Площадь земельного участка для школы
Перейти к содержимому

Площадь земельного участка для школы

  • автор:

Какова площадь участка для школы?

Какой документ является приоритетным в определении площади участка школы?
СП 42.13330.2011 Градостроительство Приложение Ж -рекомендуемое
СП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций Приложение Г — тоже рекомендуемое
Показатели по этим документам сильно разнятся, что же выбрать?

Просмотров: 8181
Регистрация: 08.06.2017
Сообщений: 15

В примечании к таблице в прил. Ж СП 42.1330.2011 (кстати и в СП42.13330.2016) указано, что расчет дан при наполняемости классов 40 детьми с учетом площади застройки, а расчете в прил. Г в СП 251.1325800.2016 дан для наполняемости класса 25 детьми (п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10) без учета площади застройки. Кажется, что СП 251 более лучше отражает современные требования к участку школы.

Рекомендуемые приложения к нормативам служат основанием для написания Заказчиком ТЗ.

GeorgeOrange
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от GeorgeOrange

Регистрация: 22.04.2012
Сообщений: 5

Спасибо!
Да СП по школам , с точки зрения школы как раз лучше, но все ТЗ по школам на этот год писались еще до его вступления. И тут встает вопрос нужно ли корректировать ТЗ(увеличивать площадь участка или уменьшать кол-во учащихся)?

Регистрация: 08.06.2017
Сообщений: 15

Если у Вас гос.заказ на проектирование школы, значит участок уже сформирован и количество учащихся определено. Поэтому, если участок мал для такого количества учеников по нормам, то обосновать уменьшение можно согласно
«Размеры земельных участков школ могут быть: уменьшены на 40 % в климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IД и IIА, на 20 % — в условиях реконструкции. « по графе «Примечания» в прил. Ж к СП42;
«2. При строительстве зданий школ с уменьшенной наполняемостью классов площади основных частей участков определяют заданием на проектирование.» в прим. к табл. Г.1 СП251.

В любом случае, уменьшение участка должен позволить Заказчик в ТЗ. Лучше определиться с ним на берегу. В экспертизе гос. заказчик отбиваться письмами в Вашу защиту не поспешит.

GeorgeOrange
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от GeorgeOrange

Регистрация: 22.04.2012
Сообщений: 5

Да это гос.заказ. Прецеденты по увеличению участка были. Вот и встает вопрос- на какой документ ссылаться, запрашивая увеличение площади участка? Потому как в экспертизе уже поздно что-либо будет решать.

Регистрация: 04.07.2008
Сообщений: 39

Мы делали по Временным нормам Департамента образования ( Москва) и с ними же согласовывали)))) 22квадрата на ученика!

Регистрация: 22.04.2012
Сообщений: 5
22м2 это с учетом площади застройки, проездов, озеленения и т.д.?
Регистрация: 04.07.2008
Сообщений: 39

в том то и прикол что ДА.

—— добавлено через ~7 мин. ——
А если вы в Москве то сходите в Департамент, там прекрасные люди работают. Все обьяснят. Все равно с ними согласовывать надо будет!

Регистрация: 22.04.2012
Сообщений: 5
увы мы не в Москве, остается только письма писать

Форум DWG.RU > Архитектура и Строительство > Архитектура > Какова площадь участка для школы?
Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Экспертиза проектной документации. больше 1500 кв.м. — площадь застройки или площадь здания? Syxap Прочее. Архитектура и строительство 2 31.05.2017 15:14
Размер земельного участка школы GIP-arch Архитектура 1 17.01.2014 15:15
Очень низкая температура в помещениях школы. Что делать? sapr71rus Инженерные сети 11 31.05.2012 11:56
Как определить площадь застройки и площадь благоустройства ПОДСТАНЦИИ FRAER Конструкции зданий и сооружений 2 25.11.2011 08:10
Площадь встроенного шкафа входит в площадь помещения, в котором он расположен? Что значит полезная площадь? Lilya Архитектура 2 07.12.2010 02:11

Минстрой снизил требования к площади земельных участков для строительства школ

Внесены изменения в СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Изменения, согласно приказу Минстроя, начнут действовать с 20 марта 2020 года.

Как заявил глава Минстроя Владимир Якушев, нормативы были пересмотрены по просьбам регионов.

«В результате утверждения изменений в свод правил по градостроительству, планировке и застройке городских и сельских поселений уточнена возможность уменьшения размеров земельных участков в расчете на одного обучающегося в образовательных организациях. В условиях реконструкции и в условиях плотной городской застройки – до 40% (ранее в условиях реконструкции показатель составлял до 20%)», – сообщил Владимир Якушев.

Ранее мы рассказывали об утверждении изменений СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения».

Они предоставляют большую свободу проектировщикам, в том числе в районах сложившейся застройки, корректируя требования по этажности общеобразовательных зданий.

В частности, эти нормы допускают возведение школ до 5 этажей включительно, размещение спортивных и зрительных залов на третьем этаже, размещение учебных помещений 7-11 классов на 4 и 5 этажах, а также снимают ограничение по ориентации учебных помещений по сторонам света.

АВТОР: Андрей Стен
ИСТОЧНИК: АСН-инфо
ИСТОЧНИК ФОТО: business-vector.info

ООО «БалтикСтрой» планирует продать городу усадьбу Орловых-Денисовых

30.09.2019 10:02

Об этом говорится в ответе председателя КГИОП Сергея Макарова в ответ на депутатский запрос главы Санкт-Петербургского отделения «Справедливой России» Марины Шишкиной.

«Письмом от 16.08.2019 ООО «БалтикСтрой» обратилось к временно исполняющему обязанности Губернатора Санкт-Петербурга с предложением о выкупе входящего в состав Ансамбля объекта культурного наследия федерального значения «Дом Жилой». КГИОП поддержал инициативу о передаче вышеуказанного объекта в собственность Санкт-Петербурга», — сообщается в ответе главы КГИОП.

Комплекс усадьбы Орловых-Денисовых в Коломягах сформировался в первой половине XIX века, главный дом построен по проекту архитектора Алексея Горностаева в 1839-1841 гг.

ООО «БалтикСтрой» владеет усадьбой с 2013 года. Первичное охранное обязательство предписывало собственнику отреставрировать усадебный дом до июня 2014 года и восстановить прилегающий к нему участок парка до декабря 2015 года. Однако работы так и не были проведены.

ООО «БалтикСтрой» неоднократно пытался избавиться от разрушающейся усадьбы: по данным Марины Шишкиной, объявление о продаже дома Орловых-Денисовых и части парка дважды выставлялось на сайте AVITO . Собственник пытался продать комплекс за 70 млн рублей.

«Жители Коломяг давно добиваются именно этого решения. По мнению горожан, наиболее правильный вариант дальнейшего использования особняка – общественное пространство, сочетающее в себе культурный центр с библиотекой, небольшим концертным залом и музеем истории семьи, владевшей усадьбой на протяжении почти целого века», — заявила Марина Шишкина.

Ранее мы рассказывали, что в апреле КГИОП потребовал наложить арест на усадьбу: собственник не исполняет обязательств, а также не уплачивает штраф. В начале апреля комитет направил в Арбитражный суд заявление с требованием взыскать неустойку в 200 тыс. рублей с «БалтикСтрой». ранее компания уже была оштрафована на 554,5 тыс. рублей, но денег комитет не получил.

Что нужно учитывать при проектировании участка школы? Отечественный и зарубежный опыт

Что нужно учитывать при проектировании участка школы - Отечественный и зарубежный опыт

Исследование международного опыта способствует совершенствованию процесса градостроительного проектирования, имеющего принципиальное значение для обеспечения устойчивого развития городов. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных подходов к размещению объектов общего образования и определению площади земельного участка, проведенный коллективом авторов ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы», позволил выявить факторы, оказывающие влияние на размещение школ в структуре жилой застройки.

Что нужно учитывать при проектировании участка школы? Отечественный и зарубежный опыт., изображение №1

Отечественный опыт

Размещение объектов образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормативами градостроительного проектирования в зависимости от требуемого количества мест в образовательных организациях и пешеходной (или транспортной) доступности таких объектов.

Расстояние от школ до жилых зданий должно быть не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности — 800 м, для сельских поселений — до 1 км. При превышении показателей пешеходной доступности осуществляется доставка учащихся специализированным транспортом, предназначенным для перевозки детей. Расстояние транспортного обслуживания не должно превышать 30 километров в одну сторону. При этом пешеходный путь учащихся от жилых зданий до оборудованной остановки должен быть не более 500 м. Для сельских районов данное расстояние может составлять до 1 км.

При разработке документов по планировке территории определение площади земельного участка школы осуществляется на основании нормативных показателей, прописанных в Приложении Д. СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», а также региональных и местных нормативов градостроительного проектирования. Площадь земельного участка школы зависит от проектируемой емкости объекта.

К примеру, для того чтобы построить школу на 650 мест потребуется зарезервировать 2,925 га земли (по 45 кв. м. на одного ученика). Чем больше вместимость школы, тем меньше квадратных метров на одного ученика предусмотрено нормативом, при строительстве школы на 2000 мест и более предусматривается по 16 кв. м. на ученика.

В городе Москве действуют Нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99, согласно которым площадь земельного участка рассчитывается с учетом нормативного показателя 15-20 кв. м на 1 место (Таблица 8.4). Однако практика показывает, что размещение всех функциональных зон на территории школы возможно при нормативном показателе 22 кв. м на 1 место. Разница в нормативном показателе обусловлена тем, что в 2016 году был утвержден свод правил «Здания общеобразовательных организаций» и в составе участка школы выделены следующие зоны: отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается также организация учебно-опытной зоны. Рекомендации по площади функциональных зон участков школы прописаны в приложении «Г».

Кроме этого, действующие Санитарные Правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» регламентируют наличие озеленения на территории школы, размещение площадок для сбора отходов, освещение и ограждение территорий.

Все вышеперечисленные условия и требования необходимо учитывать при проектировании школ.

Рисунок 1. Средние школы в Москве. Схема разработана отделом архитектурно-градостроительных решений ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы»

Зарубежный опыт

Планирование размещения школ в таких городах, как Лондон, Абу-Даби, Брисбен и Гонконг, осуществляется на городском уровне. При этом в большинстве случаев детям обеспечивают возможность добираться до школы пешком, что особенно важно для учащихся начальных классов. Так же, как и в России, при размещении школ учитывается уровень их территориальной доступности и численность детей соответствующего возраста, проживающих в радиусе ее обслуживания. Радиус территориальной доступности школы может варьироваться в зависимости от плотности населения района, в котором она размещается.

Так, в Лондоне радиус доступности начальной школы для районов с плотностью населения от 100 и более человек на гектар составляет 500 метров, а для районов индивидуальной жилой застройки с плотностью населения до 40 человек на гектар — может достигать уже 800 метров. Однако в Брисбене, где малоэтажные жилые дома на одну семью являются преобладающим типом жилой застройки и плотность населения низкая, а также в Гонконге, где в условиях высокой плотности застройки и недостатка подходящих земельных участков для учреждений образования, ученики пользуются школьными автобусами. Там радиус доступности школ может составлять до 10 км или не устанавливаться вовсе.

В зарубежных и российских городах школьные участки в зависимости от их размещения должны соответствовать ряду критериев. Данные требования можно условно разделить на 3 группы.

К первой группе относятся требования транспортной и пешеходной доступности: обеспечение удобного подхода и подъезда для преподавателей, учеников и их родителей, обслуживание общественным транспортом.

Ко второй, достаточно большой, группе относится соответствие требованиям безопасности использования участка, что определяется отсутствием на самом участке и поблизости от него объектов, являющихся источниками вредного воздействия, например шума (аэропорты и автомагистрали), электромагнитного излучения (линии электропередач и подстанции), загрязнений воздуха, воды и почвы (производства, склады, магистральные сети).

К третьей группе можно условно отнести рекомендации по совместному размещению школьных участков рядом с объектами, которые могут использоваться учащимися для занятий спортом, отдыха или дополнительного образования, например стадионами, бассейнами, спортивными комплексами, парками, библиотеками, культурными и соседскими центрами. Такой подход актуален в условиях плотной городской застройки и при реконструкции сложившихся районов позволяет разнообразить функциональную программу школы за счет активного использования ее окружения.

В свою очередь, и территория школы может быть вовлечена в использование местным сообществом. В Абу-Даби, Гонконге и Брисбене, общественные и спортивные пространства школ проектируются с учетом доступности для маломобильных категорий горожан, а также с возможностью их совместного использования местными жителями, семьями и общественными организациями.

Площадь и состав обязательных для размещения на участке школы элементов определяется в первую очередь требованиями к организации учебного процесса, включающего спортивные занятия, а также необходимость отдыха детей. Подход к определению площади участка для школы в Лондоне схож с российским и использует нормативный показатель площади земельного участка на одного ученика. Пришкольная территория при этом вмещает площадки с твердым и мягким покрытием, предназначенные для игр и отдыха, многофункциональные площадки для занятий физической культурой (Рисунок 2).

Рисунок 2. Начальная школа Curwen Primary School, Лондон. Схема разработана отделом архитектурно-градостроительных решений ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы»

В Гонконге, Брисбене и Абу-Даби предпочтение отдается школам типовой вместимости, исходя из количества классов или учеников. Например, в Гонконге начальные школы вмещают чаще всего 18, 24 или 30 классов, а средние — 30 классов. Соответственно каждому типу школы устанавливается нормативный показатель площади земельного участка.

Департамент городского планирования Гонконга разработал также типовые планировочные решения для участков начальных и средних школ для подтверждения соответствия выделяемых участков минимальным требованиям не только по площади, но и по конфигурации, что позволяет разместить все необходимые объекты и площадки (Рисунок 3). Так, на участке школы помимо учебных зданий и актового зала размещаются спортивные площадки, стоянка для школьных автобусов и автомобилей.

Рисунок 3. Схема планировки и размещения зданий для средней школы на 30 классов (Источник: Hong Kong Planning Standards And Guidelines)

Дополнительные площадки для спортивных занятий и отдыха могут также размещаться на крышах школьных зданий, как это можно увидеть на примере средней школы Sing Yin в районе Ping Chan (Рисунок 4).

Рисунок 4. Средняя школа Sing Yin Secondary School, Гонконг. Схема разработана отделом архитектурно-градостроительных решений ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы»

Проведенное в рамках исследования сопоставление подходов к планированию и формированию сети организаций общего образования (школ), выбору места расположения земельного участка и определению его размера в Москве и зарубежных городах мира имеет ряд общих требований. Прежде всего, это необходимость обеспечения учебного процесса, доступности и безопасности использования территории. В условиях плотной городской застройки и дефицита свободных участков для размещения школ часть площадок может располагаться на крышах или прилегающих территориях.

В настоящее время к выходу планируется монография «Градостроительные принципы. Нормирование уровня обеспеченности населения объектами образования и здравоохранения: зарубежный опыт», над которой работал коллектив авторов ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы»: Дина Саттарова, Николай Кикава, Галина Миц, Светлана Копнина, Анастасия Дубова и Ольга Менделенко.

Источники

Hong Kong Planning Standards And Guidelines
Building Bulletin 103: Area guidelines for mainstream schools
Educational Facilities. Design manual. Standards and Criteria for School Facilities in Abu Dhabi

Сведения об авторах

Светлана Алексеевна Копнина – начальник отдела по оценке и развитию социальной инфраструктуры ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы»

Анастасия Александровна Дубова – ведущий специалист научно-методического отдела ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы»

ШКОЛЫ. Проектирование школьных зданий и помещений

Участок, отводимый для строительства школы, должен быть благоприятным в климатическом отношении, защищенным от запыления: его следует выбирать в стороне от трамвайных и железнодорожных линий, автомобильных дорог с оживленным движением и аэродромов. Желательна непосредственная связь с зелеными массивами и насаждениями.

При строительстве школьного здания на рельефе его следует размещать на высоких отметках с открытым обзором окружающей территории.

Школа должна быть удобно расположена в пределах зоны обслуживания контингента учащихся, а также относительно трасс общественного транспорта. Пути, ведущие к школе, должны быть безопасными для пешеходного движения.

Размеры земельных участков

Площадь земельного участка (включая площадь застройки) определяется из расчета 25 —30 м2 на одного учащегося.
Минимальная величина земельного участка для школы с одним классным помещением — 1000 м2.
На каждый следующий класс площадь земельного участка следует увеличивать на ≥ 300 м2.

Расположение учебных помещений

Площадь учебных помещений определяется из расчета ≥ 1,5 м2 на одного учащегося.
Помещения, используемые учащимися, по возможности не следует располагать выше 4-го этажа.
Учебные помещения для умственно отсталых детей и детей-инвалидов должны размещаться только на 1-м этаже.

Расстояние между зданиями (с окнами в учебных помещениях) от других зданий, находящихся на том же участке, и от границы участка ≥ 8 м.

Расстояние между наружными стенами учебных помещений при их освещении только через светопроёмы в стенах ≥ 12 м.

Площадь рекреационного двора на одного учащегося 5 м2. Площадь рекреационного двора не может быть менее 400 м2.
Территория рекреационного двора должна иметь беспыльное покрытие (устройство покрытий из щебня, шлака или крупного гравия не допускается).

Учебные помещения

Учебные помещения школьного здания не следует ориентировать на северо-запад, север и северо-восток; исключение составляют чертежные залы и специализированные учебные кабинеты.

Необходима защита от чрезмерной инсоляции.
Площадь оконных проёмов должна быть не менее 1/5 площади пола; выступающие за пределы наружных стен конструкции (балконы и т.п.), непосредственно влияющих на интенсивность светового потока, попадающего в помещение, должны учитываться путем прибавления их площади к площади пола.
При глубине классных помещений 6,5 м и более необходимо двустороннее естественное освещение.
Высота до подоконных основных оконных проемов ≤ 0,9 м.
Кубатура помещения в расчете на одного учащегося ≥ 4м3.
Высота учебных помещений в свету ≥ 3 м.
Высота классных помещения зависит от условий освещения с учетом влияния зданий и деревьев, окружающих школьное здание. При глубине классных помещений в пределах 6 —8 м высота их должна составлять 3,25 —3,75 м.

ШКОЛЫ. Проектирование школьных зданий и помещений. Строительное проектирование. Нойферт 1. Размещение свободно расставляемых столов и стульев;
ШКОЛЫ. Проектирование школьных зданий и помещений. Строительное проектирование. Нойферт ШКОЛЫ. Проектирование школьных зданий и помещений. Строительное проектирование. Нойферт
4. Высоко расположенный односторонний верхний свет. Бетонные козырьки предохраняют от прямой инсоляции;
5. Наклонное положение покрытия более благоприятно, поскольку свет распределяется равномернее, чем в здании с горизонтальным перекрытием (рис. 3);
2. Сквозное проветривание при наличии вентиляционных проемов над коридором;
3. Для равномерности освещения помещения предусматривается дополнительный подсвет в противоположной стене;
ШКОЛЫ. Проектирование школьных зданий и помещений. Строительное проектирование. Нойферт ШКОЛЫ. Проектирование школьных зданий и помещений. Строительное проектирование. Нойферт
6. Верхний свет как дополнительный источник света;
7. Во избежание слепящего воздействия рекомендуется устройство солнцезащитных козырьков, создающих рассеянное освещение;
8. Классные помещения по обеим сторонам коридора, освещаемые и вентилируемые с двух сторон.

Эрнст Нойферт. «Строительное проектирование» / Ernst Neufert «BAUENTWURFSLEHRE»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *