Прибор позволяющий определить заряжено тело или нет
Электрометр — прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины.
Электрометр позволяет определить, заряжено тело или нет. Для это необходимо поднести тело к шару(1), и в случае если тело заряжено стрелка отклонится.
Почему же стрелка отклоняется? Предположим, что тело обладало отрицательным зарядом. Следовательно на теле был избыток электронов. При соприкосновении с шаром, часть электронов переместилась на электрометр. При этом шар стал отрицательно заряженным.
Поскольку шар(1) соединен со стержнем(2), а тот в свою очередь со стрелкой(6), и все они являются проводниками, электроны переместились на стержень и стрелку. Пластмассовая пробка(4) необходима для изоляции системы шар, стержень, стрелка.
В результате стержень и стрелка получили одноименный отрицательный заряд. Следовательно они будут отталкиваться и стрелка отклонится. Причем, чем больше заряд тем больше отклонение стрелки.
Электрометр позволяет только оценить величину заряда, т.е. сказать у одного тела заряд больше, чем у другого. С помощью электрометра нельзя определить наличие маленького заряда, т.к. при малом заряде, силы отталкивания, одноименных зарядов, будет недостаточно для отклонения стрелки.
Почему стрелка возвращается в исходное положение, при отсутствии заряда? Точка подвеса стрелки находится выше центра тяжести, поэтому стрелка будет стремится принять вертикальное положение.
Электризация влиянием
Электризация влиянием — вид электризации, происходящий в результате воздействия внешнего электрического поля на вещество, в результате которого, происходит перераспределение электрического заряда. Поднесем положительно заряженную палочку к электрометру (заряд которого равен нулю), но касаться электрометра не будем. Стрелка электрометра отклонится. Почему это происходит, ведь мы не касаемся электрометра? Воздух является хорошим диэлектриком и заряд не мог перетечь с палочки на электрометр.
Поскольку стрелка, стержень и пар электрометра являются проводниками, в них присутствуют свободные отрицательно заряженные частицы — электроны. Когда мы подносим положительный заряд к шару, свободные электроны будут притягиваться к этому заряду и перемещаться на более близкое расстояние к заряду, в результате чего в шаре окажется избыточный отрицательный заряд. В нижней же части электрометра, т.е. в стрелке и нижней части стержня, будет избыточный положительный заряд. Одноименные заряды будут отталкиваться и стрелка отклонится.
Если палочку с положительным зарядом убрать, то электрометр снова покажет нулевой заряд. Т.е. в результате взаимодействия электрического поля положительно заряженной палочки, внутри электрометра произошло перераспределение заряда и суммарный заряд остался исходным (равным нулю).
С помощью какого прибора можно определить заряжено ли тело?
электороскопом-греч. слово электрон и скопео- наблюдать, обнарууживать.
Остальные ответы
Daria BocharovaМастер (1475) 15 лет назад
и электроскопа
можно с помощью неоновой лампочки.. . если есть статическое напряжение, то она будет светиться))))
Похожие вопросы
Ваш браузер устарел
Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.
Лабораторная работа для 8 класса «Изготовление электроскопа»
Автор: Драган Екатерина Анатольевна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ФГКОУ
Населённый пункт: город Петрозаводск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Лабораторная работа для 8 класса «Изготовление электроскопа»
Раздел: среднее образование
Лабораторная работа для 8 класса «Изготовление электроскопа»
Разработчик: Драган Е.А., учитель физики высшей категории
Цели: 1. Познакомиться с устройством, назначением и принципом действия
2. Изготовить действующую модель электроскопа.
3. Испытать электроскоп.
Оборудование: учебник по физике, 2 электрометра разных типов.
п (от греческих слов «электрон» и skopeo – наблюдать, обнаруживать) —
прибор для индикации наличия электрического заряда.
Электрометр — прибор, служащий для измерения электрического потенциала.
Приборы этого рода могут служить для двоякой цели: менее точные, электроскопы,
обнаруживают только присутствие заряда на теле и дают возможность судить о
потенциале тела весьма грубо; более точные — электрометры, позволяют определить
потенциал в принятых единицах.
Первый электроскоп был устроен Вольта: прибор состоял из металлического стержня,
пропущенного через каучуковую пробку, которая закрывала стеклянную бутылку.
Верхний конец металлического стержня оканчивался металлическим шариком, а к
низшему концу, находящемуся внутри бутылки, привешивались 2 соломинки. При
соединении прибора с наэлектризованным телом
соломинки, как тела наэлектризованные одноименно,
отталкивались, и таким образом можно было судить,
заряжено данное тело или нет. Дальнейшее
усовершенствование приборов этого рода состояло в том,
что вместо соломинок стали привешивать листки из тонкой
бумаги или же тонкие золотые листочки, вследствие чего
получилась возможность обнаруживать слабые заряды на
В настоящее время наиболее употребительными и
удобными из приборов этого рода являются электроскопы
Б. Ю. Кольбе. Такой электроскоп состоит из широкогорлой
склянки с отрезанным дном, которое заменено металлической пластинкой с загнутыми
краями (смотри фигуру 1).
Электрометр — прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного
определения их величины. Устройство современного электрометра приведено на рисунке.
1 — полый, проводящий шар
2 — металлический стержень
3 — металлический корпус
4 — пластмассовая пробка, вставленная в корпус
5 — стекло, закрывающее корпус с двух сторон
6 — металлическая стрелка
7 — непроводящая подставка
Электрометр позволяет определить, заряжено тело или нет. Для этого
необходимо поднести тело к шару(1), и в случае если тело заряжено
стрелка отклонится. Поскольку шар(1) соединен со стержнем(2), а тот в
свою очередь со стрелкой(6), и все они являются проводниками,
электроны переместились на стержень и стрелку. Пластмассовая
пробка(4) необходима для изоляции системы шар, стержень, стрелка. В
результате стержень и стрелка получили одноименный отрицательный заряд.
Следовательно, они будут отталкиваться и стрелка отклонится. Причем, чем больше
заряд, тем больше отклонение стрелки.
Заполните таблицу «Устройство электрометра»
“Электроскоп. Проводники и непроводники электричества”
Электроскоп – это простейший прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины.
Проводники – тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному телу.
Непроводники — тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному телу.
Показ роли физического эксперимента и физической теории в изучении физических явлений.
1. Организационный момент(1 мин.).
2. Актуализация знаний(7мин.).
3. Передача учащимся новых знаний(20мин.).
4. Организация многократного выполнения деятельности учащимися, указанной в цели по развитию (10 мин.).
5. Контроль (2 мин.).
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Запишем тему сегодняшнего урока: “Электроскоп. Проводники и непроводники электричества”.
Также запишите домашнее задание: §27.
2. Актуализация знаний.
Для актуализации знаний используется видеофрагмент “ Заряжение султанчиков из бумаги”.
1. Каким способом можно получить наэлектризованное тело?
Ответ: Наэлектризованное тело можно получить трением или передачей заряда с одного наэлектризованного тела другому.
2. Как взаимодействуют друг с другом две эбонитовые палочки, наэлектризованные трением о мех?
Ответ: эбонитовые палочки отталкиваются.
3. Как показать, что стеклянная палочка, наэлектризованная трением о шелк, имеет заряд другого рода, чем заряд эбонитовой палочки, наэлектризованной рением о шерсть?
Ответ: Привести палочки во взаимодействие, палочки оттолкнутся. Сделать соответствующий вывод.
4. Какое физическое явление представлено в данном видеофрагменте?
Ответ: Явление электризации тел при трении.
5. Почему в данном фрагменте при заряжении султанчика, его лепестки отталкиваются друг от друга.
Ответ: Лепестки Султанчика отталкиваются друг от друга, т.к. имеют электрические заряды одинакового знака.
6. Как объяснить притяжение двух султанчиков в данном видеофрагменте?
Ответ: Султанчики притягиваются, т.к. один из них имеет положительный электрический заряд, а другой – отрицательный электрический заряд.
7. Почему в данном видеофрагменте султанчики отталкиваются друг от друга?
Ответ: Султанчики отталкиваются, т.к. имеют электрический заряд одинакового знака.
3. Передача учащимся новых знаний.
Учитель: Молодцы! Вы хорошо отвечаете.
Теперь подумайте, как при помощи листочков бумаги обнаружить, заряжено ли тело?
Ученики: Нужно поднести бумагу к предмету и посмотреть притягивается или отталкиваются тела.
Учитель: Давайте проделаем следующий опыт. Посмотрите на установку, состоящую из штатива и гильзы, изготовленной из металлической фольги.
Поднесем наэлектризованную эбонитовую палочку к гильзе. Объясните, почему гильза сначала притянулась к палочке, а затем оттолкнулась от нее?
Ученики: Гильза, коснулась палочки, получила от нее отрицательный заряд, поэтому и оттолкнулась.
Учитель: Как можно проверить ваше предположение?
Ученики: Это предположение можно проверить, если к уже заряженной гильзе поднести наэлектризованную стеклянную палочку. Гильза, которая только что оттолкнулась от эбонитовой палочки, притягивается к стеклянной.
Учитель: Верно. Как вы думаете, притягивание и отталкивание может служить индикатором измерения величины заряда?
Учитель: Попробуйте предложить свой способ измерения электрического заряда. Может, существует прибор, который может определить наэлектризовано тело или нет? Вы можете выйти к доске и зарисовать свою схему.
Ваши предложения по своей сути отвечают принципу действия прибора, который называется электроскоп.
Электроскоп – это простейший прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины. Электроскоп состоит из металлического стержня с листочками, пропущенного через пластмассовую пробку, вставленную в металлический корпус. Корпус с обеих сторон закрыт стеклами. Как вы думаете, заряженный электроскоп позволяет обнаружить, каким зарядом наэлектризовано тело?
Учитель: Давайте попробуем это сделать. Поднесем к незаряженному электроскопу заряженную эбонитовую палочку. Мы видим, что его лепестки разошлись. Если снова поднести заряженную эбонитовую палочку, то его лепестки разошлись еще сильнее. Приближая к электроскопу тело, заряженное противоположным по знаку зарядом, видим, что угол между листочками электроскопа уменьшится.
Как по отклонению лепестков электроскопа определить увеличился или уменьшился его заряд?
Ученики: Чем больше угол, на который разойдутся лепестки электроскопа при его электризации, тем сильнее он наэлектризован. Значит, тем больший электрический заряд на нем находится.
Учитель: Давайте возьмем еще один электроскоп. С помощью чего можно передать заряд с одного электроскопа на другой?
Ученики: Нужно взять металлическую палочку и соединить ей два электроскопа. Заряд перейдет с одного электроскопа на другой.
Учитель: Верно. А если взять пластмассовую палочку, сможем ли мы передать заряд с одного электроскопа на другой?
Учитель: Верно. Давайте это проверим. Какой можно сделать вывод из проведенного опыта?
Ученики: Есть тела, которые передают заряды с одного тела другому, и тела, которые не передают заряды с одного тела другому.
Учитель: Верно. Такие тела называют проводниками. Давайте запишем.
Проводники – тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному телу.
Непроводники — тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному телу.
Хорошие проводники электричества – это металлы, почва, вода с растворенными в ней солями, кислотами, щелочами. Непроводниками электричества являются эбонит, янтарь, фарфор, резина, пластмасса, шелк, масла.
4. Организация многократного выполнения деятельности учащимися, указанной в цели по развитию.
Учитель: Давайте возьмем электрометр и убедимся, что это тоже прибор, который позволяет обнаружить электрические заряды и приблизительно определить их величины. Чтобы это сделать, вы должны найти сходства и различия в строении и действии электрометра и электроскопа. Затем, сделать соответствующий вывод.
К доске вызывается ученик, который выполняет задание.
Учитель: Покажите, что тело имеет электрический заряд, и приблизительно определите их величины при помощи электроскопа и электрометра.
Используются тела: эбонитовая палочка, стеклянная палочка, органическое стекло.
Учитель: Проверьте, что алюминиевая, медная и свинцовая палочки являются проводниками. Докажите, что эбонит, и резина не проводят электричество. Можно использовать электрометр и электроскоп.
К доске вызываются ученики, которые по очереди выполняют задания.
• Продолжите фразу: Простейший прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины называется ………….
• Продолжите фразу: Проводники – это ………………
• Продолжите фразу: Непроводники –это ……………..
Учитель: Спасибо за урок. До свидания!