Ширина пожарного проезда
8 Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям
8.1 Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:
— с двух продольных сторон – к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;
— со всех сторон – к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.
8.2 К зданиям и сооружениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:
— с одной стороны – при ширине здания или сооружения не более 18 метров;
— с двух сторон – при ширине здания или сооружения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.
8.3 Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям и сооружениям в случаях:
— меньшей высоты, чем указано в пункте 8.1;
— двусторонней ориентации квартир или помещений;
— устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.
8.4 К зданиям с площадью застройки более 10 000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.
8.5 Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближней стены производственных зданий и сооружений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к этим зданиям и сооружениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от производственных зданий и сооружений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5, но не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами должно быть не более 100 метров.
8.6 Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:
— 3,5 метров – при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;
— 4,2 метра – при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;
— 6,0 метров – при высоте здания более 46 метров.
8.7 В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.
8.8 Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть:
для зданий высотой до 28 метров включительно – 5-8 метров;
для зданий высотой более 28 метров – 8-10 метров.
8.9 Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
8.10 В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.
8.11 Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру – не более чем через 180 метров.
8.12 В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).
8.13 Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
8.14 Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях и сооружениях располагаются на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.
8.15 При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось.
8.16 К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
8.17 Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.
8.18 На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов – не менее 3,5 метра.
Ширина проезда для пожарной машины: нормы и требования
Современные требования пожарной безопасности предполагают, что строительство любых зданий должно происходить с учетом требований, которые выдвигаются габаритами и радиусом поворота пожарной машины. Соблюдение таких условий обязательно, поскольку от него зависит, сможет ли спецтехника эффективно справляться с возникшим возгоранием.
Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям
Данный вопрос регламентируется федеральным законом, наиболее свежая редакция которого вышла в 2017 году. Согласно ему, ширина проезда для пожарного автомобиля зависит от высоты здания: 350 см для объектов высотой до 12 м, 420 см – для домов в 12- 45 м и 600 см для более высоких конструкций. Если это основной подъезд, то в его ширину не включается тротуар для пешеходов, а само покрытие должно быть рассчитано на повышенные нагрузки.
Авто должно иметь возможность приблизиться к объекту, чтобы достать до него струей воды, потому подъездная дорога должна располагаться не далее чем в 25 метрах от пятиэтажного и не далее 8 метров от девятиэтажного здания.
Узкий объект шириной не более 18 метров может иметь подъезд всего с одной стороны, в противном случае подъезд делается с обеих сторон, а ширина свыше ста погонных метров или общая площадь более 10 тысяч кв. м заставляет строить подъезды со всех сторон.
Высота арки, если таковая имеется, должна составлять от 450 см, ее допустимая ширина – не менее 350 см. В старых кварталах расстояние между двумя арками может составлять 300 метров, но в новых – не более 180 метров.
Размеры площадки для разворота пожарной техники
Радиус разворота пожарной машины довольно значителен, учитывая типичные габариты такой техники, и в некоторых случаях она просто не будет эффективной, не имея возможности заехать с правильной стороны. В связи с этим в тупиковых проездах конец подъездной дороги должен оканчиваться специальной площадкой для разворота. Установленная норма предполагает размеры такой площадки 15 на 15 метров.
Законодательство позволяет включать в эту площадь и сам проезд, и прилегающий тротуар, и даже расстояние от тротуара до стены здания при условии, что покрытие всех этих участков способно выдержать вес полностью снаряженного служебного автомобиля. При этом закон ничего не говорит о том, можно ли включать в разворотный радиус пожарной машины территорию, покрытую газоном.
Как рассчитать ширину проезда
О том, как высота здания влияет на ширину проезда к нему, выше уже было сказано. Если считать не в метрах, а в этажах, то здания до 5 этажей требуют ширины подъезда в 3,5 метра, 6-16 этажей – 4,2 метра, от 17 этажей – 6 метров. Такие требования обусловлены тем, что для подачи воды на значительную высоту нужна особенно большая и мощная техника. Не запрещено в ширину проезда включать и прилегающий тротуар, но нужно учитывать, что тогда он обязан выдерживать вес машины, а тот может достигать свыше 16 т на одну ось.
Пространство между проездом и стеной дома не должно быть заграждено чем-либо, включительно с зелеными насаждениями и линиями электропередач. Это необходимо для того, чтобы струя воды из шланга без помех достигала очага возгорания на любом из этажей.
Разновидности оформления пожарного проезда
Пути для проезда специального транспорта выделяются светоотражающей красной краской на бордюрах. На всем протяжении устанавливаются особые сигнальные спецсредства и дорожные указатели, их исполнение в обязательном порядке должно быть антивандальным.
Учитывая вес и габариты спецтехники, уклон дороги допускается в пределах 6 градусов. Поворотный радиус составляет от 12 метров и более, резкие повороты недопустимы. Бортовые камни в местах закруглений на проездах и разворотных площадках должны иметь криволинейную форму.
Разворотная площадка должна быть снабжена водоприемниками, с помощью которых с поверхности будет удаляться лишняя вода, использованная для тушения пожара.
Исключения
В условиях города соблюдение абсолютно всех вышеуказанных требований не всегда возможно. Конечно, никто не станет сносить старинную застройку, лишь бы соответствовать современным требованиям пожарной безопасности. Исключения, допускающие отклонения от изложенных правил, возможны также в следующих случаях:
- Соседние здания имеют высокие 1 и 2 степени противопожарной безопасности или лишены окон с одной из сторон – расстояние между строениями можно сократить на 20%;
- В сейсмоактивных регионах с вероятностью землетрясения в 9 баллов ширина проезда возрастает на 20%;Низкая огнеупорность в пределах 3-5 степеней заставляет увеличивать ширину проезда на 25%;
- Между двухэтажными зданиями с легковоспламеняющимися фасадами проезд должен быть на 20% шире.
Постройки хозяйственного назначения не имеют регламентированного расстояния друг от друга, но их степень огнестойкости высчитывается согласно ГОСТ 30247.
- Основная пожарная техника
- Специальная пожарная техника
- Автоцистерны пожарные лесопатрульные
- Комплектующие для пожарных автомобилей
Пожарная разметка
Устройство площадок для пожарной техники предназначено для обеспечения беспрепятственной установки пожарных автомобилей на водоисточники и доступа пожарных подразделений с автолестниц или автоподъемников в любое помещение или квартиру, находящиеся в нижнем пожарном отсеке. Проезды к площадке должны соответствовать требованиям, предъявляемым к пожарному проезду в соответствии с разделом 8 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». Площадки для установки пожарной техники запрещается загромождать личным автотранспортом, мусорными контейнерами и т.п. Полотно дорожных одежд, а также грунт в месте установки основания выдвижной опоры (в том числе с подкладкой под опору) должны выдерживать давление соответствующего типа подъемного механизма.
Размеры площадок для пожарных машин
Ширина проездов для пожарной техники
Ширина зависит от высоты зданий или сооружений
- Ширина 3,5 метра — при высоте здания до 13 метров включительно
- Ширина 4,2 метра — при высоте здания от 13 метров до 46 метров включительно
- Ширина 6 метров — при высоте здания более 46 метров
В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду. Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру – не более чем через 180 метров.
Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей. Уклон специальной площадки в местах установки автолестниц и автоподъемников должен быть не более 3о.
Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
РАЗМЕТКА ПЛОЩАДОК ДЛЯ ПОЖАРНЫХ МАШИН
Площадка для установки основной пожарной техники
10 на 4 метра
Рекомендуемые размеры площадок для установки автолестниц
12 на 7 метра
Данные площадки должны располагаться на расстоянии 10 – 12 метров от зданий и сооружений, обеспечивая наибольший диапазон работы подъемных механизмов.
Тупиковые проезды для разворота пожарной техники
15 на 15 метра
Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
Дополнительные обозначение площадок
Специальные разворотные площадки и места установки пожарной техники необходимо оборудовать информационными знаками, размерами 25х50 см.
На данных знаках белой краской на красном фоне размещается надпись «Разворотная площадка для специальной техники» или «Специальная площадка для установки пожарно-спасательной техники».
Шрифт надписей выполняется в соответствии с приложением Н ГОСТ Р 12.4.026- 2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», где высоту шрифта Н следует принимать равной 3 см.
ПОЖАРНЫЕ ПРОЕЗДЫ И ПОДЪЕЗДЫ К ЗДАНИЯМ И СООРУЖЕНИЯМ
ПРОЕЗД ДЛЯ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ — это участок территории или сооружения (моста, эстакады и др.), предназначенный для передвижения пожарной техники ( см. ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА) с соблюдением требований нормативных документов ( см. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ) по пожарной безопасности ( см. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ) [1] .
ПОДЪЕЗД ДЛЯ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ — это участок территории или сооружения (моста, эстакады и др.), предназначенный для передвижения и установки пожарных автомобилей ( см. ПОЖАРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ) с возможностью приведения в рабочее состояние всех механизмов, устройств, выполнения действий по тушению пожара ( см. ТУШЕНИЕ ПОЖАРА) [1] .
Прежде всего, нужно сказать, что обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара ( см. ПОЖАР) относится к первичным мерам пожарной безопасности (ст. 63, ФЗ-123) [2] .
Регламент строительства
С начала любого строительства на первом плане должны стоять вопросы обеспечения противопожарной безопасности. Разумно заранее предусмотреть, что любой пожар намного легче предупредить (см ПОЖАРНО‑ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ), чем ликвидировать (см. ЛИКВИДАЦИЯ ПОЖАРА). При составлении плана строительства следует учитывать оборудование пожарных проездов и подъездов.
Пожарные проезды и подъезды предназначены для обеспечения свободного доступа к строениям в случае образования возгорания. Так создаются необходимые условия для немедленного вмешательства и тушения пожара.
Пожарный проезд надлежит оборудовать согласно:
·СП 42.13330.2016 — содержит основные требования к планировке и застройке городских и сельских поселений [3] ;
·Федеральному закону № 123-ФЗ — устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции) (см. ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения [2] ;
·СП 4.13130.2013 (с изм. № 1) — устанавливает требования пожарной безопасности к объемно-планировочным и конструктивным решениям, обеспечивающим ограничение распространения пожара при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений [1] .
Вышеперечисленные нормы пожарной безопасности гарантируют свободный доступ пожарной техники к зданию или сооружению.
Требования к проездам и подъездам к зданиям и сооружениям
Требования к проездам и подъездам пожарной техники к зданиям и сооружениям содержатся в 8 разделе, СП 4.13130.2013 (с изм. № 1) [3] :
1. Подъезд пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям должен быть обеспечен по всей длине:
а) с двух продольных сторон — к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности ( см. КЛАСС ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ) Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;
б) с одной продольной стороны — к зданиям и сооружениям вышеуказанных классов с меньшей высотой при выполнении одного из следующих условий:
· оконные проемы всех помещений или квартир выходят на сторону пожарного подъезда, либо все помещения или квартиры имеют двустороннюю ориентацию;
· при устройстве со стороны здания, где пожарный подъезд отсутствует, наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой;
· при устройстве наружных лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий;
в) со всех сторон — к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.
При наличии отступлений от требований нормативных документов ( см. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ) в части устройства пожарных проездов, подъездов и обеспечения доступа пожарных для проведения аварийно-спасательных мероприятий (см. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ), возможность обеспечения деятельности пожарных подразделений на объекте защиты ( см. ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ) должна подтверждаться в документах предварительного планирования действий по тушению пожаров (см. ДОКУМЕНТЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ) и проведению аварийно-спасательных работ, разрабатываемых в установленном порядке.
Планировочные решения проездов, подъездов принимаются исходя из габаритных размеров мобильных средств пожаротушения ( см. ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ), (см. ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА), а также высоты объекта защиты для обеспечения возможности развертывания и требуемого вылета стрелы пожарной автолестницы и пожарного автоподъемника.
2. К зданиям с площадью застройки более 10 000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.
3. Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:
· 3,5 метров — при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;
· 4,2 метра — при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;
· 6,0 метров — при высоте здания более 46 метров.
4. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.
5. Расстояние от внутреннего края подъезда до наружных стен или других ограждающих конструкций жилых и общественных зданий, сооружений должно составлять:
· для зданий высотой до 28 метров включительно — 5–8 метров;
· для зданий высотой более 28 метров — 8–10 метров.
6. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
7. В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.
8. Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру — не более чем через 180 метров.
9. Тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15×15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
10. При длине зданий более 100 м в лестничных клетках, вестибюлях или лифтовых холлах в уровне входов в здание или пола первого этажа для прокладки пожарных рукавов ( см. ПОЖАРНЫЙ РУКАВ) следует предусматривать сквозные проходы на противоположную сторону здания ( см. ПОЖАРНЫЙ ОТСЕК) не реже, чем через 100 м друг от друга. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода ( см. НАРУЖНОЕ ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ) с пожарными гидрантами (см. ПОЖАРНЫЙ ГИДРАНТ).
11. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
12. Планировочные решения малоэтажной жилой застройки домами класса функциональной пожарной опасности Ф1.4 (см. КЛАСС ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, ПОЖАРНЫХ ОТСЕКОВ) (до 3 этажей включительно), а также садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ должны обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.
Также требования к пожарным проездам и подъездам представлены в постановлении правительства РФ № 1479 «О противопожарном режиме»:
Правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения (п. 71, ППР № 1479) [4] .
На объектах защиты, граничащих с лесничествами, а также расположенных в районах с торфяными почвами, предусматривается создание защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,5 метра, противопожарных расстояний, удаление (сбор) в летний период сухой растительности, поросли, кустарников и осуществление других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах ( см. ЛЕСНОЙ ПОЖАР). Противопожарные минерализованные полосы ( см. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПРЕГРАДА) не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения (п. 74, ППР № 1479) [4] .
Переезды и переходы через внутриобъектовые железнодорожные пути должны быть свободны для проезда пожарных автомобилей. Переездов через пути должно быть не менее 2 штук (п. 208, ППР № 1479) [4] .
На территории строительства площадью 5 гектаров и более устраиваются не менее 2 въездов с противоположных сторон строительной площадки. Дороги должны иметь покрытие, пригодное для проезда пожарных автомобилей в любое время года. Ворота для въезда на территорию строительства должны быть шириной не менее 4 метров.
У въездов на строительную площадку устанавливаются (вывешиваются) планы с нанесенными строящимися основными и вспомогательными зданиями и сооружениями, въездами, подъездами, местонахождением водоисточников, средств пожаротушения и связи (п. 309, ППР № 1479) [4].
Также стоит отметить, что в нормативных документах по пожарной безопасности находятся отдельные требования к въездам (выездам) и проездам на территории производственного объекта, содержащиеся в ст. 98, ФЗ-123 [2] .
Подробную информацию о требованиях к проездам и подъездам для пожарной техники см. по ссылке.
Статью о содержании территорий, дорог, проездов и подъездов объекта см. по ссылке.
Литература
3.СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».