Что входило в план гоэлро
Перейти к содержимому

Что входило в план гоэлро

  • автор:

Сто лет назад Ленин решил построить «светлое социалистическое будущее» с помощью электричества — плана ГОЭЛРО. Вспоминаем, как появились первые электростанции Донбасса и ДнепроГЭС (в архивных фото)

Сто лет назад Ленин решил построить «светлое социалистическое будущее» с помощью электричества — плана ГОЭЛРО. Вспоминаем, как появились первые электростанции Донбасса и ДнепроГЭС (в архивных фото)

После переворота в 1917 году, чтобы удержать власть большевиков, их лидер Владимир Ленин задумал большой экономический прорыв — построить «светлое социалистическое будущее» с помощью электричества. Ведь в Российской империи в начале XX века электричество было даже не во всех крупных городах. В 1920 году из бывших царских инженеров-ученых собрали Государственную комиссию по электрификации России (ГОЭЛРО). К концу года они подготовили масштабный проект, который назвали «Планом ГОЭЛРО». В апреле 1921 года в рамках этого плана создали комиссию по электрификации Украины. Начали с Донбасса — здесь построили несколько больших и мощных теплоэлектростанций, на которых впервые в мире отработали технологию сжигания угольной пыли. А самым крупным проектом стало строительство гидроэлектростанции в Запорожье — ДнепроГЭС. План ГОЭЛРО перевыполнили уже к 1931 году. Этот успех сразу же подхватила советская пропаганда для иллюстрации «преимуществ социалистического строя». Правда, при этом не упоминалось о принудительном труде заключенных и том, что деньги на проект поступали за счет экспорта зерна, которое отбирали у крестьян. «Бабель» вспоминает, как в Украине строили первые крупные электростанции и публикует фото 1920—1930-х годов.

Сборка мачт для электропередачи между Штеровской электростанцией и городом Сталино (сейчас Донецк), 1930 год.

В Российской империи, куда входили и современные украинские территории, энергетика не была приоритетной отраслью экономики. В начале XX века большинство населения с трудом представляло себе, что такое электрическая лампочка, тогда как на Западе она уже стала частью повседневной жизни. К примеру, в 1913 году Российская империя вырабатывала примерно 14 киловатт-час (кВт*ч) на человека, а в США в том же году этот показатель был 236 кВт*ч.

Электроэнергия использовалась в основном в промышленности для привода крупных машин и механизмов, для освещения шахт, цехов. В крупных городах — для улиц и домов самых богатых горожан. Первую на территории Украины электростанцию общего пользования небольшой мощности построили в 1886 году в Полтаве, затем похожие электростанции стали появляться в других городах.

Но после Первой мировой, большевистского переворота и Гражданской войны экономика, а вместе с ней и энергетика пришли в полный упадок. Лидер большевиков Владимир Ленин понимал: чтобы удержать власть, нужен масштабный экономический рывок. А жесткая политика «военного коммунизма» с тотальной национализацией и продразверсткой для этого мало подходили. И тогда он придумал построить «светлое социалистическое будущее» с помощью электричества. Так появился тезис: «Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны».

Для начала большевики присмотрелись к проектам по электрификации и инженерам-энергетикам «царского режима». Нужным специалистам предоставили полную свободу действий, выделили жилье и дополнительный продовольственный паек и, главное, избавили от чрезмерного внимания чекистов. Одним из этих инженеров был Глеб Кржижановский. В феврале 1920 года он возглавил Государственную комиссию по электрификации России (отсюда и сокращение ГОЭЛРО), в составе которой работали более 200 специалистов. К декабрю они подготовили комплексный план на более чем 600 страниц, который представили и утвердили на Всероссийском съезде советов.

План ГОЭЛРО, рассчитанный на 10—15 лет, объявили проектом развития не только энергетики, но и всей экономики. Запланированные электростанции привязывали к определенным крупным промышленным узлам или районам, отсюда и название — Государственная районная электростанция (ГРЭС). Проще говоря, строили там, где уже были или появлялись заводы.

В апреле 1921 года в тогдашней столице УССР Харькове создали Комиссию по электрификации Украины. Все потому, что в рамках плана ГОЭЛРО строительство электростанций на территории современной Украины, в первую очередь на Донбассе и Приднепровье, признавалось «первоочередной задачей исключительной государственной важности». Здесь планировали построить девять новых электростанций и реконструировать старые.

Первой крупной теплоэлектростанцией на Донбассе стала Штеровская ГРЭС, расположенная на территории современной Луганской области на берегу реки Миус. Строительство началось в 1922 году, а уже в 1926-м запустили первый генератор станции. А в 1929 году заработала первая в Украине линия электропередачи направлением Штеровская ГРЭС — Кадиевка .

Читайте также:

Работать приходилось в тяжелых условиях. Вот что вспоминают инженеры о первых месяцах строительства: «Механизация шла туго, очень туго. Да и как она выглядела? …По бровке отводящего канала из Миуса потом и кровью уложена узкоколейка. Двойной путь связывает сооружающуюся плотину с местом, где роют грунт для нее. По одной из колей движется… Нет, не паровоз. Движется американский трактор «Фордзон». Он тянет… Нет, не плуг, не сеялку и не веялку. За ним движутся 8 вагонеток с грунтом. Такая была механизация. Но и она стала громадным шагом вперед — ведь до этого грунт на плотину доставляли подводами!»

Штеровская ГРЭС стала не только первой тепловой электростанцией Украины, но и пионером по внедрению промышленного сжигания отходов копей — антрацитового штыба. По сути это была угольная пыль, которой в отвалах только в этом районе Донбасса уже накопилось около миллиона тонн.

Также построили Северодонецкую ГРЭС — неподалеку от Лисичанска, Зуевскую — в районе Донецка, и другие крупные электростанции. При этом на Донбассе впервые применили комбинированное производство энергии электрической и тепловой (в виде пара и горячей воды).

Работы по благоустройству Енакиевского металлургического завода, 1934 год.

Согласно плану ГОЭЛРО, на Донбассе также реконструировали 62 самые крупные заводские электростанции. Около половины из них запустили уже в 1930 году. Кроме того, в 1925 году Комиссия по электрификации Украины решила дополнить первоначальный план и электрифицировать побережье Азовского моря — «ввиду возможности развития металлургической промышленности региона».

Если на Донбассе были теплоэлектростанции, то на Приднепровье в качестве источника энергии решили использовать крупные реки и строить гидроэлектростанции (ГЭС). Самым крупным проектом стала ДнепроГЭС в Запорожье. Проект строительства утвердили еще в 1921 году. Автором стал один из создателей плана ГОЭЛРО — ученый-гидротехник Иван Александров.

Этот план решал сразу несколько задач. Во-первых, электрифицировать промышленный регион. Во-вторых, построить большую плотину и поднять уровень воды в Днепре, чтобы затопить каменные пороги, которые мешали судоходству по всей реке. Правда, для этого пришлось затопило около 16 тысяч гектаров земель по обеим берегам. В итоге под водой оказались 56 сел, из которых 14 затопили полностью, а 42 — частично.

Строить ДнепроГЭС решили по американским стандартам, поскольку опыта строительства таких крупных гидротехнических объектов не было ни в Советском Союзе, ни в Европе. Поэтому Александрова сначала отправили в США набираться опыта. Там он познакомился с американским гидростроителем Хью Купером, который в итоге стал главным консультантом проекта. Пять генераторов для ДнепроГЭС поставила General Electric, а девять турбин — американская компания Newport News Shipbuilding.

Сток воды между быками плотины ДнепроГЭСа, Запорожье, 1933 год.

Строить ДнепроГЭС начали в 1927 году — это была всесоюзная стройка. Сооружение ДнепроГЭС имело огромное идеологическое значение. С подачи советской пропаганды о ходе строительства и энтузиазме рабочих писали песни, книги, снимали фильмы. В 1932 году запустили первый агрегат новой станции. А к 1939 году ДнепроГЭС стала крупнейшей электростанцией в Европе и третьей по мощности в мире. К 1935 году в Украине работали две крупные энергосистемы — Донбасская и Днепровская, которые вырабатывали электроэнергии более 2 миллиардов кВт*ч в год каждая. А в 1940 году их объединили высоковольтными линиями электропередачи.

План ГОЭЛРО реализовывали настолько ударными темпами, что перевыполнили уже к 1931 году. В следующем году электроэнергии выработали 13,5 миллиарда кВт*ч вместо запланированных 8,8 миллиарда. Успех проекта положил начало масштабной индустриализации и стал основой для большевистской плановой экономики, которая переросла в стратегию пятилеток.

Советская пропаганда подавала успех плана ГОЭЛРО как преимущество «социалистического строя над капиталистическим». Ведь в США, Англии и Франции похожие проекты закончились неудачей еще на стадии планирования. Однако не стоит забывать об обратной стороне этого успеха. Для строительства, помимо «бойцов стройтрудармии», использовали бесплатный и ненормированный труд заключенных. Для финансирования плана ГОЭЛРО распродавали экспроприированные драгоценности и предметы искусства. Крестьян обложили прямыми и скрытыми налогами. А самым ходовым товаром стало зерно. Им расплачивались, к примеру, с американскими консультантами ДнепроГЭС. И это во время голода в 1920-х и Голодомора в Украине в начале 1930-х.

Ленин закабалил крестьян продразверсткой насильно, а мы просим помочь редакции добровольно!

Читайте также:
  • Сто лет назад большевики из Москвы запустили политику «украинизации», чтобы укрепить свою власть в Украине. А когда она стала угрожать режиму, ее сторонников сослали в лагеря и расстреляли
  • 102 года назад прошел первый советский субботник. Идею бесплатной работы в выходной подхватила пропаганда, и субботники стали добровольно-принудительными. Как это было (много архивных фото)
  • Сорок пять лет назад крестьяне в СССР впервые получили паспорта, до этого они больше 50 лет были крепостными при колхозах. Как это было (много архивных фото)
Источники:

Материалы по пересмотру плана электрификации (ГОЭЛРО). Издание Госплана УССР, Харьков, 1925.

Электрификация СССР. 1917—1967/ Под ред. П.С. Непорожнего. Москва, 1970.

Глеб Кржижановский. Десять лет хозяйственного строительства СССР: 1917—1927. Москва, 1927.

Тарас Беспечный. Штеровская ГРЭС им. Ф.Э. Дзержинского. Очерк. Донецк, 1970.

Рубин М., Ибатулин И., Дукаревич И. Днепрогэс. Как строилась плотина, гидростанция и шлюз. Харьков, 1932.

Автор: Serhii Pyvovarov Редактор: Евгений Спирин

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter — мы исправим

Подпишись на нас

Бабель

Меня интересует всегда — как и почему

  • Правила редакции
  • Политика пользования сайтом
  • Политика конфиденциальности
  • Политика использования cookies

Babel operates with the support of international donors, with primary funding provided by USAID. Donors do not influence the content of publications and may not necessarily agree with them. Sole responsibility for the content rests with the editorial team.

Ukrainian Helsinki Human Rights Union

© 2024 Бабель. Все права защищены.

Бабель не против перепечаток, но сначала напишите в редакцию

Все в порядке, просто хотим предупредить, что Бабель использует файлы cookies. Так мы анализируем трафик и настраиваем рекламу.

План электрификации России был выполнен за 11 лет

Принятие плана ГОЭЛРО, который разрабатывала Государственная комиссия по электрификации страны, созданная за год до этого, и стало началом электрификации России. План ГОЭЛРО был рассчитан на 10-15 лет и предусматривал коренную реконструкцию народного хозяйства на базе электрификации. Были построены крупные предприятия, сооружены 30 районных электростанций, в том числе десять ГЭС, общей мощностью 1,75 миллиона киловатт и годовой выработкой 8,8 млрд. киловатт. К 1931 году план в основном был выполнен.

Почтовая марка СССР, 1951 год: «Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны» (В. И. Ленин). — «XXV лет Волховской гидроэлектростанции им. В. И. Ленина (1926–1951)». (ЦФА [ИТЦ «Марка»] № 1666)

Современная единая электросистема России осталась крупнейшим в мире объединением и занимает второе место после США. Она включает 72 региональные системы, в составе которых работают свыше 700 станций мощностью 205 млн. киловатт.

В 1992 году было создано Российское акционерное общество «Единая энергетическая система России» — РАО «ЕЭС России». Компании холдинга обеспечивали до 70 процентов выработки электроэнергии и около трети отпуска тепла в России, а также контролировали 72 процента генерирующих мощностей и 96 процентов общей протяжённости магистральных линий электропередачи страны.

После реформирования электроэнергетики (2002-2008 годы) РАО «ЕЭС» было ликвидировано. На её месте возникли государственные естественно-монопольные компании, а также приватизированные генерирующие и сбытовые компании.

А в честь исторического события 1920 года в России установлен профессиональный праздник работников этой отрасли — День энергетика.

Читайте нас в Одноклассниках

Просмотров

14692

Рекомендуемые материалы

За налоговое мошенничество хотят наказывать как за хищение

За налоговое мошенничество хотят наказывать как за хищение

В Госдуме рассказали, кому повысят пенсии с 1 апреля

В Госдуме рассказали, кому повысят пенсии с 1 апреля

Осужденные смогут искупить вину на передовой

Осужденные смогут искупить вину на передовой

В Госдуме рассказали, признают ли Пугачеву иноагентом

В Госдуме рассказали, признают ли Пугачеву иноагентом

Елена Драпеко: Настоящая женщина должна уметь и шелка носить, и глину месить

Елена Драпеко: Настоящая женщина должна уметь и шелка носить, и глину месить

В России началась досрочная сдача ЕГЭ

В России началась досрочная сдача ЕГЭ

Интересное за неделю

© «Парламентская газета», 2024 г.

Электронное периодическое издание «Парламентская газета» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 05 августа 2011 года. 18+
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-46097
Учредитель — АНО «Парламентская газета»
Главный редактор — Коренников А.В.
Тел.: +7 (495) 637–69–79 E-mail: pg@pnp.ru

«Парламентская газета» — официальное еженедельное издание Федерального Собрания РФ. Издается с 1997 года. Учредители газеты — Государственная Дума и Совет Федерации РФ. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. «Парламентская газета» имеет пункты печати и представительства в десяти субъектах федерации. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах Авиакомпании «Россия», а также региональных авиакомпаний.

Сайт «Парламентской газеты» — это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.ru обязательна.

В рубрике «Деловая экспертиза» публикуются материалы на правах рекламы

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии

22 декабря 1920 года был принят Государственный план электрификации России

22 декабря 1920 года был принят Государственный план электрификации России

22 декабря 1920 года на VIII Всероссийском съезде Советов был принят Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО). Он разрабатывался по личной инициативе Владимира Ленина.

Главной целью плана стало восстановление и дальнейшее развитие электроэнергетики страны, а вместе с тем – и развитие промышленности и сельского хозяйства в государственных масштабах.

Конечно, электрификация страны зародилась не на пустом месте. Уровень оснащённости дореволюционных российских электростанций и их мощность вполне соответствовали западным. Распространение использования электроэнергии диктовала стремительно меняющаяся жизнь на пороге XX века: рост электрического освещения в городах, зарождение электрического транспорта – первый в России трамвай на электрической тяге появился ещё в 1892 году. Новые электростанции появлялись во всех крупных городах – в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Баку, Риге, однако никакой единой системы при разработке этих станций не существовало, и они не были энергетически связаны между собой. Значение развития электроэнергетики «на местах» вообще порой было неоднозначным: русское общество во многом оставалось достаточно архаичным. Разработка Г. М. Кржижановским проблемы использования гидроресурсов Волги в районе Самарской Луки стала, например, причиной недовольства со стороны епископа Самарского и Ставропольского Симеона. Инженера Кржижановского он называл «богоотступником» и призывал «разрушить крамолу в зачатии».

Одним из политических деятелей, кто с самого начала верно оценил масштаб и значение электрификации страны, был Владимир Ильич Ленин. Ещё в 1901 году он писал: «…в настоящее время, когда возможна передача электрической энергии на расстояния… нет ровно никаких технических препятствий тому, чтобы сокровищами науки и искусства, веками скопленными, пользовалось все население, размещенное более или менее равномерно по всей стране».

После революции именно он станет, по выражению Кржижановского, «великим толкачом дела электрификации». В его плане по восстановлению разных отраслей экономики во главе угла стоит именно электрификация.

План ГОЭЛРО разрабатывала Государственная комиссия по электрификации страны: в неё вошли 19 ученых, в их числе А. И. Эйсман, А. Г. Коган, Б. И. Угримов, Н. Н. Вашков, Н. С. Синельников. Возглавил комиссию Г. М. Кржижановский.

Ровно 100 лет назад был принят план ГОЭЛРО

План ГОЭЛРО был рассчитан на 10–15 лет. Так называемая программа “А” плана, которая предполагала восстановление разрушенного энергетического хозяйства страны, была полностью выполнена уже к 1926 году. Ну а к концу пятнадцатилетнего срока, то есть к 1935 году, советская энергетика вышла на мировой уровень, заняв третье – после США и Германии – место в мире.

План ГОЭЛРО стал, по сути, первым государственным планом и положил начало всей последующей системе планирования в СССР, обусловив будущие пятилетки. Уже в июне 1921 года Комиссию ГОЭЛРО упразднили, а на её основе была образована Государственная общеплановая комиссия – всем известный Госплан, который определял развитие экономики страны в течение долгих десятилетий.

Текст: Анна Хрусталёва

  • В Гостином Дворе прошла презентация сборника документов «Экономика на острие политики. 1991 год»
  • 5 апреля 2024 года состоялась презентация книги «Экономика на острие политики. 1991 год: сборник документов»
  • Руслан Гагкуев: Россия всегда играла роль моста между Европой и Азией
  • 4 апреля 2024 года начала работу конференция «Между Европой и Азией: исторический выбор и будущее Российского государства»
  • В Казани прошло торжественное мероприятие к 10-летию создания Института археологии АН РТ

Электрификация всей страны, план ГОЭЛРО и эпоха освещения

Электрификация всей страны, план ГОЭЛРО и эпоха освещения

Знаменитую фразу про «электрификацию всей страны» придумал не Ленин. Да и гордость большевистского плана ГОЭЛРО — Днепрогэс спроектировали еще до Октября. Революция и Гражданская война лишь отсрочили электрификацию России

До торжественного включения лампочки Ильича в подмосковной деревне Кашино оставалось еще 40 лет. Это, впрочем, не помешало энтузиастам внедрения в российскую жизнь электричества зажечь на Литейном мосту в Петербурге в 1880 году доселе невиданные электросветильники — ведь новаторы не знали, что в советском будущем именно ту, кашинскую, лампочку объявят первой в России. Мешало им совсем другое: монополия владельцев газовых фонарей в имперской столице — у них было исключительное право на освещение Питера. Но из этой монополии по каким-то причинам выпал Литейный мост. К нему-то и подогнали судно с электроустановкой, которая зажгла фонари.

Их сиятельства

Всего через три года после этой демонстрации «антимонопольного светопреставления» в Петербурге была открыта первая электростанция мощностью 35 киловатт — она размещалась на барже, пришвартованной у набережной Мойки. Там было установлено 12 динамо-машин, ток от которых по проводам передавался на Невский проспект и зажигал 32 уличных фонаря. Станцию оборудовала немецкая фирма «Сименс и Гальске», на первых порах она играла главную роль в электрификации России.

Еще через три года, в 1886-м, в Петербурге было основано Общество электрического освещения, объединившее ученых и коммерсантов в деле «электрификации всей страны» (эти «ленинские» слова были уже тогда записаны в уставе). Большую часть акционеров общества составляли иностранцы — в первую очередь тот же концерн «Сименс», — а вот технические кадры были российскими. Здесь работали все будущие создатели плана ГОЭЛРО — Глеб Кржижановский, Леонид Красин, Роберт Классон и другие. Уже тогда разрабатывались первые проекты масштабного строительства электростанций и линий электропередачи.

Хотя в области энергетики Российская империя заметно отставала от западных стран, развитие отрасли на рубеже ХIХ и ХХ веков шло семимильными шагами. В конце столетия были построены первые ТЭЦ мощностью более 5 мегаватт — Раушская в Москве и Охтенская в Петербурге. Но столицами дело не ограничивалось — первая в стране электростанция трехфазного тока появилась в 1893 году в Новороссийске. Трехфазный ток, впервые примененный русским инженером Михаилом Доливо-Добровольским в Германии, сделал гораздо дешевле как выработку электроэнергии, так и ее передачу на большие расстояния. К 1896 году количество электростанций выросло до 35. КПД таких станций приближался к 25% (у современных парогазовых электростанций он достигает 60%). Все они принадлежали частным владельцам, в том числе 12 — Обществу электрического освещения.

Первый московский контракт общества — о включении в работу блока для освещения торговых рядов Пассажа купца Постникова (в этом здании сейчас располагается Театр им. Ермоловой) — был заключен в 1887 году. В следующем году была пущена первая в нынешней столице электростанция (сейчас это помещение Малого Манежа).

В 1899 году фирмы — участники Общества привлекли к финансированию работ по электрификации ведущие банки, основав Большой русский банковский синдикат. Несмотря на название, отечественного капитала там было всего 12% — остальное вложили иностранцы. В основном синдикат занимался проведением трамвайных маршрутов и электрификацией железных дорог. Первый российский трамвай был пущен в 1892 году в Киеве, а в Москве он появился через семь лет. Позже городская Дума одобрила план строительства метро. Разгром наших войск в войне с Японией положительно сказался на развитии энергетики — русские корабли начали оснащаться электросиловым оборудованием. И конечно, один город за другим переходил на электрическое освещение. Правда, медленно — даже в Москве перед революцией электричества не было в 70% жилых домов.

Отдельно стоит сказать про научное обеспечение электрификации дореволюционной России. Финансируемые из казны высшие учебные заведения выпускали инженерные кадры для отрасли. При поддержке императорской Академии наук регулярно проходили электротехнические съезды — с 1900-го по 1913 год их состоялось восемь. На съездах обсуждались как конкретные планы строительства отдельных объектов, так и стратегические перспективы. Среди последних наиболее масштабным был проект, разработанный в начале ХХ века великим ученым Владимиром Вернадским. Он предусматривал создание к 1920 году на всей территории страны широкой сети электростанций, энергия которых могла питать новые промышленные районы. Собственно, именно эти идеи и легли в основу будущего «ленинского» плана ГОЭЛРО.

Отечественная наука опиралась на развитие российского предпринимательства. Постепенно российские предприниматели теснили иностранцев — особенно после начала Первой мировой войны, когда немцы покинули российский рынок. Наиболее бурную деятельность развил бакинский нефтепромышленник Абрам Гукасов, ставший ведущим производителем электрического кабеля и главой АО «Рускабель». На его деньги в Москве был построен крупный завод «Динамо», производивший электромоторы и генераторы по западным технологиям, но из местных деталей. Тогда же открылась фабрика «Светлана» — первый в стране производитель электрических ламп по патентам Эдисона.

Если в 1909 году доля российских капиталов в электротехнической отрасли составляла 16,2%, то к 1914-му она достигла 30%. Во многом это было связано с таможенно-тарифной войной, которую тогдашний министр финансов Витте развязал в 1890-х годах с Германией. Не вдаваясь в детали, скажем, что итогом этой войны стало создание таких условий, когда германским (а именно они лидировали в то время в энергетическом машиностроении) фирмам оказалось выгоднее создавать производства в России, чем ввозить сюда уже готовую продукцию. В целом за годы предвоенного промышленного подъема приращение иностранных инвестиций в энергетическую отрасль составило 63%, тогда как российских — 176%. Энергетика в стране развивалась темпами, постоянно опережающими рост экономики в целом — по 20-25% в год.

Перед самой войной в подмосковном Богородске (нынешний Ногинск) была построена электростанция мощностью 9 мегаватт. На тот момент она была крупнейшей в России, да и в мире таких «гигантов» насчитывалось не более 15 (почти все в САСШ, как тогда назывались США). Она впервые передавала ток по проводам на большое расстояние — до 100 км. Предполагалось построить несколько таких электростанций, способных питать энергией Москву, а в перспективе весь Центральный район.

Русские изобретатели думали над освоением громадных ресурсов гидроэнергии. Первая ГЭС (тогда ее называли «водоэнергетической установкой») мощностью 700 киловатт была построена на кавказской речке Подкумок у города Ессентуки в 1903 году. Вторую построили монахи на Соловецких островах. В 1910 году по соглашению с американским концерном «Вестингауз» началось строительство Волховской ГЭС, мощность которой должна была достичь уже 20 мегаватт. Ее обещали построить все тот же «Сименс» и американская компания «Вестингауз». А в 1912 году множество компаний и банков объединились в консорциум по строительству гидроэлектростанции на днепровских порогах — будущего Днепрогэса. Экспертизу проекта провели немецкие специалисты; они же предложили проложить в обход будущей ГЭС канал, который сделал бы Днепр судоходным. Строительство примерной стоимостью 600 млн. золотых рублей должно было начаться в 1915 году. Но ему, как и многим другим проектам, помешала Первая мировая война.

Появление крупных электростанций могло изменить многое в российской экономике. Но пока что почти все электростанции были маломощными, по 10-20 киловатт, и строились хаотично, без какого-либо плана. Они создавались на крупных предприятиях или в городах. В первом случае их строили владельцы самих предприятий, во втором — акционерные общества, продававшие электричество городским властям. В ряде случаев городские думы выдавали компаниям кредиты на постройку электростанций в обмен на поставку электроэнергии по более дешевой цене (так, например, было в 1912 году в Саратове). Очень редко города или даже деревни строили небольшие станции на собственные средства.

В 1913 году мощность всех электростанций России достигла 1 млн. 100 тыс. киловатт, а выработка электроэнергии — 2 млрд. киловатт-часов. По этому показателю Россия занимала восьмое место в мире, отставая не только от лидировавших САСШ (там было уже 60 млрд.), но даже от крошечной Бельгии.

И все же производство электричества в России росло быстрее, чем во всех других странах, кроме Штатов, — на 20-25% в год. Подсчитано, что при таких темпах к 1925 году наша страна стала бы первой в мире в этой области.

Светлое будущее

Как известно, история не терпит сослагательного наклонения, а потому говорить, что было бы, если бы вместо плана ГОЭЛРО страна получила возможность развиваться нормально — без войн и революций — бессмысленно. Тем более что и сам по себе этот план, без всяких преувеличений, повод для гордости и достойный вклад нашей страны в историю мировой промышленной политики.

Уже упоминавшийся Глеб Кржижановский — выпускник Петербургского технологического института и автор проекта подмосковной ТЭС «Электродача», построенной в 1912 году, — по заданию партии внедрился в питерское отделение Общества электрического освещения с целью укрепления большевистской ячейки. Затем он перевелся в московское отделение общества. Партийная работа, впрочем, не мешала Кржижановскому участвовать в основной работе общества. А она была революционной — правда, не в политическом, а в экономическом смысле. Свою работу с ведущими российскими специалистами в области энергетики Кржижановский не забыл. Более того, он так увлекся планами электрификации России, что смог заразить ими своего товарища молодости — Ленина, вместе с которым он создавал в середине 1890-х Союз борьбы за освобождение рабочего класса.

В декабре 1917 года Кржижановский добился приема у вождя для двух виднейших членов Общества освещения Радченко и Винтера. Они рассказали главе нового правительства об уже имевшихся планах электрификации страны и, главное, о их созвучии с близкими большевикам планами централизации народного хозяйства. Но тут началась Гражданская война, после которой в 1920 году страна произвела всего 400 млн. киловатт-часов электроэнергии — в пять раз меньше, чем в пресловутом 1913-м.

Эта встреча, однако, осталась в памяти Ленина. 21 февраля 1920 года Ильич подписал распоряжение о создании Государственной комиссии электрификации России (ГОЭЛРО). Возглавил комиссию, как нетрудно догадаться, Глеб Кржижановский (кстати, один из очень немногих людей, с кем Ленин был на «ты»). Кржижановский привлек к работе не только инженеров-практиков, но и ученых из академии наук — всего около 200 человек. Среди них, кстати, был и знаменитый российский философ, священник и «по совместительству» выдающийся электротехник Павел Флоренский. На заседания комиссии он приходил в рясе, и большевики терпели.

После десяти месяцев напряженной работы комиссия выдала на-гора 650-страничный том с многочисленными картами и схемами. Этот том в виде стратегического плана был утвержден VIII Всероссийским съездом Советов, заседавшим в Большом театре. Презентация доклада произошла на высшем для того времени техническом уровне. Чтобы делегаты могли оценить грандиозность предлагавшегося проекта, на сцене была выставлена гигантская карта России. И по мере рассказа докладчика — им был Кржижановский — о тех или иных объектах на карте зажигались разноцветные лампочки в соответствующих местах. Под конец, когда зажглись все лампочки, Москва погрузилась во мрак — все мощности тогдашней столичной энергетики пошли на Большой театр, здания ВЧК и Кремль.

ГОЭЛРО, несмотря на название, был планом развития не одной энергетики, а всей экономики. В нем предусматривалось строительство не только генерирующих мощностей, но и предприятий, обеспечивающих эти стройки всем необходимым, а также опережающее развитие электроэнергетики по сравнению с народным хозяйством в целом. И все это привязывалось к планам развития территорий. К примеру, согласно плану был построен Электрозавод в Москве, позже аналогичные производства открылись в Саратове и Ростове. Однако ГОЭЛРО шел еще дальше: он предусматривал возведение предприятий — будущих потребителей электроэнергии. Среди них — заложенный в 1927 году Сталинградский тракторный, основа отечественного танкостроения. В рамках плана также началось освоение Кузнецкого угольного бассейна, вокруг которого возник новый промышленный район.

Предусматривалось возведение крупных ГЭС на Волге, хотя в действительности их строительство началось только в 50-е годы. Намечалось довести добычу угля до 62,3 млн. тонн в год против 29,2 млн. тонн в 1913 году, нефти — до 16,4 млн. тонн против 10,3 млн. Уже в 1921 году комиссия по ГОЭЛРО во главе с Кржижановским была преобразована в Госплан, ведавший всей экономической стратегией развития страны.

Первыми решили строить Каширскую и Шатурскую ТЭЦ по соседству с Москвой. На это бросили комсомольцев, военных и рабочих с бездействующих заводов. Голодные и раздетые люди работали по 18 часов в сутки. Каширская электростанция мощностью 12 мегаватт, работавшая на подмосковном угле, была открыта в июне 1922 года, когда больной Ильич уже был заперт в Горках. Тогда же построили первую в стране ЛЭП, по которой электричество доставлялось из Каширы в Москву. После введения в строй Шатурской ТЭЦ в 1926 году выработка энергии достигла довоенного уровня.

Реализация плана ГОЭЛРО совпала с новой экономической политикой — оказавшись перед реальной перспективой быть повешенными на всех для того потребных фонарях и осинах, большевики решили отказаться от идеологии безденежной и бестоварной экономики и дать право на жизнь среднему и малому предпринимателю (командные высоты — крупную промышленность партия оставила за собой).

Не обошлось без нэпманов и дело «электрификации всей страны». К примеру, 24 кустарные подмосковные артели объединились в крупное товарищество «Электропроизводство», а 52 калужские артели — в товарищество «Серена»; они занимались постройками станций, тянули линии электропередачи, электрифицировали промышленные предприятия. Советское правительство — редчайший случай — поощряло инициативу частников в выполнении ГОЭЛРО. Те, кто занимался электрификацией, могли рассчитывать на налоговые льготы и даже на кредиты от государства. Правда, вся нормативная база, технический контроль и установление тарифов сохранялись за правительством (тариф был единым для всей страны и устанавливался Госпланом).

Политика поощрения предпринимательства дала ощутимые плоды: около половины генерирующих мощностей, построенных по плану ГОЭЛРО, были созданы с привлечением сил и средств нэпманов, то есть бизнеса. Иными словами, это был пример того, что мы сейчас называем частно-государственным партнерством.

В реализации плана электрификации участвовали и западные компании. Надеясь на прибыль и возвращение национализированных большевиками активов, они посылали в СССР специалистов и технику: в годы первых пятилеток до 70% электротехнического оборудования поступало из-за границы. До революции эта доля была меньше (примерно 50%), хотя ради справедливости стоит заметить, что гораздо меньше требовалось и оборудования. К середине 30-х годов в СССР был налажен выпуск собственных турбин, генераторов и всего необходимого для отрасли.

За десять лет, на которые был рассчитан план ГОЭЛРО, он был перевыполнен. Выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как предусматривалось, а почти всемеро: с 2 до 13,5 млрд. кВт ч. В 1927 году в районе Запорожья началось возведение Днепрогэса — крупнейшей на то время в Европе гидроэлектростанции и наиболее заметного объекта ГОЭЛРО. Его пустили в 1932 году. Днепрогэс стал одновременно последней большой стройкой «ленинского» плана и первой «сталинской» пятилетки, в которую плавно перетек ГОЭЛРО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *