Устойчивость кузова согласно DIN EN 12642 «Code XL»
Самый простой, быстрый и популярный вид безопасного крепления грузов заключается в том, чтобы загрузить транспортное средство, закрыть кузов и, не прилагая дополнительных усилий, безопасно транспортировать груз. «В этом ведь нет ничего нового», могут возразить те или иные, «я уже давно именно так все и делаю». Правда, ежедневная практика и установленные законом требования весьма значительно расходятся.
Особенно при транспортировке напитков, макулатуры, и штучного товара на паллетах, как например груза в мешках, многие водители и грузчики полагаются исключительно на устойчивость кузова транспортного средства, при этом не зная, какую именно нагрузку он может выдержать. Все еще можно услышать такие аргументы как «Кузов настолько устойчив, груз он выдержит без проблем!» Или «Каждый ремень шторного тента выдерживает 2 тонны!» Конечно, эти аргументы достаточно старые и многим покажутся банальными, но все же, даже сейчас их можно услышать. На практике аргументация основывается на предположениях. И многие исходят из того, что они всегда держат под контролем скорость на повороте.
Прозрачная норма
В §28 «Правил дорожного движения» законодательство требует абсолютной безопасности даже в таких радикальных случаях как полное торможение или внезапное уклонение, на плохих дорогах и др. Что касается безопасности крепления грузов, то здесь существуют две возможности: или транспортное средство в состоянии безопасного крепления грузов, или же нет. Но как же определить, что транспортное средство в готовности к безопасному креплению груза?
Положение VDI 2700 представляет нам базис безопасности крепления грузов. Главным требованием к кузову является размеренность передней и бортовых стенок, а также стоек. При этом не задается, какую конкретную нагрузку могут выдержать данные элементы. Эти требования предоставляются сертификатом DIN EN 12642, который с апреля 2002 действует для строительства грузовых автомобилей и прицепов более 3,5 т.
Согласно DIN EN 12642 (версия 2002) без деформирования должны быть достигнуты следующие величины нагрузки полуприцепа:
- Передняя стенка
40% полезного груза, максимальное испытательное усилие – 5.000 даН
- Задняя стенка
15% полезного груза, максимальное испытательное усилие – 3.100 даН
- Боковая стенка
30% полезного груза, не относится к автомобилям Curtainsider (Tautliner)
Нагрузочная способность передней и задней стенок на примере седельного полуприцепа.
Нагрузочная способность боковой стенки на примере седельного полуприцепа с кузовом-фургоном.
Сертифицированный кузов со способностью безопасного крепления грузов
Нагрузочная способность боковой стенки на примере седельного полуприцепа с крышей типа «гамбургер».
Для одного вида транспортного средства, а именно для Curtainsider (Tautliner, Кузов со шторным тентом), не удалось определить испытательное усилие на боковую стенку.
Нагрузочная способность боковой стенки на примере седельного полуприцепа автомобиля типа Standart-Curtainsider.
Это означает, что автомобили Standart-Curtainsider с боковым шторным тентом могут обеспечить безопасное крепление грузов спереди и сзади, но не на боковых стенках. Если посмотреть на транспортные средства, то можно прийти к выводу, что среди многих седельных прицепов достаточно много типа Standart-Curtainsider. Это весьма проблематично, так как во многих несчастных случаях явной была неспособность безопасного крепления груза. Но проблема заключается не в тенте, а скорее в целом кузове – даже крыша и стойки не способны выдержать груз в крайних случаях.
Нормы «Правил допуска транспортных средств к движению» возлагают ответственность за эксплуатацию транспортного средства в первую очередь на его владельца.
§30 Абзац 1 «Правил допуска транспортных средств к движению». Состояние транспортного средства
«Транспортное средство должно быть сконструировано таким образом, чтобы
- его эксплуатация никому не навредила, не покалечила и не обременяла.
- пассажиры, особенно при несчастных случаях, были максимально защищены от травм, и чтобы последствия того или иного несчастного случая были максимально незначительными».
В случае нарушения данных норм, то есть при эксплуатации непригодного к движению транспортного средства, согласно § 31 «Правил допуска транспортных средств к движению» выставляется штраф или штрафные пункты в центральном реестре нарушений правил движения на транспорте г. Фленсбург.
§31 Абзац 2 «Правил допуска транспортных средств к движению». Ответственность за эксплуатацию транспортного средства
Владелец транспортного средства не может вводить его в эксплуатацию, если ему известно, или же должно быть известным, что крепление груза не есть безопасным, или, что, эксплуатируя данное транспортное средство, он подвергает опасности движение на дороге.
Кроме того, и водитель нарушает положение §22 «Правил дорожного движения», так как он не обеспечил безопасное крепление грузов согласно всем правилам.
Это нарушение также наказуемо штрафом и штрафными пунктами в центральном реестре нарушений правил движения на транспорте г. Фленсбург.
Новая версия DIN EN 12642 описывает также «кузов с усиленной конструкцией».
Конечно, это не новая проблема, и однажды она уже была решена. Многие автостроители предлагают седельные кузова с усиленной конструкцией. Эти транспортные средства соответствуют норме, которая вступила в силу с января 2007, DIN EN 12642 «Code XL».
В таких конструкциях изменения были внесены в следующие элементы:
- Негнущаяся конструкция крыши
- Особо устойчивая передняя стенка
- Особо прочные стойки
- Паллеты на обеих стенках транспортного средства
- Алюминиевый профиль или сертифицированный тент
Согласно DIN EN 12642 «Code XL» без деформирования должны быть достигнуты следующие величины нагрузки:
- Передняя стенка 50% полезного груза
- Задняя стенка 30% полезного груза
- Боковая стенка 40% полезного груза
Испытательные усилия согласно DIN EN 12642 «Code XL» должны быть помещены на 2/3 высоты конструкции, это относится ко всем видам транспортных средств, в том числе и для Curtainsider. Для безопасного крепления груза это означает, что эти транспортные средства, также и Curtainsider, в состоянии обеспечить безопасное крепление грузов только по причине своей конструкции. Какой это вид крепления и какая разгрузка для него предназначена, эту информацию можно найти в сертификате.
Нагрузочная способность кузова с усиленной конструкцией «Code Xl» на примере Curtainsider
Чтобы получить сертификат на седельный полуприцеп, автостроителю необходимо хотя бы один раз передать его на детальную проверку в испытательный институт.
На этом пройденном контроле базируется индивидуальный сертификат, который прилагается к каждому передаваемому седельному полуприцепу. В нем содержится номер кузова и вид груза, который можно безопасно крепить на этом транспортном средстве. Также в нем содержатся условия крепления, например при сплошной загрузке, и рекомендации относительно оснащения кузова.
Совет: Возьмите копию
В повседневной практике в автомобиле нужно всегда иметь при себе копию сертификата, ведь только таким способом грузоотправителю можно ответить на его законный вопрос относительно пригодности кузова. Впрочем, контроль за движением транспорта проходит в этом случае намного быстрее.
Кто опасается, что только новые транспортные средства соответствуют этим требованиям, может быть спокоен. Многие кузова могут быть переоснащены, разве что они не очень стары. Дополнительная информация об этом – у автостроителя.
Усиление крыши стальным тросом.
Тросы не являются помехой, они могут быть сдвинуты вместе с крышей.
Вместо стальных тросов могут применяться текстильные ремни.
Альфред Лампен
Berufskraftfahrer-Zeitung 03/07
© 2012 ООО «Когель Украина», тел.: +38 (044) 586 52 36, факс: +38 (044) 586-52-76. Контактная информация .
Какой нагрузке могут противостоять боковые стенки стандартного тентового транспортного средства
Обеспечение безопасных условий перевозок грузов
33. Разрешенная максимальная масса транспортного средства и осевая нагрузка не должны превышать предельных значений, указанных в паспорте транспортного средства.
34. При размещении груза на транспортном средстве должны соблюдаться значения весовых и габаритных параметров, установленных Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 , а также обеспечиваться условия равномерного распределения массы груза по всей площади платформы или кузова транспортного средства, контейнера.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 17, ст. 2407; 2012, N 10, ст. 1223.
35. При размещении груза на транспортных средствах и в контейнерах необходимо исключить повреждения груза, тары и упаковки, транспортных средств и контейнеров.
36. При размещении груза учитываются следующие требования:
более крупные и тяжелые грузы размещаются в нижней части и ближе к продольной оси симметрии платформы или кузова транспортного средства, контейнера с учетом установления центра тяжести как можно ниже над настилом платформы (кузова) и в середине длины платформы (кузова);
однородные штучные грузы в кузове транспортного средства, в контейнере необходимо штабелировать с соблюдением одинакового количества ярусов и обеспечением надежного крепления верхнего яруса штабеля;
грузы с меньшей объемной массой размещаются на грузы с большой объемной массой;
свободное пространство, зазоры между штабелями груза и стенками кузова заполняются при помощи прокладок, надувных емкостей и других устройств.
37. При погрузке и размещении на транспортных средствах длинномерных грузов разных размеров, разной длины и толщины следует подбирать их одинаковые габариты в каждом отдельном ряду, более длинные грузы размещать в нижних рядах.
38. При размещении грузов в кузове транспортного средства или в контейнере допускаются зазоры до 15 см между частями груза, между грузом и боковыми бортами либо боковыми стенками кузова (контейнера), между грузом и задним бортом либо дверью кузова транспортного средства, контейнера.
39. Размещение и крепление грузов в кузове транспортного средства, в контейнере производятся согласно схеме размещения и крепления грузов, применяемой к конкретному типу (модели) транспортного средства, контейнера с учетом технических условий транспортировки продукции, входящей в состав груза, предъявленной для перевозки (далее — схема размещения и крепления грузов), которая утверждается в соответствии с настоящими Правилами.
Схема размещения и крепления грузов утверждается для каждой перевозки субъектом транспортной деятельности. Для сборных грузов схема размещения и крепления грузов утверждается для каждой партии, содержащей сборный груз.
Схема размещения и крепления грузов должна содержать:
графическое изображение позиции (позиций) размещаемого(ых) груза (грузов) в кузове автомобильного транспортного средства;
графическое изображение мест крепления груза (грузов) с указанием типов средств крепления груза (грузов) и их рабочих нагрузок.
(п. 39 в ред. Приказа Минтранса России от 10.03.2016 N 53)
(см. текст в предыдущей редакции)
40. Погрузка груза на транспортное средство должна проводиться в соответствии со схемой размещения и крепления грузов с соблюдением следующих требований:
перед погрузкой настил бортовой платформы, опорные поверхности груза должны быть очищены от снега, льда и иных загрязнений, снижающих поверхностное трение;
не допускается превышение предельной нагрузки на ось (оси) транспортного средства, вызванное изменением распределения массы груза при его частичной выгрузке (для сборных грузов).
При перевозках грузов навалом и насыпью (грунт, глина, гравий, песчаногравийная смесь и др.) грузоотправитель при погрузке должен равномерно размещать их в кузове автомобиля с таким расчетом, чтобы груз не выступал за верхние кромки открытого кузова. Во избежание выпадения груза из кузова во время движения автомобиля субъект транспортной деятельности должен дооборудовать кузов средством укрытия.
(п. 40 в ред. Приказа Минтранса России от 10.03.2016 N 53)
(см. текст в предыдущей редакции)
41. При перевозках жидких грузов в автоцистернах или контейнерах-цистернах субъект транспортной деятельности обязан соблюдать требования изготовителей цистерн по их заполнению.
42. Не допускается для перевозки грузов использовать кузова, имеющие:
повреждения настила пола и бортов;
неисправные стойки, петли и рукоятки запорных устройств;
внешние и внутренние повреждения, разрывы, перекосы кузова, а также тента бортовой платформы.
43. При определении способов крепления груза учитываются следующие силы, действующие на груз во время движения транспортного средства:
продольные горизонтальные инерционные силы, возникающие в процессе торможения транспортного средства;
поперечные горизонтальные силы, возникающие при движении транспортного средства на поворотах и на закруглениях дороги;
вертикальные силы, возникающие при колебаниях движущегося транспортного средства;
сила трения (сила, действующая за счет трения между грузом и прилегающих поверхностей при движении груза);
сила тяжести (вес груза).
Величины сил, действующих на груз, должны компенсировать:
силу, равную 0,8 веса груза, в направлении вперед (продольном горизонтальном по ходу движения транспортного средства);
силу, равную 0,5 веса груза, в обратном направлении движения и в стороны (влево, вправо) по ходу движения транспортного средства.
Сила трения определяется с учетом коэффициента трения, а сила тяжести — с учетом ускорения свободного падения.
44. Грузы, перевозимые транспортными средствами, закрепляются в кузове согласно схеме размещения и крепления грузов, независимо от расстояния перевозки.
Средства крепления грузов подразделяются на:
прижимные (ремни, цепи, тросы);
растяжные (ремни, тросы);
распорные (деревянные устройства, бруски, упоры);
фрикционные (противоскользящие маты).
Перед погрузкой субъектом транспортной деятельности проводится визуальный контроль состояния средств крепления.
Выбор средств и соответствующих им способов крепления грузов осуществляется на основании схемы размещения и крепления грузов.
Расчет количества прижимных средств крепления грузов и рабочей нагрузки на средства крепления осуществляется согласно приложению N 2 к настоящим Правилам.
Бортовые платформы, грузовые площадки для размещения груза, кузова оборудуются приспособлениями для увязки и крепления груза.
Средства крепления, которые предотвращают движение груза, должны находиться максимально близко к полу кузова транспортного средства, и угол между средством крепления и поверхностью пола кузова (платформы) должен составлять не более 60°.
Для устойчивости груза необходимо использовать не менее двух крепежных ремней при креплении к платформе и двух пар крепежных ремней при креплении растяжками в продольном и поперечном направлениях относительно платформы транспортного средства.
Уполномоченное субъектом транспортной деятельности лицо осуществляет контроль за размещением и креплением грузов согласно схеме размещения и крепления груза.
(п. 44 в ред. Приказа Минтранса России от 10.03.2016 N 53)
(см. текст в предыдущей редакции)
45. Для крепления груза не применяются:
совместно различные средства крепления (ремень с тросом, ремень с цепью и другие);
механические вспомогательные средства (штанги, рычаги, монтировки и другие средства, не предназначенные для крепления груза);
завязанные узлом крепежные ремни, цепи, тросы.
46. Крепежные ремни, цепи, тросы необходимо защищать от выступающих поверхностей груза в целях исключения механических повреждений посредством защитных приспособлений — уголков, подкладок и других приспособлений.
Таблички с маркировкой крепежных ремней, тросов и цепей не должны иметь повреждений, на них должны быть четкие маркировочные надписи.
47. Крепежные ремни запрещается применять в следующих случаях:
при образовании разрывов, поперечных трещин или надрезов, расслоений, значительных очагов коррозии металлических частей, повреждении зажимных или соединительных элементов;
при повреждении несущих швов;
при отсутствии маркировки крепежного ремня.
48. Крепежные тросы запрещается применять в следующих случаях:
при износе троса, когда его номинальный диаметр уменьшен более чем на 10%;
при сплющиваниях, когда трос сдавлен более чем на 15% или он имеет острый кант.
49. Крепежные цепи запрещается применять в следующих случаях:
при уменьшении толщины звеньев в любом месте более чем на 10% номинальной толщины;
при удлинении звена посредством любой деформации более чем на 5%;
50. Водитель обязан проверять исправность крепежных приспособлений на транспортном средстве после приведения их в рабочее состояние, а также во время перевозки груза.
51 — 60. Утратили силу. — Приказ Минтранса России от 12.01.2018 N 10.
(см. текст в предыдущей редакции)
60.1. Безопасность перевозки опасных грузов в городском, пригородном и междугородном сообщении обеспечивается соблюдением следующих специальных требований:
осуществление перевозки веществ и изделий, которые допускаются к перевозке только с соблюдением предписанных в приложениях A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее — ДОПОГ) условий. Перечень опасных грузов приведен в главе 3.2 ДОПОГ;
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 76 «О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 7, ст. 508).
осуществление перевозки транспортными средствами, отвечающими требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и раздела 9 ДОПОГ. В случаях, предусмотренных ДОПОГ, соответствие конструкции транспортных средств подтверждается свидетельством о допуске транспортного средства к перевозке некоторых опасных грузов;
Утвержден решением Комиссии Таможенного союза 9 декабря 2011 г.
осуществление перевозки опасных грузов в упаковках, навалом/насыпью и в цистернах с соблюдением требований к погрузке, разгрузке и условий перевозки, предусмотренных разделом 7 ДОПОГ;
осуществление перевозки опасных грузов с использованием упаковки, отвечающей требованиям раздела 6 ДОПОГ, а также имеющей маркировку в соответствии с разделом 5 ДОПОГ;
осуществление перевозки при наличии оборудования и документации, предусмотренных разделом 8 ДОПОГ, а также при соблюдении условий перевозки, предусмотренных настоящим разделом;
осуществление перевозки опасных грузов в цистернах, отвечающих требованиям глав 4.2 — 4.5 и 6.7 — 6.10 Приложения А к ДОПОГ.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 01.03.2018 N 76)
(п. 60.1 введен Приказом Минтранса России от 05.09.2016 N 262)
60.2. Специальные требования к перевозке опасных грузов не применяются в случаях и при соблюдении условий, предусмотренных разделом 1.1.3 ДОПОГ.
(п. 60.2 введен Приказом Минтранса России от 05.09.2016 N 262)
60.3. При осуществлении перевозки опасных грузов субъектом транспортной деятельности должны соблюдаться меры предосторожности, предусмотренные в главе 1.10 ДОПОГ.
Перевозка грузов, относящихся согласно ДОПОГ к грузам повышенной опасности, осуществляется по специальным разрешениям, предусмотренным законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности .
(п. 60.3 введен Приказом Минтранса России от 05.09.2016 N 262)
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5553; 2016, N 1, ст. 74).
Особенности тентованных перевозок
Скорость, проходимость, универсальность – три качества, отличающие тентованные фуры от всех других видов фур. За что ещё ценят автомобили с кузовом без жестких стенок.
Универсальное средство для перевозки грузов
Тентованный полуприцеп представляет собой платформу с основой, обтянутой прочным материалом. Не откладывая в долгий ящик, рассмотрим плюсы и минусы такой конструкции кузова.
Преимущества тентованных перевозок
Главным отличием тентованных фур от остальных является, безусловно, отсутствие жестких стенок. Благодаря этому осуществлять погрузку на такие автомобили и полуприцепы можно как фронтально, так и сбоку, погрузчиком, и даже сверху – краном. Такой простор для маневра сокращает время загрузки фуры в разы.
Второй особенностью является сам тент. Благодаря ему груз защищен от воздействия осадков и ультрафиолетового света.
Тентованный кузов — простор для маневра
Третий плюс вытекает из первого: отсутствие жестких стенок делает машину легче. Повышается проходимость, скорость, снижаются затраты на топливо.
И четвертый момент – такая открытая конструкция позволяет водителю полностью видеть и контролировать процесс загрузки. А также крепить груз специальными ремнями для предотвращения движения груза в дороге.
Недостатки тентованных перевозок
Несмотря на свою универсальность, тентованная защита не может обеспечить нужные условия перевозки для скоропортящихся грузов, медикаментов, опасных грузов, цветов. Для них существуют рефрижераторы. Также пологи со временем, или при неосторожной погрузке, могут быть повреждены.
Виды тентованных полуприцепов
- Бортовой без механизма сдвижения крыши. Боковые стенки и крыша вместе сдвигаются в сторону кабины шофера. Самый простой и дешевый вид тентованных фур. Но и самый неудобный. Во-первых, водителю тяжело постоянно сдвигать и раздвигать всю конструкцию. Во-вторых, если требуется поставить груз с помощью погрузчика в часть кузова ближе к водителю, то придется растентовать весь фургон. В условиях осадков это может быть опасно для уже погруженного груза.
Бортовой тентованный полуприцеп без механизма движения крыши имеет еще один недостаток: крыша изнашивается быстрее
За счет равномерной нагрузки на полотно крыши с механизмом сдвижения изнашивание ткани происходит медленнее
Самый удобный вариант под погрузку погрузчиками
Борта дают дополнительную защиту и упор грузу
Некоторые виды тентованных полуприцепов могут оснащаться дополнительными приспособлениями:
- стойкой с микролифтом для увеличения высоты погрузки;
- специальной конструкцией пола для перевозки кабельных барабанов или рулонов бумаги;
Перевозка рулонов бумаги тентованными полуприцепами
Перевозка шин тентованными полуприцепами
Варианты кассет для перевозки шин и дисков
Также возможна алюминиевая обрешетка грузового отсека.
Виды пологов тентованных полуприцепов
Как владельцам фур, так и небольших прицепов, хочется, чтобы тентованное покрытие служило много лет и при этом не боялось ни жары, ни морозов, ни резких перепадов температур. Современные технологии позволили расширить список покрывных материалом, и теперь каждый может выбрать ткань конкретно под свои нужды.
Помните: если вы собираетесь вывозить грузы за границу, то перед покупкой фуры или ткани убедитесь в наличии у тента технических характеристик, соответствующих требованиям Евросоюза и требованиям TIR (Международных дорожных перевозок).
- Брезент. В основе ткани используют скрученные волокна льна или хлопка, или смешивают хлопок со льном либо хлопок с джутом. Сам по себе брезент восприимчив к воздействию природных осадков. Чтобы применять его как покрывной материал, брезент пропитывают различными химическими составами для устойчивости к влаге, гниению, огню. При этом он получает соответствующую маркировку:
- ОП – огнеупорная ткань, будет сопротивляться возгоранию до 50 секунд;
- ВО – водоотталкивающая ткань, выдерживает воздействия воды до 100 мм. водного столба;
- СКПВ – светопрочная комбинированная повышенной водоупорности, стойкость до 250 мм водного столба;
- СКОП – светопрочная комбинированная повышенной огнеупорности, выдерживает воздействие открытого огня более 50 секунд.
Современный брезент до сих пор производится по ГОСТ 15530-93
Брезент очень боится повышенной влажности. Для защиты от плесени используется специальная био пропитка. Но даже в этом случае рекомендуется после намокания хорошенько просушить ткань. Также брезент не любит сильных морозов. Тяжелый.
Но у материала есть и плюсы. Брезент при правильном уходе за ним долговечен. Производители видят его срок службы в 50 и более лет. Очень устойчив к разрывам и другим повреждениям. Из-за натуральности волокна материал «дышит», и это свойство часто используют в сельском хозяйстве, покрывая брезентом кузовы машин для перевозки зерна и овощей.
Еще одной особенностью материала является плотность ткани. У брезента она варьируется от 380 до 680 г/м 2 . Для тентов используется максимальная плотность.
Чтобы избавиться от необходимости просушивать брезент после осадков, придумали ПВХ-брезент. Склеивают или сшивают ПВХ-ткань и брезент. После этого он становится абсолютно водонепроницаемым.
Тенты ПВХ – самые распространенные пологи на фуры и прицепы
В основе ткани лежит поливинилхлорид (ПВХ), вторым слоем к нему добавляется лавсан, нейлон или капрон. Также материал обрабатывается различными полимерами и пластификаторами. Способов соединения материалов существует два: литье и ламинирование. При литье на основу (второй слой) льют ПВХ ровным слоем. Способ простой и широко используемый. При ламинировании ПВХ включают в состав второго слоя. Это исключает расслоение материала, но и стоит дороже.
Для защиты от УФ-излучения материал обрабатывают дополнительно. Также на предприятиях возможна двусторонняя обработка ткани лаком, что снижает наливание на тент грязи.
За качество ткани говорят два показателя:
- число нитей на квадратный сантиметр (обозначается 9*9, 12*12);
- прочность, маркируется dtex (для тентов подходит от 900 до 1100).
Какие еще преимущества у ПВХ перед брезентом:
- ткань удобна в раскрое, монтаже;
- не деформируется от температурных колебаний;
- легко провести ремонт при разрывах – достаточно заделать порез температурной сваркой;
- легко моются;
- удобно красить в разные цвета, можно нанести логотип.
Есть ли недостатки:
- более короткий срок службы, 7-10 лет;
- чаще подвергается разрывам;
- не «дышит».
Интересно! Ткань, где ПВХ наносится на плетеную основу для повышенной прочности, называется виниплан.
Обратите внимание! Тарпаулиновые тенты PP очень часто производят из вторичного сырья, что сильно сказывается на качестве: они пересыхают и рассыпаются. Но производитель часто «забывает» указать про вторичное сырьё при тентах из PP. Да и в целом тенты из PP менее эластичны и морозостойки.
Тарпаулин – не самый популярный материал для тентов авто
Как и у других материалов, тарпаулин подразделяется на несколько категорий по плотности.
- Легкие – 55 – 80 гр. / м 2 (плетение 6х6, 7х7, 8х8, 10х8);
- Стандарт – 110 – 150 гр. / м 2 (плетение 10х10, 10х12, 12х12);
- Тяжелый – 180 – 250 гр. / м 2 (плетение 14х14 и 16х16);
- Очень тяжелый – 260 – 300 гр. / м 2 (плетение 16х16).
Фуры, работающие в холодных прибрежных районах, ценят valmex за максимальную устойчивость к воде
Оксфорд, помимо простого, бывает и утепленным
Главная же особенность ткани в том, что для разных целей используется различное плетение и толщина волокна, которая измеряется в den (денье). Для тентов используют 600 den и специальное плетение с включением более толстых нитей, поэтому ткань очень долго не истончается, устойчива к разрыву и если на ней сделать небольшой надрез, то дальше не поползет.
Каким бы ни был хорошим полог, не стоит забывать о краях тента и о креплении. Края подворачивают внахлест и подшивают двумя строчками на расстоянии 15 мм друг от друга. Для крепления тента к кузову используют металлические кольца непосредственно на нем, через которые пропускают трос, вдевая ее также и в отверстия в нижнем перевернутом крае тента.
Может быть как без покрытия, так и покрыт ПВХ слоем
Трос должен быть металлическим, цельным, более 3 мм в диаметре и иметь металлические наконечники.
Способы крепления грузов в тентованном полуприцепе или прицепе
- Крепление груза тканевыми ремнями, или крепление прижимом. Груз плотно прижимают к полу или подстилают под него противоскользящий коврик. Через груз в нескольких разных направлениях перекидывают ремни так, чтобы они плотно фиксировали груз. Вторые концы ремней крепят за борт.
Так выглядит крепление груза прижимным способом
Крепление груза растягивающими ремнями
Поставил распорки – прочно заблокировал груз
Что ещё может помочь обеспечить надежное крепление:
- щиты;
- поддоны;
- стойки;
- распорки;
- штанги;
- коники;
- пневмомешки;
- сетки и т.д.
При тентованной перевозке особо ценного и хрупкого груза возможно использование сразу нескольких видов креплений. И, конечно, несколько раз проверить надежность тросов и иных помощников сохранности груза, а также убедиться, что стяжная нагрузка тех же тровов соответствует заявленной для груза.
Несколько видов креплений – специальное углубление в полу, рястягивающие ремни, прижимные ремни.
Отдельно стоит сказать о пневмомешках и кониках.
Пневмомешки.
При перевозке грузов, особенно сборных, часто сложно заполнить пустоты, образующиеся после расстановке и укреплении грузов. В современном мире для этой цели придуманы пневмо-пакеты. Изготовленные из прочных материалов, они легко заполняют все те пространства, которые нужно. Достаточно расположить в пустом пространстве сдутый мешок и надуть его воздухом. Груз зафиксирован, при этом фуре дополнительный вес не прибавился.
Пневмомешок быстро и качественно решает проблему свободного пространства между грузом
Пневмо-оболочки становятся все популярнее, потому что их легко брать с собой, они занимают в сдутом состоянии минимум места, и для введения их в эксплуатацию достаточно нескольких простых и быстрых действий.
Коники.
Что касается коников, то это специальные удерживающие устройства, которые помогают перевозить трубы, бревна и прочие катающиеся грузы без упаковки. Самый простой коник представляет собой две металлические балки, расположенные вертикально по бокам кузова одна напротив другой, прочно приваренные к полу.
Такую конструкцию перевёрнутой буквы «П» водители часто называют «рогами»
На рынке коники для перевозки труб и леса представлены огромном количеством видов:
- врезные / накладные;
- раздвижные / фиксированные;
- переставные / фиксированные;
- распашные / зажимного вида;
- поворотные / фиксированные.
Но наша статья про тентованные перевозки, поэтому рассмотрим виды коников, которые могут быть установлены в фурах и прицепах такого типа.
Современные тентованные полуприцепы могут быть с завода уже укомплектованы кониками для перевозки труб. По документам они называются системой крепления непаллетированных грузов. Состоят из 8 или 16 стальных коников различной высоты.
Коники тентованного полуприцепа, крепятся в специальных кассетах в лонжеронах рамы, имеют более 80 позиций для установки и могут быть убраны совсем
Коники высотой 1,8 м. тентованного полуприцепа, крепятся в специальных кассетах в лонжеронах рамы, имеют 32 позиции для установки.
Хранение коников тентованного полуприцепа, когда они не задействованы
Бывают случаи, когда трубы перевезти надо, а полуприцепа с кониками нет. Тогда на помощь приходят укладка труб «елочкой» и стягивание их ремнями. Для труб небольшого диаметра, увязанных в пучки, необходимо наличие бортов у тентованного полуприцепа. Трубы диаметром 1000 мм. надежнее перевозить с помощью заготовок из бревен в выемками под трубы, можно уложить в несколько рядов.
Помните, что для перевозки труб б/у вам понадобится накладная об их списании
Для перевозки труб меньшего диаметра лучше иметь обрешетку или борта
Перевозка труб диаметром 1220 мм. может осуществляться таким образом, заполняя собой все пространство бортового полуприцепа с обрешеткой
Существуют определенные стандарты для перевозки труб.
Сколько в норме труб должна перевозить фура: оборудованная кониками и без них
Ниже рассмотрим схемы загрузки труб различного диаметра.
В варианте без коников необходимо продумать крепление от катания трубы по полу
Аналогично и для труб диаметром 1020 мм
Для труб 820 и 720 мм. для перевозки без коников принцип один: «ёлочка»
Для погрузки труб с диаметром 630 мм. и ниже при перевозке без коников схема проста – трубы грузятся до верхнего края бортов.
Характеристики тентованных полуприцепов
Понятие «тентованная фура» подразумевает под собой несколько разных видов полуприцепов, цепляющихся к тягачу. Чаще всего имеют в виду так называемую еврофуру длиной 13,6 м., ширину 2,45 м. и высоту 2,7 м. В такую фуру могут вместиться 33 европаллеты либо груз до 25 тонн. Помимо еврофуры груз можно перевозить в машинах со следующими размерами тентованного полуприцепа:
Тентованный полуприцеп может иметь следующие габариты
Помимо машин с высокой грузоподъемностью, существует великое множество небольших тентованных фургонов, использующихся для перевозки груза внутри городов.
Что можно возить при помощи тентованных автоприцепов
- Промышленные и непродовольственные товары. При упаковке на заводах и фабриках в картонные и деревянные ящики, их легко загружать на платформу, а благодаря наличию тента, они не подвергнутся воздействию осадков. Это может быть практически все, что нас окружает:одежда и обувь, мебель и канцтовары, запчасти для всего, чего угодно, игрушки и т. д.
- Материалы для ремонта и строительства. Наличие тента убережет их от влаги и УФ-излучения.
- Продовольственные товары. Все, чему не нужно поддерживать определенную температуру: крупы, консервы, макароны, некоторые овощи и т.д.
- Промышленное и сельскохозяйственное оборудование. В силу того, что такое оборудование, как правило, тяжелое и негабаритное, перевозка тентованными машинами подходит наилучшим образом. За счет возможности убирать крышу полуприцепа, оборудование можно краном погрузить сверху на платформу. Эта же крыша может быть не закрыта, если к примеру станок выше по высоте, чем рама полуприцепа.
- Сельскохозяйственных и иных животных при отсутствии специальных машин.
Техника безопасности тентованных перевозок
- Максимальная нагрузка на оси и общая масса полуприцепа должны соответствовать паспортным данным.
- Габариты и вес груза должны соответствовать возможностям полуприцепа или прицепа.
- Груз должен распределяться равномерно по всей длине платформы:
- тяжелые товары ставятся ближе к продольной оси и всегда внизу;
- грузы большого объема размещаются снизу, под грузами меньшего объема;
- грузы большей длины размещаются снизу;
- грузы, упакованные поштучно, складываются в штабеля, верхний слой укрепляется дополнительно;
- тросы, ремни и цепи не должны быть завязаны узлом;
- пустоты между грузами заполняются, зазоры должны составлять не более 15 см.
- При наличии на платформе перед погрузкой снега, льда и иных загрязнений необходимо очистить их.
Перед каждым рейсом водитель обязан проверить пол и борта на наличие повреждений и коррозии, исправность стоек и запорных механизмов, общий вид кузова и тента, а также все крепежные элементы на степень износа. При обнаружении сплющивания и большом износе тросов, повреждении звеньев цепей и иных проблем использование этих крепежных элементов не допускается.
Техобслуживание автомобильных полуприцепов
Опытные водители знают, что лучшее время проведения технического обслуживания – это тогда, когда ничего не беспокоит. Ведь всегда лучше предотвратить возможную проблему, чем заниматься ремонтом.
Существует шесть видов технического обслуживания полуприцепов:
ЕТО. Ежедневное обслуживание, включает визуальный осмотр полуприцепа до погрузки, на остановках и после выгрузки груза. Водителем проверяется чистота и крепление номерного знака, работоспособность фар, тормозов, давление в шинах, герметичность пневмосистемы, надежность сцепки тягача с полуприцепом, целостность рамы.
ТО-1. При этом виде ТО специалистами проверяются все узлы и системы полуприцепа, давление в шинах, тормозная система. Проводится замена масел и жидкостей, указанных в химмотологической карте.
ТО-2. Оно складывается из: ТО-1 + проверка креплений и запасных колес.
СТО. Это сезонное техническое обслуживание, проводится весной и осенью. Общий визуальный осмотр. Проверка тормозов, рамы в целом, колес, воздуховодных систем.
ТО-1000. Это обслуживание полуприцепа после прохождения им 1000 км. Здесь специалистов будет интересовать тормозная система, колеса и шины, бак для топлива, крепления, оси, плавность хода.
ТО-5500, ТО-4000. Здесь производятся те же работы, как и при ТО-1000 + смена масел и жидкостей, указанных в химмотологической карте.
Старайтесь выбирать проверенные сервисы по обслуживанию полуприцепов. Все работы должны проводится в помещении при температуре не ниже +5 градусов.
Если беспокоит неустойчивость полуприцепа, подозрительные скрипы и неясные шумы, вертикальные колебани либо ещё что-то, чего не было и вдруг появилось, нужно поехать на ТО не дожидаясь осени или, к примеру, 1000 км.
Как отремонтировать тент на фуре
При перевозке грузов на дальние расстояния частой неприятностью для водителей являются прорезы и прорывы тентованного покрытия. Узнать о том, как заклеить тент на фуре своими руками лучше перед поездками в рейсы.
Как временно заделать прорезь в тенте. Понадобятся:
- строительный скотч;
- ацетон 646 (или другой обезжириватель);
- ножницы;
- чистая тряпочка.
С помощью тряпочки и ацетона обезжириваете поверхность тента с обеих сторон. Аккуратно заклеиваете тент с одной стороны, прижимаете плотно. То же самое с другой стороны полотна.
Как заварить прорезь на тенте ПВХ в «походных условиях». Понадобятся:
- строительный фен;
- ацетон 646 (или другой обезжириватель);
- ножницы;
- кусочки тента запасные;
- чистая тряпочка;
- прижимной валик;
- насадка из проволоки на фен (по желанию).
Насадку из проволоки можно сделать самостоятельно, согнув ее подходящим образом. Она нужна для того, чтобы горячая насадка фена при случайном соприкосновении с тентом не пережгла его.
Самодельное приспособление для строительного фена от перегрева тента
Порядок действий следующий: с помощью ацетона и тряпочки обрабатываете поверхность приклеиваемого кусочка и самого тента в месте прорези. Затем на валик кладется кусочек тента, а феном прогревается поверхность ПВХ ткани с одной стороны от отверстия.
Процесс запаивания прокола в тенте
Как прогреется, валик с кусочком ткани прижимаете плотно к поверхности тента с одной стороны. Часть кусочка приклеена. Аналогично действуете дальше. Прогреваете поверхность ПВХ и валиком медленно накатываете на горячую поверхность оставшуюся часть кусочка. При этом отверстие или прорезь должны оказаться у вас посередине кусочка.
Нейлоновые самоклеящиеся или термоклеевые заплатки, купленные заранее, помогут отремонтировать тент на фуре. Их используют и как временную, и как постоянную меру.
Как заклеить прорезь на ПВХ и иных тканях. Понадобятся:
- клей для ПВХ тканей (или другой универсальный клей);
- ацетон 646 (или другой обезжириватель);
- ножницы;
- кусочки тента запасные;
- чистая тряпочка;
- прижимной валик;
- кусок фанеры.
Первым делом обезжириваете поверхность с помощью ацетона и трапочки. Далее согласно инструкции на упаковке с клеем приклеиваете кусочек тента на прорезь. В идеале тент надо снять и разложить на ровной твёрдой поверхности. Но если есть помощник, он может подержать кусок фанеры с другой стороны для плотного прилегания заплатки.
Но несмотря на то, что тенты могут рваться и быстрее изнашиваться, чем полностью металлические кузовы, преимущества перевозки с пологом во много раз превышают возможные недостатки.
Подпишись на рассылку
И будь в курсе самых свежих событий в области логистики!
Правила размещения и крепления грузов на транспортном средстве
На территории Республики Беларусь действуют особые правила крепления грузов на автотранспорте. Категорически запрещено размещать без крепления лес-кругляк, металлические трубы, бетонные плиты и другие предметы, вне зависимости от того, на какое расстояние их планируется транспортировать. Даже самые тяжелые вещи могут выпасть из кузова под воздействием динамических сил.
В 2006 году в Беларуси вступили в действие «Правила по безопасному размещению и креплению грузов в кузове автомобильного транспортного средства», основанные на европейском стандарте EN 12195:2003. В 2008 году требования стали частью Правил автомобильных перевозок грузов.
Крепление груза на транспорте: основные требования
Для безопасной перевозки необходимо соблюдать следующие правила:
- Чем больше и тяжелее транспортируемый предмет, тем ниже и ближе к центру платформы или кузова его нужно размещать.
- Если предстоит перевозка однородных штучных грузов, их надо штабелировать в контейнере, соблюдая одинаковое количество ярусов. Особое внимание уделяется фиксации верхнего яруса.
- Легкие предметы размещаются поверх тяжелых.
- В свободное пространство между грузами укладываются надувные емкости, прокладки и аналогичные предметы.
- Правила крепления хозяйственных, промышленных и иных грузов на автотранспорте допускают наличие зазоров между частями кузова, а также грузом и боковыми бортами, однако его величина не должна превышать 15 см.
- Если предметы поставляются в упаковке либо пакетах, размещать их следует в соответствии со схемой, предусмотренной в данном транспортном средстве (см. рекомендации производителя).
- Не допускается крепление грузов в кузове автомобиля, если кузов имеет повреждения бортов или настила, либо в случаях, когда другие его элементы имеют признаки повреждений.
Какие силы действуют на груз при транспортировке
Правила крепления грузов в кузове необходимы для компенсации воздействия следующих сил:
- продольных горизонтальных инерционных (появляются при торможении);
- поперечных горизонтальных (возникают, если автомобиль совершает поворот);
- вертикальных (имеют место при езде по неровным покрытиям);
- силы трения (груз движется по кузову во время езды);
- силы тяжести.
Применяемые крепления должны компенсировать 80% веса при движении вперед и 50% при езде в обратном направлении и в стороны.
Основные правила крепления грузов на автотранспорте
Рядом с полом кузова следует располагать основные крепежные приспособления, которые отвечают за предотвращение перемещения груза. При этом угол между ними и поверхностью платформы не должен превышать 60 градусов.
Минимально возможное количество крепежных ремней – 2. Если крепление осуществляется растяжками в продольном и поперечном направлениях, потребуются две пары таких ремней.
Существует несколько видов приспособлений, которые могут использоваться для фиксации в автомобилях.
- Кольца. Устанавливаются в стены или пол кузова. Выдерживают интенсивные механические воздействия. Могут оснащаться пружинами для предотвращения разрушений под воздействием вибрации.
- Ленты. Изготавливаются из полипропилена, полиэстера и иных синтетических материалов. Применяются там, где нужна «мягкая» фиксация.
- Цепи. Для самых тяжелых предметов. Могут оснащаться крюками. Длина регулируется натяжным механизмом.
- Пакеты. Используются для заполнения пространства между предметами в кузове. Надуваются компрессором.
Внимание! Нельзя закреплять груз с помощью разных средств фиксации (например, ремень и цепь могут применяться только отдельно друг от друга). Для предотвращения повреждений крепежа используются уголки и подкладки.