Строительство школы
Задача каждой школы – дать маленькому человеку дорогу во взрослую жизнь. Для школы важно не только дать необходимый минимум знаний, но и подарить возможность в полной мере насладиться детством, вынести правильные жизненные уроки и стать успешной социально-интегрированной личностью.
Всем известна архитектура СССР. Нагромождение прямых линий и бетона, все унифицировано и стандартно. Школы были похожи на больницы, а больницы – на административные здания. Нынешние требования к современным школам несколько другие. Ведь развитие – это всегда индивидуальность, для воспитания которой необходимо обеспечить гармоничное культурно-общественное пространство. Школа – это то место, которое ребенок осваивает с радостью, и где он хочет учиться, находиться и развиваться. Нет единых рекомендаций, какой должна быть современная школа, но есть разработанные строительные стандарты по возведению школьных учреждений.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Строительство современной школы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ» />
Рисунок 1. Строительство современной школы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стандарты строительства школы: требования к участку и зданию
Идеальным вариантом для строительства школы будет размещение около скверов, парков и вблизи жилых массивов. В соответствии с государственными административными стандартами строить учебные заведения возле метрополитена, железнодорожных и авиатранспортных узлов, магистралей, предприятий, заводов и автостоянок запрещено.
Кроме этого территория, что отведена под строительство школы, должна соответствовать таким требованиям:
- Территорию будущей школы необходимо облагородить, оградить и озеленить. Сельские и городские коммуникации не должны проходить через нее.
- Школьная территория должна разбиваться на несколько зон: отдыха, хозяйственная и физкультурно-строительная.
- На школьном участке уровень шума не должен превышать установленные санитарно-гигиенические нормы.
«Строительство школы»
Помощь эксперта по теме работы
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Кроме этого существуют стандарты строительства школьных зданий. Список требований к самому помещению школы регламентируют государственные нормативные акты. Разработка проекта осуществляется исходя из типа заведения и прогнозируемого количества учеников.
Замечание 1
На одного учащегося должно отводиться не менее 2,5 квадратных метров учебного места и 3,5 квадратных метров при индивидуальных и групповых занятиях. Площадь классов должна быть не менее 50 квадратных метров. Высота потолков – от 3,5 метров.
Все школьные помещения должны иметь хорошее естественное освещение. Нормы строительства школы также должны предусматривать наличие следующих хозяйственных помещений:
- спортивный зал;
- комнаты для занятий;
- библиотека с читальным залом;
- столовая;
- компьютерные и мастерские классы;
- медицинский пункт;
- актовый зал.
Рисунок 2. План этажа школьного здания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Способы строительства современных школ
На сегодняшний день существует несколько типов строительства школьных комплексов: павильонный, централизованный и блочный.
Павильонная система – это серия из отдельно стоящих сооружений и зданий. За счет коммуникаций такой проект является наиболее дорогим. Данный способ строительства идеально подходит для зон с холмистым рельефом или сейсмической активностью.
Школьные задания с централизованным типом строительства являются более компактными и экономичными в плане затрат ресурсов. Это моноблок, который оснащен примыкающим спортивным комплексом.
Наиболее популярным типом строительства школ в последнее время является блочная строительная система. Она предполагает наличие нескольких зданий, которые объединяются между собой при помощи переходов. Например:
- предполагается строительство нескольких функциональных блоков – учебных и центральных, которые будут объединяться в общую зону;
- в центральном блоке должен быть размещен актовый зал, просторный вестибюль, столовая и другие общие помещения;
- учебные блоки могут делиться по возрастной группе (это соответствует европейской системе образования) или же по другим критериям;
- каждый учебный блок должен иметь отдельный выход на школьную территорию;
- строительство нескольких этажей считается экономически оправданным (благодаря этому можно сократить себестоимость строительного объекта путем сокращения стоимости коммуникаций), в черте города можно строить четырехэтажные школы;
- младшую школьную группу не допустимо размещать на верхних этажах, ее удобно разместить в отдельном блоке (тут должны быть спальные комнаты, учебный класс и кабинет логопеда);
- наиболее популярными считаются продольные комнаты с односторонним освещением, но также встречаются и квадратные помещения с двусторонним освещением (при строительстве школы важно учитывать уровень солнечного света, он должен быть умеренным, с южной стороны здания на окнах необходимо разместить козырьки или регулируемые жалюзи);
- школа, которая построена при помощи блочной системы, предполагает наличие пандусов для детей с ограниченными возможностями, изоляцию двора в школе от парковочных мест, а также наличие нескольких подходов со стороны крупных микрорайонов.
Ощутимым преимуществом блочной системы строительства школы является возможность эффективно структурировать пространство по необходимым параметрам. Это отличное решение для строительства школ, которые рассчитаны на большое количество учеников, поскольку возводить сооружения более четырех этажей противоречит государственным стандартам строительства.
Однако у блочной системы строительства есть и недостатки. Такой проект нуждается в большой площади. Как правило, коммуникации тут обходятся дороже, нежели при централизованной системе строительства. Кроме этого необходимо дублировать некоторые функциональные помещения (например, гардеробные).
Если говорить о стоимости проектирования, сроках и бюджетах строительства школы, то необходимо отметить, что создание школьного учреждения начинается с разработки хорошего проекта. Стоимость проектирование в среднем составляет 400-600 рублей за один квадратный метр. В соответствии со статистическими данными, 65-68% бюджета строительства уходит именно на создание школьного корпуса без учета оборудования, мебели и инвентаря. Еще около 10% составляет стоимость инвентаря и оборудования. На благоустройство территории также приходится около 10% бюджета. Срок строительства школы в среднем составляет четыре месяца. Стоимость одного квадратного метра — от 60000 рублей.
Рекомендации по расчетам коммуникаций
Целевое назначений территорий, что отводится под строительство школы, может быть разное. Коммуникации уже могут подводиться до оформления строительного подряда. В соответствии с нормативными актами, здания школ необходимо оборудовать хозяйственно-питьевым водопроводом, вентиляцией, горячим водоснабжением и центральным отоплением.
Многие стандарты строительства напрямую зависят от особенностей климатической зоны:
- Как правило, отопление школ рассматривается от районных городских котельных и тепловых сетей. При отсутствии внешнего источника теплоснабжения и при условии соблюдения всех законодательных норм допускается обустройство местной котельной.
- Электроснабжение осуществляется двумя вводами. При проектировании необходимо учитывать наименьшую освещенность рабочей зоны, возможности отключения отдельных нагрузок, а также перегрузочные способности кабелей.
- Аварийное освещение при строительстве школы предусматривается в обязательном порядке. Его необходимо размещать в коридорах, вестибюлях, обеденных, спортивных и актовых залах, в рекреационных помещениях и мастерских классах.
Рекомендации по выбору строительных материалов
При строительстве школ стены должны изготавливаться из полносборных каркасно-панельных конструкций. Они должны быть долговечными и надежными в сочетании с высокой тепло- и шумоизоляцией. Крыша может быть изготовлена из профнастила, металлочерепицы и фальцевой кровли. Она должна соответствовать таким требованиям: теплоэффективность, водонепроницаемость, атмосферостойкость и прочность.
Пол может быть покрыт линолеумом или керамической плитой. Полы должны отвечать таким требованиям: высокая износостойкость, экологичность, травмобезопасность, на полу не должно быть трещин и неровностей. Покрытие пола должно иметь надежную фиксацию.
Стеновые панели могут быть из гипсовинила или гипсокартона. Поверхности стен должны быть матовыми и гладкими, а материалы – безопасными для здоровья учащихся, прочными и экологичными. Окна в современных школах изготавливаются из металлопластика, они должны быть теплоэффективными, надежными, а также соответствовать всем правилам безопасности.
Особое внимание при строительстве школы необходимо уделить пожарной безопасности. Противопожарные требования едины для всех учебных заведений не зависимо от их уровня и места расположения. К ним можно отнести:
- наличие исправных автоматических систем пожарной безопасности;
- своевременное техобслуживание противопожарных систем;
- надлежащее содержание путей для эвакуации;
- наличие средств пожаротушения в соответствии с нормативными актами;
- наличие действенных планов-схем эвакуации;
- наличие системы автоматического пожаротушения (в первую очередь, кухни, лаборатории и хозяйственных помещений).
Какие новые подходы применяются при проектировании школ
Архитектура современных школ несет не только эстетическую миссию в воспитании юного поколения. Школьный комплекс состоит из помещений различного целевого назначения. Их надежность и простота, а также комфортность при использовании играют важную роль.
Сегодня все большую популярность получают нетиповые проекты школ. Высокотехнологичные конструкторские решения, которые используются при строительстве школьных учреждений, максимально эффективно способствуют учебному процессу. Модульная строительная система предполагает наличие помещений-конструкторов. Она предусматривает внедрение элементов, которые можно с легкостью демонтировать. Например, спортивный зал можно разделить на три секции для занятия нескольких групп в одно и то же время.
Рисунок 3. Макет построения современного школьного учреждения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стоимость таких проектов всегда выше затрат на возведение традиционных школ. Но важно помнить, что сам учебный процесс и подход к образованию значительно изменились в современной жизни. Поэтому школьные помещения должны соответствовать этим новшествам.
«Из чего же, из чего же сделана наша школа?» (сценарий праздника ко Дню знаний)
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
1 сентября — это день радости и волнения, ведь кто-то впервые ступил на порог школы, кто-то покинет ее уже в этом учебном году. Сценарий торжественной линейки «Из чего же, из чего же сделана наша школа?» — это знакомство первоклассников со школьной жизнью, с ее обычаями и обитателями. В сценарии описано, как и для чего создавалась школа богами Олимпа — Зевсом и Афиной. Далее первоклассников познакомят с основными составляющими (кирпичиками) школы, а это: доброта, таланты, взаимопомощь,знания и т.д. Каждый кирпичик, который будет клеится на ранее подготовленный макет школы, сопровождается напутственными словами и доказательством того, что эти составляющие в нашей школе действительно есть.
Цель: Создать атмосферу праздника для учащихся, родителей и педагогов, дать почувствовать радость встречи.
Задачи:
- Способствовать развитию индивидуальности учащихся;
- Помочь учащимся адаптироваться при переходе от каникул к учебе;
- Создать доброжелательную и эмоционально положительную атмосферу;
- Привить любовь к школе, учебе;
- Сплотить детский коллектив.
Формы организации: Торжественная линейка, внеклассное мероприятие.
Оформление: Макет школы и кирпичики, которые будут клеить на макет учащиеся. Праздничные плакаты, стенгазеты, электронная презентация с фотографиями первоклассников, цветы, шары.
Ход мероприятия
(Линейка открывается сценкой «Зевс и Афина».)
(На сцене появляется Зевс и ходит туда-сюда, взявшись за голову руками. В колонках звучит хохот и крики детей.)
Голос за сценой: И было лето, и были на Земле неразбериха, крики и хаос. И началась на Олимпе мигрень.
(Зевс походив немного не выдерживает и начинает звать Афину.)
Зевс: Богиня мудрости, Афина! Иди скорей сюда!
(Афина выходит с завязанной головой.)
Афина: Ты звал меня, великий Зевс?
Зевс: Не просто звал, а умолял скорей прийти! Скажи мне, о Мудрости богиня, когда закончится весь этот шум? Когда весь хаос этот прекратится? Земные дети распоясались совсем!
Афина: Так что же делать им, о великий? Ведь лето на дворе, пора веселья, шалости, забав!
Зевс: Так нет у них ни капли дисциплины! Все бегают туда-сюда, кричат. Ведь мудрая ты женщина, Афина, ну помоги мне, а-то сойду с ума!
Афина: Ну что же скажешь делать с ними? Не в тартар запереть же насовсем?
Зевс: Не в тартар, помилуйте, Афина! Я же не тиран в конце концов. А сделай-ка такое место, где б веселиться, петь, играть могли они. И даже обучаться хитростям там разным, как, например, помножить 2 на 2, ну, или континенты найти на картах… и про искусство ты не забывай!
Афина: Я поняла тебя, великий Зевс, Твое желанье исполню непременно.
(Зевс и Афина уходят со сцены.)
Голос за сценой:И создала богиня мудрости страну, где исполняются надежды и мечты. Ну, а названье той страны, мой друг, конечно ж догадался ты. Страна по имени ШКОЛА.
Зам. директора по ВР: Школа, ровняйся! Внести флаг.
Зам. директора по ВР:Торжественная линейка, посвященная празднику Первого звонка, объявляется открытой!
(Зам. дир. по ВР уходит со сцены, на сцене под фанфары появляются ведущие.)
Ведущий 1:
Доброго дня, родители, дети,
Ну, и конечно знаний творцы!
Сегодня открыла страна знаний двери,
Приветствовать рады сегодня всех мы!
Ведущий 2:
Школа недаром придумана свыше,
Посмотрите вокруг – простор, красота!
Школа – обитель знаний, науки!
В школе царят любовь, доброта!
Ведущий 1: Богиня мудрости – Афина, прорастила зернышко страны, по которой сегодня с вами попутешествуем немного мы.
Ведущий 2: Как это здорово! Великолепно! Но посмотри, немного пусто в зале! Мне кажется, кого-то мы забыли, кого же мы с тобою не позвали?
Ведущий 1:Ах, да, конечно! В самом деле! Сегодня познакомить мы должны с обычаями школьной нашей жизни, ребят, которые впервые к нам пришли.
Ведущий 2: Мы приглашаем наших первоклашек и их наставников – наш 9 класс, смелей, ребята, не стесняйтесь, а мы поддержим дружно вас!
Ведущий 1: Поприветствуйте аплодисментами: (Имена учащихся 1-го и 9-го классов). Первая учительница первоклассников – Попкова Ольга Юрьевна.
Ведущий 2: Сегодня в этот день веселый, знакомим наших первоклассников со школой.
Ведущий 1: Слово для поздравления предоставляется главному человеку нашей страны знаний – директору школы Булгачеву Александру Николаевичу.
Ведущий 2: Слово предоставляется (гости линейки по очереди.)
Ведущий 1:
Дорогие первоклашки, (Обращаясь к первоклассникам.)
Мы сегодня вам покажем,
Из каких же кирпичей,
Состоит вся школа наша.
Ведущий 2:
И, конечно, по секрету,
Мы на ушко вам шепнем,
Как добиться здесь успеха,
Стать отличным школяром!
Ведущий 1:
Нам поможет в этом деле,
Наша школьная семья,
Ведущий 2:
Ну-ка, дружно, все ребята,
Мы поможем?
Зал отвечает: ДА!
Ведущий 1: Конечно, да!
(На сцену выносят макет, куда ребята будут прикреплять кирпичики, из которых состоит школа. Звучит отбивка.)
Абрамова Валерия: Дорогие первоклассники, в нашей школе очень много талантливых и творческих людей. Поэтому «Талант». (Приклеивает кирпичик.)
Заикина Анна: «Артистичность». (Приклеивает кирпичик.)
Попкова Татьяна: «Творчество». (Приклеивает кирпичик.)
Алексеева Евгения: «Вдохновение». (Приклеивает кирпичик.)
Абрамова Валерия: Все эти четыре составляющие являются неотъемлемой частью нашей школы. И мы вам это сегодня докажем.
(Девочки танцуют танец.)
Ведущий 2: Ребята, в этот день не только вы волнуетесь и многое для вас очень ново и непонятно. Мы, также, сегодня принимаем в среднее звено наших пятиклассников, их ждут новые предметы, новые учителя, новые впечатления. И они хотели бы поделиться с вами своим опытом и дать пару советов.
(Выступление 5 класса.)
Исполняют песню: «Дорогую добра»
- Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра. - Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра. - Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра. - Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Андреев Максим: Ребята, следующими кирпичиками нашей школы являются «Доброта», «Дружба», «Взаимность». (Леша, Андрей и Данила приклеивают кирпичики.)
Грачева Дарья: Творите добрые дела, помогайте друг другу и будьте настоящими друзьями и тогда вас ждет успех. (Ребята уходят, звучит отбивка. Выходят ведущие.)
Ведущий 1:Чтобы справляться с различными задачами вам нужно будет упорно трудиться и, конечно, находить выход из любой ситуации.
Сулимов Дмитрий: Поэтому, следующими составляющими нашей школы являются «Труд» и «Находчивость», и сейчас мы вам эти умения продемонстрируем.
Сценка «Падежи»
Учитель: Сулимов Дмитрий
Петров: Заикин Максим
Учитель: Петров, чего ты там копаешься? Давай бери ручку и пиши небольшой рассказ, который я тебе продиктую.
Петров нехотя берет ручку и начинает писать.
Учитель (диктует): “Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться.”
Ученик пишет поддиктовку.
Учитель: Прекрасно! Подчеркни в своём рассказе все имена существительные.
Ученик подчёркивает слова, проговаривая их вслух:«папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание».
Учитель: Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Понял?
Ученик: Да!
Учитель: Начинай!
Ученик: “Папа и мама”. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный.
Ругали кого, чего? Вову. “Вова” — это имя. Значит, падеж именительный.
Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у “поведения” падеж творительный.
Вова молчал виновато. Значит, здесь у “Вовы” падеж винительный.
Ну, а “обещание”, конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал!
Учитель: Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?
Ученик: Какую? Конечно, пятёрку!
Учитель: Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово — “пятёрку”?
Ученик: В предложном!
Учитель:В предложном? Почему же?
Ученик: Ну, я же её сам предложил!
Ведущий 2: А сейчас наступил самый ответственный и долгожданный момент: выступление наших первоклассников.
Ведущий 1: Слово предоставляется учащимся 1-го класса.
Ведущий 2: Дорогие наши первоклассники! Сегодня у вас замечательный праздник – вы стали учениками. А наши девятиклассники стоят на пороге взрослой, самостоятельной жизни. В этом учебном году они покинут стены нашей школы, поэтому мы хотим предоставить им слово.
Попкова Татьяна:
Лето быстро пролетело,
Нам пора, друзья, за дело!
Важный очень этот год,
Миллион пятерок он несет!
Серафимин Андрей:
Ты учись, малыш, отлично,
В школе выгляди прилично!
Хорошо себя веди,
Друзей побольше заводи!
Абашин Антон:
Вы примите поздравленья,
Ведь теперь — ученики,
Так и мы давно когда-то
В первый класс украдкой шли.
Алексеев Максим:
Мы боялись и стеснялись,
И немного огорчались,
Что пришлось покинуть сад,
Но здесь каждый был нам рад!
Грунцова Ксения:
Мы вас в класс проводим дружно,
Здесь стеснение не нужно.
Все расскажем, объясним
И в продленке посидим!
В добрый путь и в добрый час,
Будьте еще лучше нас!
Алексеева Евгения:
Цените знания, что в школе Вам дают,
И применяйте их повсюду: там и тут…
Учителей, своих, цените и гордитесь,
За их заслуги хорошо Вы лишь учитесь!
Сорокина Юлия:
Цените, первоклашки, Ваши школьные года,
Ведь это лучшая, поверьте нам, пора!
Желаем счастья Вам ребята дорогие,
Вы — школьники, прелестные такие!
Солдатов Даниил: Ребята, посмотрите пожалуйста на нашу школу. Здесь не хватает самого главного кирпичика, ради которого мы ходим сюда – это «Знания» (Приклеивает кирпичик).Дорогие первоклассники, всегда слушайте своих учителей, ведь от них вы узнаете все новое и интересное, развивайте свои таланты и прилежно учитесь, ведь как гласит русская пословица «Мир освещается солнцем, а человек — знанием».
Рыбаков Михаил:
Дарю сегодня вам, друзья,
Заветный ключ от школы нашей.
Ну, а учителя,
В мир знаний путь укажут.
(Вручает ключ первоклассникам.)
Сорокина Юлия:
Сегодня старшие друзья
Подарки вам вручают.
А значит, в школьную семью
Они вас принимают.
(Уч-ся 9 класса дарят подарки первоклассникам.)
Ведущий 1:
Что ж, в добрый час и в добрый путь,
Улыбку, школьник, не забудь!
Нас школа в Страну знаний приглашает,
А год учебный счет свой начинает!
Ведущий 2:
Как маленькую школьную планету,
Мы запускаем шар воздушный этот.
Лети, лети в глубины мирозданья.
Сегодня праздник наш — День знаний!
Ведущий 1: Ребята, а сейчас вы можете вручить цветы учителям
(Звучит запись школьных песен, ребята вручают цветы.)
Ведущий 2:
Пусть сейчас прозвенит самый первый звонок,
И начнется у нас долгожданный урок.
Вы эти мгновенья в сердцах сохраните
И радость от них сквозь года пронесите!
Ведущий 1: Почетное право дать первый звонок на первый урок предоставляется:
Ученице 1-го класса:
И ученику 9 класса:
Ведущий 1:
Что ж, в добрый час и в добрый путь,
Улыбку, школьник, не забудь!
Нас школа в Страну знаний приглашает,
А год учебный счет свой начинает!
Ведущий 2:
Стремитесь к Познанью предметов идти,
Чтоб крылья, как птицы, могли обрести.
Смелей познавайте науку добра.
В путь! В добрый путь! В славный путь,детвора!
Зам. дир. по ВР: Школа, ровняйся! Торжественная линейка, посвященная празднику Первого звонка, объявляется закрытой! Прошу вынести флаг!
Важная информация и практические советы
Да, каждый ребенок в возрасте от 7 до 18 лет, проживающий в Польше, подлежит обязательному школьному обучению или обязательному образованию. Это означает, что он обязан ходить в школу под угрозой применения санкций в отношении родителей. Это обязательство распространяется также на детей, не имеющих польского гражданства, независимо от правового статуса их родителей в Польше.
Обязательное школьное обучение начинается в год, когда ребенку исполняется 7 лет. В этом году он должен начать обучение в первом классе начальной школы, даже если на день начала учебного года, то есть 1 сентября, ему еще не исполнилось 7 лет.
Невыполнение этой обязанности может привести к применению так называемой «процедуры выяснения» в отношении родителей, наложение на них штрафа или — в крайнем случае — лишение их родительских прав.
Если я не являюсь гражданином Польши, должен ли я платить за обучение моего ребенка во время пребывания в Польше?
Нет. Обучение детей иностранцев в государственных начальных и посленачальных школах является бесплатным до достижения ими 18-летнего возраста или до окончания школы, в которой они начали обучение до достижения 18-летнего возраста (например, в общеобразовательном лицее).
Государственные школы для взрослых, государственные отраслевые школы II степени, государственные послелицейские школы, государственные художественные школы, государственные учреждения и государственные колледжи для социальных работников являются бесплатными только для определенных групп иностранцев, в частности это:
— граждане других 27 государств-членов Европейского Союза, государства-члена Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) — стороны Соглашения о Европейском экономическом пространстве (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия) и Швейцарской Конфедерации, а также члены их семей, имеющие право на проживание или постоянное проживание;
- — иностранцы, имеющие разрешение на постоянное проживание;
- — лица, имеющие польское происхождение;
- — лица, имеющие Карту поляка;
- — лица, получившие статус беженца, и члены их семей;
- — лица, имеющие согласие на толерантное пребывание;
- — лица, получившие согласие на пребывание по гуманитарным соображениям, и члены их семей;
- — лица, получившие дополнительную защиту на территории Польши, и члены их семей;
- — лица, подавшие ходатайство о предоставлении международной защиты, и их семьи;
- — лица, имеющие временную защиту;
- — лица, имеющие вид на жительство с аннотацией «доступ к рынку труда», шенгенскую визу или польскую национальную визу, выданную для трудоустройства в Польше;
- — иностранцы, которые имеют так называемую Синюю карту ЕС;
- — иностранцы, получившие временное проживание в связи с воссоединением с семьей;
- — иностранцы, имеющие вид на жительство долгосрочного резидента ЕС;
- — стипендиаты, получающие стипендии от министра национального образования, руководящего органа школы или директора школы.
Пребывание в государственных детских садах для детей, которые не являются гражданами Польши, оплачивается на тех же основаниях, что и для польских детей.
Каких еще расходов мне следует ожидать, когда я записываю своего ребенка в школу в Польше?
Хотя обучение в большинстве школ является бесплатным для детей, которые не являются гражданами Польши, родители должны учитывать другие расходы, связанные с тем, что их ребенок ходит в школу. Важнейшими из них являются:
- — расходы на приобретение школьных учебников — в Польше дети пользуются учебниками, которые являются их собственностью, за которую родители должны платить. Перечень обязательных учебников определяет директор школы. Их покупка является одноразовой затратой, которая составляет примерно 300-600 злотых в учебный год в зависимости от класса и школы. Иногда можно купить гораздо дешевле подержанные учебники, но это не всегда возможно;
- — расходы на приобретение школьных принадлежностей — таких как тетради, канцелярские и художественные принадлежности, линейки и другие геометрические инструменты и тому подобное. Точный перечень необходимых школьных принадлежностей можно получить у учителя или воспитателя в школе. Это расходы в несколько десятков злотых;
- — стоимость школьной одежды — в большинстве школ дети должны иметь соответствующую мягкую обувь для хождения по школе (например, тапочки или теннисные туфли), которую оставляют в школе, а также спортивную форму (для уроков физкультуры), определенную школьным распорядком. Некоторые школы также требуют школьную форму или жилеты со школьной эмблемой. Это расходы в несколько десятков злотых;
- — плата за школьные обеды — в большинстве школ есть возможность брать обеды в школьной столовой. Обычно это расходы от 200 до 300 злотых в месяц. Кроме того, ожидается, что ребенок принесет в школу второй завтрак, состоящий из небольшого перекуса и напитка (например, бутерброд и маленькая бутылка минеральной воды);
- — страховой платеж — каждый ребенок в школе должен быть застрахован от несчастных случаев. Школы оформляют целые пакеты, страхуя всех учеников в конкретном заведении. Его стоимость на одного ученика составляет от 50 до 200 злотых в год. Стоит помнить, что ребенок таким образом застрахован не только во время пребывания в школе, но и 24 часа в сутки.
Обратите внимание: это не медицинское страхование, которое дает право на бесплатное медицинское обслуживание. Это страхование дает право на выплату определенной суммы компенсации, если с ребенком случится несчастный случай в школе или вне ее.
— взносы на родительский комитет — в большинстве школ родители добровольно платят собственные взносы на различные дополнительные общешкольные расходы. Из этих взносов финансируются, например, школьные соревнования, услуги медсестры, школьные праздники и торжества. Эти взносы являются добровольными;
— плата за классные расходы — в большинстве школ родители учеников каждого класса договариваются о сумме, которую они ежемесячно выделяют на дополнительные расходы, связанные с функционированием класса, например, на приобретение дополнительных учебных пособий, принадлежностей для художественных занятий, спортивного оборудования и т.д. В целом это небольшие суммы в месяц. Эти оплаты являются добровольными;
— плата за школьные экскурсии — в польских школах принято, что ученики несколько раз в год идут в театр, кино или музей вместе со своим учителем и по крайней мере один раз в год имеют экскурсионную поездку или так называемую «зеленую школу» (несколько дней пребывания в базе отдыха за городом, где дети имеют занятия под открытым небом, например, спортивные занятия, занятия на природе, посещение окружающих достопримечательностей и т.д.). Родители покрывают расходы за участие в этих мероприятиях. Они могут быть разными — от нескольких до нескольких сотен злотых или даже более тысячи злотых в случае поездок за границу. Участие в экскурсиях не является обязательным — если родители ребенка не имеют средств для покрытия расходов или просто не хотят, чтобы они путешествовали, ребенок может не участвовать в экскурсии. В такой ситуации ребенок во время поездки может находиться в светлице школы.
Могу ли я подать заявление на дофинансирование или освобождение от части оплат, если я не могу позволить себе все расходы, связанные с образованием моего ребенка?
В зависимости от статуса, который иностранец имеет в Польше, он может иметь или не иметь права на социальную помощь. В случае тех, кто имеет такое право, польская социальная помощь предусматривает возможность дотации на приобретение учебников для ребенка и бесплатное пользование обедами в школьной столовой.
Во многих школах также существует определенный фонд поддержки детей из беднейших семей — чаще всего на эти цели отчисляется часть взносов предназначена для родительского комитета. Поэтому можно попросить родительский комитет или так называемую «классную тройку» (представителей родителей учеников определенного класса) для освобождения от уплаты части сборов или уменьшения их размера, дофинансирования участия ребенка в экскурсиях и поездках и тому подобное. Родители польских учеников, находящихся в тяжелом материальном положении, также пользуются этими возможностями, поэтому это не должно никого удивлять.
Стоит также ознакомиться с актуальным предложением программ помощи мигрантам, которые реализуются польскими неправительственными организациями.
Получит ли мой ребенок помощь в изучении польского языка в школе?
Да. Каждый ребенок, который не является гражданином Польши, имеет право на дополнительные бесплатные уроки польского языка в школе, которую он посещает, в течение первых 12 месяцев, по крайней мере, два академических часа в неделю (в Польше академический час составляет 45 минут). Еженедельное расписание занятий и их количество определяет директор школы по согласованию с руководящим органом.
Эти занятия могут быть индивидуальными или групповыми, в зависимости от ситуации в школе.
Общее количество дополнительных бесплатных занятий по польскому языку и коррекционных занятий по другим предметам не может превышать пяти академических часов в неделю на одного ученика.
Получит ли мой ребенок в школе помощь в изучении других предметов, которые он ранее не изучал или программа которых отличалась от программы польской школы?
Да. Иностранный ребенок имеет право на дополнительные бесплатные компенсационные уроки, организованные в школе, которую он посещает в течение первых 12 месяцев, в объеме одного академического часа в неделю по одному предмету (в Польше академический час составляет 45 минут). Общий объем дополнительных бесплатных уроков по польскому языку и компенсационных уроков по другим предметам не может превышать пяти академических часов в неделю для одного ученика.
Эти занятия могут быть индивидуальными или групповыми в зависимости от ситуации в данной школе. Учитель, который проводит занятия по данному предмету в классе, в который зачислен ребенок, решает, нужно ли организовывать такие компенсационные уроки для данного ребенка.
Школы могут также организовать подготовительные отделения для иностранных детей. Если в школе Вашего ребенка такого отделения нет, проверьте, не существует ли оно в другой школе, поскольку по заявлению родителей и с согласия директора школы ученики из других школ могут посещать подготовительное отделение.
Происходит ли религиозное обучение в школах Польши? Если да, то является ли оно обязательным?
В Польше религиозное обучение может происходить в школе, но оно организуется Церковью или религиозной группой определенного вероисповедания, а не органами управления образованием. Посещение уроков религии не является обязательным. Однако, если ребенок посещает эти уроки, оценка по религии вносится в школьный аттестат.
На практике уроки католической религии организованы во всех польских школах, поскольку это самая популярная религия в Польше. Дети посещают эти уроки с согласия родителей. Для детей, которые не посещают уроки религии, школа обязана организовать другие мероприятия в это время — на практике это, как правило, группа продленного дня.
Представители других религий также могут организовывать уроки в школах для детей, которые их исповедуют. Это происходит там, где количество детей одной религии это оправдывает. Однако чаще всего церкви, кроме Католической Церкви, организовывают свое религиозное обучение вне школы, чтобы объединить для катехизации всех детей определенной религии, посещающих разные школы в данной местности.
Информацию о такой внешкольной катехизации можно получить у директора школы, если религиозная конфессия предоставила эту информацию местным органам управления образованием с просьбой распространить ее в школах.
Как организован учебный год в Польше?
Учебный год в Польше начинается 1 сентября и заканчивается в последнюю пятницу июня следующего года. Конкретные даты определяются ежегодно распоряжением Министра национального образования, принимая во внимание выходные дни, перенос каникул и другие события, которые могут повлиять на учебное время. 1 сентября (или другой день, назначенный первым днем обучения в данном году, если 1 сентября приходится на выходной) — это день торжественного собрания и организационной встречи классного руководителя с учениками (в младших классах также с родителями). Занятия в этот день не проводятся.
Как правило, занятия в школах проходят пять дней в неделю, с понедельника по пятницу. В выходные (суббота и воскресенье) дети имеют свободное время. Уроки обычно начинаются в 8 утра, хотя в некоторых школах это может быть немного позже. Если в районе определенной школы проживает большое количество детей, иногда бывает так, что школа работает в две смены (некоторые дети начинают обучение в 8:00, а некоторые — в 12:30, например).
Учебный год делится на два семестра. Первый семестр заканчивается в январе или феврале. Дети получают семестровые оценки по всем предметам. Второй семестр заканчивается в июне, и это также конец учебного года. Оценки, полученные в это время, также являются итоговыми оценками за класс и вносятся в школьный аттестат — документ, который удостоверяет, что ребенок закончил класс и отражает его успеваемость.
В школах не проводятся занятия в праздничные дни, которые перечислены ниже. В эти дни также не работают школьные группы продленного дня.
Кроме того, дети имеют каникулы дважды в год: первый раз на Рождество и Новый год, второй раз на Пасху.
Кроме того, дети имеют две недели зимних каникул, свободных от учебы, которые — в зависимости от провинции — приходятся на январь или февраль. В разных воеводствах зимние каникулы ежегодно приходятся на разные даты, определенные приказом министра национального образования.
Июль и август, а иногда и последние дни июня — это летние каникулы, перерыв между одним учебным годом и следующим.
Какие праздничные дни в Польше официально являются выходными?
Перечень праздничных дней в Польше, которые официально являются выходными:
- — 1 января — Новый год
- — 6 января — праздник Богоявления (Трех Королей)
- — Пасха (подвижная дата, но этот праздник в Польше всегда приходится на воскресенье, во второй половине марта или в апреле)
- — Пасхальный понедельник (второй день Пасхи, сразу после Пасхального воскресенья)
- — 1 мая — Праздник труда
- — 3 мая — годовщина принятия первой польской конституции, так называемой Конституции 3 мая
- — Праздник Тела и Крови Христовых (Dzień Bożego Ciała) — подвижная дата, но всегда приходится на один из четвергов июня
- — 15 августа — праздник Успения Пресвятой Богородицы
- — 1 ноября — День всех Святых
- — 11 ноября — День Независимости
- — 25 декабря — первый день Рождества
- — 26 декабря — второй день Рождества
Осуществляется ли присмотр за детьми в дни свободные от учебы?
Школьные светлицы и детские сады в выходные и официально праздничные дни не работают. В эти дни родители сами должны заботиться о своих детях. Правила ухода в детских садах и школах во время зимних и летних каникул отличаются:
Детские сады
В детских садах нет ни рождественских, ни пасхальных каникул, ни зимних каникул. Детские сады работают в эти дни нормально, за исключением выходных и официально праздничных дней.
Однако, в июле и августе — в связи с летними каникулами, период поездок на отдых и отпусков — работают только так называемые дежурные детские сады. Один детский сад дежурит примерно две недели. Это означает, что для обеспечения ухода за ребенком в течение всех двух месяцев нужно воспользоваться услугами четырех различных детских садов. Перечень дежурных детских садов для данного района с контактными данными и датами их дежурства вывешиваются в каждом детском саду весной. Следует помнить, что для пользования дежурными детскими садами необходимо предварительно записаться, часто за несколько недель до этого. В дежурных детских садах действует такая же система оплаты, как и в других садах в обычные периоды года — больше информации о детских садах можно найти здесь ->
Школы
Школы на рождественские и пасхальные праздники закрыты — в это время родители должны сами обеспечить уход за детьми. В то же время, во время зимних и летних каникул многие школы и другие учреждения (например, дома культуры, центры внешкольной работы) организуют бесплатные занятия для детей в рамках акции «Зима в городе» и «Лето в городе». Эти акции финансируются органами местного самоуправления, и это от них зависит, сколько учреждений и сколько часов в день могут обеспечить уход за ребенком. Занятия для детей — учеников начальной школы, как правило, включают послеобеденный уход с питанием, за которое должны, однако, платить. Для старшей молодежи в спортивных центрах доступны бесплатные занятия, например, бесплатный вход в определенное время на бассейны или катки по предъявлению школьного удостоверения (см. ниже).
На занятия в рамках акций «Зима в городе» или «Лето в городе» следует записать ребенка заранее, часто за несколько недель вперед. Бланки заявок выдаются заинтересованным лицам в школах, даже если данная школа не организовывает таких занятий в данном году. В школе, где учится ребенок, можно также получить информацию о том, какие окрестные школы и учреждения организуют такие занятия и в какое время.
Что такое школьное удостоверение?
Школьное удостоверение — это документ, подтверждающий посещение ребенком школы. Он содержит данные ребенка (имя, фамилию, дату рождения) и школу, которую он посещает (название, адрес). Удостоверение является обязательным документом. Его изготавливают в школе, где учится ребенок. Оно действительно с 30 сентября года, когда оно было выдано до 30 сентября следующего года, когда школа должна повторно подтвердить штампом, что ребенок продолжает там обучение.
Школьное удостоверение — при наличии при себе — дает ребенку право воспользоваться многими скидками для учащихся, например, на билеты в общественном транспорте, билеты на поезд, билеты на некоторые фильмы в кинотеатре и билеты во многие музеи, зоопарки и тому подобное.
Что такое куратория образования?
Куратория образования — управление, которое является частью государственной администрации и подчиняется воеводе. Итак, каждое польское воеводство имеет свою кураторию. Каждую кураторию возглавляет воеводский куратор образования. Куратории образования в первую очередь осуществляют существенный надзор за школами, то есть они следят за способом реализации учебной программы и образовательных функций. Они также контролируют способ организации отдыха детей и молодежи на территории воеводства во время зимних и летних каникул.
Финансовый надзор за школами осуществляют органы местного самоуправления.
Каким образом могу доказать, что мой ребенок принадлежит к району данной школы?
Каждый гражданин Польши прописан в бюро регистрации населения по определенному адресу. Этот адрес вносится в его официальные документы. Люди, которые арендуют квартиру, могут быть временно прописаны в ней или иногда вообще проживать без прописки — что такое прописка?
Директор начальной школы или гимназии получает перечень детей, прописанных в районе данной школы, из местного бюро учета населения. Если иностранцы не прописаны по месту своего проживания владельцем квартиры, они должны — как и граждане Польши в подобной ситуации — обратиться к директору районной школы с просьбой добавить их ребенка в перечень детей, проживающих в данном районе, и которых школа обязана принять на обучение. Директору школы может быть достаточно письменной декларации с заявлением об этом или может попросить документы, подтверждающие этот факт, например, договор аренды квартиры.
Хотя директор школы обязан принять всех детей из района школы, но чем быстрее мы сообщим ему о необходимости добавить нашего ребенка в перечень учеников, охваченных районированием, тем лучше.
К кому я могу обратиться, если мой ребенок имеет в школе проблемы с учебой, эмоциональные проблемы или является — по моему мнению — дискриминированным?
Если у ребенка есть проблемы в школе, родители, прежде всего, должны обратиться за помощью к самой школе. Первый человек, с которым следует поговорить — это классный руководитель и (или) преподаватель предмета, с которым у ребенка проблемы. Учитель или воспитатель могут попытаться решить проблему самостоятельно или — в зависимости от того, чего она касается — могут указать лицо или учреждение, к которому родители должны обратиться за дальнейшей помощью (например, школьный психолог, психолого-педагогический консультативный центр и т.д.). Только тогда, если такой разговор не принесет результата, родители должны обратиться к директору школы с просьбой о разговоре с ним. Может быть так, что классный руководитель или учитель сами укажут директора школы, как лицо компетентное в этом деле.
Если родителей не устраивает способ функционирования школы или способ решения их проблемы, они могут обратиться в соответствующий отдел органа местного самоуправления, которому подчиняется школа (например, бюро образования, отдел образования и воспитания, гминная служба обслуживания учебных заведений и т.д.), или в соответствующую кураторию.
В вышеупомянутые учреждения можно также обратиться с вопросами и запросами относительно информации об обучении детей в школах в Польше.
Если после разговора в куратории и/или в бюро или отделе образования, родители в дальнейшем не удовлетворены решением вопроса, они могут обратиться в соответствующее для этого вопроса управление Министерства национального образования.
В Польше существует также Управление Представителя по правам ребенка и Управление Представителя гражданских прав, которое может вмешаться в случае подозрения в нарушении прав ребенка или родителей. Однако, в вопросах, связанных с дискриминацией, можно обратиться к Уполномоченному представителю Правительства по вопросам равного обращения, который действует в Канцелярии Премьер-министра Совета министров.
В каждой школе также есть школьный советник-педагог, к которому можно обратиться за помощью. Кроме того, в Польше существует сеть психолого-педагогических консультативных центров (в каждой гмине или районе). Там работают специалисты, которые могут помочь ребенку в случае трудностей в обучении, развитии или эмоциональных проблем.
Консультирование и правовую помощь мигрантам предоставляют также неправительственные организации, которые могут посоветовать родителям, как лучше всего решить данную проблему.
Из чего сделана школа
1 Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова
Проведен анализ научно-педагогических характеристик школы как образовательной системы. Раскрыто понятие образовательная система, показаны принципы построения образовательных систем. В статье школа раскрыта как образовательная система и системный объект. Представлена характеристика школы как образовательной системы, которая включает: представление о расчлененности ее на элементы, структурные связи и взаимозависимости элементов системы друг с другом, целостность, автономность, самоорганизация, открытость. Дается понимание школы как организационной индивидуальности, уникальной социально-педагогической системы. Делается вывод, что школа является образовательной системой, состоящей из определенного множества элементов, взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой, что позволяет ей существовать как целому, относительно обособленному в структуре социума организму.
открытость
самоорганизация
автономность
целостность
образовательная система
1. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. – М.: Политиздат, 1981. – 432 с.
2. Борытко Н.М. Управление образовательными системами: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 48 с.
3. Воробьёва С.В. Основы управления образовательными системами: учебное пособие для студентов вузов/ С.В. Воробьёва, М.: Изд. центр Академия, 2008. – 208 с.
4. Гришан И.П. Менеджмент образовательных учреждений: Учебное пособие. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002. – 65 с.
5. Крюгер. А. Образование в сообществе и жизнеобеспечивающее развитие // Новые ценности образования: Школа — культурный центр. – М., 2004. – Вып. 3 (18). – С. 14-21.
6. Моисеев А. Школа не механизм, а организм: взгляд с позиции стратегического менеджмента // Управление школой: приложение к газете «Первое сентября». – 2010. — № 9. – С. 11-16.
7. Сериков Г.Н. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней: Монография. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 632 с.
8. Сидоров С.В. Усиление роли дополнительных функций в школьном инновационном менеджменте // Социосфера. – 2010. — № 3. – С. 55-60.
9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
10. Управление образовательными системами : учеб. пособие. – изд. 2-е, испр. и доп. / авт.-сост. Л.А. Кабанина, Н.П. Толстолуцких. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. – 60 с.
В последние годы интерес к исследованию школы как образовательной системы значительно возрос, что связано с осознанием той роли, которую она играет для гуманитаризации общественно-экономических отношений и утверждения новых жизненных установок личности обучающегося. Постановка проблемы анализа научно-педагогических характеристик школы как образовательной системы обусловлена потребностью в сущностном и содержательном анализе категорий «школа» и «образовательная система».
Как считает С.В. Воробьёва [3], «в педагогике образовательной является всякая система, цели которой связаны с обучением, развитием и воспитанием». При этом автор выделяет несколько общих принципов построения образовательных систем, которые включают:
- ориентацию образовательной системы на человека, на его неповторимую индивидуальность и базовые потребности, среди которых важнейшее место занимает потребность в непрерывном самосовершенствовании и самореализации;
- широкий демократизм образовательной системы, доступность и открытость любой ступени и формы образования каждому индивиду независимо от пола, социального положения, национальности, расы;
- гибкость образовательной системы, ее быстрое реагирование на образовательный спрос и особенности интересов, стилей и темпов обучения различных категорий населения [3].
Соответственно, в качестве примеров образовательных систем можно назвать:
- систему образования Российской Федерации; систему образования региона — субъекта РФ; муниципальную систему образования;
- образовательное учреждение/организацию;
- образовательную программу, учебно-воспитательный процесс (например, реализуемый на уроке) и т.д.
Очевидно, школа может и должна быть представлена как самостоятельная образовательная система, которая в то же время обладает общими признаками образовательных систем. В связи с этим представляется интересным для нашего исследования выделение В.Г. Афанасьевым взаимосвязанных аспектов системного подхода:
- системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;
- системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов;
- системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;
- системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими, как по горизонтали, так и по вертикали;
- системно-интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы [1].
Анализ этих аспектов в организации и деятельности школы позволяет раскрыть ее как системный объект.
Н.М. Борытко [2], рассматривая школу с позиций системного подхода, выделяет следующие характеристики системы: 1) она имеет сложный состав (состоит из элементов, компонентов, составляющих); 2) эти элементы находятся в закономерных структурных (т.е. устойчивых) связях и взаимозависимостях друг с другом; 3) системе присуща целостность, единство как относительная автономность, выделенность, независимость от окружающей среды.
По определению Н.М. Борытко [2], первой характеристикой системы, через которую раскрывается ее содержание, является представление о расчлененности ее на элементы. С позиций системного подхода результаты развития системы — это изменения в составе элементов и связей между ними, обеспечивающие общий рост ее потенциала для успешной реализации основной функции, обучения и воспитания школьников.
В определении структурных компонентов школы и их отношений мы обращаемся снова к исследованиям И.Ф. Исаева и В.А. Сластенина, которые в образовательной системе школы выделяют следующие структурные компоненты: 1) участники целостного педагогического процесса; 2) содержание целостного педагогического процесса; 3) формы и методы целостного педагогического процесса [9].
Первую группу структурных компонентов составляют две постоянно взаимодействующие системы участников целостного педагогического процесса: управляющая система и управляемая система.
Содержание целостного педагогического процесса как структурный компонент образовательной системы школы — это совокупность знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, приобретаемых школьниками в целостном педагогическом процессе, а также педагогических и управленческих ценностей, определяющих характер внутришкольного управления на всех его уровнях. Как структурный компонент целостного педагогического процесса содержание определяется целями, стоящими перед общеобразовательным учреждением. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов в отношении изменения содержания учебно-воспитательного процесса регулируется на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а также уставом общеобразовательного учреждения [9].
Формы и методы целостного педагогического процесса, являясь ещё одним структурным компонентом школьной образовательной системы, представляют собой способы организации и осуществления целостного педагогического процесса. Формы — способы организации деятельности участников педагогического процесса. Методы — способы воздействия управляющей системы на управляемую, способы взаимодействия этих систем.
Школа как единство представленных компонентов объективно обладает определенными системными, интегративными качествами, носителями которых выступают все ее составляющие и связи между ними, а при сознательном построении определенных моделей школы необходимо моделировать и обеспечивать наличие таких свойств [6].
Сходного мнения придерживается Г.Н. Сериков [7], который считает, что школа как образовательная система включает в себя следующие компоненты: обобщенные цели образования, участники образования, их образовательная деятельность, образовательные отношения между ними, образовательные процессы, результаты образования.
В понимании школы как образовательной системы мы приходим к необходимости перехода к анализу следующей качественной ее характеристики — структурных связях и взаимозависимостях элементов системы друг с другом. Обращаясь снова к исследованиям Н.М. Борытко [2], отметим, что свойства образовательной системы школы определяются не только свойствами ее элементов, но в первую очередь ее структурой. Отсюда структура системы — следующая важнейшая ее характеристика. Структура трактуется как порядок оформления элементов в систему, принцип ее строения; она отражает форму расположения элементов и характер взаимодействия их сторон и свойств.
Характеризуя школу как образовательную систему, И.П. Гришан [4] отмечает, что структура зависит не только от характера образовательной системы, размеров и типа школы, но и от реализуемого подхода к управлению. Так, состав органов управления и степень участия в их работе учителей, способы координации отношений в организации и особенности делегирования полномочий и ответственности, — все эти характеристики структуры зависят от того, какой тип управления используется в школе.
Неразвитая структура школы и непродуманная структура управления ею ведут к авторитарным, насильственным методам руководства, к формированию атмосферы нетерпимости ко всяким отклонениям от установившегося порядка вещей [2].
Отмечая необходимость применения системного подхода в управлении школой как образовательной системой, Н.М. Борытко выделяет следующие основные типы организационных структур:
- линейная, предполагающая систему соподчинения сверху вниз по принципу субординации;
- функциональная, при которой согласование подчиненности и ответственности выстраивается в соответствии с функциональными обязанностями сотрудников и подразделений по принципу координации;
- смешанная (линейно-функциональная), где связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией, и координацией.
Кроме того, анализ работ Н.М. Борытко позволяет нам сделать вывод о том, что руководитель школы должен заниматься в первую очередь вопросами стратегии развития. Этому способствует продуманная организационная структура и соответствующая ей система управления. В новых условиях руководитель школы в большей мере становится стратегом, делегируя функции оперативного управления своим заместителям и руководителям структурных подразделений. Но и на следующих уровнях (в пределах своей компетенции) каждый участник педагогического процесса выполняет функции перспективного и текущего планирования, принятия оперативных решений и выработки алгоритмов поведения, определения целей деятельности и нахождения средств их достижения [2].
Дальнейший анализ школы как образовательной системы связан с целостностью. Согласно выводам Н.М. Борытко [2], динамический характер становления системы как целого подчеркиваются современной наукой в качестве ведущих ее характеристик. «Cистема — это целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах». Школа как образовательная система, следовательно, должна обладать целостными, интегративными свойствами, благодаря которым выполняет свои функции в достижении главной цели образования — подготовки к самостоятельной активной жизни в обществе.
С.В. Сидоров [8] разработал правило целостности системы: «Образовательная система школы должна рассматриваться как единая целостность. Вместе с тем, расчленение системы на компоненты позволяет лучше познать её и управлять ею. Суть правила целостности в том, что расчленение системы не должно становиться самоцелью, потому что нарушение её целостности приведёт к тому, что система прекратит существование. Так, при изучении системы работы школы нельзя игнорировать связи между структурными компонентами, а при проектировании какого-либо отдельного компонента нельзя полностью обособлять его от остальных».
Действующий в Российской Федерации Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует автономность образовательного учреждения, что означает самостоятельность школы в осуществлении образовательного процесса. Такая самостоятельность создает благоприятные условия для развития школьного самоуправления, участия родителей, общественности, детей в решении многих вопросов школьной жизни, совершенствовании образовательного процесса, в разработке и принятии Устава школы, других нормативных документов, организации внешкольной досуговой деятельности, решении вопросов материально-технического оснащения школы, её финансирования.
При законодательно утвержденном принципе автономности на первый план выходит понимание школы как организационной индивидуальности, уникальной социально-педагогической системы, творчески осмысливающей социальный заказ на образование и способной преобразовывать его в конкретный набор целей, отличных от целей других учебных заведений.
В раскрытии механизма образования целостности образовательной системы школы интересен вывод А. Крюгера [5], который отмечает, что ведущей функциональной характеристикой школы как открытой системы является самоорганизация. Условием самоорганизации является осуществление рефлексивного подхода в управлении в сочетании с развитием механизмов современного информационного обеспечения всех управленческих звеньев. Сущность такого управления — в создании условий для осознания всеми участниками управленческой деятельности средств и оснований своей деятельности посредством перевода их позиции «реагирования» в позицию «самоорганизации». В процессе совместного принятия участниками образования многовариантных управленческих решений, рефлексивная деятельность может осуществляться по следующему управленческому циклу: начало (информация о состоянии элемента системы) à рефлексия à определение проблемы à идея (замысел, цель) à проект (как прогноз) à деятельностьà экспертиза à рефлексия (возврат в начало — информация о новом состоянии системы).
Поскольку образование является одной из важнейших функций общества, очевидно также, что саму школу как элемент социальной системы нельзя рассматривать в отрыве от общества, от социального заказа/запроса, что определяется как открытость образовательной системы.
Открытый характер образовательной системы школы отмечает С.В. Сидоров [8]: с одной стороны, она призвана готовить учащихся к жизни в определённых социокультурных и экономических условиях, с другой — школа сама испытывает влияние той среды, в которой она существует. Иначе говоря, школе необходимо взаимодействовать с окружающей социальной средой, с другими системами. Нам представляется, что признание образовательной системы школы в качестве открытой системы особенно подчеркивает ее целостный характер: взаимодействовать со средой может лишь автономное образование, в противном случае оно «растворяется» в среде.
Л.А. Кабанина и Н.П. Толсторуких [10] тоже отмечают, что школа, как и любое другое образовательное учреждение, — это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система. Они разработали обобщенную модель школы как открытой системы, которая отражают взаимосвязь трех компонентов: «входа», «процесса преобразования» и «выхода». При этом под «выходом» понимают то, что передается из системы во внешнюю среду или вновь поступает на «вход» школы и является итогом, продуктом, результатом процессов ее жизнедеятельности; под процессом преобразований — те внутренние процессы, которые и порождают данный «выход», и под «входами» то, что должно поступить в систему извне, или с выхода для осуществления процессов ее жизнедеятельности.
В научных работах, посвященных школе, утвердилась мысль о том, что каждая школа испытывает на себе влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий. В исследованиях признается тот факт, что школа как относительно автономная система может пассивно приспосабливаться или, напротив, активно влиять на окружающую ее среду. В последнем случае она будет проявляться как адаптивная и адаптирующая система.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» создал необходимую нормативную базу для преодоления единообразия школ, для реальной дифференциации обучения. Плюрализм, который формируется в современном обществе, предполагает развитие школы как открытой образовательной системы, которая отвергает единообразие в программном и идейном отношении.
Таким образом, мы приходим к выводу, что школа является образовательной системой, состоящей из определенного множества элементов (подсистем), взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой, что позволяет ей существовать как целому, относительно обособленному в структуре социума организму. Однако этот вывод определяет лишь правомерность отнесения школы к системным объектам, но не ее (школ как системы) специфические характеристики.
Рецензенты:
Загаштоков А.Х., д.п.н., профессор, зав. кафедрой методики дошкольного и начального образования педагогического факультета КБГУ, «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.
Энеева Л.А., д.п.н., профессор кафедры управления образованием ИПК и ПРО КБГУ, «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.