомендуем отключать эти режимы, если они не слишком вам нужны, либо пользоваться режимом OpenGL, который имитирует материал поверхности с помощью JPG-текстур вместо штриховки и не строит теней. Совет. Выбрав для режима векторного построения теней параметр Без контуров (Contours Off), вы не отключаете тени совсем – они будут строиться, только результат будет показан без внешней контурной линии. Чтобы полностью отключить построение векторных теней, вам необходимо четко выбрать опцию Нет (Off).
Фильтрация элементов
Программа предоставляет несколько способов фильтрации элементов в 3D. Простейший и наиболее понятный – это просто включить или отключить слои: либо вручную, либо с помощью комбинаций слоев. Включенный слой виден на поэтажных планах, разрезах/фасадах и 3D-видах; если же объект расположен на выключенном слое, то он не будет отображаться нигде. Другой способ ограничить видимость элементов в 3D – это выбрать несколько нужных нам объектов на поэтажном плане (с помощью стрелки-указателя, SHIFT + щелчок или команды Выбрать все (Select All) для определенных объектов из меню Редактор (Edit). Далее выберите команду Вид (View) -> Элементы в 3D-виде (Elements in 3D View) -> Показать выборку/бегущую рамку в 3D (Show Selection/Marquee in 3D). Или: правый щелчок мышью, а затем выбор команды Показать выборку/бегущую рамку в 3D (Show Selection/Marquee in 3D). Еще один способ – использовать горячие клавиши (PC: F5; Mac: F4). Если выбрать инструмент Бегущая рамка (Marquee) и охватить такой рамкой часть поэтажного плана, то с помощью тех же команд можно отобразить в 3D только те элементы, которые попали в пределы рамки. Причем рамка может иметь форму прямоугольника, скругленного прямоугольника либо произвольного полигона – с помощью последней опции можно получить в 3D очень интересные эффекты. Благодаря этому инструменту вы можете отобразить часть многоэтажного здания (утолщенная рамка) или только объекты текущего этажа (если рамка тонкая): эта опция настраивается на Информационной панели (Info box) – кнопка расположена сразу за символом инструмента Бегущая рамка. На рис. 12 и 13 демонстрируется работа утолщенной бегущей рамки, которая позволяет получить объемный вертикальный разрез по нескольким этажам. Рис. 12. Утолщенная бегущая рамка позволяет получить объемный вертикальный разрез по нескольким этажам Рис. 13. Результат работы утолщенной бегущей рамки Несмотря на то что бегущая рамка обрезает модель, все элементы можно выделять и редактировать. При выделении обрезанные объекты выделяются целиком – программа отображает границы объектов с помощью узловых точек, которые могут отобразиться за пределами границ рамки (именно такая ситуация представлена на рис. 13). Это функция помогает визуально контролировать, какая часть объекта отображается в 3D. Обратите внимание, что если переместить объект на границу рамки, можно получить его сечение или даже скрыть его (если вывести объект за пределы границ). Совет. Вы можете выбрать элементы непосредственно в 3D и, щелкнув правой кнопкой мыши либо с помощью горячих клавиш, вызвать команду Показать выборку/бегущую рамку в 3D (Show Selection/Marquee in 3D). Вы сразу же увидите выбранные элементы, а все остальные будут скрыты. Чтобы снова увидеть всю модель в 3D, выберите команду Показать все элементы в 3D(Show All Elements in 3D), которая появится вместо предыдущей команды. Эти действия можно выполнять как в окне поэтажного плана, так и в 3D-окне. Конечно, все они применимы только к тем элементам, которые расположены на видимых слоях. Дополнительные возможности при построении 3D предоставляет и диалог Отфильтровать элементы в 3D (Filter Elements in 3D) пункта меню Вид (View) -> Элементы в 3D-виде (Elements in 3D View) (рис. 14). Рис. 14. В 3D-виде можно отображать только часть объектов C его помощью при построении 3D можно вообще отключать определенные группы элементов (например, крыши или объекты) или ограничивать видимость проекта определенным диапазоном этажей. Бегущая рамка по умолчанию отображает только те объекты, которые попали в ее границы. Но есть возможность изменить принцип построения и, наоборот, отображать только те объекты, которые расположены за пределами рамки (например, для того, чтобы сделать сквозной туннель через все здание). Можно отображать и лишь те элементы, которые попали в пределы рамки целиком (отключите опцию Рамка как линия сечения (Trim Elements to Marquee), и пересекаемые объекты исчезнут из 3D). Одна из моих любимейших функций при работе с большими и сложными проектами – возможность отключения окон и дверей (вместо них остаются пустые проемы). Эффективность работы с 3D и разрезами возрастает на порядки! При выполнении тестовых проходов и перед видеосъемкой каждая сцена строится быстрее, а значит можно побольше поэкспериментировать с траекторией, настройками камеры. Еще одна интересная настойка диалога – Отфильтровать элементы в 3D (Filter Elements in 3D): возможность отобразить в 3D объемы зон (Zones) (рис. 15). Зоны зачастую используют для определения границ помещений и подсчета площадей на поэтажных планах, но их можно отображать в 3D для формирования объемов, блоков и анализа теней. Их высота регулируется в диалогах параметров каждой зоны. Зоны можно подрезать под скат крыши с помощью Операций над объемными телами (Solid Element Operations). Рис. 15. В 3D можно отображать объемы зон Презентационные сечения и анализ модели можно выполнять с помощью команды пункта меню Вид (View) -> Элементы в 3D-виде (Elements in 3D View) -> Секущие плоскости (3D Cutting Planes) (рис. 16 и 17). Этот диалог показывает модель в трех плоскостях (вид сверху, вид сбоку и фронтальный вид) и позволяет в любом из них линией задать плоскость сечения. Двумя щелчками задается сама режущая линия/плоскость, а третьим указывается часть, которая будет скрыта. Если нужен точный ввод высоты, воспользуйтесь полями в правой нижней части: сначала вводите координату первой точки, а затем, удерживая клавишу ENTER, вторую на той же высоте. Рис. 16. Диалог Плоскости 3D-сечений Рис. 17. Пример работы диалога Плоскости 3D-сечений Единожды заданные плоскости запоминаются программой, но их всегда можно удалить в том же диалоге просто дважды щелкнув на линии сечения или воспользовавшись кнопкой Удалить все плоскости сечений (Clear All Cutting Planes). Совет. Эффект подрезки здания можно включать/отключать с помощью команды Вид (View) -> С 3D-разрезами (3D Cutaway). Секущие плоскости также сохраняются при сохранении вида в Карте проекта, поэтому к наиболее интересным видам можно возвращаться буквально одним щелчком мышки.
Презентация: фотовизуализация, анимация и анализ солнца
Любой 3D-вид может быть продемонстрирован либо посредством встроенного в ArchiCAD механизма фотовизуализации, либо с помощью прохода по виртуальному проекту (пройти пешком или выполнить облет), либо при статической визуализации прохождения солнца по небосводу и изменения теней на фасадах. Фотовизуализация настраивается через диалог пункта меню Документ (Document) -> Креативнаявизуализация (Creative Imaging) -> Параметры фотоизображения ( Photorendering ). Внутренний механизм визуализации (Internal Engine) позволяет построить простые изображения с текстурами, тенями и т.п., а механизм визуализации Lightworks – более качественные рисунки с прозрачностью материалов, мягкими реалистичными тенями, учетом отражения света от поверхностей. Есть и режим Эскиз (Sketch), предназначенный для построения изображений, приближенных к ручной подаче, – причем параметров настроек там огромное количество. На поэтажных планах можно разместить практически любое количество камер визуализации, которые объединяются в траектории пролета, а затем пройти про проекту в соответствии с этой траекторией, сохранить результат прохода в формате QuickTime и в дальнейшем показывать его заказчику или коллегам. Операция Траекториясолнца (Sun studies) применима к любому 3D-виду; благодаря встроенной функции heliodon она рассчитывает положение солнца в различные моменты суток и года, автоматически прорисовывая положение и конфигурацию теней в зависимости от положения объектов в проекте и прозрачности материалов. Описания возможностей ArchiCAD в этой части хватит не на одну статью – здесь задействованы сложные и очень мощные инструменты. Но пока ограничимся уже сказанным…
Новинка ArchiCAD 12: 3D-документация
В прошлом году компания Graphisoft изобрела новый тип чертежа – 3D-документ. Суть технологии заключается в том, что 3D-вид теперь можно оформлять (например, легко и элегантно проставить размеры по проекту) и автоматически обновлять (в точности так же, как разрез или фасад). С помощью команды Документ (Document) -> 3D-документ (3D Document) -> Создать 3D-документ (Create 3D Document) любой 3D-вид можно превратить в 3D-чертеж. Другой способ получить тот же результат: щелкнуть правой кнопкой мыши в пустой части 3D-окна и выполнить команду Построить 3D-документ из текущего окна (Capture Window for 3D Document). 3D-документы используются в Карте проекта наравне с поэтажными планами, разрезами, фасадами, узлами, рабочими листами и т.п. – это просто новая категория. При создании 3D-документа нужно только задать имя вида и его код для ссылки. Новый 3D-документ наследует те же настройки, что и исходный 3D-вид (аксонометрия или перспектива), но конвертируется в соответствии с Внутренним механизмом визуализации (Internal Engine). Это значит, что он не содержит текстур (то есть JPG-версий материалов) – вместо них поверхности раскрашиваются исходными цветами плюс используются векторные штриховки и тени от солнца. Далее для оформления можно использовать большинство 2D-инструментов: тексты, выноски, линии, дуги, полилинии, сплайны, штриховки и размеры. Выноски могут быть независимыми (полка и независимый текст) или связанными с 3D-элементами (полка и символ с текстом, в который можно внести тип и код (ID) элемента, ассоциированного с выноской). Размеры привязываются к узловым точкам элементов так же, как это делается на поэтажных планах или при редактировании объектов в 3D-окне. Три метода, настраиваемые на Информационной панели (Info Box), позволяют указать вертикальный/горизонтальный размер либо размер в произвольной плоскости (например, для скатов крыш). Линии размеров идут от модели, а засечки ориентированы в соответствии с углом перспективы или аксонометрии. При размещении размера задается отступ от модели, что повышает читаемость чертежа. Конечно, в документации по ArchiCAD вы найдете более полное описание работы с размерами в 3D-документе. По умолчанию 3D-документ автоматически обновляется вслед за изменениями – это обычный рабочий вид. А значит он всегда будет соответствовать модели. Размеры обновляются и пересчитываются, выноски содержат актуальную информацию о строительных конструкциях. 3D-документы можно создавать из любого 3D-вида – следовательно, они могут быть ограничены как бегущей рамкой, так и секущими плоскостями. Например, на рис. 18 показано, как можно получить чертеж фундаментной части с помощью бегущей рамки. Рис. 18. Аксонометрический чертеж фундаментной части, созданный с помощью бегущей рамки и нового инструмента ArchiCAD 12 – 3D-документ И, конечно, часть модели можно отобразить без удаления невидимых линий – так же, как модель отображается в 3D-окне: на рис. 19 слой с крышами переведен в каркасный режим отображения. Рис. 19. На этом 3D-чертеже крыши переведены в каркасный режим отображения Для 3D-документа, который очень похож на обычное 3D-окно, есть и несколько ограничений. А именно: нельзя интерактивно сменить точку взгляда на узел, нельзя добавить новые 3D-элементы, нельзя растянуть или переместить существующие 3D-элементы. Но можно выбрать элемент и просмотреть и даже изменить его параметры с помощью Информационной панели или обычного диалога Параметры (Settings). Для изменения модели необходимо перейти в стандартное 3D-окно или работать через поэтажный план. При этом перейти из 3D-чертежа в соответствующее 3D-окно просто: щелкните правой кнопкой мыши в любой точке рабочего окна (убедитесь, что ничего не выбрано) и выберите команду Открыть исходное 3D-окно (Open 3D Source). Также можно изменить угол взгляда на модель и стиль раскрашивания. Для этого откройте 3D-окно (перейти в него можно с помощью уже упомянутой команды Открыть исходное 3D-окно) и поменяйте точку взгляда. Затем вернитесь в 3D-документ и, щелкнув правой кнопкой мыши в любой точке (опять же убедитесь, что ничего не выделено), выберите команду Переопределить на основе текущего 3D-окна (Redefine Based on Current 3D). Будьте внимательны: новый взгляд может привести к тому, что 3D-размеры сольются и станут нечитаемы – в этом случае их надо будет удалить и поставить заново. Совет. Если при создании 3D-окна использовалась бегущая рамка, а затем этот вид использовали для создания 3D-документа, то возникает одна маленькая странность. Если размер привязан к конечным точкам, которые образовались от бегущей рамки (то есть к «искусственным» конечным точкам, которые лежат на пересечении режущей плоскости бегущей рамки и элемента), то он будет статичен. Это означает, что размер не будет обновляться, если, к примеру, изменится высота стены или ее толщина. Для того чтобы размер гарантированно и автоматически обновлялся, привязывайте его (конечно, по возможности) к «естественным» конечным точкам элемента (то есть к классическим точкам). Осталось сказать, что 3D-документ можно распечатать/сохранить так же, как любой другой вид, а также разместить его на листе как обычный чертеж в Книге макетов.
Заключение
ArchiCAD использует непревзойденные инструменты, с помощью которых можно создать огромное число разнообразных видов из объемной BIM-модели. 3D-окно позволяет проектировщику работать над моделью здания с любой точки и угла, получая доступ к любой части модели или комбинации элементов. Встроенные инструменты визуализации проекта помогут легко продемонстрировать последнюю версию проекта в виде статичного изображения или анимации. Новый тип отображения проекта – 3D-документ – поможет проектировщику при работе с заказчиком, консультантами и строителями. Он позволяет запомнить любой вид, а затем оформить его, разместить на листе с чертежами и работать как с обычным документом, управляя им и поддерживая его в актуальном состоянии. 3D-документ – это ярчайший пример современных технологий, разработанных компанией Graphisoft, которые трансформируют понятие документации и поднимают решения BIM на уровень искусства. Эрик Боброу (Eric Bobrow),
филиал AIA,
руководитель Bobrow Consulting Group Перевод с английского Дениса Ожигина (ЗАО «Нанософт»)