Как переделать электродвигатель с 380 на 220
Перейти к содержимому

Как переделать электродвигатель с 380 на 220

  • автор:

Как правильно переделать электродвигатель с 380 Вольт на 220: схема с пошаговой видео-инструкцией

С такой проблемой приходится сталкиваться многим рачительным хозяевам, которые привыкли все, по максимуму, делать своими руками. В том числе, и собирать различную технику для хозяйственных нужд; например, циркулярную пилу на участке, эл/наждак, небольшой подъемник в гараже и тому подобное.

Учитывая, сколько стоит электродвигатель, лучше приспособить имеющийся под рукой 3-фазный образец к работе от 1ф, тем самым адаптировав его к домашней эл/сети, чем приобретать новый. Нужно лишь понимать, как и какой электродвигатель лучше переделать с 380 вольт на 220, чтобы дополнительно не тратить деньги, и разбираться в существующих схемах их включения.

Что учесть

  1. Переделка с 380 на 220 имеет смысл, если речь идет об эл/двигателе сравнительно небольшой мощности – до 2,5, но не более (это максимум) 3 кВт. В принципе, ограничений по данной характеристике нет. Но при этом, скорее всего, понадобится провести ряд мероприятий и потратить некоторую сумму денег и время.
  • Переложить вводной кабель эл/питания, к тому же придется заниматься согласованиями с поставщиком электроэнергии в плане повышения лимита. Не следует забывать, что для частных домовладений установлен предел эн/потребления; как правило, в 15 кВт. «Впишется» ли в него новая нагрузка в виде мощного электродвигателя? Выдержит ли ее изначально заложенный кабель?
  • Для такого прибора нужно прокладывать отдельную линию от силового щита и ставить индивидуальный автомат, как минимум. Просто так подключить его через розетку вряд ли получится; лучше не экспериментировать.
  • Практика переделок показывает, что даже если все сделано грамотно, возникнет еще одна проблема, с запуском. «Старт» мощного электродвигателя будет тяжелым, с длительной раскачкой, бросками напряжения. Такая перспектива мало кого устроит, тем более, если что-то собирается не на загородном участке, а на территории, прилегающей к жилому строению. Пока будет функционировать самодельная установка на основе этого двигателя, начнутся сбои в работе бытовых приборов. Проверено, и не раз.
  1. Порядок работы по переделке зависит от внутренней схемы электродвигателя. В некоторых моделях в клеммную коробку выводится всего 3 провода, в других – 6.

В чем разница? В первом случае обмотки уже соединены по одной их традиционных схем – «звездой» или «треугольником», поэтому для маневра (в плане модификации) возможностей несколько меньше.

Вариантов немного – оставить изначальное включение или произвести разборку двигателя и перекоммутировать вторые концы. Если же выведены все шесть, то можно их соединять по любой из схем, без ограничений. Главное – грамотно выбрать ту, которая будет оптимальной для конкретной ситуации (мощность электродвигателя, специфика его применения). Чем отличается «треугольник» от «звезды», подробно рассказывается на этой странице.

Как переделать электродвигатель

Схема

Учитывая, что мощность электродвигателя небольшая (значит, не придется при пуске его «срывать»), а запитывать его планируется от сети 220, то оптимальной схемой является «треугольник». То есть, здесь не нужно ориентироваться на высокие пусковые токи (их не будет), а потеря мощности практически сводится к нулю (можно не учитывать). Все сказанное наглядно демонстрирует рисунок.

Если в электродвигателе схема изначально собрана по «треугольнику», то переделывать в нем вообще ничего не нужно.

Расчет рабочих емкостей

Так как вместо 3-х фаз теперь будет лишь одна, она и подается на каждую из обмоток, но с небольшим сдвигом синусоиды. По сути, включением конденсаторов производится имитация питания электродвигателя от источника 380/3ф. Формулы для расчетов рабочих конденсаторов показаны на рисунках ниже.

Ставить их по принципу «больше – лучше», что часто и делают домашние умельцы, не особенно разбирающиеся в электротехнике, не следует. Только на основании вычислений требуемого номинала. Иначе возможен перегрев эл/двигателя. Если он стоит на заводском оборудовании (например, переделке подвергается газонокосилка), то придется или устраивать постоянные перерывы в работе, или готовиться к незапланированному ремонту и неоправданным финансовым тратам на новый «движок».

Примечание:

  • Емкости к обмоткам электродвигателя подбираются не только по номиналу, но и по рабочему напряжению. Раз речь идет о переделке с 380 на 220, то U р должно быть не меньше 400 В.
  • Немаловажен и такой фактор, как разновидность конденсаторов. Во-первых, они должны быть однотипными. Во-вторых, только не электролитическими. Оптимально, бумажные; например, устаревшей серии КГБ, МБГ (и их модификации) или ее современные аналоги. Они удобны в креплении (имеются проушины) и легко выдерживают скачки температуры, тока, напряжения.

Наглядно весь процесс в действии можно посмотреть на видео:

На практике инженерными расчетами мало кто из людей сведущих занимается. Есть определенные пропорции, позволяющие довольно точно подобрать рабочий конденсатор к конкретному электродвигателю.

Соотношение легко запомнить: на каждые 100 Вт мощности «движка» – 7 мкф рабочей емкости. То есть, для изделия на 2 кВт понадобится в обмотки включить конденсаторы по 7 х 20 = 140 мкф.

В чем сложность? Найти емкость с таким номиналом вряд ли получится. Есть простое решение – взять несколько конденсаторов и соединить параллельно. В результате небольших вычислений несложно подобрать нужное их количество с суммарной емкостью требуемой величины. Тем, кто забыл школу, можно подсказать – при таком способе соединения конденсаторов их емкости складываются.

Пусковой

Эта емкость нужна не всегда. Она ставится в схему лишь в том случае, если при пуске на вал двигателя создается значительная нагрузка. Примеры – мощное вытяжное устройство, циркулярная пила. А вот для той же газонокосилки вполне хватит и рабочих конденсаторов.

Расчет простой – номинал Сп должен превышать Ср в 2,5 (плюс/минус). Здесь предельной точности не требуется; величина пусковой емкости определяется примерно. Дальнейший анализ работы электродвигателя на разных режимах подскажет, увеличить ее или уменьшить.

Кстати, это относится и к рабочим конденсаторам. Дело в том, что все расчеты априори предполагают, что электродвигатель новый, ни разу не бывший в эксплуатации. А так как переделываются в основном изделия б/у, то в процессе работы выяснится, что не устраивает пользователя. Вариантов много – плохой запуск, быстрый нагрев корпуса и так далее.

Вывод – подобрать емкости для переделки эл/двигателя с 380 на 220, это еще не все. В первое время нужно внимательно следить за его работой в различных режимах. Только так, опытным путем, производя замену конденсаторов по номиналам, можно подобрать идеальное значение емкости для конкретного изделия.

Как организовать реверс

Иногда необходимо изменять направление вращения вала без дополнительных переделок. Это вполне возможно и для электродвигателя на 380, переведенного на питание 220. Как видно из рисунка, ничего сложного в этом нет, понадобится лишь переключатель на 2 позиции.

На заметку

Есть трехфазные электродвигатели, которые могут работать от 220 В. Их включение в домовую сеть имеет свою специфику – только «звездой». Дело в том, что каждая из обмоток рассчитана для 127, и при соединении «треугольником» они попросту сгорят.

Как переделать трехфазный двигатель для подключения в однофазную сеть

Работа любого трехфазного асинхронного двигателя рассчитана на два основных напряжения, присутствующих в трехфазной сети, из которых чаще всего встречаются номинальные значения в 380 или 220 вольт. При возникновении определенных ситуаций, нередко возникает вопрос, как переделать трехфазный двигатель для подключения в однофазную сеть.

Как переделать электродвигатель с 380 на 220

Электродвигатель переключается с одного вида напряжения на другой при помощи специальных подключений обмоток. Для 380-ти вольт – это положение «звезда», а для 220-ти вольт применяется «треугольник». На практике, схема переключения «звезда-треугольник» осуществляются с помощью специальных колодок подключения, установленных на двигателе. Колодка имеет шесть выводов, соединенных перемычками в определенном порядке.

При отсутствии в двигателе колодок и наличии шести выводов, провода собираются в пучки, по три вывода в каждом. Один пучок содержит в себе начало обмотки, а другой пучок является концом обмотки, то есть обмотки последовательно соединяются между собой.

Таким образом, вопрос, как переделать трехфазный двигатель для подключения в однофазную сеть, технически вполне решаемый. Однако, применяемые в цепи конденсаторы, вовсе не способствуют нормальной работе электродвигателя. Конечно, электродвигатель будет работать, но его максимальная мощность будет составлять всего 70% от номинальной.

Пусковой момент находится в прямой зависимости от величины пусковой емкости конденсатора. Постоянно изменяющаяся нагрузка вызывает определенные сложности при подборе оптимальной емкости. Применение трехфазного двигателя в однофазной сети является вынужденной мерой, хотя во многих ситуациях, это единственный выход.

Расчет емкости конденсатора

Формулы, позволяющие рассчитать рабочую емкость конденсатора, в данном случае не могут быть использованы по следующим причинам:

  • Электродвигатель почти не работает с номинальной мощностью, и в случае недогрузки он будет перегреваться. Это произойдет из-за того, что конденсатор обладает излишней емкостью, а это увеличивает в обмотке силу тока.
  • Номинальная и фактическая емкость конденсатора различаются между собой на 20%, что отмечено на корпусе. На практике, это значение гораздо больше, поэтому, конденсатор следует подбирать для каждого конкретного двигателя, таким образом, выравнивая значение токов.

Как подключить трехфазный электродвигатель АИР? Схемы подключения: треугольник / звезда

На производственном предприятии регулярно возникает необходимость подключения или переподключения трехфазного электродвигателя к трехфазной сети 380 В, 660 В или однофазной 220 В, но не всегда есть опыт грамотно работать со всеми возможными схемами подключения трехфазного электродвигателя. В зависимости от цели эксплуатации электродвигателя, ниже приведены схемы подключения трехфазного двигателя со всеми достоинствами и недостатками. При покупке электродвигателя не всегда обращают внимание на схему подключения на именной табличке или на задней крышке клеммной коробки, а подключают новый двигатель по привычке как старый и это является чуть ли не основной причиной сгоревших моторов. Следует отметить что трехфазные электродвигатели встречаются трех модификаций по возможности подключения:

  • 380 В — 3 вывода, схема «звезда» (Y)
  • 220 / 380 В — 6 выводов, схема «треугольник»/«звезда» ( Δ/ Y)
  • 380 / 660 В — 6 выводов, схема «треугольник»/«звезда» ( Δ/ Y)

ВНИМАНИЕ! Работа с электрическими двигателями без заземления, пусковой и защитной автоматики запрещена. Неквалифицированное обращение с высоким напряжением может нанести вред здоровью и летальному исходу.

Схема подключения электродвигателя 380В — 3 вывода

Это самый простой тип подключения, когда заводом изготовителем заранее собрано схему «звезда» (Y) и в клеммной коробке предстоит подсоединить всего три провода (3 фазы) без наличия перемычек меж клеммами.

Преимущество данной схемы:

  • Простота подключения электродвигателя.
  • Надежная работа с максимальным КПД и мощностью в номинальном режиме.

Недостаток такого исполнения:

  • Невозможность использовать электродвигатель от однофазной сети 220 В с максимальной мощностью до 70%
  • Невозможность осуществить плавный пуск для преодоления тяжелого старта без дополнительной автоматики.

Схема подключения электродвигателя «220/380В» треугольник / звезда — 6 выводов

Данный тип электродвигателя имеет 6 выводов (шесть проводов) в клеммной коробке и подключается в трехфазную сеть 380 Вольт по схеме (Y) «звезда» см. Рис.1, которая собрана по умолчанию на заводе изготовителе. В таком исполнении завод изготовитель выпускает чаще всего маломощные трехфазные электродвигатели от 0,12 кВт до 7,5 кВт или же габариты двигателей от АИР 56 до АИР 112.

Преимущества схемы «звезда» (Y) для 220/380 В:

  • Высокая надежность работы электромотора.
  • Максимальное КПД двигателя.
  • Устойчивость к кратковременным перегрузам электродвигателя.

Преимущества схемы «треугольник» (Δ) для 220/380 В:

  • При необходимости данный электродвигатель может быть использован подключением от сети 220 В по схеме «треугольник» (Δ) с использование рабочего конденсатора и если потребуется дополнительно пускового конденсатора. В этом случае двигатель будет работать на 70% от заявленной мощности. Этот вариант подключения со всеми преимуществами и недостатками подробно разберем в следующей статье.

Недостатки исполнения электродвигателя 220/380 В:

  • Невозможность осуществить плавный пуск для преодоления тяжелого старта без дополнительной автоматики.

Схемы подключения трехфазных электродвигателей «380/660В» треугольник / звезда — 6 выводов

Данный тип электродвигателя имеет 6 выводов (шесть проводов) в клеммной коробке и чаще всего в новом электродвигателе в заводском исполнении производителем заранее собрана по умолчанию схема «звезда» (Y) см. Рис.1. Исполнение 380/660 чаще всего идет на средней и большой мощности электродвигателей от 4 кВт до 315 кВт и более или от габарита АИР 132 до АИР 355 и более. В связи с универсальностью в эксплуатации данного исполнения электродвигателей средней и высокой мощности низковольтного оборудования можно смело заявить о достоинствах без недостатков. Трехфазные электродвигатели можно подключать к трехфазной сети 380/660 В по следующим схемам:

  • схема «звезда» (Y) или 660В используется для плавного пуска избегая тяжелого пуска (высокий пусковой момент) и высоких пусковых токов.
  • схема «треугольник» (Δ) работа от стандартной сети 380В в номинальном режиме эксплуатации электродвигателя.
  • схема «звезда-треугольник» (Y/Δ) комбинированная схема подключения для автоматического перехода с плавного пуска на 660В на рабочий режим 380В

Схема «звезда» для 380/660 В

Подключение звездой применяют для того, чтобы пуск электродвигателя сделать плавным за счет снижения пусковых токов. Но в ней есть один существенный минус для продолжительной работы: двигатель будет работать с мощностью на 30% меньшей от указанной в паспорте. Как подключить трехфазный асинхронный электродвигатель по схеме «звезда» показано на Рис.1.

Схема «треугольник» для 380/660 В

Подключение треугольником к сети 380 В позволяет использовать всю заявленную мощность электродвигателя. Но и она имеет недостаток для пускового момента: во время пуска мотора сила тока очень высока и как результат в двигателе под тяжелой пусковой нагрузкой может подгореть изоляция обмоток. Как подключить трехфазный асинхронный электродвигатель по схеме «треугольник» показано на Рис.1.

Схема «звезда-треугольник» для 380/660 В

Комбинированная схема подключения звезда-треугольник позволяет использовать все преимущества двух отдельных схем и обойти их недостатки. Чаще всего так подключают электродвигатели с большой мощностью. Суть этого решения заключается в том, что двигатель запускается по схеме «звезда», а при достижении оптимального числа оборотов переключается на схему «треугольник». Таким образом пуск электродвигателя получается плавным с небольшими пусковыми токами, а после переключения схем его мощность увеличивается на 30% и полностью соответствует заявленной в паспорте. Как подключить трехфазный асинхронный электродвигатель по схеме «звезда-треугольник» показано на Рис.2. Электродвигатель подключен по схеме «звезда», если замкнуты ключи K1 и K3, а по схеме «треугольник» – если замкнуты ключи K1 и K2. Переключение с одной схемы на другую происходит автоматически или вручную, в зависимости от предустановленного автоматического оборудования. Для этого используют чаще всего магнитный пускатель, пусковое реле или пакетный переключатель.

Схема подключения
Δ «треугольник»

Схема подключения
Y «звезда»

Рис.1. Подключение трехфазного электродвигателя по схемам «треугольник» и «звезда»

Схема подключения
Y/Δ «комбинированная»

Рис.2. Подключение трехфазного электродвигателя по комбинированной схеме «звезда-треугольник»

Как переделать электродвигатель с 380 на 220

Сообщение Андрей Остапюк » 23 май 2016, 13:50

Всем добрый день, я тут новенький, так что сильно не пинайтесь. Имею на даче советскую бетономешалку, оставщаяся мне от предков. Встал вопрос по бетонированию, но она на 380 вольт. И стоит уже 20 лет без движения. В чем ворос, хочу я ее переделать на 220, мотор с таким креплением искать наверное не правильное решение. Саму бетономешалку всю промазал и она ожила. И еще над мотором стоит коробка, в ней управление питанием, реверс и старт стоп. Кто может подсказать по какому пути мне пойти? Проживаю в Питере. Фото постараюсь выложить. Зарание спасибо.

ПАВ Сообщения: 7647 Зарегистрирован: 13 авг 2015, 19:54 Репутация: 923 Откуда: Одесса Контактная информация:

Мотор с 380 на 220 и изменения шитка управления

Сообщение ПАВ » 23 май 2016, 14:00

Попытаться снять задний щит, не исключено, что там есть место соединения вторых концов обмоток. Если есть- распаять, припаять выводы и сделать треугольник с конденсатором, т.к. для звезды он слабый будет. И это не бетоно-, это растворомешалка, бетон мешать сложнее.

В жизни все не так, как на самом деле.
Андрей Остапюк Сообщения: 4 Зарегистрирован: 23 май 2016, 13:40 Репутация: 0 Контактная информация:

Мотор с 380 на 220 и изменения шитка управления

Сообщение Андрей Остапюк » 23 май 2016, 14:07

Хорошо. Растворомешалка на моторе на клеме 3 провода, я просто в этом не понимаю, вот и прошу помощи професионалов. Мотор я сам возможно и переберу, разберу и вытощу еще 3 провода, толь как дальше быть пока не знаю, надо еще щиток зановп собрать, там все разволилась, и какой конденсатор брать, я не умею подбирать, готов договориться с профи так сказать халтура, что бы мне помогли это все собрать воедино.

ПАВ Сообщения: 7647 Зарегистрирован: 13 авг 2015, 19:54 Репутация: 923 Откуда: Одесса Контактная информация:

Мотор с 380 на 220 и изменения шитка управления

Сообщение ПАВ » 23 май 2016, 14:10

А потом перекочуете сюда http://zametkielectrika.ru/ тут про это- выше крыши.
В жизни все не так, как на самом деле.

mastervictor Сообщения: 4494 Зарегистрирован: 23 июл 2015, 08:50 Репутация: 508 Откуда: Краснодар(почти) Контактная информация:

Мотор с 380 на 220 и изменения шитка управления

Сообщение mastervictor » 23 май 2016, 14:12

Андрей Остапюк , кинь фото потрохов коробки!
Может он уже был переделан на 220?!

Нет ничего невозможного,необходимо две вещи,время и деньги!(Я )
Я отношусь к людям так,как они относятся ко мне!(Я )

elalex Сообщения: 7423 Зарегистрирован: 21 июл 2015, 08:08 Репутация: 591 Откуда: 3alpilip@gmail.com Контактная информация:

Мотор с 380 на 220 и изменения шитка управления

Сообщение elalex » 23 май 2016, 14:16

Андрей Остапюк ,
1.А в Инете сначала не пробовали?
2.31 мая ИЭК проводит вебинар:
«Трехфазные асинхронные двигатели в схеме однофазного включения.»
http://www.iek-edu.com/webinar/view/103/

Одиночный свободный электрик
Опыт ремонтов квартир 20лет
Высшее электрическое образование
Бывший инженер-электрик
Пенсионер
64 года
Пишу для владельцев частного жилья
Запасной E–mail для россиян: alpilip@mail.ru

Андрей Остапюк Сообщения: 4 Зарегистрирован: 23 май 2016, 13:40 Репутация: 0 Контактная информация:

Как переделать трехфазный электродвигатель с 380 (В) на 220 (В)

Сообщение Андрей Остапюк » 23 май 2016, 21:34

Фото потрахов нет, и я знаю что раньше она работала на 380в теперь надо все подключение перевезти на 220. В интернете искал прежде чем зарегистрировался у Вас. Я в электрике токого плана не понимаю, думал сдесь есть люди в этом понимающие, и помогут мне со схемой или все переделают сами за вознаграждение. Просто пытаюсь понять, возможно это или проще купить новую.

Андрей Остапюк Сообщения: 4 Зарегистрирован: 23 май 2016, 13:40 Репутация: 0 Контактная информация:

Как переделать трехфазный электродвигатель с 380 (В) на 220 (В)

Сообщение Андрей Остапюк » 23 май 2016, 21:36

И еще патраха в коробге надо менять на новые они там все окислившие и не рабочие.
Восток Сообщения: 850 Зарегистрирован: 30 янв 2016, 18:07 Репутация: 429 Контактная информация:

Как переделать трехфазный электродвигатель с 380 (В) на 220 (В)

Сообщение Восток » 23 май 2016, 22:10

Андрей Остапюк писал(а): Источник цитаты на моторе на клеме 3 провода,

На клемме три провода, а еще три могут быть скручены вместе и просто вложены. Если нет еще трех проводов, то. как писал

ПАВ писал(а): Источник цитаты Попытаться снять задний щит, не исключено, что там есть место соединения вторых концов обмоток.

Но только не задний щит , а разобрать весь двигатель, и вытянуть ротор, так как соединение звезды находится в передней части двигателя,
со стороны шестерни. Но лучше что бы концы подымал кто то с обмотчиков, так как двигатель скорей всего уже перематывался, потому что звезда собрана внутри. А это значит что пропитывался лаком двигатель вместе с этим соединением , и вероятность повредить обмотку есть при отрывании концов от лака.

ПАВ Сообщения: 7647 Зарегистрирован: 13 авг 2015, 19:54 Репутация: 923 Откуда: Одесса Контактная информация:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *